Подписаться на обновления
2 июняВторник

usd цб 69.7114

eur цб 77.6376

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Кирилл Анкудинов, Майкоп   среда, 18 ноября 2009 года, 09:10

Таинственные знаки
Литература online. Семинар молодых литераторов в Липках. Статья Игоря Клеха памяти Алексея Парщикова в журнале «Арион». Сборники стихов Марии Тиматковой и Андрея Сизых


Заключительное заседание участников Форума молодых писателей в Липках // Фото: magazines.russ.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог








Славное мероприятие в Липках никак не может заменить систему литературных объединений, подобно тому, как большой симпатичный чисто вымытый слон никак не может заменить упряжку ездовых лаек. Культуру во все времена движут не пресыщенные римляне, аристократы, мэтры, а жадные до жизни варвары, парвеню, школяры, подростки. Воздух в стихах Марии Тиматковой. Ледяное ядро поэзии Андрея Сизых.

Липки и ЛИТО

Судя по френд-ленте в моём «Живом журнале», главное литературное событие последнего времени — очередной всероссийский семинар молодых литераторов в Липках.

Все — и участники липкинских игрищ, и не участники — наперебой высказывают свои соображения о мастер-классах и скандалах в Липках.

Литература online. Книга уфимского прозаика Айдара Хусаинова. Основоположник адыгейской поэзии Хусейн Хамхоков и переводы его стихов. Легко ли быть провинциалом? Башкирский девственник во сне и наяву. Черкесский эфенди в сталинском реакторе.

О скандалах скажу коротко: не надо было в присутствии представителей «Москвы» и «Нашего современника» демонстрировать киношку Гарри Бардина «про скинхедов». А в отношении степени интеллигентности «самого интеллигентного прозаика наших дней» Андрея Дмитриева мне всё стало ясно после прочтения дмитриевской «Бухты радости».

Зато о мастер-классах надо поговорить поподробнее.

Мне ни разу не довелось побывать в Липках. Зато я присутствовал на мастер-классах семинара молодых литераторов Северного Кавказа (этот семинар проходил в июле нынешнего года в Майкопе). Участвовал я и в других региональных литсеминарах и знавал несколько десятков литературных объединений — в Москве, в Майкопе, в иных городах.

И потому уверенно говорю: обсуждение текстов на мастер-классе регионального (да, наверное, и общероссийского) литературного семинара не отличается от обсуждения текстов в среднеобычном ЛИТО. Ничем.

Автор вслух читает тексты, все высказываются, руководитель оставляет за собой последнее слово, следующий автор вслух читает тексты и т.д. В конце обсуждения руководитель подводит итоги.

В Липках мастер-классы проводили главные редакторы литературных журналов (или ведущие сотрудники журналов). То есть эти мастер-классы были процессом поиска подспорья для литжурналов.

Догадываюсь, что значительная часть прибывшей в Липки литературной молодёжи не подошла журналам в качестве подспорья и угодила в «отсев».

Не только потому, что есть те, кто пишет плохо. Но ещё и потому, что среди литературной молодёжи есть те, кто пишет иначе. Не соответствуя формату «толстых» литературных журналов.

Ведь «толстые» журналы ― узкий сегмент современной литературы. Стихи толкиенистов и повесть в жанре фэнтези почти наверняка не возьмут ни в «Знамя», ни в «Наш современник», ни в «Звезду», даже если всё это будет очень хорошо написано.

И вернутся юные авторы в свои регионы несолоно хлебавши.

Как ни странно, модель литературного объединения более мобильна и гибка по сравнению с моделью масштабного литсеминара хотя бы потому, что ЛИТО работает не в производственно-поточном режиме. ЛИТО — не цех, не технологическая структура; ЛИТО — живая школа диалога.

В ЛИТО учатся понимать друг друга носители разных социокультурных языков — поэты и прозаики, традиционалисты и авангардисты, верлибристы и силлаботоники, реалисты и неоромантики, лидеры и аутсайдеры, либералы и почвенники, русские и адыгейцы, десятиклассники и пенсионеры, толкиенисты и адвентисты.

И из этого бурлящего варева вдруг рождается Культура — словно Афродита из пены. Внезапно проступают её таинственные знаки.

