В Чили — президентские выборы, итог которых никто не решается предсказывать, настолько остра конкуренция. Ясно одно — кто бы ни победил, жёсткая бюджетная политика будет продолжена.
В декабре чилийцы выберут себе президента. Выборы пройдут 13 декабря, и, вероятно, понадобится второй тур. Не исключено, что граждане предпочтут левому центристу Эдуардо Фрею (он уже был президентом страны в 1994—2000 годах) правого центриста Себастьяна Пиньеру. С момента реставрации демократии в 1990 году некоторые президенты Чили были христианскими демократами, а некоторые, в том числе и нынешний, Мишель Бачелет, — социалистами, но все они баллотировались от левоцентристской коалиции «Демократическое согласие». Если Пиньеру выберут, это будет в некотором роде веха, однако ничего экстраординарного для экономики и в этом случае ждать не следует. Дело в том, что в Чили довольно специфический левый центр и своеобразные социалисты.
Свобода бизнеса, самоограничение государства
В индексе экономической свободы Чили занимает почётное 11-е место. Это самая свободная экономика в Латинской Америке. В Чили царит уважение к правам собственности, а коррупция минимальна (22-е место из 179 в рейтинге Transparency International). Государство не особенно лезет в экономику и не угнетает бизнес: налоговое бремя составляет всего 17% ВВП, начать своё дело можно меньше чем за месяц, а для торговли с окружающим миром созданы самые благоприятные условия (средневзвешенная ставка таможенного тарифа по состоянию на 2006 год была чуть выше 2%).
Несмотря на всё это, представлять себе Чили либеральным парадизом — некоторое упрощение. Налог на прибыль там действительно низкий — 17%, но верхняя планка подоходника находится на уровне 40%. Налоги на фонд заработной платы невелики, но уволить работника сложно (результат — довольно высокая безработица, 8—9%). Таможенные пошлины низкие, но правительство довольно широко использует меры нетарифного регулирования: санитарный и фитосанитарный контроль, субсидирование экспорта и прочее.
Крупнейшая в стране компания Codelco — ведущий производитель меди в мире — на 100% принадлежит государству. Примечательно, что только в 1992 году (то есть при демократическом правительстве) Codelco разрешили создавать совместные предприятия с частным бизнесом. Есть у чилийского государства и свой банк (не ЦБ, а просто банк), BancoEstado. В прошлом он был до степени смешения похож на Сбер, но и сейчас — третий в стране, с долей рынка 16%.
Чем чилийцы действительно могут гордиться, так это финансовой дисциплиной. После того как страну в 1982 году поразил жестокий долговой кризис, они крепко усвоили, что жить надо по средствам, и живут так уже 25 лет. Ни смена политической системы (переход от диктатуры к демократии), ни идеологические склонности конкретного главы государства (понятно, что в сердце любого социалиста, даже чилийского, теплится желание увеличить государственные расходы в пользу бедных) не повлияли на здоровье чилийского бюджета. В 2000 году был принят закон, по которому правительство было обязано верстать бюджет со структурным профицитом (не следует путать с фактическим дефицитом/профицитом; структурный профицит — это расчётная величина) как минимум 1% ВВП. При очень левой по чилийским меркам Бачелет закон смягчили, и теперь обязательный структурный профицит — «всего-то» 0,5%.
Педиатр нации
Если бы в Чили президента разрешали избирать на два срока подряд, то нынешние выборы, вероятно, были бы скучной формальностью. Большинство граждан в данный момент обожают Мишель Бачелет. Поразительно, но до кризиса это было не так. Рейтинг президента стал расти осенью 2008 года, а в разгар экономических неприятностей приблизился к 70%.
Сказать, что Бачелет делала что-то особенное, нельзя. Правительство Чили принимало довольно тривиальные меры, можно сказать, ритуального характера. Центральный банк снизил ставку рефинансирования до исторического минимума в 0,5%. Конгресс одобрил стимулирующий пакет ценой в 2,9% ВВП. Бедные — их в Чили 13% — получили пособия и субсидии, а бизнес — налоговые льготы на время кризиса. Был ли от этого какой-нибудь прок, неизвестно. Известно, что граждане к этим мерам отнеслись скептически. Весь последний год их доверие к правительству падало. А к президенту лично — росло.
Феномен Бачелет, надо думать, объясняется тем, что в тяжёлые (но мирные) времена растёт спрос на Родину-мать. Разумеется, гражданам нужна не абы какая материнская фигура, а мать надёжная, сильная и спокойная. Вырастившая в одиночку трёх детей, детский врач Мишель Бачелет прекрасно вписалась в этот образ. Благодарные граждане простили ей всё: и студенческие протесты 2006 года, и скандальную реформу транспортной системы в Сантьяго, и резкий рост стоимости жизни в последний год бума.
