Юрий Вировец: «Я абсолютно уверен, что государство в интернете – это зло»
Сеть давно уже перестала быть таинственным неверлендом, населённым гиками и поклонниками киберпанка. Теперь в жизнь сети вовлечён почти каждый, а те вызовы и проблемы, перед которыми оказывались когда-то небольшие группы активистов, стали нашей общей ответственностью. Редактор журнала Interes Олег Уппит рассказывает по просьбе FURFUR, как менялась идеология интернет-активизма — от противопоставления себя обществу «непосвящённых в технологии» к идеям всеобщей мобилизации, озвученным Ассанжем в его «Призыве к криптографическому вооружению».
Интернет как зеркало всего человеческого
Сети, которой можно пользоваться из дома, уже лет 30. Выросло целое поколение, не мыслящее себя без статуса онлайн, ровесники самого интернета. Несколько недель назад создатель протокола HTTP, сэр Тим Бернерс-Ли заявил, что возможность доступа к интернету должна войти в сонм базовых прав человека:
«Пришло время признать доступ к интернету правом человека. Это означает, что должен быть гарантирован приемлемый доступ к сети для всех, интернет-трафик должен поставляться без коммерческой или политической дискриминации и с соблюдением защиты и неприкосновенности частной жизни и свободы веб-пользователей независимо от того, где они живут».
Юношеский бунт и «Совесть хакера»
Когда в январе 1986 года 18-летний Лойд Бланкеншип, находясь под арестом ФБР, писал «Совесть хакера», его текст был ещё даже не юношеским протестом и уж точно не манифестом активистов:
«Моё преступление — любопытство. Моё преступление в том, что я сужу людей не по тому, как они выглядят, а по тому, что они говорят и думают. Моё преступление в том, что я намного умнее вас. Это то, что вы мне никогда не простите».
Но в конце книги за детским пафосом и личной гордыней становятся отчётливо видны первые намёки на то, что уже через несколько лет станет частью серьёзной идеологии противостояния молчаливому большинству:
«Я хакер. И это мой манифест. Вы можете остановить одного из нас, но вам не остановить нас всех… в конце концов, мы все одинаковы».
Первая «Декларация независимости киберпространства»
Когда в 1996 году правительства впервые совершили реальное вторжение на территорию сети с «Актом о пристойности в коммуникациях», интернет-сообществу пришлось дать им политический отпор. Акт заставил оказавшийся под ударом интернет начать разработку механизмов разделения аудитории и совершенствования способов фильтрации контента. В то же время представители сетевого сообщества предложили поправку — «пункт 230», который говорил о том, что провайдер и владелец сайта не могут нести ответственность за контент, публикуемый пользователями.
Главным ответом на акт стала опубликованная ещё на этапе его принятия «Декларация независимости киберпространства». В «Декларации» Джон Перри Барлоу пишет:
«Вы (правительства) заявляете, что у нас есть проблемы, решать которые должны вы. Вы используете это заявление как предлог для вторжения в наши земли. <...> Мы должны провозгласить свободу наших виртуальных „я“ от вашего владычества».
Начало борьбы и «Специальное послание надежды»
Следующим важным заявлением представителей активистского сообщества стало «Специальное послание надежды», более известное как «Манифест хактивизма». Его авторами был «Культ мёртвой коровы» — одна из первых хакерских групп, существующая с 1986 года и своей деятельностью заложившая основы для появления Anonymous.
Этот документ с одной стороны с пониманием относится к стремлению государств защищать свои секреты или ограничивать распространение культурно неприемлемой для них информации, с другой — является первой декларацией намерения хактивистов разрабатывать и использовать инструменты для борьбы с ограничениями свободы.
Китайское вторжение
Важной частью межгосударственного диалога о доступе к информации стало сделанное 16 февраля 2006 года представителем МИД Китайской Народной Республики Дел Квин Ганга заявление:
«Для разных стран вполне нормально управлять интернетом в соответствии с законом и направлять его развитие в здоровое и порядочное русло. <...> Китай научился этому у США и других стран мира».
Anonymous и начало открытой борьбы
С годами эволюционировали не только технологии, на которых строится сеть, но и действующие в ней сообщества. Так, к 2010 году Anonymous принялись за музыкальную индустрию. Формальным поводом к войне стал процесс против команды торрент-трекера ThePirate Bay. Для того чтобы составить представление о том, кем являлись Anonymous в тот момент и какими были их взгляды, мы приводим фрагменты из этого документа в его версии от 24 сентября 2010 года:
«Самые популярные пираты — китайцы, которых фильтры лишают огромной части контента. За ними идут те, кто просто не могут себе позволить приобрести развлечения и учебную литературу. <...>
Вы вынудили нас предпринять DDoS-атаки, потому что игнорировали людей и открыто им лгали. И сейчас вы вынуждаете нас предпринять более решительные действия, игнорируя нас, людей. Мы не остановимся. Мы не забываем. Мы победим. Мы — Anonymous».
Stop Online Piracy Act
Вскоре у сетевого сообщества появился новый повод заявить о своих правах — когда осенью 2011-го в Конгресс США был внесён Акт о прекращении онлайн-пиратства (Stop Online Piracy Act), более известный как SOPA. Российский аналог SOPA, Федеральный закон № 187 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», имеет под собой другие обоснования и направлен в первую очередь не на пиратство, но именно примеры его правоприменения могут послужить веским аргументом против подобных государственных инициатив.
Глядя на проекты АНБ, Великий китайский файервол, законы об ограничении доступа к сайтам мы считаем, что стоит помнить, как развивалась борьба за сетевой нейтралитет.
Призыв Джулиана Ассанжа к криптографическому вооружению
Интернет, наш главный инструмент освобождения, был превращён в самый опасный проводник тоталитаризма из когда-либо существовавших. Но мы кое-что открыли. Нашу единственную надежду в борьбе против их безграничной власти.
Вселенная верит в шифрование. Зашифровать информацию проще, чем расшифровать. Тропы зашифрованных коммуникаций смогут создать целые регионы, свободные от внешней принуждающей силы государств. Пришло время вооружаться технологиями нашего нового мира, для того, чтобы сражаться за самих себя и тех, кого мы любим.
Источник: furfur.me
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Как экологическая организация «Мой Байкал» запустила первый интернет-супермаркет мусора.
Рассказываем, как он работает и почему это эффективная фандрайзинговая площадка. - Декабрь’2020: Государство расширяет границы недозволенного в Сети.
- Сколько правды в интернете?
- План «А» и операция «Последний шанс».
Пришло время освободить ХХ век, пока мы его не забыли — и освободить себя, пока мы можем. - Новые правила диджитального поведения.
Этикет в социальных сетях. - «Свидетельство канарейки» пока не надо.
Хабр описал взаимодействие с госорганами. - Любовь в смартфоне.
Плюсы и минусы отношений на расстоянии. - Кто, как и зачем следит за нами в интернете.
И как от этого защититься. - Цифровая смерть.
Что случится с пользователем в интернете после его ухода. - Почему 40 лет назад бога не было, а сейчас — есть.
Что есть бог в современном представлении? .