Подписаться на обновления
30 июляСреда

usd цб 35.6339

eur цб 47.8635

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияСтрана детей
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Прозрачное образование 
Петр Куслий   четверг, 14 мая 2009 года, 10.01

США и Евросоюз
Единой идеологической платформы пока нет


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Американские и европейские аналитики обсуждают перспективы взаимоотношений двух главных полюсов западного мира.

С начала нового тысячелетия существование единого мировоззрения у Европы и Америки всё чаще ставилось под вопрос. Сегодня западные аналитики уже всерьез задаются вопросом о том, чего же на самом деле у США и стран ЕС больше — сходств или различий.

Наличие во время холодной войны общей и однозначной угрозы со стороны СССР объединяло Соединенные Штаты и страны Западной Европы в единый идеологический блок, делая все другие разногласия внутренними и второстепенными. Однако после ее окончания все ранее скрывавшиеся под ковром конфликты обострились. С начала нового тысячелетия существование единого мировоззрения у Европы и Америки всё чаще ставилось под вопрос. Сегодня западные аналитики уже всерьез задаются вопросом о том, чего же на самом деле у европейских стран и США больше — сходств или различий.

Недостаток военного присутствия в регионе станет для Соединенных Штатов не самой сложной проблемой. Главная же трудность, видимо, будет заключаться в том конфликте, который неизбежно возникнет между необходимостью руководствоваться какой-то конкретной идеологией и полнейшей непокорностью региона какой-либо единой стандартизированной альтернативе.

Военная операция Америки и ее союзников в Ираке, пожалуй, наиболее остро проявила имеющиеся расхождения. Тогда, в 2003-м, западное интеллектуальное пространство стало полем резкого столкновения двух идеологий: американских неоконсерваторов, одним из ключевых представителей которых стал Роберт Кейган, и европейских пацифистски настроенных интеллектуалов социально-демократического толка, среди которых были такие известные личности, как Умберто Эко, Жак Деррида, Юрген Хабермас и др. (см. ряд ключевых для этой дискуссии публикаций здесь). Основным пунктом расхождения стал вопрос о том, как, при каких условиях и во имя чего должна применяться сила международным сообществом против отдельно взятого государства. Конкретно речь шла, разумеется, об Ираке, и американцы оправдывали военную интервенцию, тогда как европейцы ее осуждали.

Со времен тех дискуссий прошло уже около шести лет, в Америке уже официально говорят о выводе войск из Ирака, а в международной жизни произошло множество событий не менее значимых, чем иракская кампания. Однако дискуссии по всем новым вопросам в отношениях между Европой и Америкой сегодня ведутся всё с тех же позиций и в тех же терминах, что и в начале десятилетия.

Издание The National Interest публикует статью британского журналиста и политического аналитика Джеффри Уиткрофта под названием «Континентальные дрейфы», в которой автор повторяет идею о том, что в основании идеологических расхождений между Евросоюзом и Соединенными Штатами лежит вопрос об эффективности использования военной силы в международной политике. Так, в Америке уже давно считают, что Европа, сокращавшая на протяжении десятилетий военные расходы, превратилась в социальный рай за счет Соединенных Штатов, которые эти расходы лишь увеличивали, во многом исходя из требований безопасности всё той же Европы. Европейцы, со своей стороны, всё меньше хотят поддерживать силовую политику США и всё больше противятся вмешательству Америки в свои отношения с другими странами. Характерным в этом отношении стал вопрос о вступлении Турции в Евросоюз, который усиленно лоббировался Америкой, но не получил поддержки в Европе. В глазах европейцев Америка продолжает ассоциироваться со страной оружия и религии, тогда как сами европейцы занимают всё более пацифистскую политическую платформу и всё реже ходят в церковь.