Конечно, если бы экономика страны пошла вразнос, никакое педиатрическое обаяние президента не подействовало бы. Но Чили на мировом фоне выглядит очень прилично. Спад по итогам года составит 1,7%. Для страны, где экспорт составляет почти половину ВВП, а главным экспортным товаром (49% общего объёма) является медь, это не сказать чтобы ужасно. МВФ очень хвалит Чили за разумную фискальную политику, в частности за своевременное создание суверенных фондов, ставших «подушкой безопасности».
Текущие и прогнозируемые экономические показатели, по данным МВФ
| __2007__ | __2008__ | __2009__ | __2010__ | __2011__ | __2012__ |
Рост/падение ВВП, % | 4,7 | 3,1 | -1,7 | 4,0 | 4,5 | 5,2
|
Душевой ВВП (по паритету покупательной способности) | 9 881 | 10 116 | 8 852 | 9 333 | 9 315 | 9 610
|
Инфляция, 2000=100 | 122 | 133 | 136 | 139 | 144 | 148
|
Инфляция, % | 4,4 | 8,7 | 2,0 | 2,3 | 3,8 | 3,0
|
Сальдо платёжного баланса, % ВВП | 4,3 | -2,0 | 0,7 | -0,4 | -1,5 | -2,0 |
Все они красавцы, все они поэты
Несмотря на рост симпатий публики к Бачелет, её время почти истекло. Чилийцам, как обычно, предложен выбор из двух главных претендентов: поправее и полевее. Поскольку избирательная кампания совпала с экономической рецессией, экономическая платформа кандидатов имеет довольно важное значение для неопределившихся избирателей.
Лидер левоцентристской коалиции президент и сын президента Эдуардо Фрей обещает повысить уровень социальных гарантий, не повышая уровня государственных расходов. Он намерен сделать частные пенсионные фонды (а в Чили все пенсионные фонды частные) и медицинские страховые компании более прозрачными, особенно в части зарплат руководства. Он хочет увеличить роль профсоюзов как коллективных переговорщиков на чилийском рынке труда. Наконец, его привлекает альтернативная энергетика, под которой он понимает в первую очередь энергетику ядерную.
Лидер правоцентристов миллиардер Себастьян Пиньера обещает шестипроцентный экономический рост. Это смело: после бурного — до 12% в год — роста в 90-е чилийская экономика стабилизировалась на 3—4% в год, что для «догоняющей» экономики терпимо, но маловато. Он собирается достичь этого результата, создав стимулы для малого и среднего бизнеса и перетряхнув руководство медного гиганта Codelco и нефтяной госкомпании ENAP. Кроме того, Пиньера хочет дать налоговые льготы негосударственным горнодобывающим компаниям, от которых он ожидает технологических инноваций.
Ни один из двух основных кандидатов не ставит под сомнение священную корову чилийской модели: бюджетную дисциплину. Ни один, что любопытно, не собирается делать ничего радикального с дойной коровой государства — Codelco. Пиньера предлагает отдать 20% её акций пенсионным фондам, а Фрея всё и вовсе устраивает.
Судя по опросам, Пиньера опережает Фрея в первом туре, но в итоге его судьба в значительной степени зависит от того, как проголосуют сторонники третьего по популярности кандидата, Марко Антонио Энрикеса-Оминами. Это молодой отмороженный левак. Он хочет повысить сборы с медного сектора и обложить гидроэлектростанции. Он собирается увеличить налоги на табачные и водочные компании (но при этом снизить верхнюю планку подоходного налога до 30%). Он намерен обсудить введение специальных поборов с лесной промышленности и рыбоводов (лосось — одна из крупных статей чилийского экспорта). Он предлагает создать государственный пенсионный фонд, то есть посягает на предмет национальной гордости — частную пенсионную систему. Но даже такой радикал, как Энрикес-Оминами, не осмеливается поднять руку на бюджет: он всего лишь хочет, чтобы его можно было верстать без структурного профицита (но, разумеется, без дефицита!). Всё-таки Чили — благословенная страна, раз даже леваки в ней понимают, что для того, чтобы повысить расходы государства, надо сначала увеличить его доходы.
Темпы экономического роста в Чили, 1973—2006
1973
1974 _1975 1976 1977 1980 _1982 1983 1984 1989 1992 1995 1998 1999 2000 2006
-5,0 2,5 -11,4 3,4 8,7 8,15 -10,3 -3,8 8,0 10,6 12,3 10,6 3,2 -0,7 4,5 4,6
По данным Всемирного банка
Читать @chaskor |