Подписаться на обновления
11 декабряВторник

usd цб 66.2416

eur цб 75.7075

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
  вторник, 27 октября 2009 года, 10:21

Стефан Гжибовский: «Стать «просто университетом» может не каждый вуз»
Но число студентов в Польше увеличилось в пять раз


В библиотеке Варшавского университета // vagla.pl
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Профессор знаменитого польского Университета имени Коперника (Торунь), преподаватель русского языка и литературы Стефан Гжибовский рассказывает нашему корреспонденту о проблемах польской системы высшего образования и о ходе Болонского процесса в стране.

— У нас практически каждый вуз теперь именуется университетом, если не академией, а у вас, хотя число вузов с начала века существенно выросло, осталась их серьёзная дифференциация: кажется, стать университетом в Польше не так просто. Между тем и в США все высшие учебные заведения называются университетами, и в Европе, по-моему, то же самое. Почему вы не пошли по европейскому пути?
— Это не совсем так. Многие вузы, которые в прошлом назывались пединститутами или техническими институтами, сейчас имеют право превращаться в университеты, если это утвердит парламент (сейм), но ненадолго.

Мы пришли к неутешительному выводу: студенты не просто забыли какие-то орфограммы, а вообще практически не владеют письменной речью, не имеют никакого представления о многих прецедентных именах и явлениях. Так, например, Остап Бендер легко был превращён ими в Астапа Блендера. Я веду занятия в 101-й и 102-й группах газетного отделения, это традиционно сильные группы, туда отбирают лучших абитуриентов. Но и это не спасло меня от лицезрения следующих словесных монстров: поциэнт (пациент), рыца (рыться), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр и т.д.

Если через несколько лет не будут соответствовать требованиям закона о высшем образовании, смогут называться университетами только с дополнительным эпитетом: например, педагогический университет — у вас, по-моему, такие тоже есть. Но действительно, стать «просто университетом» может не каждый вуз. Некоторые крупные политехнические вузы с долгой традицией и солидным статусом даже не хотят называться университетами, например Варшавская политехника.

Тут дело не только и не столько в названиях: звание университета даёт право на полную автономию в решении внутренних дел, проблем, программ, выборов всей университетской иерархии и т.д., как это было в европейских университетах издревле. Остальные вузы, не обладающие университетским потенциалом и возможностями, в своей автономии могут быть ограничены. Закон 2005 года предоставил право всем вузам получить такую же, как у нас, полную автономию до 2012 года, если они за это время смогут удовлетворить все требования, предъявляемые университету: например, возможность защищать диссертацию как минимум по 12 научным дисциплинам, то есть стать действительно полидисциплинарным учебным заведением с достаточно большим научным потенциалом.

— Полную автономию университеты получили уже в постсоветское время?
— Представьте себе, по крайней мере формально — нет. Новый закон о высшем образовании был разработан университетскими деятелями «Солидарности» ещё в 1980—1981 годах и даже принят сеймом сразу после введения в Польше военного положения — чтобы хоть как-то успокоить интеллигенцию. Он предусматривал не только полную автономию, но и избираемость всех должностей иерархии, и обязательное присутствие в коллегиальных органах вузов выборных представителей профсоюза и студентов. Но, конечно, он почти тут же был отменён, так что по существу вы правы: полную независимость университеты получили только в постсоветский период.

Но память об университетской автономии, которая была у нас между двумя войнами, не удалось уничтожить. Университеты были центрами гражданского неповиновения и сопротивления режиму и потому подвергались особым репрессиям.

Руководство страны пыталось манипулировать высшим образованием, закладывая подчинённые себе новые вузы (прежде всего педагогические и технические) или сокращая сроки учёбы в университете. Против молодёжи, стремившейся получить высшее образование, был и перевод школ с 11- на 12-летнее обучение, в основном для того, чтобы молодые парни, не поступив в вуз, уже не имели возможности поступать в следующем году и сразу призывались в армию. Университетскую среду и студенчество третировали как тунеядцев, противопоставляли их рабочим и крестьянам, особенно после мартовских событий 1968 года. С 70-х годов все студенты должны были обязательно пройти трудовую практику на предприятиях, чтобы «развить в себе уважение к физическому труду и к представителям рабочего класса».

Отношение властей ПНР к студентам и университетам носило все признаки борьбы с интеллигенцией. В процедуру вступительных экзаменов после 1968 года, например, были введены специальные баллы для детей рабочих и крестьян (баллы за происхождение): это, по мнению властей, должно было препятствовать самовоспроизводству интеллигенции как элиты общества, опасной для них, ибо о другой элите, кроме них, не могло быть и речи.

