Подписаться на обновления
17 декабряВоскресенье

usd цб 58.8987

eur цб 69.4298

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияiPChain
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Юрий Богомолов   суббота, 17 октября 2009 года, 09:43

Судьба артиста в России
Телепохороны по высшему разряду как знак общественно-государственного признания. Как место на Новодевичьем кладбище


// 1tv.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Когда речь идёт о ритуальных услугах, то куда денешься от трафаретов и клише. Но там, у гроба, в траурных залах и церквах, хотя бы публика с каждым новым усопшим обновляется. А на телевидении она одна и та же.

Все последние годы наше ТВ мало чем так живо интересуется, как судьбами известных артистов театра и кино. И когда они на пике славы. И когда по воле случая оказываются на дне жизни. И по окончании жизни.

По окончании жизни — особенно.

Орбакайте появляется перед камерами в чёрных туалетах и со святой скорбью под тонированными очками. А Дени держится до того по-взрослому и по-деловому, что ему впору составить пару Пуговке из «Папиных дочек».

Тогда для телевизионных грифов типа Андрея Малахова и Глеба Пьяных наступает самый сладостный момент: они набрасываются на знатного покойника и со смаком обгладывают, обсасывают и пережёвывают все перипетии его частной жизни, все его несчастья, беды и болезни.

Так они обстоятельно разобрались с личной жизнью Андрея Миронова, Нины Сазоновой, Натальи Гундаревой, Инны Ульяновой и других народных любимцев.

Для самых прославленных лицедеев на Первом заведён специальный заупокойный формат. Называется «Последние 24 часа из жизни…». Это «похороны» по высшему разряду. Это знак особого уважения. Символ общественно-государственного признания. Как место на Новодевичьем кладбище.

Схема такая: прохронометрированный по часам и минутам последний день жизни великого артиста — что новогодняя ёлка, на неё навешиваются все сколько-нибудь важные события и обстоятельства его жития.

Траурным церемониймейстером здесь работает Леонид Якубович.

Вообще-то, он шоумен. Его амплуа — «благородный отец».

Якубович — самый презентабельный «благородный отец» на нашем ТВ. Многолетнее стояние у колеса Фортуны на «Поле чудес» тому порука. В узнаваемом тембре его голоса — то, что надо для такого случая: чинность, благолепие и теплота.

Проблема в том, что и «теплота» с «благолепием», поставленные на конвейер, довольно быстро улетучиваются, испаряются. А тиражированная «чинность» со временем становится застывшей позой.

Сам же Леонид Аркадьевич Якубович воспринимается как форменный и фирменный знак почтения.

Благожелательное воспоминание о талантливом артисте никогда не бывает лишним и совершенно напрасным. Есть, однако, побочное противопоказание.

В славословии, каким бы оно ни было искренним и заслуженным, индивидуальность предмета поклонения неизбежно стирается, нивелируется и таким образом усредняется.

Все герои цикла «Последние 24 часа из жизни...» — артисты «замечательные», «выдающиеся» и «блистательные». Все они самоотверженно отдавались работе, надрывали жилы, изнашивали сердца, и жизнь их обрывалась внезапно.

В таком изложении биографий поди отличи Андрея Миронова от Юрия Никулина и Виталия Соломина от Евгения Евстигнеева. Вроде автор и старается оттенить неповторимость своих героев, а цели достигает как раз обратной: равняет их.

Конечно, когда речь идёт о ритуальных услугах, то куда денешься от трафаретов и клише. Но там, у гроба, в траурных залах и церквах, хотя бы публика с каждым новым усопшим обновляется. А на телевидении она одна и та же.

И перед её глазами одно и то же: кадры с фрагментами из спектаклей и фильмов с участием артиста, синхроны с воспоминаниями его родных, друзей и коллег-друзей.

Плюс философская задумчивость Леонида Якубовича, его соображения о бренности человеческой жизни вообще и о той тяжкой участи, что выпадает на долю фанатично преданного делу Мастера.

