Подписаться на обновления
25 апреляВторник

usd цб 56.0794

eur цб 60.8461

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Общество  Экономика  В мире  Культура  Медиа  Технологии  Здоровье  Экзотика  Мнения  Дискуссии  Сколько стоит Россия?  Кофейные заметки  Сеть 
Ольга Бурмакова   пятница, 18 июня 2010 года, 13.44

Свой среди чужих, чужой среди своих
Бисексуальность: любовь без исключений


// Getty Images, Fotobank
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Один из самых известных периодов бисексуальности — античность, с её видными фигурами, от Гомера и Цицерона до Сапфо. В эпоху Возрождения бисексуальность также была видимой и вполне допустимой, о чём свидетельствуют полные откровенного восхищения и эротического любования и мужскими, и женскими образами работы Микеланджело и Рафаэля, Шекспира и Марло.

                  На радость и печаль, по воле рока,
                  Два друга, две любви владеют мной:
                  Мужчина светлокудрый, светлоокий
                  И женщина, в чьих взорах мрак ночной.

                  У. Шекспир, Сонет №144

Бесконечные дебаты о гомосексуальности то и дело проводят чёткую границу между двумя ориентациями: гетеросексуальной, предположительно присущей большинству, и гомосексуальной, свойственной меньшинству. Широко распространено убеждение, что люди испытывают влечение либо к противоположному полу (гетеросексуалы), либо к своему (гомосексуалы), и это несовместимые крайности. На такой дихотомии двух моносексуальностей (ориентаций, направленных только на один пол) строятся многие аргументы обеих сторон. Но дихотомия гомо/гетеро не учитывает существование третьей признанной ориентации: бисексуальности.

Бисексуальность — это сексуальное поведение или ориентация, предполагающая физическое и/или романтическое влечение и к мужчинам, и к женщинам. (В рамках этой статьи мы не будем говорить о других видах не-моносексуальной ориентации и будем опираться на бинарную гендерную систему, исключительно в целях простоты понимания.) Бисексуальность — это, по сути, способность любить людей, не обращая внимания на рамки пола и гендера.

Большинству бисексуалов сложно понять моносексуальность как таковую, ограниченность предпочтений одним полом. Хотя общество пропагандирует именно моносексуальность, бисексуалы имеют о ней представление, но с трудом могут осознать, как это работает на практике; в этом их непонимание с моносексуалами взаимно.

Бисексуальность в истории

Бисексуальное поведение фиксировалось на протяжении всей истории человечества, в разных обществах. Один из самых известных периодов распространённой и универсально приемлемой бисексуальности — античность, с её видными фигурами, от Гомера и Цицерона до Сапфо. В эпоху Возрождения бисексуальность также была видимой и вполне допустимой, о чём свидетельствуют полные откровенного восхищения и эротического любования и мужскими, и женскими образами работы Микеланджело и Рафаэля, Шекспира и Марло.

В марте, помимо общего роста интереса к вопросам гендера, связанного с женским днём, по новостям прокатилась и отозвалась бурными дискуссиями в интернете история о Норри Мэй-Уэбли, первом человеке, которому официально вписали в паспорт: «пол не определён». До этого не менее бурно обсуждались беременный мужчина Скотт Мур и Кастер Семенья, бегунья, пол которой поставили под сомнение из-за её поразительных успехов и в нарушение всех правил соблюдения конфиденциальности личной информации полоскали подробности в СМИ. Раз за разом появляются очередные фигуры, ставящие под сомнения простоту определения «мужчина» и «женщина».

Разумеется, бисексуальное поведение существовало и в другие периоды, даже отличавшиеся исключительно строгой моралью. Так, известно немало джентльменов викторианской Англии, которые, будучи женаты и успешно обеспечивая себе продолжение потомства, в то же время проявляли активный интерес к своему полу.

Однако термин «бисексуальность» появился только в двадцатом веке, вместе с терминами «гомосексуальность» и «гетеросексуальность». Это произошло в результате развития исследований человеческой сексуальности как таковой — тема, прежде практически не затрагивавшаяся или рассматривавшаяся через призму морали и идеализации.

Фрейд, один из первых учёных, заговоривших о сексуальности, утверждал, что все люди рождаются бисексуальными, а в дальнейшем их либидо распределяется между объектами обоих полов либо в проявленной, либо в латентной форме. Но особенно важна для понимания бисексуальности так называемая шкала Кинси, впоследствии расширенная Кляйном.

