Подписаться на обновления
20 августаСреда

usd цб 36.1094

eur цб 48.2133

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияСтрана детей
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Прозрачное образование 
Илья Раскин   среда, 1 февраля 2012 года, 09.00

Социализм - что это?
Исторически сложилось так, что я никогда не состоял ни в какой партии


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В армии меня тащили в КПСС, но я отговорился тем, что «не готов». А после и мыслей подобных ни разу не возникало. Единственная партия, к которой стараюсь, по мере сил, принадлежать – это «Партия Приличных Людей». (К сведению тех, кто не знает: это весьма массовая, мощная, разветвленная и при этом идеально законспирированная организация. Её члены безошибочно опознают друг друга по глазам). Других партий, в которых можно было бы состоять без сомнений и оговорок, я, к сожалению, просто не вижу.

Сейчас нам грозятся упрощением регистрации партий – скоро их будут, наверное, десятки. Но, боюсь, я окажусь опять лишним, беспартийным. И дело не в том, что я оцениваю партии не по политическим, а по нравственным критериям – политические убеждения у меня тоже имеются. Они, убеждения, просты и незамысловаты, но определить/объяснить/описать их на нынешнем языке практически невозможно – никто не понимает. Дело в том, что я – либеральный коммунист. Или, если угодно, коммунистический либерал. Ну, если угодно – социалист. При этом с головой у меня все в порядке, никакой шизофрении. Непорядок – с языком. Не с моим персональным, а с нашим общим, русским. (В других языках – похожие проблемы, но это проблемы не наши). Значит – язык надо менять. Или лечить. Именно так, потому что наш язык – во всяком случае, в его «общественно-политической» части – давно и тяжело болен. Это настоящий оруэлловский «новояз», доставшийся нам в наследство от СССР. Но мы, не замечая дикости языка, продолжаем на нем говорить и с важным видом несем ахинею.

Бороться с этим социализмом Штатам гораздо сложнее, чем в годы холодной войны с советским, поскольку он не навязан силой, как частично в СССР и в большей степени в Восточной Европе, а является отражением взглядов очень значительной части населения латиноамериканских стран, поэтому приходит вполне демократическим путем. Это поистине «народный», в значительной степени люмпенский социализм с огромной примесью национализма. К тому же этот социализм чаще всего не подразумевает абсурдных идеологических ограничений в повседневной жизни людей и не отменяет рыночные отношения, что значительно повышает его устойчивость.

У нас никак не может сложиться влиятельная социалистическая партия. А она нужна, и не только для того, чтобы все было «как у людей», чтобы не было стыдно перед соседями. Она нужна, как говорили когда-то, «из органических потребностей народной жизни». На этой площадке толкутся Горбачев, Явлинский, теперь Миронов, иногда заскакивает Лимонов… но как-то все не получается, не складывается. А то, что получается – как-то неубедительно. Причин тому множество, но, я думаю, главная причина – невнятность, неубедительность идеологии. В основе этой невнятности – язык, в котором подменено и перепутано все – правое и левое, частное и общественное, социализм и капитализм и еще многое, многое.

Если бы в физике (технике) термины были бы настолько же перепутаны, настолько же подменены смыслы и значения, то ни один автомобиль не поехал бы, ни одна лампочка бы не загорелась, все мосты рухнули бы. Ну, нельзя путать сопротивление и напряжение, мерить температуру в килограммах! А тут – ничего, делаем вид, что понимаем, откуда, куда и зачем движемся, хотя нас и заносит постоянно куда-то не туда.

Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам?
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Когда наши граждане (политики, журналисты, домохозяйки) говорят «социализм», то что они имеют в виду? Можно долго не гадать: они имеют в виду СССР. (Или то, что чем-то напоминает СССР – вплоть до северокорейского дурдома).

Социальное государство постсоветского типа, в определённом смысле отделённое от государственного аппарата и живущее своей негромкой жизнью, никуда не делось и сейчас. Владимир Путин, будучи президентом, предпочитал с ним не ссориться. Однако развитие экономики и связанный с ним быстрый рост доходов населения в 2002—2008 годах сделало социальное государство в его сложившемся виде обречённым на деградацию.

Есть, правда, одна загвоздочка. Уже в 20-х годах ХХ века некоторые просвещенные россияне, глядя на то, что происходит, задавались вопросом: так, а социализм здесь при чем? Ведь то, что делают большевики – это вовсе не социализм, а, скорее, прямо наоборот!? Даже Ленин, незадолго перед кончиной (пытаясь ввести НЭП) говорил о необходимости «коренного изменения всей точки зрения на социализм»… хотя никакую «точку зрения» изменить не успел. Потом эти дискуссии, насчет нашего «социализма» продолжились уже на сталинских пересылках, потом всех спорящих и сомневающихся стерли в лагерную пыль – что осталось? А осталось ровно то, что мы и сейчас слышим со всех трибун, по всем радио- и теле-каналам. Бессмертные строки «Краткого курса истории ВКП(б)». Правые, левые, задние, передние и разные прочие твердо усвоили сталинские учебники и продолжают их воспроизводить. Всенародные представления о «социализме» взяты именно оттуда.

Примеры? Далеко ходить не нужно, берем любую газету. Вот, скажем, «Независимая». Ее главный редактор К. Ремчуков предостерегает нас от увлечения «социализмом».