От общих мест, склеивающихся в какую-то вязкую, тягучую патоку словоизлияний, нападает на тебя морок, сбросить который можно только посредством пульта, если хватает сил дотянуться до него и нажать на нужную клавишу.

В какой-то момент «церемониймейстеру» и самому надоедает нанизывать на изображение общие слова. Тогда от скуки он берётся исполнить роль внутреннего голоса своего героя.

Рассказывая о Виталии Соломине, спрашивает сам себя: «О чём он думал, возвращаясь поздно вечером из театра?» И отвечает себе: «Всё скачу, а уж годы не те. Завтра «Кречинский». Наверное, пора его закрывать».

Внутренний голос дрогнул. Может, Якубович в этот момент принял его слова на свой счёт. Может, в этот момент он услышал свой внутренний голос: «Всё комикую и отпеваю. Наверное, пора закрывать и «Поле чудес», и «Последние 24 часа».

Мне уж стало мерещиться, что синдром «общего места» в этом благородном деле неизбежен. Но ведь сумело ТВ его преодолеть, отмечая 95-летие Зиновия Гердта.

Толпа никогда не сможет смириться с тем, что известный медиаперсонаж способен умереть случайно, по причине какой-нибудь коварной болезни или в силу стечения обстоятельств. Толпа жаждет для своего кумира закономерной гибели и требует изобличения тонко организованного, дьявольски продуманного заговора. Оттого в наше время так расцвела конспирология. Как в политике, так и в прочих сферах человеческой жизнедеятельности…

Конечно, Гердт сам по себе является надёжным противоядием от «пустозвонства», которого не выносил и которое его, как и любого другого уважающего себя человека, раздражало.

Лента «Зиновий Гердт», показанная на канале «Культура», — пример живой, неспекулятивной заинтересованности авторов в судьбе артиста и памяти о нём. В ней авторам удалось угадать строй души деликатного человека. И воспроизвести его художественно, а значит, убедительно.

«Я артист на хромые роли», — говаривал он о себе.

Самоирония была самой верной его подругой и роднила его с друзьями и зрителями больше, чем кровь и даже рифмующаяся с ней любовь.

К слову, самоирония особенно нужна здравствующим юбилярам, ею только и можно оборониться от удушающей скуки обязательных комплиментов.

Это некоторое время назад удалось Леониду Броневому, совсем недавно — Александру Ширвиндту и Нине Ургант.

Если говорить исключительно о здравствующих любимцах публики, то актёромания укладывается в один неприхотливый телевизионный формат.

Артисту, дожившему до внушительного юбилея, полагается пара документальных фильмов о его жизни и в качестве бонуса — участие в шоу «Линия жизни» на канале «Культура».

Документальные портреты делаются по трафарету: монолог героя, прерываемый синхронами от родных, друзей и коллег, к этому — нарезка фрагментов из фильмов и спектаклей.

Прежде фрагмент из роли предлагали в качестве иллюстрации мастерства актёра. Приём цели не достигал, только тормозил повествование. Теперь портретисты предпочитают вырывать из ролей по фразе, слову, междометию, мимической реакции… чтобы прокомментировать собственно жизнь артиста, обозначить в ней поворот и т.д.

Многое, конечно, зависит от интонации биографа, от того, кто за кадром. Одно время на Первом канале эту закадровую миссию исполняла барышня по фамилии Пиманова. Она была нежна и обходительна, как добродетельная медсестра. И всё равно в этом было что-то сугубо дежурное и неизбежно поверхностное.

Неожиданно в этом формате нашёл себя Кирилл Набутов, поработавший когда-то спортивным комментатором, затем — телевизионным плейбоем, потом — простым российским шоуменом и недавно выступивший на НТВ с циклом об истории тюремных учреждений в России.

Его «датские» (то есть к датам) программы отличаются суровой снисходительностью к имениннику. Он знает каждому из них историческую цену.

