Подписаться на обновления
22 июляПонедельник

usd цб 62.8666

eur цб 70.7941

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Павел Руднев   среда, 13 января 2010 года, 10:32

Театр 2009 года
Вперёд к ренессансу плановой культурной экономики?


Сцена из спектакля режиссера Р.Туминаса «Дядя Ваня» // Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Надо сразу признаться: московский театр 2009 года был малорезультативен, и даже в этом обзоре придётся крутиться на территории полудюжины театров столицы, которые и так сами по себе становятся ньюсмейкерами, работают стабильно хорошо.

Что послужило причиной столь малых результатов — творческая инертность, недостатки менеджмента или коррупция в театральной власти? И то, и другое, и третье — из года в год.

2008 год для московского драматического театра нельзя назвать утешительным. Напротив, результаты удручающи и опасны. Этот год был рекордным на гастроли и фестивали, которые занимали умы и сердца театралов и профессионалов и оттягивали их от того, что творится в будничной жизни театральной Москвы, на её рядовых сценах.

В 2009 году театры столкнулись с необходимостью экономить, и это моментально отразилось на количестве премьер. А в театре закон известен: интенсивность творческой жизни в обмен на результат. По-прежнему одной из важнейших проблем театральной Москвы остаётся вопрос трудоустройства молодёжи. «Своим, родным» худруки, как правило, делиться не желают, а те театры, которые словно бы созданы для дебютов и новых поколений, оказываются резервациями, гетто для новых кадров. Скажем, в прошлом году одним из самых заметных явлений был курс Сергея Женовача в ГИТИСе, он показывал дипломные спектакли, на которые ходили как на профессиональные зрелые работы, писали о них, говорили. Кто пригласил студентов Женовача в работу? Только один Российский молодёжный театр, о феномене которого речь пойдёт впереди.

Инертности, слепоте множества театров Москвы не перестаёшь удивляться: вот, к примеру, феномен двух театров Сергея Арцибашева, Театра им. В.В. Маяковского и Театра на Покровке. Три сцены в самом центре Москвы. И малозаметные, локальные художественные результаты. В Маяковке Арцибашев нацелился на постановки коммерческого репертуара, часто вступает на территорию антрепризы, использует звёздный актёрский состав, собранный ещё его предшественником Андреем Гончаровым, для постановок популярной классики повеселее, потанцевальнее, позадористее. Главное, чтобы зритель не скучал. Молодой режиссуры, новых драматургических имён театр не ищет, новые актёрские звёзды не открывает; ему это не интересно. Так или иначе, такая инертность в поиске отличает подавляющее большинство столичных театров, устремлённых внутрь себя, а не нацеленных на общее дело. Работа только на внутренний рынок, на «детишек местного двора», в которой нет и не может быть взгляда на рынок внешний, на работу в конкурентоспособной среде. Что может разбудить подобную инертность? Контрактная система? Персональная ответственность культурчиновников за их кадровые решения? Каким образом убедить театры быть максимально открытыми в своей политике? Каким образом заставить понять, что нужно работать не только на себя сегодня, но и над театральным будущим.

Озлобленный критикой в свой адрес, министр культуры РФ Александр Авдеев неоднократно давал понять в этом году, что если ситуация не будет меняться в корне, то законодательно будут введены квоты, как в Советском Союзе, — определённый процент современной пьесы, процент молодой режиссуры, процент молодёжи в труппах и проч. Не дай нам бог дорасти до такого перверсивного ренессанса плановой экономики, но если инерция будет продолжаться и мы по-прежнему будем терять целые поколения для театра, то власть будет вынуждена вернуться к варварским, волюнтаристским методам регуляции театральной жизни.

Тем не менее необходимо рассказать о тех вершинах, на которые подымался московский театр в 2009 году.

