Подписаться на обновления
19 октябряПятница

usd цб 65.7238

eur цб 75.5692

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Мария Кольцова   понедельник, 21 сентября 2015 года, 14:00

«Святой» источник
Как правильно подбирать и использовать научную литературу


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Любой выпускник вуза, претендент на получение научной степени или кандидат на звание профессора должен доказать свои знания. Диплом, диссертация, монография – эти работы говорят о том, что человек обладает немалой осведомленностью в определенной сфере или уже внес свою лепту в ее развитие. Однако ни одно исследование невозможно без изучения источников информации, которые не только помогают подкрепить или опровергнуть гипотезы работы, но и выявить пробелы в изучаемой области.

Разобраться в терминах

Источник информации – это субъект или объект, порождающий информацию и представляющий ее в виде сообщения.Проще говоря, источниками могут выступать монографии, научные статьи, очерки, данные статистики, законодательные акты, журналистские материалы или даже эксперты в той или иной области. Кажется, все просто, однако здесь есть свои подводные камни: в наши дни во многих дисциплинах информация устаревает моментально. И статистические данные, бывшие релевантными месяц назад, сегодня могут оказаться неприменимыми в работе. К тому же, в таком колоссальном потоке информации, который мы имеем благодаря Интернету, очень легко потеряться. Особенно много сложностей этот аспект вызывает у начинающих исследователей: иногда кажется, что источников слишком много, а иногда – что все они не по теме и писать не о чем.

Когда подготовка – половина работы

Предположим, что вы уже определились с темой исследования. В таком случае, первый шаг на нелегком пути написания работы – формулировка проблемы, ведь по сути именно она является стержнем исследования. Любая проблема должна обладать определенной научной новизной, иначе исследование окажется фиктивным.

Конечно, нужно четко понимать цель работы, то есть конечный результат, к которому вы стремитесь прийти. Именно цель поможет составить план и отсечь лишнюю информацию, не тратя время на ненужные изыскания.

Эти две характеристики и должны в конечном итоге быть ключевыми критериями для отбора литературы. Здесь поможет простой пример: если мы задались целью изучить, какой из чайников на рынке бытовой техники является оптимальным по своим характеристикам в ценовом диапазоне, скажем, от 500 до 2000 рублей, нам не нужно сосредотачиваться на истории развития этой индустрии или бытовой технике вообще. Куда важнее определить, какие характеристики бывают у чайников, какие из этих характеристик по статистическим данным наиболее востребованы среди покупателей. Далее нужно поэтапно изучить литературу в соответствии с задачами, определяющими достижение цели исследования.

Большие работы (курсовые, дипломные, диссертации) требуют особого подхода и, как правило, делятся на главы. Это тот случай, когда «слона нужно есть по частям», то есть искать литературу конкретно к каждой главе. Например, в теоретической части необходимо использовать монографии, исторические документы, научные статьи. В последующих главах – переходить к самостоятельному изучению вопроса: проводить собственные эксперименты, исследования, вычисления, собирать статистику.

Где брать литературу?

Чем лучше исследователь разбирается в теме, тем легче ему работать. Поэтому сначала нужно изучить базовые источники, уловить основную идею, современное состояние и глубину разработки проблемы. И уже потом углубляться в более узкие, специализированные аспекты.

Естественно, что начинать нужно не с Википедии (она, разве что, может служит источником источников), как это часто происходит сегодня, а с базовых монографий и статей. Можно ознакомиться с учебниками, чтобы разобраться в сложных вопросах, но нельзя указывать учебную литературу как источник информации – большинство ВУЗов считает такой подход непрофессиональным.

Понятно, что современные студенты без крайней надобности не отходят от компьютера, а уж читальные залы библиотек большинство из них видело только в кино. Но сегодня это уже не проблема, ведь многие библиотеки создали свои электронные аналоги с открытым доступом.

Онлайн-библиотеки, которые могут пригодиться в работе над исследованием:

Киберленинка (Интернет-библиотека, основанная на принципах открытой науки (Open Science))

Научная электронная библиотека (отечественные и зарубежные журналы открытого доступа)

Национальный библиотечный ресурс РФ

Электронная библиотека Российской государственной библиотеки

Электронный фонд Российской национальной библиотеки

Научная электронная библиотека Государственной публичной научно-технической библиотеки России

Электронная библиотека Государственной публичной исторической библиотеки России

Электронная библиотека Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы

Интернет-портал системы «Консультант +». На этом портале, кроме законодательных актов, содержатся статьи и монографии по правой тематике.

Как работать с информацией?