Результаты такой политики были, естественно, плачевны: даже в социалистическом лагере Польша занимала одно из последних мест по уровню образования. К 1989 году лишь 9% поляков имели высшее образование. В университетах и других вузах страны устанавливались лимиты приёма студентов — до 100 тысяч, в то время как средние школы заканчивало подчас до 1 млн абитуриентов. Студентов в стране было в пределах 350—400 тыс. человек, Это имело и положительную сторону — было престижно быть студентом.

— В чём же сегодня состоит автономия польских университетов?
— Университет имеет полное право самостоятельно определять направления своих научных исследований и формировать планы обучения, определять его содержание и методы, согласуя всё это с положениями высшего коллегиального органа — Совета высшего образования, который разрабатывает стандарты обучения и определяет номенклатуру специальностей. Один из законов, принятых после 1991 года, разрешил взимать плату за образовательные услуги. Сразу же стало платным заочное обучение в государственных вузах и появилось много частных вузов, которые содержатся на деньги студентов. В государственных вузах для тех, кто прошёл по конкурсу на вступительных экзаменах, обучение на дневном отделении бесплатно, оно почти полностью финансируется из центрального бюджета государства. Хотя идут ожесточённые дискуссии о том, нужна ли хотя бы символическая плата за учёбу, этот порядок удерживается до сих пор.

— Но вы начинали менять систему высшего образования, одновременно проходя через тяжелейшие экономические реформы: безработица в начале 90-х у вас была значительно выше, чем у нас. У государства не было лишних денег…
— Средств на образование тогда не было и они не считались лишними (к сожалению, сейчас не совсем так). В самом начале экономических реформ правительство Тадеуша Мазовецкого решило, что лучше финансировать высшее образование, чем платить пособия безработным.

Россия подписала конвенцию не по наущению врагов (хотя президент Всероссийского фонда образования доктор педагогических наук Сергей Комков уже сделал открытие, что Болонский процесс в России лоббируется из США — очевидно, как всегда, из зависти), а потому, что ей это выгодно с самых разных точек зрения. С точки зрения самой непосредственной — «живых денег»: в сфере образования их много крутится, по некоторым подсчётам, до 50 млрд долларов, на нашу долю приходится всего 0,5% (на долю США — более 13%). Есть причины и более глубокие.

Вдобавок к кризису на 90-е приходится демографический пик среди молодёжи: к возрасту абитуриентов подходило многочисленное поколение, синусоидальное эхо послевоенного бума рождаемости. Оно было ещё усилено властями ПНР, решившими задобрить людей после подавления «Солидарности» всякими социальными уступками — был среди них и закон о платном трёхлетнем воспитательном отпуске для матерей. В результате после 1982 года молодые люди, сами принадлежавшие к многочисленному поколению, вызвали пик двойной силы, вершина которого прокатилась через Польшу и университеты в начале ХХI века. Так что именно с молодёжью были особые проблемы во время кризиса и массовой безработицы. Демографический подъём закончился только в 2006 году, начался спад, связанный с общественной ситуацией конца 80-х и реформами 90-х.

— Ну и как, удалось с помощью вузов уменьшить безработицу?
— Студентов стало намного больше: в 1990 году их было чуть больше 400 тысяч, а уже в 1999-м — почти полтора миллиона, в 2006-м — почти два миллиона. В начале 90-х студенты составляли 13% молодёжи студенческого возраста, в середине 90-х — 22%, а в 2006-м почти половину.

— Теперь начнёт падать?
— Не думаю, доля студенчества среди молодёжи, полагаю, будет возрастать. Выпускников школ становится всё меньше, а число мест в вузах не сокращается.

— Разве столь резкий рост специалистов на рынке труда не приводит к девальвации диплома о высшем образовании? Это должно хотя бы слегка ослабить тягу к нему…
— У нас это не очень заметно. Не так давно студентов было немного и принадлежать к этой группе избранных считалось престижным. Потом, с началом реформ и связанного с ними кризиса, выяснилось, что высшее образование даёт страховку от безработицы. У нас она действительно была велика, в начале 90-х — до 20%, каждый пятый безработный; но среди людей с высшим образованием её почти не было. Конечно, сейчас ситуация не столь оптимистична для обладателей дипломов, их стало намного больше. Тем не менее до сих пор польская семья расценивает высшее образование как неплохую инвестицию в будущее своих детей, и настроения в обществе преобладают такие же.