Лучший спектакль и лучшие актёрские работы

«Дядя Ваня» Антона Чехова, реж. Римас Туминас, Театр им. Евг. Вахтангова

Это событийный, триумфальный спектакль, задавший самую высокую планку театральному году. Новый худрук Римас Туминас реанимирует интерес к академической сцене, много лет пребывавшей в полуаморфном состоянии. И для самого Туминаса, режиссёра перворазрядного, этот «Дядя Ваня» оказался опытом самопреодоления. Его холодный, рациональный литовский почерк оказался подмят порывистой, мощной игрой артистов вахтанговской школы. На этом поразительном конфликте формализма и взрывной актёрской подачи построился спектакль симфонического звучания. Туминас прежде всего показывает изумительную режиссёрскую технику — сведение музыкальных фраз в жанре минимализма, полноценной актёрской стихии, богатых мизансцен, сценографии и смыслового ряда. Местообитание чеховских героев — вымерзший бункер, и его постояльцы, дядя Ваня (Сергей Маковецкий) и Соня (Евгения Крегжде), здесь на правах домовых; полустарички-полудетишки, жалостливые, неумелые. Вокруг этих аутсайдеров поневоле разворачивается театральная мелодрама: кузнечиком скачет фат и прощелыга Серебряков (Владимир Симонов), в модернистской лениво-утомлённой позе застывает Елена Андреевна (Анна Дубровская) и подле них целый набор шутов и клоунов. Но историю Туминас всё равно сочиняет про домовых — незаметных прислужниках звёзд, нелепых, дурашливых «работниках тыла», делами и мечтаниями которых живёт весь этот балаган, который вдруг наехал в деревню и скоро съедет, не оставив и следа. Финал «Дяди Вани» прекрасен: Соня, прочитав свой монолог о небе в алмазах со страстью революционерки и подвижника, без религиозной экзальтации, но, напротив, практически с оружием в руках заставляет обрюзгшего, унывшего, опустившегося дядю Ваню ожить. Не закрывает ему глаза, а раскрывает, распечатывает их пальцами, распускает, растягивает ладонью ему улыбку, как бы заменяя застывшую маску смерти маской грустного клоуна.

Актёр сезона

Игорь Гордин

Всегда считавшийся опорой труппы МТЮЗа, Игорь Гордин сыграл в этом году две главные роли — после многих лет молчания, казавшего вынужденным. Эти роли вернули Гордина в строй и показали по-настоящему неограниченные горизонты его мастерства. Он действительно один из самых ярких театральных артистов Москвы.

В «Кроткой» Ирины Керученко Игорь Гордин играет на разломе: его Достоевский хоть и трагедийный, но предельно ироничный, даже весёлый, полный как едкого сарказма, так и простой человеческой радости. Закладчик, веселясь и распаляясь, манипулирует жизнью маленького кроткого человечка — герою Гордина свойственен тот род весёлости мастера игры, который подмечает, как жизнь легко подчиняется его директивам. В организацию жизни другого тоже можно заиграться до чёртиков. Кроткая (Елена Лямина) даёт отпор этим весёлым манипуляциям. Хрупкая, деликатная, с мелкими движениями, робкими взглядами — у актрисы в её сером запачканном платьице эффект исчезновения, исстаивания: «извините, что живу». В этом исчезающем тельце хранится энергия сопротивления. Одной фразой она уничтожает Закладчика: «Вы мстите обществу?» Керученко умело строит их диалог: Игорь Гордин ведёт свою линию, свой рассказ, а Кроткая иронически демонстрирует несоответствие; это конфликт описания и реальности, заложенный в актёрском взаимодействии. У Керученко «Кроткая» получилась о смертельном одиночестве, которое обрекает человека на беспочвенную, тщетную, выхолощенную игру в жизнь, в манипуляции своими судьбами и судьбами близких. Одиночество, которое засасывает человека в замкнутый круг мучительства и самомучительства. Есть сцена, где Гордин, приосанившись, сидит и смотрит через окно, занавешенное траурными венками, на улицу — через то окно, из которого выбросилась Кроткая. И вот этот заворожённый диалог человека и далёкой звезды и есть этот образ сосущего, невыносимого одиночества. Точка, из которой всё происходит и в которую всё возвращается.

