Подписаться на обновления
21 мартаЧетверг

usd цб 64.2803

eur цб 72.9389

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  пятница, 26 июня 2015 года, 17:00

Театральная история
Беседа о театре и литературе с Артуром Соломоновым


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Недавно вышло второе издание романа Артура Соломонова «Театральная история», а 20 июня в центре Высоцкого была сыграна премьера спектакля по этому произведению. В книге и спектакле творятся события невероятные: молодой актер репетирует роль Джульетты, священник мечтает о лаврах режиссера, режиссер уничтожает в актерах человеческое, олигарх всеми силами стремится к бессмертию, а неизвестные абоненты предлагают героям новый вид экологичного погребения. При всей фантасмагоричности, события, представленные в романе и на сцене, прекрасно укладываются в логику современной жизни. Причем не только театральной.

- Артур, вы сами писали инсценировку по роману?

- Я сразу сказал, что инсценировку писать не буду, и меня особо никто не уговаривал (смеется). Режиссер Искандер Сакаев и руководитель проекта Алексей Кабешев сами взялись за это дело. Им удалось совместить бережное отношение к тексту с абсолютной свободой. У меня бы так не получилось. Успех премьерного спектакля подтвердил, что решение о моем неучастии было правильным. Режиссер и артисты сделали самостоятельное, совершенно полноценное произведение на основе романа.

- Ваш роман сразу привлек внимание читателей. Как вы сами думаете, чем он так понравился публике?

- Знаете, как ответил Станиславский на вопрос, какие цели должен перед собой ставить режиссер? «Выше, проще, легче, веселее»…

В современных текстах, мне кажется, внятность высказывания, динамичность сюжета, интрига, обаяние или завораживающее антиобаяние героев не считаются обязательными. Часто современная литература, если она серьезная, то она уж такая серьезная, что читателю приходится предпринимать чудовищные усилия, чтобы проникнуть в смысл написанного. И усилия не всегда вознаграждаются.

Заведомо усложненные тексты, почти не учитывающие «фактор читателя», считаются «более современными», что ли, и критика ориентирована на тексты для так называемых «избранных». А я в литературу «не для всех» не верю. Ведь законы восприятия не изменились: читатель во все времена хотел, чтобы его заинтересовали и увлекли. Ему необходим момент сопричастности. Как сказал Гельвеций, люди обращаются к искусству, потому что «хотят быть взволнованными».

Концепция, особое видение, философский подтекст – все это должно быть в романе, но не ради этого, как мне кажется, пишутся художественные тексты. Для философских высказываний есть философия, для любителей ребусов – существуют именно ребусы. Если твои персонажи – мощные личности, которые действуют в момент духовного кризиса, или в экстремальных обстоятельствах, то они неизбежно создадут и борьбу идей, и философский подтекст, неотделимый ни от сюжета, ни от их психологии.

- Хорошо, читателя вы уважили, удалось ли уважить людей театра, о которых писали? Не боялись обидеть их, специально или ненароком?

- Я не мог воспеть театр и людей театра, это было бы странно. Ода на 432 страницы? Перебор. Но и унизить я никого не хотел. Кое-кто после выхода романа, и правда, обиделся. Не в том смысле, что они узнали себя, в тексте практически нет прямых аллюзий, я ни с кого напрямую не списывал образы. Но театральная жизнь в романе представлена, я надеюсь, правдиво, а потому довольно жестко.

Там есть лишь одна фраза «из жизни», которую я отдал главному герою, потому что очень уж она была хороша. Некий актер, который играл в одном спектакле с Олегом Табаковым, говорил мне, что когда они выходят на поклоны, он чувствует, что публика аплодирует не для того, чтобы поблагодарить Табакова, а чтобы его, этого актера, унизить. В этой фразе – очень привлекательное, но все-таки безумие.

- Тема театра, при всей ее соблазнительности, не такая простая, какой кажется. Вы не опасались сложностей, погружаясь в этот мир?

- Понимаете, не то, чтобы я писал в стол, но, пока работал, я толком не думал об издании. Первые контакты с крупными издательствами меня обескуражили. Мне предложили сменить название, сказали, что тема театра – маргинальная, и мы лишимся большого количества потенциальных читателей, если в названии романа оставим слово «театр». Я категорически с этим не согласился. Да и странно было бы, если бы я, написав роман о театре, полагал, что это маргинальный вид искусства, никому не интересная область жизни и человеческой психологии, и стал бы стыдливо маскировать основную тему романа.

