Подписаться на обновления
24 апреляСреда

usd цб 63.7906

eur цб 71.7453

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Игорь Манцов   среда, 16 ноября 2011 года, 11:39

Спасти нацию от сумасшествия!
Какие проблемы у НИИ киноискусства?


Директор НИИ киноискусства Дмитрий Львович Караваев
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Сегодня я беседую с директором НИИ киноискусства Дмитрием Львовичем Караваевым всё по тому же поводу, по поводу «слияния двух солнц»: ВГИКа с научным учреждением, вверенным моему собеседнику.

Манцов: У ВГИКа появилось серьёзное научное измерение, а что изменилось у вас в НИИ?

Караваев: Мы, конечно, намерены сохранить свой статус научного учреждения, намерены сохранить коллектив людей, занимающихся наукой о кино как в фундаментальном, так и в прикладном смысле.

Первый просмотр-заседание в НИИ киноискусства прошёл в высшей степени удачно. Присутствовал сам Андрей Звягинцев с лучшей отечественной кинокартиной года «Елена» , явились, расселись и заговорили хорошие неагрессивные люди, включая бойцов десанта тульских киноманьяков во главе с выдающимся и неувядаемым Касаткиным.

Почему я акцентирую прикладную сторону? Раньше было принято подчеркивать, что мы – организация для преимущественно фундаментальных исследований, и «опускаться» до прикладного киноведения нам, что ли, не по чину.

Между тем, чтобы сохранить объективность, скажу: по-настоящему фундаментальным академическим институтом НИИ киноискусства никогда не был. Это моя личная точка зрения, возможно, кому-то она покажется кощунственной, но я буду на этом настаивать.

Институт задумывался в свое время как некий реактивный ответ на сложное и даже критическое положение в отечественном кинематографе начала 70-х годов. Тогда и ЦК КПСС, и Госкино с тревогой осознали, что не владеют адекватной информацией о процессах, определяющих как развитие нашего кинопроизводства, так и прокатную ситуацию.

Реальностью советского кино стал устойчивый «тренд» снижения посещаемости …

Манцов: Уточните, когда это произошло?

Караваев: Это 1972-73-й годы.

Вторая проблема, взволновавшая начальство, обозначилась в тот же самый период и была связана уже с зарубежными кинематографистами. Некоторых из них приглашали из Европы и Америки на Московский кинофестиваль, там привечали, угощали, награждали почетными премиями, но, едва возвратившись, эти обласканные Москвой люди принимались снимать антисоветские с точки зрения нашей идеологической верхушки кинокартины. Может быть, помните, из разряда таких был случай с Ивом Монтаном и режиссером Коста-Гаврасом, после их фильма «Дзета»? «

То есть люди в кабинетах на Старой площади и в Гнездниковском переулке задумались: а нельзя ли создать такое учреждение, которое достаточно оперативно и полно станет снабжать их информацией по отечественному и зарубежному кинематографу, тем самым помогая вырабатывать адекватную программу действий и противодействий.

Наконец, Владимир Евтихианович Баскаков был как раз в тот момент выбит из обоймы руководящих чиновников Кинокомитета, но свой авторитет и свои связи он сохранил, поэтому его решили передвинуть на поприще теоретического обеспечения кинопроцесса. Именно ему и дали возможность создать наш институт.

Этот институт получил название НИИ теории и истории кино, но был он сориентирован, скорее, на идеологическую конъюнктуру кино и в гораздо меньшей степени - на историю и теорию киноискусства как таковую. Здесь готовили оперативную информацию по состоянию репертуара, по отдельным направлениям и представителям мирового кино и каким-то конкретным фильмам. Эта информация щедрым потоком шла в Госкино, но иногда и в другие ведомства.

К сожалению, чиновники любят, чтобы информация говорила сама за себя. Разбираться в эстетических хитросплетениях, в подоплеке кинопроцесса или даже анализировать выкладки социологов о зрительской посещаемости – у них не хватало времени, а, может быть, и желания. Кроме того, высшим чиновникам поступала информация и по другим каналам: из МИДа, из «Совэкспортфильма» и так далее.

