Подписаться на обновления
22 июляСуббота

usd цб 58.9325

eur цб 68.6623

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
  среда, 7 апреля 2010 года, 08:30

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»
О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

— Вы не раз говорили о переходе страны явочным порядком ко всеобщему высшему образованию. Но известно, что сегодня по специальности работает не больше 25% выпускников вузов, остальным приходится осваивать что-то новое. Пять лет обучения делу, о котором потом и вспоминать не будешь, — не слишком ли высокая плата за то, что выпускник вуза интеллигентно выглядит, умеет вежливо разговаривать и худо-бедно разбирается в компьютере?
— Не думаю. Само выражение «работает по специальности» давно уже лишено смысла, во всяком случае в нашем понимании. Многие специальности, которым обучают в наших вузах, на Западе просто неизвестны, и дипломы с их названием вызывают там искреннее недоумение.

Интернет — безразмерный кладезь информации. Если вы живёте в одной из западных стран или хотя бы просто хорошо владеете английским, то не использовать его возможности для повышения уровня своего образования просто грех. К вашим услугам записи лекций на YouTube, и конспекты лекций, и дополнительные материалы. Особенно в этом преуспели США. И, надо полагать, преуспеют ещё больше: президент Барак Обама не устаёт говорить о необходимости улучшения системы образования и массового внедрения в неё возможностей Сети. В России ситуация несколько иная, однако далеко не безнадёжная.

Ещё в 2005 году комиссия во главе с профессором МАРХИ В. Глазычевым составила аналитический доклад о состоянии нашего высшего образования. В числе прочего там говорилось и о том, что специализация в российских вузах слишком узка, что многие профессии, обозначенные потом в дипломе, исчезают раньше, чем выбравший их студент успеет закончить вуз. Естественно, он не сможет работать по специальности.

Но даже если сама специальность осталась, она за пять лет учёбы успела изменить содержание: изменилась технология, оборудование, причём всё это усложнилось и требует новых знаний, новых навыков. Какой же смысл было учить человека работе на устаревшем оборудовании по устаревшей технологии?

Целые профессии вымирают, на их месте появляются новые, к которым вузы не готовят и готовить не могут. Это может быть связано с научно-техническим прогрессом, а может — с серьёзными сдвигами в экономике и организации производства, с политическими и социальными переменами. Совсем недавно ни один российский вуз не готовил специалистов по веб-дизайну, по пиару, социальных работников. Оглянитесь вокруг себя, вы легко насчитаете как минимум несколько профессий, которых не было во времена вашего детства. Собственно, у нас все финансовые специальности появились не так давно, и не так давно нотариус стал массовой профессией.

— Но ещё в Советском Союзе сложилась система повышения квалификации, такие институты есть по всей стране. Правда, я слышала, что институты повышения квалификации учителей и методические кабинеты при них упорно работают над консервацией давно устаревших методов преподавания. А поскольку учителя воспринимают их как начальство, они чувствуют себя не вправе взять другой учебник вместо рекомендованного, по-своему перестроить программу и так далее…
— Раньше считалось, что переподготовку необходимо проходить раз в пять лет; мне и сегодня приходится время от времени это слышать, и всякий раз я изумляюсь. Каждый американский инженер учится 120 часов в год, то есть минимум месяц каждый год. В отраслях промышленности, связанных с высокими технологиями, ежегодно проходят переподготовку 75—85 процентов всех категорий персонала (наверное, остаются без обязательной учёбы только уборщицы и курьеры). Там компании имеют право присуждать своим работникам учёные степени — настолько серьёзны занятия; не зря говорят о превращении корпораций в своего рода институты непрерывного образования. По данным одного из докладов фонда Карнеги, американские корпорации расходуют на образование и переподготовку своего персонала не менее 60 млрд долларов в год: всё вместе это сопоставимо с совокупными затратами на оборонную промышленность. Японские предприятия расходуют на переподготовку персонала суммы, равные примерно 10—12% фонда заработной платы в год.

Японский опыт интересен ещё вот чем: когда там модернизируют производство, специалистов по новой технике начинают готовить заранее, как только принято решение, и когда оборудование привозят, есть работники, которым квалификация позволяет участвовать в его установке, отладке, дальнейшем обслуживании. Мы всё время говорим о модернизации производства; по-моему, прежде всего стоило бы модернизировать сам процесс освоения новой техники и технологии.

