Подписаться на обновления
5 декабряПонедельник

usd цб 64.1528

eur цб 68.4703

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд 
Любовь Мульменко, Пермь   четверг, 17 декабря 2009 года, 09.19

«Сцена-Молот» для бывшего Молотова
В Перми появился театр современной пьесы. Эдуард Бояков, рэпер Сява и другие…


// Фотографии: Алексей Гущин
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Если мальчик из хорошей семьи, будучи посланным на х…, попытается парировать, мол, сам иди на х…, его оппонент-гопник тут же расхохочется ему в лицо: не верю. Мат — это же такой пароль, кодовая фраза, способ понять, кто есть кто, кто пацан, а кто терпила.

Полгода назад заработал музей современного искусства PERMM под руководством Марата Гельмана. Теперь — в Перми же — открыл новый театр Эдуард Бояков. На очереди Пермский центр развития дизайна — там хозяйствовать будет Артемий Лебедев. Строительство культурной столицы, за которое рьяно взялись местные чиновники, продолжается.


На старт

Один «театр современной пьесы» у Эдуарда Боякова уже есть. Три года назад он основал в Москве театр «Практика». Пермский проект (Бояков постоянно это подчёркивает) — самостоятельный, отдельный, не следует воспринимать «Сцену-Молот» как филиал «Практики».

«Евангельский проект» Д. Врубеля и В. Тимофеевой из Пермского музея современного искусства показывает, как общими усилиями можно бороться не только с кризисом, но и с общей атмосферой в одном отдельно взятом городе.

Ключевых отличий, по Боякову, три: другие люди, другое пространство, другая энергия.

В части репертуарной политики разницы между «Практикой» и «Сценой-Молот» пока не видно: круг авторов и режиссёров один и тот же.

В части политики имиджевой — тоже. Хотя у «Сцены-Молот» есть попытка вписаться в пермскую систему координат, связанную с индустриальной заводской романтикой и правдой от земли. Холёная столичная «Практика» с этим смысловым полем, естественно, не работает.

Идею с молотом Эдуарду Боякову подарил пермский филолог Владимир Абашеев, большой знаток здешней мифологии. Со слов Абашева, старая Пермь фактически стоит на гигантском молоте. Его чугунные останки закопаны где-то на территории Мотовилихинских заводов.

«Грандиозный артефакт», «памятник эпохи индустриализма» весом в 630 тонн пророс в тело города больше века назад. Есть и ещё одна привязка молота к реальному прошлому Перми: какое-то время она звалась Молотовым.

Наверное, театр, присвоивший себе легенду о молоте, особенно ударно смотрелся бы в каком-нибудь заброшенном промышленном здании. Но обстоятельства места были заданы изначально: «Сцену-Молот» определили в малый зал пермского академического Театра-Театра.

Театр-Театр — фундаментальный конструктивистский дворец серого мрамора в самом центре города. Малый зал вполне годится для государства в государстве — здесь отдельный вход и отдельное фойе, так что «Сцену-Молот» вряд ли будут путать с театром, расположенным на этаж выше.

За лето помещение полностью реконструировали. Приглашённый дизайнер Анатолий Баркалов решил действовать в духе минимализма. Простые цвета — чёрный, белый, серый, простая геометрия, много воздуха.

В фойе появился буфет с длиннющей барной стойкой из неполированного дерева.

Вход в театр, как и в «Практике», украшен конструкцией в виде буквы «п». Конструкция светится фирменным густо-розовым. Снаружи, на фасаде здания, — эмблема: буква «с», окольцованная шестерёнкой, и собственно молот. Есть ещё гигантские флаги.

Пермские артисты стоят курят под ними и поют на манер песни «Розовые розы» гимн. Вместо «розовые розы» у них «розовые флаги», а вместо «Светки Соколовой» — «театра «Сцены-Молот».


Внимание

Открылся театр сразу тремя премьерами — играли их три дня подряд, с пятницы по воскресенье, по три штуки в день.

Эдуард Бояков рассказывает, что выбирать ему пришлось из множества имён, но остановился он на «Собирателе пуль» и «Засаде» Юрия Клавдиева и «Чукчах» Павла Пряжко.

