Подписаться на обновления
16 августаСреда

usd цб 59.9266

eur цб 70.3718

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Востребованное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
  четверг, 10 августа 2017 года, 13:00

Старые девы и бобыли
Как в России меняются представления о семье


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Принято считать, что в России очень традиционный подход к семейным ценностям, но исследования показывают, что в вопросе модернизации семьи мы иногда даже опережали западные общества. Например, в 1926 году советская власть приняла самый либеральный на тот момент закон о браке.

Социолог Елена Здравомыслова в рамках проекта «Открытый университет» рассказала, зачем нужны «пробные отношения», из-за чего в России каждый второй брак заканчивается разводом и почему женщины стали жить дольше мужчин. T&P опубликовали основные тезисы ее лекции.

Елена Здравомыслова

профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, сокоординатор программы «Гендерные исследования»

Мы живем в период радикальных изменений семейных отношений и структуры семьи. Модернизация — это такое философское понятие, которое описывает макроизменения, переход от традиционного общества к современному. Такой социальный институт, как семья, то есть устойчивые отношения между людьми, в контексте модернизации, конечно, изменяется. Это факт.

В целом трансформация семьи происходит так: традиционная семья, затем модернизированная, или современная, семья и нетрадиционная семья. Вплоть до начала XX века речь шла о традиционно-патриархальном многопоколенном семейном укладе: он считался нормативным, а все остальное — отклонениями от нормы. Люди, которые не вступали в брак, считались неудачниками, для них имелось даже специальное обозначение: старые девы (для женщин) и бобыли (для мужчин). Бездетные — это вообще сказочная неудача: жили-были, детей не было, все заплакали и стали делать Снегурочку. Это все характерно для традиционного общества. В течение всего XX века, особенно во второй его половине, традиционные структуры меняются и, что самое главное, формы семьи становятся разнообразными. Сейчас речь идет уже не только о модернизированной, современной семье, но и о возникновении нетрадиционных семей — по способам проживания, по устройству сексуальных отношений, по выбору репродуктивной политики. Мы можем себе представить семью, которая принимает сознательное решение никогда не иметь детей, или нетрадиционный (так его иногда описывают) брак — сожительство людей гомосексуальной ориентации, которые, наоборот, хотят завести ребенка. Или, допустим, люди живут в разных городах и считаются семьей, потому что у них есть общие интересы, ответственность друг перед другом, а то и экономические дела, и они встречаются по субботам и воскресеньям. Это называется «шпагатный брак», или «брак выходного дня». Такие изменения происходят во всем мире, и наше общество совершенно в этом смысле не исключение.

Раньше семья мыслилась как пожизненный союз, разводы были затруднены. Сейчас в России появляются люди, которые никогда не состояли в браке, — по собственному выбору, а не потому, что у них какой-то дефицит партнеров и сожителей. Люди откладывают вступление в брак, рождение детей, они больше не считают это универсальным правилом жизни. Было исследование, которое показало, что этому способствует поведение родителей. Родители тех, кто родился в конце 1980-х и в 90-е, лояльно относятся к добрачному сожительству детей, к тому, что называется «пробными отношениями», предпочитая их последующим разводам. Люди, родившиеся в 1950–60-е годы, были вынуждены заключать браки — чаще всего потому, что общество и их родители считали невозможным совместное проживание без регистрации. Тут мы ясно видим сдвиг в поведении и в семейных моделях. Мы видим, что число совместно проживающих пар увеличивается постоянно и достигает 13,2 % от общего числа семей. И это поколенческий сдвиг.

В России очень высокий показатель разводимости. Подсчитывать степень разводимости, этот коэффициент, можно по-разному, демографы тут поднаторели. Но надо сказать, что, как ни подсчитывай, мы оказываемся в первой пятерке, а по каким-то специальным показателям даже вообще первыми в Европе по разводимости. Фактически каждый второй брак заканчивается разводом. Моралисты будут грустить по этому поводу, но дело в том, что это связано с историей семейного вопроса и семейных отношений в России, с брачным законодательством, которое у нас существует до сих пор (этому можно посвятить большую историческую лекцию). В 1926 году был принят самый либеральный закон о браке и семье, который позволял людям заключать и расторгать браки по почтовому уведомлению в одностороннем порядке. В этот счастливый золотой век советского брака и развода отношения стали очень хрупкими. Брак легко заключать, легко расторгать, ответственность сторон, в том числе финансовая, минимизирована, государство берет на себя часть обязательств, связанных с воспитанием ребенка, а алименты не являются настоящей угрозой для благополучия — конечно, это приводит к росту разводимости.