В спектакле Камы Гинкаса «Медея» Гордин играет Ясона. Мир мужчин для Гинкаса — мир усталых политиков, мир рассудка и толерантности. Медея — босая, мужчины — в сапогах, а на земле — вода с огнём. Против нормативов здравого рассудка настроен спектакль Камы Гинкаса. В войне гибнут солдаты, но начинают войну политики. Медея Екатерины Карпушиной — солдатка. Суетливость, готовность к перемене мест, кухня и быт в военно-полевых условиях. Медея опасна с первой минуты. Свирепая, крупная женщина в чёрной хламиде едва ли не бросается на зал в приступах агрессии и самоисступлении. Она как заведённая машинка, стремящаяся к уничтожению, — чёрная вдова, обвешанная детьми как взрывчаткой. С появлением Ясона спектакль о странной женщине Медее обращается в другую плоскость. Двое бывших любовников садятся на приступочку и начинают диалог на приглушённых тонах. Чтобы мы почувствовали ещё теплящуюся нежность, чувство зависимости друг от друга. Медея внимательно, смиренно слушает Ясона, превращаясь в пай-девочку: разглаживается гримаса ужаса, прибраны волосы, успокоились руки. Он её уговаривает, он её успокаивает, нежит, тешит, заговаривает. Говорит вкрадчиво, как жертва. В этом Ясоне мало осталось от доблестного воина, захватившего золотое руно и вступившего в противоборство с царём Колхиды — отцом Медеи. Игорь Гордин в своём Ясоне играет самую страшную метаморфозу, которая может случиться с человеком. Замерзание, окаменение, успокоение. Покой со своей совестью. Спокойный и несчастный, уставший бороться и страдать. Он отказывается от любви Медеи, потому что любовь грозит усложнением, проблемами, неустроенностью, дискомфортом. Седой, закрытый человек, сутулый, унылый, с потухшим взором. Некогда герой-полубог становится частным человеком, горожанином, обывателем. Кама Гинкас ставит спектакль про то, как цивилизация отказывается от сложного человека. Про выбор политика, гражданина, здравый смысл.

Лучший детский спектакль и лучший дебют

«Как кот гулял, где ему вздумается» по Редьярду Киплингу, реж. Сигрид Стрём Рейбо, РАМТ

Сигрид, молодая норвежка, выучившая русский язык, окончила курс Сергея Женовача в ГИТИСе, появилась в эпизодических ролях в дипломных спектаклях как заморская жемчужина с обворожительным акцентом, сама поставила «В чужом пиру похмелье» и сразу же вступила на территорию профессионального театра, поставив за год сказку Киплинга в РАМТе и сказку Сергея Козлова «Ёжик и медвежонок» в Центре им. Мейерхольда и ещё один спектакль на родине.

Грешащий против театра и тут же кающийся, но ни разу не объяснивший, не аргументировавший своих поступков министр культуры России Авдеев — антифигура года. Случайный человек не на своём месте, допускающий случайные поступки, манипулируемый всеми ветрами.

Её стихия — актёрский театр, рождающийся из этюдного метода. Спектакль как репетиция, где возможны и вольность, и импровизация, и вариативность, и стихийный артистизм, схожий с детской непосредственностью. Сигрид запускает артистов на пустое игровое пространство, как детей в вольерчик, и даёт волю игре. Спектакль в Чёрной комнате РАМТа идёт в полутьме, под одной лампой, прямо перед твоими глазами. Шестеро артистов, не имея ни единого предмета реквизита, в будничной, даже небрежной одежде выделяются из рядов зрителей и за час с небольшим разыгрывают историю про то, что душевная теплота важнее презренной пользы. Приёмы — самые простейшие. Вот ровно всё то, чем пользуется обычный ребёнок в домашней игре. Мимика, жесты, простенькая пластика, выкаблучивание, кривлянье. Сперва кажется, что это очень простодушный, очень лёгкий капустник, а потом эта простота, лёгкость, короткое дыхание и незакомплексованность актёров, умение не стесняться своего тела, своих дурацких простейших приёмов, а также той благоглупости, которую обнаглевшие детишки кричат актёрам прямо в лицо, — всё это пленяет, захватывает. Видишь артистов и не видишь их одновременно, не видишь пафоса артиста, привычного желания показать класс игры, умучиться в пафосе мастерства, в экстазе «профессионализма» выпятить себя — вот этого нет совсем, вовсе нет. Артисты не стесняются своей нарочитой простоты. А создать спектакль из простоты, из воздуха, из игрового инстинкта, из импровизации и удерживать эту ускользающую стихию хотя бы час на самом деле очень сложно.

