Подписаться на обновления
20 январяВоскресенье

usd цб 66.3309

eur цб 75.5841

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Александр Фолин   суббота, 22 августа 2009 года, 09:17

Тарантино и философский камень
От «Бешеных псов» до «Доказательства смерти»: Десять фильмов Квентина Тарантино


Квентин Тарантино в фильме "Криминальное чтиво"
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Сколь бы разными ни казались фильмы, к которым приложил руку Тарантино, в них есть ряд отличительных особенностей, безошибочно выдающих в них авторство главного киноэкспериментатора 90-х.

Если проанализировать творчество Квентина Тарантино, а вместе со сценарными и совместными проектами у него за спиной ровно десять фильмов, даже не считая «Бесславных ублюдков», можно заметить, что во всех них заметно влияние кинематографа 70-80-х. Причём особой любовью Тарантино пользуются трэш-постановки, известные только маниакальными поклонникам жанра вроде него и специалистам. Удивительно, как ему всякий раз удаётся превратить мусор в золото. Не иначе, у него имеется новая разновидность философского камня.

Бешеные псы
Reservoir Dogs, США, 1992, криминальный триллер
Режиссёр Квентин Тарантино


Полнометражный режиссёрский дебют Тарантино, снятый всего за 1,2 миллиона долларов, так и остался его главным достижением. Английский журнал о кино Empire назвал его лучшим независимым фильмом всех времен.

В этот раз мы говорим исключительно о комедиях. «Миссия Дарвина», оккупировавшая кинотеатры на этой неделе, схлестнулась с комедиями «Люблю тебя, чувак» и «ЛОпуХИ: Эпизод первый», вышедшими на прошлой.

Впрочем, это едва ли приговор. Каждая из картин Тарантино хороша по-своему, а какая из них хуже или лучше — вопрос спорный. Киноманы, например, насмерть бьются, выясняя, какая из двух частей «Убить Билла» лучше.

«Бешеные псы» — плод любви Тарантино к фильмам «До свидания, дети» (Au Revoir Les Enfants, 1987) и «Соломенные псы» (Straw Dogs, 1971), отсюда и исковерканное по незнанию французского название, а также гонконгским «Городу в огне» (City on Fire, 1987) и «Праву на жизнь 2» (A Better Tomorrow 2, 1987).

«Городу в огне» Ринго Лэма «Псы» обязаны сюжетом о полицейском, внедрённом в банду грабителей ювелирных магазинов. «Праву на жизнь 2» — чёрными костюмами и сценами с перекрёстно нацеленными пистолетами (это фирменная фишка Джона Ву).

Так или иначе, в «Псах», как и в прочих фильмах Тарантино, лучшими были не экшн-сцены, а диалоги. И вот тут уже никаких заимствований нет.

Настоящая любовь
True Romance, США, 1993, криминальный триллер/мелодрама
Режиссёр Тони Скотт


Сценарий «Настоящей любви» был написан и продан Тарантино ещё до того, как он приступил к съемкам «Бешеных псов». Причём он даже не был источником финансирования — Квентин получил за него всего 50 тысяч долларов, минимальный гонорар по ставкам Ассоциации сценаристов. Но кем он был тогда, чтобы торговаться?

Сценарий фильма изначально был частью огромного сюжета, написанного Тарантино совместно с Роджером Эйвери. Вторая часть стала основой сценария «Прирождённых убийц».

В «Настоящей любви» были очевидные переклички с «Бешеными псами». Во-первых, в одной из сцен герои смотрят по телевизору «Право на жизнь 2», а, во-вторых, в финале герой Кристиана Слейтера должен был погибнуть, а героиня Патриции Аркетт познакомиться с Мистером Белым. Именно поэтому в «Псах» Белого спрашивают об Алабаме (так зовут девушку). Финал «Любви» был изменён продюсерами.

Хотя фильм был снят Тони Скоттом, а Тарантино даже ни разу не был на съёмочной площадке, его авторство становится очевидным, если проанализировать хотя бы сцену в гостинице.