Роль поклонника таланта — не его роль. Его роль — Пимен, бесстрастно описывающий деяния, быт и судьбу всенародного любимца. Его дело — держать дистанцию в общении с ним, что, как показывает мировой опыт, непросто.

Непросто не встать на колени перед Мастером. Непросто уклониться от того, чтобы дежурно ему не польстить в скромную меру своих способностей. И т.д.

Кириллу Набутову это пока удаётся. Всякий раз он придумывает отдельный сюжетный ход. Надо сказать, что в случае с Ниной Ургант ему ещё и повезло — «ход» напрашивался.

Грех было не воспользоваться родственными узами актрисы с такими шутниками, как Андрей и Иван Урганты. С ними Набутов пожаловал на дачу к своей героине, и снятое на плёнку их взаимное подкалывание, подтрунивание многое объяснило в природе человеческого обаяния актрисы.

А комичный в своей нежности детектив с разысканием любимой кошки и счастливым нахождением её в выгребной яме как нельзя отчётливее объяснил характер хозяйки.

Как-то сразу стало видно, что невостребованный и потому нерастраченный дар человечности на сцене и на экране актриса сумела удержать в себе.

Оттого с ней все дружны, нежны, включая кошку, а она, Нина Ургант, никому ничем не обязана, кроме кошки, которую приручила и за которую в ответе.

Семейка Ургант — святая семейка. Видно, что гены талантливого человека, которые часто ленятся, на сей раз славно потрудились. Что же касается судьбы самой актрисы, то она столь же счастливая, сколь и неоднозначная.

Вообще недраматичных актёрских биографий практически нет. Просто они драматичны по-разному и в разной степени.

Справивший очередной юбилей Олег Басилашвили вроде должен чувствовать себя в полном порядке. И вроде чувствует себя в полном порядке. Но и он не весел.

И не потому, что с годами артист не становится моложе. Потому, скорее всего, что он не становится глубже. Вот в чём досада настоящего артиста на склоне лет.

Жажда глубины буквально съедала душу покойного Анатолия Солоницына — артиста великого. А он-то, казалось, её достиг как немногие, — роли в кино у Абдрашитова, Тарковского, Гамлет на сцене.

Но по дневникам актёра, фрагменты которых воспроизведены в документальном фильме о нём, видно, что профессия для него не средство, не инструмент, а возможность «откосить» от действительной службы в плоской, недостоверной реальности.

И для него искусство — альтернативная, самодостаточная действительность, а не просто художественное подобие её.

Такой разлад — удел гениальных артистов. Таких, как Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Олег Ефремов.

Ключом к пониманию их неудовлетворённости собой, своим творчеством, своей жизнью неожиданно стал авторский цикл Анатолия Смелянского на канале «Культура» — «Михаил Чехов. Чувство целого».

Это рассказ об артисте от Бога и к тому же о человеке, которого можно считать баловнем житейской судьбы. Он миновал многочисленные соблазны, искушения; сумел выйти из тени своего великого дяди — Антона Чехова, сумел как артист превзойти своего великого учителя — Константина Станиславского.

Главное, он от советской власти ушёл, затем отстоял своё творческое достоинство перед Бродвеем и Голливудом. Но мечта гения не сбылась: он не создал идеального театра.

То есть он не сотворил того мира, где бы человек был бы подлиннее, талантливее, глубже тех людей, что населили Землю.

Ему это не позволили сделать, с одной стороны, большевики с их амбициозной утопией всеобщего равенства усреднённой массы. С другой — буржуазная цивилизация с господствующим над ней масскультом.

Зато он оставил после себя книгу со скромным названием «Техника актёра», которую в принципе можно было бы назвать «Миссия актёра».

Книгу, в которой обозначен путь к идеальному театру. Другое дело, что путь этот до конца пройти под силу только гениальному артисту. И то полнота счастья стала бы возможной при условии, что в конечной точке его ждёт встреча с гениальным зрителем.

