Подписаться на обновления
27 мартаПятница

usd цб 56.4271

eur цб 62.0811

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияСтрана детей
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия 
Илья Раскин   среда, 1 февраля 2012 года, 09.00

Социализм - что это?
Исторически сложилось так, что я никогда не состоял ни в какой партии


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В армии меня тащили в КПСС, но я отговорился тем, что «не готов». А после и мыслей подобных ни разу не возникало. Единственная партия, к которой стараюсь, по мере сил, принадлежать – это «Партия Приличных Людей». (К сведению тех, кто не знает: это весьма массовая, мощная, разветвленная и при этом идеально законспирированная организация. Её члены безошибочно опознают друг друга по глазам). Других партий, в которых можно было бы состоять без сомнений и оговорок, я, к сожалению, просто не вижу.

Сейчас нам грозятся упрощением регистрации партий – скоро их будут, наверное, десятки. Но, боюсь, я окажусь опять лишним, беспартийным. И дело не в том, что я оцениваю партии не по политическим, а по нравственным критериям – политические убеждения у меня тоже имеются. Они, убеждения, просты и незамысловаты, но определить/объяснить/описать их на нынешнем языке практически невозможно – никто не понимает. Дело в том, что я – либеральный коммунист. Или, если угодно, коммунистический либерал. Ну, если угодно – социалист. При этом с головой у меня все в порядке, никакой шизофрении. Непорядок – с языком. Не с моим персональным, а с нашим общим, русским. (В других языках – похожие проблемы, но это проблемы не наши). Значит – язык надо менять. Или лечить. Именно так, потому что наш язык – во всяком случае, в его «общественно-политической» части – давно и тяжело болен. Это настоящий оруэлловский «новояз», доставшийся нам в наследство от СССР. Но мы, не замечая дикости языка, продолжаем на нем говорить и с важным видом несем ахинею.

Бороться с этим социализмом Штатам гораздо сложнее, чем в годы холодной войны с советским, поскольку он не навязан силой, как частично в СССР и в большей степени в Восточной Европе, а является отражением взглядов очень значительной части населения латиноамериканских стран, поэтому приходит вполне демократическим путем. Это поистине «народный», в значительной степени люмпенский социализм с огромной примесью национализма. К тому же этот социализм чаще всего не подразумевает абсурдных идеологических ограничений в повседневной жизни людей и не отменяет рыночные отношения, что значительно повышает его устойчивость.

У нас никак не может сложиться влиятельная социалистическая партия. А она нужна, и не только для того, чтобы все было «как у людей», чтобы не было стыдно перед соседями. Она нужна, как говорили когда-то, «из органических потребностей народной жизни». На этой площадке толкутся Горбачев, Явлинский, теперь Миронов, иногда заскакивает Лимонов… но как-то все не получается, не складывается. А то, что получается – как-то неубедительно. Причин тому множество, но, я думаю, главная причина – невнятность, неубедительность идеологии. В основе этой невнятности – язык, в котором подменено и перепутано все – правое и левое, частное и общественное, социализм и капитализм и еще многое, многое.

Если бы в физике (технике) термины были бы настолько же перепутаны, настолько же подменены смыслы и значения, то ни один автомобиль не поехал бы, ни одна лампочка бы не загорелась, все мосты рухнули бы. Ну, нельзя путать сопротивление и напряжение, мерить температуру в килограммах! А тут – ничего, делаем вид, что понимаем, откуда, куда и зачем движемся, хотя нас и заносит постоянно куда-то не туда.

Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам?
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Когда наши граждане (политики, журналисты, домохозяйки) говорят «социализм», то что они имеют в виду? Можно долго не гадать: они имеют в виду СССР. (Или то, что чем-то напоминает СССР – вплоть до северокорейского дурдома).

Социальное государство постсоветского типа, в определённом смысле отделённое от государственного аппарата и живущее своей негромкой жизнью, никуда не делось и сейчас. Владимир Путин, будучи президентом, предпочитал с ним не ссориться. Однако развитие экономики и связанный с ним быстрый рост доходов населения в 2002—2008 годах сделало социальное государство в его сложившемся виде обречённым на деградацию.

Есть, правда, одна загвоздочка. Уже в 20-х годах ХХ века некоторые просвещенные россияне, глядя на то, что происходит, задавались вопросом: так, а социализм здесь при чем? Ведь то, что делают большевики – это вовсе не социализм, а, скорее, прямо наоборот!? Даже Ленин, незадолго перед кончиной (пытаясь ввести НЭП) говорил о необходимости «коренного изменения всей точки зрения на социализм»… хотя никакую «точку зрения» изменить не успел. Потом эти дискуссии, насчет нашего «социализма» продолжились уже на сталинских пересылках, потом всех спорящих и сомневающихся стерли в лагерную пыль – что осталось? А осталось ровно то, что мы и сейчас слышим со всех трибун, по всем радио- и теле-каналам. Бессмертные строки «Краткого курса истории ВКП(б)». Правые, левые, задние, передние и разные прочие твердо усвоили сталинские учебники и продолжают их воспроизводить. Всенародные представления о «социализме» взяты именно оттуда.