Мир не делится на агнцев и козлищ

Шкала Кинси — методологическое средство, которое Альфред Кинси разработал для проведения исследований, по которым написал знаменитые (и скандальные) книги «Сексуальное поведение самца человека» (1948) и «Сексуальное поведение самки человека» (1953). Будучи зоологом, Кинси отказался от этических и моральных ограничений, которыми обычно сковывалось изучение человеческой сексуальности, и подошёл к вопросу так же, как подходил бы к изучению сексуального поведения животных — за тем исключением, что в данном случае объектам изучения можно было задавать вопросы.

Во введении к шкале в первой книге Кинси писал: «Мужчины не представляют две отдельные субпопуляции — строго гетеросексуальную и строго гомосексуальную. Мир не делится на агнцев и козлищ. Фундаментальный принцип таксономии состоит в том, что в природе редко наблюдаются дискретные категории. Живая природа — это континуум во всех и каждом из своих аспектов».

Исходя из этого, Кинси разработал шкалу из семи градаций, отражающих диапазон от абсолютно гетеросексуального (0) до абсолютно гомосексуального (6) поведения. По результатам его исследований, 11% мужчин, 7% одиноких и 4% замужних женщин попадали по этой шкале на отметку 3 — «практикует гомосексуальные и гетеросексуальные контакты в равной степени». Если добавить к этому получивших отметку 2 или 4 (то есть имевших некоторый перевес в опыте в сторону одного пола), цифры получатся ещё больше.

Принципиально важный момент — то, что Кинси изучал не самоидентификацию людей (то, как они сами определяют свою ориентацию), а их поведение, то есть реальную практику секса с людьми своего и противоположного пола. Неудивительно, что в современных исследованиях, о которых упоминается в статье о шкале Кинси в Википедии, процент бисексуалов ниже, чем людей с бисексуальным поведением в работах Кинси: в этих исследованиях показан процент людей, определяющих себя как бисексуалов, а не проявляющих бисексуальное поведение, как у Кинси.

Позднее доктор Фриц Кляйн доработал шкалу Кинси, превратив её в «Решётку сексуальной ориентации»: теперь в ней по той же семибальной шкале оценивались разные проявления сексуального поведения в настоящем, прошлом и в идеале, в том числе самоидентификацию. Кляйн разделял сексуальное влечение (желание, тягу), сексуальное поведение (практические действия), сексуальные фантазии, эмоциональное влечение, социальные предпочтения (с каким полом человек предпочитает общаться и проводить вместе время в несексуальном контексте), образ жизни и самоидентификацию (то, как человек определяет сам себя). Суммарно в решётке складывалась картина проявлений сексуальной ориентации человека.

В этих исследованиях важно для темы бисексуальности (и сексуальной ориентации вообще) следующее:

    — сексуальная ориентация человека не делится жёстко на два лагеря (гетеро и гомо), и даже на три — она представляет собой континуум, в котором крайние положения «чистой», моносексуальной ориентации занимает относительно небольшой процент людей;

    — сексуальная ориентация не определяется каким-то одним проявлением (желанием, практикой) — она складывается из нескольких факторов, помноженных на то, как именно человек сам себя определяет;

    — самоидентификация (самоопределение) человека может отличаться от того, о чём свидетельствует его поведение.

Почему люди с бисексуальным поведением не считают себя бисексуалами?

Это сложный вопрос, ответ на который будет определяться многими факторами: концепцией дихотомии гомо/гетеро, стигматизацией гомосексуальных отношений, взглядами, преобладающими в социальной среде человека, мифологией сексуальности, с которой он знаком, и обстоятельствами, при которых был получен бисексуальный опыт.

Считается, что мужчины — это самцы, у них животные инстинкты сильны настолько, что они не всегда способны их контролировать. Они хотят секса чаще и больше, чем женщины, но не связывают его с эмоциями. Фактически они хотят секса всегда, а если не могут им заниматься, это признак слабости и немужественности. Сексуальное желание женщины представляется в виде двух противоположностей. С одной стороны, женщины якобы хотят секса только в связи с любовью, они намного сдержаннее в своих желаниях, вполне могут жить без секса и не страдать от этого. С другой — они обладают сильнейшим сексуальным притяжением, которое привлекает к ним мужчин, и с жадностью пользуются этим. Такое представление находит кульминацию в демонизации женского желания и женщины как таковой в образах ведьмы, хищницы, искусительницы, которая использует мужчину в своих целях.