— Как же вы справились с таким наплывом молодёжи?
— Абитуриенты, не попав на бесплатные стационарные отделения, охотно стали записываться на платное заочное или вечернее обучение в государственных вузах, и там даже возникали довольно большие конкурсы. Это было замечено развивающимся в Польше мелким и средним капиталом, который стал закладывать частные вузы. С одной стороны, это частные вузы в существующих уже крупных университетских центрах (Варшава, Краков, Познань, Лодзь, Вроцлав и др.), а с другой — вузы в мелких городах без какой-либо традиции высшего образования вблизи центра (например, Пултуск около Варшавы) или в глубинке (например, Элк, Олецко, Сувалки на северо-восточной окраине Польши, неподалёку от границы с Калининградской областью). Аргументы в пользу таких вузов в глубинке заключались в том, что в противном случае местная молодёжь вообще не сможет получить высшее образование: затраты на учёбу в крупных центрах — место в общежитии, пропитание, поездки и т.д. — гораздо выше платы за обучение. Кроме того, молодёжь из провинции проигрывает в ментальном отношении сверстникам в крупных городах, поэтому для неё лучше учиться дома. Таким образом была отчасти решена проблема возможности самореализоваться в учёбе для молодёжи на периферии.

— Кто преподаёт в этих новых провинциальных вузах и каково качество образования, которое молодёжь там получает? Ведь не могло таким же взрывным образом вырасти число вузовских преподавателей…
— Чаще всего это небольшие институты, в которых работают на второй ставке преподаватели государственных вузов (они выигрывают в заработке). Эти институты предлагают трёхлетнее профессиональное образование, кончающееся дипломом бакалавра (по-болонски; в польской номенклатуре это лиценциат). Некоторые из них (например, Высшая гуманитарная школа в Пултуске или Высшая школа социальной психологии в Варшаве) предлагают также пятилетнее обучение (в последнее время по Болонской системе 3+2), заканчивающееся магистерским титулом, и ведут образование на уровне, иногда не уступающем крупным государственным вузам. Сначала частных вузов было немного, но со временем их количество стало расти, и сейчас в них обучается около трети всего студенчества на стационарных и разного вида нестационарных отделениях, которые в таких вузах преобладают. А сами частные вузы составляют две трети всех вузов Польши (315 на 448).

Конечно, частные вузы в небольших городах не всегда предлагают высокий уровень обучения, в них не хватает библиотек и научной среды. Но в последнее время эти проблемы начинают сглаживаться благодаря интернету и сравнительно большой подвижности польской молодёжи.

— Основу системы высшего образования у вас, как и у нас, по-прежнему составляют государственные университеты?
— Несомненно, хотя их всего лишь 130. С 1989 года открылось только 18 новых государственных вузов, но в них всех обучается две трети всего нашего двухмиллионного студенчества, причём больше половины — студенты дневных отделений. Именно им предстоит обеспечить дальнейшее цивилизационное развитие Польши.

— Судя по всему, вы достаточно легко вписались в Болонский процесс. Как это проходило и на какой стадии процесс сегодня?
— Мы включились в Болонский процесс в 2005—2006 годах, приняв систему двух ступеней основного обучения, но прибавили к ней третью ступень — аспирантуру. Лишь некоторые дисциплины (право, медицина) остались в прежней системе единого пятилетнего обучения. Для каждой ступени определены минимумы, касающиеся научного потенциала вуза (имеет ли он право готовить специалистов следующей ступени) и программ обучения (они должны как минимум соответствовать общеевропейским стандартам). За этим следит Государственная аккредитационная комиссия при министерстве высшего образования, образованная в 1997 году; она имеет право ограничить или отнять у данного вуза право обучать по определённой специальности. Аналогичные комиссии есть и для отдельных типов вузов, например университетская; её задача — определять уровень обучения отдельных специальностей. Кроме того, нас ждёт также аккредитация польских вузов в рамках Европейского союза. Но Болонский процесс для нас не кончится и на этом.

Он внушает некоторые опасения вузовской среде, особенно университетской. Одним кажется, что отказ от единого пятилетнего высшего образования может сказаться на его качестве. Другие боятся, что по экономическим причинам многие студенты закончат образование на первой ступени. Ещё есть опасение, что в стране, после того как она вошла в Европейский союз, появятся филиалы крупных европейских университетов и перехватят у нас абитуриентов, что польские студенты предпочтут учиться в Европе, поскольку Болонское соглашение предусматривает такую возможность. Все эти страхи, пока по крайней мере, не оправдались.