Примеры? Далеко ходить не нужно, берем любую газету. Вот, скажем, «Независимая». Ее главный редактор К. Ремчуков предостерегает нас от увлечения «социализмом».

«Многим нашим гражданам, судя по всему, кажется подозрительным итог голосования. Они требуют или пересчета, или повторных выборов. Вероятно, полагая, что в результате этих действий доля «Единой России» может упасть ниже 50%, до 30%, например. Это будет означать, что остальные 70% достались бы трем партиям с социалистическим идейным уклоном, партиям социального популизма, сторонникам госсектора и укрепления роли государства в экономике, вплоть до национализации крупнейших предприятий и даже целых отраслей сырьевого сектора и тяжелой промышленности. …Через 20 лет после старта рыночных преобразований в Думе оказались бы представлены преимущественно антикапиталистические настроения россиян. …Прошло 15 лет. Народу голосующему по-прежнему импонируют социалистические эгалитарные грезы. Народ по-прежнему не боится идей социализма. Народу по-прежнему государственная собственность милее собственности частной, особенно в чужих руках». (К. Ремчуков: Россия в поиске идентичности. «Независимая газета», 12.12.2011г.)

Конечно, К. Ремчуков (в этом отношении) не оригинален: с его пониманием «социализма», уверен, согласились бы и А. Проханов, и В. Новодворская… Увы, все – сталинисты. Проханов – сознательно, Новодворская – бессознательно, что дела не меняет.

Российский вариант вовсе не так уникален, как может показаться на первый взгляд. Во всех современных государственных общностях подавляющее большинство голосов на выборах (70-80%) получает партократический истеблишмент. Это очень важное обстоятельство ускользает от внимания наблюдателей из-за того, что в России это большинство монополизировано не двумя «партиями власти», а одной. Слов нет, это серьезное различие, но не следует преувеличивать его значение.

Откуда взялся этот советский «социализм»? Это ведь всего лишь самоназвание советского режима (и – вслед ему – подобных, вплоть до Мао и Пол Пота). А почему мы так наивны и доверчивы, что верим самоназваниям? Если какие-то наркоторговцы объявляют себя «марксистами», то с какого перепугу наши журналисты начинают вещать о каких-то фантастических «марксистских наркобоевиках»? Ей-богу, надо же иногда голову включать!

Если В. Жириновский заявляет, что он «либеральный демократ», то что, надо ему верить, что он в самом деле либеральный и демократичный? А с чего мы взяли, что Г. Зюганов – «коммунист»? Только потому, что он сам себя так величает? Ну, помилуйте. Есть, все же, кроме идеологических масок и обманок, более объективные признаки и критерии. Если человек пытается обмануть окружающих (возможно, и самого себя), то окружающие вовсе не обязаны в этом обмане участвовать, его умножать и поддерживать.

Вещи должны называться своими именами. Это – обязательно. И фраза «а король-то голый!» – урок для всех и навсегда. Модное нынче воззрение об условности и произвольности всех словесных наименований – обычная постмодернистская туфта. Слова имеют настоящий, объективный смысл.

Невозможно переоценить вредоносность ложного языка. Он губителен в политике, экономике, судопроизводстве, семейной жизни… везде. Это, буквально, – Матрица, скрывающая и убивающая реальность (неубиенную). Это – западня. Мы в ней, правда, вполне привычно обжились, не замечая капканов, минных полей и вышек с пулеметами вокруг. Надо, господа и товарищи, отсюда выбираться. Конечно, с боями. Без этого никакая «десталинизация» не получится.

Итак. То, что было построено-устроено в СССР, называется капитализм. Именно капитализм, причем в самой его отвратительной и реакционной форме.

Чтобы прийти к этому выводу, надо всего лишь почитать Маркса – это нетрудно, он у нас издан достаточными тиражами. Конечно, мне тут же будут возражать – не надо, господа. Из текстов Маркса, мелко нарезанных, можно прийти к самым разнообразным выводам – все зависит от подбора цитат. Действительно, у Маркса далеко не все однозначно, при этом желательно различать: что является основным и принципиальным, а что – лишь отражение преходящих исторических обстоятельств.

Не удержусь, процитирую Эриха Фромма.

