Подписаться на обновления
24 ноябряПятница

usd цб 58.4622

eur цб 69.1783

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Право автора  Открытая библиотека 
Екатерина Беляева   пятница, 27 марта 2009 года, 12:46

Спящая красавица русского балета
В Большом театре и в Мариинском сменилось балетное руководство. Что ждать дальше?


Реконструкция Большого Театра // Итар-Тасс
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



Проблемные размышления о смене вех в двух главных балетных труппах страны. Из Мариинки «ушли» Вазиева, Ратманский ушел из Большого сам. Теперь в Питере главным балетмейстером становится Баланчин. В Москве же занялись реконструкцией заветной старины.

В двух главных музыкальных театрах страны сменилось балетное руководство. Почти одновременно. Только в Мариинском театре это случилось спонтанно и первое время походило на нелепое недоразумение.

Ждали, что всё образуется, вернется на свои места. Махарбек Вазиев, много лет числившийся заведующим балетной труппой Мариинского театра, а по сути являвшийся единовластным правителем в своей области, в марте прошлого года практически в разгар сезона и перед ответственными гастролями балета в Соединенные Штаты подал в отставку, и его просьбу удовлетворили.

Может, Вазиев устал от однообразной работы и ему вконец надоела невнятная формулировка занимаемой должности, а может, у него были более веские причины для ухода.

Ясно одно — меньше всего он боялся остаться без работы. Ходили слухи, что Вазиев собирается переехать в Москву, прослышав, что в Большом театре освобождается место художественного руководителя балета. Ведь в Мариинке он правил не совсем законно — официально у него не было полномочий определять стратегию и формировать репертуар.

Слухи про Москву не подтвердились, в Большом объявили имя нового худрука, а Вазиев с начала сезона-2009/2010 возглавил балет миланского «Ла Скала».

Баланчин с русским акцентом
Чтобы оценить, что потерял петербургский балет с уходом легендарного руководителя, расскажу одну историю, которой я не была свидетелем, но которая пришла из надежного источника.

Поразительная реакция молодой танцовщицы, которая первый год работает в театре и мечтает прорваться в первую линию теней (картина «Тени», она же третий акт балета «Баядерка», когда 32 тени спускаются одна за другой с Гималайских гор и выстраиваются в стройные линии по восемь девушек в ряд).

Идет разводная репетиция на сцене, вроде бы последняя перед предстоящими двумя «Баядерками» на фестивале «Звезды белых ночей». Вазиев заглянул туда, чтобы оценить директорским оком готовность труппы к демонстрации главного шедевра Мариинского балета на самом мощном и самом продолжительном российском музыкальном фестивале.

Зашел и остался, так как качество увиденного директора не устроило. Бедным теням пришлось повторять гималайский выход ровно 71 раз, многие уже тихо проклинали балет и всё, что с ним связано.

Но только не эта девочка-первогодка. Она дерзко смотрела на руководителя, словно говоря: «Скажешь в 72-й раз повторять, я пойду».

Представить себе эти 72 раза выхода теней на репетиции только ради чистоты линий почти невозможно, однако так было. И дело не в судьбе девочки, а в качестве подготовки и внимании к ровным линиям и пятым позициям.

Почему Вазиев так трепетно и одновременно жестоко относился именно к женскому кордебалету, ответить трудно.

В одном из самых известных театров Москвы праздник. Отмечающий 20-летие театр «Школа современной пьесы» отверг Вырыпаева и снова взялся за Гришковца. Художественный руководитель театра режиссер Иосиф Райхельгауз объясняет обозревателю «Частного корреспондента» Вячеславу Шадронову, почему так происходит.

То ли это была гиперчувствительность к самой ценной составляющей русского балета — так называемой белой классике, которая в чистом, первозданном виде чудом сохраняется только в одном месте на земле — в Петербурге, в Академии танца имени А.Я. Вагановой и Мариинском театре.

