Подписаться на обновления
3 декабряСуббота

usd цб 64.1528

eur цб 68.4703

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия 
Анна Архакова   среда, 18 мая 2011 года, 17.14

Светлое арийское будущее
Guardian увидела в рекламе курорта пропаганду фашизма


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






В британской Guardian и в ряде российских изданий (почти одновременно) появились статьи, посвящённые рекламной кампании строящегося под Сочи жилого комплекса «Горки-Город». Авторы статей (часто совпадающих слово в слово) упрекают авторов рекламы в использовании фашистской эстетики. «Частный корреспондент» встретился с Дмитрием Мишениным из арт-группы Doping-Pong, создавшей эту рекламу, и узнал, что он думает об этой истории.

Ссылаясь на мнение «авторитетного российского искусствоведа» Екатерины Дёготь, авторы упомянутых статей заявляют, что рекламные билборды, созданные Мишениным и Doping-Pong, эксплуатируют фашистскую эстетику, а потому вызывают вопросы. Цитата из британской газеты:

«Промоушен-кампания, связанная с зимними Олимпийскими играми в Сочи 2014 года, вызывает споры в России из-за использования в ней предположительно «фашистских» образов.

(К слову, «вызывать споры в России» кампания начала только после статьи в Guardian; также обратите внимание на осторожность формулировки — «предположительно «фашистских» образов». — «Часкор».)

В кампании используются изображения голубоглазых, светловолосых спортсменов и спортсменок, и критики называют эти изображения «неогитлеровскими» и «похожими на картинки из фильмов Лени Рифеншталь».


Образы похожего на арийца сноубордиста и конькобежца, пристально смотрящего вдаль, доминируют на гигантских плакатах в Москве и появляются на обложках брошюр с рекламой «Горки-Города», элитного жилого дома, возводимого в Красной Поляне близ Сочи на российском побережье Черного моря. Комплекс — результат государственно-частного партнёрства в создании Олимпийской медиадеревни для Игр в Сочи — 2014». Конец цитаты. Полностью статья здесь.

Вся эта история по времени точно совпала с объявлением Владимира Путина о создании «Народного фронта», и некоторые «искусствоведы» поговаривают, что перед нами не только эстетика рекламной кампании «Горки-Города», но и эстетика «Народного фронта» и путинской России. Если так, то приблизительно понятно, кто же такие эти заказчики пиар-шумихи, прозвучавшей в Guardian и некоторых российских изданиях.

«Частный корреспондент» встретился с Дмитрием Мишениным, лидером арт-группы Doping-Pong и одним из создателей этой рекламы, и узнал, что он обо всём этом думает.


— Расскажи, что такое «Горки-Город»?

— Это альтернатива тому безобразию, которое творится вокруг Олимпиады. Ты видела, какой символ выбрали?

— Нет.

— Это ужас.

— Значит, по-твоему «Горки-Город» — это антиолимпийская история?

— Да. Потому что официальная олимпийская история абсолютно бездарна.

— Зачем ты взялся за эту работу?

— Реклама сегодня — важнейшее из искусств. Уличная реклама — это массовая поэзия. А я — современный поэт. Для меня реклама — это стрит-арт и стрит-фэшн, только гораздо более сильный по воздействию, чем граффити или фрик-прикид. Поэтому я всегда с удовольствием берусь за рекламные проекты. Касательно Олимпиады: первоначально была идея обыграть «Город-герой» и «Горки-Город». Родился слоган «Горки — город героев». Но руководству он показался слишком пафосным. Поэтому мы решили, что сделаем впоследствии выставку «Горки — город героев». Там все имиджи Doping-Pong будут представлены как произведения искусства, коими они и являются, ведь задумывались они именно как монументальные полотна.


— Получается, что ты строишь идеальное будущее?

— Абсолютно точно. Потому что неидеальное построят без меня.

— То есть те, кто делают Олимпиаду, строят ужасное будущее, а вы типа пытаетесь построить альтернативу?

— А зачем вписываться в строительство ужасного будущего?