Уиткрофт повторяет распространенную ныне идею о том, что такая разница в мировоззрении Америки и Европы вызвана их историческим опытом: триумф Америки дался ей сравнительно легкой ценой, тогда как десятки миллионов европейцев стали жертвами войн первой половины ХХ века. Однако при этом он ставит и более глубокий вопрос: было ли вообще мировоззрение Европы и Америки когда-либо общим? Атлантический союз в рамках НАТО сегодня считается наиболее ярким примером успешного сотрудничества Западной Европы и США. Но ведь подлинная крепость этого союза так и не была проверена на деле: была бы Америка готова придерживаться договоренностей в рамках альянса и пожертвовать десятком своих городов для защиты Западной Европы, если бы та подверглась нападению со стороны СССР? Этот вопрос автор оставляет без ответа.

В своей статье «США и Европа: партнерство равных», опубликованной в журнале World Policy Journal, редактор германского издания Internationale Politik — Global Edition Пауль Хокенос пишет, что сегодня продуктивное сотрудничество между Соединенными Штатами и Евросоюзом возможно только в случае отказа обеих сторон от того мировоззрения, на котором было построено их взаимодействие в рамках НАТО.

С исчезновением исходной угрозы перед Североатлантическим альянсом встала проблема выработки новой идентичности. Трансформация НАТО на протяжении 90-х и 2000-х годов продемонстрировала появление трех разнородных обликов, которые начала принимать организация.

Организация Североатлантического договора — военно-политический союз, который был призван обеспечивать безопасность в Европе, исходя из принципа, коротко сформулированного в 1967 году британским дипломатом и генеральным секретарем НАТО лордом Исмеем: «русских не впускать, американцев не выпускать, немцев не распускать» (точнее: keep the Russians out, the Americans in, and the Germans down). Сегодня же европейская безопасность невозможна без взаимодействия с РФ. Более того, сама эта безопасность связана не столько с вопросами военного характера, сколько с вопросами коллективного взаимодействия в области защиты климата и борьбы с глобальным потеплением, энергетической безопасности и ядерного разоружения. При решении этих проблем центральная роль должна быть отведена именно Евросоюзу, внешняя политика которого год от года обретает всё более определенную идентичность. В таких реалиях взаимодействие между США и Европой возможно только на паритетных началах.

Противоположного взгляда на то, как следует достигать консенсуса во взаимоотношениях США и ЕС, придерживается профессор международной дипломатии Школы международных и общественных связей при Колумбийском университете Стефен Сестанович. Его статья «Не спрашивайте о том, что Европа может для вас сделать» опубликована в журнале Foreign Policy. По мнению Сестановича, распространенные утверждения о том, что американцы — это сторонники жесткой внешнеполитической линии, тогда как европейцы — приверженцы компромиссных подходов, неверны и не подтверждаются историей.

В послевоенные годы наиболее успешного взаимодействия с Европой достигали такие президенты США, как Рейган, Буш-старший и Клинтон. Секрет же их политики заключался в том, что они в известной степени игнорировали мнение европейских держав, будь то в вопросах резкого сближения с СССР в 80-е или жесткой политики на Балканах в 90-е. Европейцы изначально всегда занимали критическую по отношению к Америке позицию. Но если Америка строго действовала согласно своим заявлениям, то они в итоге всегда становились на ее сторону или как минимум принимали достигнутые Америкой результаты.

Ничего, по мнению Сестановича, не изменилось и сегодня. Президенту Бараку Обаме в таких, например, вопросах, как операция в Афганистане, следует обращать меньше внимания на Европу, и в этом будет залог единства позиции Запада в долгосрочной перспективе.

Точки зрения, перечисленные в данных трех статьях, существенно различаются, однако вряд ли можно указать на какую-либо из них как на абсолютно верную или, наоборот, ложную. Видимо, это так потому, что отношения между Европой и Соединенными Штатами действительно имеют множество различных аспектов. И одни из них становятся приоритетными в одних внешнеполитических условиях, а другие — в других. Нет единого и вневременного американского или европейского взгляда на конкретные проблемы, который можно было бы четко и однозначно зафиксировать. Поэтому в вопросах отношений Америки и Европы успеха достигнет, видимо, не тот политик, который будет искать истинно европейскую или истинно американскую линию, с тем чтобы впоследствии их совместить (таких линий просто нет), а тот политик, который отыщет те лозунги, которые будут наилучшим образом отвечать интересам обоих континентов в текущей международной обстановке.