«Собиратель пуль» уже шёл на сцене театра «Практика» в Москве. Теперь — фактически без изменений — переехал в Пермь. Режиссура, как и в случае с «Практикой», Руслана Маликова, сценография Ксении Перетрухиной. В главной роли по-прежнему москвич Донатас Грудович, остальные артисты — пермские.

Понятно, почему режиссёру понадобился именно Грудович. В нём есть доля подлинного подросткового безумия, которое полностью сыграть нельзя, а можно только явить.

Он и являет: делает страшное лицо, потом отсутствующее, кривляется, совершает таинственные пассы руками. А перемещаясь по сцене, следует одному ему ведомой траектории (как в детстве, когда загадываешь себе не наступать на трещинки в асфальте).

Многие зрители заранее знали, что пьеса, по которой поставлен спектакль, — вещь жёсткая. Знали, что главному герою, которого попеременно прессуют то родители, то парни из школы, предстоит показательно вылизывать очко в школьном сортире.

Знали, что будут драки, в том числе на ножах, и — это народ волновало больше всего — сцены принуждения к оральному сексу. Но все острые моменты в спектакле решены аккуратно.

Основной акцент сделан не на них, а на параллельном мире собирателей пуль и древоточцев, куда герой Грудовича периодически эвакуируется.

Мат, впрочем, звучит в обоих измерениях, и матерятся пермские артисты пока не очень убедительно. Это я без тени иронии: неестественно матерящегося выкупаешь моментально.

Если мальчик из хорошей семьи, будучи посланным на х…, попытается парировать, мол, сам иди на х…, его оппонент-гопник тут же расхохочется ему в лицо: не верю. Мат — это же такой пароль, кодовая фраза, способ понять, кто есть кто, кто пацан, а кто терпила. Так вот, некоторые пацаны в «Собирателе пуль» матерятся как терпилы. Но это дело наживное.


Вот участники второй премьерной постановки — рэп-драмы «Засада» — культуру и технику пацанской речи освоили в совершенстве. Несмотря на то что между лирическим героем рэпером Сявой «с райончика» и артистом Вячеславом Хахалкиным, благополучным молодым человеком с в/о, целая пропасть, исполнитель главной роли очень хорошо чувствует гоповскую органику.

Рассказчик он очень убедительный — на уровне интонации, ритмики, мимики. Все крещендо и диминуэндо в своей партии он делает точно ко времени. То же самое относится и к его компаньонам Илье Друзьякину и Сергею Шкарупе. Друзьякин гениально разговаривает то за Сиплого, то за бабульку, то за дедульку.

Впервые эскиз будущего спектакля был показан этой весной на фестивале «Новая драма. Пермь». Вывести звезду YouTube Сяву, талантливо пародирующего гоп-культуру в любительских видеороликах, на театральную сцену придумал режиссёр и драматург Михаил Угаров. Затем Юрий Клавдиев написал текст, Юрий Муравцкий — поставил, а Сява и его команда — сыграли.

Чистовой вариант заметно отличается от черновика в лучшую сторону. Новая версия пьесы точнее и остроумнее, новая площадка — выигрышнее (в дни «Новой драмы» «Засаду» исполняли на большой сцене Театра-Театра, где трое главных и единственных героев как-то терялись), да и сам Сява, похоже, разыгрался.

Кроме того, теперь репортаж, который рэпер ведёт с места событий (из нехорошей квартиры с травой и огнестрелом), обогащён танцевальными перебивками.

В последних задействован целый кордебалет из 12 молодых пермских танцовщиков, партии им ставила голландский хореограф Алида Дорс. Словом, «Засада» — чистое шоу, стоящее на трёх китах: музыкальных паузах, гэгах и живом слове, которое звучит почти как документальное, записанное за реальными людьми.

Известный идеолог современного искусства и галерист Марат Гельман задумывал свою выставку-прорыв «Русское бедное», когда экономическим кризисом ещё и не пахло. Выставка «Русское бедное», показанная в Перми, оказалась прорывом современного искусства в провинцию. На её примере интересно наблюдать, как меняется культурная политика во время кризиса.

Зачем-то в спектакль был введён и четвёртый кит — лирический монолог о детстве и пустоте. Монолог этот, по-гришковецки задушевный, торчит из повествования и кажется несколько искусственным.

