Мариэтта Чудакова: «В России выпускают детскую литературу для троечников, которые не любят читать»
Мариэтта Чудакова. Не для взрослых. Время читать! Полка вторая. М.: Время, 2009.
Мариэтта Чудакова — историк литературы ХХ века, исследователь творчества Булгакова, написала третью книгу для детей. Вначале был детектив «Дела и ужасы Жени Осинкиной», потом она решила составить список чтения для подростков. Так появилась «Полка первая», затем «Полка вторая» и обещают продолжение. В предисловии ко второй книге автор напоминает три выведенных ею закона: «1) нет книг, которые читать — рано, 2) есть книги, которые читать — поздно, 3) спешите составить свой список того, что надо успеть прочитать до 16 лет!». Почему именно до 16? Из книг, как и из одежды, вырастаешь. Не успел прочитать их вовремя, позже они вряд ли увлекут.
Есть тут про Робинзона Крузо и Шерлока Холмса, «Трёх толстяков» и «Двух капитанов», старика Хоттабыча и Воланда. И про менее известные читателю рассказы Серой Совы о животных Канады и «Марку страны Гонделупы» Софьи Могилевской. Легко и занимательно. А начинается всё с Гоголя. Приезд в Петербург, попытки устроиться на службу, мечта увидеть Пушкина, цитаты из гоголевских текстов, «Евгения Онегина», статьи Белинского. Показывает Чудакова отражения «Вия» в «Мастере и Маргарите» и «Роковых яйцах» Булгакова. А заканчивает историей о том, как хорошо знал писатель людскую природу. Поехал он как-то с друзьями в Торжок поесть знаменитых котлет. В котлетах оказались длинные светлые волосы. Послали за слугой, ожидая объяснений. «Хотите знать, что он скажет? — спросил Гоголь. — Волосы-с? Какие же тут волосы-с? Это так-с, ничего-с! Курины пёрушки или пух». И оказался прав: половой повторил слово в слово.
Говоря о деятельном добре, Чудакова приводит в пример Рауля Валленберга. За полгода он обеспечил шведскими охранными паспортами около ста тысяч венгерских евреев, иначе их отправили бы в Освенцим. После выхода в России книги «Рауль Валленберг: Пропавший герой» Д. С. Аландера начались споры: зачем детям рассказывать такие ужасные вещи? «Затем, — говорит Мариэтта Омаровна, — чтобы узнав об ужасных преступлениях в детстве — то есть именно тогда, когда человек совершенно верно, правильно реагирует на отвратительные поступки других людей, — юные читатели дали себе слово: никогда в жизни не участвовать ни в чём подобном. И по возможности препятствовать таким действиям других людей. То есть подобные книги вырабатывают иммунитет против участия в мерзостях».
Интересны и авторские мемуары, вкраплённые в текст. Например, о том, что к третьему классу Мариэтта Чудакова прочитала все книги, которые были дома, и пошла записываться в районную библиотеку. В библиотечной очереди перед ней стояла девочка и держала книгу, у которой было странное притягательное название — «Три толстяка». «Фамилия автора (я всегда смотрела фамилию автора — приучил старший брат) ещё страннее: «Олеша». Алёша, что ли? Тогда почему через «о»?.. <…> Я совершенно влюбилась в эту книжку. Отдала девочке, которая должна была её сдать, и начала волноваться — да так, что у меня, кажется, даже пот на лбу выступил. «А вдруг, — думаю, — мне она не достанется?».
Завершает книгу эссе, написанное дочерью автора, Машей, — «Джейн Эйр, или как быть счастливой в любых обстоятельствах». Из которого подросток может вот что, к примеру, узнать: «Когда читаешь про детство сестёр Бронте, всё в голове как-то встаёт на место. Начинаешь понимать, что всё, решительно всё зависит от самого человека. Для многих — не очень-то приятное понимание». Далеко не все книжки, о которых рассказывается как в «Полке первой», так и «Второй», адресованы школьникам. Но ведь Чудакова так и говорит: нет книг, которые читать рано, главное — чтобы не было поздно. Руководствуясь своим опытом, она отбирает для списка занимательные и полезные произведения, витамины роста для души, которые подготовят ребёнка к взрослению. Обе полки, без сомнения, окажутся интересны и взрослым. Ведь они позволят снова нырнуть в мир детства и отрочества, вспомнить собственные впечатления от этих книг и, возможно, пожалеть о том, что какая-то из них не была прочитана вовремя.
* * *
Критика:
(«НГ Ex Libris»):
«Цель этой книги – приучить детей и подростков к чтению. Надо только по возможности ненавязчиво подсунуть им это издание, и всё произойдёт само собой. Мариэтта Чудакова убеждена, что нет книг, которые читать рано, но есть книги, которые читать поздно. Она задалась целью составить список литературных произведений, которые непременно нужно прочесть в нежном возрасте. Она рассказывает о тех книгах, которые сама читала в детстве. Да так увлекательно, что хочется взять их в руки, даже если сам читал. Она мастерски излагает завязку, а потом обрывает рассказ на самом интересном месте…»
Катя Рабей («Время новостей»):
«Говоря о каком-то отдельном авторе, Чудакова может достаточно подробно рассказать его биографию, обобщить основные мотивы и опять же пересказать несколько книг, в которых эти мотивы выявляются. А если целая глава оказывается посвящённой одному произведению, то тут автор уделяет особенное внимание историческому контексту и литературным прототипам — как случилось, например, в главе о Тимуре и его команде. Из-за путаницы в системе так сразу в книге и не разберёшься, однако вскоре, увлёкшись чтением, понимаешь, что аннотированным справочником это и быть не могло, а служит своего рода либретто к мировой литературе, где действия расположены в той последовательности, в которой, вероятнее всего, их и помнит сама Чудакова. Такое ощущение, что, выбрав для своей книги интонацию простую и лёгкую, специально для разговоров с детьми, автор то и дело сам начинает захлёбываться в восторге перед разнообразием литературы: «А есть ещё вот это!.. И вот это! И та книжка тоже отличная!» Это подкупает — пока читаешь, не раз хочется вскочить и кинуться освежить в памяти или прочесть впервые что-нибудь из непрочитанного вовремя».
Ревекка Фрумкина («Полит.ру»):
«Мне в высшей степени близок основной её посыл: есть книги, которые стоит прочитать именно сейчас, пока тебе 7, 9, 12… — ибо потом будет поздно. О своём выборе она нам и рассказала. Но если вы спросите меня, что порождает у ребёнка потребность именно в чтении — а не только в игре в солдатики или в куклы, не в рассматривании картинок, не только в постройках из «Лего» или забавах с котёнком — я не знаю, что на это ответить. Ибо играют — все дети, а вот читают — по своей доброй воле — немногие. И мне кажется, что таких детей всё меньше».
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- «Творчество — прежде всего чувство, а чувства нельзя вечно контролировать».
Джордж Оруэлл. Эссе «Литература и тоталитаризм». - «Мне кажется, что русские превзойдут нас».
Джером Клапка Джером. «Люди будущего». Из сборника «Досужие мысли в 1905 году». - Мальчиковые слезы.
В системе координат, в которой «воспитывают» наших мальчиков, вообще странно, что большинство из них остаются более-менее нормальными людьми. - Альбер Камю. Размышления о гильотине.
- Искушение современностью.
- Гомер по новым правилам.
- Скука и конец авторского кино.
5 эссе о наследии Андрея Тарковского. - Григорий Померанц. Человек ниоткуда.
- Вечные ценности.
Андре Моруа. Во что я верю. - Изнасилование на пятерку.
Почему оценки не могут быть педагогическим инструментом.