— А можно уже сказать, оправдывают ли себя последние реформы высшего образования в Польше?
— Об этом ещё рано говорить. Но отчасти этот процесс себя уже оправдал. Наши выпускники стали мотором происходящих в стране преобразований, и культурных, и политических. С новыми экономическими трудностями последнего кризиса они справляются неплохо. В некоторых областях польские специалисты ценятся в Европе довольно высоко — например, врачи: на них есть постоянный спрос в Европейском союзе. Вообще-то польские университеты и раньше участвовали в разных международных программах, и наше сотрудничество с европейскими университетами продолжается.

Перспективы польского высшего образования зависят от многих факторов, прежде всего от финансовых условий, которые пока не очень ясны из-за кризиса. Польша справляется с этим кризисом сравнительно неплохо, но говорить о перспективах с полной уверенностью ещё рано. Поэтому в последнее время (лето 2009 года) политики пытаются выяснить, нельзя ли ограничить возможность обучаться бесплатно только одной специальности, за вторую и тем более очередные взимать мзду. И назревает необходимость очередных перемен в области науки и высшего образования, готовится проект нового закона о науке вообще, в котором самыми трудными будут вопросы финансов.

Беседовала Ирина Прусс




ОТПРАВИТЬ:       



 






Побег на Шри-Ланку

Как я стала учительницей посреди океана

Я лежала на больничной койке и не понимала, что дальше. За несколько дней до этого, на девятнадцатом году жизни, я совершила попытку суицида. Желудок страшно болел, и так будет еще долгое время. У меня есть любящая семья, но уже нет любимого человека. Я нашла дело всей жизни, но работа с девяти до девяти превратилась в рутину. На пять неудачных проектов приходится всего один вин-вин. Отражение в зеркале поменяло свои контуры: некогда стройные ноги бегуньи стали намного ленивее. И в какой-то момент я почувствовала себя уставшей слабачкой без малейшего желания и смысла продолжать. Но даже в таком деле, как самоубийство, ничего не получилось.

30.10.2018 09:00, Катя Малашок, thedevochki.com


«Он все время тыкал в меня стволом»

Захват заложников в ростовской школе, произошедший за 11 лет до Беслана

В 1993 году в ростовской школе №25 раздались автоматные очереди. 30 учеников и учительница оказались в заложниках, 15 из них погрузили в автобус, а потом в вертолет, который хотели сбить в воздухе, но этого не произошло, и все дети остались живы. Это был первый террористический акт против школьников, уроки которого никак не повлияли на обеспечение безопасности учебных заведений. Потом был Беслан, страшное 3 сентября 2004, когда погибли сотни детей.

29.10.2018 13:00, Полина Ефимова, codaru.com


Случайность или…?

Кто такие «школьные стрелки» и почему благополучные внешне дети устраивают «акты возмездия»

Школьные акты насилия становятся пугающей российской повседневностью. Почти в каждом случае «школьного террора» выясняется, что убийцы были поклонниками «Колумбайна» и играли дома в компьютерные игры. На этом всё обсуждение обычно и заканчивается — будто это главные причины того, что дети слетают с катушек.

20.10.2018 13:00, Алексей Гершман, knife.media


«Меня отпускали на учебу, а я работал ночью»

Как совмещать магистратуру и работу

Пойти в магистратуру все чаще решают те, кто даже не задумывался о втором высшем из-за работы. Пары по вечерам и субботам, прикладные знания и возможность поступить на бюджет привлекают многих, но с легкостью совмещать карьеру и учебу выходит не у каждого. Как отпроситься из офиса в пять вечера, договориться с преподавателем об отработках и прогуливать грамотно — T&P посоветовались с экспертами и работающими магистрами и составили инструкцию для тех, кто вернулся в университет, но не готов увольняться.

08.10.2018 13:00, Соня Емельянова, theoryandpractice.ru


Оксфорд для всех желающих

Как устроен первый блокчейн-университет

Криптовалюты перестали бить рекорды, блокчейн больше не сенсация — теперь это просто технический инструмент. Например, для образования. Джошуа Брогги, в прошлом преподаватель философии из Оксфорда, запускает первый блокчейн-университет. Его проект Woolf обещает сократить бюрократическую волокиту, организовать учащимся личные занятия с лучшими профессорами мира и выдавать степени европейских университетов студентам, проживающим далеко за пределами ЕС. В начале октября Брогги выступит в Москве на конференции EdCrunch. T&P поговорили с ним и узнали, как Woolf решает проблему государственной аккредитации, где провести лабораторную, обучаясь онлайн, и почему проект — помощник, а не конкурент традиционных вузов.