Ссылки:
Geoffrey Wheatcroft. Continental Drifts
Paul Hockenos. U.S. & Europe: Partnership of Equals
Stephen Sestanovich. Ask Not What Europe Can Do for You




ОТПРАВИТЬ:       



 






В голове Владимира Путина

О безысходной меланхолии российской власти

Может ли русская философия помочь нам понять суть стратегии Владимира Путина? В этом вопросе нет ничего абсурдного, учитывая, с каким радушием Кремль принимает различных пророков консерватизма, «русского пути» и «евразийской империи».

29.07.2014 11:00, Мишель Ельчанинов


Безнадежно поздно

О свойствах сверхдлинных рядов

Сереже Шаблаеву было пятнадцать лет. Он пришел с родителями к тете на именины. А у тети было пианино. И он вдруг, ни с того, ни с сего, сел и двумя руками сыграл что-то. Непонятно, что. Но очень красиво.

25.07.2014 17:30, Денис Драгунский


Умберто Эко: «Дорогой внук, учи наизусть»

Память подобна мускулам ног, если ее перестаешь упражнять, она становится дряблой

Наступит день, и ты состаришься, но ты будешь чувствовать, что прожил тысячу жизней, как если бы ты участвовал в битве при Ватерлоо, присутствовал при убийстве Юлия Цезаря, побывал в том месте, где Бертольд Шварц, смешивая в ступке различные вещества в попытке получить золото, случайно изобрел порох и взлетел на воздух (и так ему и надо!). А другие твои друзья, не стремящиеся обогатить свою память, проживут только одну собственную жизнь, монотонную и лишенную больших эмоций.

24.07.2014 17:30, Умберто Эко


Эльга, Эльга

Нимфа как источник коммуникации

Ольга умерла 24 июля 969 года, официально канонизирована в первой половине XIII века, но почитать как святую её стали значительно раньше, уже при её внуке Владимире Крестителе.

24.07.2014 08:00, Олег Давыдов


Наше потаенное

В поисках Святой Руси

Замдекана философского факультета МГУ Алексей Козырев убежден, что русская культура в основе своей содержит нечто потаенное, практически не познаваемое для иностранца, и это нечто имеет название – Святая Русь. В новом для Центра исследований русской культуры формате коллективного интервью с философом беседовали Алексей Фирсов, Екатерина Шипова, Алексей Сердитов и Дмитрий Черников.

22.07.2014 13:00


«Бизнес в расчете на государство – это не бизнес»

Сеть детских лагерей отдыха «Страна детей» – один из примеров социально значимых проектов, которые пока реализуются частным бизнесом без прямой поддержки государства. Концептуальная инновация проекта – создание специализированной инфраструктуры и уникальной программы творческого развития ребенка, что должно радикально изменить взгляды общества на вопрос организации качественного досуга детей в дни школьных каникул. Несмотря на то что проект сталкивается с системными барьерами и потребовал значительных первоначальных инвестиций, его автор и соинвестор Леонид Ханукаев абсолютно уверен в коммерческом успехе дела. Будучи первопроходцем на еще только зарождающемся рынке услуг детского рекреационного отдыха, емкость которого, по экспертным оценкам, достигает 135 млрд руб., он будет недосягаем для конкурентов. О бизнес-логике социально значимых проектов, раскрывающих новые рынки, а также о своем особом взгляде на государственно-частное партнерство в России он рассказал в интервью ГЧП-журналу.