«Ирония истории состоит в том, что, несмотря на доступность источников, в современном мире нет предела для искажений и неверных толкований различных теорий. Самым ярким примером этого рода является то, что сделано в последние десятилетия с учением К. Маркса. В прессе, литературе и речах политических деятелей постоянно упоминается Маркс и марксизм, так же как в книгах и статьях известных философов и социологов. Создается впечатление, что ни политики, ни журналисты ни разу не прочли ни единой Марксовой строчки, а социологи и обществоведы привыкли довольствоваться минимальными знаниями текстов Маркса. И при этом чувствуют себя совершенно уверенно, ибо никто из влиятельных в этой области людей не высказывает недоумения по поводу их сомнительных, невежественных заявлений. ...

Как это стало возможным, что философия Маркса оказалась искажена до неузнаваемости, до своей полной противоположности?

Для этого есть несколько причин. И первая из них – это чистое невежество. ... Каждый считает себя вправе говорить о Марксе, не прочтя ни единой его строчки или хотя бы того минимума, который необходим, чтобы разобраться в сложной системе его мыслей и идей. ...

Вторая причина состоит в том, что русские коммунисты присвоили себе марксистскую теорию и попытались убедить мир, что они в своей теории и практике являются последователями Маркса. И хотя на самом деле все обстоит как раз наоборот, Запад согласился с их пропагандистским тезисом о соответствии русской теории и практики идеям Маркса». (Фромм Э. «Иметь или быть»)

Попытаюсь очень коротко изложить самое простое и основное (Более подробная аргументация – в моих статьях, опубликованных на сайте topos.ru под общим заголовком «Успешное построение дальтонизма в отдельно взятой стране»).

Капитализм – это вовсе не обязательно «власть капиталистов». Но обязательно – власть капитала (Что такое «капитал» – см. одноименное сочинение, а еще лучше – его первоначальный вариант, «Grundrisse»). Именно этого не поняли в свое время большевики. Взялись бороться с «буржуями», не заметив того, как за их спиной (их трудами) капитал схлопнулся с государством, отчего его власть лишь упрочилась, став просто свинцовой. Ведь государство – наихудший капиталист из всех возможных. Когда-то Владимир Ильич написал трактат «Империализм как высшая стадия капитализма». Где доказывал (совершенно справедливо), что монополистический капитал – реакционный, загнивающий и т.д. Правда, через несколько лет передумал и устроил всем монополиям монополию. Получили ровно то, что и требовалось доказать – то, о чем он же и предупреждал. Да, государственный капитализм – антибуржуазен. Но вовсе не антикапиталистичен. Просто государственный капитал гробит мелких и опасных конкурентов (буржуев) всей своей мощью. Что и было сделано – большой капитал задавил малышей. Большевики решили, что победили «капиталистов», за что и отправились на лесоповал.

Кстати, сталинские (и ленинские в значительной мере) представления о «социализме» отнюдь не с неба свалились. Классики этой идейной традиции – большей частью немцы. Конечно, не Маркс с Энгельсом, совсем другие. Например, Бисмарк. Родбертус-Ягецов. Евгений Дюринг, кстати. Лассаль. Шпенглер. Последний считается, скажем так, идеологом протонацистским. Далее все понятно (ну, хотя бы, насчет национал-»социалистической» партии).

Итак: капитализм и рыночный либерализм – не одно и то же. Капитал никому не давал подписки быть непременно либеральным и гуманным.

Ну, вроде бы элементарно: при капитализме действуют две противоположные тенденции – конкуренция и монополизация. Обе – вполне «капиталистичны». Но у нас умудрились конкуренцию назвать «капитализмом», а монополию – «социализмом».

Умудрились не понять, не заметить того, что у Маркса называется частной собственностью. Не заметить того, что государство – вовсе не общество, а государственная собственность – частная, а не общественная.

По Марксу, в «экономике» никакой собственности, кроме частной вообще не бывает и быть не может. И борьба с «частной собственностью» – вовсе не национализация и огосударствливание, а преодоление власти экономики над жизнью людей. «Экономика определяет» – тезис не марксовский, а ленинский. Именно это сегодня, вслед за Лениным и «Кратким курсом», повторяют все подряд – и «коммунисты», и «либералы». «Экономика определяет» означает: господствует частная собственность. Это и есть как раз то, с чем Маркс предлагал бороться. Но у нас немного недосмотрели, недочитали, недодумали: перепутали свободу и рабство, общественное и государственное, социализм и капитализм – всего делов-то! Зато по «научному коммунизму» пятерки!

Что еще вспомним? «План» = «социализм», а «рынок» = «капитализм»? Опять-таки, из советских учебников? Сегодня это даже не смешно, хотя, в общем, все было известно уже в ХIХ веке. Уже тогда стало понятно, что «план» и «рынок» вполне нормально и эффективно сочетаются в одном и том же обществе, вполне капиталистическом. Если совсем просто: рынок – между субъектами хозяйства, «фирмами», план – внутри хозяйств, внутри цехов и заводов. Внутри – никакой конкуренции, либерализма и прочих вольностей. План и дисциплина! И «капиталистическое» планирование зачастую оказывалось куда точнее и эффективнее советского. Опять же: социализм-то здесь при чем? Если превратили всю страну в одну «фабрику», где забор предприятия совпадал с госграницей, то при чем тут социализм? Да, внутри «план» (зачастую – вполне безумный), за забором – обычный, нормальный рынок – продавали что и почем могли, покупали что и почем могли… все, как у буржуев.

