Подписаться на обновления
20 маяПонедельник

usd цб 64.6327

eur цб 72.2464

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Марина Перчихина   вторник, 3 апреля 2012 года, 15:44

Театр мертвых блох, в котором ничего не происходит
Арт-группа «Археоптерикс» и этно–концептуализм


//www.mosreg.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




1 декабря 2011 года в памятный день посещения Никитой Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже, в подмосковной Коломне открылся новый культурный объект необычного формата. Его полное название – Арткоммуналка. Музей. Мастерская. Ерофеев и Другие.
Первый «жилец» объекта – это Музей, который собирает и хранит память об особой атмосфере коммунального быта Коломны 60-х. 6 апреля 2012 Артрезиденция открывает выставку «Ловля блох» группы Археоптерикс, про которую и речь в этом артистичном эссе художника и сценографа Марины Перчихиной.

«… мы решили с Романом представиться как группа "Археоптерикс", с которой все и началось когда-то и вот через много лет она (птица) вновь возникла - немного сентиментально, конечно...» – из письма Анжелы

Анжела Арсинкей и Роман Постников появились у нас в Москве, в галерее «Spider&Mouse»(Спайдермаус) в 1997ом, после организованной Удмуртским университетом симпозиума на корабле, в котором участвовали и мои соавторы – японская художница Куми Сасаки и Игорь Иогансон.

В 1999 группа Археоптерикс уже в расширенном составе прибыла вместе с гигантской гипсовой формой снятой с лежащей фигуры одной из участниц.

В форме была отлита желатиновая женщина. Обнаженный юноша в очках (Максим Веревкин) с огромным ножом выходил к публике, расчленял желатиновое тело и выдавал куски желе для поедания. Кругом висели огромные свитки с отпечатками тел, меньшие – с отпечатками разверток лиц.

Тела были отпечатаны прикосновением рельефа к плоскости, а лица – путем обертывания их поверхности бумагой. Две печатные техники и два типа искажения – это важно, т.к. отпечатки, рефлексия способов печати, отношений видимого и отпечатка – сквозная тема Романа Постникова.

Проект «ГЛОБУС ЧЕЛОВЕКА» сопровождался его текстом:

«Если для человека древности отношения между субъектом и воспринимаемым им объектом аналогичны отношениям между двумя физическими предметами, то, осознав себя как субъект, человек в первую очередь осознает себя объектом. Здесь и происходит осознание себя через объект искусства - собственные отпечатки и формы.

Человек начинает играть с самим собой, с собственным отражением, тенью, следами. Ему становится интересно также собственное тело, а особенно то, что внутри него, что кроется за этой болезненной оболочкой.

Саморазрушение, самопоедание (разложение структуры на составные части) как в буквальных, так и в знаковых формах, становятся путем к самопознанию: есть глаза рыбы, чтобы видеть как рыба, есть грибы для того, чтобы быть грибом... Помещение себя во внутрь себя для того, чтобы почувствовать и воспринять. Отталкивание себя от себя (следы, отпечатки, тени, отражения) — это воспарение над платформой плоскости с целью рефлексии, а далее познания и совершенствования».

Часть желатинового тела, оставшаяся от вернисажа, в течение трех недель выставки медленно покрывалась плесенью.

Пришедшие на выставку студенты–шведы, чье обучение современному искусству связано с социальными практиками, были потеряны и слегка испуганы зрелищем плесневеющего «недоеденного тела» и пляшущих вокруг отпечатков.

Осторожно попытались произнести слова «нью эйдж»(new age).

«…Будучи студентом, Роман Постников экспериментировал со слайдами: царапал, красил, рисовал, вставлял в рамку от слайдов различные фактуры…

Как-то раз я была совершенно обожжена его находке с блохой. Она была помещена внутрь слайда и там шевелилась...

Потом я хотела этот эксперимент повторить, но каждый раз вдруг ломалась техника или вообще таковой не оказывалось в наличии. Прошло более двенадцати лет, и я получаю приглашение от Михаила Леженя – поучаствовать в проекте Арт-Коммуналки. И вот мы тут, в Коломне» – пишет мне Анжела (живущая сейчас в Берлине) из Коломны в деревню Криушкино.

Отдельно, в рамках встречи со шведскими студентами из Мальмо в ЦСИC были показаны видео и кино фильмы ижевского сообщества. Среди них было видео с проекции найденных в заброшенном кинотеатре пленок, вручную обработанных художниками. Редимейд сочетался с проживанием процесса нахождения и другими визуальными комментариями.