Славное мероприятие в Липках никак не может заменить систему литературных объединений. Огромный искусственный водоём не альтернатива единой системе рек, речушек, ручейков и родничков. Большой симпатичный чисто вымытый слон не заменит упряжку ездовых лаек. Хотя лайки в сравнении со слоном крошечны, от них плохо пахнет и они могут цапнуть.

Кстати, на межрегиональных литсеминарах всегда видно, в каком регионе есть сильные ЛИТО, а где их нет вообще.

В этом году Адыгею представляли три молодых автора: Алиса Мусиенко, Николай Редькин и Марина Виноградова-Зейтунян. Они очень достойно показали себя. Все три автора имеют самое что ни на есть прямое отношение к старейшему майкопскому литературному объединению «Оштен» (и не имеют никакого отношения к трём существующим в Адыгее союзам писателей).

Что закономерно.

Римляне и варвары

В третьем номере журнала «Арион» сего года вышла статья Игоря Клеха «Смерть поэта. Частный случай», посвящённая памяти Алексея Парщикова.

Она стала для меня потрясением.

Да тут ещё — по удивительнейшему совпадению — ко мне пришла посылка из Москвы, а там в числе прочего оказался 28-й номер журнала «Комментарии», от первой до последней страницы парщиковский.

Некогда, в далёкие 80-е, я с жадным интересом следил за войной между триумфальными метаметафористами и отступающими советскими традиционалистами.

Тогда мне казалось, что сама Современная Мировая Культура во всём своём никелевом блеске лихо сражается с тупо-партократическим, трухляво-сентиментальным совковым бескультурьем.

Без господдержки смерть «толстых» журналов — вопрос времени. Надо наконец-то понять: серьёзное искусство неконкурентоспособно! Ради голой девки газету купят скорее, чем ради стихов Бродского или изречений Бодрийяра.

В те годы я был очень молод. Теперь я так не думаю.

В Москве я бывал на вечерах Ивана Жданова. Мне бросилась в глаза его… народность, скажем так. Ведь Иван Жданов — это почти что второй Николай Рубцов. И лирически одарён он по-рубцовски непомерно.

Да и Александр Ерёменко, если вдуматься, писал политические агитки. Я говорю не только о таких стихах Ерёменко, как «Он голосует за сухой закон…» или «О чём базарите, квасные патриоты?». Но ещё и о «центонах» Ерёменко, о «технологических сонетах» Ерёменко — всё это были именно что политические агитки (того или иного семантического модуса). За ними проглядывало, блазнилось, мерцало «что-то большее»; за это я любил Ерёменко (возможно, за это его любят и другие).

И Парщиков, оказывается, тоже был парвеню…

Вот как о нём пишет Клех:

«Подобно Маяковскому, в поэзию Парщиков пришёл со стороны, как неофит… Стихи он начал сочинять в летней «ссылке», на практике где-то на Кубани, кажется, оказавшись совершенно оторванным на пару месяцев от приятелей и подружек. По возвращении показал написанное работавшему в театре Рафаэлю Левчину. Тот был ошеломлён:
― Слушай, да твои стихи не хуже, чем у Пастернака!
― Какого Пастернака? Можешь меня с ним познакомить?
― ?!»

Студент Киевской сельхозакадемии, учившийся на ветеринара. В байдарочном плавании по Донбассу ни с того ни с сего убил веслом домашнего гуся. А в Германии вдруг меланхолично выдернул из озера за шею лебедя, чем шокировал немцев [«Просыпался временами в Парщикове недоучившийся зоотехник» (И. Клех)]. Целыми днями слушал записи Майка Науменко.

А вот свидетельства из «Комментариев»:

«Помню, он был потрясён «Розой мира» Даниила Андреева, когда книга ходила в списках… Мы оба зачитывались Кастанедой» (Юрий Арабов. Алексей Парщиков как литературный проект).

Всё — знакомые (знаковые) вехи…

В юности мне казалось, что специфический «химический» привкус стихов Парщикова — от избыточной культуры. Теперь я понимаю, что от недостаточного культурного бэкграунда, в который вся «мировая культура» втискивалась разом.