И Вазиев брал на себя самую ответственную и трудную работу — чистку и дизайн этих «белых картин» из «Лебединого озера» или «Баядерки».

То ли он, как всякий нормальный директор (я имею в виду плеяду директоров императорских театров), считал своим долгом заниматься судьбой каждой отдельно взятой балерины, с удовольствием осуществляя свою власть.

Как бы там ни было, но по чистоте исполнения классических вариаций и танцев кордебалета в «Баядерке», «Лебедином озере», «Спящей красавице» и балетах Баланчина и даже в «Дон Кихоте» Мариинский балет не имеет равных в мире.

Так было всегда, и при Вазиеве слава Мариинского (уже не Кировского) балета явно приумножилась.

Заслуга Вазиева не только в том, что он поддержал эстафету из прошлого, но вовремя понял, где у других театров возникнет слабинка, и усилил самооборону в том месте, где, по его прогнозу, будет рваться в первую очередь, а именно — в классике.

Он брал к сведению все новации в мировом балете и внедрял авангард у себя, но без ущерба для классического наследия — этот запас оставался неприкосновенным.

И оказался прозорлив — у Мариинского балета есть то, чего нет ни у Большого театра, ни у Парижской оперы, ни у Американского балетного театра, ни у английского Королевского балета. Критики не устают об этом писать.

Еще при Вазиеве были запущены важные программы по расширению репертуара. За десять лет — с 1995 по 2005 год — мариинские артисты освоили больше десяти балетов Баланчина и достигли здесь немыслимых высот.

В мире серьезно заговорили о Баланчине с русским акцентом. За Баланчиным пришел Форсайт, который так же изящно обрусел благодаря таланту петербургских артистов.

Пробуждение красавицы
Здесь же, в Мариинском театре, при покровительстве г-на Вазиева началась так называемая реставрация главных шедевров Петипа по дореволюционным нотациям. Постановками-реставрациями занимался экс-премьер Мариинки Сергей Вихарев, и делал это очень успешно.

Лучше всего получились «Спящая красавица» и «Пробуждение Флоры». Сложно рассказать, разделял ли Вазиев радость эстетов-антикваров или оставался в душе поклонником советских редакций Константина Сергеева, в которых он на заре карьеры танцовщика той же Мариинки выходил на сцену сам.

Важно, что он верно нащупал направление, где Мариинский театр во второй раз за сто лет станет пионером и переживет невероятный взлет. В результате Петербург стал законодателем моды на старинные балеты, хотя носить костюмчики, пошитые по мариинскому лекалу, никакому другому театру так и не оказалось под силу.

Примеры полуудач налицо — «Корсары» в Мюнхене, в Большом, в Перми, в Екатеринбурге успеха мариинской «Спящей красавицы» не повторили.

Почему?

Ответ прост — у этих театров нет опоры на вагановскую школу, с помощью которой равно доступны Петипа, Баланчин и Форсайт, и с ними не было Вазиева, готового день и ночь контролировать качество продукции.

Но бессменных худруков теперь не бывает, хотя раньше они действительно были и в Москве, и в Ленинграде.

Как только вошло в употребление понятие «контракт», смены руководства участились. Ни Юрий Григорович в Большом, ни Константин Сергеев в Кировском не задумывались о времени — работали себе и работали.

В нынешних «Сказках» Любимов поставил на сцене два огромных батута. Молодые артисты лихо подлетают на нем — дух захватывает от их кульбитов. Через эти взлеты выстраивается любимая режиссером вертикаль — от небесного к земному, от волшебства к прозе.

Хотя в Мариинском театре контрактная система не повлияла на ход истории. Все вопросы, и художественные, и административные, решает один человек — Валерий Гергиев.

Он и удовлетворил просьбу Вазиева об отставке, не предложив ему давно заслуженной и, видимо, желанной должности худрука, он же подыскал человека, который будет временно выполнять обязанности заведующего балетной труппой.

