Подписаться на обновления
26 маяВоскресенье

usd цб 64.6106

eur цб 72.3186

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Анатолий Рясов   пятница, 11 сентября 2009 года, 16:30

Страшная сила
Эстетика Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова: правомерно ли их сравнение в книге «Бунт красоты» А. Чанцева?


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



В книге Александра Чанцева «Бунт красоты» сравнивается эстетика Мисимы и Лимонова. Но насколько правомерно сравнение этих двух авторов? Ведь на фоне японца наш-то автор, мягко говоря, теряется.

Книга Александра Чанцева «Бунт красоты» (М.: Аграф, 2009) интересна не только тем, что представляет собой первое на русском языке исследование эстетики Юкио Мисимы, но и тем, что ракурс этой работы неожиданно включает в себя анализ литературной стратегии Эдуарда Лимонова и её сопоставление с художественными принципами японского писателя.

Придирки, мелкие и по существу

Отдельные разделы книги ранее уже публиковались Чанцевым в критических статьях, но в силу узости жанра подавались в сжатом виде и не были подкреплены столь обширным теоретическим багажом, который открывается при чтении «Бунта красоты».

Несмотря на то что пастиши в некоторых заголовках («Самый неяпонский супермен» или «В смерть бултых») выглядят как не слишком удачная дань постмодернизму, этот текст вовсе не является экзерсисом в жанре лёгкой публицистики, но отличается серьёзной аргументацией и буквально перегружен цитатами из самых разных авторов (от древнегреческих философов до русских рок-музыкантов).

При этом «Бунт красоты» обладает внутренним ритмом, книга лишена как тяги к наукообразной лексике, так и журналистской поверхностности.

Мелкие придирки к стилю изложения, безусловно, стоит адресовать редактору, а не автору. Это касается прежде всего смены лица в авторском повествовании и других языковых мелочей и опечаток, возможно являющихся рецидивами компиляции некоторых разделов работы из текстов, ранее издававшихся как отдельные статьи.

Однако интеллектуальный подтекст некоторых опечаток вызывает восторг: лучшим примером здесь будет «Чёрный Лукач» вместо «Чёрный Лукич».

Лимонов — самый скандальный политик в России. После «Эдички» он был и самым скандальным русским писателем. Правда, первое место не удержал — слишком много развелось конкурентов…

Александр Чанцев — профессиональный японист, имевший возможность прочесть большинство произведений Юкио Мисимы в оригинале.

Блестящий анализ эстетической системы Мисимы, проведённый в первой главе, не просто отличается знанием проблемы, но выполнен с незаурядным поэтизмом, который (а это умение дорогого стоит) передаётся и читателю.

Именно глава «Фантомы красоты в пустом саду» задаёт внутренний ритм всему исследованию. Масштаб эстетики Мисимы действительно становится ощутим: это амбивалентное пространство, в котором странно сплелись буддизм и христианство, Достоевский и Жене, прекрасное и безобразное, ужас пустоты и стремление к пустоте.

Красота у Мисимы предстаёт как тайна, она становится осязаемой только ценой неимоверных страданий, но всё равно в последний момент ускользает от его героев.

Можно как угодно относиться к творчеству этого японского писателя, но после прочтения книги Чанцева едва ли останутся те, кто сможет поставить под сомнение наличие у Мисимы оригинальной эстетической системы.

Конечно же, сразу бросается в глаза неравномерность отдельных частей о Мисиме и Лимонове — у первого биографическая справка занимает лишь пятую часть главы, тогда как у второго очерк биографии (несомненно, нужный, так как это первое в России исследование творчества Лимонова) занимает практически всю главу.

Анализ стилистики книг Лимонова вне контекста сравнения с Мисимой фактически отсутствует. Но надо сказать, что когда в посвящённой эстетике Мисимы главе появляются первые цитаты из Лимонова, то эти выдержки из романов с излюбленными писателем комиксоподобными заголовками («Последние дни супермена»; «Девочка-зверь») в стилистическом и идейном плане сильно уступают выдержкам из японского писателя.

Это ощущение в некоторой степени компенсируется анализом, изложенным в последующих главах. Но только отчасти.

Совпадения и пристрастия

Чанцев предлагает впечатляющее количество совпадений в тематических пристрастиях Мисимы и Лимонова: это и восхищение милитаристской символикой, и готовность к безрассудному преклонению перед красотой, и непрестанный культ молодости.