Можно многое еще из наших «социалистических» идеологем вспомнить – все, на удивление, по-сталински тупо. Наверное, пока хватит.

Итак, еще раз: в СССР была установлена беспросветная власть капитала. По-моему, Сталин – главный антикоммунист ХХ века. А КПСС – партия антикоммунистическая. Как и сейчас КПРФ. Совершенно понятно, почему сегодня сторонники Зюганова таскают хоругви со Сталиным, почему они так непринужденно заигрывают с черносотенцами и клерикалами. Конечно, они – правые, а никакие не левые. Настоящие либералы куда левее, куда ближе к социализму, чем «коммунисты» советского (кубинского, корейского и т.д.) разлива.

Советская власть решала задачу индустриализации страны. Задача эта – традиционно, чисто капиталистическая. Она была решена – ракеты, балеты, тракторы и киловатты. Прогресс. Но социализм-то здесь причем? Конечно, цена нашей индустриализации была непомерной – так ведь Маркс предупреждал, что капитал за свою работу модернизации общества дешево не берет. И его (капитала) работа сопровождается непременными кризисами – так смерть СССР была как раз одним из этапов этого самого кризиса – не заметили?

Слово «социализм» сегодня нуждается в радикальном переосмыслении. И в результате очень даже может выясниться, что социализм у нас (и не только у нас) – вовсе не в тоталитарном прошлом, а в демократическом будущем. Только не надо про советские химеры «светлого будущего». Я ведь как раз о том, что к социализму это не имело никакого отношения.

Конечно, и Маркс сегодня должен быть серьезно осовременен, «отремонтирован»; сделать это после работ Э.В. Ильенкова и его коллег – задача вполне решаемая. Конечно, для того, чтобы пере-осмыслить, надо для начала о-смыслить. То есть, хотя бы, прочитать. Не обойтись и без «ревизии» (которая в мире идет уже давно, и, зачастую, совсем не глупо).

Наконец – немного из Маркса (нельзя же совсем без цитат).

«Одно из величайших недоразумений – говорить о свободном, человеческом, общественном труде, о труде без частной собственности. «Труд» по своей сущности есть несвободная, нечеловеческая, необщественная, обусловленная частной собственностью и создающая частную собственность деятельность. Таким образом, упразднение частной собственности становится действительностью только тогда, когда оно понимается как упразднение «труда». ... Поэтому некая «организация труда» есть противоречие. Той наилучшей организацией, которую может получить труд, является его теперешняя организация, свободная конкуренция, разложение всех его прежних мнимо «общественных» организаций» . (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с.241-242, выделение мое – И.Р.).

… Так, а я ведь не ответил на главный вопрос, вынесенный в заголовок: социализм – что это? Прошу меня извинить, но ответа здесь не будет. Просто потому, что в двух словах не получится, это тема для многих дискуссий и, наверное, на многие годы. И, что самое главное: прежде чем определяться с тем, что же такое социализм, сначала надо договориться о том, что социализмом точно не является.

Это, я думаю, крайне важно хотя бы для того, чтобы все демократические силы и течения смогли найти общий, не-сталинский, адекватный язык, говоря на котором, они смогли бы в чем-то принципиальном сойтись.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



День смерти человека не случаен, как и день рождения

Что такое добрая воля к смерти? Как объяснить загадку клинической смерти? Почему умершие приходят к живым? Можно ли дать и получить разрешение умереть? Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

06.03.2015 10:30, Андрей Гнездилов


Гибрис-синдром — профессиональная деформация политических лидеров

Высокомерное поведение всегда привлекало драматургов

В книге «История болезни. Недуги государственных деятелей последнего столетия» Дэвид Оуэн анализирует связь между психическим состоянием мировых лидеров и проводимой ими политикой. Он уверен, что обладание властью порой вызывает профессиональную деформацию личности — гибрис-синдром (Hubris syndrome), слепую, враждебную здравому смыслу самонадеянность.

12.03.2014 17:30, Дэвид Оуэн


Александр Некипелов: «Растерянность и паралич охватили всю Академию наук»

Беседа с академиком РАН, директором Московской школы экономики МГУ

Теперь уже нет сомнений: так называемая «реформа РАН» негативно сказалась на состоянии фундаментальных исследований в стране. Многие даже считают, что наука современной власти в России не нужна. Это главный итог «реформы», задуманной и осуществленной чиновниками, которые постепенно набирают вес везде – от хозяйственных контор до кремлевских коридоров. Их не остановила даже славная 300-летняя истории Российской Академии наук, в судьбу которой они вмешались столь бесцеремонно.

