Подписаться на обновления
6 июняСуббота

usd цб 68.6319

eur цб 77.9658

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Павел Руднев   среда, 29 декабря 2010 года, 09:31

Театр 2010 года
Утраченные иллюзии. Вместо итогов года


Сцена их спектакля «Я, пулемётчик» // soundrama.livejournal.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог








Не было в 2010 году отчётливо выраженных лидеров в номинации «Спектакль года» и «Режиссёр года». Об остальных номинациях читайте дальше. «Герой года». «Утрата года». «Пьеса года» и другие…

2010-й для русского театра был годом, когда развеялись последние иллюзии: стало кристально ясно, что государство будет постепенно сбрасывать те обязательства по отношению к театру, которые оставались почти нетронутыми после развала Советского Союза.

Надо сразу признаться: московский театр 2009 года был малорезультативен, и даже в этом обзоре придётся крутиться на территории полудюжины театров столицы, которые и так сами по себе становятся ньюсмейкерами, работают стабильно хорошо. Что послужило причиной столь малых результатов — творческая инертность, недостатки менеджмента или коррупция в театральной власти? И то, и другое, и третье — из года в год.

В этом году слово «театр» громко и широко произнёс президент Дмитрий Медведев, проведя действительно очень важную и дельную встречу с самыми влиятельными представителями театральной власти.

О последствиях этой встречи пока судить сложно: сказано было многое, но власть всякий раз по-своему интерпретирует сигналы с мест.

Дотируемый театр для государства представляет собой поднадоевшую обузу, и именно в этом году это стало настолько очевидно, более того — властью внятно проартикулировано и даже воспринято дирекциями по всей театральной карте России.

Идеологического диктата не будет, потому что нет пространства для социального заказа, равно как нет и его идеи. Нет и понимания, зачем государству нужен театр, поэтому тем театрам, которые желают по-прежнему кормиться из рук государства, будет вменён экономический диктат, который уже лет десять кружит над театрами, отзываясь то там, то там жестокими кризисами взаимоотношений донора и получателя дотации.

Тем, кто готов справляться с экономикой самостоятельно (на самом деле это довольно внушительная часть театров), предложено автономное управление.

Другое дело, что это автономное управление казалось бы многим благом, если бы не следующий уровень проблем.

Отпуская театры в автономное плавание, государство на самом деле не озаботилось созданием элементарных условий для выживания частной театральной инициативы, мелкого и среднего театрального бизнеса.

Скажем, ни одна из частных антреприз, которые хвалятся и бравируют своими успехами, до сих пор не обзавелась собственным театральным зданием.

Да, они снимают государственные театры по бешеным ценам, но всё равно всего спектра расходов не несут, потому что понимают, что как только частный театр оседает в каком-нибудь здании, так сразу все доходы моментально становятся расходами.

Расходная часть театра в России существенно превышают доходную, и прежде всего это касается коммунальных платежей.

Частный театр может существовать в России только тогда, когда у него в руках есть хоть какой-нибудь государственный ресурс, иначе не подняться с колен.

Или работать бесплатно, как московский частный Театр.doc, или как частный Коляда-театр в Екатеринбурге, который каждый год боится, что государство отнимет у них здание.

Такое управление можно назвать только получастным: в России на самом деле установилась госмонополия на театральную деятельность. Это надо признать с очевидностью.

Полная автономия в принципе невозможна, и именно это тормозит развитие частной театральной инициативы, меценатства и вообще существования театра в конкурентной среде.

Именно баланс частного и государственного театральных секторов обеспечивает в развитых странах здоровую конкуренцию.

Тем не менее, невзирая на такую «воздушную подушку», которая вот-вот взорвётся под нашей театральной страной, московский театр в 2010 году в общем-то был активен, событиен и интересен.

В Москву пришло очень важное осознание того, что подлинные события творятся порой и даже довольно часто вне общепризнанных театральных центров и бренд, тот или иной образ крупной площадки, большие бюджеты — всё это более не гарантия качества спектакля.

