Фанаты металлов наперебой обновляют таргеты: золото до 3 тыс. долларов и более, серебро — от 70 долларов. В качестве аргументации рисуются столетние чарты, кривые, апокалипсис доллара и тому подобное. Нащупать какую-то конкретику в этом всём сложно. Нет естественного якоря для взвешенного анализа.
Расколбас на рынке серебра достиг таких эпических размеров, что выплеснулся в СМИ. Поскольку народ знает, что я внимательно слежу за сектором драгметаллов, то меня просто завали вопросами, что делать.
В прошлом году мы были очень bullish как на серебро, так и на золото. С чем, собственно, себя и своих клиентов поздравляем. Однако с обновлением исторических максимумом возникает логический вопрос: что дальше? Это топ или сдвиг парадигмы и так далее?
Фанаты металлов, ясное дело, наперебой обновляют таргеты: золото до 3 тыс. и более, серебро — от 70 долларов. В качестве аргументации рисуются столетние чарты, кривые, апокалипсис доллара и тому подобное. Нащупать какую-то конкретику в этом всём сложно. Нет естественного якоря для взвешенного анализа. По крайней мере на мой взгляд. Как в этом разобраться?
Поскольку жизнь забросила в мир извлекателей минеральных ресурсов, то пришлось предметно разбираться с тем, как работает голова майнинговых аналитиков и инвесторов. Что я обнаружил, нравится мне куда больше, чем шаманский чартизм. В общем виде наблюдаем классическую микроэкономическую модель, знакомую по давно забытому учебнику. Долгосрочное равновесие на том или ином рынке находится в районе затрат максимально дорогого производителя (marginal cash cost producer). Если цена падает, такие люди вываливаются с рынка, корректируя таким образом предложение, а если растёт, то становится интересным добывать то, что при более низких ценах было экономически неэффективным. Для корректности отметим, что есть бантики в виде справедливой нормы отдачи на капитал, динамики ввода в строй новых мощностей и тому подобное, но это картинку принципиально не меняет.
Что это значит на цифрах для серебра и золота? Покопавшись в разных отраслевых отчётах, имеем следующие точки снятия температуры. Где-то порядка 850—900 долларов за унцию для золота и 12—15 долларов за унцию серебра. Обратите внимание, что индустриальная логика сильно ставит под сомнение, что серебро каким-то образом должно вернуться к историческому соотношению к золоту на уровне 15—20х. Мы всегда говорили, что увеличившийся разрыв продиктован структурой спроса и предложения, а не неким заговором!
Если озвученные выше цифры верны, то получается, что и серебро, и золото серьёзно переоценены? Не обязательно. Во-первых, спрос подтянулся, что должно вовлечь в оборот более дорогих производителей. Во-вторых, подобные расчёты всегда отстают от инфляции, а в ресурсных странах она была просто чудовищной. В-третьих, с более дорогим и технологически сложным производством связано больше рисков, что, в свою очередь, накручивает стоимость капитала. Подсчитать совокупность таких факторов однозначно сложно.
Однако мои наблюдения по добывающему сектору в целом интуитивно подсказывают, что правильный ответ находится где-то в районе 1,5х+ от достоверно известных исторических уровней затрат. Для серебра коэффициент может быть чуть больше в силу малого удельного веса, то есть затраты на унцию бьют сильнее. Пусть будет 2,0х.
Получаем 1500 на золото и 30 долларов на серебро (оговоримся, что это ценник, в который не заложен сценарий валютного кризиса фиаток). На этих отметках производители будут счастливы и с удовольствием будут хеджировать позиции против вложений в новые проекты. По крайней мере это справедливо с индустриальной точки зрения.
Означает ли сие, что серебро ждёт серьёзная коррекция с сегодняшнего уровня в 46 долларов и стояк по золоту, которое закончило неделю на отметке в 1504 долларов? Не факт. Тут надо разбирать сценарии раздельно.
Серебро куда более волатильно, чем золото. Мы также знаем, что крупные шорты находятся в сквизе. Поэтому чисто моментная игра может обеспечить дополнительный апсайд по серебру. Однако это довольно спекулятивный расчёт, годный только для тех, кто в состоянии быстро входить и выходить сообразно конъюнктуре. Для более долгосрочных инвестиций золото выглядит предпочтительней.
Логика тут следующая: может ли цена осесть до 1400 или 1300 долларов? Разумеется. Напомним, что в фундаментальных моделях, сторонником которых мы являемся, золото очень чувствительно к уровню процентных ставок, которые сегодня ультранизки. Может ли золото дойти до 2000 долларов? Может. Это же номинальный ценник. Золото ждёт, будет ли QE3 или нет. Предмет другого поста, но мы много раз говорили, что QE3 в каком-то формате есть данность. Бэну некуда соскакивать.
Общий вывод? В общем виде отметим, что сегодня предпочитаем золото, так как при существующей нестабильности доллара уровень защиты капитала значительно выше, чем уровень риска. Продолжаем аккумулировать позиции, но с куда меньшим шагом, чем год назад, когда скупали всё, что движется и вывозится в хранилище. С серебром лучше подождать до середины лета. Любители моментного трейдинга могут рассудить иначе…
Самая острая аналитика и разумные советы на dikouchine.com
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- ЕС еще не решил, в какой цвет покрасить энергию атома и газа.
Серега Махно о зеленой энергетической политике. - Advance (Хорватия): государства по всему миру воспринимали энергетическую безопасность как должное.
Теперь предстоит опасное пробуждение в холоде, которое отразится на всех аспектах современной экономики и цивилизации вообще. - Переход к циклической экономике.
Опыт Европы. - Тепло, экономика, инновации.
Разработка механизма повышения эффективности функционирования систем теплоснабжения предприятий . - Почему постковид — лучшее время для перехода к экономике замкнутого цикла.
И что для этого нужно сделать. - Почему страна с неблагоприятным климатом привлекает инвесторов.
Австралия до сих пор не платит за последствия климатических изменений. - Поддержка ценных экосистем поможет сохранить планету.
Что для этого могут сделать в разных странах? - Новая климатическая карта .
Как изменятся сельское хозяйство и экономика США из-за глобального потепления. - Главные риски конца лета.
Что может прервать восстановление экономики. - Рубен Ениколопов. О последствии коронакризиса в бедных и богатых странах.