Криминальное чтиво
Pulp Fiction, США, 1994, криминальный триллер
Режиссёр Квентин Тарантино


Культ Тарантино сложился именно после «Чтива», удостоенного «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и «Оскара» за лучший сценарий. Всё-таки прокат «Псов» был слишком ограничен, чтобы о Квентине узнали все.

«Криминальное чтиво» заложило основы фирменного почерка Тарантино, к коему стоит отнести нелинейный сюжет, смачные диалоги, насилие, возведённое в ранг эстетики, а также отсылки к собственным и чужим фильмам.

Из «Бешеных псов» в фильм перекочевали Харви Кейтель, Тим Рот и Стив Бушеми. Популярность дебютной ленты Тарантино помогла затащить в проект даже такую звезду, как Брюс Уиллис.

Кстати, ещё одной невольной фишкой Квентина после «Чтива» стало возрождение карьер подзабытых звёзд. Так, именно ему обязан своим возвращением в большое кино Джон Траволта, сыгравший здесь Винса Вегу.

Винс по сюжету — брат Вика Веги из «Псов». Правда, эта самоцитата должна была быть ещё более явной. В «Чтиве» должен был появиться сам Вик, но Майкл Мэдсен был занят в другом проекте, и Тарантино пришлось вывернуться подобным образом.

Прирождённые убийцы
Natural Born Killer, США, 1994, криминальный триллер/мелодрама
Режиссёр Оливер Стоун


Ещё один фильм, снятый по сценарию Тарантино, который был продан им ещё до прихода славы. Наверное, именно поэтому Оливер Стоун посмел настолько переделать текст Квентина, что тот потребовал убрать своё имя из титров, но потом согласился на формулировку «по сюжету Квентина Тарантино».

Надо сказать, что все, кому довелось читать оригинальный сценарий Тарантино, единодушны во мнении, что он лучше фильма Стоуна. И все же «Прирождённые убийцы» — несомненная удача.

Из тарантиновских штучек здесь можно назвать персонажа Тома Сайзмора, которого зовут Джек Скагнетти, тогда как в «Бешеных псах» фигурировал полицейский надзиратель Вика Веги по имени Сеймур Скагнетти.

Кроме того, Микки и Мэлори убивают копа по имени Гарольд Нэш, а копа, замученного Мистером Блондином в «Псах» звали Марвином Нэшем. Кстати, актёр, сыгравший Марвина, снялся в «Убийцах» в роли члена съёмочной группы.

Четыре комнаты
Four Rooms, США, 1995, комедия
Режиссёры Эллисон Андерс, Александр Рокуэлл, Роберт Родригес, Квентин Тарантино


Фильм состоит из четырёх новелл, объединённых тем, что история каждой из них происходит в одном из номеров отеля, портье в котором работает герой Тима Рота — единственный персонаж, фигурирующий во всех четырёх сюжетах.

Тарантино наконец-то явил миру своих «Бесславных ублюдков»: Группа американских евреев, чьи лица и фамилии не оставляют сомнений в их национальной принадлежности, срезает скальпы с убитых ими немецких солдат…

Тарантино снял новеллу «Человек из Голливуда», завершающую картину, и сыграл в ней заглавного персонажа — голливудского режиссёра Честера Раша, предлагающего портье помочь с одним пари, в котором разыгрывается «Шевроле Малибу» 1964 года. Забавно, что именно такую машину украли у Тарантино на съемках «Криминального чтива».

«Четыре комнаты» свели вместе двух фанатов b-movie — Тарантино и Роберта Родригеса, сотрудничество которых позже стало постоянным. Даже если они не работают вместе, свои фильмы они первым делом показывают друг другу, прислушиваясь к советам и часто внося по результату просмотра серьёзные правки.

От заката до рассвета
From Dusk Till Dawn, США, 1996, ужасы/комедия
Режиссёр Роберт Родригес


Сценарий «От заката до рассвета» был частью сделки между Робертом Курцманом и Квентином Тарантино. Известный специалист по гриму и спецэффектам («Зловещие мертвецы 2-3») Курцман согласился бесплатно работать на «Бешеных псах» при условии, что Тарантино напишет сценарий по придуманной им истории.