Начнём с конца: существуют обстоятельства, при которых человек может получить сексуальный опыт не с тем полом, с которым занимается сексом обычно. В частности, это происходит в ситуациях, когда люди оказываются отрезаны от противоположного пола на долгий срок (в тюрьме, в армии, в закрытых школах с раздельным обучением). Многие, находясь в такой ситуации, занимаются сексом с людьми своего пола, однако потом, вернувшись в нормальное общество, возвращаются к гетеросексуальному поведению и не считают свой прежний опыт признаком своей бисексуальности, а разве что вынужденной необходимостью «для снятия напряжения».

Мифология сексуальности и взгляды, распространённые в окружении человека, влияют на его восприятие сексуальных контактов. К примеру, в ряде «мужских» субкультур считается, что мужчина, занимающийся сексом с другим мужчиной в «активной» позиции, не совершает гомосексуальный акт («неважно, с мужиком или с бабой, лишь бы сверху»). В других субкультурах (молодёжных, артистических) разовые контакты с представителями своего (или противоположного для гомосексуальных субкультур) пола «не засчитываются» как бисексуальность, а только как эксперимент.

Стигматизация гомосексуальных отношений приводит к тому, что люди стараются скрыть эту сторону своей сексуальности, сообщая только о гетеросексуальных отношениях и контактах. К примеру, нередко встречаются мужчины, которые строят полноценные романтические и сексуальные отношения с женщинами, но в промежутках (или одновременно) занимаются разовым сексом с мужчинами. Они в большинстве случаев определяют себя как гетеросексуалов, а секс с мужчинами расценивают как незначимый для своей идентичности.

И наконец, дихотомия гомо/гетеро приводит к тому, что люди определяют свою идентичность не по сумме жизненного опыта, а по текущему опыту; отсюда выражение «сменить ориентацию». Например: «раньше я была гетеросексуалкой, а теперь сменила ориентацию и стала лесбиянкой» — так женщина описывает свою историю, в которой у неё сначала были отношения с мужчиной, а потом с женщиной; фактически она вполне может быть бисексуальна, но определяет свою идентичность исключительно по имеющимся на сегодняшний день отношениям.

Мифы о бисексуалах

В обществе, в котором распространена концепция моносексуальности и дихотомии гомо/гетеро, бисексуальность кажется непонятной и загадочной, и, разумеется, обрастает мифами, вызванными непониманием и опасениями, а потому часто негативными.

Бисексуалы развратны и склонны к беспорядочным половым связям. Это один из самых распространённых мифов, и один из самых негативных. Опирается он, вероятно, на то, что на практике бисексуальность видна только у людей, которые либо действительно склонны часто менять партнёров, либо находятся в активном поиске и потому проявляют интерес ко многим людям разного пола. Моногамные бисексуалы невидимы по очевидной причине — они занимаются сексом с человеком одного конкретного пола, со своим партнёром. Поэтому об их бисексуальности можно узнать только с их слов, а «увидеть» её невозможно.

Бисексуалы склонны к изменам. Этот миф вырастает частично из предыдущего, а частично из идеи, что если человек испытывает влечение и к мужскому, и к женскому полу, то, живя с человеком одного пола, будет постоянно стремиться к другому. Идея эта так же абсурдна, как утверждение, что человек, который любит и блондинов, и брюнетов, живя с блондином, будет вечно тосковать по брюнетам и изменять с ними. Измена — поступок, никак не связанны с ориентацией. Напротив, миф об изменах бисексуалов приводит к тому, что люди, знающие о бисексуальности партнёра, начинают его подозревать, ревновать и своим поведением толкают партнёра на измену, тем самым делая миф сбывающимся пророчеством.

Широко распространено утверждение, что женские тела по природе своей красивы, привлекательны и сексуальны, а мужские — некрасивы, выглядят странно и не вызывают сексуального желания сами по себе. Чаще всего это мнение высказывают гетеросексуальные мужчины, но не только они (и не обязательно все они его придерживаются). Нередко это убеждение разделяют гетеросексуальные женщины, добавляя, что в мужчине важнее не тело, а характер, ум, доходы и вообще «мужчина должен быть лишь чуть привлекательнее обезьяны». Это мнение — один из аспектов «мужского взгляда».