Добавлю, что чиновник мог в любой момент пригласить на ковер любого творца, деятеля кинематографа, сколь угодно видного и заслуженного, будь то, скажем, Тарковский или Кончаловский, с тем, чтобы в личной беседе выяснить все занозистые вопросы его творческой кухни или отношения этого художника с коллегами.

В какой-то момент руководители НИИ почувствовали, что создавшие их учреждение «люди наверху» вполне обходятся без них, и что главным адресатом их деятельности является все та же творческая интеллигенция, киноведы, кинокритики и широкий круг любителей кино, рядовых зрителей. Я говорил с Баскаковым на эту тему: для него это было в известной степени разочарованием, ведь он рассчитывал реально влиять на управление и конъюнктуру кинопроцесса.

Вдобавок в преддверии перестройки сами сотрудники института стали в большей степени ощущать себя критиками и публицистами. Ментальность академического ученого стала исчезать, так по большому счету и не утвердившись.

Конечно, в институте с момента его основания работали люди, отвечавшие всем представлениям об академическом ученом, киноведе с большой буквы. Таким изначально был Леонид Козлов. Таким за время работы в институте стал Михаил Ямпольский. С этой высокой маркой, с этим цензом киноведа, думаю, здесь работали и Юренев, и Громов, и Дробашенко. Это были действительно серьезные люди, мыслившие себя в качестве именно ученых. Я мог бы назвать еще добрую дюжину имен, но такие перечисления надо делать не в формате устной беседы.

Но в значительной своей массе сотрудники института были кинокритиками - и порой блестящими! - переводчиками, референтами, фильмографами. И я бы сказал, что и к сегодняшнему дню, за почти 40-летнюю историю института тип киноведа-ученого у нас еще недостаточно сформировался, как это ни парадоксально. Видимо, задача, которая стоит перед нами сейчас, это построить работу так, чтобы основной контингент сотрудников приобрел вполне четкие и понятные профессиональные качества, своего рода квалификационный набор – именно ученого.

Но конечно, ученому при этом должны достойно платить, его должны публиковать, должны способствовать его контактам с коллегами, в том числе и за границей. У него должна быть возможность солировать на интересных по проблематике научных форумах.

Надо уточнить, что фундаментальные исследования необходимо сопрягать с прикладными задачами. Прикладное киноведение востребовано потому, что сфера аудиовизуальных искусств необычайно расширилась. Вопросы экспертной оценки, вопросы консультирования каких-то проектов, вопросы выдачи прогнозов по тем или иным направлениям развития экранного искусства – очень актуальны!

Если институт сумеет совмещать «высоколобое киноведение» с текущей практикой, где станет выступать в качестве авторитетного экспертного органа, будет, думаю, достигнуто искомое равновесие.

Манцов: Какие проблемы у НИИ киноискусства?

Караваев: Говоря о проблемах, я бы сразу поставил вопрос, а насколько оптимальна наша структура? Ведь наши научные отделы были наречены еще при Баскакове, а это, извините, 70-е годы прошлого столетия. Тут сохранилось множество атавизмов, и не просто по наименованиям, но по направлениям работы.

Видимо, нужно совместно со ВГИКовским руководством сесть и подумать: какие направления киноведческой работы сегодня наиболее актуальны?

Тогда и переход к конкретным проектам станет делом органичным. История, теория, социология, анализ состояния современного отечественного и зарубежного кино – это основные направления. Но их надо конкретизировать, поверять актуальной проблематикой.

Я не раз присутствовал на конференциях и симпозиумах разного рода, и вот что удивляет. С одной стороны, наши кинематографисты ругают голливудское кино за его бездуховность, неспособность сомкнуться с духовной жизнью российского общества, а с другой стороны, все признают, что оно в высшей степени успешный коммерческий и социальный продукт. Так может быть взять и отказаться от пропагандистских слоганов и деклараций и реально проанализировать ситуацию с американским кино с точки зрения его успешных рецептов работы со зрительской аудиторией?!