Где действительная культура, рафинированная, взращённая многими столетиями, — там никакой «химии», никакого «никеля»; там лишь неброские «замша» и «твид». Лёгкая болтовня в боскете о пустячках, и вдруг посреди необременительного кулинарного трёпа на миг мелькнувшее серебряной рыбкой в волне: «А знаешь, Светоний неправ; император Клавдий был отравлен не бледной поганкой, а волоконницей Патуйара…»

В письмах же Парщикова в каждой строке — актуальные философы, модные фотографы, продвинутые кинематографисты, ссылки, концепции, проекции, пространственные конструкции. Всё сверкает, трепещет, оглушает эрудицией, трещит терминологией — аж искры сыплются.

«Есть сфера, которую не хочу редуцировать до «реализма», и называется — «достоверность», гармонизация континуума формообразующих точек (Блок считал, что есть несколько точек, натягивающих ткань текста). Достоверность напрочь исключает эскалацию ценностей за счёт приёмов, это важно. Обратная связь — для достоверности является одним из выражаемых пределов».

Это он так в частных письмах изъяснялся.

А трогательная парщиковская любовь к фотографии, к технике разного рода, поэмы о дирижаблях и воздухоплавании…

Подросток! Вечный школяр! Советский школьник, зачитывающийся «Техникой — молодёжи» и «Знанием — силой»!

Три товарища, три парвеню, три варвара — Жданов, Ерёменко и Парщиков. Алтайский кочегар, бузливый морячок и донбасский затейник. (Полу)сектант, (полу)агиточник и (полу)юннат изменили вектор русской поэзии. Как удивительно!

В этой генерации, кстати, были не-парвеню, антипарвеню, аристократы, рафинэ — но они-то как раз оказались поразительно бесплодными.

Впрочем, культуру всегда, во все времена движут не пресыщенные римляне, аристократы, мэтры, а жадные до жизни варвары, парвеню, школяры, подростки…

Лето и зима

Передо мной лежат две пришедшие ко мне по почте книги стихов — «Настоящее имя» Марии Тиматковой (М.: Воймега, 2009) и «Интонации» Андрея Сизых (Иркутск: Оперативная типография на Чехова, 2009).

Говорят, в стихах проявляются (или не проявляются) четыре стихии — огонь, вода, земля и воздух. Поэтическая индивидуальность — не что иное, как неповторимое соотношение этих стихий.

В стихах Марии Тиматковой — сплошной воздух. Ну, может, ещё чуть-чуть земли и воды. Огня в этих стихах нет вообще.

Главное (и едва ли единственное) настроение стихотворений Тиматковой — умиротворённость. Уравновешенная, умудрённая, ровная. Там, где у других поэтов бури, у Тиматковой — лёгкий тёплый ветерок. Вот она пишет о том, как выходит из больницы (заканчивается стихотворение строкой: «…как будто не вчера я умирала»), вот спокойно говорит о жизненных потрясениях («Ты был влюблён в меня немножко. И продавал по чайной ложке»), вот она на фоне захолустного американского городка, а вот — на острове Мауи. Кто-нибудь иной давно бы уже грыз плинтусы от эмоций и впечатлений. Но не Мария Тиматкова.

Стихи Тиматковой очень медитативные. Они похожи на японские хокку. Однако есть отличие.

Хоккуисты (Басё и другие) воспринимали мир дробно, дискретно. Их привлекал момент становления, поэтому классические хокку, как правило, описывают весну или осень, времена, когда всё меняется, гораздо реже — зиму. И совсем редко — лето (известное трёхстишие о лягушке, прыгнувшей в колодец, — не вполне типичное хокку).

Книга Тиматковой состоит из четырёх частей. Подзаголовки этих частей — «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень». Самые симпатичные стихи Тиматковой — летние. Чувствуется, что это время года ей нравится.

Август, деревня, тишина, травы, река, мелкие бытовые хлопоты, тихие отголоски далёких воспоминаний. Покой. Недолгая нирвана. Скоро придёт осень.

Было холодно утром, а днём становилось тепло.
Мы в кладовке нашли шоколадницы, помню, крыло.
Чёрно-белые крапины, рыжая нежная гладь.
Мы оставили крылышко в тёмной кладовке лежать.

            Фотография

Стихи иркутского поэта Андрея Сизых таковы, что, наверное, их постоянно называют книжными.