Начинать ознакомление с любым научным трудом стоит с общего обзора. Для этого в каждой книге существует оглавление, а к каждой научной статье прилагается список ключевых слов. Если вы только начинаете изучать тему и не накопили достаточного объема знаний и компетенций, придется прочитать все главы, относящиеся к вашей сфере. Дальше будет легче: за несколько минут беглого чтения вы сможете определить, пригодится статья в работе или нет.

При чтении литературы рекомендуется делать краткие записи, конспекты основных идей и выводов. Конспекты лучше всего писать от руки, разделяя их на тематические части, или же, если вы знакомитесь с Интернет-ресурсом, копировать тезисы в отдельный файл. Изучив несколько источников и сделав подобные записи, вы поймете, как полученные данные использовать в вашей работе.

Возможно, идея записывать все и вся покажется для вас слишком сложной, однако зачастую список использованной литературы в конце выпускной квалификационной работы (ВКР) насчитывает около ста единиц, и удержать в голове такие объемы информации невозможно. Подробные записи избавят от напрасного труда: вы уже будете знать, где использовать ту или иную цитату, а запись информации об источники (хотя бы поверхностная – автор, название источника, страница) избавят вас от лишней головной боли.

Конспекты также помогут отделить основную информацию от второстепенной, понять, какие тезисы можно использовать для подтверждения вашей позиции, с какими стоит не согласиться, а какие можно дополнить.

Что в имени тебе моем

Сноски можно использовать в следующих случаях:

– прямое цитирование из источника;

– копирование иллюстраций, таблиц, формул и других вспомогательных материалов;

– анализ источника, перефраз.

Казалось бы, здесь все понятно. Однако немаловажная проблема при подготовке собственного исследования – оформление ссылок, сносок и библиографического списка. На этот случай существует ГОСТ Р 7.0.5-2008. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Это общие требования и правила, которым должна соответствовать любая серьезная научная работа. И здесь без примеров не обойтись.

Сноска на монографии:

Караулов И. М. О культурной политике. М., 1999. С. 15. (Сноска – указывается фамилия автора, инициалы, название, город и год издания, страница, на которой размещалась использованная информация).

Караулов И. М. О культурной политике. М.: Политиздат, 1999. 157 с. (Список литературы – указывается также издательство (с большой буквы и без кавычек) и общий объем страниц).

Сноска на статьи в научных изданиях:

Караулов И. М. О культурной политике // Вестник Сибири (Новосибирск). 1999. № 3. С. 15.

Принцип тот же, что и в монографиях – если статья не из журнала, а из сборника статей, в финальном списке литературы указывается объем.

Если монография или сборник статей подготовлены в каком-либо научно-исследовательском институте или иной организации, название этой организации указывается через косую черту, стоящую после названия работы:

Павловский В. Ювенология: становление науки о молодежи / Красноярский гос. ун-т ; Под. ред. В. П. Фофанова. Красноярск, 1997. С. 56.

Сноски на диссертационные исследования требуют указания степени соискателя и заведения, в котором исследование проводилось:

Вартумян А. А. Региональный аспект в деятельности новых политических партий в России. Конец 80 – середина 90-х гг. (На примере Северо-Кавказского региона): Автореф. дис. канд. ист. наук / Ростовский государственный университет. М., 1997.

Социологическое исследование оформляется подобным образом – название, авторы, институт, год проведения:

«Десять главных проблем молодежи» / НИЦ при Институте молодежи. 1999. Выборка всероссийская, квотная, районированная, многоступенчатая. Объем 1275 человек, данные за 1995–1998 годы. Авторы: Б. А. Ручкин, Е. А. Гришина // Текущий архив Института молодежи. Научно-исследовательский центр. 1999. Дело № 32.

Ссылки на архивные источники требуют указания архива, в котором документ хранится:

Выступление В. И. Иванова на пленуме ЦК ВЛКСМ от 23 мая 1988 г. «О задачах комсомола» // Рос. гос. архив социально-полит. истории (далее: РГАСПИ). Ф. 1-м. Оп. 2. Д. 456. Л. 67.

Неправильное оформление сносок и ссылок может привести к тому, что на стадии проверки работы выявится большой процент плагиата. А это уже вопрос получения положительной оценки.