В прошлом году одним из важнейших событий московского сезона стал студенческий спектакль «История мамонта», а в этом году событиями оказываются тоже весьма и весьма маргинальные явления театральной жизни.

Децентрализация театральной Москвы — весьма важная тенденция и одновременно вотум недоверия к театральным академиям, большеформатным огромным театрам в центре столицы, совершенно бессмысленно, несобытийно проводящим годы, сезоны, десятилетия.

И вместе с тем, на наш взгляд, не было в 2010 году отчётливо выраженных лидеров в номинации «Спектакль года» и «Режиссёр года». Об остальных номинациях читайте дальше.

Мужская роль года
Константин Райкин в роли Подпольного («Константин Райкин. Вечер с Достоевским», «Сатирикон»)
Впервые за всю карьеру Константин Райкин пошёл против своей публики. Впервые он построил свой спектакль на конфликте со зрителем, которого всегда считал священной коровой «Сатирикона».

Повесть Достоевского «Записки из подполья» Райкин делает наглядной и ощутимой телесно. Мерзость, гадость своего персонажа, триумф его своеволия Райкин доводит до такого эмоционального накала, что весь двухчасовой спектакль кажется, что вот-вот из зала начнётся колючий диалог с артистом: что ты, мол, мне тут показываешь, я развлекаться пришёл, а ты, артист, борзеешь на глазах.

Райкин откровенно издевается над публикой, меняя маски и правила игры, не укрепляясь ни в чём, не останавливаясь на одном образе, удобном для восприятия.

Этот спектакль — увлекательная дуэль публики и артиста, который на 60-м году жизни устал казаться клоуном на глазах у всех. Константин Райкин парадоксальным образом, на отрицании, но показывает колоссальную ответственность артиста перед публикой.

В этом спектакле Валерия Фокина есть совершенно чудесное тождество темперамента героя Достоевского и актёрской сути. В своеволии Парадоксалиста Райкин увидел себя, свою способность мимикрировать, представать перед публикой любым, каким захочешь, умение владеть восприятием зала, держать зрителя в узде своего умелого своеволия.

Артист может верёвки из зрителя вить хотя бы на том основании, что, в отличие от зрителя, готов, как и герой Достоевского, обнажиться полностью перед публикой, разоблачиться и в этом смысле быть честнее и живее зрительного зала. Райкин, по сути, играет спектакль о философии актёрства как самоубийства и самомучительства: артист на публике делится самым сокровенным и постепенно растрачивает себя.

Женская роль года
Марина Голуб в роли Вассы Железновой («Васса Железнова», МХТ им. Чехова)
В целом не слишком удачный первый московский спектакль петербуржца Льва Эренбурга искупается, по сути, выдающимся вторым актом, почти целиком посвящённым внутреннему «монотеатру» Марины Голуб.

Эренбургу удаётся создать атмосферу рушащегося дома. В россыпи мелких деталей показать, как оскотинивается, дуреет и пьянеет дурное семя Железновых.

Васса Марины Голуб словно собирается, сгущается над этим хаосом и в финале даёт мощный физиологический очерк умирающей хозяйки дома. Это спектакль о том, как она умирала.

Могущественная заводчица, осмелевшая и поднаторевшая в вечной борьбе с мужем, заставляет его умереть. Она пытается не дать дому упасть, пытается не позволить генам мужа доминировать. И не может.

Дурное семя уже попало в тело семьи, и даже в самой Вассе уже включился механизм разрушения. Финал Голуб играет удивительно. Очень подробно, словно бы «снимая» секунду за секундой физиологию инсульта.

Медленно наступающий паралич правой части, руки дрожат и сворачиваются в кулачки, искривление линии рта, онемение лица, фантастическая борьба человека с теряющейся речью.

Марина Голуб играет женщину, которая здесь, в данный момент, борется со смертью, с ангелом смерти. Побеждает его на время. Марине Голуб удаётся одновременно быть и невероятно документальной, наблюдательной, и в то же время показать духовное борение человека с силой, ему неподвластной.