Бисексуалы на самом деле экспериментируют, развлекаются со своим полом, а отношения строить хотят только с противоположным. Бытующий в среде ЛГБТ, этот миф подпитывает негативное отношение к бисексуалам. Идея «экспериментов» не совсем лишена оснований: как уже говорилось выше, в некоторых социальных группах и субкультурах встречаются разовые контакты со своим полом, которые расцениваются как «несерьёзные» и приравниваются к развлекательному опыту. Они тиражируются в массовой культуре — например, в песне Кэти Пери I Kissed a Girl: «Я поцеловала девушку, и мне понравилось / Надеюсь, мой парень не против…» Свою роль играет и социальное давление, которое делает построение продолжительных и стабильных гетеросексуальных отношений проще; многие однополые союзы распадаются не по внутренним, а по внешним причинам, в то время как разнополые часто за счёт этих же внешних причин держатся, несмотря на внутренние конфликты. Однако, несмотря на это, большинство бисексуалов рассматривает и однополые, и разнополые отношения одинаково.

Бисексуальность — временное состояние, пока человек не выбрал ориентацию. Оставив в стороне абсурдность самой идеи «выбора» ориентации, посмотрим на источники этого мифа. Он основан на путанице между разными аспектами бисексуального поведения и бисексуальной идентичностью. С одной стороны, некоторые люди (и гетеро-, и гомосексуальные) проходят период экспериментов, в ходе которых «проверяют» свою ориентацию. Чаще это бывает с гомосексуалами, которые пытаются строить гетеросексуальные отношения, надеясь избежать попадания в стигматизированное меньшинство. После периода бисексуального поведения они выбирают моносексуальную идентичность. С другой стороны, как говорилось выше, бисексуальность у моногамного человека невидима, и со стороны может создаваться впечатление, что после периода бисексуального поведения он «выбрал» ориентацию, хотя он остаётся бисексуалом, испытывает бисексуальное влечение, бисексуальные фантазии и т.д.

Женщины по природе своей бисексуальны. Этот миф частично опирается на то, что женское гомосексуальное поведение обычно подвергается меньшему давлению и запретам, чем мужское, и потому бывает более заметным. Также ему способствует мужской взгляд и мнение, что женские тела по природе своей красивы, неудержимо привлекательны и сексуальны, а следовательно, вполне объяснимо, что другая женщина не может перед ними устоять. Иногда влечение женщины к женщине поощряется, но в строго определённых формах — в тех случаях, когда это служит удовольствию мужчины; поэтому, например, некоторые мужчины предлагают своим партнёршам заняться сексом втроём с ещё одной женщиной (но отказываются заниматься сексом втроём с другим мужчиной).

Бисексуальность означает равное влечение к мужчинам и к женщинам. Хотя по поводу определения бисексуальности случаются споры, но в целом под этим словом обычно понимают включение в круг объектов влечения и мужчин, и женщин, не обязательно в равной мере. То, как это проявляется в сексуальном поведении человека, описывает шкала Кинси. Некоторые люди имели контакты только с одним полом (или вообще не имели сексуальных контактов), но идентифицируют себя как бисексуалов, потому что знают о своём влечении к обоим полам.

Неужто Сократ притворялся?

Несмотря на то что история культуры полна людей, в чьей биографии вполне очевидно бисексуальное поведение, эти факты очень часто скрываются или сообщаются выборочно, причём в зависимости от целей и ориентиров материала, выбор может делаться в пользу гетеросексуальных или гомосексуальных акцентов. Так, довольно много говорится о гомосексуальности в Древней Греции, хотя фактически большая часть известных фактов говорит о бисексуальном поведении — скажем, традиция эрастии вполне сочеталась с браком, как и спартанские пары воинов-любовников. Даже легендарная Сапфо, которая стала символом лесбийского влечения, в действительности посвящала одинаково чувственные стихи и женщинам, и мужчинам.

Теми же способами «перетягивают» то на одну, то на другую сторону почти всех известных исторических деятелей, в чьей биографии есть признаки влечения и к мужчинам, и к женщинам. Поскольку само понятие бисексуальности и соответствующей идентичности относительно ново, мало кто из них мог бы дать понять чётко, как определяет свою идентичность. В результате обе моносексуальные стороны «стирают» бисексуальность из культуры.

То же самое порой происходит и с современными заметными фигурами, причём не только в искусстве. Совсем недавно в США Бабетт Джозеф объявила, что её конкурент на выборах, Грег Кравиц, только притворяется бисексуалом, чтобы привлечь электорат из кругов ЛГБТ; одним из основных её аргументов было то, что он пришёл на приём с девушкой.

В то же время при изображении бисексуалов в массовой культуре воспроизводятся всё те же мифы и стереотипы. Взять, например, доктора Тринадцатую из популярного сериала «Доктор Хаус»: она «снимает» женщин на одну ночь, а отношения строит с мужчиной (мифы о развратности и о несерьёзности отношений со своим полом).