Но вместе с тем я хотел показать театр как символ современного общества. И символ наиболее точный для описания сегодняшнего мира, где определяющими психологическими мотивами являются, как мне кажется, страх и зависимость (людей друг от друга, от денег, от начальства, от привычного уклада жизни). Плюс к этому территория театра давала мне возможность показать большие страсти и больших людей. И некоторые внезапные сюжетные ходы, яркость характеров героев, эксцентричность их поступков именно благодаря театру смотрятся естественно. На любой другой территории все это выглядело бы гротескным преувеличением, и в конечном итоге – неправдой.

два

Сергей Преображенский и Наталья репетируют сцену из "Ромео и Джульетты" (Антон Даниленко, Алевтина Даниленко)

- Как долго вы писали текст?

- Год и три месяца. Самым тяжелым было, пожалуй, отказываться от написанного. Получилось так, что нескольких героев я «довел» до середины, а потом понял, что для них нет места в дальнейшем развитии событий. Я с такой болью их уничтожал, что мне до сих пор тяжело вспоминать об этом (смеется). Но что делать? Хоть они мне очень нравились, они тормозили сюжет. Пришлось резать по живому. Или, вернее – по живым.

- Тем не менее, одного из своих героев вы безжалостно убиваете.

- Почему же безжалостно? Совсем наоборот. Знаете, в романе возникает тема смерти, и во второй части звучит все сильнее. Герои получают странные письма, оказываются в церкви на отпевании. Я видел, что в сложившихся обстоятельствах одного из них просто необходимо принести в жертву. Причем, погибнуть должен персонаж, над которым тучи-то, вроде, совсем не сгущаются. Но как именно он встретит смерть, я не знал, пока не дошел в тексте до момента, где этот герой уже должен был погибнуть.

Но вообще, мне все мои герои нравятся, даже подлецы, даже те, кто слаб и способен на предательство. Я очень хорошо понимаю их мотивы, и, надеюсь, мне удалось их убедительно показать: все герои – хорошие «адвокаты», они умеют выстроить систему защиты от совести. Правда, не очень надолго.

- С героями понятно, а как вы относитесь к актерам?

- Результат работы актеров, их роли, то, что мы видим на сцене и на экране, я очень ценю и люблю. Но в романе идет речь о психологии артиста, о неизбежных профессиональных травмах… Актер же постоянно чувствует себя на сцене, даже когда сидит в кафе или гуляет в парке. Представьте, что происходит с человеком, который все время ощущает себя в центре внимания или мечтает быть таким центром, но безуспешно? Помимо этого, артисты колоссально зависимы от режиссера. Которому мало просто понравиться, дальше надо суметь удержать эту любовь. И в таких заботах проводят жизнь порой очень мощные личности - их постоянно терзает страх потерять расположение режиссера, потерять любовь публики.

- У вас в романе одна из героинь говорит примерно следующее - что в театре все бабы, только одни с яйцами, другие без.

- Если мужскими чертами характера считать решительность и независимость, то в театре они, мягко говоря, не очень востребованы. Актеру независимость в принципе не нужна, напротив, он как раз ищет зависимости, той, которая была бы выгодна его природе. Замечательный артист Виктор Гвоздицкий как-то с радостью мне рассказывал, что Валерий Фокин ему сказал: «где буду я, там будешь и ты»... Актеры ищут именно такого контакта с режиссером. А решительность артист может проявить, лишь отказавшись от роли. Уйти, хлопнув дверью. Но этим нельзя злоупотреблять. Один раз уйдешь, другой… А режиссеров выдающихся сколько? Пять. Ну, шесть. Вот столько ты раз можешь «хлопнуть». За всю свою жизнь.

1

"В нашем театре творятся вещи такие возмутительные" (Филипп Котов)

- Вы сочувствуете актерам?

