22 сентябряПятница

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПраво автора
ЗОЖ  Диета  Медицина  Народная медицина  Психология  Духовность  Практики  Экология  Хобби  Проблемы
старения

Аптекарский огород
Ольга Глазунова, кандидат биологических наук   четверг, 23 июня 2011 года, 09:00

Старость можно победить!
«Эликсир молодости» будут делать из перепрограммированных клеток

Стволовые клетки, полученные из клеток кожи // Nissim Benvenisty, Hebrew University, Jerusalem, Israel, stemcellresources.org

Клетки, полученные в результате перепрограммирования, неотличимы от человеческих эмбриональных клеток, даже если они получены из человеческих волос. Главное — они способны дифференцироваться, превращаясь в клетки со специальными функциями. Развитие этой технологии позволит реально избавиться от старения.

Возможность перепрограммирования дифференцированных клеток, формирующих тело взрослого организма, в клетки, обладающие свойствами эмбриональных, то есть способных к преобразованию в большинство других типов клеток, была впервые продемонстрирована командой японских ученых под руководством Синьи Яманаки в 2006 году. Эта способность эмбриональных клеток называется плюрипотентностью (от английского слова pluripotency), а клетки, ею обладающие, соответственно, плюрипотентными. Это открытие явилось настоящим научным прорывом, поскольку позволяет получать эти особые клетки без использования эмбрионов.

Технология получения плюрипотентных клеток из взрослых и уже дифференцированных клеток человеческого тела как бы возвращает эти клетки в «детское», эмбриональное состояние, но при этом сохраняет характерный для каждого организма набор генов, то есть их индивидуальную принадлежность. Такой скачок в исходное состояние дает возможность использовать собственные ткани пациента, например, при пересадке органов. За счет сохранения генетической информации, присущей конкретному организму, решается проблема отторжения пересаженных тканей и отпадает необходимость принимать иммунодепрессанты. Это значит, что в будущем можно будет заменить поврежденную или пораженную ткань человека на точно такую же ткань этого пациента, только здоровую. Это решит проблему терапии множества неизлечимых на сегодняшний момент болезней.

Иммунодепрессанты — лекарственные средства, искусственно угнетающие иммунологические реакции организма. Они применяются для лечения аутоиммунных заболеваний, опухолей и для предупреждения отторжения трансплантатов. Однако их применение часто сопровождается побочными явлениями — так, они угнетают кроветворение, могут активировать вторичную инфекцию (например, грибковые заболевания полости рта и кожи), а при длительном применении способствовать развитию злокачественных новообразований

Впервые индуцированные, то есть образованные под действием каких-либо специальных факторов, плюрипотентные клетки, называемые сокращенно ИПСК (iPS-cells), были получены для мышей. Годом позже ученые добились успеха в получении человеческих плюрипотентных клеток, взяв за исходный материал клетки соединительных тканей организма (называемые фибробластами). До настоящего времени этот процесс не является высокоэффективным и зависит от многих факторов, включая возраст, тип и происхождение клеток. Под занавес уходящего 2008 года объединенная группа ученых из Испании, Италии и США опубликовала в Nature статью «Эффективная и быстрая генерация индуцированных плюропотентных клеток из человеческих кератиноцитов», признанную в декабрьском (2008) номере журнала Science «одним из главных достижений года». В ней исследователи доказали возможность генерирования ИПСК из особого типа человеческих клеток, образующих внешний защитный барьер на поверхности кожи или ее производных, например волос и ногтей. Новый метод перепрограммирования клеток, взятых из человеческой кожи, является в 100 раз более эффективным и вдвое более быстрым по сравнению с уже существующим.

Барак Обама в течение долгого времени последовательно поддерживает исследования по использованию стволовых клеток. Законодательный акт, легализующий государственные исследования в данном направлении, выносился на рассмотрение конгресса уже 7 раз. В последний раз он был отклонен Бушем в прошлом году. Ожидается, что вскоре этот запрет будет снят.

Суть метода состоит в том, что сначала клетки, полученные от человеческой крайней плоти, выращивались в бессывороточной среде с низким содержанием кальция, которая поддерживает клетки в делящемся и недифференцированном состоянии.

Следующий этап — «вынужденное» внедрение определенных генов. Этот процесс происходит при помощи вирусных переносчиков, называемых на научном жаргоне векторами. Именно векторы доставляют необходимый генетический материал до «места назначения». Эти вирусные векторы, относящиеся к классу РНК-содержащих вирусов, содержали четыре ключевых гена плюрипотентности, известных ранее из работ японских ученых: OСT4, SOX2, c-MYC и KLF4 (каждый ген обычно называется сокращенно тремя первыми буквами от его полного названия).