Причем необходимо сделать это без априорных идеологем, дескать, вот это самое американское кино по определению реакционно и для нас вредоносно.

Манцов: Ого, вы затронули мою любимую тему. Не бывал на конференциях, но меру глубокой ненависти нашего человека к американскому кино осознаю. Этот странный человек смотрит все американское без изъятия, но при этом плюется, ни черта не понимая и убеждая себя, что там все-все-все «примитив», «бездуховка».

Сергей Михайлович Эйзенштейн создавал Институт Истории Искусств. Статус кино в то далекое время был весьма низок. Эйзенштейн был вынужден дать честное слово Игорю Эммануиловичу Грабарю, что кино является искусством. Только после этого Грабарь согласился на то, что чтобы в рамках института существовал отдел, посвященный кино.

В нашем разговоре выясняется, что психически больны не только расейские обыватели, но и так называемое ученое сообщество!

Тамошняя эстетика абсолютно непонятна здесь, отчего и начинаются истерики. Существует потребность понять: как тамошнее кино устроено. Понять и – разъяснить здешнему закомплексованному, но любознательному человеку. Разъяснить, например, что никаких антигуманных и антидуховных тенденций там нет.

Караваев: Некоторые люди преследуют при этом свой личный или корпоративный интерес, это тоже нужно признавать.

Манцов: Когда есть корысть, вообще не о чем говорить. Хотя уверен, что и так называемые «корыстные» товарищи с господами тоже ничего в тамошних «поэтических мирах», в тамошних «поэтических структурах» не понимают, негодуют и осуждают искренне.

К примеру, в американских картинах психоаналитическая схема определяет процентов 95 смысла. И если зритель не имеет ее в виду, он не способен считать с экрана практически ничего существенного.

Зачастую их фильмы представляют собой своего рода развернутый фантазм, который не воспринимается в качестве такового нашим воспитанным на критическом реализме XIX века зрителем, весьма, кстати, консервативным и одновременно агрессивным.

Ножницы между тем, что осмысленно и тонко делают они и тем, что считывают в результате невнимательные необученные наши, - это проблема выживания страны, не меньше! Этой страны, конечно, а не той.

Наше общество в этом смысле находится в глубокой…, гм-гм, находится в глубоком кошмаре. Декларируется цель – войти на равных в цивилизованное сообщество и в мировую культуру, декларируются цели глобализации, но при этом снизу доверху, по горизонтали и по вертикали культивируется некая провинциальная оптика.

Вслед за показами в стенах НИИ киноискусства свежих российских картин с участием авторов мы хотели бы проводить здесь еще и просмотры фильмов прошлых лет и даже десятилетий под кодовым названием «Конфликт интерпретаций». Как западные картины, так и наши – оцененные и недооцененные – должны быть подвергнуты пересмотру с переозначиванием, с переосмыслением.

Например, я мечтаю пересмотреть в присутствии живых, слава Богу, авторов, Мельникова и Валуцкого, картину «Семь невест ефрейтора Збруева». Она ничуть не слабее общепризнанных шедевров Муратовой или Тарковского.

Не говорю уже про многие классические американские ленты, которые здесь вообще никогда не были отсмотрены по-настоящему!

Караваев: Я бы для начала расширял горизонт киноведческого анализа. Чтобы выносить адекватное мнение об американском кино, нужно, конечно, брать во внимание тамошнюю социокультурную ситуацию в целом. Нужно разбираться, например, с тем, почему американец вообще идет в кино, идет весьма и весьма активно. С какими установками он идет? Что он от этого просмотра получает, как личность, как гражданин? Каков спектр основной зрительской аудитории?