Гастроли года

Чеховский фестиваль

Чеховский фестиваль 2009 года надо благодарить за широко представленный летом в Москве неведомый нам синтетический жанр — «новый цирк». Он хорош и как альтернатива советскому цирку, который сегодня остаётся в России законсервированным продуктом — в тисках устаревших традиций дивертисмента, натужной радости, недопустимой в культуре зелёных жестокой дрессуре животных, бравурной, пафосной интонации. Новый европейский цирк — всегда на традиционной сцене, имеет серьёзную сюжетную основу и драматизм, не использует номера с животными и обладает устойчивым трагическим звучанием в духе трагического кабаре или чёрного карнавала. Новый цирк — то место, где сливаются акробатика и театр художника, современная хореография и театр абсурда, острое в немецком стиле кабаре и перформанс. В качестве одного из лучших образцов жанра «нового цирка» были показаны спектакли Джеймса Тьере «До свидания, зонтик» и «Оратория Аурелии» Виктории Тьере — двух потомков великого Чаплина. Но всё же главным событием — и зрительским, и профессиональным — стал показ выдающегося трёхчастного спектакля «Липсинк» канадского режиссёра Робера Лепажа, которого многие признают как лидера мирового театра. Робер Лепаж ставит современность как эпос. Он рассказывает частную историю одной семьи и нагружает её множественными смыслами, отсылающими нас к различным областями культуры и цивилизации. Он действует одновременно и как рассказчик, и как комментатор. Рафинированный художник, Лепаж не стесняется работать на территории сериала — атрибута массовой культуры. Его истории просты и мелодраматичны: он говорит о чувстве матери к сыну, о чувстве сострадания, о зове крови, о вечном поиске материнского в себе, о внезапно пробуждающейся человечности. Сколько тем, сколько боли, сколько смыслов Робер Лераж цепляет, охватывает, это энциклопедия современности от А до Я! Суровая правда и спасительность лжи, успехи науки и недостатки гуманизма, одиночество и душеспасение, проституция и милосердие, третий мир и просвещённая Европа, добровольный эскапизм и аутсайдерство, мир на грани катастрофы и мир, где спасение близко. Поразительный, трагический гуманизм, стройная и яростная гражданская позиция, откровенный и бесстрашный урок социального театра. Глубинный и пронзительный смысл всей девятичасовой саги — только правда, знание правды, признание правды открывает в человеке чистый голос. Чтобы открылся голос в человеке, человек должен смириться с правдой о самом себе. Нужно разрушить иллюзии, нужно снять декорации, разломать уют и комфорт душевной успокоенности и остаться один на один с неприятной правдой. Войти с правдой в синхрон, совпасть с самим собой, как совпадают звук и изображение при дублировании фильма: лип (губы) — синк (синхрон).

Эксперимент года

«Смерть жирафа», реж. Дмитрий Крымов, Школа драматического искусства

Редкий представитель жанра «театра художника» в России, Дмитрий Крымов всякий раз представляет новый эксперимент, к которому непросто подобрать ключи, правила игры, систему восприятия. Каждый новый его спектакль меняет его самого, меняет творческую эволюцию, за художественной мыслью Крымова сложно успевать. «Смерть жирафа» лишена литературной основы, текст артисты сочиняли сами. Сперва из различных геометрических форм перформеры медленно и осторожно соединяют фигуру жирафа, как эквилибристы, готовящие самый сложный номер. Одно неловкое движение, и сложносоставленный организм с шумом рушится. Это обрушение, смерть жирафа — пролог к спектаклю. И дальше случается нечто — трагический карнавал или весёлые похороны. Основу спектакля составляют речи персонажей на панихиде. Жирафиха говорит о своих детских наивных страхах. Сын — о чувстве отца как чужого. Друг-клоун (в блистательном исполнении Сергея Мелконяна) со слезами на глазах, с трагической маской на лице показывает со злостью и остервенением изысканные фокусы, пытаясь быть одновременно и подавленно скорбным, и натужно позитивным. На заднике проплывают мультипликационные образы: птица, рыба, дверь, гроб, напластования, перемещения, преображения. Всё вместе — какой-то «летающий цирк» Монти-Пайтон неземной красоты и парадоксальных, неочевидных смыслов. Здесь живут явно не персонажи, а маски, архетипы, лишённые взаимодействия и диалога. Вывороченный наизнанку, лишённый психологизма, характеров, спектакль полон замысловатого трагизма и смутных фобий, психозов. Без особо формулируемых смыслов, без привычных на театральном спектакле соединений, без видимого каркаса, этот спектакль — карнавал животных, торжество алогизма и трагических предчувствий.