29.01.2014 12:45


Охотник на нацистов

105 лет назад, 31 декабря 1908 года родился Симон Визенталь, австрийский еврей, всемирно-известный охотник за нацистами, переживший холокост

Узник 13 нацистских концлагерей, гуманист, правозащитник и самый известный охотник за нацистскими преступниками, Визенталь стал символом «возмездия без срока давности» и сыграл решающую роль в поимке Адольфа Эйхмана, ответственного за «окончательное решение еврейского вопроса».

31.12.2013 08:00, Дмитрий Корель


И никакого политического оттенка

Глава СПЧ о том, амнистируют ли «узников Болотной», Ходорковского и Pussy Riot

Глава совета по правам человека при президенте Россиии Михаил Федотов рассказал Юлии Таратуте и Дмитрию Казнину о том, какой будет амнистия по случаю 20-летия Конституции и почему под нее не попадут фигуранты «болотного дела».

06.12.2013 11:15


Анатомия убийства

Смерть Джонна Кеннеди как политический детектив

Джонн Кеннеди умер 23 ноября 1963 года в результате смертельного ранения. Спустя 50 лет убийство 35 президента США до сих пор считается одним из самых громких и загадочных в прошедшем столетии. К юбилею трагической даты в свет выйдет увлекательное журналистское расследование Филипа Шенона «Анатомия убийства», где параллельно с уникальными документами представлена внутренняя логика большой политики и ее жертв. T&P публикуют отрывок из книги о первых часах после трагедии и реакции на нее ближайших соратников президента его брата Роберта Кеннеди и будущего преемника Линдона Джонсона.

05.12.2013 13:00, Иван Мин


С вещами – на выход

Администрация ГУМа сообщила компании Louis Vuitton о необходимости немедленно демонтировать павильон-чемодан на Красной площади

«Чемодан – саквояж» высотой 9 и длиной 30 метро был установлен неделю назад у стен Кремля. Павильон известного бренда Louis Vuitton предназначался для выставки «Душа странствий» в рамках празднования 120-летия ГУМа с 2 декабря до 19 января 2014 года. Однако появление на Красной площади павильона-саквояжа вызвало возмущение общественности. «Частный корреспондент» собрал мнения людей о необычном павильоне

28.11.2013 10:00, Ольга Клыкова


Перевернутый мир: защита детей от классики

Роскомнадзор намерен блокировать сайты с любыми произведениями искусства эротического содержания

Эпический идиотизм этого нововведения состоит в том, что озабоченным сиськами и письками евнухам из Минкомсвязи никто ведь не разрешит вынести Данаю из «Эрмитажа», нацепить семейные трусы на Давида в Итальянском дворике и изъять в библиотеках «Тихий Дон». То есть в офлайновой физической реальности «неприличная», с точки зрения кастратов, классика останется так же доступна, как и была до сих пор.

26.11.2013 12:15, dolboeb


Суррогаты - кто они?

Против суррогатного материнства выступила депутат Елена Мизулина

Неужели депутаты и священники полагают, что люди перестанут усыновлять чужих детей и начнут широко пользоваться суррогатными услугами? Что женщины, ради карьеры, массово откажутся от вынашивания и рождения собственных детей?

11.11.2013 13:50, Лев Саламатов


Сталин будет жить

В наших беспокойных умах

Минул 52 года с того дня, как из мавзолея вынесли тело Сталина. В 1961 году эту операцию провели в обстановке абсолютной секретности. Власти всерьёз опасались народного гнева. Под покровом темноты Красная площадь была оцеплена. Накануне вечером по ней пустили военную технику, под предлогом подготовки к параду 7 ноября. А в это время у кремлёвской стены вырыли могилу, в которую перенесли останки вождя. Затем на мавзолее поспешно заменили надпись «СТАЛИН И ЛЕНИН» на прежнюю – «ЛЕНИН». По прошествии полувека мода на культ личности, а равно и на большой стиль, завоёвывает умы.

31.10.2013 09:00, Сергей Маркедонов






 
 

Новости

Власти Новосибирска разрешили провести митинг с осуждением "консервативно-православной общественности"
29 марта в столице Сибири одновременно с митингом православных активистов "в защиту святынь и религиозных чувств верующих", связанного с оперой "Тангейзер", пройдет пикет противников церковного радикализма.
Поделить партию
Оксана Дмитриева заявила, что в ее "Партию профессионалов" перейдет треть "справедливороссов".
«Коммерсантъ» сообщил о развале версии убийства Немцова новым свидетелем
Свидетель видел предполагаемого убийцу, и его описание не совпадает с внешностью Заура Дадаева, которого следствие считает непосредственным исполнителем преступления.
От "малолетних преступников" к "воспитанникам"
Во ФСИН решили бороться с «блатной романтикой» среди подростков.
В Роструде назвали самые востребованные профессии
Всего в общероссийском банке вакансий, по данным Роструда, содержится более миллиона позиций.