22.07.2014 10:22


По понятиям

Слова «благотворительность», «милосердие», «милостыня» не только по-разному звучат. Они и по смыслу разные

«Он сменяет милосердие на благотворительность, то есть на милосердие без доброты, напыщенное и лживое», — сказал Честертон-критик о Диккенсе-писателе. Честертон прав, как и многие другие критики благотворительности. Ведь главная проблема — в неразберихе с понятиями.

21.07.2014 17:30, Матвей Масальцев


Сон на Казанскую

Палладиум империи

21 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь явления чудотворного образа иконы Божией Матери в 1579 году в Казани. История её обретения и дальнейшего символического покровительства русской политике представляет собой настоящую загадку, способную пролить свет на историческую судьбу России.

21.07.2014 08:00, Олег Давыдов


Как восстановить забытую индустрию?

Как детский отдых в России может стать перспективным бизнес-сектором

История Страны Детей началась в 2011 году, когда главный редактор журнала Esquire Филипп Бахтин познакомился с профессиональным девелопером Леонидом Ханукаевым, который как раз закончил свою работу над проектом “Горки Город” в сочинской Красной Поляне. Бахтин до знакомства с Ханукаевым в качестве увлечения принимал участие в развитии детского лагеря "Камчатка" - палаточного городка, где собирались друзья Филиппа из творческой среды, весело и продуктивно развлекали детей. Благодаря этому увлечению было понимание, какой должна быть программа для детей, что бы было весело, интересно и, главное, чтобы у детей не было ужаса и отвращение после посещения лагеря. Ханукаев, в свою очередь, обладал опытом строительства больших и сложных объектов и, как бизнесмен, хорошо представлял себе масштабы трагедии. А они были велики.

20.07.2014 11:30, Антон Меркуров


Украина, сбитый самолет, погибшие — страшные мнения обычных людей

В зависимости от того, чью точку зрения ты занимаешь, ты превращается в «мразь и дерьмо» или в условно-порядочного человека

Мне не важно, кто виноват, а кто прав. Совсем. Для меня неприемлемой считается любая ситуация в которой погибают люди. Это не просто неправильно, это невыразимо неправильно. Нельзя убивать людей. Нигде. Никогда. Ни при каких обстоятельствах. Нельзя.

18.07.2014 13:00, Эльдар Муртазин






 
 

Новости

Судимым людям могут запретить усыновлять детей
Пока же запрет на усыновление распространятся только на обвиняемых и осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления ряда категорий.
В России создают систему мониторинга межконфессиональных и межнациональных отношений
Глава Минрегионразвития поручил провести отбор 7-9 пилотных регионов для апробации системы.
В молдавском законе заменят понятия «отец» и «мать»
В Закон об охране здоровья внесли поправки, которые вводят фомулировку «один из родителей».
Христианские лидеры Латвии обеспокоены пропагандой гей-браков и тем, что учащиеся меняют пол
Руководители христианских конфессий Латвии заявили, что молодежи страны навязывают аморальные идеи в рамках так называемого полового воспитания.
Детям могут разрешить самим защищать свои права в судах
Законопроект Минюста с поправками в Гражданский процессуальный кодекс выставлен на публичное осуждение.

 

 

Мнения

Сергей Удальцов

«Будем гореть и дальше»

Выступление Сергея Удальцова с «последним словом» в Мосгорсуде

Мне сегодня вспомнились прекрасные пушкинские строки: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Получилось так, что благородные порывы привели нас с Леонидом Развозжаевым на скамью подсудимых. Что же, так бывает в жизни. Но мы не сдаемся, не унываем и будем отстаивать свою невиновность до конца, как бы сложно это ни было.

Денис Драгунский

Ромео и Джульетта

Подари мне на прощанье

Она вошла в дом и почувствовала запах табака. Непривычный. Терпкий и тухлый одновременно. Поняла: сигара.
Кто курил сигару?
Она еще раз потянула носом. Кто курит сигару?
Вошла в комнату деда. Старик сидел в кресле у стола. На столе стояла бутылка виски. В пепельнице лежала дымящаяся сигара.

