Подписаться на обновления
16 сентябряПонедельник

usd цб 64.4711

eur цб 71.5307

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Юлия Эйдель   четверг, 15 мая 2014 года, 17:15

«Современные технологии, в том числе технологии преподавания и поддержки, делают возможности инвалидов безграничными»
Иван Бирюков о том, почему социализация и возможность открыть свое дело – лучшее, что можно сделать для людей с ограниченными возможностями


Иван Бирюков
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Как строить технологичный социальный бизнес, решающий проблемы людей с ограниченными возможностями, с нуля и вовлекать в этот процесс самих инвалидов, делая их инициаторами или даже руководителями проектов? В Бауманке на этот вопрос уже найден ответ! Директор по развитию Лаборатории социальных инноваций «Cloudwatcher» рассказал «ЧасКору» о социальной программе «Технологии возможностей», которая реализуется в рамках сотрудничества МГТУ им. Н.Э. Баумана, «Берингер Ингельхайм» и «Cloudwatcher», и помогает студентам получить необходимые знания и навыки для реализации идей социального предпринимательства.

— С чего началось появление в Бауманке курса социального предпринимательства? Правильно ли я понимаю, что этот курс скорее про бизнес-технологии и возможность подготовиться к запуску собственного дела, даже найти инвестора, чем про теорию социального предпринимательства? Больше практики и меньше теории. Каков итог курса для каждого студента, что он получит на выходе?
— Сам по себе курс – это скорее один из инструментов, который способствует тому, чтобы сделать программу поддержки проектов социального предпринимательства в области решения проблем инвалидов «Технологии возможностей» максимально эффективной и полезной для молодых инноваторов. Действительно, сам курс мы постарались адаптировать и сделать максимально полезным и практическим, ориентированным на бизнес-проекты, решающие проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья.

Участник программы, помимо обучения основам бизнес-планирования проектов социального предпринимательства и консультаций ведущих экспертов, получает возможность презентовать свой проект представителям всех ведущих институтов поддержки социального предпринимательства в России. Мы постарались объединить в Экспертном совете руководителей ведущих организаций, которые готовы оказывать не только финансовую, но и менторскую и административную поддержку участникам проекта.

Таким образом, программа является своего рода «службой одного окна», где автор проекта может получить все для успешного запуска своего проекта и в итоге его реализовать.

Также важно отметить, что большинство проектов связаны с инновационными научными решениями, так что для некоторых из них мы предоставляем ведущих научных руководителей, которые помогают молодым ребятам усовершенствовать свои разработки.

— Вы выбрали интересный и широкий подход в понимании социального предпринимательства и берете в работу проекты, которые i) позволяют трудоустроить людей с ограниченными возможностями, ii) создают товары и услуги для людей этой категории либо iii) были инициированы студентами с особыми потребностями. Расскажите, почему вы выбрали именно такие категории?
— Вы правы, сама по себе программа «Технологии возможностей» направленна на решение проблем инвалидов, в том числе на повышение уровня социализации и уровня доходов таких людей. Участвовать в программе могут три вида проектов:

- проект, автором и лидером которого является непосредственно инвалид;

- проект, подразумевающий непосредственную занятость инвалидов в его реализации;

- проект направленный на производство товаров и услуг, улучшающих качество жизни инвалидов.

Как мне кажется, одной из основных проблем, которые препятствуют развитию отрасли, работающей на решение проблем инвалидов, это своего рода «невидимость». Здоровые люди как будто не хотят видеть инвалидов вокруг себя. Хотя скорее люди просто не знают, как себя вести при виде инвалида, не знают, как им быть в общении с ними. Это и ведет к тому, что не видя самих инвалидов, люди не видят и проблем, с которыми они сталкиваются.

На мой взгляд, социализация инвалидов является приоритетной задачей для решения этих проблем. В частности, мы считаем, что возможность начать свой собственный бизнес для инвалида – это крайне значимо, ведь это не только возможность самостоятельно зарабатывать деньги и не быть «зависимым», но и шанс доказать обществу и другим инвалидам, что «ограниченные возможности» людей на 99% - в головах. И, в то же время, современные технологии, в том числе технологии преподавания, поддержки и так далее, делают возможности инвалидов безграничными.

Именно поэтому мы и назвали программу «Технологии возможностей». Ведь, как я и говорил ранее, основной массив проектов – это высокотехнологические проекты.