— Ясно. На что ты опирался, когда обдумывал эту тему?

— Во-первых, не я, а мы — Doping-Pong.

— Ну да, вы.

— Приходится всё время акцентировать на этом внимание. Я лишь участник группы. А во-вторых, мы всегда вдохновляемся классикой. В блогах и интернет-изданиях про нашу рекламу пишут: «Это «Олимпия»!» То есть аллюзии у людей возникают с Лени Рифеншталь. Но это всё от малообразованности или узкого взгляда. Потому что есть ещё Sapporo Orinpikku Масахиро Шинода и японская зимняя Олимпиада 72-го года в Саппоро, которая на меня повлияла не меньше, чем берлинская. Есть Элем Климов, «О спорт, ты — мир» и московская Олимпиада — 80. Летописцев Олимпиад очень много. И все они, как и мы, мифотворцы, формалисты и поэты. Когда мы видим, как Масахиро Шинода сопоставляет крики горнолыжников, прыгающих с трамплина, с взлетающими из озера лебедями, то оцениваем это как поток чудесных образов. Поэтому я и считаю, что идея музея Олимпиады должна быть воплощена, — недаром же с этим материалом работали лучшие художники и лучшие артисты. Хотелось бы всё вернуть людям. Потому что многие вещи лежат в запасниках и мы видим лишь верхушку айсберга в виде той же Рифеншталь, но не видим всего того, что спрятано.

— А какова структура вашей рекламной кампании? Сколько будет имиджей, какие следующие и чем эта вся история должна закончиться?


— Сначала мы увидим героев в быту и спорте. Потом появятся люди релаксирующие, проводящие свой заслуженный отдых в городе будущего, — женщины, дети, семьи. Уж коли наша реклама достигла планки искусства, то хочется и жизнь людей поднять до уровня мифов и легенд.

— Как ты относишься к обвинениям рекламы Doping-Pong в фашизме?

— Я в своё время написал большой текст «Привет Гитлеру!» или «Гитлер, превед!». Там речь шла о том, что, когда в послевоенном СССР сошёл с конвейера культовый «Москвич-401» (аналог автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 40-е годы в Германии), никто не обвинял в фашизме тех, кто стал производить этот автомобиль или ездить на нём. Мой дедушка, герой первого десанта на Малую Землю, из которого уцелели единицы, купил эту модель одним из первых. Потому что это была хорошая машина!

Элементы фашистской эстетики при желании можно найти и в советском, и в русском искусстве, и лично я считаю, что это тоже наши трофеи. Германия была захвачена Россией, была покорена, у нас был сильный враг. Мы противника уничтожили и имеем полное право пользоваться, как народ-победитель, всеми атрибутами народа покорённого. И свастиками, и автомобильными заводами, и научными исследованиями нацистских учёных. Мы победили великую страну с её великой культурой и наследием, и все её достижения по праву сильного перешли к нам. Таким образом, любые обвинения в фашизме абсолютно абсурдны. Как можно обвинять в фашизме народ-победитель? Для меня это дикость. Ты поняла мой ответ?

Мы смотрели часто с дедушкой хронику Второй мировой войны. Всю свою юность он защищал Родину от немецких оккупантов. Но это не мешало ему, как и другим ветеранам, хранить трофеи со свастикой и мечтательно болтать о Фюрере и Дуче как о личных приятелях. И естественно, что, кушая с ветеранами в ресторане на каждое 9 Мая, ребёнком я слушал военные рассказы, в которых слово «Гитлер» звучало уважительно. Враг должен быть достойным. Поверженный как минимум должен быть равен Победителю, а иногда и превосходить его по некоторым качествам, чтобы Победа казалась подарком богов, а ты сам приравнивался к герою Эллады, совершившему легендарный подвиг. Я со слезами в глазах и комком в горле думаю о том, что ветераны уходят от нас. Что я принадлежу к последнему поколению СССР, и память об этом празднике любым способом мне надо передать своим детям и подрастающему поколению. Чтобы традиция не прервалась.