Прорыв сезона

Ирина Керученко

Режиссёр «Кроткой» Ирина Керученко из разряда «режиссёров, подающих надежды», вышла в круг признанных профи. Она поздно дебютировала в Москве: исчерпав возможности состояться в родной Беларуси, поступила на курс Камы Гинкаса, оказавшись на единственном курсе мастера, ориентированного на современную пьесу. Керученко сразу вошла в круг режиссёров, за эволюцией которых нужно следить. Суровые, жёсткие, натуралистические «Фантомные боли» в Театре.doc — спектакль о внезапно пробудившемся милосердии. Феминистская «Гедда Габлер» — спектакль о модернистской, острой, гибельной красоте. «Калека с острова Инишмаан» в Центре им. Мейерхольда, где Ирландия была стилизована под южную Россию 1930-х. «Я, пулемётчик» в Центре драматургии и режиссуры — попытка сделать из текста «новой драмы» поэтическое высказывание и сагу о нашем времени, в котором война стала нормой жизни. И вот теперь «Кроткая», спектакль — подношение учителю и сама по себе одна из важных засечек на театральной карте 2009 года.

Лучший дипломный спектакль

«История мамонта», РАТИ — ГИТИС, реж. Екатерина Гранитова, курс Олега Кудряшова

Современному театру редко удаётся осмыслить сущность духовных перемен, случившихся с российским обществом за нескольких последних десятилетий. На эпическую картину русского постимперского мира не хватает сил и разбега, смелости и таланта. На территорию историософских размышлений буржуазный театр, сегодня захватывающий всё большие пространства в России, вступить не решается. Но на такие обобщения решились студенты. Они разыгрывают роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил» и историю страны, растворившуюся в нём: от смерти Брежнева к смерти, оледенению общества. Перед нами жизнь аутсайдера в провинциальной Перми. Витя Служкин возвращается в родную школу учителем географии. По сути, этому алкоголику и поэту, неудачнику и аутисту — персонажу, в котором узнаётся и Веничка, и Гуревич того же Ерофеева, и ещё бесчисленный сонм героев эпохи безвременья, эпохи полётов во сне и наяву — работать всё равно где. Балагур и нециничный шутник, всеобщий друг и страдающий неизвестной болезнью духа отщепенец, изгой. Он чувствует стихию школы как свою, он вернулся в свою естественную среду, оставшись в плену детских представлений и мечтаний. Географ сливается со школьным двором, превращаясь одновременно и в любимца класса, и в объект насмешек. Это история взрослого человека, задержавшегося в своём детстве, история о том, как человек 1980-х, человек свободы, «перестроечных» иллюзий оказывается не нужен, не востребован в 1990-е годы, выброшен из реальности, обречён на аутсайдерство. Но не это одно создаёт удивительную интонацию спектакля. В частых интермедиях актёры шустро формируют несложный оркестрик, и артист Андрей Сиротин (он же исполнитель главной роли и крайне интересный дебютант) выскакивает на сцену, чтобы спеть или даже разыграть очередную ариетку в жанре поэтического кабаре. Сиротин пропевает многие хиты Петра Мамонова, рок-музыку конца 1980-х, обретающую сегодня совершенно иное звучание и иную ценность, и несколько песен Петра Налича.

Театр года

Российский молодёжный театр

Театр Алексея Бородина сегодня вновь и вновь демонстрирует беспримерную и даже порой излишнюю способность давать работу молодым режиссурам, бесстрашие к эксперименту, риску. 2009 год был полон интенсивной премьерной жизни: вышли около дюжины новых спектаклей, в том числе как результат интересной лаборатории с режиссёрским выпуском курса Сергея Женовача. Крупный репертуарный театр, который пытается работать на расширение профессионального круга и заботится о смене поколений, только выигрывает от такой культуртрегерской позиции: дебюты молодых постановщиков Сигрид Рейбо, Егора Перегудова, Екатерины Половцевой, Марфы Горвиц теперь навсегда будут связаны с Молодёжным театром. Здесь началась их профессиональная жизнь.