 

 

Мнения

Александр Феденко

Буффонада на сцене ада

Почему художественный вымысел стал более неприемлем, чем погружение в обыденность лжи? По следам премьеры многосерийного фильма «Орлова и Александров»

Страна, которая с безразличием трупа позволила себе оказаться внутри фальсифицированной реальности своего настоящего и прошлого, вдруг с фанатичным пристрастием озаботилась достоверностью художественного вымысла. Орлова и Александров, мол, не настоящие. Не такого Сталина, дескать, мы ждали. И вообще – цирк и буффонада.

Денис Драгунский

От имени народа

Денис Драгунский о том, что гражданское общество совсем не синоним «хорошего» общества

Гражданское общество — это всего лишь способ самоорганизации людей вне контроля государственных институтов. Но такая самоорганизация совсем не обязательно бывает благородной и благолепной.

Игорь Фунт

Записки вятского лоха. Март, 2015

«Счастья тебе! И букетик тюльпанов»

Планов кутерьма. Молодость! На улице снего-дождь. Скоро всё растает и зацветёт. Часы пошли назад… туда, где диско-эра ещё не началась, и вовсю оо-ха-ют битлы и гремят «фаэрами» пёплы.

Татьяна Щербина

Беклемишевская башня

Или Россия, которую мы опять потеряли

Слово «убийство» затмило остальные. Оно неточное: убивают каждый день — разбой, разборки, перепой, да мало ли. Здесь — казнь.

Павел Руднев

В Алабаме все спокойно

«Кабаре Брехт», режиссер Юрий Бутусов, Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург

Режиссер Юрий Бутусов, сенсационно поставивший в Москве пьесу «Добрый человек из Сезуана» и тем продолживший брехтовский след в русском театре, дал задание своим петербургским студентам: музыкальные этюды по Брехту-Вайлю. Результат оказался ошеломительным: спектакль вошел в репертуар Театра им. Ленсовета, став едва ли не самым ярким событием петербургского, если не всероссийского сезона.

Дмитрий Бавильский

Случай на выставке Пауля Клее

«Странные» художники дают нам возможность прикоснуться к опыту чужой внутренней жизни, устроенной каким-то иным образом, не таким, как у нас

Странный случай был вчера на выставке Клее, куда я пришёл вчера во второй раз, чтобы посмотреть не только временную выставку, но и новую версию развески «импрессионистов», определенных на стены, вновь покрашенные в нейтральный цвет: один посетитель с неожиданным шумом и нервными подергиваниями накинулся на свою спутницу.

bobuk

Do not be evil

Довольно непростой, но, очевидно, знаменательный день. Яндексу пришлось пойти на шаг, который, как мне всегда хотелось верить, никогда не придётся делать. Мы обратились в регулирующий орган ФАС, чтобы вернуть равноправные отношения на рынке мобильных устройств. Наше обращение — признание одного неприятного факта. У нас с вами есть все шансы попасть в мир, где только одна компания будет решать, кто получит возможность донести сервисы до людей и чем эти люди смогут пользоваться.

Андрей Мирошниченко

Газеты и Print first – держаться до последнего рубля

Средства массовой информации растворяются в среде массовой информации

Интернет размывает представление о средстве массовой информации. Раньше типология СМИ базировалась преимущественно на способе производства и распространения: пресса, радио, телевидение. Теперь такое понимание термина «средство массовой информации» уже не работает. Если телевидение и радио еще более или менее сохраняют свою самость, то пресса, по крайней мере, на федеральном уровне, уже очевидно растворяется в мультимедийности.

Александр Чанцев

Иные границы, время мертвых

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики. Триер, Озон, Звягинцев, Бертон и другие — читайте и смотрите.

Виталий Куренной

Ещё раз о «Левиафане»

Есть два основных жанра Голливуда, по отношению к которым можно прочитать фильм

На зимней школе будущие магистры голосованием выбрали для просмотра «Левиафан». Правда, когда результаты выяснились, попытались переголосовать, так что пришлось настоять на незыблемости демократических процедур. Посмотрели, разобрали. Вот какое сложилось мнение.

Артур Гранд

«Здорово и вечно»

Приглашение к огню

Практически все, кто написал об этом фильме, начинали со своих воспоминаний о «Гражданской обороне». «Здорово и вечно», снятый вдовой лидера Егора Летова и музыкантом Анной Цирлиной, к этому располагает, даже настаивает, поскольку не является чем-то еще, кроме как попыткой фиксации личного прошлого, ставшего неразрывной частью общего настоящего.

dolboeb

«А, может, мы сами что-то сделали не так?»