— Да, поняла...

— Эстетика — тоже наш трофей, не более того.

— А как насчёт того, что ваши имиджи очень похожи на социалистическое искусство?

— Сначала обвинение в фашизме — и тут же обвинение в коммунизме! Я не вижу ничего плохого в коммунизме, потому что социализм, в котором я рос и который был уничтожен на моей родине, обернулся в Швеции и других странах почти идеальным обществом.

— Но движение к коммунизму — это время больших строек, гигантских проектов. Вот тебя и обвиняют, что ты пытаешься вернуть эту имперскую ретроисторию...

— Это не ретроистория, это ретрофутуристическая история. То, что воспеваем мы, — чистый футуризм. И империя для меня — синоним слова «Россия». Заметь, дома, которые были построены при Сталине, простоят гораздо дольше, чем дома, которые строятся сейчас. Более того, любой футуризм должен основываться, как это ни парадоксально, на классическом наследии. Только тогда он имеет шанс стать долгоиграющим, долгоживущим.


Взять, к примеру, изображение 3D. Технология ведь существовала ещё во времена всё той же гитлеровской Германии, была она известна и во времена сталинской России, потом был взлёт 3D-стерео в 50-е годы в США. И только теперь то же самое, но уже в исполнении Sony и Panasonic выдаётся за последнее слово техники! Мы просто поднимаем упавший флаг. Любые футуристические вещи родом из прошлого. Существует преемственность поколений, цепочка традиций, одно цепляется за другое, и это нормальный творческий рабочий процесс. Не может ничего вырасти на пустом месте. Кроме глупости и бездарности.

— Чего я ещё не спросила у тебя?

— Ну... Ты не спросила, в чём уникальность данной рекламной кампании. Смотри — люди тратят уйму денег на пиар, чтобы их заметили. А тут просто череда картин, образов — и все вдруг об этом заговорили. Одним нравится, другим — нет. Неважно, критикуют или хвалят, важно, что имиджи Doping-Pong пробуждают эмоции без всякой пиар-деятельности. А это означает, что они настоящие.


— То есть современная реклама — шлак и потому говорят только о вас?

— Полный шлак. И это ужасно — ведь реклама, как мы уже говорили, пришла на место искусства. Но это не значит, что искусство стало дерьмом. В своё время, когда я переписывался с новыми академиками Ольгой Тобрелутс и Тимуром Новиковым по поводу современного искусства и его будущего, они писали мне, что, по их мнению, наступила эпоха комиксов, которые встали на уровень гладиаторских боёв и цирков уродцев. Так они дали оценку популярности Doping-Pong, которые стали пионерами комиксов в России. А сегодня реклама является живым, настоящим искусством. И тот факт, что публика обсуждает нашу рекламу, означает, что искусство, выставленное в галереях и музеях, абсолютно безжизненное, неинтересное и дурацкое. Скучное. Ненужное людям. А реклама — настоящий стрит-арт.


— Но ты же только что сказал, что в 90% случаев реклама — это полный шлак!

— Правильно. Потому что рекламой должны заниматься художники высокого уровня. Мы же видим, кто занимается рекламой за границей — Марк Дин Века, Такаши Мураками, Дэмиен Хёрст, Терри Ричардсон, Райан Макгинли. То есть первые лица искусства XXI века, а раньше этим занимались Уорхол и Дали. Теперь все они — классики.

— У нас что, нет адекватной традиции?

— Нет, у нас есть замечательные традиции. У нас были замечательные футуристы — великий Маяковский и его агитплакаты «Окна РОСТА». Гениальные Родченко и Каменский... Чем они, по-твоему, занимались после революции? Никто из них не гнушался рекламы в Советской Республике. Напротив. Любой поэт радовался, если видел, что его поэзия может быть функциональной и является не только чистым искусством, коим она и так будет. Поэты гордились тем, что их стихи, превращаясь в слоганы, помогают продавать детские соски.


— А почему тогда сейчас всё так неправильно?