Тем не менее у нас ежегодно, по данным «Мониторинга экономики образования», повышают квалификацию всего 4,6% населения с 25 до 64 лет, проходят профессиональную переподготовку 1,6%, это чрезвычайно мало. Рассчитаны эти программы в основном на работников бюджетной сферы: врачей, учителей и т.д.

— Не обязательно ходить куда-то на занятия, чтобы учиться; обычно любой профессионал следит за журналами и книгами по специальности, знает, что в ней происходит по всему миру, разве это не учёба?
— Учёба, конечно, и её тоже имеют в виду, когда говорят о непрерывном образовании. Но всё чаще возникают ситуации, в которых уровень вашей подготовки, вашей способности обновлять знания должен быть сертифицирован. Простейший пример: когда вы претендуете на более высокую должность или ищете новое место работы, как руководитель может судить о том, насколько регулярно и с каким эффектом вы следите за новинками в сфере ваших занятий? Другое дело, если вы время от времени способны засвидетельствовать это перед другими специалистами, которые присваивают за результат определённое количество баллов.

Непрерывное образование принято делить на три вида: формальное, неформальное и информальное. Последнее — это как раз самостоятельная работа с литературой, интернетом и так далее. Неформальное — организованное на разных курсах, школах и т.д., но не дающее никаких сертификатов (хотя некоторые курсы выдают разные свидетельства, но они редко пользуются широким признанием). Наконец, формальное, то есть дающее сертификат, по которому любой работодатель может судить об объёме и качестве знаний работника.

— А разве наши бизнесмены не заинтересованы в том, чтобы персонал их предприятий и компаний постоянно обновлял свои знания и умения?
— Конечно, заинтересованы, потому что выпускников многих вузов предприятия получают с таким уровнем подготовки, что их необходимо «доводить до уровня пригодности». Но наш бизнес обычно, по привычке скупых домохозяек, которым часто приходится платить дважды, предпочитает тратиться по минимуму: внутрифирменные программы обучения, тренинги, семинары — коротки и в целом охватывают 2,6% занятых в возрасте 25—64 лет.

— Итак, современную систему непрерывного образования нам ещё предстоит создать. Мало того, что мы перестраиваем традиционное советское высшее образование по схеме болонского процесса, делим его на бакалавриат и магистратуру, мало того, что рядом выстраиваем «инновационное» высшее образование повышенного качества, так нам ещё необходимо выстроить новую образовательную структуру, институты и центры непрерывного образования. Не слишком ли, особенно для времени кризиса, который всё тянется и тянется?
— Во время кризиса работающая система непрерывного образования особенно необходима: именно с её помощью можно смягчить его социальные последствия и одновременно готовить кадры для периода экономического роста, когда понадобятся люди нового уровня квалификации.

Безработица уже стала реальностью (собственно, она была в некоторых наших регионах и прежде, когда экономика в других местах активно развивалась). Перед государством дилемма: платить пособия по безработице «просто так», на то время, пока человек ищет работу (и вполне может её не найти), или использовать средства на то, чтобы оплачивать учёбу взрослых людей, потерявших работу и готовых осваивать новые специальности.

— Как знать, какие профессии и специальности потребуются нам после кризиса?
— Во-первых, кризис показал, что у нас очень мало хороших экономистов и менеджеров. Вузы в последние годы выпустили их в огромном количестве, трудно найти вуз без экономического факультета или отделения на многих факультетов; но плохо они справляются со своей работой в трудных, непредсказуемых условиях. Значит, их надо готовить как-то по-иному, то есть переучивать. Юристов тоже много, а хороших очень не хватает.

Во-вторых, конечно, надо сложить в голове некий образ новой экономики и только потом определять главные направления подготовки и переподготовки новых специалистов. Если мы действительно предполагаем разворачивать инновационную экономику, нужны профессионалы в стремительно развивающихся областях: биология, в том числе биология моря, генная инженерия и так далее. Но, между прочим, нам в любом случае понадобятся хорошие, компетентные в современной технике и технологии инженеры. Одно ясно: специалисты узкого профиля нам не понадобятся, если мы вступаем в постэкономическую, постиндустриальную фазу развития.