- Сочувствие – неправильное слово… Я, кстати, вспомнил, как один мальчик ответил на вопрос, кто такие зрители. Он сказал: «сидят и завидуют». А я ведь не только человек, который в силу профессии лично знает многих артистов, я ведь еще и зритель. И потому не исключаю, что в моем отношении к актерам смешано много разных чувств. Но артисты, конечно, наиболее беззащитные из всех представителей творческих профессий. Вот предположим, кому-то не нравится мой текст. Ну, обидно, конечно, очень обидно. Но ночными терзаниями не грозит. А когда публике не нравится твоя роль? Это значит, что все в тебе ставится под сомнение: твой голос, твоя внешность, то, как ты говоришь, двигаешься, ходишь… По сути, ты сам оказываешься отвергнут. Это разрушительное переживание для человека и актера.

- Как вам кажется, открытость, всевозможные социальные сети, все это на пользу современным актерам?

- Мне кажется, нет. Сам факт того, что сегодня любой может выйти на личную страницу в Фейсбуке, скажем, актера Сергея Безрукова, и что-то ему написать, сокращает дистанцию. И неважно, ответит артист или нет, и что именно он ответит. Такой близкий контакт, сама его возможность – зачем это нужно артисту?

- Но надо ли и заблуждаться на их счет? В конце концов, это те же люди, с их слабостями и недостатками.

- Наличие кумиров, чего-то недостижимого, мне кажется, связано с наличием системы ценностей. Если у человека есть иерархия ценностей, у него будут и кумиры, и авторитеты. Наличие чего-то неприкосновенного – это в принципе хорошо. Пусть это будут актеры, почему нет? И потом, что дает нам такого рода информация: кто-то из артистов неукротимо любит пончики, кто-то проводит дни в тяжкой борьбе (или, напротив, абсолютном взаимопонимании) с алкоголем, чью-то любимую таксу зовут Терентий, а кто-то терпеть не может такс...

Достоевский был ярым игроком в рулетку. Отрицает это его гений? Ставит под сомнение? Нет, конечно. По его произведениям и так очевидно, что азарт – самая скромная из его страстей.

Точно так же и с актерами. Конечно, сегодня создать миф о себе, наверное, невозможно. Но артисты и так другие, не такие, как мы. Это факт, и факт прекрасный. Мы не знаем (да и они толком не знают), как они устроены, и что вообще это за дьявольщина такая – артистический талант? Часто, когда я общаюсь с актерами по-настоящему одаренными, я словно другую породу рядом чувствую, непредсказуемую, порой даже опасную… И слава богу. Мне кажется, это замечательно.

- Не могу не спросить про героев-соперников в вашем романе – режиссера и священника.

- Взаимоотношение театра и религии интересовало меня с самых разных сторон. Театр вышел из обрядовых действ, и даже лексически связь театра и религии поддерживается, по крайней мере, в России: театр – это «храм», актеры в нем «служат»; говорят, – правда, все тише и тише – о необходимости единства этического и эстетического. И даже знаменитая работа Станиславского называется «Моя жизнь в искусстве», по аналогии с книгой Иоанна Кронштадского «Моя жизнь во Христе». Да и сам Константин Сергеевич был очень религиозным человеком, пытавшимся совмещать театр и христианские идеи. Потому для меня было несомненным с самого начала, что в романе рядом с фигурой режиссера должна появиться фигура священнослужителя. Так постепенно рядом с режиссером Сильвестром Андреевым начали проступать черты многогрешного отца Никодима.

- Получилось так, что каком-то смысле вы предвидели известные события, случившиеся в ХХС.

- Да, текст был написал до событий в Храме Христа Спасителя... Режиссер театра устраивает в храме нечто подобное тому, что сделали Pussy Riot. Причем многие мои знакомые, которые до выхода романа читали текст в рукописи, говорили, что таких провокаций в церкви просто не может быть. Панк молебен убедил их в обратном. И сейчас тема обострившихся отношений церкви и общества, или, скажем так, церкви и интеллигенции, звучащая в романе – более чем актуальна. Хотя, конечно, священник, стремящийся «захватить» театр, получить власть над труппой, над искусством, это все же преувеличение. Но для романа – вполне приемлемое. Потому что оно отражает реальную, ненасытную волю к власти некоторых батюшек. И вместе с тем, события последнего времени показали, что между театром и церковью возникли отношения напряжённые, и мы только в начале пути. Но меня интересовал более глубокий уровень театрально-церковных взаимодействий, чем доносы нравственно озабоченных персон, или возмущение верующих (или якобы верующих). Хотя, в романе эта тема тоже присутствует.