— Что еще более важно, вы адаптировали программу и место проведения занятий под потребности студентов с ослабленным слухом, что позволит им самим стать предпринимателями и на уровне бизнеса решать свои (и не только свои) насущные проблемы. Расскажите, как готовилась и адаптировалась учебная программа.
— Сегодня образ инвалида в России – это колясочник. При этом мы все часто забываем про другие, не менее тяжелые нозологии. Сегодня ситуация с безбарьерной средой начала меняться, хотя еще очень многое предстоит сделать. Так, если колясочники сейчас, пусть и не везде, но имеют доступ к некоторым образовательным учреждениям, офисам банков, НКО и других институтов поддержки, то для слабослышащих и слабовидящих крайне затруднен доступ к услугам всех этих организаций. И, в первую очередь, это касается доступности образования и консалтинга. Именно поэтому мы сделали упор на то, чтобы адаптировать курс для инвалидов по слуху.

Российские вузы постепенно начинают распознавать социальное предпринимательство как возможное направление деятельности, преподавания. Совсем небольшое количество вузов ориентируется на преподавание предпринимательства, потому что в классическом экономическом вузе преподают финансы, юридические аспекты деятельности предприятий, маркетинг, бухучет и другие предметы, но не учат, как создать предприятие от начала до конца. Наши вузы предпочитают академически выверенную методику, но тренды смещаются, и они вынуждены идти за спросом. А студенты предъявляют спрос уже на самостоятельную предпринимательскую деятельность и на практическую помощь в этой деятельности. Им нужно, чтобы их научили, как с нуля создать дело, найти идею, как ее воплотить, что для этого нужно и как зарегистрировать предприятие на практике, а не в теории. Поэтому российские вузы следуют этой тенденции.

Здесь мы смогли успешно объединить две успешные практики. В основу образовательной программы лег разработанный мной и моими коллегами учебный курс по бизнес планированию проектов социального предпринимательства, который несколько лет читается в Финансовом университете при Правительстве РФ на базе Лаборатории «Социальный бизнес и корпоративная социальная ответственность», и восьмидесятилетнего опыта Бауманки, которая в 1934 году первой в мире создала специализированный центр, направленный на обучение инвалидов, в первую очередь по слуху. Также в решении нашей задачи большую роль сыграл опыт нашего близких друзей и партнеров программы, компании Берингер Ингельхайм, которые имеют колоссальный международный опыт в поддержке проектов социального предпринимательства и особенно проектов в области решения проблем инвалидов. Задача, признаюсь, была не самой простой, но это нас с коллегами наоборот подстегивало.


Сейчас я могу с уверенностью сказать, что нам удалось сделать очень важную вещь. Благодаря бауманским специалистам-сурдопереводчикам и аудиториям, оборудованным по последнему слову техники, студенты с нарушением слуха могут получить необходимые знания и навыки для реализации своих бизнес-идей и, что на мой взгляд не менее значимо, работают в одной группе со здоровыми ребятами, которые также разрабатывают проекты, направленные на решение проблем инвалидов.

— Как отреагировали на появление такого курса студенты Бауманки?
— По-разному. Кто-то ринулся в бой и был даже гипер-активен с первых секунд первого занятия, кто-то внимательно слушал, но проявлял некоторую настороженность. В процессе мы поняли, чем была вызвана эта настороженность. Дело в том, что в основном это «технари» - инженеры, программисты и так далее, предпринимательская деятельность для них - это совсем непонятный и неизведанный мир, который, конечно, в начале пугает. Но ближе к середине курса у ребят уже начала появляться уверенность в своих силах и понимание того, что мы рядом и всегда поможем, если что.

Я уже с уверенностью могу сказать, что искренне горжусь тем, что работал вместе с ними, все ребята невероятно талантливые. Уверен, что скоро и все мы будем годиться результатами их проектов, которые действительно способны изменить мир.

— Курс уже стартовал? Вы уже собрали первичные идеи проектов от студентов, есть интересные намётки? Когда вы планируете подводить первые итоги и собирать "урожай" проектов?
— Да, курс уже стартовал. И мы даже уже отобрали несколько проектов и идей, с которыми сейчас работаем. Проекты по-настоящему уникальные и поразили меня и моих коллег.

Для социальных предпринимателей социальная миссия всегда явно выражена и находится в центре их деятельности. Это очевидным образом влияет на то, как социальные предприниматели воспринимают и оценивают возможности. Воздействие на мир через достижение своей миссии становится для них главным критерием, а отнюдь не приобретение богатства. Богатство является лишь средством для достижения конечной цели.

Первой ласточкой стала команда из двух студентов – инвалидов по слуху, которые создали мобильное приложение с базой калькирующего жестового языка. Это приложение призвано, по задумке его авторов, серьезно облегчить доступ к образовательному процессу глухих людей и включает в себя набор видео файлов под каждый специализированный термин, который используется в различных дисциплинах от юриспруденции до сопромата. При этом само приложение. по мнению разработчиков, будет не только полезно студентам с нарушением слуха, но и сурдоперводчикам.