В этих её сжатых кулачках, в этом её усилии проговаривать, договаривать слова и звуки, которые заплетаются во рту, в этой властной позе, в этих глазах, полных одновременно и страха смерти, и бесстрашия перед жизнью, Марина Голуб сполна передаёт русскую природу, психотип крепкой бабы, живущей вопреки, вопреки тому, что смерть царит уже не только вокруг неё, но и в ней бродит.

Умирая, Васса крепко схватывает за косичку дочь Людмилу, словно пытается и здесь, из состояния смерти, удержать дочь от падения. А ещё замечательная сцена, когда Вассу впервые парализует.

Марина Голуб тянется к рюмке коньяка и не может подняться, мы видим её со спины, её протянутую дрожащую руку. Рашель идёт к столу, наливает рюмку и дерзко, мстительно опрокидывает её в себя прямо на глазах страдающей Вассы.

Васса обмякает, она проиграла. Многие критики писали о том, что Эренбург заставил комедийную актрису сменить амплуа. Мне кажется, что нет. Те, кто видел Марину Голуб в «Пластилине» Серебренникова, знают, что эта актриса может всё.

Актёрский ансамбль года
«Чехов-GALA», реж. Алексей Бородин. Российский молодёжный театр
Чеховский юбилей наиболее эффектно в Москве встретил РАМТ. Алексей Бородин сделал вещь удивительную: он соединил в единую историю короткие пьески Чехова и тем самым поднял их над водевильным жанром, перенёс из разряда развлекательных куда-то ближе к каноническому «пятикнижию» Чехова.

Смешные, дурацкие люди оказались несчастными, у кого одна беда на всех: одиночество и бесприютность, духовное сиротство.

Труппа прекрасно поддержала этот замысел, сливаясь в ансамбль индивидуальностей; надо уже давно признать, что многолетние усилия Алексея Бородина по формированию труппы и спокойная, уверенная работа с классикой и новой литературой, с традиционными постановочными формами и молодой режиссурой, его открытость ко всему новому — всё это сегодня дало свои плоды: если и есть где-либо идеальный репертуарный театр, то это Российский молодёжный.

В «Чехов-GALA» более других блистают Илья Исаев и Ирина Низина, разыгрывающие «Медведя»: их диалог — постепенное влюбление, овладение собой.

Два нарцисса и мономаньяка мучительно, самоедски находят потребность друг в друге, раскапывают и отыскивают в себе обаяние, сексуальность, молодость и пёстро расцветают, не переставая колоть друг друга сарказмом, уже приобретшим вид галантного флирта.

В финале Бородин подводит жирную черту: артист Алексей Маслов читает монолог «О вреде табака» — драму человека, ищущего в аудитории не слушателей своей бестолковой лекции, а человеческого участия, исповедника своей замученной души.

Через финальный монолог Бородин транслирует залу, наверное, самую трепетную интонацию этого года, на которую только и был способен театр: общество устало.

На постсоветском обществе лежит печать многолетней трагической усталости, измождённости. Это общество взывает к жалости и милосердию, покою и стабильности, оно истрачено и побито, как этот пожилой лектор, замученный жизнью, по-рыбьи раскрывающий рот в надежде только на одно сострадание.

Возвращение года
Алексей Девотченко в «Записках сумасшедшего», ТЮЗ
Один из самых ярких артистов современности Алексей Девотченко вернулся на театральную сцену. И не куда-нибудь, а переехал в Москву и стал работать с Камой Гинкасом.

Замечательно, если бы диалог с выдающимся режиссёром продолжился и артист снова обрёл дом. На сцене агрессивно и злобно, в постоянном физическом беспокойстве проживает артист духовное терзание плебея Поприщина.

Артист играет часто на авансцене, находясь почти в слепом контакте с партером. Зритель видит лицо человека оскорблённого, словно бы чем-то резким и неприятным разбуженного, лицо медведя-шатуна, которому не суждено заснуть до весны.