Путь бисексуала: per aspera…

Формирование бисексуальной идентичности — процесс иногда более сложный, чем формирование идентичности моносексуальной. Гетеросексуальная идентичность в современном обществе предполагается «по умолчанию»; ей, как уже говорилось выше, противопоставляется гомосексуальная, поэтому подросток или молодой человек, осознающий, что его влечение не гетеросексуально, с большой вероятностью предположит, что гомосексуален. Обнаружение же влечения к обоим полам вызывает непонимание и сомнения. Дополнительно на путаницу влияют мифы о бисексуальности. Как рассказывает о своих метаниях бисексуальная женщина:

«Когда мне было 14, я внезапно и с ужасом осознала, что мне нравятся девочки. Я знала, что мне нравятся мальчики — я была влюблена в мальчика в средней школе. Но внезапно в первый день старших классов я обнаружила, что девочки меня тоже весьма привлекают. Я годами пыталась в этом разобраться. Меня привлекали и мужчины, и женщины. Я знала, что это называется бисексуальностью, но точно знала, что это не про меня. Я была моногамной. У меня было низкое либидо. Меня привлекали люди обоих полов, и я хотела строить с ними моногамные романтические отношения. Очевидно, я не была бисексуалкой. Во всех прочитанных мной книгах, во всех просмотренных мной фильмах не было ни одного бисексуала, который был бы приличным человеком.

В результате даже в странах с толерантными взглядами, где с гомосексуальности снята стигма, вызывающая депрессии и самоубийства у гомосексуальных подростков, бисексуальные подростки по-прежнему находятся в группе риска, потому что им процесс идентичности даётся сложнее — для них нет чётких вех и ориентиров, на которые можно было бы равняться.

В зрелом возрасте бисексуал сталкивается с другими проблемами. Как уже неоднократно говорилось, очень часто его отталкивают и гетеросексуалы, и ЛГБТ-сообщество, в котором большой процент составляют гомосексуалы, так что он оказывается лишён социальной группы и вынужден справляться с отторжением и бороться с предрассудками. Другая бисексуальная женщина в своей истории рассказывает, что долгое время встречалась с женщинами и считала себя частью ЛГБТ-сообщества. Начав встречаться с мужчиной, она не перестала считать себя частью сообщества, но сообщество стало её отвергать и игнорировать, как раньше гетеросексуальное большинство отвергало и игнорировало её однополые отношения. Отдельным болезненным ударом стала реакция её матери:

В выходные я представила своего парня маме. Её радость меня обожгла. Моя бывшая девушка выхаживала её во время болезни, стригла ей газон, пила вместе с ней, но всё это оказалось забыто, когда я привела домой мужчину. Пусть мама его любит — он замечательный, чудесный, умница. Но я хочу, чтобы она любила его за то, что он такой, а не за то, что он мужчина.

Получается, что при каждой смене партнёра на человека другого пола, или общении поочерёдно с гетеросексуальными и ЛГБТ-кругами бисексуал делает каминаут, снова и снова — этакий каминаут в квадрате. При этом гетеросексуальная часть круга общения давит на то, что «можно бросить все эти модные глупости и жить как нормальный человек», а гомосексуальная — что «пора перестать притворяться натуралом, будь собой». И те, и другие отказывают человеку в его собственной идентичности и отрицают искренность его чувств к партнёрам.

Некоторые пытаются использовать моносексуальные ярлыки, надеясь, что это упростит ситуацию, но, во-первых, при смене партнёра возникает необходимость смены ярлыка, а во-вторых, люди чувствуют себя некомфортно, скрывая свою реальную идентичность. В то же время за таким использованием чужих ярлыков скрывается реальное искушение — отказавшись от части себя, стать «нормальным», прогнуться под ту среду, в которой человеку хочется оказаться. Именно поэтому многие избегают серьёзных отношений со своим полом, пытаясь вести себя как гетеросексуал. Этому только способствуют мифы, среди которых есть и миф о возможности «выбора» ориентации.

Мост над пропастью

В жизни многих бисексуалов постоянно присутствует необходимость доказывать свою идентичность, потому что она подвергается сомнению. Доходит до ощущения, что их нигде не принимают и в то же время периодически порываются перетянуть на свою сторону, «наставить на путь истинный» — буквально «свой среди чужих, чужой среди своих».