При этом — парадокс — стихи Андрея Сизых абсолютно традиционны. В каждом из них проглядывает крепкая жанровая основа: вот элегия, а вот «стихотворение о любви», здесь — «стихотворение на историческую тему», «туристическое впечатление», «публицистика». И в эмоциональном плане стихи Сизых без сюрпризов.

Отчего же тогда они «книжные»?

Оттого, что эти стихи по-брюсовски предельно инкрустированы экзотическими словами, историческими терминами, бесчисленными именами литературных персонажей, римских императоров и монгольских полководцев. Там, где в строке стоит простое слово, Андрей Сизых непременно заменит его на красивый и редкий синоним — и строка от этого барочно выгнется, завьётся изящно-избыточной завитушкой. «Кофейными чашками в барах бренчат синдереллы» — ах ты, боже ж мой!…

В королевстве Оз ещё не вечер. Кавалер Егорий топит печь.
В канделябрах восковые свечи не спешат привратники зажечь.
Агасфер играет на волынке. Королева-мать мантилью шьёт.
Камергер — сэр Питер пыль с бутылки оботрёт и в молт разложит лёд.
Генералы — Майкл с Габриэлем в бридж играют с леди Магдален,
Шут Диабло спит, набравшись элем, и поёт канцону сюзерен.

            В королевстве Оз

Волынка, молт и бридж плоховато сочетаются с мантильей и канцоной (и это ещё не самый дикий микс: в другом стихотворении Сизых совместились рабы на галере, фьорды и гильотина).

Бэкграунд у Андрея Сизых — очень характерный, богемный. Венецианские карнавалы, таверны, абсент, обилие ангелов и единорогов. Есть эльфийский цикл («Только юношам древним заветом заповедан мудрейший обычай — по сакральным эльфийским приметам уходить за великой добычей»). Книга, между прочим, открывается благосклонным вступительным словом Бахыта Кенжеева. Ну как мне теперь не исследовать «новый романтизм», если сам Кенжеев одобряет тексты об эльфах…

Но при всех этих феерических дивертисментах в своей основе стихи Андрея Сизых хладные, мужественные, несентиментальные. Чуть рыхловатые, но это не беда.

Я понял, на что они похожи. На снежинки. Ведь у любой снежинки есть твёрдое ледяное ядро, на которое потом нарастают барочные кристаллические выхилясы-вертикулясы.

Неслучайно на авторской фотографии по оправе очков Андрея Сизых поползла серебряная льдистая паутина-изморозь.

Кстати, я давно не видал столь роскошно оформленной книги стихов. Дизайн А.В. Москвина. Спасибо А.В. Москвину.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Григорий Симанович: Мой Бродский

Авторская колонка о великом поэте

Написал этот заголовок и тотчас решил его убрать. Наглость, подумал, беспримерная: ценители Поэзии тотчас ассоциируют с «Мой Пушкин» Цветаевой и зададутся законным вопросом, а кто этот нахал, собственно, такой, чтобы публично, на популярном сайте, «приватизировать» великого поэта и рассуждать о нем, не будучи именитым и прославленным, не имея громкого авторитета ни в поэзии, ни в литературоведении, ни в обществе.

01.06.2020 19:00, story.ru


Аркадий Аверченко: Великая ирония

История легкого человека

Аверченко, «русский Марк Твен», родился 27 марта 1880 года и вскоре, уже в 1908-м, весь читающий Петербург знал и ценил молодого писателя-сатирика. Современники Аверченко расхватывали «Сатирикон», где в каждом номере было несколько его новых рассказов, уморительно смешных.

27.05.2020 19:00, Владимир Вестер


Миллионер поневоле

75 лет назад, 19 мая 1945 года умер Константин Тренёв, советский писатель, драматург, преподаватель

Эстетика Тренёва, в отличие от Ленинско-Сталинских послевкусий нового типа того же Демьяна Бедного, скорее, ближе к неортодоксальному толстовству — явственно слышатся отголоски, реминисценции любви и терпения Льва Николаевича.

19.05.2020 19:00, Игорь Фунт


Мировая скорбь, или О чём умолчал Веничка по дороге в Петушки?

30 лет назад, 11 мая 1990 года умер Венедикт Ерофеев

Веничка субстанционально как бы отделён от суеты сует на планете Земля. Что неявно, но связывает его с божественной позицией: любовью к миру — извне этого мира.