Бессонное, сомнамбулическое состояние, взведённое, фонтанирующее состояние духа. Измождённое лицо страдающего существа. Лицо мученика. Лицо несвятого святого.

Сюжет Гоголя Алексей Девотченко превращает в непрерывную нить мысли. Артист Девотченко — мученик мысли, но мысли неоформившейся, кипячёной. Очень внятно звучит тема «Почему я титулярный советник?».

Тема личности и мундира. Можно ли оставаться личностью в мундире и может ли в нашем обществе оставаться личностью человек без мундира? Имеет ли право на жизнь тот, кому мундира не досталось? Не должен ли он извиняться за то, что живёт?

Замечательно Девотченко делает паузу: «С недавнего времени я начинаю иногда слышать и видеть... такие вещи, которых никто ещё не видывал и не слыхивал».

Сумасшедший, юродивый, обожжённый начинает видеть и слышать заново, в правильном свете. Поприщин Девотченко увлекается вырезками из глянцевых журналов, а мантию испанского короля лепит из газет: здесь звучит тема красивой жизни, которая проходит мимо большинства, той жизни, от которой большинству ничего не достанется, кроме этих вырезок. То есть оно и не надо, разумеется, но важно уже, что униженный и оскорблённый всё равно чувствует себя «обнесённым».

«Обнесённым» во всех смыслах этого слова. Даже в религиозном смысле слова: обнесённый благодатью. Жизнь, яркая и могучая, проходит стороной, и праздник — где-то там, только эхом к нам обратился. Это спектакль о том, в какоё подполье мы навсегда загнаны, оторваны от радости бытия.

Прорыв года
«Я, пулемётчик», реж. Владимир Панков, «Саундрама»
Владимир Панков вернулся к современной пьесе, с которой ярко начинал, и моментально оказался автором редкого в современном театре спектакля публицистического, гражданского звучания. «Пулемётчик» отражает военное состояние сознания современного городского человека, он о том, что террор и состояние войны всех со всеми стали нормой российского общества.

Если спокойный и рассудительный Бородин говорит об усталости общества, то молодой и дерзкий Панков рассказывает о второй грани: агрессивности как следствии усталости.

Войны действительно много: и если военные конфликты в России и около неё, не поддержанные обществом, не прекращаются, то закономерно, что война стала способом коммуникации, врезалась в сферу быта и ежедневного общения, в тотальный страх чужого.

Мы живём так много лет: в ожидании выстрелов и террористических актов, в ожидании экологических катастроф и государственных переворотов, криминальных войн и войн с врагами, которые только что были друзьями.

Война, погром, разгон демонстрации перестали быть сенсацией. И пулемётная очередь и звуки взрывов, как у Панкова, просто фон, аудиовизуальная городская среда.

В пьесе Юрия Клавдиева герой отождествляет и сравнивает свою криминальную войну 90-х с дедовой, Отечественной войной. И перед нами раскрывается в ясности судьба поколений 1990-х и 2000-х, тех, у кого не было иного выбора, как и нет иных идеалов, судьба поколений криминальных войн, ребят, которые не виновны в том, что жизнь вынудила их выживать так бессмысленно и печально.

Политическая и криминальная вакханалия пожирает нас целиком и оставляет молодому поколению только один выбор: сражаться и погибать на безыдейной войне, войне политиков и коммерции, войне криминала и рекламы.

В «Пулемётчике» Панкова сгустилась недюжинная ненависть в сторону власти — по сути, горячий плевок в мурло российской бюрократии и коррупции, тех, кто сделал жизнь столь невыносимой и неподъёмной.

Остервенение есть в этом спектакле, тяжкая усталость современника, осатаневшего от необходимости воевать, а не жить, от того, что политика и экономика, реклама и телевидение манипулируют нами, не оставляя человеку выбора, делая его солдатом всех фронтов сразу.