Ответ Антона Носика украинским «учителям жизни»

Патриоты Украины, видимо, думают, что, приходя в ЖЖ к россиянам с однообразными репликами «сначала свергните Путина, потом поговорим», они как-то помогают решению проблем, накопившихся в их стране за последние 23 года. Потому в ЖЖ комментаторы с жовто-блакитными IP в ответ на абсолютно любой пост предлагают обсудить свержение режима Путина, или постыдное неучастие россиян в этом процессе.

Этери Чаландзия

Старое на новое

Менять привычные маршруты и никогда не сомневаться

До какого-то момента мы крутим свою жизнь, пробуя, рискуя, ошибаясь и выигрывая, но с возрастом мы определяемся по всем статьям и пунктам – карьерным, семейным, душевным, сексуальным, формируются наши вкусы и предпочтения, - и словно в доме закрываются все двери и форточки. Мы еще живы, но программа уже выполнена. Система становится замкнутой, все так или иначе уже было, все предсказуемо и известно наперед, ты видишь людей насквозь и, чтобы по-настоящему удивиться или вздрогнуть, нужны потрясения шекспировских масштабов.

Александр Феденко

Бог и Бездна Андрея Звягинцева

Важно уточнить: это не рецензия на «Левиафан», это взгляд на самого Андрея Звягинцева через его кино. Взгляд субъективный

Из четырех фильмов сложилась единая картина – сложная, интересная, но остающаяся незамеченной. Она висит перед всеми нами и, стоит пристально вглядеться, как она раскроется. И раскроется не только теми смыслами, о которых хотел рассказать режиссер; но и теми, которые он хотел скрыть, которые живут в нем, переживаются им и, может быть, даже не всегда осознаются. В этом полотне я искал ответы на два вопроса: «О чем Звягинцев снимает кино?» и «Что он сам ищет?».

 

Календарь

Игорь Фунт

Другой мир Веры Пановой

К 110-летнему юбилею В. Ф. Пановой, несгибаемого русского, советского Литератора с большой буквы

«Дело не в моде, которая прошла, хотя существуют «модные» книги и «престижные» темы, и не в благодарности читателя, и даже не в том, что каждое время выдвигает свои проблемы и каждое следующее поколение – и литераторов и читателей – ждут от сиюминутного художественного процесса постановки своих вопросов. Каждая тема, любая новая образность, своя эстетика, новый взгляд на действительность имеют своего первооткрывателя; это вовсе не обязательно самая сильная книга в ряду последующих, о ней забывают, читая следующие, более совершенные... Но Панова – первая!». Д. Тевекелян

Павел Рыбкин

О запахе и забвении

26 марта 1949 года родился писатель Патрик Зюскинд, автор нашумевшего романа «Парфюмер»

Автор едва ли не главного интеллектуального бестселлера последних десятилетий интервью не даёт и встреч с читателями не устраивает. Невозможно даже сказать, где он в точности живёт. По одним слухам, в Мюнхене, по другим — будто бы в Париже. Отчего всё так получилось?

Константин Рылёв

«Элтон — супер!»

25 марта 1947 года родился Элтон Джон

Лет тридцать назад Элтон Джон был первой западной рок-звездой, выступившей в СССР. Те концерты в Ленинграде и Москве, кроме отличных записей, оставили для истории две легенды. Первая — что Элтон во время выступления открыто прикладывался к горлышку маленькой бутылки водки. Вторая — что он грянул в финале концерта запрещённую к исполнению советскими властями битловскую Back in USSR. От этой «идеологической провокации» фаны пришли восторг.

Елена Соковенина

Король иллюзионистов

24 марта 1874 года родился американский фокусник, каскадёр, актёр и продюсер, известный как Гарри Гудини

Родился он под именем Эрик Вейсс (Erik Weisz, позднее Ehrich Weiss). И был скептиком, разоблачавшим любые «чудеса» с точки зрения «ловкость рук и никакого мошенничества». Его друг (уместно ли тут это слово?) по переписке сэр Артур Конан Дойль был мистиком, да ещё и увлекался спиритизмом. Можете представить себе эту переписку... Но это было позже, значительно позже.

Владимир Павловец

В ожидании бомбы

Ещё раз о битниках. Ко дням рождения Лоуренса Ферлингетти (24 марта) и Грегори Корсо (26 марта)

Истинным фанатам бит-литературы в марте нелегко. За женским праздником следует день рождения Джека Керуака (12 марта), затем — Лоуренса Ферлингетти (24) и, не давая опомниться, Грегори Корсо (26). «А кто эти люди? — спросит не фанатеющий от бит-литературы читатель. — Чем могут быть мне интересны?»

Диляра Тасбулатова

Акира Куросава — путь самурая

23 марта 1910 года родился режиссёр Акира Куросава

Куросава боготворил Достоевского, всегда повторяя, что в его произведениях атмосфера сгущена до предела — притом что он как никто знает всё о человеке. Интересно, что потом то же самое сказали о нём самом: один из немногих японских киноведов, который ценит Куросаву. В целом же на родине к нему почти безразличны.