Утопия? Конечно. Впрочем, хорошо, что утопия. То есть нечто несбыточное.

Как там у Пушкина: «Когда бы все так чувствовали силу гармонии! Но нет: тогда не мог и мир существовать; никто б не стал заботиться о нуждах низкой жизни; все предались бы вольному искусству».

В том числе и по телевизору. Вот был бы ужас!

По случаю юбилея покойного Владимира Ивашова ТВ ознакомило зрителей с деталями его частной жизни, рассказав про муки ревности артиста, про его романы, про романы его жены, про драму его невостребованности и, разумеется, про обстоятельства его безвременной кончины.

Наконец, не упустили возможности сказать хоть несколько слов о последующих замужествах его вдовы Светланы Светличной, которую широкая публика помнит главным образом по эпизоду из «Брильянтовой руки» с сакраментальным воплем отчаяния «Не виноватая я!».

…С появлением столь зрелищного и вместе с тем столь же массового вида художественной деятельности, как кино, а затем и ТВ, драматическому артисту, не обладающему большим дарованием, представилась возможность, о которой в театре прежде он не смел и мечтать, — стать звездой благодаря одной-двум ролям.

И слишком многие молодые актёры, завоевав однажды популярность, считали, что им достался джекпот, на который можно будет жить-поживать, горя не знать всю жизнь.

Сколь часто начинающий актёр, утвердившись в статусе звезды, так и не потрудился стать большим артистом.

Сегодня небольшие артисты мечтают о карьере не столько в кино и на сцене, сколько в телевизоре.

Телеведущий — это не просто хороший и устойчивый заработок для артиста, это эксклюзивная возможность стать известным одной только своей известностью. Как Андрей Малахов и Ксения Собчак. То есть быть всем, оставаясь ничем и никем.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:




Богиня судьбы

15 апреля 1949 года родилась Примадонна российской сцены Алла Пугачёва

Она родилась не в рубашке, а в мантии таланта. Кроме этого, Господь окропил ее силой земного притяжения. Это и есть та магия, которая неподвластна остальным землянам. В значении имен у Аллы есть семь вариантов перевода. Один из них гласит: «Значение неясно». Точнее о Пугачевой и не скажешь.

15.04.2014 21:00, Михаил Шабашов


Жак Брель. Гениальность неизлечима

8 апреля 1929 года родился выдающийся шансонье, бард, поэт, актёр и режиссёр

Десятилетие между двадцатыми и тридцатыми годами минувшего века сыграло большую роль в развитии французской песни, которая и по сей день имеет массу поклонников по всей планете, даже среди тех, кто знает по-французски не больше дюжины слов.

08.04.2014 08:00, Георгий Осипов


Трансцендентность советской анимации

Хит-парад мультипликационного наследия

На фоне любого тотального беспредела, который творился на русской земле, во все времена люди умудрялись творить. Все, кто вырос на мультфильмах советского времени, понимают, что анимация СССР не имеет не только аналогов, но и срока годности. Советские мультфильмы можно и нужно смотреть всем в любом возрасте и пространстве, независимо от семейного положения и социального статуса. Их можно не только смотреть, ими можно гордиться! Арт-группа Doping-Pong собрала удивительные и проникновенные шедевры советской анимации, которые знакомы далеко не всем. А стоило бы!

04.02.2014 13:15, Арт-группа Doping-Pong


8 несправедливо закрытых сериалов

Как-будто кто-то убил пару ближайших друзей

На днях стало окончательно известно, что американский телеканал ABC закрывает сериал «Вернуться в игру», несмотря на неплохие рейтинги и появляющихся фанатов. По этому поводу мы выбрали восемь несправедливо закрытых сериалов, которые можно перезапустить хоть сейчас.

26.12.2013 17:30


«Голос» vs «Рашн банька». Апория

Нужен русский голос!

