Тимур Исмагилов: «Впечатление о Шостаковиче останется на всю жизнь»
Две новейшие интерпретации фортепианных концертов Шостаковича показывают насколько музыкальный смысл сочинения зависит от талантов солиста и потворствующего ему дирижёра. А так же от совпадения опуса с темпераментом исполнителей.
Д. Шостакович окончил Петроградскую консерваторию не только по классу композиции, но и как пианист (учился у выдающего педагога Л.Николаева, главы фортепианной педагогической школы С.Петербурга – Ленинграда, между прочим, занимавшегося с Софроницким, Юдиной, Н.Голубовской, Савшинскимй и др). Не все знают, что молодой композитор участвовал в Первом международном конкурсе имени Шопена в Варшаве в 1927 году, где российские пианисты одержали блестящую победу – Л.Оборин, Г.Гинзбург, сам же Шостакович получил на конкурсе диплом.
В молодые годы молодой композитор пишет массу фортепианных сочинений: «Три фантастических танца», цикл «Афоризмы», очень интересные «24 прелюдии», сонату и др. А в 1933 году он создаёт свой Первый фортепианный концерт, который исполнял сам, но скоро это сочинение стало популярным и широко исполняемым. В послевоенные годы Шостакович пишет выдающийся цикл «24 прелюдии и фуги» (1950-51 г.г.), а в 1957 г. создаёт Второй фортепианный концерт. Конечно, у композитора много сочинений, где роль фортепиано чрезвычайно велика – сонаты для скрипки и ф-но, виолончели и ф-но, фортепианные квинтет и трио. Но мы пока сосредоточимся на двух фортепианных концертах композитора, недавно появившихся в новых интерпретациях.
Болт
На лейбле Mariinsky, где играет оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева Первым фортепианным солирует Денис Мацуев.
Не раз слышал игру Мацуева, исполняющего сей опус; играет он его дерзко, ярко, несколько спонтанно, но всегда интересно.
Дирижёры, раз от раза, были рядом с ним очень разные, но стиль игры Мацуева от этого менялся мало. Музыка молодого композитора, (автору было 27), предполагает именно такой стиль исполнения, как любит Денис – чтобы много огня, иронии, даже сарказма и насмешки, быстрых темпов и дополнительной жизнерадостности. Беды, которые нависли над Шостаковичем позже, ещё не пришли, пока он полон энергии и оптимизма.
Таковым и является «фирменный» стиль игры Мацуева – энергия бьёт через край, плещется какой-то спортивный азарт, словом звучание окрашено в светлые жизнерадостные тона.
Мацуев и раньше часто подчёркивал джазовый стиль этой музыки, что было вполне уместно и интересно. Запись на прослушанном диске была сделана в конце 2009 года и показалась мне банальной и моментами, как ни странно, даже скучной.
Пианист в форме и оркестр звучит хорошо, но в целом музыка не зажигает, хотя внешне всё о’кей! Музыканты играют ноты, очень грамотно, но что же содержит глубина сочинения? Как говорится, что «за нотами»?
Да ничего.
Никакого воодушевления. Да, в концерте есть ведь ещё один солист: концерт написан Шостаковичем не только для фортепиано, но ещё и для сольной трубы.
На трубе в нынешней записи солирует Тимур Мартынов. Несмотря на важность этого компонента сочинения, игра трубача не «выглядит» яркой; какой-то несвежий, тусклый звук. Так почему бы для записи не позвать выдающегося российского трубача С. Накорякова?
Несколько лет назад я слушал этот концерт, когда играли Мацуев и Накоряков, и это было замечательно во всех смыслах. В рецензируемой записи не к чему придраться, да и не хочется, а хочется больше яркости, свежести и любви. Но их нет!
Золотой век
Второй фортепианный концерт Шостаковича был написан через 24 года, в 1957 г. для сына Максима, который учился в консерватории, и сыграл премьеру. Сама музыка этого Концерта не сильно интересная, местами банальная, порой даже не верится, что её написал тоже Шостакович!
Второй фортепианный Концерт несложен, его играют в школах и муз училищах, а крупные пианисты обходят стороной. Но, при всём этом, необходимо сказать, что вторая часть концерта – дивной красоты ноктюрн, выделяющийся на фоне всего остального творчества композитора.
Мацуев и оркестр Мариинского театра играют Второй фортепианный хорошо, но всё же и здесь чего-то не хватает. Чего? Как кажется, не найден ключ к этой простой и незамысловатой музыке. Нет личностного отношения музыкантов к музыке.
Я даже подумал, что, наверное, это несчастливая судьба опуса «виновата», но когда начал слушать другую запись Второго фортепианного концерта Шостаковича, осуществлённую на фирме Harmonia Mundi c Малеровским камерным оркестром под руководством Теодора Курентзиса и с солистом А.Мельниковым – я изумился! Да это же подлинный шедевр, где всё сверкает, искрится, мелодии льются через край, пианист просто великолепен!
Никакой банальности в музыке, но дар зрелого композитора молодёжи, где он как бы говорит – творите, пробуйте и учитесь, ведь всё ещё впереди.
Музыка Шостаковича в этом исполнении излучает красоту и гармонию. И сама запись технически сделана лучше, оркестр играет очень цельно, а духовые и деревянные инструменты выше всех похвал. Настоящий музыкальный алмаз!
Мельников играет вторую часть концерта (ноктюрн) очень нежно и глубоко . С полным погружением в музыку.
Также здорово звучит на этом диске и Первый фортепианный концерт Дмитрия Дмитриевича, точно Малеровский оркестр и Мельников соединились в глубоком экстазе, как бы соревнуясь друг с другом в полноте показа всех красот музыки Шостаковича.
Курентзис умело выделяет темы концерта: иногда дерзкие или шаловливые, а подчас тонко задушевные и глубоко лирические. Пианист играет глубоко, тепло и тонко!
Именно в теплоте игры пианиста и кроется подлинная новизна этой записи, так как музыку Шостаковича редко трактуют лирично, глубоко и интимно. А трубач, бельгийский музыкант Jeroen Berwaerts, в этом исполнении просто изумителен!
Звук его трубы очень красивый и тёплый. На диске есть ещё интересная запись замечательной скрипичной сонаты Шостаковича в исполнении немецкой скрипачки И.Фауст и А.Мельникова.
В целом этот диск можно назвать СОВЕРШЕННЫМ! Хочется поздравить французскую фирму с чудесной записью.
Читать @chaskor |
Статьи по теме:
- Царь Борис.
К юбилею пианиста Бориса Березовского. - «Люди стояли под дождем и слушали музыку».
В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге». - Седина в бороду.
Юные музы немолодых классиков русской литературы. - «Есенин бы писал ночью и пьяным, а утром с удивлением перечитывал».
Если бы классики пользовались социальной сетью. - Дмитрий Шостакович: «Не верьте гуманистам, граждане!».
Из книги «Свидетельство. Воспоминания Дмитрия Шостаковича, записанные и отредактированные Соломоном Волковым». - Лу Рид на пляже.
Уикэндовое кино от Александра Чанцева. - 13 историй «Легендарной Ордынки».
Об Ахматовой, Шостаковиче, Зощенко и многих других. - Великое заточение.
О безумии: в классическую эпоху и в жизни Мишеля Фуко. - Создатель бунта.
Уикэндовое кино от Александра Чанцева. - Шостакович: история трусости.
В постоянной борьбе за свободу творчества.