— Общество деградировало. Сейчас хорошим тоном считается на «Винзаводе» или «Этажах» какую-нибудь мазню выставлять. А рекламные дизайнеры рисовать не умеют. Они могут только компилировать.

— Слушай, мне кажется, так было всегда в искусстве... 99% ерунды и там 1% чего-то кайфового, что становилось реально признанным только со временем.

— Не соглашусь. Вот я смотрю сборники гараж-музыки, серф-музыки 50—60-х и вижу, что были сотни супергрупп. О них мало знают, но они были. Потом смотрю кино 90-х годов, фильмы «Невероятная жизнь макаки Зеттерленда», «Настольная книга молодого отравителя», «Зависимость», «Что гложет Гилберта Грейпа», «Дневники баскетболиста». И тоже вижу поток великолепного молодого кино.

Таланты и сейчас есть, но не в должном, наверное, количестве. Я считаю, что нынешняя ситуация может быть сравнима с концом 70-х — началом 80-х. Тогда в СССР жили БГ, Майк Науменко, Виктор Цой, достаточно большое количество суперартистов, которые выступали по институтам, школам, библиотекам — то есть камерно. А на больших сценах пели совсем другие люди. Но прошло 10 лет, и они стали суперзвёздами. Я верю в прогресс. Причём в прогресс не только в виде гаджетов, но и в виде информации.


Поэтому я хочу видеть фотографии молодых ребят вместо перформансов старых концептуалистов. Хочу видеть красивую рекламу вместо дизайнерских поделок. Ну и так далее. Сама жизнь диктует изменения. В любое время, включая упадническое, рождаются гениальные, талантливейшие вещи. Ведь был упадок безумный в стране с 1906 по 1916 год. Только революция возродила страну и народ. Но искусство было. Просто на определённом витке. Был футуризм — Маяковский, Каменский, Хлебников, Кручёных и т.д. А потом, благодаря политическим глобальным изменениям, все эти люди получили возможность нести своё слово на совершенно другом уровне, тиражировать свой образ, свой цвет, свой звук. Понимаешь, о чём я говорю? Культура всегда есть, она всегда развивается. Но лишь тогда, когда происходят фундаментальные политико-экономические изменения, мы получаем Маяковского в качестве народного поэта, а не как футуриста-хулигана. Чувствуешь разницу? Меняются оценки. К примеру, никто уже не помнит, что у нас половина улиц в городах названы именами террористов: Вера Засулич, Софья Перовская и т.д. Мы росли в стране, где террористы были героями! Так что всему своё время...


Я думаю, что наша культура, наша реклама и вообще наша жизнь сейчас находится на таком низком уровне потому, что те, у кого средства массовой информации находятся в руках, очень низкого мнения о своём конечном потребителе. Они не уважают людей, не ценят их, не считают равными себе. Поэтому мы и видим убогие телеканалы, журналы и талисманы Олимпиады. У нас не народ глупый. Его видят глупым глупые люди, прошедшие неестественный отбор...

Поэтому нам и втирают дурацкую рекламу, дурацкую эстраду, отвратительные книги. А если дать нашему народу красивую рекламу, красивое зрелище, красивую жизнь, то он ответит своей стране тем же — станет красивым и мыслями, и духом.


Комментарий Дмитрия Лещинского (дизайн-студия Polegraph), который в настоящее время является креативным директором проекта «Горки-Город» и разрабатывает рекламные имиджи этого проекта в партнёрстве со студией Doping-Pong:

«Придумывая рекламу для проекта «Горки-Город», мы двигались поступательно, сначала, как положено, перечислили все привлекательные стороны, перевести в графику идеи нам помог Витя Меламед, сделал это быстро и очень, на мой взгляд, круто. На выходе мы получили 30 прекраснейших иллюстраций, но в единую лаконичную концепцию рекламы сложить его не смогли… Переключились с конкретики на «образы и ассоциации»:

Дано: новый курорт, классическая архитектура, олимпийская тема (без права использования олимпийской символики и прямых ссылок на Олимпиаду).