У нас практически потерян в качестве кинозрителя мужчина от 25 лет и старше. Необходимо на примере Америки разобраться, насколько такой зритель вообще может у нас активно существовать.

Лично я не знаю, сколько раз в году средний американский мужчина ходит в кино. Думаю, наш мужчина активнее пойдет в кино, только если там будут показывать матч чемпионата Европы по футболу или, допустим «титульный» бокс . И при этом обязательно, чтобы участвовали наши!

Американский кинематограф оценивают у нас негативно еще и потому, что это чужие. Сегодня российская социальная и личностная идеология построены на отрицании чужого. В то же время российские кальки с американского кино воспринимаются более доброжелательно, ибо это как бы свое.

Манцов: Получается, наши зрители не воспринимают универсальные архетипы, реагируют только на идеологемы. Они сами навешивают на американские универсалии ярлык «чужое».

Парадоксально, но я-то именно в американском кино нахожу близкие для себя вещи, а в отечественном для меня практически все чужое. За редкими исключениями не нахожу в нашем кино ничего, что имеет отношение ко мне лично. На кого они рассчитаны? Пропаганда, которая тысячекратно позорнее более-менее талантливых и многократно обруганных в Перестройку «Кубанских казаков»!

Караваев: Проблема наших фильмов еще и в том, что в рамках зачастую не очень интересного и не очень оригинального сюжета режиссер со сценаристом стремятся решить все проблемы мироздания. Порой возникает такое ощущение, что режиссер попытался впихнуть в одну картину все, что он за свою жизнь прочитал или увидел. По-моему, это непродуктивно прежде всего с точки зрения притяжения зрителя. Когда наши художники грузят в один мешок проблему смысла жизни и проблему непогашенного окурка, мне кажется, это перебор. Зритель теряет ощущение конкретной проблемы и конкретной истории.

Американцы не пренебрегают делать блокбастеры на основе конкретной юридической казуистики, чтобы зритель уяснил содержание всего одной юридической статьи, а не постиг смысл жизни! Помните, в середине 90-х был фильм «Разоблачение» с Майклом Дугласом и Деми Мур? Конкретная, чуть ли не пошлая проблема сексуальных домогательств на работе – вместе с тем, серьезная, настоящая драма. Провести линию от частного к общему, по-моему, труднее, чем с порога заявлять, что ты будешь говорить о смысле бытия! По-моему, это бич нашего авторского кино. Хорошо, что есть и обратные примеры. «Елена» Звягинцева, по-моему, удалась именно тем, что конкретная социальная история не была похоронена под надгробием из «вечных истин».

Манцов: Американцы, они бомбят свою социально-психологическую территорию по квадратам, методично. И каждый человек в киноиндустрии занимается у них своим квадратом.

Караваев: Да, именно так! Конечно, возникает опасение, что на этом пути производится слишком много однодневных фильмов. Но с другой стороны, на их плечах держатся картины гораздо более серьезные.

Манцов: Вернусь к мужчинам от 25 и старше. По моим наблюдениям они смотрят кино и западные сериалы в страшном количестве, однако делают это дома. И повторюсь, что эти огромные потоки западной продукции не воспринимаются нашим человеком адекватно, вызывают у него протест, отторжение, недоумение.

Коллективное бессознательное страдает: не смотреть это вроде бы нельзя, «непрогрессивно», но вот зачем смотреть и какой во всем этом «чужом хаосе» смысл – нашему человеку тоже непонятно. Думаю, страна, чей коллективный разум разрывается между сомнительным долгом и гремучим непониманием, скоро сойдет на этой почве с ума.

Мне кажется, НИИ киноискусства как раз и должен заняться экспертно-разъяснительной работой. Мы обязаны спасти коллективный разум нации, ни больше и ни меньше.

Караваев: Ну, я бы не формулировал нашу задачу в таких грандиозных категориях. Давайте скажем проще. Никакая другая организация, кроме Института киноискусства, пока не может взять на себя такую сверхответственную задачу, как выработка актуальной практической терминологии кинопроцесса. Что я имею в виду?

