Подписаться на обновления
17 декабряВоскресенье

usd цб 58.8987

eur цб 69.4298

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияiPChain
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вячеслав Шадронов   вторник, 24 ноября 2009 года, 09:15

Станиславский = Станиславский
Как показала программа «Сезона Станиславского», сценическая изобретательность не всегда идёт в плюс. Только если оправдана содержанием


Сцена из спектакля режиссера Ли Бруера «Кукольный дом» // Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Одного шедевра («Идиота» Някрошюса) было бы достаточно. Но на «Сезоне Станиславского» показали также выдающийся «Кукольный дом», весёлую «Чайку», а также «Я скучаю по тебе», бенефисный монолог Розы Хайруллиной. Театралы в восторге.

Несмотря на пресловутый кризис и жёсткую конкуренцию с другими театральными фестивалями, «Сезон Станиславского» по сравнению с прошлым годом предложил не только более богатую и разнообразную, но и более качественную гастрольную программу.

Плачьте лучше нас

Открылся «Сезон...» бельгийской постановкой «Комната Изабеллы» режиссёра Яна Лауерса.

Для современного театра, работающего в музыкально-пластическом формате и не обращающегося при этом к классическим текстам (да и для обращающегося, если уж на то пошло, тоже), наличие связного сюжета в спектакле — большая редкость, а в «Комнате Изабеллы» сюжет таков, что сценаристы мексиканских сериалов облились бы слезами.

Завершившийся театральный фестиваль «Сезон Станиславского» можно назвать парадом режиссёров: Эймунтас Някрошюс, Кристиан Смедс, Марк Захаров, Ли Бруер, Кама Гинкас. Однако самое интересное во всех их спектаклях — актёры. Москва открыла для себя много новых имён.

Изабелла — слепая 90-летняя старуха, постоянно переживающая заново ключевые моменты своей жизни. Начиная с того, что в детстве родители, Артур и Анна, ей говорили, будто они ей не родные и её настоящий отец — некий Принц пустыни.

Вероятно, историю эту следует воспринимать с иронией, благо обстановка, в которой актёры её разыгрывают, весьма к тому располагает.

В начале представления «ведущий» перечисляет персонажей и объявляет исполнителей, объясняет, что Изабелла хоть и слепая, но надо представить, как будто она зрячая.

Затем по ходу спектакля все действующие лица постоянно присутствуют на сцене. То есть персонажи из разных периодов жизни героини сосуществуют одновременно в едином пространстве.

И вымышленный Принц пустыни, кстати, не исключение (он волосатый и всё время танцует), а пространство это — комната в Париже, доставшаяся Изабелле в наследство от отца и заполненная африканскими сувенирами.

Маски, куклы, голова черепахи и т.д., вплоть до засушенного полового члена кита. Африканский антураж не просто символичен, он играет свою роль в сюжете.

Ведь сначала внук Изабеллы летит работать по линии Красного Креста в Конго, затем, когда в него там стреляют, за ним отправляется Изабелла, и на обратном пути раненый внук умирает, а состарившаяся героиня принимает решение продать свою африканскую коллекцию, и призраки её в этом поддерживают.

Однако фантасмагорическая история, сама по себе занятная, в данном случае не самоцель.

Тема «Комнаты Изабеллы» — тотальная ложь, в которой всю свою жизнь проживает человек, начиная со лжи, на которой держится семья, и заканчивая ложью общественной, политической, государственной.

А откровенно вымышленный Принц пустыни оказывается спасительным якорем в океане всеобщего обмана и умолчаний.

Правда, авторы спектакля всерьёз полагали, что раскроют кому-то глаза на страшную тайну мироздания — на деле же они лишь в очередной, бессчётный раз пересказали секрет Полишинеля.

Иранский театр

Как и в прошлом году, самым спорным пунктом программы оказался спектакль, привезённый из Ирана.

По всей вероятности, участие иранских постановок в «Сезоне Станиславского» отчасти обусловлено политическими факторами, а не чисто творческими. Иначе их присутствие в афише наряду с постановками Някрошюса и Бутусова было бы объяснить затруднительно.

Иранским такой театр, впрочем, тоже можно назвать с большой натяжкой. Как и создатель прошлогоднего «Путешествия на север» Кухестани, учился Пессяни далеко в Западной Европе.