Мнение эксперта

Илья Георгиевич Шаблинский, профессор кафедры конституционного и административного права Национального исследовательского института Высшей Школы Экономики считает, что «в самом общем плане выше всего ценится самостоятельность работы, оригинальность темы. Прекрасно, когда автор пишет о том, что еще не было осмыслено, обмусолено нашими исследователями. Например, наш студент написал оригинальную работу (по политологии) «Левые» как политическое движение в Германии в 2012-2015 гг.». Действительно, об этом очень мало сказано! А студентка, знающая английский и немецкий, сумела обработать ряд совершенно новых источников. И другой пример: студент хотел вписаться в тематику конституционного права и выбрал «конституционно-правовые аспекты регулирования отношений по использованию результатов интеллектуальной деятельности». А там этих самых «конституционно-правовых аспектов» и нет. И работа получалась вымученной».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Шесть вопросов об открытой науке. Часть 2

О плате за публикацию статей и «зеленом» открытом доступе

Ричар Пойндер, журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки, продолжает рассуждать о том, почему ученые отказываются размещать научные публикации в институциональных репозиториях, какое влияние на движение окажет платформенный капитализм и как будет развиваться открытый доступ в ближайшее десятилетие.

31.08.2018 13:00, Richard Poynder


От открытости к качеству

Почему в информационном обществе так важен открытый доступ

«Научный корреспондент» был запущен 3 года назад, с тех пор к проекту присоединилось уже 12 университетов. Рассказываем тем, кто не успел принять участие, в чем смысл проекта и почему открытая публикация выпускных квалификационных работ имеет критическое значение для российской системы высшего образования.

30.08.2018 16:00, Ольга Кареева


Шесть вопросов об открытой науке. Часть 1

О недоверии к ученому сообществу, открытом лицензировании и «бронзовом» открытом доступе

Журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки Ричард Пойндер рассказал о том, какие проблемы переживает современная система научной коммуникации, может ли «бронзовый» доступ называться открытым и как различные дисциплины влияют на развитие движения.

30.08.2018 13:00, Richard Poynder


«Денег всегда не хватает. Это закон денег»

Интервью с исполнительным директором НЭИКОН о будущем информационного обеспечения науки

Александр Кузнецов: «На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная».

29.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


«“Научный корреспондент” — это проект для вузов-лидеров»

Как практика открытой публикации может повлиять на работу университета

Координатор проектов Ассоциации интернет-издателей Наталия Трищенко рассказала об истории появления проекта «Научный корреспондент» и планах по его дальнейшему развитию.

28.08.2018 13:00, Анна Иванова


Оперативность, защищённость, качество

Руководитель ГПНТБ России Яков Шрайберг о ключевых условиях развития открытого доступа к науке

Несмотря на то, что открытый доступ уже стал одной из ключевых тенденций развития научной коммуникации, многие его аспекты всё ещё вызывают вопросы и недоверие со стороны научного и библиотечного сообщества. О том, чего не хватает для развития открытой науки сейчас, «Частному корреспонденту» рассказал генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Яков Леонидович Шрайберг.

27.08.2018 16:00, Наталия Трищенко


Цитируют редко, рецензируют плохо, копируют часто

Интервью с Алексеем Скалабаном о проблемах распространения информации в научном сообществе

Международный эксперт НЭИКОН Алексей Скалабан рассказал «Частному корреспонденту», почему деятельность научных журналов должна регулироваться специалистами, как открытый доступ влияет на цитируемость материала и кто такие «хищники» среди научных журналов.

27.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


Следующее поколение ученых

Интервью с президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским

Наука должна состоять из молодых людей, у которых есть амбициозные проекты, которые стараются на основании источников, экспертизы, данных, общения с практиками выстраивать новую картину мира, искать ошибки в традиционных теориях и делать новые открытия – формировать картину мира ХХI века.

25.08.2018 19:56, Наталия Трищенко


Человек, который вышел из пещеры к свету

Как, когда и почему образование стало для нас ценностью

Мы привыкли к тому, что быть образованным — это правильно. Хорошо, модно и полезно, практически как быть богатым и красивым. Точнее, даже не так — мы привыкли к тому, что это нормально. А вот необразованный человек вызывает у нас недоумение: сразу хочется задать ему вопрос, как же его так угораздило и на что он будет теперь жить. Но на то и существует наука история, сдувающая пыль с прошлого, чтобы лучше понимать настоящее и не без опаски заглядывать в будущее. Как, когда и почему книжное слово и образование превратилось в одну из базовых ценностей?

25.08.2018 13:00, Игорь Лужецкий, knife.media


Научные стратегии

Российские университеты нарастили количество научных публикаций, но снизили их качество

Времена тотального доминирования китайцев в «мусорных» журналах, публикующих за деньги любую «научную» работу, могут остаться в прошлом.

23.08.2018 13:00, chrdk.ru






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.