Надежда сезона

«Троянской войны не будет» Жана Жироду, реж. Александр Галибин, Театр им. Станиславского

Это спектакль — не из числа самых-самых интересных в этом году, но относительно судьбы многострадального Театра им. Станиславского — всё равно успех и режиссёра, и труппы. Полтора года назад театр возглавил известный артист и режиссёр Александр Галибин. Само по себе это решение московского правительства — благо из числа немногих, что оно предпринимает. Театр на Тверской улице долгое время (лет 10—12 точно) представлял творческие руины и довольствовался безвластием, пополняя хмурый ряд бульварных театров из центра столицы. Приглашение Галибина — необходимая реформа одного из многих больных мест на театральной карте Москвы. Александр Галибин, талантливый режиссёр, пребывает ещё только на пути становления своего театра. Со стремительного старта Галибин начал работать нахраписто, «напирая» количеством премьер, и в первом сезоне многое было неудачно, обидно, досадно. Сейчас это количество начинает перерастать в качество. «Троянской войны не будет» — красивый, стильный, умный спектакль. Здесь видно, как Галибин реализует школу Анатолия Васильева. Надо идти смотреть на дуэль Ирины Савицковой (Кассандра) и Ирины Гринёвой (Елена) — двух сильных, изысканных актрис звонкой трагической интонации. Есть и очень убедительный Виктор Тереля в роли Гектора, в роли, где заложены одни смутные манифесты, а не материал для актёрской игры. Французский драматург Жан Жироду перед самым началом Второй мировой пишет пьесу — пророчество о том, что псов войны уже не остановить, как ни старайся. Гектор понимает, что Андромаха беременна и ребёнок станет жертвой Троянской войны, пытается предотвратить конфликт народов и понимает, что законы истории тщетно пытаться нарушить. Борьба продолжается.

Тенденция года

Перемещение театральных скандалов в провинцию

Региональные чиновники научились у столичных расправляться с культурой: закрывать театры, перемещать руководства, устанавливать экономический диктат, отбирать помещения. Наиболее шумными в 2009 году были: ситуация двоевластия в Нижегородском ТЮЗе, ничем хорошим не окончившаяся; фактическое закрытие челябинского театра «Манекен» с пока не ясным результатом; жуткая история с театром «КнаМ» в Комсомольске-на-Амуре — местная власть лишает театр безарендных площадей, опираясь на мнение общественности, утверждающей, что «такой» (экспериментальный театр-лаборатория, не способный самостоятельно зарабатывать) театр народу не нужен; суд о нравственности, который развязали против Евгения Марчелли в Калининграде и проч. и проч. Всё это будет нас сопровождать и в будущем году, нет сомнений. Чиновникам на местах вряд ли в ближайшее время объяснят, какова гуманитарная ценность региональной культуры и что серьёзный театр на самоокупаемости жить в принципе не в состоянии.




ОТПРАВИТЬ:       



 





Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Ода, а не реквием

Почему стоит отменить слияние Московского камерного театра с Большим и восстановить Михаила Кислярова

Камерный театр был тем храмом, в котором этот талант мог творить. Его постановки радовали меня и, как думается, вас, долгие годы.Но теперь, увы – есть подозрение, что ода Мельпомене, воспеваемая в Камерном, умолкнет. А на смену в её репертуар включат реквием. Потому как беда нависла над Камерным.

16.02.2018 19:00, Сергей Дягилев






 

Новости

Умер лидер группы «Високосный год»
Лидер и вокалист группы «Високосный год» Илья Калинников умер во вторник в одной из московских больниц, сообщил в четверг директор группы Алексей Кан.
Музей Прадо выложил 11 тысяч оцифрованных экспонатов в сеть
Выросший из сокровищницы испанских королей, музей Прадо выделяется богатым собранием работ местных и итальянских художников, здесь также представлена одна из самых полных коллекций Иеронима Босха. Общее число произведений в запасниках — около 30 тысяч. В интернете опубликованы фото более 11 тысяч произведений.
В Санкт-Петербурге откроется вторая выставка Светланы Манелис
Открытие выставки пройдет 2 июня в 18:00 в галерее «Мастер» по адресу ул. Маяковского, 14. На выставке будет представлена компьютерная живопись.
Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.