Ребята уже создали приложение под Android и первичную базу жестов. Сейчас мы вместе с ними работаем над проработкой бизнес-модели проекта и доработкой технической и контентой частей проекта. Уверен, что сам факт появления такой базы сыграет серьезную роль в обеспечении доступа слабослышащих людей к высшему образованию.

Следом присоединились и другие проекты. Так, одна девушка создала не имеющее аналогов в мире программное обеспечение для парализованных людей, которое позволяет с помощью обычной веб-камеры считывать движение глаз человека и преобразовывать их в движение курсора мышки, что, в свою очередь, позволяет парализованным людям общаться. На мой взгляд, такая разработка имеет колоссальные перспектива применения и в смежных отраслях.

Еще один проект, который хотелось бы отметить – команда ребят разрабатывает биомеханический протез кисти руки для людей, имеющих соответствующую потерю конечностей. Данные разработки позволяют в несколько раз уменьшить стоимость таких протезов, при этом по техническим характеристикам превосходят свои зарубежные аналоги.

Сейчас мы помогаем авторам проектов с их доработкой и скоро представим результаты членам экспертного совета программы вместе с другими проектами.

— Как вы считаете, важна ли для студентов практика в существующих компаниях, ориентированных не только на финансовый, но и на социальный эффект? Чему студенты могут там научиться?
— Безусловно, такая практика позволит получить бесценный опыт в управлении такими проектами, что, в свою очередь, позволит снизить риски при реализации собственных проектов. Также крайне важно, чтобы начинающие социальные предприниматели видели такие примеры живьем и приобретали уверенность, что и у них все тоже должно получиться.

— Мы были бы рады предложить вам стать партнером конкурса учебных работ по темам социальных компаний, который проходит на Vernsky.ru. Студенты могут опубликовать свои письменные работы в любом формате (реферат, курсовая, эссе, презентация), которые сдают по итогам вашего курса, на портале Вернский.РУ и выиграть стажировку или денежный приз. Публикация на портале закрепляет авторство студента, что снимает вопрос дальнейшего плагиата идеи. В то же время открыто опубликованная работа становится основой для портфолио начинающего специалиста и может заинтересовать HR или инвесторов больше, чем стандартное резюме. Как вам кажется, конкурс учебных работ может стимулировать активность студентов и задавать соревновательный ритм в работе? Вы будете рекомендовать студентам проявлять активность и самостоятельность, учиться подавать свои проекты на конкурсы и гранты?
— С искренней благодарностью принимаю ваше предложение. Трудно переоценить значимость таких инициатив, ведь когда ты только начинаешь, то поддержка нужна как воздух, если не сильнее. Зачастую это просто признание и совет, но когда студент получает возможность получить практику или финансирование, чтобы в итоге реализовать свой проект – это действительно здорово! В нашей программе, мы также начинали от студенческих работ и решили, что будем двигаться в сторону практической реализации идей, заложенных в них. Уверен, что партнерство наших программ позволит достичь серьезного синергетического эффекта и, как итог, поддержать эти важные инициативы нашей талантливой молодёжи. Спасибо!

Беседовала Юлия Эйдель




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Где учат нянь для богатых и знаменитых

История британского Норланд-колледжа

Пока некоторые до сих пор с недоверием относятся к няням и бебиситтерам, королевские семьи не могут представить без них жизнь. Правда, «королевские» няни оканчивают не какие-нибудь там курсы, а настоящий колледж: три года обучения, собственный профессиональный кодекс и в конце диплом. Рассказываем, как устроен Норланд-колледж — самое известное учебное заведение, где учат лучших нянь.

28.04.2018 13:00, Надя Папудогло, mel.fm


«Я — например! Кто за мной?»

Летать как Лидия Леонова

В разные годы абсолютными чемпионами мира по высшему пилотажу в неограниченном классе становились шестнадцать наших спортсменов. Девять из них — женщины. Как слабому полу стать настоящим профессионалом в мужском деле, рассказала Лидия Леонова.

12.04.2018 16:00, Марина Карелина


«Работать с чужими детьми намного проще, чем сидеть со своими»

Частные няни о своей работе

Родители доверяют няням самое дорогое… Чего они ждут взамен, кого готовы принять на работу и сколько платят за то, что няни уделяют их детям больше времени, чем своим? LADY.TUT.BY поговорила с нянями и узнала, с какими трудностями им приходится сталкиваться, почему они выбрали эту профессию и как у них складываются отношения с заказчиками их услуг.