Как будто кто-то из авторов спохватился вдруг: мол, нельзя же зрителя только веселить, надо и растрогать чуть-чуть.

Спектакль «Чукчи» в ряду трёх премьер стоит особняком (и обещает стать главной творческой удачей).

Во-первых, это единственная стопроцентная премьера, причём российская — до «Сцены-Молот» новую пьесу Павла Пряжко ещё нигде не играли.

Во-вторых, эта постановка существует в совершенно другом поле, поле визуального, пластического театра. Что само по себе необычно, ведь, как правило, при работе с современной пьесой повышенное внимание уделяется собственно тексту.

Новодрамовские вещи часто ставят в аскетичной манере, в формате, приближенном к формату читок.

В «Чукчах» режиссёра Григорьяна на первый план выходит цвет, свет, звук, фактура и положение тел в пространстве. Текст тоже есть, текста много, но он в данном случае выполняет функцию одного из инструментов в ансамбле и у него всё-таки не главная партия.

Максимум информации зритель получает не через звучащее слово, а через видеоряд (с видеорядом отлично справилась художник спектакля Галина Солодовникова).


«Чукчей» проще было бы воспринимать с отключённым звуком, чем с отключённым изображением. Это царство картинки — сюрреалистической, зыбкой, постоянно меняющейся.

Чукча Миша и чукча Маша в белых костюмах, светских, под старину, в белых же париках. Двое чудиков с наглухо забинтованными лицами: один — в маске оленя, другой — в маске волка.

Солдат в форме Второй мировой, весь землистого цвета с макушки до пяток, похожий на оживший памятник. Маленький красный чебурашка, метр от пола в высоту, полностью зашит в свой костюм. И над всем этим происходит солнечное затмение.

Атмосфера «Чукч» — атмосфера миров, куда попадает кэрролловская Алиса. Это Wonderland, это Зазеркалье. Мир безумного чаепития (где чукча Маша ест пряник, макая его в забинтованную голову одного из чудиков).

Мир искривлённого пространства-времени, где Королева никак не может попасть, куда ей надо. Мир виртуалов-антиподов, которые ходят вверх ногами и превращаются один в другого.

Эдуард Бояков говорит, что три премьерных спектакля, если рассматривать их системно (а именно так их и следует рассматривать, затем они и были сыграны подряд, оптом), образуют правильный треугольник.

«Чукчи» — действо сложное, интеллектуальное, эстетское. «Собиратель пуль» родом из другой культуры, подростковой, носителем которой является главный герой. «Засада» — это вообще в некотором смысле антикультура, нечто, что принято считать из культуры изъятым.


Марш

Репертуарных планов на следующий сезон Бояков пока не озвучивает. Но уже сейчас уверенно анонсируется функция «Сцены-Молот» как универсальной площадки — с кафе, книжной лавкой, сценой для DJ-сетов и киноклубом.

Придумано, что по выходным фойе театра (куда можно зайти не по билету на спектакль, а просто так) будет круглосуточно открыто для посетителей.

«Сцена-Молот» называет себя театром настоящего времени. Сверхзадача руководства — привлечь новую аудиторию, тех, кто в театры обычно не ходит.

Диапазон социальных типажей задан в рекламной кампании «Сцены-Молот». Молодой, но уже довольно известный пермский фотограф Алексей Гущин специально для театра отснял галерею из 27 персонажей, которых в обычной рекламе не увидишь.

В дело пошло 12 портретов: крупным планом — пенсионерка в косынке, парень с пирсингом и тату, щетинистый пролетарий. Новые герои (они же новые зрители) смотрят на горожан с огромных билбордов, щедро развешанных по Перми. Мысль понятна: мы такие разные, но всё-таки мы вместе, и мы в театре.


Пока нет уверенности в том, что театральное искусство от «Сцены-Молот» и в самом деле пойдёт в народ. Народ замотан и недоверчив, а «Сцена-Молот» всё-таки больше похожа на модное место, чем на свойское.

Хоть интерфейс у «Сцены-Молот» и в самом деле user-friendly, но оценят этот тип дружелюбия скорее продвинутые пользователи. Едва ли театру удастся с ходу завербовать в зрители бабушек и работяг. Водитель такси, увозящий меня с открытия, к примеру, с подозрением отнёсся к прозрачным стенам фойе, через которые было видно людей. Как в аквариуме, говорит.