Впрочем, стоит отметить, что некоторые акценты кажутся утрированными. Например, мнение Чанцева о том, что «саму возможность сделать главным героем старика трудно себе представить у Мисимы», по меньшей мере спорно: не являясь специалистом по японской литературе, тем не менее позволю себе вспомнить, к примеру, новеллу Мисимы «Любовь святого старца из храма Сига».

Как представляется, с темой старения у Мисимы дела обстоят сложнее.

Псевдоним. Уничтожение текста. Самоубийство. Три способа отделения жизни от текста. Самоубийство Мэрилин Монро, смерть Высоцкого, смерть Жака Деррида и, наконец, смерть Сократа и Эмпедокла принадлежат дискурсу смерти, несущей бессмертие.

Параллели художественные подкрепляются параллелями в судьбах: оба признаны негодными к воинской службе, оба уже в молодости увлекаются западной культурой, оба тяготеют к сотрудничеству с правонационалистическими партиями.

Однако чем больше появляется в тексте точных и любопытных деталей и внешних совпадений, тем сильнее высветляется одно глобальное различие: у Лимонова отсутствует оригинальная эстетическая система, сопоставимая по масштабу с художественным универсумом Мисимы.

Чанцев пишет о том, что художественная проза Лимонова, «восходящая к западным образцам (Г. Миллер, Ч. Буковски, Д.Г. Лоуренс), шокирующая автобиографичность, напоминающая и традиции японского эгоромана («ватакуси сёсэцу»), была принципиально новой для российской словесности».

С этим так же трудно поспорить, как и опровергнуть сомнительное в художественном отношении достоинство романа «Палач» как книги «новаторской для отечественной словесности в том плане, что это первая книга о садомазохизме».

Однако едва ли тематический ракурс является в литературе определяющим для создания оригинальной эстетической системы. И в этой связи вспоминается из интервью Венедикта Ерофеева: «Все эти дураки — Алешковские, Лимоновы — они плетутся в хвосте, да причём в двадцатилетнем хвосте» (интервью с Леонидом Прудовским).

За этой формальной новизной Ерофеев усматривал эпигонство (хотя едва ли здесь речь шла о влиянии японской самурайской эстетики).

У Чанцева же именно японский писатель представляется как основной источник вдохновения Лимонова: «Без преувеличения можно сказать, что Мисима был едва ли не главным «кумиром» Лимонова, его своеобразным «наставником», тем писателем, эстетику которого Лимонов перенимал и развивал, «по мотивам» жизни которого Лимонов выстраивал собственную биографию».

Причём речь уже идёт вовсе не о прямых текстуальных совпадениях: Лимонов «не только использует элементы художественной системы Мисимы, но и развивает их, идёт дальше по тому пути, по которому шёл Мисима».

Однако здесь обнаруживается и определённое противоречие анализа Чанцева: планируя описать произведения Лимонова как некий новый виток эволюции бунта красоты, он формулирует фактически противоположные выводы.

Так выясняется, что «герои Мисимы тщились прорваться в потустороннее красоты», а у Лимонова «мотив прорыва лишь намечен и развития не получил».

Или совсем уж настораживающее наблюдение: у Лимонова тема смерти «не только не находит никакого развития по сравнению с оригиналом, но даже и утрачивает те философские и метафизические коннотации, что характерны для эстетики Мисимы».

Некоторые параллели Чанцева кажутся слишком категоричными. Так, например, роман «Дневник неудачника» назван «своеобразным западным вариантом жанра дзуйхицу», а о цитате Лимонова из эссе о Гумилёве («Вообразить себя героем опасно, ибо всё вокруг героя превращается в трагедию») говорится: «Нельзя не отметить здесь «лексику» Мисимы — «герой» и «трагедия»…»

Возникает обратное впечатление: как раз в данном контексте, возможно, параллель отмечать не стоило, иначе «сравнивать» угрожает превратиться в «сровнять».

Местами влияние Мисимы на Лимонова действительно начинает выглядеть преувеличенным, слишком уж обделённым вниманием начинает выглядеть соприкосновение Лимонова с западноевропейской культурой.

Такого же мнения о книге «Бунт красоты», кстати, придерживается и сам Эдуард Лимонов, со свойственной ему манерой моментально готовый представить компромат на тех, кого минуту назад называл кумирами .