Акция года
«Час восемнадцать» (Театр.doc)
И Михаилу Угарову, и Елене Греминой удалось в этом году сделать их театр документальной драмы частью не только театрального круга, но и эстетическим вкладом в борьбу за права человека.

Таких спектаклей в России больше нет и вряд ли будет: московский театр документальной пьесы «Театр.doc» работает на территории гражданского высказывания. В этом смысле градус социальной активности и общественного негодования беспримерен: современностью русский театр интересуется редко.

Доковцы бесплатно (а иначе и быть не могло) рассказывают публике о том, как погибал в тюрьме адвокат Сергей Магнитский, сознательно лишённый медицинской помощи.

Часть событий документально воссоздана, часть додумана. Эта история словно бы сгустила вокруг себя весь непроходимый кошмар нашей жизни: от своеволия и коррупции в чиновничьих кругах до бессердечия, замороженности общества и каждого отдельного субъекта в нём. Театр.doc, даже невзирая на то что делался всё-таки документальный спектакль, с минимумом художественных средств, переводит дело Магнитского из разряда криминалистики на метафизический уровень.

Это спектакль не только и не столько о коллапсе бюрократической машины — он о коллапсе общества, потерявшего человечность и чувственность.

Спор о потерянных миллиардах Угаров и Гремина переводят в разговор о протянутой руке со стаканом воды.

Достоин ли подследственный стакана кипячёной воды от представителя закона и снизойдёт ли закон до подследственного: должен ли судья протянуть стакан воды подследственному уже не как представитель закона, а как человек человеку? Современная история перемешалась с традициями средневековых моралите, создав прецедент спектакля с активной гражданской позицией.

Под конец года тот же Михаил Угаров выпустил в Центре драматургии и режиссуры интересный спектакль «Класс Бенто Бончева», о котором невозможно не упомянуть в этом рейтинге.

Режиссёр полностью сменил арсенал постановочных средств, предпочтя документальному театру игровой стиль. Причём интерес работы с актёром заключался в том, чтобы лишить артистов, согласно тексту футурологической пьесы Максима Курочкина, каких-то бы то ни было сексуальных оценок.

Курочкин рисует мир будущего, где забыто либидо, где сексуальность осталась только поводом к научной реконструкции, мир, который решительно отказался от сексуальной энергии как двигателя прогресса.

Артисты учатся играть без эмоциональной окраски, без чувства половой принадлежности, с прикосновениями, которые ничего не означают. Играют намеренно наивно, словно дети, которые ещё не знают зла, и несколько механично, ведь исчезает объект желаний, жизнь посвящена чувству пользы.

Как сыграть артисту, воспитанному в системе Станиславского, отсутствие телесной коммуникации, без эмоций друг к другу? Этот технологический эксперимент с «минус-реакциями» весьма интересен, и в особенности здесь преуспевает Игорь Стам в главной роли.

Зрительский успех года
«Метод Грёнхольма» Жорди Гальсерана. Реж. Явор Гырдев. Театр наций
Театр наций показывает очень достойный пример качественного зрительского спектакля, ставя умную, парадоксальную пьесу, которая таит в себе очень опасное знание о современности.

Пьеса — предостережение о корпоративных играх, доводящих бизнес-игроков до паранойи. Собеседование в крупной фирме превращается в битву за бессмертную душу, битву, в которой злой ангел сражается с ещё более злым.

Превосходно играют Игорь Гордин и Сергей Чонишвили — нервно, коварно, могущественно. Драматург своей хитроумно построенной пьесой демонстрирует, как пресловутый фетиш лидерства, за которым гоняется корпоративная культура, — это ещё одна иллюзия современного бизнеса.

Психологи на собеседовании просчитывают все мотивы и ходы своих подопечных, кроме одного — неизбывного желания угадить воле работодателя, которое становится главной и единственной мотивацией персонажа.

Определяя лидерские качества своих потенциальных сотрудников, психологи волей или неволей делают из них несвободных рабов, подчинённых единой цели — угодничеству.