И по формальным признакам его спектакль действительно можно считать европейским в том смысле, что в нём задействованы видеопроекции, оптические эксперименты, мудрёная световая партитура, и всё это при полном отсутствии связного сюжета.

Режиссёр самолично черкает штрихи маркером на плёнке поверх лампы видеопроектора, направленного на персонажа в центре сцены. «Метаболик» — набор театрализованных сновидений или рефлексии над этими вымышленными сновидениями.

Старуха с пистолетом, блюющая кровью, или усатый парень-трансвестит, которого обвиняют в том, что он завлекал своих жертв в образе женщины, убивал и съедал, — этим, положим, никого уже не удивишь.

Чужие сны, однако, интересны тогда, когда они выстроены в соответствии с внятными законами художественной логики и исходят из определённой авторской концепции. В противном случае всегда предпочтительнее смотреть сны собственные.

Мама = папа

Главной, наиболее разрекламированной и ожидаемой фишкой эстонской «Чайки» в постановке финна Кристиана Смедса было, конечно, исполнение Лембитом Ульфсаком роли Аркадиной.

Как-то меньше говорили о том, что Петрушу, который в чеховском списке действующих лиц носит фамилию Сорин и является братом Аркадиной, играет женщина — актриса Хельги Сало. И ещё меньше разъяснялось, в чём, собственно, состоит замысел режиссёра, предлагающего такое решение.

К представлению публику готовит актёр, который в спектакле будет играть работника Якова (Эрки Лаур), улыбчивый и всклокоченный, он активно бегает по фойе и раздаёт программки, потом приглашает в зал, рассаживает, рассказывает о продолжительности и особенностях постановки — в общем, выступает в качестве конферансье или аниматора.

Спектакль как таковой начинается с заявки весьма серьёзной: Юхан Ульфсак, пока зрителей ослепляет отражённый в зеркале свет прожектора, произносит в присутствии прочих артистов пространный монолог о том, что в реальном плане он — 36-летний актёр и сын актёра, а в фиктивном — драматург и сын актрисы.

Заявка на то, что театр в каком-то смысле является посредником между Богом и зрителем, конечно, и не новая, и, при всей самоиронии режиссёра, чересчур пафосная, но хуже всего, что заявкой всё и ограничивается.

Может, и к лучшему, потому что по большей части основное действие напоминает капустник на темы чеховской «Чайки» с очень вольным использованием исходного текста.

И в этой части спектакль производит впечатление скорее приятное: отредактированный, купированный и очень сильно дописанный финским режиссёром текст Чехова в исполнении замечательных эстонских актёров звучит свежо, забавно, местами просто гомерически смешно.

У Медведенко помимо матери и сестёр обнаруживается «на балансе» щенок овчарки, которого надо кормить, а он мясо жрёт в неимоверных количествах.

Сорин — боевая такая старушонка. Вечно пьяная Маша, не выпускающая из рук бутылку водки, а иногда сразу две, школьница в короткой юбчонке, и весьма парадоксально звучат из её уст проповеди о здоровом образе жизни, позаимствованные из роли Дорна, которого, равно как Полины Андреевны и Шамраева, в спектакле просто нет.

А в антракте между действиями Маша (Тиина Таураите) устраивает целое шоу с микрофоном, как бы принимая эстафету у Якова, заводит публику, и на спектакле, который я смотрел, это удалось ей до такой степени, что один студент-театровед начал выделывать вместе с ней такое...

Как клубное шоу поставлена и пьеса Треплева, сильно сокращённая. Поначалу Аркадина и компания («Яков, запускай динозавров», — без особого почтения приглашает гостей Константин) вообще просто сидят в ожидании спектакля, которого нет, и Треплев объясняет им: это и есть спектакль, «он уже начался».

Только когда Аркадина, ничего не увидев, начинает возмущаться, он соглашается представить нечто более обычное и представляет «театр у микрофона», когда Нина что-то невнятное выкрикивает, может, про людей, львов, орлов и куропаток — субтитры тонут в задымлении.

Медведенко из зала бросается помидорами, которыми запасся, предупреждённый, что «эта байда длится три с половиной часа».