Поскольку тема вампиров не была близка Квентину, он передал сценарий своему другу Роберту Родригесу, который пригласил его на одну из главных ролей. Полоумный убийца Ричард Геко стал одним из самых ярких образов, сыгранных Тарантино.

Именно с ним связаны те немногие фирменные штучки Тарантино, которые можно обнаружить в картине. В частности, это сцены в магазинчике и мотеле, где во всей красе проявляется психическая невменяемость Ричарда, роднящая его с Микки из «Прирождённых убийц».

Джеки Браун
Jackie Brown, США, 1997, криминальный триллер
Режиссёр Квентин Тарантино


Сценарий фильма был написан Тарантино по его любимому роману — «Ромовый пунш» Элмора Леонарда. Наряду с такими звездами, как Роберт Де Ниро, Сэмюэль Л. Джексон и Майкл Китон, Квентин пригласил на главные роли обожаемых им актёров b-movies Пэм Грир и Роберта Форстера.

Для обоих эта картина стала настоящим прорывом. Грир была звездой эксплуатационных фильмов 70-х вроде «Женщины в клетке», «Крепкий кофеёк» и «Фокси Браун», но для большого Голливуда она была никем.

Форстер снимался в считанном количестве боевиков 70-х и 80-х, в частности, в фильмах Чака Норриса, но после «Джеки Браун» стал появляться в заметных постановках. Например, в 2000 году на экраны вышел «Малхолланд драйв» Дэвида Линча с его участием.

Убить Билла
Kill Bill, США, 2003-2004, экшн/триллер
Режиссёр Квентин Тарантино


На самом деле, «Убить Билла» — это два фильма, вышедших в США с интервалом в пять месяцев. И разные они не столько в силу этой разнесённости, сколько в силу абсолютно разной жанровой принадлежности.

Первый фильм — прежде всего, кровавый боевик, второй же — по большей части, драма. Это в первую очередь сказалось на общей энергетике картин. Первая получилась очень динамичной, а вторая — удивительно неспешной.

По словам Тарантино, сюжет фильма родился в результате его дружеской болтовни с Умой Турман. Причем образ невесты в окровавленном платье пришел в голову именно Турман.

Нетрудно заметить внушительный интервал времени между «Убить Билла» и «Джеки Браун». Он был бы значительно меньшим, если бы Тарантино не стал ждать Турман, которая в самый неподходящий момент забеременела, а потом некоторое время сидела с ребенком. Он с самого начала сказал, что будет снимать только её.

Основным сюжетным «мясом» фильмов стали многочисленные гонконгские фильмы о восточных единоборствах, мафии и мести. В частности, некоторые сцены отсылаются к «Кулаку ярости» (1972) с Брюсом Ли. Жёлтый спортивный костюм Черной Мамбы — также отсылка к Брюсу Ли, но уже в фильме «Игра смерти» (1978).

Город грехов
Sin City, США, 2005, криминальный триллер
Режиссёры Роберт Родригес, Квентин Тарантино


Строго говоря, к «Городу грехов» Тарантино имеет отношение ещё меньшее, чем даже к «Прирождённым убийцам». Из соображений дружбы (и, конечно, пиара) Родригес пригласил Квентина снять одну из сцен фильма.

Тарантино поставил эпизод, в котором Дуайт (Клайв Оуэн) едет в автомобиле, и ему кажется, что он разговаривает с убитым ранее Джеки-боем (Бенисио Дель Торо).

Любопытно, что приверженец классических приёмов съёмки Тарантино хотел снимать эпизод в настоящей машине, но фанат новых технологий Родригес убедил его, что дорисовать машину на компьютере проще. Квентин согласился и позже признал, что Роберт был прав.

За свою работу Тарантино получил один доллар — ровно столько же, сколько заплатил Родригесу за саундтрек к «Убить Билла 2». Родригес обещал, что пригласит друга снимать «Город грехов 2» и заплатит намного больше — два доллара.