Последние главы

Однако в конце книги появляется дополнительное основание для сравнения художественных стратегий двух авторов.

Ключом к нему оказывается интерес обоих авторов к правой политической философии и эстетике фашизма. В одной из глав, приводя цитату из Эрнста Юнгера, Чанцев пишет о том, что «образ смерти «в полевых условиях», видимо, архетипичен для фантазмов «романтиков войны».

В самой книге определение «архетипичный» не закрепляется в качестве основного, однако именно оно кажется наиболее удачным для рассматриваемого контекста, в котором, возможно, более плодотворным мог бы стать разговор об архетипичности эстетики правых, а не о заимствовании художественной стратегии.

Фактически именно этому посвящена одна из заключительных глав книги — «Эстетический фашизм».

В рассматриваемом пространстве эстетический дискурс тесно соприкасается с идеологическим, обнаруживая странную смесь бунта с культом императора, а гимна индивидуальности с преклонением перед марширующими толпами.

Фактически здесь мы наблюдаем фундаментальное противоречие правых: презирая толпу как аморфную животную массу и ощущая своё превосходство, вождь (герой) стремится к власти, которая парадоксальным образом утрачивает смысл без признания этих самых недоумков и существует исключительно как продукт их воли.

Эта глава опирается преимущественно на выводы из эссе Умберто Эко «Вечный фашизм», что выявляет ещё одну противоречивую особенность книги Чанцева.

Статья Эко, обширно цитируемая на страницах «Бунта красоты», написана с антифашистских (фактически либеральных) позиций и основывается на критике пренебрежения противоречиями, характерного для фашизма.

Поскольку Чанцев никак не комментирует оценочных высказываний Эко, складывается впечатление, что он полностью согласен с его выводами.

Но в этом случае не совсем ясно, как отнестись к массе приводившихся ранее цитат, содержавших противоположные оценки (выдержки из Юнгера, Эволы, Чорана) и воспевавших радость смерти в сражении (где между строк сквозила восторженность автора «Бунта красоты» рассматриваемой эстетикой).

Так или иначе, становится заметным то, что, выбирая эпиграфы и цитаты с явно оценочными коннотациями, сам автор нередко воздерживается от оценок, но не просто не объясняет своей позиции, а даже не указывает на наличие этих коннотаций в заслуживающих подробного комментария цитатах.

По этой причине, например, мнения непримиримых противников Беньямина и Юнгера порой выглядят как идентичные. Поэтому изобилие цитат временами выглядит как колоссальный конгломерат разнородных и противоречащих друг другу суждений в самых разных областях знания (от эстетики до политической философии), позиция Чанцева оказывается неясной, а выводы выглядят двусмысленными (что вдвойне обидно, ведь в главе об эстетике Мисимы автор продемонстрировал незаурядные способности аналитического мышления).

Столь же неоднозначное впечатление производит и заключительная глава «Без знамени» — некий bonus на тему развития стратегии Лимонова в современной русской словесности.

Предварённая эпиграфом из Ги Дебора о бунте напоказ и симулятивном искусстве и включающая в себя тщательно выверенный каталог сегодняшних эпигонов Лимонова, эта глава тем не менее парадоксальным образом подводит повествование к романтическому выводу «Бунт красоты, скорее всего, продолжается».

Но, возвращаясь к главной теме исследования Чанцева, хочется заметить, что наиболее интересный и таинственный вопрос, которым задаёшься после его прочтения, — почему (каким именно образом?) одним авторам удаётся собрать из разрозненных фрагментов монолитный каркас и выстроить из разнородных элементов оригинальную эстетическую систему, а у других писателей (чьи тексты талантливы и временами вспыхивают подлинной страстью) выпадает в осадок лишь рассыпающийся конгломерат отторгающих друг друга дискурсов?

Отчего идеологические противоречия Лимонова не сцементировались в выстроенной эстетической системе?

Почему ему не удалось то, что удалось, например, Венедикту Ерофееву и Саше Соколову (если брать соотечественников)?

Конечно, вопрос этот обречён остаться риторическим, и, разумеется, он выходит за пределы исследования Чанцева.