Остатки советского прошлого явленные в истлевающих кинофильмах подавались не как социум и история, а как личное приключение и переживание.

Таким же образом рассматриваются Археоптериксом и хорошо сохранившиеся в удмуртском быту следы архаических культов и шаманских практик.

«Придумывать, как что-то назвать для меня всегда мучительно, может быть потому, что нет стиля или какой-то долгой идеи, той, которая на всю жизнь. Нужно, наверно учитывать и тот факт, что мы оба в какие-то периоды жизни вообще выпадали из художественного контекста, ну или являлись вялыми наблюдателями этой возни, которая наступила вокруг того, что мы когда-то любили…»

1. Гадательный текст. 2. Философский текст. 3. Гадательный и философский текст одновременно. 4. Основа китайского универсизма. 5. Собрание поговорок. 6. Записная книжка политика. 7. Политическая энциклопедия. 8. Толковый словарь. 9. Бактрийско-китайский словарь. 10. Фаллическая космогония. 11. Древнейший исторический документ Китая. 12. Учебник логики. 13. Бинарная система. 14. Тайна кубокуба. 15. Случайные толкования и комбинации черт. 16. Фокусы уличного гадателя. 17. Ребячество. 18. Бред. 19. Ханьская подделка.

Обычно молодые художники, добиравшиеся в Москву в 90е, старались не думать об обратном билете. Они были нацелены на завоевание галерей и движение к мировой славе.

«Архиоптерикс» совершенно не проявляя интереса ни к чему, лежавшему вне проекта, с удовольствием возвращался в тесную среду, где неразрывно жизненное и художественное существование.

В итоге возникла в Ижевске «Творческая дача» Анфима Ханыкова, фестивали городской скульптуры, масштабные проекты, реально воздействующие на город, например, проект "Упаковка", когда на жилые здания наносили огромные знаки "Не кантовать", "Стекло". Многие москвичи сегодня с удовольствием едут туда, как в свободную зону искусства–жизни без рынка и амбиций.

В 2000х задержалась в Москве Анжела Арсинкей, практиковалась в нашем пространстве, потом была куратором в Зверевском центре, периодически делала собственные проекты.

«Какой-то период я начала спекулировать своей национальной принадлежностью и на этом фоне делала соответствующие работы.

Утонувшая невеста. По удмуртским мифам. Это моя фотография в национальном костюме, во рту сделана маленькая дырочка, через которую идут пузырьки.

фильм "СЮР". СЮРреализм - это искусство от дьявола, так как СЮР в переводе с удмуртского означает рог, а рогатое искусство - это искусство от дьявола. Так я услышала, будучи еще студенткой, а вещал это на всю республику по-местному удмуртскому ТВ какой-то батюшка.

В результате получился фильм, видения маленькой девочки удмуртки (это, как не трудно догадаться моя дочь в манисте), к которой приходят разные рогатые существа, а напротив сидит мальчик в рыцарском шлеме...»

Фильм Анжелы, "Асме тоди", что значит "Узнать себя", показанный в ТВ галерее и «Утонувшая невеста», показанная на «Арт–Клязьме», кажутся ей самой эксплуатацией национальной идентичности. Но я вижу тут нечто иное.

В круг ее рефлексии входят и знаки национальной идентичности, и переживание своей отстраненности, и ироническое наблюдение за потребителем этого «этнического продукта» и еще какое–то затаенное, неуловимое переживание, которое сродни переживанию этнографа, неожиданно применившего взгляд на бытование архаических племен к наблюдению за своими коллегами по институту.

(Почему–то меня более всего в плоской «Утонувшей невесте» волнует не дающий ей всплыть обломок красного кирпича).

«15 ноября сотрудниками пресловутого центра «Э» осуществлена операция по силовому захвату и последующему аресту активистов арт-группы «Война». Поводом для этого произвола послужила проведённая в сентябре акция «Дворцовый переворот». В ходе акции, представленной как «заключительное нападение на оборотней в погонах» с требованием проведения радикальной реформы МВД, были перевёрнуты несколько милицейских автомобилей. При этом общий ущерб сломанного зеркала и мигалки на одной из машин составил, по оценкам самого ведомства, около 500 рублей. Однако теперь арестованным художникам вменяют в вину «экстремизм» в форме «хулиганства по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы», что предусматривает тюремное наказание сроком до семи лет»

Искусство – недолгое существование визуальных практик, с момента отделения от практик религиозных и по сей день, когда оно начинает растворяться в практиках социума.