Эта «байда» действительно длится три с половиной часа и местами кажется весьма увлекательной. Местами, правда, примитивной: к примеру, когда Нина ощупывает Костю между ног, наталкивается на что-то твёрдое, спрашивает, что это, и вытаскивает из кармана штанов пачку сигарет.

«Положи это в рот и попробуй укусить», — руководит ею Треплев. Местами претенциозной: Маша исповедуется, обращаясь к публике, в микрофон, прикрыв лицо грязной тряпкой.

Местами обманчиво глубокомысленной: Треплев свои «потери» отмечает заметками мелом на стене, а крестик на его шее в первом акте сменяется лезвием бритвы во втором.

Много и ярких, смешных, эстрадного характера находок: проход Аркадиной с топором; Тригорин, появляющийся со световым мечом под музыку из «Звёздных войн»; чаепитие Аркадиной и Петруши, сыгранное на русском языке и как бы поставленное Яковом, ну или артистом, играющим Якова, — он это объявляет и посвящает сцену «маме и папе».

Но прежде всего «Чайка» Смедса кажется непродуманной и нескладной.

Непонятна и необъяснима причина, по которой режиссёр сократил количество персонажей.

Допустим, Полина Андреевна выпала из пьесы, как будто её вовсе не было, а реплики Дорна и Шамраева частично разошлись по оставшимся.

Можно, конечно, счесть такое решение концептуальным, но верится в это с трудом. Тем более что про изначальный посыл, про рассуждения о Боге и «новом зрителе», по ходу забывается.

Ближе к финалу звучащая на ломаном русском песня «Крутится, вертится шар голубой» переходит в музыку Пярта, которая уже воспроизводилась в начале спектакля, а Пярт — последнее прибежище режиссёра в отсутствие внятного замысла.

Большие и маленькие

Пять лет назад на NET привозили «Кукольный дом» Остермайера — характерный образец современного европейского театра, где персонажи Ибсена были переодеты в сегодняшние костюмы и переселены в хайтековские интерьеры, один из них даже оказывался гомосексуалистом, умирающим от СПИДа, а Нора в финале убивала мужа и топила окровавленный труп в огромном аквариуме.

Несмотря на все эти примочки, спектакль Остермайера производил впечатление абсолютно вторичного, несвежего по замыслу, не говоря уже про исполнение, и оставлял ощущение дежавю.

Ничего подобного «Кукольному дому» Бруера на моей памяти в Москве не играл никто.

И дело не в стилизации действия под кукольный театр и не в участии актёров-лилипутов.

Уж чем-чем, а лилипутами уже перекормили: в каждом втором спектакле Александринки участвуют лилипуты, Большой театр отметился лилипутами в «Кармен» Паунтни, а в «Трёх сёстрах» Соловьёва лилипут играл Чебутыкина, и было это пятнадцать лет назад.

Но насколько в тему и как органично в спектакле Бруера и участие актёров нестандартного роста, и раскладная картонная декорация, и азиатка-пианистка, играющая на синтезаторе Грига, но и участвующая в действии тоже, — так просто не бывает!

На театральном фестивале «Сезон Станиславского» показали американский «Кукольный дом», литовского «Идиота» и эстонскую «Чайку»: как нам обустроить классику и приспособить её к нынешним временам?

Пустая в начале спектакля сцена «обрастает» монументальными, нарочито старомодными красными занавесами — занавес не поднимается, как в традиционном старом театре, а опускается, всё наоборот.

Картонные стены кукольного домика, игрушечная мебель, кукушка на палке, высовывающаяся из окошка часов, снег из конфетти — всё это выглядело бы в каком-нибудь другом случае, пожалуй что, и глупо, по меньшей мере неоригинально, но у Бруера весь внешний антураж определяется способом существования актёров на сцене: гротеск, фарс, буффонада.

Обстановка праздника, карнавала — Рождество в первом действии, костюмированный бал во втором — вывернута наизнанку, доведена до абсурда. Задействованы ещё и ходули, что в сочетании с участием карликов создаёт картинку совершенно фантасмагорическую.

Решение настолько убедительное, что кажется, будто сегодня Ибсена только так и можно играть.