Дарвиновская теория эволюции дала цивилизации нечто большее, чем еще одну научную истину. Благодаря современному варианту дарвиновской теории, синтетической теории эволюции, включившей в себя и достижения генетики, были созданы многие жизненно важные технологии, которые постоянно используются в современном мире, причем в сферах, которые от биологии уже далеки.

Попадая в клетку, чужеродная ДНК вируса включается в генетический аппарат клетки и с помощью ее обменных механизмов начинает синтезировать «свой» белок. 50 тыс. клеток были заражены таким образом, а затем обработаны разрушающим клетки ферментом и посеяны на специальную питательную среду, обычно используемую для выращивания эмбриональных клеток. На 10-й день после заражения вирусными векторами исследователи смогли отчетливо различить скопления клеток, по своей морфологии неразличимые от эмбриональных стволовых клеток. Клетки из этих колоний давали положительную реакцию в тесте с щелочной фосфатазой, что является одним из самых надежных указателей на плюрипотентность клетки. Вместе с этим клетки также демонстрировали работу специфичных генов и наличие на поверхности мембраны факторов (маркеров), присутствующих у обычных человеческих эмбриональных стволовых клеток. Более того, эти новые клетки потеряли маркеры, типичные для клеток человеческой кожи.

Стволовые клетки — особые клетки живых организмов, которые способны впоследствии изменяться (дифференцироваться) особым образом (то есть получать специализацию) и превращаться в клетки со специальными функциями, такие как клетки сердечной мышцы или инсулин-синтезирующие клетки поджелудочной железы

Стремясь использовать в своих интересах высокую производительность перепрограммирования, ученые также проверили, могут ли плюрипотентные клетки быть образованы из небольшого количества биологического материала. Одиночные волосы были выщипнуты у шести взрослых людей в возрасте от 28 до 35 лет (пятерых женщин и одного мужчины). Каждый волос был помещен в среду, используемую для выращивания эмбриональных клеток, на диск, покрытый специальным гелем, облегчающим прилипание клеток и образование клеточного монослоя. Изолированные таким образом клетки были заражены всё теми же вирусными векторами. В четырех случаях процесс образования ИПСК был успешно индуцирован. Для одной из этих клеточных линий была продемонстрирована возможность спонтанно дифференцироваться, образуя, например, клетки, выстилающие внутреннюю поверхность кровеносных сосудов, или клетки сердечных мышц, способные к сокращениям. Такая возможность служит лучшим доказательством того, что перепрограммирование клеток действительно «возвращает» их в «эмбриональное» состояние.

Продолжение возможностей этой методики, или следующий шаг, напоминающий страницы из фантастического романа, — появление у человечества реального шанса избавиться от старения. Высокий уровень развития диагностики поможет выявить на самом раннем этапе связанные с возрастом нарушения работы органов или тканей, а применение технологии плюрипотентных клеток — исправлять эти нарушения с помощью клеточной терапии. Таким образом можно поддерживать организм в «рабочем» состоянии на протяжении длительного времени, что фактически равнозначно действию так давно и безуспешно разыскиваемого «эликсира молодости».

Cтарение неизбежно. Взросление выборочно.

Старые люди обычно не сожалеют о сделанном, они скорбят о том, чего они не успели сделать

Чтобы жить по-настоящему, надо мечтать, надо знать свои цели и каждый день находить что-то новое и смешное в жизни. Предлагаем вашему вниманию интересную историю о старушке, которая шла за своей мечтой до конца.

15.06.2015 09:30, Gautam Gupta

Пролетая над гнездом Альцгеймера

В Москве показали испанский социальный мультфильм «Морщинки»

О том, как люди «доживают» и о старческих недугах не принято говорить. А, вместе с тем, эта проблема касается каждой семьи. Поднять сложную тему и поговорить о ней легко и понятно взялись испанские аниматоры. Режиссёр Игнасио Феррас и сценарист Анхель де ла Крус сняли трогательную историю про жизнь в доме престарелых и болезнь Альцгеймера.