Архаику, связанную с шаманизмом, начал втаскивать в границы искусства авангард, ставивший себе задачу не сотворения иллюзорных миров или рыночного продукта, а влияния на жизненную реальность.

Но погружение Гогена в жизнь Полинезии, как и практики африканских и индейских племен, включенные современными кураторами в глобальные проекты, расширяют формальный язык искусства, но не меняют конфигураций его площадки.

Уникальное положение, внутри сохранившейся под тонкой пленкой русификации и христианизации архаической удмуртской традиции и одновременно внутри практики современного искусства, ставит Археоптерикс в позицию маргинальную.

«Но идея такого вольного художника, который не входит ни в какие рамки и сообщества, который не поддается описанию, мне симпатична. Кажется, это называется быть маргиналом?..» – из письма Анжелы

Это не «нью эйдж» (new age). И не «арте повера» (arte povera, по аналогу с которым возникло «русское бедное»). Быть маргиналом сегодня куда труднее, чем попасть в мейнстрим, именно потому, что мейнстрим уже поглотил все, что производится в искусстве, и выделил отдельные зоны для того, что слишком плохо переваривается.

Скульптурная женская фигура, раскрашенная в цвета российского флага с гигантским бокалом–головой в которой плавает рыба и пиявки, как и фильм Анжелы «Сюр» обозначили линию родства.

Рене Магрит, числящийся по ведомству сюрреализма, соединил сознательное, интеллектуальное вопрошание о языке с мифологическими сновидениями подсознания.

«Дедушка концептуализма» он, безусловно, приходится духовным отцом «московскому романтическому концептуализму».

Вырисовывается термин «этно–концептуализм». Отчасти можно его применить и к коммунальным мифам Кабакова.

Народ, населявший советские коммуналки – тоже особый этнос, как и удмурты, до сих пор мгновенно воспроизводящие на семейном празднестве в городской пятиэтажке элементы обрядовых инверсий мужского и женского.

«Марина, мы решили назвать нашу выставку "Ловлей блох", а видеоряд будет называться длинно: "Театр мертвых блох, в котором ничего не происходит".

Я думаю, что было бы достаточно для выставки одной видео-картинки с блохой, где она хаотично бегает по кругу, в поисках выхода - такой приятный минимализм (эстетский?), но мы нарочно утяжеляем и вносим другие невнятные параллельные истории, вот наверно мы как-то интуитивно пришли к своему началу - к НЕВНЯТНОСТИ!»

Классический концептуализм указывал на границы языка, ставил вопрос о самом искусстве внутри единой культурной общности. Этно–концептуализм ставит те же вопросы о границах, о смыслах и свойствах знаков в ситуации встречи нескольких культурных парадигм, как и в самом опыте художников, так и в пространстве зрителей.

Тут интересен незавершенный проект Романа Постникова, предполагавший активный контакт со зрителем:

«Роман брал резиновые входные коврики в домах, в которых еще не было домофонов, и делал с них отпечатки, (в технике монотипии, используя офортный станок),

после чего коврик возвращался на прежнее место в чистейшем виде. Потом предполагалось пригласить хозяев этих ковриков на выставку, где бы они узнали в отпечатках собственные коврики. Но вторая часть этой акции не состоялась, и выставка лежит в папке».

Еще один проект Романа, который удалось увидеть в реальности на фестивале Архистояние–2010 в Николо–Ленивце. Туристская палатка–музей, в которой проходит выставка одной картины окруженной инсталляцией.

Внутреннее пространство напоминает о священных капищах и буддистских алтарях, но одновременно отсылает и к практикам художественного акционизма, таким как галерея «Пальто», и к рефлексии культурного штампа «музей – храм искусств».

Среди проектов Археоптерикса кроме «ГЛОБУСа ЧЕЛОВЕКА» есть несколько, достаточно жестко вторгающихся в табуированные области. Это и аттракцион «Гроб на колесиках» (Форум Художественных Инициатив, «Инструмента», Москва, Малый Манеж 2000), в котором предлагалось покататься в настоящем гробу и получить после этого свидетельство о собственной смерти (свое трепетно храню).

Это и "Гореть вам на вечном огне" в 2001 в Ижевске.