— Это всё прекрасно, но возникает всё тот же вопрос: «Где деньги, Зин?» Особенно во время кризиса… Вы говорили о дилемме, но пособия по безработице — это деньги на жизнь, причём весьма скромную, а разворачивать систему непрерывного образования — это уже совсем другие деньги. Если речь идёт о подготовке к работе в постиндустриальной экономике, то нужны преподаватели, которых пока нет, которых тоже необходимо сначала подготовить, не говоря уж о современно оборудованных лабораториях, о компьютерах для каждого учащегося, о постоянном доступе к мировой литературе по специальности, что как минимум предполагает достаточное знание иностранных языков…
— Верно, государственному бюджету такая нагрузка тяжеловата, хотя если заткнуть некоторые дыры, куда средства вытекают бессмысленно, без всякого результата, то кое-что можно выкроить, и немало. Но с этой же проблемой столкнулись и другие страны, когда стало очевидно, что непрерывное образование необходимо, а высшее образование прежде оплачивалось из бюджета. Эти страны перешли на частичную или полную платность учёбы, одновременно разворачивая разветвлённую систему образовательных кредитов, льготных, гарантированных государством. Бремя оплаты образования удалось таким образом разделить между государством, бизнесом и самими учащимися.

— Кажется, это тоже не для кризисных времён — всем не хватает средств.
— Но задача создания новых рабочих мест обостряется именно во время кризиса. Надо обратиться к опыту тех стран, которым развитие сети непрерывного образования позволило существенно увеличить число работающих, поскольку многие регулярно отвлекаются на повышение квалификации, всякие курсы, тренинги и так далее. Между прочим, сама масштабность этой системы сделала образовательную сферу одной из наиболее быстро развивающихся и доходных отраслей современной экономики. Хотя при этом развитые страны за время кризиса увеличили государственные расходы на образование. У нас, к сожалению, пока такая система не работает. Хотя стоило бы учесть и наш собственный опыт, стихийно сложившийся в слаборазвитых дотационных регионах с высокой безработицей, особенно среди молодёжи. В Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии, Калмыкии, на Дальнем Востоке вузы и средние специальные учебные заведения пользуются особой популярностью в качестве своего рода «социальных сейфов», позволивших до известной степени снизить молодёжную безработицу и криминализацию молодёжной среды. Правда, этот ресурс в таких регионах почти исчерпан.

По данным того же «Мониторинга экономики образования», обучение безработных в возрасте 25—64 лет составляло сотые доли процента.

— Представляю себе, как откроются курсы генной инженерии, иностранных языков и компьютерного программирования в каком-нибудь моногороде, где «лежит на боку» спичечная или текстильная фабрика, работы нет и не предвидится и ехать некуда, потому что здесь квартиру не продашь, а там, где нужны специалисты по компьютерам или генной инженерии, её не купишь.
— Вы зря иронизируете. Всё это нужно делать в соответствии с планами дальнейшего развития этих моногородов: с ними же так или иначе всё равно придётся что-то делать. Конечно, всегда надо исходить из конкретной ситуации.

— Вы живёте и работаете в Калининграде. Будете вести курс «Основы религиозных культур и светской этики», для чего приезжали на обучающий семинар в Москву. Как отбирались представители школ? Сколько времени проходили курсы?
— Это были стандартные курсы повышения квалификации, 72 часа. Нас готовили не только вести новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», но и обучать других учителей основам курса. Отбор был в совещательной форме. Выбирали тех учителей, кто известен в профессиональной среде и способен подойти к курсу как методист, кто имеет опыт общения с учителями в роли тренера и опыт преподавания теоретических дисциплин. Кроме того, тех, кто, так или иначе, занимался этим направлением.

Положим, дирекция этой самой фабрики, которая вот-вот остановится, или местные власти сумели найти инвесторов, которые — пусть не сейчас, пусть после кризиса — согласились перепрофилировать производство, или вложиться в развитие территории, или забрать на свои предприятия часть специально обученных работников. Тогда ясно, кого и чему нужно учить. Вы в течение месяца обучаете определённое количество работников, которые затем возвращаются на производство, а их места занимают другие учащиеся. Этот механизм при сокращении 10% персонала срабатывает в течение десяти месяцев, 20% — в течение пяти, 30% — три с лишним месяца. В любом случае это поможет смягчить ситуацию в городе и на предприятии, не говоря уж о пользе самой учёбы. Слушателям надо выплачивать стипендию в размере пособия по безработице: это всё равно лучше, чем само пособие. Конечно, в это же время надо вплотную заниматься диверсификацией производства, организацией новых рабочих мест, потому что сама учёба может смягчить, оттянуть, но не предотвратить массовую безработицу при затяжном кризисе.