- Вам самому насколько близок церковный мир?

- Я в юности очень интересовался вопросами религии, даже думал всерьез, не пойти ли мне путем православия. Но довольно быстро понял, что у меня слишком много страстей для того, чтобы быть монахом. Сегодня я могу сказать, что без всяких иллюзий отношусь к священникам. Для меня очевидно, что под рясой – обычный человек. Со своими страстями, заблуждениями и грехами. Но при этом – решивший заняться одной из самых сложных и опасных профессий, если, конечно, он относится к своему служению всерьез. В этом плане – духовных опасностей – актерская профессия и профессия священника похожи. У артистов и священников намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд, но… Я не стану пересказывать роман (смеется).

- То есть, вы сами не идеализируете ни актеров, ни священников, однако, предлагаете это делать остальным?

- Я думаю, что писатель, который относится с придыханием к тому, о чем собирается писать, обречен на провал. И в романе, как мне кажется, нет даже следов идеализации священников или артистов.

- Но вы же только что говорили, что кумиры должны существовать, что лучше публике не знать подробности жизни актеров…

- Литературы это не должно касаться, тут нет запретных тем. Это не противоречие, мне так кажется… Или противоречие?

- Скажите, а о чем ваш роман, если сформулировать в двух словах?

- Мне кажется, роман не пишется ради одной какой-то идеи. Ради идеи я могу написать статью или колонку. А роман, это, скорее, сплав мыслей, разного рода психологических реакций и подходов к жизни. Если бы у меня было непоколебимое знание, как надо жить, я бы роман не написал. Мне кажется, к таким формам, как роман, обращаются люди, у которых больше вопросов, чем ответов. Потому жанр интервью, где нужно знать ответы, немного настораживает (смеется). Один из самых важных для меня мотивов в романе: противостояние маленького человека (Александра) и мощных персонажей – отца Никодима, Сильвестра Андреева и «недоолигарха» Ипполита Карловича. Это даже не противостояние, а покорное пребывание Александра в эпицентре мощных силовых полей. Сначала он абсолютно безропотен, а потом, с каждой главой романа, в нем просыпается достоинство и укрепляется чувство, что он может порвать цепь зависимостей, что способен вырваться из той жизни, которая держит его в плену.

Главный герой спектакля Сильвестр Андреев пришел на телевидение, чтобы устроить грандиозный скандал (Денис Яковлев и Алевтина Даниленко)

- Но сверхзадача и сверхидея всегда существуют.

- Я слышал много удивительных интерпретаций – и что роман, на самом деле, о коте (который там мелькает максимум на трех страницах), и что главные герои, Наташа и Александр – гермафродит, единое существо… Так что каждому читателю – своя сверхидея (смеется).

Следующая премьера спектакля "Театральная история" состоится на сцене Дома Высоцкого 4 июля.

Беседовала Этери Чаландзия




ОТПРАВИТЬ:       



 





Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев


С оттенком высшего значения

«Заповедник» в Студии театрального искусства

Главное впечатление от премьеры СТИ – недоумение: как могла ироничная двадцатистраничная повесть превратиться в тоскливый трехчасовой спектакль? Как легкость довлатовского «Заповедника» трансформировалась в основательность (= тяжеловесность) «Заповедника» Женовача? Несоответствие первоисточнику в современном театре не редкость. Но СТИ всегда отличалась трепетным отношением к литературным произведениям.

29.01.2018 16:00, Татьяна Ратькина






 

Новости

Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Нарьян-Маре
28 февраля 2019 года в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» в Ненецкой центральной библиотеке им. А. И. Пичкова в Нарьян-Маре директор НП «Викимедия РУ» Владимир Медейко провёл семинар, на котором рассказал о теоретических и практических вопросах, связанных с авторским правом, общественным достоянием, открытыми и свободными лицензиями, особенностях работы библиотек в цифровую эпоху, представил проект «Открытое наследие» и созданные в его рамках материалы и передал несколько экземпляров книг.
В 2019 году вручат две Нобелевские премии по литературе
В прошлом году награду не присуждали из-за скандала, связанного с домогательствами.

 

 

Мнения

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.