Ну в самом деле, как ни модернизируй костюмы и интерьеры, но ни они, ни СПИД, ни трупы в ванной не придадут теме женской эмансипации актуального звучания — женщины давно уже освободились от мужской тирании, только счастья им это что-то не принесло.

А в эстетике кукольного театра, фарса, гиньоля, в карнавальном контексте архаичная пьеса, освобождённая как от социалки, так и от всякого «психоложества», обретает новые смыслы.

Одним из объектов сатиры в спектакле становится тотальная политкорректность, как ржавчина разъедающая то немногое, что ещё осталось от западной христианской цивилизации.

У Бруера помимо участия карликов, что само по себе символично и провокативно, присутствует и расово-национальный момент: в одном из эпизодов Торвальд в сердцах говорит о «китайщине» и возмущённая тапёрша в сердцах вскакивает из-за синтезатора, порываясь уйти, но актёры её «удерживают».

Что ещё удивительно: как правило, в спектакле крупной формы исчерпанность даже очень интересных приёмов ощущается уже к концу первого действия и второе смотрится ненужным довеском.

В «Кукольном доме» Бруера второе действие производит ещё большее впечатление, чем первое. Кажется, что режиссёр не только не исчерпал свои возможности до антракта, но всё самое важное приберёг на потом.

Я уж не говорю о том, что голые карлики — зрелище, само по себе поражающее воображение (но ещё поразительнее, что здесь оно не кажется пошлым, наоборот, остроумным и по-своему тонко выстроенным).

Достоевский

Если американский «Кукольный дом» оказался приятным сюрпризом, то с «Идиотом» Някрошюса были связаны основные фестивальные ожидания. Редкий случай, когда они более чем оправдались.

Можно говорить, что «Идиот» — нехарактерная, неожиданная для Някрошюса работа, и это будет правда, потому что выстраивать связный сюжет, пусть даже и на основе произвольно выдернутой из большого произведения отдельной линии (а в центре спектакля оказывается история Мышкина и Аглаи), не самый стандартный для Някрошюса ход, и тем более не его стезя — театр психологический, актёрский, а в «Идиоте» на исполнителях завязано очень много.

Но в то же время Някрошюс в «Идиоте» абсолютно узнаваем, особенно начиная со второго из четырёх действий, которое открывается мизансценой Настасьи Филипповны и Рогожина, вольно или невольно отсылающей к «Отелло»: Рогожин, сидя на стуле, расчёсывает Настасье Филипповне волосы, как будто готовый зарезать её расчёской, как ножом, или удушить её собственными волосами.

И хотя внешне здесь нет ни намёка на эротику, сексуальный подтекст эпизода мощнее, чем в иных самых откровенных решениях других режиссёров.

В «Идиоте» много моментов и, грубо говоря, фишек, свойственных не только театру Някрошюса, но и литовскому театру в целом, начиная с раскачивающихся на тросах в пустоте створок огромных дверей в центре сцены на заднем плане.

Разводные мосты Петербурга из чемоданов, бумажные кораблики, таблички с указанием петербургских улиц, которые актёры переставляют от одной металлической кроватки до другой... — такой антропоморфный, «живой» город, населённый «мёртвыми» душами.

С ходу опознаваемая как родная для эстетики Някрошюса медитативная музыка Латенаса, которая неожиданно работает с насыщенной, динамичной, порой, кажется, избыточной пластикой спектакля.

Все постоянно движутся, вертятся волчком, а князь Мышкин — больше других. Переезд героев за город знаменуется появлением в руках у них лопат и деревянных брусков на сцене, а также шестов, к которым прикреплены молотки-«дятлы», долбящие дерево с характерным звуком, когда их дёргают за верёвочки.

Князь, играя с невидимой кошкой, распутывает клубок, и позднее так же, как клубок, будут распутывать голову Настасьи Филипповны, вытягивая из причёски отдельные нити, обрывая их и разбрасывая, а князь станет их подбирать, невидимая же кошка даст о себе знать ещё раз в финале, когда Настасья Филипповна уже будет мертва.

Мышкин рассказывает о Мари под фортепианные глиссандо, которые извлекает Епанчина, а во время свидания с князем Аглая жестикулирует ногами.