Никаких худруков и прочих активных творческих личностей он терпеть подле себя не может.

Эта нетерпимость за последнее время проявилась в самых невероятных формах. Взять хотя бы историю «Тристана и Изольды».

Всё началось с замечательной постановки Дмитрия Чернякова и не менее замечательной работы самого Гергиева с оркестром Мариинского театра. Со временем постановка как таковая стала мешать диалогу маэстро и композитора.

Гергиев стал одним из первых, кто сыграл «Тристана» под видеоряд Билла Виолы за рубежом, а потом привез этот спектакль в Петербург. Критики и зрители признали эту акцию чуть ли не главным музыкальным событием года, причем Виолу Гергиев напрочь затмил.

Возврата к тому милому спектаклю Чернякова не будет, так как маэстро настаивает на правоте дирижерской трактовки и рисунок спектакля ему попросту не нужен. Проекции Виолы уходят в архив по воле художника как более неактуальные, и «Тристан» будет существовать в виде чистой музыки и концертного пения.

Аналогичным образом исчез архитектор Доминик Перро, придумавший гениальный купол для Мариинки-2. Минувшей осенью маэстро сам надевал строительную каску, спускался в котлован и думал, какая крыша более всего подойдет для его нового театра.

Решение пока не принято, но не надо сомневаться, что идея будет исходить от главнокомандующего.

Назначение Юрия Фатеева исполняющим обязанности заведующего балетной труппой Маринки похоже на временную меру, но нет ничего более постоянного, чем временное.

Такая форма правления удобна прежде всего Гергиеву, который не оставляет надежды привлечь в театр маститого хореографа и вместе с ним осуществить новые грандиозные проекты.

Ничего подобного случиться не может по определению, так как худруки маститые в России перевелись как класс. Остается ждать, делать вид, что ищешь, и пользоваться услугами временного человека, на плечи которого падет вся громада Мариинского балета.

У Фатеева есть сильные стороны — он хороший репетитор, имеет несколько постоянных учеников, среди которых имеются и звезды, и плюс к тому — возведенная в профессию ответственность за балеты Баланчина, которые идут в Мариинке.

Заканчивая карьеру танцовщика, Фатеев побеспокоился о своем будущем в качестве педагога, но не обычного, а педагога — репетитора определенных балетов.

Чтобы контролировать балеты Баланчина в Мариинском театре (вводить новых исполнителей, возобновлять время от времени старые спектакли и вообще держать балет «в форме»), он проходил обучение в Америке.

Он же всегда помогал адаптироваться всем иностранцам на международном балетном фестивале «Мариинский», выполняя функцию личного педагога приезжих артистов, пока они учат роли в местных спектаклях.

В новом сезоне балет Мариинского театра с Фатеевым во главе работает по инерции: участвует в фестивале «Золотая маска», ездит на гастроли, выпускает первую балетную премьеру этого сезона — «Конька-Горбунка» в хореографии Алексея Ратманского. Детище Вазиева — Международный фестиваль балета — обещает процветать и впредь, если спонсоров не разорит кризис. Билеты на этот фестиваль продаются в интернете: посещение театра (традиционно это 3—4 похода на балет) включено в специальные туры, которые для состоятельных западных меломанов и балетоманов стали любимым развлечением весны, — все-таки в девятый уже раз проходит фест.

В этом году особенно концептуальных ходов на фестивале нет, но традиционные составляющие присутствуют: премьера, иностранные гости, сольные вечера мариинских прим, демонстрация новичков и интернациональный гала. Душа балетомана парит.

В качестве прогноза предложу такое развитие балетных событий в Мариинском театре на ближайшие полгода: будут процветать балеты Баланчина — их качество проконтролируют приглашенные из фонда хореографа постановщики и Юрий Фатеев лично.

Сюжетных балетов и спектаклей с драматическим накалом страстей пока не поставят, если не считать объявленного на пресс-конференции по предстоящим «Белым ночам» возобновления старого балета Леонида Якобсона «Шурале».