Но и в регионах с диверсифицированной экономикой развёртывание системы повышения квалификации и переподготовки может сыграть существенную роль в том, чтобы изменить структуру российской экономики, уйти наконец от её чрезмерно сырьевой направленности. Эта система станет элементом изменения структуры экономической деятельности, если её выстраивать под перспективные, в том числе инфраструктурные, проекты и (или) имеющиеся вакансии. Это даст мощный стимул модернизации экономики после кризиса.

— Вы систему повышения квалификации и систему непрерывного образования упоминаете как бы через запятую, как будто это одно и то же.
— Совсем нет. Из нынешней системы повышения квалификации только со временем и с помощью специальных серьёзных и дорогостоящих мер можно вырастить настоящую систему непрерывного образования. Непрерывное образование — это надолго, можно сказать, навсегда. Но сегодня прежде всего необходимо проводить те программы, которые непосредственно работают против кризиса.

Например, необходимо изменить деятельность всей службы занятости, а её работников (тех, кого имеет смысл оставить на этой службе) провести через специальные программы повышения квалификации: познакомить их с методами работы зарубежных центров занятости, показать, как строится инфраструктура в этой сфере, которая позволяет быстро и эффективно реагировать на рост безработицы.

Кризис особенно болезненно переживают наименее социально защищённые слои общества. Значит, надо пересмотреть программы обучения социальных работников, чтобы они могли не только помогать, но и защищать интересы стариков, многодетных семей, которым труднее адаптироваться к резким изменениям экономической обстановки, детей, инвалидов.

Я уверена: все эти курсы, тренинги и прочие формы переподготовки дадут серьёзный стимул формированию современной системы непрерывного профессионального образования, которая обеспечит необходимую подстройку подготовки и переподготовки работников под требования рынка труда и создаст основу для дальнейшей структурной трансформации российской экономики. Мы сможем опробовать новые методы организации повышения квалификации и переподготовки кадров, формы взаимодействия государства и работодателей в этой сфере, принципы софинансирования программ непрерывного профессионального образования.

Беседовала Ирина Прусс




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Всё как у взрослых

Купить олимпиаду за один клик

«Обеспечим результат на любой олимпиаде», — такое обещание можно увидеть на сайте Olympiads.biz. Всё как у взрослых, и цены не вполне детские… Сейчас в цене олимпиада «Ломоносов», по итогам которой возможны льготы при зачислении в ведущие вузы: стоимость победы на ней на сайте обозначена в 35 тысяч рублей.

17.12.2015 13:00, Мария Хрущева, Галина Цирлина


Учить нельзя гуглить

«Cамое главное, чему нас учат в универе — это складу ума и гуглить. Остальное малополезно».

Призрак бродит по школьным коридорам — это призрак Google. Как страшный сон воспринимают школьные учителя тот факт, что в кармане каждого ученика может лежать волшебная коробочка, соединяющая его с местом, где есть все ответы на все вопросы.

11.08.2015 09:30, Анатолий Шперх


Запомнить все

Салман Хан о концепции полного усвоения материала

Почему нас удовлетворяет 70% правильных ответов на экзамене и то, что наше образование похоже на швейцарский сыр с огромными дырами? В одной из глав своей книги «Весь мир — школа. Преобразованное образование» Салман Хан, основатель Академии Хана, говорит об исторических перипетиях концепции полного усвоения материала и об ответственности за собственные знания.

10.08.2015 16:00, Екатерина Толкачева


Растворимая школа

Процесс учения: источники и связи

В последнее время мне кажется, что школа превращается в растворимый напиток. Как кофе. Сто лет назад кофе был подобен китайской церемонии — турка, аромат свежеобжаренных зерен, терраса утреннего кафе со свежей газетой. Не так сегодня. Пластиковый стаканчик, купленный на ходу из окна автомобиля.