Игорь Фунт

Море, «Срок», мат и др. Июль, 2014

Записки вятского лоха

Этим подзаголовком – «Записки вятского лоха» – начинаю хронологическую серию публикаций, не связанных определённой идеей, но отражающих, по моему мнению, некую мыслительную линию некой прослойки людей типа меня. Т. е. людей поживших, повидавших, повоевавших, посидевших. Разбогатевших, обнищавших, уставших, но не сдавшихся. Семейных, разведённых, счастливых и не очень. В общем, средних таких людей, которых, пройди они мимо Вас, и не отметишь ничем особо. Ведь военные шрамы и тюремные наколки прикрыты одеждой. Душевных травм и различных публичных недовольств вовсе не видать… А с лица воду не пить.

Антон Меркуров

Ограничения не спасут духовные скрепы

На любые запреты, сеть отвечает успешными решениями

«Ну что, оградят ли теперь наши власти граждан страны от экстремистов?» - примерно так был сформулирован вопрос телеканала Lifenews заданный мне в контексте обсуждения вступивших в силу поправок позволяющих Роскомнадзору блокировать без суда сайты за «экстремистскую социально опасную инфомацию, предоставляющую угрозу для общества и личности».

Михаил Эпштейн

Как обойтись без мата?

Пожалуй, закон о запрете мата в публичной сфере - единственный из принятых за последнее время в России, который вызывает у меня сочувствие. Но сам по себе запрет вряд ли может изменить ситуацию, если общество не найдет способа говорить об "этом" иначе, не выработает конструктивных альтернатив.

Дмитрий Жвания

Идея «Новороссии» — героический мундир для трусов

Почему наши люди так рьяно переживают за «Новороссию» и так безучастны к тому, что происходит в своей стране?

Ратовать за справедливость в чужом государстве, сидя дома перед монитором или даже на организованном властью митинге — дело совершенно безопасное. То ли дело бороться со своими властями. С работы погонят, а то и по башке дадут, а потом «закроют». Обличать «бандеровский фашизм», не выезжая из РФ, тоже довольно просто. То ли дело заступиться за избиваемого в подворотне дворника из Средней Азии — самого на нож посадят.

Олег Куваев

Я, человечество и НОСКИ™

По дороге познания и просветления

Человек без носков отличается от оного в носках как гордая птица тукан, парящая высоко в небесах, от жалкого, низкорослого опоссума валяющегося раздавленным на проселочной дороге.

Павел Руднев

Меняющаяся функция театра

Как современный театр отвечает (должен отвечать) на вызовы времени?

Меняющаяся социальная реальность требует изменений и от театра, причем в его первоосновах: зачем он существует, в чем его обоснование для жизни общества. Сегодня разговор о меняющейся функции театра обострился в связи с тем, что влиятельность театра на общественные умонастроения стала повышаться и театр стал совсем не таким безопасным, как в последние десятилетия.

 

Календарь

Юлия Горячева

Зворыкин — муромский отец телевидения

17 июля (29-го по новому стилю) 1889 года родился Владимир Козьмич Зворыкин, изобретатель телевидения

В отечественных средствах массовой информации теперь часто упоминается имя выдающегося русского инженера-изобретателя Владимира Зворыкина, большую часть жизни прожившего в США. Его имя вспоминается всякий раз, когда заходят разговоры о необходимости для России технологических инноваций.

Олег Давыдов

Хитрость духа

Почему князь Владимир крестил Русь

28 июля православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира, в крещении Василия. С 2010 года День Крещения Руси празднуется на государственном уровне. Крестившись сам, Владимир затем крестил своих поданных, отсюда пошла русская православная цивилизация. В том числе и ее проблемы, возможно, связанные с некоторыми свойствами характера Владимира Святославича, прозванного в былинах Красно Солнышко.