11.05.2020 16:00, Игорь Фунт


Булат Окуджава: Бумажный солдат

Как поэт прошел войну и написал об этом

Булат Окуджава был не только выдающимся поэтом и бардом, но и ветераном Второй мировой. Или, как иногда принято говорить — Великой Отечественной. Его песни о войне стали классикой — многие думают, что это народные песни.

10.05.2020 19:00, Владимир Вестер, story.ru


«Чума», или Евангелие ХХ века

О чем сегодня может рассказать знаменитый роман Альбера Камю

На фоне пандемии коронавируса и почти повсеместного карантина только ленивый не вспомнил про роман Альбера Камю «Чума». Но все ли помнят, что в 1947 году, когда было создано это произведение, на повестке дня стояла не угроза смертельно опасной инфекции, а «коричневая чума», которую только-только удалось победить силами едва ли не всего мира? Подробнее о том, что такое трагический стоицизм героев Камю, почему этот роман называли «евангелием ХХ века» и что делает его удивительно созвучным нашей ситуации, специального для «Горького» рассказывает доктор филологических наук, профессор РУДН Вера Шервашидзе.

20.04.2020 19:00, Вера Шервашидзе, gorky.media


Гузель Яхина: «Дружбы, которые завязывались в ссылке, были больше, чем родственные узы»

Интервью с автором культового произведения «Зулейха открывает глаза»

Сериал «Зулейха открывает глаза», снятый по одноименному роману Гузель Яхиной, стартовал на телеканале «Россия 1». Это история о раскулачивании в 30-е годы прошлого столетия и судьбах людей, сосланных в Сибирь. Многие факты Гузель взяла из жизни своей бабушки, детство и юность которой прошли в сибирской ссылке.

18.04.2020 19:00, Елена Костина, story.ru


«Хандра хуже холеры»

7 советов для самоизоляции от русских классиков

Поэты и писатели подскажут, как пережить непростые времена, и дадут полезные советы на период долгой самоизоляции.

14.04.2020 19:00, Полина Пендина, culture.ru


«После обеда приехал доктор...»

Рассказ Аркадия Аверченко «Медицина»

За утренним чаем Ната Корзухина посмотрела внимательно и беспокойно на мужа, провела рукой по его голове и спросила: — Почему ты такой желтый?

30.03.2020 19:00, Аркадий Аверченко, izbrannoe.com


Вдова в 16 лет

Как жена Александра Грибоедова 28 лет держала траур по убитому мужу

История любви русского поэта Александра Грибоедова и грузинской княжны Нины Чавчавадзе не подходит для любовного романа. Уж очень она трагична. Так бывает только в жизни. Овдовев всего в 16 лет, Нина Чавчавадзе долгие годы держала траур по своему убитому мужу.

22.03.2020 19:00, Александр Бражник, moiarussia.ru






 

Новости

Netflix выложил в открытый доступ документальные фильмы о бедности, расизме и несправедливости
Стриминговый сервис Netflix выложил на YouTube десять документальных фильмов, среди них — отмеченные критиками Our Planet и Babies. Об этом сообщается в блоге компании.
Проект «Выпускники и наставники» представлен в РАНХиГС в Москве
22 февраля в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), что на Проспекте Вернадского в Москве, состоялась презентация проекта «Выпускники и наставники». Это уже третий проект некоммерческого партнёрства «Викимедиа РУ», поддержанный Фондом президентских грантов. Само же партнёрство занимается поддержкой проектов фонда Викимедиа на территории России, самый известный из которых — Википедия.
НЭИКОН и ОмГТУ подписали соглашение о сотрудничестве
В ОмГТУ состоялась серия семинаров, проведенная в партнерстве с консорциумом НЭИКОН в рамках проекта «Открытая наука России».
Фильм «Паразиты» получил «Оскар» в главной номинации
Это первый случай, когда главной награды удостоилась картина не на английском языке.
Рахманинова признали главным новатором среди классических композиторов
Южнокорейские математики научили искусственный интеллект оценивать влиятельность классических композиторов начала XVIII — конца XIX века. Рахманинов, Бах и Брамс оказались главными новаторами эпохи.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.