Грайндхаус. Доказательство смерти
Death Proof, США, 2007, триллер
Режиссёр Квентин Тарантино


Проект «Грайндхаус» уже своим названием отсылается к концепции грайндхаусов — кинотеатров, устраивавших в 70-е сдвоенные сеансы фильмов класса «Б». Именно на тот момент пришёлся расцвет жанра эксплуатационного кино, в котором блистала Пэм Грир.

Проект состоял из двух совершенно разных (хотя у них есть связка — в больнице, где работают герои родригесовской «Планеты страха», лежит Каскадер Майк, герой фильма Тарантино) фильмов, один из которых снял Тарантино, а другой Родригес.

В США проект демонстрировался, как и был задуман — сдвоенным сеансом общей длительностью 191 минута, что оказалось губительным решением для сборов. В Европе и России фильмы прокатывали отдельно. Причём если в оригинале первой идёт «Планета», то в России сначала вышло «Доказательство».

Работа Тарантино, как и задумывалось изначально, набита аллюзиями на классические ленты 70-х. Так, на капоте Майка красуется уточка, как у героя фильма «Конвой» (1978), а раскраска машины точно такая же, как у героя того же Курта Рассела в «Подержанных автомобилях» (1980).

Имеются и самоцитаты, главной из которых является шериф МакГро, впервые появившийся в «От заката до рассвета», а потом в первом «Убить Билла».




ОТПРАВИТЬ:       



 






Гипс на экспорт

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики. От мюзикла «Форма воды» Г. дель Торо до номинированного на премию «Оскар» «Собибора» К. Хабенского.

19.01.2019 16:00, Александр Чанцев


7 лучших фильмов с неожиданной развязкой

Картины, которые держат в напряжении до последней минуты

Такие кинокартины хочется посоветовать друзьям: захватывающий сюжет (с крайне неожиданным финалом), известные актёры и живописные сцены нравятся даже самым строгим критикам. Это фильмы, которые не подойдут для веселого вечера, но станут отличным поводом к долгой дискуссии после просмотра.

12.01.2019 19:00, fraufluger.ru


Бриллиантовая кинорука

Великий Леонид Гайдай

Его фильмы – наш с вами общий культурный код: «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию». Мальчишка из Иркутска, сын батрака, любившего читать, Леонид Гайдай стал одним из самых кассовых режиссёров СССР и занял своё место в зале славы мирового кино.

06.01.2019 19:00, Алена Городецкая, jewish.ru


Бюджет в $200 млн, макет почти в натуральную величину и пять тонн динамита

Как снимали «Титаник»

Трагедией «Титаника» Джеймс Кэмерон заинтересовался в 1985 году, когда знаменитая экспедиция океанолога Роберта Балларда впервые обнаружила обломки корабля. Собственно, изначально режиссера увлекли только технологии исследования и съемки океанских глубин (что нашло отражение в фильме «Бездна»). Но прочитав книгу о «Титанике» исследователя Льюиса Эбернети и посмотрев классический документально-игровой фильм «Гибель „Титаника“», Кэмерон обнаружил основу для захватывающей истории. Эпический масштаб катастрофы режиссер решил совместить с любовной линией. Предлагая проект продюсерам 20th Century Fox, Кэмерон так и характеризовал будущую картину: «Ромео и Джульетта на гигантском корабле».

05.01.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Фильмы для новогоднего настроения

Волшебные истории Нового года

Список новогодних и рождественских фильмов с добрыми чудесами, которые идеально подходят для создания праздничной атмосферы. Без некоторых из этих кинолент уже нельзя представить зимние праздники.

30.12.2018 19:00, cameralabs.org


Для серьёзного вечера

10 сильных драм, которые стоят вашего времени

Среди этих фильмов обязательно найдется тот, который вам захочется пересмотреть или посоветовать своим друзьям. Не пустое, глубокое, хорошее кино, которое останется в памяти.