Я буду не собой, я всегда буду таким, кого вы ждёте. Человек ломается моментально. Игра в другого окончательно доводит соискателя до раздвоения, до паранойи. Заигравшиеся, уставшие, измождённые артисты, у которых руки не могут подняться, чтобы смыть грим, — такими мы видим героев в финале: синдром хронической усталости как главная болезнь делового человека сегодня.

Финальная фраза, которую произносит актриса Виктория Толстоганова («Вы знаете, куда выходить?»), выстреливает в космос, в метафизику современности. Есть ли предел в деле превращения человека в машину для правильного функционирования? Куда дальше нас заведёт игра в угодничество, в корпоративное рабство?

Пьеса года
«Убийца» Александра Молчанова
Пьесу московского (а в прошлом вологодского) журналиста сперва опробовали на целой серии лабораторий: от «Любимовки» и дальше. А затем она была поставлена двумя московскими театрами, которые находятся в пятидесяти метрах друг от друга: в ТЮЗе и Театре.doc.

По иронии судьбы фамилии у режиссёров тоже одинаковые: Дмитрий Егоров и Михаил Егоров. Прелесть пьесы, которую многие критики признали событием новой драмы, — в её языке: герои постоянно смотрят на себя со стороны и словно бы не общаются друг с другом в живом диалоге, а скорее пересекаются посредством внутренних монологов, выходя то на одну общую волну, то на разные уровни понимания жизни.

Это прежде всего литературно интересная игра. Подростки ищут избавления от тягот жизни и криминальных обязательств, а находят любовь и удачу.

Мир, который кажется тинейджеру коварным и зловещим, преображается, как только вчерашние дети по вынужденности учатся им управлять, осознают необходимость самоконтроля. В их сознании — сонм чудовищ, вопрос только в том, кто кем управляет.

Как только герой самоидентифицируется, он перестаёт быть безликой игрушкой в руках обстоятельств. «Убийца» — пьеса о чуде взросления. И спектакли разные. Спектакль в ТЮЗе скорее о свойствах подросткового сознания, о созерцательности подростка, его замороженной душе, которая только ещё ожидает своего предназначения.

В сущности, «Убийца» — очень гуманитарный текст: можно даже говорить о том, что в России наконец появилась драматургия для подросткового театра.

В Театре.doc спектакль совершенно другой. Режиссёр умеет на узкой сцене, при минимуме движений и атрибутов создать иллюзию пьесы-путешествия, пьесы-пути и в конечном итоге попадает в точку: потому что в этой концепции оказывается важным не бег главного героя Андрея от обстоятельств и криминальных угроз, не движение из города в город, но путешествие внутри себя, духовный переворот, самовоспитание.

Доковский спектакль скорее о внезапном обретении любви. Вот не хочешь ты любви, смешна она подростку. А она настигает тебя, как убийца.

В «Убийце» тема та же, что и в «Над пропастью во ржи»: воспитание чувств подростка, обретение смысла жизни: шаг влево — ты преступник, шаг вправо — ты спасён, шаг вперёд — ты труп; возраст такой, нежный, хрупкий, возраст выбора.

Эксперимент года
«Оперетта понарошку», реж. Кристоф Фетрие. Школа драматического искусства
Впервые в России поставлена пьеса французского постмодерниста Валера Новарина. Причём постановку осуществил француз же Кристоф Фетрие, а музыку к пародийной оперетке написал Вартан Ерицян.

Это чудесный театральный эксперимент, делающий водевильный или опереточный стиль жанром высокого искусства. В лёгком, воздушном, изысканно и намеренно глуповатом спектакле со смешливым барочным оркестриком и дирижёром (ещё и прекрасная актёрская работа Ерицяна), разношёрстыми артистами в едва ли не клоунских одеждах и «китайским» хором в невообразимых костюмах рассказывается о последних днях человечества, когда перед катастрофой сошлись последние его силы и словно бы припоминают историю цивилизации в цитатах и обрывках.