Плохой симптом — исчезновение той самой «Спящей красавицы» Вихарева из репертуара театра и возвращение советского спектакля Сергеева. Такие театры-махины, как Мариинка, могут себе позволить сохранять в репертуаре и по две редакции одного спектакля.

Если таких прецедентов нет нигде в мире, то не грех стать пионером и здесь. Жаль, что Фатеев упустил такой шанс, хотя, может, еще и не упустил.

Логично, что первым делом человек обращается к тому, что лучше всего знает. Для Фатеева на первом месте стоит Баланчин, и он по инерции будет продолжать его инкрустировать.

Возникнут баланчинески — работы хореографов, базирующиеся на неоклассической баланчинской основе, но уже отделившиеся от alma mater, придумав собственный стиль. Гарантировано, что в театре будет ставить Кристофер Уилдон — надежда американской и европейской хореографии.

Путь нового руководителя не будет гладок. У него хватает помощников и советников, которых он не выбирал. Петербург особый город — тут бродят и балетные маньяки-славянофилы, в прошлом заслуженные танцовщики, и городские сумасшедшие от балета, и фанатики-антисемиты.

Какова будет роль таких людей — а некоторые из них, по слухам, вхожи в приемные руководителя Мариинки — в судьбе петербургского балета, покажет время.

Корсар
А в Большом сейчас происходит карнавальная путаница.

Один худрук передал в январе власть другому — своему однокласснику и коллеге-хореографу Юрию Бурлаке. До этого они успели выпустить вдвоем пару балетов-реставраций, где Алексей Ратманский отвечал за сочинение новых танцев и общую композицию, а Бурлака, как знаток старинной хореографии и музыки, за расшифровку нотаций и реставрацию танцев.

Их совместный «Корсар» принес Большому театру славу в Москве и на гастролях в Лондоне и Париже. Ратманского никто увольнять не собирался, наоборот, сроком окончания контракта воспользовался сам хореограф, откровенно уставший от руководящей работы в таком непростом заведении, как Большой театр, а на постановки его звать будут и далее.

Скорее всего, генеральный директор Анатолий Иксанов и остановился на кандидатуре Юрия Бурлаки как наиболее удобном человеке, при котором будущие проекты Ратманского смогут воплощаться безболезненно.

В общем, на первый взгляд от перемены слагаемых ничего глобального с балетом Большого не произойдет, поскольку политический курс меняться не будет. Но это только на первый взгляд. Спектакли — да, будут идти те же, что и при Ратманском, а количество премьер определит бюджет.

Объясню, почему упомянула карнавал. Не знаю, насколько очевидна странность происходящего в Большом, но она несомненно присутствует.

Неделю назад в Большом состоялась премьера «Коппелии», которую выпустил Сергей Вихарев. В роли постановщика он появился в Москве впервые и, как назло, в тот момент, когда балет Большого театра заполучил в руководители не просто менеджера, а хореографа-реставратора, только с московским уклоном.

Бурлака не будет постоянно ставить из-за занятости, однако что-то сможет раскопать из исконно московских названий, и понятно, что речь идет о старинной хореографии и реконструкции.

Но разве Большому следует походить на Мариинку, чьи реконструкции реально прославились?

Да и зритель московский не потерпит лишнего старья. Выходит, что, выпустив в ноябре «Пахиту», а в марте «Коппелию», театр перерасходовал ресурсы и перевыполнил план по теме «Реконструкция».

Петербургский человек (Вихарев) поработал в Москве, московский, то есть Ратманский, поработал в Петербурге и в Москву пока не вернется. Мне неясно, какие новинки смогут в Москве лечь на чашу весов, отвечающую за модерн, чтобы было равновесие.

Чаша со старьем пока явно перевешивает. Видимо, противовесом пойдут проверенные временем средства, а именно «Спартаки» и «Лебединые озера» Юрия Григоровича.