22.06.2015 14:00, Анатолий Шперх


Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

09.06.2015 13:30, Александр Привалов, Дарья Менделеева


Салман Хан: «Школа на развилке, такое случается раз в тысячелетие»

Вы знаете, что школу, в которой вы учились, изобрели... немцы? Впрочем, это не столь уж важно. Есть вопросы поважнее: модель традиционного обучения больше не работает. Она годилась для индустриальной эпохи, для постиндустриальной же она слишком жесткая. А что будет после нее? У Салмана Хана есть ответ.

20.05.2015 16:00, Андрей Семеркин


Воспитывать, а не оказывать

Почему образование не должно быть сферой услуг

Два буксира, семья и школа, тянут баржу-ученика вверх по реке знаний. Один буксир не справится с этой работой, баржу к месту назначения не дотянет, потому что слаб. А уж если буксиры тянут баржу в разные стороны, точно, толку не будет. В том случае, если с одного буксира начнут стрелять по другому – жди беды. Так что модернизировать-реформировать, мирить и согласовывать, т. е. направлять в одну сторону, нужно оба буксира.

27.02.2015 17:02, Михаил Лифшиц


Говард Рейнгольд: «Школы должны не делить информацию на хорошую и плохую, а учить детей грамотно задавать вопросы и определять достоверность полученных ответов»

Американский медиаэксперт, учитель и писатель – об идеях взаимообучения и самообразования в Сети

Говард Рейнгольд – исследователь и футуролог мирового масштаба, специализирующийся на изучении культурных, социальных и политических влияний на медиасферу современности. Его проект Peeragogy объединил лучшие практики эффективного обучения людей с общими интересами. 18 октября он выступит в Москве на конференции про новые образовательные технологии EdCrunch, организованной журналом журналом о будущем образования Edutainme, центром технологического предпринимательства DigitalOctober и НИТУ МИСиС. Перед конференцией Рейнгольд рассказал о том, каким видит настоящее и будущее образования.

16.10.2014 14:00, Наталья Чеботарь, основатель Edutainme.ru


Как относятся к технологиям в школах

Edutainme опросили более 600 родителей и детей в школах и соцсетях о том, каково учиться сейчас и чего бы хотелось в будущем

Поверите ли вы, что родители более готовы к использованию игр в образовании, чем школьники? Или что двоечники на самом деле рады учиться, но вне школьных стен?

04.06.2014 12:00, Алексей Морозов


5 мифов о жизни, которым учат в вузах

Давайте признаемся честно: кроме нескольких хороших друзей, ряда интересных знакомств, студенческих вечеринок и умения делать шпаргалки и вести конспекты отечественная система образования ничего не дает. Вы проводите в вузе 4-5-6 лет — и выходите оттуда с дипломом в одной руке и целым мешком иллюзий и завышенных ожиданий — в другой.

15.05.2014 15:00, Александр Мельник






 

Новости

В России утвердили изменения в правила дорожного движения
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об изменении Правил дорожного движения, в частности, вводятся термины "электромобиль" и "гибридный автомобиль", а также соответствующие дорожные знаки и разметки, сообщается в понедельник на сайте правительства.
Штормовое предупреждение объявлено в Москве
Погода в столичном регионе ухудшится после 16:30 субботы, сообщили "Интерфаксу" в столичном метеобюро.
«Яндекс» и Uber объединили бизнес по заказу такси в России
Компании «Яндекс» и Uber подписали соглашение об объединении бизнеса и сервисов по онлайн-заказу такси в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Об этом сообщается в пресс-релизе, который поступил в редакцию «Ленты.ру» в четверг, 13 июля.
Лучшие вузы России 2017 по данным первого национального рейтинга
Ректор МГУ Виктор Садовничий объявил 20 лидеров национального рейтинга вузов России «Три миссии университетов». Заявление сделано на заседании общественного совета проекта «Модернизация образования» партии «Единая Россия». Лучшие вузы России 2017 года представлены без указания конкретных мест.
Популярные у интернет-пользователей вузы не всегда самые лучшие
Специалисты компании «Яндекс» выяснили, что топ-20 учебных заведений, которые чаще всего ищут пользователи, лишь наполовину пересекается с лучшей двадцаткой вузов из Национального рейтинга российских университетов.

 

 

Мнения

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.