Демографы-исследователи отметили такую закономерность: чем позже в стране вступают в брак, тем меньше разводов. Потому что решение принимается не легкомысленно, когда еще идет период освоения семейных стратегий, а уже после каких-то «пробников», после длительных размышлений. Смотрите, что происходит в российском обществе: у нас огромное число повторных браков — практически 35% заключаемых браков и у мужчин, и у женщин. Так что высокая разводимость немного компенсируется тем, что люди готовы снова и снова испытывать это счастье супружеской жизни — разочарование их не бывает фатальным. Обратная сторона хрупких брачных отношений в том, что люди думают: «Ну, попробуем еще».

Современная российская семья повторяет глобальные тренды. Критики, консерваторы начинают бить тревогу и говорить о кризисе отношений, семьи, морали, личности. Они говорят, что глобальные процессы захватили нашу православную Россию и Запад разрушительно влияет на моральные устои общества. Но на самом деле, как показывают исследования, это не заимствование. По многим показателям модернизации семьи мы вообще опережали западные общества, где семейная политика была гораздо более жесткой и правила разводимости и брачности тоже регулировались довольно жестко как церковью, так и государством.

Особенности советского наследия — в противоречивом вмешательстве государства на разных этапах. В 20-е годы государство говорит, что семья — это отживший социальный институт и «рассемеивание» — это и есть социалистический, коммунистический проект, а на смену семьи придет трудовой коллектив, который станет квазисемьей и создаст условия для отношений, воспитания детей и даже ухода за стариками. Потом власть все-таки говорит, что семья — это ячейка общества, но она должна жестко контролироваться государством, которое знает, что такое хорошо и что такое плохо. Есть прекрасное определение социолога Виталия Куренного: формула советской семьи — это семья для государства, а не для людей. Для этой семьи характерны определенные ролевые модели. Появляется так называемый гендерный контракт работающей матери. Что это значит? В советской семье двое человек отвечают за семейный бюджет. Женщины в Советской России массово вышли в сферу оплачиваемого труда примерно на 50 лет, то есть на два поколения, раньше, чем в Западной Европе. На женщин легла двойная нагрузка: в семье они сохраняют традиционные позиции, полностью отвечают за заботу, уход, домашние работы и одновременно в свою гендерную роль включают заработки. Это наш контракт, он остается до сих пор устойчивым, но размывается в разных социальных слоях. У мужчины гендерная роль в семье тоже устойчиво сохраняется как роль добытчика, который все-таки рассчитывает, что львиную долю семейных забот, особенно прикладной домашней работы, будет брать на себя его супруга. Мужчина — добытчик семьи, женщины — работницы второстепенной значимости, для которых характерно двойное бремя обязанностей. В постсоветское время, особенно в периоды экономических кризисов, семья превращается в главную гарантию выживания, в убежище и резерв неоплаченного и неучтенного труда. Мы видим, что консервативный дискурс о семье («возвращайтесь к традиционным ценностям семейных отношений») сталкивается с современными трендами (многообразие форм семейной жизни и возможность выбирать тип, время и модель семейных отношений).

Как мы все эти явления будем объяснять? Есть объяснения алармистские, морализаторские, идеологические, которые обсуждают кризис семьи и демографический кризис, а есть исследователи, которые рассматривают все происходящее в контексте модернизации на современном ее этапе. Я бы отметила несколько структурных процессов, которые влияют на все, что происходит с семьей.

Один из них — демографическая революция, или демографический переход (терминология может быть разной). Он происходит в разных странах в разное время. Если в традиционном обществе никто не контролирует репродуктивное поведение (сколько детей получится, столько и получится), то в современном обществе люди начинают контролировать и его, и свое здоровье. Я тут ссылаюсь на отечественного демографа Анатолия Вишневского. В традиционном обществе: высокая рождаемость, высокая смертность, особенно детская, еще есть инфекционные заболевания, здравоохранение не развито. Конечно, в аграрном традиционном обществе детей в семье больше, чем сейчас, в среднем пять-шесть, но каждая семья и, главное, каждая женщина (статистически не каждая, конечно, но очень многие) сталкивались со смертью маленьких детей. И в каждой семье возникает проблема: как прокормить детей и как их воспитать? А поскольку семья традиционная, то, в общем, эта проблема никак не решается. Как только общество рационализируется, развивается здравоохранение и появляются возможности, люди начинают рассуждать так: пусть у нас будет меньше детей, но зато у них будет образование, высокий уровень жизни, здоровье и так далее. И женщины не будут рожать каждый год по ребенку и умирать раньше. Между прочим, в традиционном обществе продолжительность жизни женщин всегда была гораздо ниже мужской, потому что репродуктивное здоровье не обслуживалось. Они там рожали и умирали: кто родами, кто от чего. Отработал репродуктивный механизм — и все. А когда произошла репродуктивная демографическая эволюция, оказалось, что в современных обществах уже мужчины отстают от женщин по продолжительности жизни.