Это «сбор всех пропавших частей». Но поскольку авангардисту Новарина кажется, что апокалипсис скор и грядёт он с апогеем эпохи потребления, то и вспоминают цивилизацию герои через свои ценности: кулинарно-машинный мир, через ценностный ряд «есть — приобретать — перемещаться в пространстве».

Поэтическое перемешивается с материальным в сложносочинённый бурлящий коктейль, интересный хотя бы тем, что ничего подобного на российской сцене никогда не было. Чудеснейшая музыка, абсурдный, лишённый психологии способ существования артистов на сцене, капустнический хаос и дерзкое веселье, стихи-вирши в духе дадаистской поэзии, тонны сарказма и превосходный финальный монолог Оксаны Мысиной делают из этого спектакля тонкий, деликатный, аккуратный шедевр «чистого искусства», в котором можно веселиться и улыбаться над вполне серьёзными вещами.

Ведь Новарина, по сути, пишет о полном упадке ценности человека, человек — мусор в эпоху потребления: «Ох, видит Бог, человек плох!» или «Кто бы мы ни были, нам грош цена без прибыли». Искренняя, детская чушь человечества, умирающего легко, с ощущением того, что всё прожитое было только шуткой.

Утрата года
Роман Козак
В этом году скончался большой театральный человек. Роман Козак, глава Театра им. Пушкина. Очень талантливый, очень много сделавший за свою жизнь, которая непростительно рано оборвалась. Один из лидеров своего поколения.

И во многом жертва своего времени, которое ему досталось. В другое бы время Роман Козак сделал бы больше, сильнее, ярче. Его проблема — проблема режиссёрского поколения 50-летних сегодня; их очень мало в России, 50-летних режиссёров.

У нас либо мэтры, сделавшие карьеру ещё в Советском Союзе, либо молодая поросль, созревшая в 2000-х. А поколение Романа Козака — это те, кто пришёл в театр в конце 80-х и уже в 1990-е не имевших своего угла, не получивших вовремя театры, вынужденных скитаться и браться за любую работу, лишь бы была.

Бессмыслица театральных 1990-х в какой-то степени подмяла Козака, он всё время балансировал между необходимостью зарабатывать и делать искусство и так и прожил до конца дней, по вынужденности не сконцентрировавшись на чём-то одном.

Он вынужден был ставить по шесть спектаклей в сезон, чтобы элементарно выжить. Такое не проходит бесследно для здоровья. Рассказывали, как он, придя с репетиции одного спектакля на другую, просто засыпал в кресле, бледнел от усталости или недосыпа.

Козаку, талантливому, яркому, блистательному, досталось дурное время, время, в котором никому не дано реализоваться до конца. Он останется в памяти как режиссёр, блистательно ставивший абсурдистов, русскую современную пьесу и новую беллетристику. Он очень многое открыл для нашего театра.

Он во многом был новатором. Русский театр абсурда — череда постановок пьес, запрещённых в СССР, — это его, Романа Козака, вотчина. «Чинзано», «Банан», «Эмигранты», «Любовь в Крыму», «Елизавета Бам на ёлке у Ивановых».

И дальше Айрис Мёрдок и Амели Нотомб, Стриндберг и Евреинов, многие другие. Он открывал для русского театра хорошую современную литературу, был режиссёром современной темы.

Это очень значительное имя для нашего несчастного театра 1980—2000-х годов. Он был борцом, и как же жаль, что эта схватка так мгновенно, так быстро разрушила его организм.

Герой года
Юрий Любимов
Сказанное на церемонии премии «Театрал» то ли в шутку, то ли в запале, то ли в назидание слово легендарного главы Театра на Таганке Юрия Петровича Любимова ценно хотя бы тем, что без шуток диагностирует ту напряжённость, которая сегодня ощущается в отношениях между театрами и властью.

Государство всё больше укрывает театры экономическим контролем, театры всё менее способны чувствовать себя свободными для творчества.

Из театральных лиц первого круга фразы, подобные любимовским, не бросал ещё никто (их прекрасно растиражировал интернет) — отмалчивались, доживали свой век в покое.