Я начала объяснять ему про новый театр — оказалось, он о нём ничего не слышал.

Реальная аудитория «Сцены-Молот» — это прежде всего аудитория Пермского музея современного искусства плюс та часть театралов, которых не отпугнёт мат на сцене и прочие провокации.

В целом Перми пуризм не свойственен, но есть отдельные группы активистов, которые регулярно бастуют против проектов, проходящих под знаком «культурной столицы».

«Сцена-Молот», безусловно, встроена в систему новой культурной политики и к тому же рекомендована к посещению главным оппонентом несогласных Маратом Гельманом.

Поэтому не исключено, что удар придётся держать и ему.





ОТПРАВИТЬ:       



 





Эклектичная трагедия

Спектакль «Царь Эдип» в Театре имени Вахтангова

Миф об Эдипе принадлежит к тем немногим явлениям культуры, в которых веками видят символ человеческого бытия. Античная трагедия рока. Романтический идеал свободной личности, противостоящей воле богов. Набивший оскомину эдипов комплекс… Впрочем, обращаясь к драме Софокла, Римас Туминас предсказуемо не собирался иллюстрировать общепризнанные теории. Премьера Театра имени Вахтангова, по его словам, посвящена «утраченному величию». Ушедшему поколению, способному чувствовать вину и брать на себя ответственность. «Древним титанам», живущим под пристальным взглядом небес.

01.12.2016 20:27, Татьяна Ратькина


Голос без хора

Спектакль «Мандельштам. Век-волкодав» в Гоголь-центре

Биографами и библиографами, историками и литературоведами, писателями и читателями об Осипе Мандельштаме сказано столько, что любое новое сочетание слов кажется заведомо и безнадежно обреченным на вторичность. Может, поэтому в спектакле Гоголь-центра «Мандельштам. Век-волкодав» не нашлось места для описаний, объяснений или определений. Только музыка, перетекающая то в поэзию, то в раздражающий шум. Кружево пластических образов. И тишина.

14.11.2016 19:00, Татьяна Ратькина


«Дубровский» на Ok

Постановка «Черного русского» Максима Диденко

«Как и положено триллеру, «Черный русский» щекочет нервы. Слоган постановки гласит: «Вы приглашены в дом, где сходят с ума». И особняк Троекурова в Малом Гнездиковском переулке полтора часа силится соответствовать этому зловещему определению. Полумрак, тихое траурное пение, привратники с плетками, девушки-сомнамбулы с черными губами и остановившимся взглядом, пятна крови на стенах и потолке, мнимые опасности, которые влечет за собой нарушение правил: молчать, носить полученные при входе маски, не прикасаться к актерам и т.п. Ничего шокирующего и страшного здесь, разумеется, не произойдет. Но легкое возбуждение почтенной публике обеспечено».

17.10.2016 16:00, Татьяна Ратькина


Мой любимый кролик Эдвард

Начало театрального сезона в РАМТе

У каждого в детстве была любимая игрушка: с ней играли днем, спали ночью, болели и выздоравливали, не расставались ни на минуту. Именно о любимой игрушке спектакль «Кролик Эдвард» – одна из самых ярких премьер прошедшего сезона в РАМТе и во всей театральной Москве. Приключения игрушечного кролика – лишь внешний сюжет, внутри которого – тайны и открытия, завораживающие детей и их родителей.

17.09.2016 16:43, Лилия ЯЩЕНКО


Максим Аверин: «Все начинается с любви»

Анонсы обещали, что «Все начинается с любви» - это моноспектакль Максима Аверина. Но оказалось, это даже не спектакль, а сугубо личное обращение Максима к зрителям. Он и сам его так называет: «спектакль-откровение». В нем собраны важные для него песни, стихи, монологи, а в одном из них есть цитата: «Жизнь - это не кино. В ней невозможно сделать еще один дубль. Жить нужно, не оставляя черновиков – писать надо начисто, набело. Прошлое… ну что в нем копаться? Было и было. Прошло. Будущее? Но мы же с вами знаем, как оно призрачно. Жизнь – она здесь и сейчас. Будьте счастливы сегодня». С этого отрывка мы и начинаем наш разговор.