23.12.2018 19:00, Таня Касьян, womo.ua


Что вырезали цензоры из всенародно любимых советских комедий

Опасные кадры знаменитых фильмов

Советская цензура, славящаяся своей непримиримостью, «защищала» советских зрителей от сцен, которые могли бы смутить их, соблазнить или, самое ужасное, вызвать у них нездоровые ассоциации. Перед ее «ножом» все были равны – доставалось одинаково и начинающим режиссерам, и маститым. Удивительно, но даже в любимых нами сегодня старых комедиях «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука» и «Любовь и голуби» бдительные цензоры находили потенциально опасные кадры.

15.12.2018 19:00, kulturologia.ru


Что сериалы говорят о нашем видении мира

Смерть кинематографа или новая литературная форма?

Писатель и психоаналитик Жерар Вайцман пытается показать, что телесериалы несут в себе новый коллективный нарратив, формируя новую цивилизацию. Торжество сериалов, по его мнению, можно рассматривать как своеобразную «смерть» национального кинематографа. Однако затем автор ставит под сомнение этот вывод. А может, сериал означает появление новой литературной формы?

08.12.2018 19:00, Мариз Эмель (Maryse Emel), inosmi.ru


Фредди Меркьюри в «Богемской рапсодии» дает 4 блестящих ответа на самые сложные вопросы

Удивительный пошаговый план того, как быть самим собой

Биографический фильм режиссера Брайана Сингера «Богемская рапсодия» о жизни лидера группы Queen Фредди Меркьюри рассказывает историю становления легендарной группы и знакомит зрителя с ее классическими произведениями. Кроме всего прочего, основываясь на примере жизненного пути Меркьюри, кинолента также предлагает зрителям несколько глубоких наблюдений о том, как лучше всего показать свои сильные стороны, истинного себя и добиться цели.

02.12.2018 09:00, cluber.com.ua


Как это снято: «Похитители велосипедов»

Открытый финал, непрофессиональные актёры и съёмки на улицах Рима

К юбилею «Похитителей велосипедов» вспоминаем историю создания картины и разбираемся, почему она считается одной из краеугольных лент мирового кино: обыденность как повод для сюжета, непрофессиональные актеры, натурные съемки, естественный свет и отнюдь не маленький бюджет.

01.12.2018 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru






 

Новости

Список дня: 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит рождественские фильмы
Издание IndieWire составило список из 13 рождественских фильмов для тех, кто ненавидит классические рождественские фильмы. «Мы позаботились о тех, кому нужна другая атмосфера, чтобы проникнуться духом праздника», — пишут критики.
Космическое Рождество с Doping-Pong в Санкт-Петербурге
Cosmic Christmas — именно так назывался таинственный трек самого психоделического альбома группы Rolling Stones, вышедшего зимой 1967 года. И космического новогоднего праздника желает арт-группа Doping-Pong своей публике, которая придет на их выставку в Санкт-Петербурге на рождественских каникулах. На втором этаже Планетария № 1, расположенного в круглой башне из красного кирпича, в старинном здании крупнейшего газгольдера России на Набережной Обводного канала, д. 74, лит. Ц, арт-группа Doping-Pong открыла персональную выставку, посвящённую космосу, которая продлится до 20 января 2019 года.
Съемки новой картины Никиты Михалкова начнутся в 2019 году
Кинокомпания «Золотой Орел» приступила к созданию новой картины режиссера Никиты Михалкова «Шоколадный револьвер». Сценарий картины написан в жанре «современной драмы». Съемки будут проходить при поддержке нефтяной компании «Роснефть».
100 лучших песен года по версии The Guardian
The Guardian представила список из 100 лучших песен года, который составили музыкальные обозреватели газеты. Всего в жюри вошло 50 критиков.
ICO-кампания фильма «Ампир V» успешно завершена

Hard Cap достигнут за несколько дней до окончания сроков проведения ICO
При сумме сбора 3,360,000 EUR собрано 32175 ETH, что на момент завершения ICO равнялось 3,506,801 EUR. Фильм поддержали 145 инвесторов. ICO-кампания проведена при технической поддержке WebMoney Transfer.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.