Но всё это и многое другое, выдернутое из контекста спектакля, из сложной системы его лейтмотивов, само по себе лишь забавные детали, намного интереснее прослеживать, как эти лейтмотивы работают на замысел в целом.

О религиозной символике в постановке можно говорить до бесконечности. Остановлюсь лишь на одном мотиве.

В самом начале первого действия — сцена в поезде, где знакомятся Мышкин и Рогожин, — герои таскают друг друга по сцене, причём на этом выстроен практически весь эпизод от начала до конца.

А во втором, когда те же герои обмениваются крестами, путаются в них и будто в шутку сгибаются под их тяжестью, как если бы то были не нательные крестики, а настоящие кресты распятия, становится понятно: человек человеку — крест.

Персонажи «Идиота» друг к другу «приговорены», они несут друг друга по жизни, как несут крест на Голгофу. И мало кому эта ноша по силам, и по душевным, и по телесным тоже.

С этим мотивом связана, по всей видимости, и символика висящих в воздухе дверей. И молотков, которые дятлами стучат в шесты, а затем в дверные притолоки.

Эпика

То, что делает Юрий Бутусов в своей александринской постановке «Человек = Человек» по пьесе Брехта «Что тот солдат, что этот», внешне напоминает практикум по «эпическому театру».

В центре сцены — вращающийся помост, на котором разыгрывается основное действие, разбитое на отдельные эпизоды, а на авансцене — потёртые стульчики для зрителей, в которых превращаются свободные в том или ином эпизоде персонажи.

Перед сценой — выгородка для музыкантов; зонги, исполняемые на авансцене в микрофон; краткое предуведомление о содержании каждого следующего микросюжета и т.д.

Вплоть до откровенно нелепой на вид модели слона, нарисованной бороды главного героя, которую в нужный момент «бреют», стирая грим салфеткой, и световое пятно от прожектора, появление которого на заднике объявляют: «Взошла луна».

Бутусов не столько реконструирует брехтовскую эстетику и даже не стилизует её, сколько иронически с ней играет, отстраняя не сюжет и не персонажей, но ту самую модель «эпического театра».

Ну, право же, сама по себе пьеса Брехта — жуткая архаика и по форме, и тем более по своей идеологической сути, да и по сюжету, который в своей нарочитой условности вне эстетической природы может показаться попросту бредовым.

Грузчик Гэли Гэй вышел из дома купить рыбки для жены, встретил пулемётчиков из роты английских колониальных войск в Индии, только что ограбивших местный храм и ищущих с целью отвести от себя подозрения замену товарищу, которого они потеряли на «деле», и, поддавшись на уговоры, сначала соглашается заменить его на поверке в казарме, а затем и полностью присвоить себе его личность, отправившись вместе с ротой на войну.

Однако для Брехта такая подмена важна не сама по себе, в метафизическом или философском аспекте, но как механизм совершенно конкретной социально-политической реальности.

Вот этот социально-политический план Бутусову как раз менее всего интересен, и то, что Брехт без него уже как бы и не Брехт, его не смущает, что, на мой взгляд, спектаклю идёт в плюс.

Освобождённая от идеологических оков при сохранении философской основы (идея отчуждения) пьеса облегчается не только для восприятия, но и для воплощения в зрелище.

А зрелище Бутусов строит, используя элементы эстрадно-циркового жанра, вплоть до клоунады.

Роза есть роза есть роза

При наличии в программе громких имён и событийных постановок завершился фестиваль не жирной точкой, как полагается (церемония награждения лауреатов, во-первых, не в счёт, а во-вторых, её всё равно перенесли на неопределённый срок), а тихим многоточием.

Относительно, впрочем, тихим, поскольку Роза Хайруллина — актриса, вокруг которой уже сложился определённый культ. Равно как и вокруг драматургии Александра Володина.

В прошлом году в РАМТе моноспектакль по текстам Володина поставил Владимир Богатырёв с Ульяной Урванцевой. На основе практически тех же монологов Володина, что использованы в «Идеалистке» (а в «Я скучаю по тебе» звучат голоса и Офелии, и Агафьи Тихоновны — в володинском, естественно, варианте), Галина Бызгу сочинила совершенно иного плана и уровня спектакль.