Второй современный тренд — это тренд урбанизации. Люди переезжают в города, формируется городская семья. Это уже не расширенная семья, когда под одной крышей живут три или четыре поколения, да еще и братья и сестры входят в одно хозяйство, в один экономический союз. Урбанизация закрепляет не только новое отношение к деторождению, но и тренд нуклеарной семьи — это семья, состоящая всего из двух поколений: родители и дети.

Иногда семья расширяется «по требованию». Что это значит? Это особенность, которую отмечают многие исследователи. У нас в основном семья современная, мы живем по принципу «супружеская пара и дети», а старшие родственники живут отдельно. Но российский контекст показывает, что есть две фазы жизненного цикла семьи, когда связь молодой семьи со старшими родственниками становится очень похожа на патриархальную модель многопоколенной семьи. Когда рождаются дети, нужны бабушки и дедушки. А второй момент — когда старшее поколение подходит к порогу своей немощи, начинает болеть. В традиционном обществе (а в России в этом отношении все очень традиционно) на семью падает основная нагрузка по уходу за стариками. И это гендерно специфическая деятельность. Если есть женщина — невестка, дочь, — она будет ухаживать за пожилыми родителями, и это будет происходить в срединной фазе ее личной жизни, в среднем возрасте. В современных обществах режим заботы о пожилых людях модернизируется: появляются институты, рыночные условия, специальные профессии, общественные организации, которые помогают семье решить этот вопрос.

Основной функцией семьи становится функция психологического комфорта (ее еще называют в социологии функцией интимизации). Люди стремятся вступить в брак, чтобы иметь близкого человека, который их понимает, которому можно доверять. И это является самой главной ценностью — не финансовая зависимость от супруга, даже не репродуктивные функции, не функция социализации, потому что в этом помогают другие учреждения. Современные молодые люди с потребительскими ориентациями, нацеленные на самореализацию, хотят создать семью, потому что ищут интимности и понимания, а не из корыстных соображений. Энтони Гидденс назвал это «чистыми отношениями», pure relationship. В обществе индивидуализации и выбора одинокому человеку нужен кто-то близкий.

Источник: theoryandpractice.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Одеяло колючее, подушка — вонючая

«Я не Пушкин. Приезджай!»

Когда мы начали собирать истории из нашего общего, хоть и крайне обширного географически, пионерско-лагерного прошлого, то хотели делать забавный материал. Казалось, что большинство историй на самом деле очень смешные. Даже если некоторые — из разряда «каждый день с двух до трех стоял (-а) у забора и ждал (-а) родителей» — мы сами и относим к категории «детская травма», рассказываем их все-таки со смехом. В крайнем случае с иронией.

16.08.2017 16:00


«Наши женщины потеряли сок: стали, как польские яблоки — привлекательные и искусственные»

В сублимированной современной жизни очень не хватает огонька

Женщины потеряли сок. Стали, как польские яблоки — привлекательные и совсем искусственные. Смотрю фото в инстаграме, везде одно и то же — брови, ресницы, скулы… Мужчины, понимая, что их дурят и что там внутри одна химия, насторожились и скукожились. Больше так широко и с душой «Здравствуй!» не говорят, из них выпадает что-то наподобие «Зьсьте».

16.08.2017 03:43, Татьяна Сулимова


8 видов самообмана

Пора быть честным с самим собой

Часто в наших неудачах мы виним кого-то другого: членов семьи, друзей, наконец, начальника или работу. Мы или мнемся с окончательными решениями, или примиряемся с тем, что есть, не желая идти дальше и совершенствоваться. Если вы чувствуете, что в вашей жизни что-то пошло не так, то нужно ее менять. А для этого нужно признаться в собственных ошибках.

15.08.2017 16:00


Сборы в школу

Хит-парад бессмысленных покупок

Когда моя старшая дочь собиралась идти в первый класс, я ждала этого момента активнее, чем ребенок. Больший ажиотаж возможен лишь перед рождением первенца, когда будущая мама шатается в «ванильном» настроении по детским супермаркетам, планируя в ближайшее время скупить в нем хотя бы четверть.