Однако применительно к героям «Бунта красоты» своеобразным ключом к разгадке может стать следующий вывод: «Если у Мисимы политика привлекалась для обоснования категорий эстетического характера, то у Лимонова процесс обратный — эстетическое зависит от политики…»




ОТПРАВИТЬ:       



 






Первая книга арт-группы Doping Pong

Искусство и литература для всех

Этим летом на XIV Санкт-Петербургском Международном Книжном салоне будет представлена приключенческая повесть арт-группы Doping Pong «Целомудренная Адельфина». Книга позиционируется как продолжение традиций советского реализма, пропагандистами которого Допинги всегда и являлись. Это дебют одного из самых известных творческих коллективов в художественной прозе. «Частный корреспондент» задал вопросы авторам и попытался понять, что могут сказать мастера визуального жанра в современной литературе.

22.05.2019 19:00, Редакция «Частного корреспондента»


Не просто писатели

Эксперименты великих писателей

Как Владимир Набоков писал литературный сценарий к фильму Кубрика «Лолита», сколько раз Михаил Булгаков переписывал «Похождения Чичикова, или Мертвые души» и какой фильм по книге Замятина стал лучшим во Франции в 1936 году. «Культура.РФ» вспомнила писателей, примеривших на себя роли сценаристов.

21.05.2019 19:00, culture.ru


«Красноречие должно служить идеям, а не наоборот»

Курт Воннегут о стиле письма

Курта Воннегута не раз спрашивали о том, как выработать уникальную манеру письма (свою собственную он называл «телеграфно-шизофренической»), поэтому в 1980 году писатель опубликовал в журнале Transactions on Professional Communication эссе, в котором попытался дать ответ. T&P опубликовали перевод.

18.05.2019 13:00, Виктория Бутакова, theoryandpractice.ru


Ахматова и ее мужчины

Личная жизнь великой поэтессы

Главная тема поэзии Анны Андреевны — любовь. А какой была личная жизнь самой Ахматовой?

07.05.2019 19:00, Валентина Асеева, diletant.media


Не воля

Что есть воля?

Писатель и поэт Дмитрий Быков написал про мир, где если не воля, то месть, а если не месть, то, наверное, смерть, а если не смерть, то разве это жизнь. В общем, он написал про отношения учителя и ученика. Может, в современной школе, а может, нет. Или ни в какой не в школе.

05.05.2019 19:00, Дмитрий Быков, ruspioner.ru


Асадов. К Советскому Союзу претензий — нет!

21 апреля 2004 года умер Эдуард Асадов

В списке почётных граждан Севастополя Асадов на первом месте (удостоен звания в 1989 г.). Далее по алфавиту идут Гагарин, Папанин, Толстой и т. д. Всего около тридцати человек. Сегодня имя Севастополя звучит особенно драматично — в связи с напряжением в российско-украинских отношениях. В связи с российской «крымской весной»-2014 и крайним неприятием её определённой частью мировой общественности, да и в самой незалежной тоже.

21.04.2019 19:00, Игорь Фунт


Грин без грима

Как угрюмый пьяница создавал романтические феерии

Александр Гриневский (1880–1932) — более известный как Александр Грин — вошел в историю русской литературы автором романтических сказок. Однако его биография была мрачной, как, впрочем, и ранняя проза.

15.04.2019 19:00, Ника Батхен, gorky.media


Влас Дорошевич «Интеллигенция»

Правда о невозможности понимания между сапожником и ученым

Сын сапожника, кончивший университет, — вот что такое русская интеллигенция. У сапожника Якова было три сына. Двое пошли по своей части и вышли в сапожники, а третий, Ванька, задался ученьем.

14.04.2019 19:00, izbrannoe.com


Необычные хобби русских писателей

И у гениев есть причуды

Многие именитые писатели не могли представить свою жизнь без любимого хобби. У кого-то оно было вполне безобидным, у кого-то — экстравагантным. Например, Лев Толстой в 67 лет научился кататься на велосипеде и страсть как полюбил это занятие. «Культура.РФ» рассказывает о других нескучных увлечениях русских классиков.

13.04.2019 19:00, Дарья Лёгкая, culture.ru


Евгений Евтушенко о своей национальности

«Учительница физкультуры на станции Зима посоветовала другим детям не дружить со мной, потому что я немец»

Во время войны, как множество других советских детей, я, конечно же, ненавидел немцев, однако моя не совсем благозвучная фамилия Гангнус порождала не только шутки, но и немало недобрых подозрений — не немец ли я сам.

03.04.2019 19:00, izbrannoe.com






 

Новости

Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.
Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.