К огню подъезжали пары, женихи и невесты, фотографировались, а художники, тоже в костюмах жениха и невесты, жарили на огне яичницу, и никто не обращал на них особого внимания (в отличие от шумного и печального киевского сюжета последних лет).

«Вечный огонь, как место культа и паломничества. К этому месту приходят ветераны, молодожены, пионеры, как правило, обремененные социокультурными предрассудками. Здесь огонь теряет утилитарную функцию и становиться той самой эфирной материей, которой боялись и поклонялись первобытные существа. Огонь выходит прямо из земли, из неоткуда. Наверное, прямо из преисподней» – из описания проекта.

Рискованный взгляд, но очень верный именно в контексте этно–концептуализма, когда художник не носитель ценностей, а исследователь их бытования в различных системах, демонстрирующий саму возможность культурной инвариантности.

(В том числе и внутри собственного сознания).

Искусство сегодня, когда его самые радикальные практики уже перешли в статус культуры, прибегло к крайним мерам. Один его отряд врывается на территорию социума и политики и указующими жестами называет еще не опознанные объекты и символы, другие же удаляются в потаенные ниши и занимаются ловлей блох.

Именно об этом несколько лет назад я писала в предисловии к своей книжке, называвшемся «Размышление о музее во время ловли кошачьих блох» и вот неожиданно мы опять совпали с Археоптериксом.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля

Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любопытных и многообещающих новинок мирового авторского кино.

18.05.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


«Красноречие должно служить идеям, а не наоборот»

Курт Воннегут о стиле письма

Курта Воннегута не раз спрашивали о том, как выработать уникальную манеру письма (свою собственную он называл «телеграфно-шизофренической»), поэтому в 1980 году писатель опубликовал в журнале Transactions on Professional Communication эссе, в котором попытался дать ответ. T&P опубликовали перевод.

18.05.2019 13:00, Виктория Бутакова, theoryandpractice.ru


Трагедия весёлого человека

Художник Константин Коровин

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл — только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... — вспоминал Михаил Нестеров. — То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни — хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.

17.05.2019 19:00, izbrannoe.com


Тонкие запястья

Побеждает любовь или красота?

«Она так и не узнала, как мало я ее ненавидела», — сказала Симона Синьоре, когда ей сообщили о смерти соперницы. «Она» была Мэрилин Монро. Мог ли настоящий француз стать единственным на свете мужчиной, устоявшим против кокетства Мэрилин? Монро умерла намного раньше обоих супругов, так и не заставив Ива Монтана расстаться с женой. Почему непревзойденной разлучнице это сделать не удалось?

14.05.2019 19:00, Ольга Филатова, story.ru


Любовь и смерть

7 фильмов о простых людях в Великую Отечественную войну

Фильмы про Великую Отечественную войну — стратегически важный жанр отечественного кино. Десятилетиями советские и российские кинематографисты снимали фильмы-эпопеи, в которых крупными мазками изображали события, проложившие путь к Победе. Однако показать не величие, а трагедию войны лучше всего удается картинам о личных историях обычных людей. Вместе с журналом «Искусство кино» T&P собрали 7 фильмов о том, как война повлияла на судьбу простых советских граждан.

11.05.2019 19:00, theoryandpractice.ru


Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


«Долина бедности»

Повседневная жизнь восточного Кентукки в начале 1960-х

Фотограф Джон Доминис сделал эти снимки в 1960-х годах на востоке штата Кентукки, в одинокой долине Аппалачей, о которой позабыла богатая Америка. Если не знать о времени съёмок, можно предположить, что кадры снимались в разгар Великой депрессии, разразившейся в Штатах в 1920-х годах.

10.05.2019 15:00, cameralabs.org


Ахматова и ее мужчины

Личная жизнь великой поэтессы

Главная тема поэзии Анны Андреевны — любовь. А какой была личная жизнь самой Ахматовой?

07.05.2019 19:00, Валентина Асеева, diletant.media


Дорогу осилят

Уикендовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

06.05.2019 19:00, Александр Чанцев


Не воля

Что есть воля?

Писатель и поэт Дмитрий Быков написал про мир, где если не воля, то месть, а если не месть, то, наверное, смерть, а если не смерть, то разве это жизнь. В общем, он написал про отношения учителя и ученика. Может, в современной школе, а может, нет. Или ни в какой не в школе.

05.05.2019 19:00, Дмитрий Быков, ruspioner.ru






 

Новости

Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.
Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.