Александр Храмчихин

Ходили мы походами

Ко Дню Военно-морского флота России

Советские моряки приобрели опыт, недоступный подавляющему большинству представителей других видов ВС СССР. Они не красили одуванчики в зеленый цвет, не занимались сельхозработами, а постоянно находились на передовой, в готовности в любой момент начать боевые действия против очень сильного и умелого противника.

Виктория Шохина

Смерть поэта, или Finita la comedia

27 (15) июля 1841 года в грозу был убит на дуэли Михаил Лермонтов

Дуэль Лермонтова и Мартынова (равно как и дуэль Пушкина и Дантеса) преломляется в нашем национальном сознании довольно своеобразно. Всё кажется, что наши знаменитые дуэли — не поединки равных, а нечто вроде запланированного расстрела. Что Мартынов (и Дантес) никак не мог быть человеком достойным; он ничтожество и т.п. По такой логике Лермонтову надо было стреляться разве что с Пушкиным (тем более что им обоим дуэли нравились). В крайнем случае с Гоголем.

Олег Давыдов

Жизнь и либидо Карла Юнга

26 июля 1875 родился Карл Густав Юнг

Миф Карла Густава Юнга многообразен: происхождение от самого Гёте и болезненные отношения с Фрейдом, открытие архетипов коллективного бессознательного и пикантные истории с женщинами, эпохальные тексты и заклинания духов. Дух Юнга и сегодня подмигивает нам.

Сергей Кузнецов

За флажки

25 июля 1980 года скончался Владимир Высоцкий

Когда говорят о Высоцком, сразу вспоминают похороны: Москва, почти полностью зачищенная по случаю Олимпиады, собрала на Таганской площади многотысячную толпу — не то тридцать, не то сорок тысяч человек. Еще вспоминают гастроли Таганки в Набережных Челнах: все окна были раскрыты, в каждом окне — магнитофон и в каждом магнитофоне — Высоцкий. А сам он шел, немного сутулясь, по улице. Любимов потом скажет — как гладиатор.

Георгий Осипов

Чёрное золото на серебряных струнах

25 июля 1980 года умер Владимир Высоцкий

Мы спокойно вышли из кабака. Был тихий июльский вечер. Оперуполномоченный произвёл изъятие вполне деликатно (мамаша посетовала: «Как же я теперь «Чонкина» будут слушать?») и даже предложил отвезти меня обратно в ресторан, на работу. В кабине «газика» было темно, он стал вертеть ручку настройки и попал на финал песни, сами понимаете чьей. После чего голос с акцентом (это был «Голос Америки») сообщил: «…скончался в Москве от сердечного приступа».

Виктория Шохина

Хемингуэй: перевод с американского

115 лет назад, 21 июля 1899 года, родился самый знаменитый писатель из США

Хемингуэй — звезда мирового масштаба. He-man, Папа Хэм. Его слава не знала границ. Его книги цитировались, как Новый Завет. Его жизнь обсуждалась на каждом (литературном) перекрёстке. Его именем называли рестораны и бары. В Советском Союзе культ Хэма возникал дважды: в чугунные 1930-е и бархатные 1960-е.

Михаил Побирский

Реальный гонзо

18 июля 1937 года родился Хантер Томпсон, американский писатель и журналист, основатель гонзо-журналистики

Гонзо — это особый метод препарирования происходящего с помощью подручных средств: печатная машинка, наркотики, некий сумбур в голове, при котором реальность склонна к причудливым искажениям. Гонзо — это тот последний, кто выходит на своих двоих из ирландского пивного заведения, гонзо — это тот, кто продержался последним.

Александр Головков

Ужасная благодать атомной бомбы

16 июля 1945 года в местности Алмогордо штата Нью-Мексико была взорвана первая атомная бомба

«Я стал смертью, разрушителем миров» — эту фразу из Бхагават-гиты процитировал в день первого атомного взрыва Роберт Оппенгеймер, научный руководитель работ по созданию атомной бомбы. Его явно мучили угрызения чувствительной интеллигентской совести, обеспокоенной судьбами человечества.