Затем последовало заявление Гора Чахала, который бросил упрёк в фашизме уже в лицо Осмоловскому: «Чем националист Гинтовт хуже коммуниста Осмоловского? Или марксиста Гутова, например? ...Фашизм — он и есть фашизм. Красный, коричневый или красно-коричневый. ...Цирк: фашист Осмоловский кричит фашисту Гинтовту «Позор!».

Тема ретрофутуризма мне всегда была близка: советская фантастика, sci fi, Циолковский и Гагарин. Так здорово, из прошлого — сразу в будущее. Идея говорить о будущем, используя «ретрообразы», не нова, но всегда актуальна. Меня в «физкультурной эстетике» 30-х — советской кинохронике, фотографиях Игнатовича, Евзерихина, Шагина, картинах Дейнеки — цепляет вера авторов и героев в неминуемость «прекрасного будущего», ну и, конечно, стремление к физическому совершенству. Связь с античной олимпийской традицией мне показалась более чем логичной, учитывая окончательно утверждённую к тому моменту архитектурную концепцию Михаила Филиппова. Посмотрите на лучшие санатории, дома отдыха, парки Сочи — главного курорта страны... Мне искренне жаль, что на смену старой эстетике так и не пришла достойная новая, но в решаемой нами задаче были чёткие условия.

Почему Мишенин? Он лучший из известных мне авторов, умеющих связывать прошлое с будущим. Он всегда выразителен и узнаваем. Далеко не каждый художник или иллюстратор может создавать полноценные рекламные образы, Дима — один из немногих.

Все обвинения «Допинг-Понга» в симпатии к правым — бред! Бред на уровне советской пропаганды типа: «Группы Kiss и АC/DC воспевают фашизм». Даже объяснять нечего!»

Дейнека. Бегуны, 1934 г.

P.S.: «При открытии в 1936 году ЦПКиО имени Горького в Москве там установили 22 копии с античных скульптур. Обнажённые фигуры греческих атлетов и богинь нередко вызывали возмущение посетителей, не привыкших к такой демонстрации наготы. Однако создателям парка удалось их отстоять, ссылаясь на высказывания классиков марксизма-ленинизма, подвергавших критике «ханжескую буржуазную мораль».

Реклама итальянского горнолыжного курорта 50-х годов




ОТПРАВИТЬ:       



 





12 тезисов о «сталинизме»

К бессмертной дискуссии о вожде

Мифотворец и мистификатор, победитель и мошенник, Иосиф Виссарионович остается одной из самых упоминаемых в медиа исторических личностей. Бурная жизнь вождя и тирана в списке целей, средств, методов и последствий.

21.07.2015 14:00, Дмитрий Хмельницкий


Радуга мнений в соцсетях

#LoveWins и всплески отвращения

На днях на всей территории США разрешили легализацию однополых браков. Решение не осталось незамеченным: хэштег #LoveWins вышел на первое место в твиттере, а Facebook, Livejournal и ВК всколыхнули тысячи постов и сотни тысяч комментариев к ним: и радостных, и ненавистных.

30.06.2015 19:00, Аса Сигурэ


Хроники феминизма

От Иеремии Бентама до Саши Грей

Идеи первых феминистов имели мало общего с идеологией викингов, которые до смерти пугали англичан голой грудью. Ключевая идея феминизма — равенство, а не матриархат. «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов», — невероятно свежо для Америки периода войны за независимость и до сих пор актуально.

06.05.2015 09:30, Татьяна Райхе


238.1. Орфанная статья УК

Не хотите помогать — могли бы хотя бы не мешать

С конца января в России действуют статьи 238.1 УК и 6.33 КоАП, которые регулируют ввоз прошедших клинические испытания и успешно применяемых на практике, но не зарегистрированных в нашей стране лекарственных препаратов. Эксперты озабочены тем, что под действие новых статей попали пациенты с редкими заболеваниями и их родственники.