С другой стороны, если Бурлака пойдет по балетным классам и будет искать пятые позиции, которые в Большом давно подменились шестыми, выгода будет великая.

Глядишь, и лебеди будут похожи на лебедей, а не на спортивных гимнасток, а тени продемонстрируют 32 академических арабеска.

Почему-то считается необходимым, чтобы в театре присутствовал Юрий Григорович (он был приглашен в театр, дабы следить за сохранностью своих спектаклей, и делает это прилежно).

Может, теперь пришло время приводить в порядок имеющуюся классику?




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:




«Семирамида» – одно из чудес света

В рамках Большого фестиваля РНО прозвучала опера Дж. Россини «Семирамида» в концертном исполнении Российского национального оркестра, хора Академии хорового искусства им. Виктора Попова и солистов. Дирижер Альберто Дзедда (Италия). Художественный руководитель фестиваля Михаил Плетнев.

28.09.2015 16:00, Лилия Ященко


Смеюца морщинки на синем сене

В Электротеатре Станиславский завершились премьерные показы пятиактного оперного триллера “Сверлийцы”

Художник Герман Виноградов сравнил спектакль с волшебной пилюлей, погружающей практически в психоделический трип, но изготовленнной при этом разрешенным законодательством способом. Опера действительно напоминают сон, сладкий обморок, во время которого попеременно оживает прошлое и будущее, играет атональная музыка, текст застревает в памяти поэтическими всполохами и окончаниями “ца” вместо “тся” и “ться”, а смыслы то и дело ускользают, ибо “Сверлийцы” - не предъявление смыслов, а скольжение по ним.

20.07.2015 09:30, Артур Гранд


Пышный праздник эпохи барокко

«Сон в летнюю ночь», новая постановка Музыкального театра республики Карелия, баррокальный балет-феерия на музыку Ф. Мендельсона подробно разбирает природу человеческого конфликта. Рассказывает о том, как важен в отношениях каждый пустяк, ведь из мелочей и рождается большая ссора. Запутанная шекспировская история кажется очень современной – ведь в ней ощущается иронический, пресыщенный, усталый внутренний разлад нашей эпохи.

09.06.2015 16:00, Ольга Погодина-Кузмина


«В натуре безупречный»

«Титий безупречный» А.Маноцкова в Камерном театре им. Б.Покровского, реж. В.Мирзоев, дир. А.Кашаев

В основе либретто - пьеса Максима Курочкина, а полноформатная двухактная опера на современный постмодернистский текст по определению не может не отдавать пародией. К тому же «Титий безупречный» - это еще и «спектакль в спектакле».

07.04.2015 13:00, Вячеслав Шадронов


При участии солдат и мирного населения

Европейское в параллель с национальным: две оперные премьеры в Мадриде. «Театро Реаль» и «Театр Сарсуэлы»

Известные мадридские музыкальные театры привлекают постановщиков, хорошо известных в Москве. Именно поэтому последние испанские премьеры интересно смотреть на фоне московских спектаклей.

05.03.2014 16:00, Вячеслав Шадронов


Слово о любви Игоревой

Самая громкая оперная премьера сезона в Большом театре продемонстрировала торжество мультикультурности

Нынешний «Князь Игорь» не менее авангарден, чем «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова, звучавшего на открытии исторической сцены, продолжая линию на модернизацию русских классических опер.

21.06.2013 11:05, Дмитрий Бавильский


Лондон. Февраль тринадцатого. Балет

Впечатления

Рассказом о Королевском национальном театре Англии я начал публиковать заметки о недавних лондонских театральных впечатлениях. Сегодня драматический театр уступает место Его Величеству Балету. Я приглашаю вас в Королевский оперный театр Англии (Ковент-гарден), где вот-вот поднимется ярко-красный занавес и начнется вечер одноактных балетов в исполнении артистов Королевского балета (The Royal Ballet).