И дело не только в масштабе дарования Розы Хайруллиной — Ульяна Урванцева, в конце концов, тоже не самая плохая актриса.

Но в спектакле Галины Бызгу те же самые слова подаются в ином контексте и с иной интонацией.

Кстати, «Я скучаю по тебе...» — это формально не вполне моноспектакль, поскольку в нём на заднем плане и в формате интермедий появляется мужской персонаж (Сергей Бызгу).

Однако с главной героиней он практически до самого финала не взаимодействует.

Она же в свою очередь замыкает монологи Офелии и Агафьи Тихоновны в рамку достаточно жёсткую: в отличие от рамтовской героини-библиотекарши, героиня работает мастером на заводе «Красный треугольник», живёт с сестрой через стенку, постоянно называет себя коммунисткой, а точнее коммунистом, что лишний раз подчёркивает её женскую невостребованность.

Откуда эта «рамка» взята, конечно, не без воздыханий, она даёт сильный эффект.

Хайруллина выступает как клоунесса, хотя и очень тонкая, сложная, но не избегая при этом самых простых приёмов, в том числе прямых обращений к публике (я присутствовал на втором, дополнительном спектакле, в отличие от первого зрителей на нём было относительно немного, и я, сев в уголок первого ряда, попался актрисе под руку — по ходу она предлагает выпить водки, потому что «не ходит в гости с пустыми руками», и уверяет, что водка настоящая; но и в самом деле — настоящая; кому-то ещё она суёт в руки банку шпротов...).

Её персонаж, в отличие от героини рамтовской «Идеалистки», неодномерный и неоднозначный. Помимо констатации её личной неустроенности, актриса и режиссёр пытаются разобраться в причинах такого положения дел, а причины, само собой, следует искать внутри, в самой героине.

И тому не мешают ни достаточно стандартные режиссёрские ходы, ни такие вышедшие в тираж приёмы, как снежок из машины и задымление под музыку.

К сожалению, так интересно заданная и на протяжении почти всего спектакля развивающаяся тема ближе к финалу в значительной степени сходит на нет.

Если поначалу героиня обходится простыми эстрадными песенками, то под конец затягивает «Миленький ты мой», недвусмысленно отсылая к «Пяти вечерам» Товстоногова, хотя мотивы «Пяти вечеров» и без того обозначены чересчур явно.

И всё-таки заданная тема, пусть даже смазанная слишком предсказуемой развязкой, отыграна ей в «Я скучаю по тебе...» блестяще. За Станиславского не обидно.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Введение в смерть

«Электротеатр Станиславский» подгадал очередную серию спектаклей «Волшебная гора» Константина Богомолова как подарок к новогодним каникулам

Все-таки «Электротеатр Станиславский» даже среди прочих оазисов творческого эксперимента – самый необыкновенный. Мало того, что нигде кроме как в его стенах мог появиться спектакль, подобный «Волшебной горе» Богомолова, так руководству «Электротеатра» еще и хватило иронии поставить очередную серию «Волшебной горы» в первые посленовогодние дни.

16.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


50 дней до его самоубийства

«Утиная охота» Евгения Марчелли в Театре имени Ермоловой

В жизни души компании, любимца женщин Вити Зилова наступила черная полоса: жена бросила, любовница переметнулась к приятелю, лучший друг предал, юная поклонница наскучила, с работы чуть не уволили. С горя молодой человек напился, устроил скандал и наставил на собутыльников ружье.

12.11.2017 18:00, Татьяна Ратькина


Pati ergo sum: страдаю, следовательно существую

Антиутопия Олдоса Хаксли на сцене театра «Модерн»

В качестве эпиграфа к роману «О дивный новый мир» Олдос Хаксли выбрал мрачное пророчество Николая Бердяева: «Утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше… И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее «совершенному» и более свободному обществу».

15.09.2017 16:00, Татьяна Ратькина


Милитаристская история нелюбви

Под занавес уходящего сезона театр «Геликон-опера» порадовал публику премьерой: классическая опера «Трубадур» Верди предстала притчей о войнах. О смертельных битвах – начиная с семейных драм и заканчивая современными мировыми военными конфликтами.