Кинопроцесс направляется и регулируется государственными институциями. Они нуждаются в определении того, с чем они работают. Например, из Минкульта к нам приходит письмо: дайте определение авторского кино. Зачем им это? А им попросту нужно выделять деньги на такую категорию фильмов. И вот здесь-то и происходит «проверка на прочность» научной состоятельности киноведа. Если он, при всей его образованности и эрудиции, не способен применить свой теоретический лексикон к практике кинопроцесса – это уже не наука. Научных понятий, актуальных для сегодняшнего кинопроцесса, в нашем кинематографическом обиходе десятки, если не сотни. И свести их в своего рода глоссарий – одна из наших первоочередных задач.

Мы должны быть готовы осмысливать наш кинопроцесс не только в виде критических рефлексий, но и в смысле его терминологического, методологического, эстетико-юридического обеспечения.

Манцов: Короче, вопрос в том, чтобы взять символическую власть?

Караваев: Над кем это?

Манцов: Над глоссами, над терминологией, надо всем, что движется и шевелит губами в отечественном кинопространстве.

Караваев: Может быть. Хотя, оговорюсь, главное здесь – не принуждать, а убеждать. Своей научной аргументацией.

У меня есть одна навязчивая идея: необходимо перестать писать для самих себя. Нужно находить реального адресата. Нужно научиться быть ответственным перед ним за свои оценки, выводы и прогнозы. В случае со ВГИКом – это ответственность перед теми, кому ты адресуешь свои учебники, учебные пособия, лекции.

Манцов: На живые кинопроцессы мы обязаны отвечать живой реакцией.

Караваев: И в этом смысле на студентов ВГИКа можно полагаться как на лакмусовую бумажку. Ведь они не только чувствуют фальшь, произносимую или написанную с умным выражением лица, но и способны открыто сказать об этом.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Неутомимые «Мстители»

Гид по 41-му Московскому международному кинофестивалю

В 2018 году из-за футбольного чемпионата мира ММКФ сдвинули с июня на апрель 2019. Новые даты проведения прижились ── 41-й по счёту фестиваль откроется 18 апреля и продлится ровно неделю. Зрителей ждут предпремьерный показ заключительного эпизода блокбастера «Мстители: Финал», ретроспективы итальянского, венгерского и турецкого кино, программы Одесской киностудии, Ленфильма и ВГИКа, отмечающих 100-летие, а также спецпоказ считавшейся утраченной дебютной ленты Дзиги Вертова «Годовщина революции».

20.04.2019 16:00, Павел Пересветов


Говорите, вас слушают!

20 фильмов, построенных на гениальных диалогах

Искусство построения диалога – одно из самых непростых умений, которым необходимо овладеть сценаристу. Из-за недостатка информации события фильма могут остаться непонятыми, а избыток информации в диалоге лишает зрителя всякого интереса. На самом деле кинематограф богат картинами, в которых основной упор сделан на речевых актах героев. Мы предлагаем список 20 фильмов, которые фильммейкеры построили почти исключительно на диалогах персонажей. О визуальной составляющей и актёрском мастерстве тоже не забыли.

05.04.2019 19:00, Cameralabs


10 культовых фильмов, которые признали шедеврами мирового кино

Рейтинг неподражаемых картин

Зачастую культовые фильмы ассоциируются с низкосортными полуночными размышлениями эксцентричных режиссёров, работы которых — за очень немногими исключениями — трудно назвать настоящими шедеврами.

30.03.2019 19:00, cameralabs.org


Весенний киногид

5 самых ожидаемых кинопремьер весны

В детстве каждый из нас смотрел захватывающие мультфильмы. А теперь в мультипликационных героев превращаются звезды полнометражного кино. Этой весной нарисованные сказки станут реальностью. Кроме того, зрителей порадуют ремейки знаменитых фильмов. «Частный корреспондент» рассказывает о самых громких премьерах весны.