15.08.2017 13:00, Елена Фетисова


Уходя, забери все свои лайки

Блокируй так, чтобы потом не было мучительно стыдно

У вас было 764 фото на Facebook, вы сделали 290 совместных чекинов, треть ваших друзей в соцсетях – общие, а подписка на Netflix – одна на двоих. Но наступил день, когда вы сменили семейное положение, послушали положенное количество грустных песен. Все напоминания об ушедших отношениях стерты, подарки убраны в дальний ящик шкафа, и уже нечего делить. Тогда наступает период «А че там у бывшего?».

15.08.2017 03:23, Ксения Резниченко, thedevochki.com


«Не сфотографировал — значит, не было»

Как фотографии влияют на наши воспоминания

Ежегодно люди делают более триллиона фотографий. Для многих «не сфотографировал — значит, не было» — это не шутка, а жизненный принцип. Действительно ли снимки делают наши воспоминания о моменте ярче, или, наоборот, так мы быстрее забываем обо всем? Портал Science Of Us собрал несколько исследований на тему того, как фотографии влияют на нашу память. «Теории и практики» пересказали главное.

14.08.2017 16:00, Ksenia Donskaya


Советы путешественникам

Как правильно давать чаевые за рубежом

В мире 195 государств и практически столько же различных культур чаевых. Сколько оставлять на чай? Дают ли вообще в этой стране чаевые? Нужно ли платить и этому неуклюжему официанту, который пролил на Вас пиво? Узнайте, как лучше всего поблагодарить официанта в самых популярных среди туристов странах.

14.08.2017 13:00, Яни Парккари (Jani Parkkari)


Радость страдания

Не перевелись еще женщины-жертвы, женщины страдалицы, которым чем хуже, тем лучше

«Если он ударит — я поцелую его руку!» — восклицает героиня Агаты Кристи. Тогда модно было, чтобы женщина влюблялась в байронического персонажа, который «разрушает все, что любит». А она, конечно, способна понять его души прекрасные мучения и быть с ним доброй, и все терпеть, ведь «любовь не делает счастливым». Модно было увлечься мужчиной-мучителем, и чтобы он сломал тебе жизнь, и чтобы вытирал об тебя ноги, а ты будешь радоваться тем редким мгновениям, когда он кормит тебя сахаром с руки и называет «милой Анечкой», даже если это и не твое имя.

14.08.2017 03:00, Арина Холина для журнала «Сноб»


Хедда Болгар: «Очень многие вещи я открыла для себя после 65!»

Вечная молодость живет внутри

Хедда Болгар — настоящая умница. Эта жизнерадостная дама — известный психотерапевт.Она дожила до 103 лет и до последнего дня принимала пациентов, которые ее обожали. И не зря.

13.08.2017 03:00


Маменькин сынок

Инструкция к применению

Маменькин сынок? Сразу воображение рисует 30-с-гаком-летнего мужчину, в брюках, натянутых чуть ли не до подмышек, и под ручку со старушкой мамой. Мама дает без умолку ему ценные указания, типа «смотри не наступи в лужу», а он послушно кивает и тщательно мелкими шажками обходит водное препятствие.

12.08.2017 16:20, gutta-honey.livejournal.com






 

Новости

"Яндекс": по утрам москвичи в метро чаще всего ищут в интернете молитвы
Москвичи, путешествующие на метро, в утренний час пик запрашивают в поисковике тексты молитв и сонники, сообщает "Яндекс".
Жителя Сочи оштрафовали за репост карикатур на Иисуса Христа во "ВКонтакте"
Мировой суд в Сочи оштрафовал на 50 тысяч рублей местного жителя Виктора Ночевнова за публикацию карикатур с изображением Иисуса Христа в соцсети "ВКонтакте", сообщил РИА Новости адвокат обвиняемого Александр Попков.
Социальные сети получают информацию даже о тех, кто ими не пользуется
Конфиденциальность нельзя обеспечить только собственными усилиями, поскольку социальные сети позволяют получить много информации о человеке, анализируя сообщения его окружения, выяснили швейцарские ученые.
Москвичей ожидает неделя идеального лета
Небольшие дожди пройдут в столице только в пятницу.
Названы самые благополучные для пенсионеров страны
Специалисты Колумбийского университета (США) составили глобальный индекс старения — своего рода барометр, по которому можно оценить, как страны адаптируются к резкому увеличению продолжительности жизни и доли пожилых людей в структуре населения. Индекс учитывает пять социально-экономических показателей, отражающих статус и благосостояние пожилых людей в той или иной стране.

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.