25.09.2018 13:00, Maria Mikhantieva, theoryandpractice.ru


Письма из России

Cтудент из Франции о том, зачем приезжать учиться в МГИМО, чтобы понять русский народ

«Теории и практики» продолжают разговаривать с иностранцами, которые приехали учиться в Россию, и узнавать, зачем они это сделали и какие чувства у них оставил полученный опыт. В материале — студент из Франции, который благодаря своему происхождению увлекся концепцией национальности, мечтал понять русского человека и освоить русский язык.

02.07.2018 13:00, Эльмира Какабаева, theoryandpractice.ru


За стенами Кембриджа

Как учатся и учат в одном из лучших университетов Великобритании

Кембридж и Оксфорд — старейшие учебные заведения в Великобритании. При этом даже не все англичане знают, как организовано это «оксбриджское» образование. Докторант факультета социологии в Кембридже Ольга Зевелёва устроила mel.fm небольшую «экскурсию» по вузу и рассказала, как там учат социологов.

27.06.2018 13:00, Ольга Зевелёва, mel.fm


Пушкина в школе превращают в набор неживых штампов

Как вернуть к нему интерес?

Произведения Александра Сергеевича Пушкина мы изучаем чуть ли не все 11 лет школы. Потом, спустя годы, так и не понимаем, почему Пушкин — «наше всё». О том, как школа не объясняет, а только убивает интерес детей к главному русскому поэту, — учитель литературы Александр Закуренко.

12.06.2018 19:00, Александр Закуренко, mel.fm


Богатые и бедные за одной партой

О социальном неравенстве

Мы и сами не заметили, как оказались в мире, где есть богатые и бедные. Это случилось на памяти буквально одного поколения. Только что наши родители перезанимали друг у друга до получки, а мы перешивали мамины юбки на модные майки – и вот уже один имеет недвижимость на Гавайях, а другой живет все в той же хрущевке и старые модные майки на всякий случай не выбрасывает. У всех сложилось по-своему: разные профессии, разные семьи супруга/супруги, разные устремления – всё это после 40 лет принесло разные финансовые плоды.

11.06.2018 13:00, Инна Карпова, matrony.ru


Свобода дилетанта

Напутственные речи выпускникам от Барака Обамы, Джоан Роулинг и Джеффа Безоса

В начале лета у выпускников школ и вузов начинается новая жизнь. Как найти дело, которым хотелось бы заниматься всю жизнь, не теряя мотивацию и вдохновение, — T&P собрали напутственные речи выпускникам от тех, кто смог ответить для себя на эти вопросы и достиг своих целей.

26.05.2018 16:00, theoryandpractice.ru






 

Новости

В Москве прошел суд по делу «Нового величия»
4-м фигурантам дела «Нового величия» продлили арест на 3 месяца — до 13 марта 2019 года.
Синоптики рассказали, какая погода будет на Новый год
Заведующая лабораторией Гидрометцентра России Людмила Паршина рассказала, к какой погоде россиянам готовиться в новогоднюю ночь.
В Санкт-Петербурге прошел мастер-класс «Анализ и визуализация данных для НКО»
17-18 ноября 2018 года в Санкт-Петербурге для представителей НКО и активистов прошел мастер-класс о том, как собирать, анализировать и визуализировать данные для некоммерческих проектов. Мероприятие организовано АНО «Информационная культура» и Центром развития некоммерческих организаций Санкт-Петербурга.
Умер бывший глава Библиотеки Конгресса США Джеймс Биллингтон
Бывший глава Библиотеки Конгресса США, иностранный член Российской академии наук (РАН) Джеймс Биллингтон умер в возрасте 89 лет. Об этом сообщила в среду газета The Washington Post со ссылкой на семью ученого.
Награждение лауреатов конкурса «Полярная инициатива»
16 ноября 2018 в Москве прошло награждение лауреатов и победителей конкурса научных и дипломных работ, посвящённых Арктике и Антарктике. В 2017-2018 гг. в конкурсе приняли участие 75 молодых ученых, аспирантов и студентов.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.