13.03.2013 11:25, Сергей Элькин


Наталья Осипова: «Идти вперед и развиваться!»

Самая необычная балерина нашего времени о любимых партиях и любимых театрах

О том, как начиналась карьера, о романтизме и выносливости, Большом и Михайловском театрах, Ратманском и многом другом – в эксклюзивном интервью, записанном в США.

23.01.2012 12:52, Сергей Элькин, Чикаго


Жизнь не за царя

На обновлённой исторической сцене Большого театра состоялась премьера оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Дирижёр В. Юровский. Постановщик Д. Черняков

Черняков поступил с оперной классикой точно так же, как строители и реставраторы поступили с самим Большим театром – вычистили начинку, инсталлировав внутрь новейшее, модернизированное содержание.

07.11.2011 09:43, Дмитрий Бавильский


Как это по-русски?

Новая «Пиковая дама» из Барселонского театра «Лисео» на ДВД: очень правильно, но почему-то немного скучно

Великий наш Петр Ильич был порядочным постмодернистом, легко и непринужденно играя с музыкальными и культурными штампами. А брат его, Модест Ильич, столь серьезно переработал для либретто пушкинский текст, что от него буквально камня на камне не осталось.

18.10.2011 11:24, Андрей Ковалев






 

Новости

«Открытая библиотека» в Добролюбовке
10 ноября в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова состоялась презентация проекта «Открытая библиотека», проведенная координатором проекта Наталией Трищенко и президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским. Участники узнали о возможностях взаимодействия с вики-проектами, условиях участия в конкурсе, новых правовых и технологических инструментах предоставления открытого доступа, а также определении срока перехода произведений в правовой режим общественного достояния.
Ресурсный центр «Открытая библиотека» в Йошкар-Оле
7 ноября проект НП «Викимедиа РУ» РЦ «Открытая библиотека» был представлен в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Мероприятие для сотрудников библиотек провели директор НП «Викимедиа РУ» Владимир Медейко и активист «Википедии» Дмитрий Рожков. Участники мероприятия не только узнали о новых правовых и технологических инструментах открытого доступа и проектах партнерства, обеспечивающих открытую публикацию произведений науки и культуры, но также получили экземпляры пособия, специально подготовленного в рамках ресурсного центра.
Проект «Открытая библиотека» представлен в Тюмени
2 ноября в информационно-библиотечном центре Тюменского государственного университета состоялся мастер-класс для представителей вузовских библиотек, который провели президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и координатор проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека» Наталия Трищенко. Основными темами мероприятия стали: использование открытых лицензий в библиотечной деятельности, особенности текущей системы авторского права в России, опыт открытия доступа к библиотечным коллекциям, повышение видимости оцифрованных массивов в интернете, а также возможность участия в проекте «Открытая библиотека».
НП «Викимедиа РУ» издало пособие для библиотекарей

Издание содержит рекомендации по использованию открытых лицензий и публикации произведений в режиме открытого доступа
Пособие подготовлено в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», основная цель которого состоит в организации правовой и методологической поддержки библиотек для открытия доступа к общественному достоянию. В настоящий момент множество произведений науки и культуры нельзя найти в интернете, однако издания, срок охраны авторских прав на которые уже закончился, можно и нужно оцифровывать, и библиотеки могут сыграть ведущую роль в этом процессе.

НП «Викимедиа РУ» запустило сайт проекта «Открытая библиотека»
Ресурсный центр для библиотечных работников Открытаябиблиотека.рф создан в рамках одноименного проекта партнёрства. Он предназначен для организации правовой и методологической поддержки библиотек по вопросам размещения в открытом доступе произведений, перешедших в правовой режим общественного достояния, а также использованию открытых лицензий. Сайт разработан командой проекта на основе вики-движка, его функционирование могут поддерживать любые участники проектов «Викимедиа».

 

 

Мнения

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.