Илья Миллер

Снова время деконструкции

15 июля 1930 года родился французский философ Жак Деррида

За последние 30 лет имя Жак Деррида упоминалось в книгах, журналах, лекциях и кулуарных беседах чаще любого другого современного философа. В 80—90-е он стал объектом фильмов, мультфильмов и по крайней мере одной рок-песни, о нём издано практически равное количество как льстивых, так и бранных статей, и его перу принадлежат одни из самых сложных и труднопреодолимых философских работ своего времени.

Ольга Балла

Теория одиночества

15 июля 1892 года родился немецкий философ и писатель Вальтер Беньямин

27 сентября 1940 года к французско-испанской границе в Восточных Пиренеях подошла группа людей из оккупированной Франции. Они надеялись, перейдя границу, перебраться из Испании в США. Испанская полиция остановила их. Граница была закрыта. Беженцам предложили вернуться. Между вишистской Францией и Третьим рейхом действовало соглашение, в соответствии с которым немецких эмигрантов — а то были именно они — надлежало высылать на родину. В ночь на 28 сентября в гостинице один из беженцев отравился морфием. Пограничники были потрясены. Остальных его товарищей по несчастью на следующий же день пропустили в Португалию. Самоубийцу звали Вальтер Беньямин.

Борис Кагарлицкий

К дню рождения Французской революции

Как полёт духа и торжество разума привели к кровавой бане и новой империи

14 июля Великой французской революции исполняется 220 лет. Дата вроде бы почти круглая, но на юбилей никак не тянет. А с другой стороны, как повод для разговора подходит вполне. И разговор этот особенно актуален именно у нас в России, где до сих пор не могут разобраться с итогами другой революции — Октябрьской.


 

Интервью

Когда раздается: «Наших бьют!»

Разговор с Александром Марковым, доктором биологических наук, лауреатом премии «Просветитель», и.о. завкафедрой биологической эволюции биофака МГУ, ведущим научным сотрудником Палеонтологического института РАН не мог не коснуться событий вокруг Украины

У нас есть несколько врожденных психологических модулей, на которых строится наша мораль. И парохиальный альтруизм, из которого растет ксенофобия, враждебность к чужакам, — это только один из них. К ним же относится и чувство справедливости, защита и забота о слабых, о детях, о тех, кто нуждается в помощи, — это уже индивидуализирующие основы морали, которые только и могут противостоять националистическому, патриотическому угару. Если мы хотим погасить эти воинственные страсти, чтобы не разгорелась действительно кровавая бойня, то нужно вспомнить, что по обе стороны живые люди, нормальные, и там, и там. И всех можно понять, но надо что-то человеческое о них рассказывать, чтобы сохранить понимание.

Владимир Каганский: «Мне повезло обнаруживать лакуны»

Владимир Каганский – фигура в отечественном интеллектуальном пространстве столь же яркая, сколь и спорная, если не сказать – проблематичная, даже конфликтная. Он многих раздражает, не со всеми находит общий язык, поскольку говорит на своём, во многом собственноручно созданном – на культурной значимости которого, впрочем, настаивает и умеет её обосновать.

Борис Акунин: «Мне стало тяжело и неприятно находиться в стране из-за разгара шовинизма и ура-патриотизма»

В интервью корреспонденту DW Никите Жолкверу известный писатель Борис Акунин сравнил сегодняшнюю ситуацию в России со временем между двумя русскими революциями

В работе прошедшей 15-17 июня в столице федеральной земли Бранденбург ежегодной германо-российской конференции "Потсдамские встречи" принимал участие известный российский писатель Григорий Чхартишвили, более известный под своим литературным псевдонимом Борис Акунин. На конференции он читал отрывок из своей книги "Черный город", действие которой происходит в канун Первой мировой войны. Видит ли писатель параллели с сегодняшней ситуацией?