23.03.2019 19:00, Еркнапешян Марианна


«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса

Прототипом главного героя — газетного медиа-магната Чарльза Фостера Кейна, послужил Уильям Рэндольф Херст, который придумал «желтую журналистику» и в свое время создал целую медиа-империю. К моменту съемок Херст уже знал о планах Уэллса и попытался силами своих СМИ помешать выпустить картину. Впрочем, молодому режиссеру удалось доснять материал и отправить его в прокат, пусть и без планируемого размаха.

22.03.2019 19:00, Мария Молчанова, diletant.media


Главные сериалы этой весны

Подборка самых ожидаемых историй

И снова мы рассказываем, что будет интересно посмотреть весной 2019 года, даже если у вас нет телевизора. (Подсказка: финальный сезон «Игры престолов» начинается в апреле, завершение 9 сезона «Ходячих мертвецов» уже идет, а второй сезон «Американских богов» стартует в марте).

16.03.2019 19:00, Родион Чемонин, tvkinoradio.ru


Братья-гении

12 фильмов братьев Коэн, которые точно стоит посмотреть

Едва ли найдётся человек, не смотревший ни одного фильма братьев Коэн. Джоэл и Итан вошли в число самых авторитетных кинорежиссёров современного кино. Кроме того, Коэны, как правило, сами пишут сценарии, режиссируют, продюсируют и монтируют свои фильмы. Братья работают совместно на протяжении последних 32 лет и за это время удостоились 4 премий «Оскар», Золотой пальмовой ветви и ещё свыше 70 ведущих кинематографических наград.

14.03.2019 19:00, cameralabs.org


Проклятия и пророчества «Духа огня»

Подробно о международном фестивале кинематографических дебютов

По итогам конкурса российских дебютов на 17-ом Ханты-Мансийском кинофестивале «Дух огня» в числе фаворитов оказались фильмы, снятые на хантыйском, якутском и армянском языках. Среди многочисленных конкурсных программ «Духа огня» — от детской до короткометражной — двумя основными считаются международный конкурс и конкурс российских дебютов.

10.03.2019 16:00, Вячеслав Шадронов


Великая красота и великий обман в фильмах Паоло Соррентино

Подборка прекрасных работ гениального режиссера

На сегодня Паоло Соррентино — один из наиболее влиятельных итальянских режиссёров, наряду с Маттео Гарроне, Нанни Моретти и Лукой Гуаданьино. С точки зрения стиля фильмы Соррентино известны тем, что интеллектуально холодны, мрачны, сатиричны и переполнены чувственными и яркими образами. За это его и называют современным Феллини.

09.03.2019 18:00, cameralabs.org


Как это снято: «Страсти Христовы»

История создания самого тяжелого фильма о Христе

Воскрешение мертвых языков, создание человеческой отбивной с помощью пластического грима, влияние Караваджо и Дали, а также удар молнии в Джеймса Кэвизела. Разбираем, как Мэл Гибсон снимал «Страсти Христовы», одну из самых жестоких и тяжелых картин в истории кино.

02.03.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru






 

Новости

Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.
В культурном центре «ДОМ» пройдет фестиваль «Volkov ManiFEST»
В Москве с 16 по 18 апреля уже во второй раз пройдёт московский вариант фестиваля известного петербургского контрабасиста Владимира Волкова, многолетнего творческого партнёра Леонида Фёдорова, также занятого в массе джазовых, академических, театральных проектов.
Пианист Борис Березовский построит «Артгородок»
21 марта в московском театре Et Cetera состоится театрально-музыкальный вечер, в котором примут участие пианист Борис Березовский, художественный руководитель театра Александр Калягин, телеведущий Александр Гордон, актёр и поэт Владислав Маленко, рок-музыкант Стас Намин, Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница».
Умер Владимир Этуш
Народный артист СССР скончался на 97-м году жизни.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.