05.03.2018 09:00, Татьяна Лемешевская для lady.tut.by


«Я не собираюсь быть миллионершей»

История бизнесвумен с двумя высшими образованиями, которая бросила городскую жизнь, завела себе миниатюрную лошадь и прибыльное дело для души

Жизнь Ольги Колпаковой не похожа на глянцевую женскую мечту с огромным домом у моря и любимой работой на пару часов в неделю — она живет и работает в селе Каменка в своем «Теремке» и ежедневно 6 часов проводит на морозе, ухаживая за животными, чьи хозяева отправились к морю. В 45 лет женщина с двумя высшими образованиями не побоялась покинуть теплый офис и заняться любимым делом. Хозяйка зоогостиницы «Теремок» рассказала, зачем ей срочно понадобилась лошадь, и поведала удивительные истории дружбы и любви своих четвероногих постояльцев.

26.02.2015 09:00, Валерия Беленькая


Раздельный «Собиратор» мусора

Внедрение механизмов раздельного сбора и полной переработки отходов. Студенческое исследование в рамках конкурса фонда «Наше будущее»

Необходимость раздельного сбора мусора и его переработки обсуждается в России не первый год, но дальше обсуждения дело не идет. Если в соседней Европе перерабатывается 60% отходов, то в нашей стране этот показатель не превышает 8%. Перспективу такой политики год назад обрисовал федеральный министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. «Если мы не предпримем решительных мер, то уже через несколько лет территория России будет похожа на одну большую свалку», - сказал чиновник и пообещал, что правительство этого не допустит. Пока же, перефразируя классиков, спасение утопающих в мусоре - дело рук самих утопающих.

03.07.2014 14:00, Игорь Яковлев


Цена диплома

Получается огромная разница между ценой диплома и его ценностью, высшим образованием и «корочкой», нужной лишь для проформы

Вузы в областных центрах каждый год выпускают тысячи дипломированных специалистов, которые со временем станут основой российского общества. Но чему учатся студенты в небольших городах, где все знают друг о друге всё и могут при необходимости договориться, а «высшим образованием» чаще называют не багаж университетских знаний, а «корочку», свидетельствующую об окончании того или иного учебного заведения?

25.06.2014 11:00, Наталия Трищенко


Вагит Алекперов: «Мы формируем новое общество – людей, которые отвечают за себя и за других. От этого, в конечном счете, сильнее становится вся наша страна»

Успешные проекты социального предпринимательства награждены на Премии «Импульс Добра»

В Москве в третий раз прошло вручение Премии за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства. Новый для России подход к ведению бизнеса, в котором показателем успеха является не только прибыль, но социальный эффект, во многих развитых странах давно является нормой. Учредитель «Импульса добра» Фонд «Наше будущее» уже 7 лет поддерживает новаторские социальные проекты и привлекает внимание чиновников, институтов развития и СМИ к идеям ответственного бизнеса, способного решить многие проблемы нашего общества.

03.06.2014 10:00, Ольга Надеждина


«Важно, чтобы студенты не только придумали проект, но и реализовали его, получили конкретные результаты и смогли об этом доходчиво рассказать»

Команда конкурса студенческих социальных проектов RAISE – о том, как мотивировать студентов окунуться в социальную действительность

РАНХиГC - единственный в России вуз, внедряющий идею социального подхода к бизнесу не только в столице, но и в большой сети филиалов в 27 регионах России. Проекты, которые создают студенты, касаются развития экономики и общества. А с 2012 года Академия проводит конкурс студенческих проектов. Руководитель проекта RAISE Диана Каюмова, координатор студенческих конкурсов Оксана Мустафина и проректор Нижегородского института управления Инна Газиева рассказали «ЧасКору», как научить студентов находить и решать социальные задачи.

29.04.2014 11:00, Юлия Эйдель


Открытый доступ к науке: мифы и реальность

Проблема доступа к научным знаниям является актуальной как для мировой науки, так и для России

На протяжении долгого времени тема открытого доступа к научным знаниям активно обсуждается как в издательской среде, так и в научной: учёными, исследователями, студентами – всеми, кому научные публикации необходимы для повседневной работы. И пока окончательных решений не найдено: несмотря на то, что большая часть исследований финансируется государством, их результаты по-прежнему остаются недоступными для большинства граждан. Это позволяет говорить об актуальности проблемы широкой доступности и открытости научного знания.

17.04.2014 10:30, Дмитрий Семячкин


Теория малых и больших дел в картинках

Галерея региональных социальных проектов фонда «Наше Будущее»

Одной из основных задач Фонда «Наше будущее» является поиск и поддержка социальных предпринимателей, предлагающих наиболее эффективные подходы и технологии в решении социальных проблем общества. Проекты, представленные в этой галерее, уже были поддержаны Фондом "Наше Будущее".

09.04.2014 13:30, Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»






 

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.