С другой стороны, именно им в чём-то легче налаживать отношения между двумя моносексуальными сообществами — гетеросексуальным и гомосексуальным, — потому что они понимают обе стороны и могут встать на их точку зрения. Они существуют в том самом континууме, о котором писал Кинси, — в текучей и всеобъемлющей сфере сексуальности, объединяющей все её проявления в той или иной степени. Очищенная от шелухи негативных мифов, бисексуальность оказывается связующим мостом между полюсами гетеросексуальности и гомосексуальности, демонстрирующим, что никакого жёсткого барьера между ними нет, а есть лишь богатое разнообразие свойств человеческой личности, не подчиняющееся никаким искусственным рамкам.

Материал подготовлен в рамках программы «Гендерная демократия» Фонда им. Генриха Бёлля.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Хочется вспоминать хорошее»

Год назад не стало Бориса Немцова. Светлая память

Редакция «Частного корреспондента» собрала высказывания о Борисе Немцове, человеке необычном, мужественном, деятельном, светлом и выражает соболезнование родным и близким Бориса Ефимовича.

27.02.2016 12:10


Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

05.12.2015 09:00


Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

03.12.2015 09:00, Илья Миллер


Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.

01.12.2015 08:00, Александр Головков


Русский Кеннеди

Сегодня Борису Немцову исполнилось бы 56 лет. Светлая память

О мертвых говорят или хорошо, или никак. Но о погибшем Борисе Ефимовиче Немцове сейчас не говорят – о нем кричат, причем кричат везде, начиная от маленьких кухонь в старых московских хрущевках и заканчивая редакциями изданий любых форматов и величин. Сегодня, в день похорон, особенно важно тихо вспомнить об этом политике и человеке. И задуматься, почему на похоронах порой так важно просто молчать.

09.10.2015 21:10, Ангелина Горбунова


Будущее еды

О Всемирной выставке еды в Милане, безумных тратах и компаниях, которые врут

«Сегодня нас 7 миллиардов. К 2050 году станет 9.2. Примерно 1 миллиард людей постоянно находится на грани голода. Вскоре появится еще больше богатых людей, которые захотят улучшить свой режим питания.Обеспечить миллиарды людей высоколорийной пищей, исходя из имеющихся ресурсов, будет очень сложно. Некоторые ученые считают, что это вообще невозможно. Что же с нами будет?».

09.09.2015 16:00, Ника Дубровская


Чьи-то персональные данные

Интернет с неопределенной гражданской принадлежностью

С 1 сентября 2015 года в России вступает в действие Федеральный закон №242 от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях». Антон Носик о том, как это не работает на самом деле.

01.09.2015 12:00, dolboeb


Цифровое слабоумие

Кто на самом деле глупеет от гаджетов

Вы заметили, что дети наши ничего уже не могут сделать без смартфона, без интернета? Чуть что, они лезут выяснять в Google. Даже мои слова, произнесенные на уроке, они тотчас же проверяют по Википедии. Иногда мне уже кажется, что наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк.

29.07.2015 19:00, Анатолий Шперх


Кто такие перепатриоты

Бойтесь патриотов, о которых ничего нельзя сказать, кроме того, что они патриоты

Это прекрасно, если человек любит свою страну. Странно, если не любит. Но когда любовь становится трендом, это вызывает как минимум недоверие.

27.07.2015 16:00, Сергей Жданов


Записки вятского лоха. Июль, 2015

Черноморские хроники: мимо вихрем проносятся собаки с кошками

«Если у симпатичной девчонки глаза доброй коровы, то, скорее всего, вряд ли у тебя что-то выгорит, – подсказал мне разум из подкорки. Наперекор здравому смыслу истратил-таки пятьдесят тыщ типа на подкормку тёлочки. Вкупе с трёхдневным стойлом-люкс. Как же негодовала потом подкорка, смеясь над тупостью загодя несоразмерного. Говорили ж тебе: корова».

23.07.2015 09:30, Игорь Фунт






 

Новости

Задержаны 10 семей защитников парка Торфянка
Сегодня утром в своих квартирах были задержаны более 10 защитников парка Торфянка с семьями.
Технологии от школьников
В Москве стартовала открытая олимпиада 3D-технологий
Отказ пролить свет
Власти Нидерландов отказались рассекречивать документы по Boeing, потерпевшему крушение в июле прошлого года на Украине
Слабоумие вместо Паркинсона
Актеру Робину Уильямсу был поставлен ошибочный диагноз
Памятка до тюрьмы доведет
Генпрокуратура предложила возбудить уголовное дело против авторов "памятки туристам" для поездки в Крым

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.