15.05.2015 14:00, Алена Городецкая

Почётом сыт не будешь

Изменить отношение к старости: забот хватит всем

II Национальная конференция «От стареющего общества к обществу всех возрастов» стартовала 9 октября. Пришло время понять и трезво принять тот факт, что с пенсией жизнь действительно не заканчивается, а начинается, и решить, как обустроить быт и соцобеспечение пенсионеров любых возрастов, в любом состоянии здоровья и по всей России. Пленарное заседание первого дня работы конференции было посвящено экономике заботы: что это, как это происходит в России и сколько может стоить.

05.05.2015 14:30, Алёна Городецкая

Старый миф о 10% мозга

Или правда о содержимом черепной коробки и простые способы ее апгрейда

Люди привыкли верить, что где-то в непознанных глубинах человеческого организма скрываются сверхвозможности, которые природа открывает лишь избранным. На деле все гораздо прозаичнее: целенаправленные усилия и победа над ленью открывают безграничный путь самосовершенствования. Да, все еще не поздно реализовать потенциал не только своего ребенка, но и собственных мозговых ресурсов.

03.03.2015 17:45, Надежда Ткачук

Жить дольше

Ещё раз о теориях старения и старом рецепте молодости

В поисках способа оставаться здоровым и красивым человек прошел огромный путь от надежды на мифические чудеса до исследований цепочки ДНК. Однако ответ на вопрос о том, как сохранить свое тело на максимально длительный срок, остается все тем же, что и много веков назад, и лишь получает разносторонние научные обоснования.

22.02.2015 09:30, Надежда Ткачук

Ритмы обновления человеческого организма

Известно, что клетки в нашем организме обновляются. Но как это происходит? И если клетки постоянно обновляются, то почему тогда наступает старость, а не длится вечная молодость?

Шведский невролог Йонас Фрисен установил: каждому взрослому человеку в среднем пятнадцать с половиной лет! Но если многие «детали» нашего организма постоянно обновляются и в результате оказываются значительно моложе самого их обладателя, то возникают некоторые вопросы. Например, почему кожа не остается всю жизнь гладкой и розовой, как у младенца, если верхнему слою кожи всегда две недели? Если мышцам примерно 15 лет, то почему женщина в 60 лет не такая гибкая и подвижная, как девочка 15 лет?

17.02.2015 18:45, admin/all-yoga.ru

О теориях старения и поисках вечной жизни

С древних времен люди хотят жить не только хорошо, но и долго. За века человечество перешло от сказок и мифов к целому букету научных теорий, которые если и не обещают вечную жизнь, то, по крайней мере, предлагают замедлить умирание. Итак, чего нам стоит обогрев Вселенной, что такое витаукт и при чем здесь кислое молоко?

15.02.2015 09:30, Надежда Ткачук

Город без ограничений

Что делает городскую среду удобной для всех возрастов?

Идеальный город, как и идеальное общество, определяется прилагательными «равный», «доступный» и «открытый». Это пространство, где и человек в коляске, и бабушка с палочкой могут быть активными гражданами, не ограниченными четырьмя стенами своей квартиры. Но что понятно и просто в теории, очень редко легко воплощается в жизнь. «ЧасКор» собрал семь элементов по-настоящему безбарьерной среды, в которой люди с ограниченными физическими возможностями чувствуют себя свободными.

20.10.2014 17:15, Наталия Трищенко

Кризис роли бабушки

Выдержки из заметок «о новом быте»

Сегодня описывая свою семейную жизнь, молодые женщины постоянно противопоставляют свой собственный детский опыт и контекст воспитания своих детей. В их воспоминаниях сочетаются ностальгические ноты - в основном, при обращении к памяти о безоблачных отношениях с бабушками и дедушками - и реалистическая оценка новых перспектив в уходе за детьми.

17.10.2014 16:00, Елена Здравомыслова, кандидат социологических наук, профессор ЕУСПб

5 книг о либерализации старения

Что читать об изучении пожилого возраста, рассказывает директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин

Несмотря на значительный вклад российских исследователей в изучение пожилого возраста, нельзя сказать, что Россия задает тон в теоретических и эмпирических подходах к осмыслению старения. Немногочисленные монографии о природе старшего возраста, написанные отечественными авторами, скорее, отражают перспективу полувековой давности, в которой пожилому человеку отводилась лишь роль объекта социальных манипуляций. Его надо защищать, оберегать, опекать. Помощь, поддержка и защита – вот триада благих деяний, конструирующих беспомощного, недееспособного недогражданина. Вместе с тем либеральный поворот в социальной политике ведущих мировых держав вывел на повестку дня новые (для модернизированного западного общества) мировоззренческие конструкты.

16.10.2014 16:00, Дмитрий Рогозин