21.04.2015 09:30


День смерти человека не случаен, как и день рождения

Что такое добрая воля к смерти? Как объяснить загадку клинической смерти? Почему умершие приходят к живым? Можно ли дать и получить разрешение умереть? Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

06.03.2015 10:30, Андрей Гнездилов


Гибрис-синдром — профессиональная деформация политических лидеров

Высокомерное поведение всегда привлекало драматургов

В книге «История болезни. Недуги государственных деятелей последнего столетия» Дэвид Оуэн анализирует связь между психическим состоянием мировых лидеров и проводимой ими политикой. Он уверен, что обладание властью порой вызывает профессиональную деформацию личности — гибрис-синдром (Hubris syndrome), слепую, враждебную здравому смыслу самонадеянность.

12.03.2014 17:30, Дэвид Оуэн


Александр Некипелов: «Растерянность и паралич охватили всю Академию наук»

Беседа с академиком РАН, директором Московской школы экономики МГУ

Теперь уже нет сомнений: так называемая «реформа РАН» негативно сказалась на состоянии фундаментальных исследований в стране. Многие даже считают, что наука современной власти в России не нужна. Это главный итог «реформы», задуманной и осуществленной чиновниками, которые постепенно набирают вес везде – от хозяйственных контор до кремлевских коридоров. Их не остановила даже славная 300-летняя истории Российской Академии наук, в судьбу которой они вмешались столь бесцеремонно.

29.01.2014 12:45


Охотник на нацистов

105 лет назад, 31 декабря 1908 года родился Симон Визенталь, австрийский еврей, всемирно-известный охотник за нацистами, переживший холокост

Узник 13 нацистских концлагерей, гуманист, правозащитник и самый известный охотник за нацистскими преступниками, Визенталь стал символом «возмездия без срока давности» и сыграл решающую роль в поимке Адольфа Эйхмана, ответственного за «окончательное решение еврейского вопроса».

31.12.2013 08:00, Дмитрий Корель


И никакого политического оттенка

Глава СПЧ о том, амнистируют ли «узников Болотной», Ходорковского и Pussy Riot

Глава совета по правам человека при президенте Россиии Михаил Федотов рассказал Юлии Таратуте и Дмитрию Казнину о том, какой будет амнистия по случаю 20-летия Конституции и почему под нее не попадут фигуранты «болотного дела».

06.12.2013 11:15


Анатомия убийства

Смерть Джонна Кеннеди как политический детектив

Джонн Кеннеди умер 23 ноября 1963 года в результате смертельного ранения. Спустя 50 лет убийство 35 президента США до сих пор считается одним из самых громких и загадочных в прошедшем столетии. К юбилею трагической даты в свет выйдет увлекательное журналистское расследование Филипа Шенона «Анатомия убийства», где параллельно с уникальными документами представлена внутренняя логика большой политики и ее жертв. T&P публикуют отрывок из книги о первых часах после трагедии и реакции на нее ближайших соратников президента его брата Роберта Кеннеди и будущего преемника Линдона Джонсона.

05.12.2013 13:00, Иван Мин






 
 

Новости

В США одобрили клинические испытания экстази
Американское управление по контролю за продуктами питания и лекарствами (FDA) одобрило проведение третьей фазы клинических испытаний экстази совместно с пациентами, имеющими посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Об этом сообщает The New York Times.
Марк Цукерберг призвал глав государств к коммуникативной революции
Основатель Facebook Марк Цукерберг во время выступления на саммите АТЭС в Лиме призвал лидеров государств присоединиться к глобальной коммуникативной революции.
Умер канадский певец Леонард Коэн
В США умер канадский музыкант и певец Леонард Коэн. Ему было 82 года.
Зимняя школа Университета КГИ
Университет КГИ объявляет о наборе участников Зимней школы, которая пройдет 13-17 декабря 2016 года в подмосковном Звенигороде.
Пятеро россиян награждены японским Орденом восходящего солнца
Российские деятели культуры, ученый, экс-депутат Госдумы и президент Международной федерации самбо были награждены одной из самых высоких наград Японии - Орденом восходящего солнца.

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.