Изначально содранный с голландской придумки, певческий турнир, конечно же, «чиста русским» никогда не станет. Да и номера поются в основном на иностранном. Что нисколько не умаляет отечественных песенных шедевров. Поэтому и сохранится чудная, будоражащая народные массы телеинтрига аж до нового, 2014 года.

13.11.2013 17:30, Игорь Фунт


Cолнце вместо лампы

12 ноября 1935 года родилась Людмила Гурченко

Гурченко и на восьмом десятке продолжала мыслить как дебютантка, всё пробовала что-то новое, экспериментировала. Не всегда удачно, если честно, и тем не менее — как будто напрашиваясь на критику, заслуженную в том числе, но ей, насколько я могу судить, живое, актуальное отрицание было приятнее восхищения по инерции.

12.11.2013 09:39, Вячеслав Шадронов


Sex, drugs & rock’n’roll советского культурного наследия

Музыкальные сокровища нации

В нашу редакцию пришла любопытная посылка в виде трех провокационных хит-парадов советской музыки, кинематографа и анимации. Таким образом Дмитрий Мишенин и его коллеги по арт-проекту Doping-Pong, известного картинами с пионерками и скандальной олимпийской рекламой, решили поделиться с общественностью источниками своего вдохновения. А заодно напомнить, а для многих впервые открыть потаенную, с элементами психоделии, секса и прочих подцензурных вещей, абсолютно неочевидную для советского времени часть культурного наследия СССР.

06.11.2013 16:00, Арт-группа Doping-Pong


Оливейра и Авиллар

10 декабря в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» выступят фаду-певица Паула Оливейра и джазовый пианист Луиз Авиллар

«Удивительный дуэт импровизационного джазового пианиста и фолк-певицы соединил фаду и джаз, традицию и новую музыку. Так, силами дуэта древняя португальская музыка обретает современное звучание, ничуть не утратив оригинальности.

07.12.2012 11:55


А был ли Голос?..

Российские голоса были, есть и будут... Взгляд из зрительского далека, с той стороны экрана.

Профи-музыканты своё слово ещё произнесут. Я же попробую выразить личное отношение к нашумевшему уже в эфире конкурсу, аналогу голландского «The Voice», – отношение человека, как и сотни сограждан любящего музыку и неравнодушного к талантливым людям, ищущим свой путь в запутанных дебрях шоу-бизнеса. В общем, скажем прямо, любительское отношение.

30.11.2012 12:12, Игорь Фунт


Achtung Loutallica

Рок-альбомы октября. Lou Reed & Metallica «Lulu». Various Artists «AHK-toong BAY-bi Covered»

Противник расслабился, магнетизируется манерно-изысканной лирикой о том, как от одной мысли о Борисе Карлоффе и Кински хочется отсечь себе груди и ноги, об убийстве из-за нестерпимой любви, боли самообмана, медовом льде и маленьких пафосных девочках без спермы…

01.11.2011 12:20, Александр Чанцев






 

Новости

Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Магадане
1 декабря 2017 года в Магаданской научной библиотеке им. А. С. Пушкина был проведён семинар, посвященный работе ресурсного центра «Открытая библиотека». Перед библиотечным сообществом Магаданской области выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и представитель НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Ростове-на-Дону
24 ноября 2017 года в Донской Государственной Публичной библиотеке города Ростова-на-Дону местному библиотечному сообществу был представлен проект «Открытая Библиотека». О свободных знаниях, важности доступа к ним и популяризации их в России рассказал директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко, вторую часть презентации, касающейся реализации идей проекта на практике, до слушателей донес член НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Тюмени
2 ноября в информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета состоялся мастер-класс для представителей вузовских библиотек, который провели президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» Наталия Трищенко. Основными темами мероприятия стали: использование открытых лицензий в библиотечной деятельности, особенности текущей системы авторского права в России, опыт открытия доступа к библиотечным коллекциям, повышение видимости оцифрованных массивов в интернете, а также возможность участия в проекте «Открытая библиотека».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.