06.07.2017 18:00, Лилия Ященко


Оральный секс и эпоха деконструкции

«Мужья и жены» В. Аллена в МХТ, реж. Константин Богомолов

Решил перед спектаклем освежить в памяти фильм Вуди Аллена - точно помня, что смотрел его, но когда-то давно. Включил и понял, что сравнительно недавно, может, невольно и частично, случайно попав на него по ТВ (а Вуди Аллена время от времени там крутят), уже пересматривал, кажется... - или это был другой его фильм?

03.07.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


Соглашение по климату

«Снегурочка» Н. Римского-Корсакова в Большом, реж. Александр Титель, дир. Туган Сохиев

Сказочный сюжет, знакомая музыка — а к числу репертуарных хитов «Снегурочку» по состоянию текущей афиши не отнести, и вряд ли это случайно: «Сказку сегодня ставить трудно», — веско заметил Александр Титель перед пресс-показом. Самые продвинутые будут сравнивать премьеру Большого с парижским спектаклем Чернякова, а мне и сравнить не с чем — на чужие впечатления опираться нелепо, а стал перебирать собственные и, похоже, последней московской «Снегурочкой» на моей памяти была постановка в «Новой опере».

17.06.2017 18:00, Вячеслав Шадронов


Рыба мечты в грозовом бассейне

Премьера Евгения Марчелли в Театре Наций

Уходящий театральный сезон был богат на «Грозы». Громче всего, конечно, прогремела постановка БДТ – лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссера» (Андрей Могучий). Но и спектакль Евгения Марчелли в Театре Наций не прошел незамеченным.

13.06.2017 20:00, Татьяна Ратькина


Сказки зачарованного леса

Метаморфозы классики в Школе драматического искусства

«Традиционный», «социальный», «критический» – эти характеристики чаще всего сопутствуют пьесам А.Н. Островского и, пожалуй, больше всего им соответствуют. Театральные постановки, конечно, допускают вольности и тяготеют к новизне. Но избавиться от власти всех трех определений Островскому редко удается даже на сцене – хоть одно из них да нарушит классическим привкусом чистоту художественного эксперимента.

30.05.2017 19:00, Татьяна Ратькина


«Фоменки» в зазеркалье

Шарм и смыслы «Амфитриона» Кристофа Рока

«Амфитрион» Кристофа Рока – первый опыт сотрудничества Мастерской Петра Фоменко с приглашенным режиссером-иностранцем. В отличие от многих коллег по цеху, руководитель лилльского Théâtre du Nord не пытается сказать новое слово о русской культуре. На московской сцене он поставил пьесу «самого французского драматурга». С истинно французским шармом.

30.04.2017 15:00, Татьяна Ратькина


О границах искусства и безграничности мастерства

«Все мои сыновья» в Театре имени Маяковского. Заметки на полях

«Все мои сыновья» в Театре имени Маяковского – хороший спектакль. По одноименной пьесе лауреата Пулитцеровской премии и мужа Мэрилин Монро Артура Миллера. С профессиональной актерской игрой, добротной сценографией, уместным музыкальным оформлением.

07.04.2017 16:00, Татьяна Ратькина






 

Новости

Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Магадане
1 декабря 2017 года в Магаданской научной библиотеке им. А. С. Пушкина был проведён семинар, посвященный работе ресурсного центра «Открытая библиотека». Перед библиотечным сообществом Магаданской области выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и представитель НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Ростове-на-Дону
24 ноября 2017 года в Донской Государственной Публичной библиотеке города Ростова-на-Дону местному библиотечному сообществу был представлен проект «Открытая Библиотека». О свободных знаниях, важности доступа к ним и популяризации их в России рассказал директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко, вторую часть презентации, касающейся реализации идей проекта на практике, до слушателей донес член НП «Викимедиа РУ» Дмитрий Жуков.
«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Тюмени
2 ноября в информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета состоялся мастер-класс для представителей вузовских библиотек, который провели президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» Наталия Трищенко. Основными темами мероприятия стали: использование открытых лицензий в библиотечной деятельности, особенности текущей системы авторского права в России, опыт открытия доступа к библиотечным коллекциям, повышение видимости оцифрованных массивов в интернете, а также возможность участия в проекте «Открытая библиотека».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.