Олег Давыдов

Взрыв

Почему день Курской Коренной приурочен к весеннему равноденствию

Православные 21 марта празднуют день Курской Коренной иконы. В ее истории отразилась чуть не вся история России от времен татаро-монгольского ига вплоть до наших дней. Отразилась в виде символов, одним из которых является то, что Коренная икона сейчас пребывает в Америке и пока что не собирается возвращаться обратно на историческую родину.

Игорь Фунт

Великий странник или Король кафешантанов

Ко дню рождения Александра Вертинского

Мотивы и образы его творчества казались несовместимыми с Прогрессом, с идеалами и задачами молодого советского искусства. Нестираемым пятном в биографии оставалась драматическая песня о погибших юнкерах, не случайно признанной «своей» в белой армии. Помните, в «Днях Турбинных» её напевали юнкера: «И когда по белой лестнице Вы пойдёте в синий край…». Алексей Турбин машинально повторяет эту строчку перед гибелью.

Максим Медведев

Александр Вертинский. «Я не знаю, зачем и кому это нужно…»

21 марта 1889 года родился главный русский шансонье XX века, печальный Пьеро, вписавший свою судьбу в историю отечественной культуры

Жизнь с самого начала оставляла для Александра Вертинского слишком много вопросов без ответов. Слишком много «пустого» пространства. И он научился заполнять его вымыслом. Создал собственный театр с безумным множеством персонажей, каждый из которых — от сироток-калек и безымянных кокаинеточек до гениальных скрипачей и кинодив — был им самим.

Виктор Тёркин

Искусство пробуждать

20 марта 1995 года на станциях Касумигасэки и Нагататё в Токио была предпринята зариновая атака, в результате которой погибли люди

Сёко Асахара (настоящее имя Тидзуо Мацумото, а псевдоним, который он позже возьмет, в переводе означает — «сияющий свет в долине конопли»), руководитель секты «Аум сенрике», родился в 1955 году в городе Яцусиро провинции Кумамото в Японии.

Глеб Давыдов

Пер Гюнт, герой нашего времени

20 марта 1828 года родился великий норвежский драматург Генрик Ибсен

Есть такой литературоведческий стереотип: «в образе Пера Гюнта Генрик Ибсен изобразил типичного человека XIX века». Этакого безответственного приспособленца и вообще дрянь-человека.


 

Интервью

Кеннет Брана: «Золушка не сидит и ждет, пока ее кто-то осчастливит»

Британский режиссер, снявший новую версию всем известной сказки, уверен, что современная принцесса сама распоряжается своей судьбой

Формально новая «Золушка» является наследницей диснеевского мультфильма 1950 года, но тот, кто видел классическую версию, едва ли обнаружит между ними большое сходство. Дело не только в общем размахе, роскошных костюмах и современных спецэффектах, но и в самом подходе к истории: эта принцесса может постоять за себя и без посторонней помощи.

Валерий Дымшиц: «Перевод — это многолетняя выучка»

Переводчик с идиша, фольклорист, лауреат премии «Скрипач на крыше» Валерий Дымшиц делится секретами мастерства и отмечает проблемы профессии переводчика в современной России.

«Я не собираюсь быть миллионершей»

История бизнесвумен с двумя высшими образованиями, которая бросила городскую жизнь, завела себе миниатюрную лошадь и прибыльное дело для души

Жизнь Ольги Колпаковой не похожа на глянцевую женскую мечту с огромным домом у моря и любимой работой на пару часов в неделю — она живет и работает в селе Каменка в своем «Теремке» и ежедневно 6 часов проводит на морозе, ухаживая за животными, чьи хозяева отправились к морю. В 45 лет женщина с двумя высшими образованиями не побоялась покинуть теплый офис и заняться любимым делом. Хозяйка зоогостиницы «Теремок» рассказала, зачем ей срочно понадобилась лошадь, и поведала удивительные истории дружбы и любви своих четвероногих постояльцев.

Оскорбление идентичности

Есть ли способ «правильно» шутить на этнические темы? Где проходит грань между шуткой и оскорблением? И как получилось, что слово «оскорбление» за последние годы обрело такую пугающую и насыщенную новую жизнь в русском языке (и не только в нем)? Писатель Линор Горалик расспрашивает Максима Кронгауза — профессора, доктора филологических наук, заведующего кафедрой русского языка, экс-директора Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета — о том, какую роль наша языковая чувствительность играет в окружающих нас событиях.

Николай Усков: «Тоталитарному государству глянец не нужен»

К выходу своей книги «Неизвестная Россия» главный редактор проекта «Сноб» (а также историк и президент медиагруппы Михаила Прохорова «Живи!») поговорил с Анной Монгайт о тоталитарном режиме, путинском гламуре и судьбах медиа.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.