Обеспокоенность судьбой театра и культурой власти сделала выступление Юрия Любимова серьёзной лакмусовой бумажкой, свидетельствующей о том, что в конторе что-то не так.

Вырвалось, прорвалось недовольство. Власть не понимает, не слышит тех, кто пока ещё делает качественный театр в России.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Конфетти над гробом

«Счастливые дни» в Мастерской Петра Фоменко

Безупречно. Описывать театральную постановку этим тяжеловесным, пафосным словом мне не хотелось и не приходилось очень давно. Но для «Счастливых дней» Мастерской Петра Фоменко трудно подобрать другое определение. Безупречность в данном случае не похвала, не констатация исключительных достоинств, а просто исчерпывающая характеристика.

15.03.2020 16:00, Татьяна Ратькина


Над пропастью во лжи

«Кошка на раскаленной крыше» в Московском театре юного зрителя

«В чем она — победа кошки на раскаленной крыше?» На этот вопрос герои пьесы Теннесси Уильямса отвечают по-разному. Для большинства из них залог успеха в том, чтобы держаться до последнего: за наследство умирающего отца, как Гупер (Дмитрий Супонин) и Мэй (Алена Стебунова). За иллюзию семейного благополучия, как Мама Поллитт (Виктория Верберг). За тлеющую обреченную страсть, как Мэгги (София Сливина), или за угасающую жизнь, как несгибаемый Папа (Валерий Баринов). О том, что победа может быть в отказе от добровольной пытки (а заодно от самой жгучей мечты), догадывается только Брик (Андрей Максимов), но это знание он предпочитает топить в виски.

07.01.2020 16:00, Татьяна Ратькина


Клоунесса

Актриса Евдокия Германова — о тех отчаянных моментах, которые подстёгивают менять жизнь к лучшему

Спрашиваю: «Первые воспоминания — какие?» Отвечает: «Мне нет и года. Самолёт. Летим с мамой к папе в экспедицию. Взлёт. Всех придавливает к земле. И вдруг в этот момент на глазах у изумлённых пассажиров из люльки появляется голова и тельце девочки! Вопреки закону притяжения я впервые встала на ноги! С тех пор это ощущение сопровождало меня всю жизнь. Чем хуже, тем я сильнее».

08.12.2019 19:00, Мария Сперанская, story.ru


Хозяйка красного дома

Гундареву боялись за острый язык

Наталья Гундарева производила впечатление человека, который может всё, и оно было недалеко от истины. Но как ей удавалось делать больше, чем другие?

04.11.2019 19:00, Ирина Кравченко, story.ru


Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева






 

Новости

Netflix выложил в открытый доступ документальные фильмы о бедности, расизме и несправедливости
Стриминговый сервис Netflix выложил на YouTube десять документальных фильмов, среди них — отмеченные критиками Our Planet и Babies. Об этом сообщается в блоге компании.
Проект «Выпускники и наставники» представлен в РАНХиГС в Москве
22 февраля в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), что на Проспекте Вернадского в Москве, состоялась презентация проекта «Выпускники и наставники». Это уже третий проект некоммерческого партнёрства «Викимедиа РУ», поддержанный Фондом президентских грантов. Само же партнёрство занимается поддержкой проектов фонда Викимедиа на территории России, самый известный из которых — Википедия.
НЭИКОН и ОмГТУ подписали соглашение о сотрудничестве
В ОмГТУ состоялась серия семинаров, проведенная в партнерстве с консорциумом НЭИКОН в рамках проекта «Открытая наука России».
Фильм «Паразиты» получил «Оскар» в главной номинации
Это первый случай, когда главной награды удостоилась картина не на английском языке.
Рахманинова признали главным новатором среди классических композиторов
Южнокорейские математики научили искусственный интеллект оценивать влиятельность классических композиторов начала XVIII — конца XIX века. Рахманинов, Бах и Брамс оказались главными новаторами эпохи.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.