16.06.2016 19:00, Данара Курманова


«АлиSа»: принимаешь правила игры?

Когда я училась в театральном институте, мы мечтали сделать спектакль без слов. Не балет, не пантомиму, а драматический спектакль без единого слова! Правда, чтобы создать молчаливый, но захватывающий спектакль, у нас, студентов, тогда не хватило ни ума, ни фантазии, ни образованности... Нашу юношескую мечту осуществила команда Красноярского ТЮЗа. Кстати, драматические спектакли без слов по произведениям, которые каждый образованный человек знает почти наизусть – «Три сестры», «Гамлет», «Алиса в Стране чудес» – стали одним из трендов современного театра.

22.04.2016 18:13, Лилия Ященко


Прошла пора чудес, прошла пора фантазий

"Фантазии Фарятьева" А.Соколовой в Новом Рижском театре, режисер — Гатис Смитс

Несмотря на внешние обстоятельства русскоязычная проза и драматургия не сходят со сцен театров столицы Латвийской республики. Для рижской афиши, где национальным классикам и современным латышским драматургам тоже порой становится тесновато от обильного присутствия Гоголя, Достоевского, Чехова и даже Ильфа с Питровым, появление в репертуаре самого популярного на родине и известного в мире театра Латвии, Нового Рижского, пьесы позднесоветского периода - событие, которое может показаться неожиданным.

12.02.2016 16:00, Вячеслав Шадронов


Возвращение легенды

Фоторепортаж с открытия одного из красивейших театров мира. Грузинский Театр оперы и балета им. З. Палиашвили распахнул свои двери после 6-летней реконструкции.

09.02.2016 13:00, Данара Курманова, Ольга Слюсарева


Человек театра

Говорят, театр начинается с вешалки. В театре под руководством Армена Джигарханяна все немного иначе – он начинается прямо со служебного входа. На стойке ресепшн – ящик с яблоками, к нему приколота бумажка с размашистой надписью: «Угощайтесь!». Казалось бы, мелочь, но именно детали рассказывают о человеке больше всего.

25.01.2016 16:00, Данара Курманова


«Репетиции» на Таганке - задел на премьеры

Завершилась вторая сессия творческого проекта «Репетиции – театр на вырост», рассчитанного Театром на Таганке на весь сезон 2015/2016. По итогам двух лабораторий четыре из восьми представленных эскизов выбраны для дальнейшей работы над премьерами Малой сцены театра: «Золотой Дракон» (режиссер Валерия Суркова), «Земля Эльзы» (режиссер Семен Серзин), «Кориолан» (режиссер Анна Потапова), «Петербург» (режиссер Вячеслав Тыщук).

13.11.2015 15:00, Екатерина Писарева






 
 

Новости

Музыкальная современность в экстракте
XX Ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» пройдёт в Московской консерватории с 9 по 15 января 2017 года.
В Мариинском театре прозвучит «Музыка Земли» пианиста Бориса Березовского
15 сентября завершается прием заявок на участие во II Всероссийском фестивале-конкурсе «Музыка Земли». Сыграть и спеть музыку своего родного края на фестивале могут все профессиональные и любительские фольклорные коллективы России
19 августа стартует фестиваль короткометражек "Короче"
В Калининграде 19 августа стартует фестиваль короткометражного кино "Короче"
Третьяковская галерея открывает выставку Айвазовского
Выставка "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" открывается для широкого зрителя в Третьяковской галерее 29 июля
Новая книга о Гарри Поттере побила рекорды по предзаказам в США
Новая книга "Гарри Поттер и Проклятое дитя" побило рекорды предыдущей части "Дары Смерти" по количеству предзаказов

 

 

Мнения

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Александр Чанцев

Ходячая медитация

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Александр Феденко

Проклятие Колобка

Александр Феденко об антропологии национального бессилия

Отбушевали страсти над выпотрошенным трупом волка из «Красной Шапочки» - поминки прошли в праздничной и торжественной атмосфере. И я приглашаю вас поучаствовать в еще одном ритуальном вскрытии – на этот раз Колобка. Выходит, у нас будет не просто вскрытие, а настоящая трепанация.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

Александр Чанцев

Кровь и малокровие, телефонные человечки и лунные девочки

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.