«Многим нашим гражданам, судя по всему, кажется подозрительным итог голосования. Они требуют или пересчета, или повторных выборов. Вероятно, полагая, что в результате этих действий доля «Единой России» может упасть ниже 50%, до 30%, например. Это будет означать, что остальные 70% достались бы трем партиям с социалистическим идейным уклоном, партиям социального популизма, сторонникам госсектора и укрепления роли государства в экономике, вплоть до национализации крупнейших предприятий и даже целых отраслей сырьевого сектора и тяжелой промышленности. …Через 20 лет после старта рыночных преобразований в Думе оказались бы представлены преимущественно антикапиталистические настроения россиян. …Прошло 15 лет. Народу голосующему по-прежнему импонируют социалистические эгалитарные грезы. Народ по-прежнему не боится идей социализма. Народу по-прежнему государственная собственность милее собственности частной, особенно в чужих руках». (К. Ремчуков: Россия в поиске идентичности. «Независимая газета», 12.12.2011г.)

Конечно, К. Ремчуков (в этом отношении) не оригинален: с его пониманием «социализма», уверен, согласились бы и А. Проханов, и В. Новодворская… Увы, все – сталинисты. Проханов – сознательно, Новодворская – бессознательно, что дела не меняет.

Российский вариант вовсе не так уникален, как может показаться на первый взгляд. Во всех современных государственных общностях подавляющее большинство голосов на выборах (70-80%) получает партократический истеблишмент. Это очень важное обстоятельство ускользает от внимания наблюдателей из-за того, что в России это большинство монополизировано не двумя «партиями власти», а одной. Слов нет, это серьезное различие, но не следует преувеличивать его значение.

Откуда взялся этот советский «социализм»? Это ведь всего лишь самоназвание советского режима (и – вслед ему – подобных, вплоть до Мао и Пол Пота). А почему мы так наивны и доверчивы, что верим самоназваниям? Если какие-то наркоторговцы объявляют себя «марксистами», то с какого перепугу наши журналисты начинают вещать о каких-то фантастических «марксистских наркобоевиках»? Ей-богу, надо же иногда голову включать!

Если В. Жириновский заявляет, что он «либеральный демократ», то что, надо ему верить, что он в самом деле либеральный и демократичный? А с чего мы взяли, что Г. Зюганов – «коммунист»? Только потому, что он сам себя так величает? Ну, помилуйте. Есть, все же, кроме идеологических масок и обманок, более объективные признаки и критерии. Если человек пытается обмануть окружающих (возможно, и самого себя), то окружающие вовсе не обязаны в этом обмане участвовать, его умножать и поддерживать.

Вещи должны называться своими именами. Это – обязательно. И фраза «а король-то голый!» – урок для всех и навсегда. Модное нынче воззрение об условности и произвольности всех словесных наименований – обычная постмодернистская туфта. Слова имеют настоящий, объективный смысл.

Невозможно переоценить вредоносность ложного языка. Он губителен в политике, экономике, судопроизводстве, семейной жизни… везде. Это, буквально, – Матрица, скрывающая и убивающая реальность (неубиенную). Это – западня. Мы в ней, правда, вполне привычно обжились, не замечая капканов, минных полей и вышек с пулеметами вокруг. Надо, господа и товарищи, отсюда выбираться. Конечно, с боями. Без этого никакая «десталинизация» не получится.

Итак. То, что было построено-устроено в СССР, называется капитализм. Именно капитализм, причем в самой его отвратительной и реакционной форме.

Чтобы прийти к этому выводу, надо всего лишь почитать Маркса – это нетрудно, он у нас издан достаточными тиражами. Конечно, мне тут же будут возражать – не надо, господа. Из текстов Маркса, мелко нарезанных, можно прийти к самым разнообразным выводам – все зависит от подбора цитат. Действительно, у Маркса далеко не все однозначно, при этом желательно различать: что является основным и принципиальным, а что – лишь отражение преходящих исторических обстоятельств.

Не удержусь, процитирую Эриха Фромма.

«Ирония истории состоит в том, что, несмотря на доступность источников, в современном мире нет предела для искажений и неверных толкований различных теорий. Самым ярким примером этого рода является то, что сделано в последние десятилетия с учением К. Маркса. В прессе, литературе и речах политических деятелей постоянно упоминается Маркс и марксизм, так же как в книгах и статьях известных философов и социологов. Создается впечатление, что ни политики, ни журналисты ни разу не прочли ни единой Марксовой строчки, а социологи и обществоведы привыкли довольствоваться минимальными знаниями текстов Маркса. И при этом чувствуют себя совершенно уверенно, ибо никто из влиятельных в этой области людей не высказывает недоумения по поводу их сомнительных, невежественных заявлений. ...

Как это стало возможным, что философия Маркса оказалась искажена до неузнаваемости, до своей полной противоположности?

Для этого есть несколько причин. И первая из них – это чистое невежество. ... Каждый считает себя вправе говорить о Марксе, не прочтя ни единой его строчки или хотя бы того минимума, который необходим, чтобы разобраться в сложной системе его мыслей и идей. ...

Вторая причина состоит в том, что русские коммунисты присвоили себе марксистскую теорию и попытались убедить мир, что они в своей теории и практике являются последователями Маркса. И хотя на самом деле все обстоит как раз наоборот, Запад согласился с их пропагандистским тезисом о соответствии русской теории и практики идеям Маркса». (Фромм Э. «Иметь или быть»)

Попытаюсь очень коротко изложить самое простое и основное (Более подробная аргументация – в моих статьях, опубликованных на сайте topos.ru под общим заголовком «Успешное построение дальтонизма в отдельно взятой стране»).

Капитализм – это вовсе не обязательно «власть капиталистов». Но обязательно – власть капитала (Что такое «капитал» – см. одноименное сочинение, а еще лучше – его первоначальный вариант, «Grundrisse»). Именно этого не поняли в свое время большевики. Взялись бороться с «буржуями», не заметив того, как за их спиной (их трудами) капитал схлопнулся с государством, отчего его власть лишь упрочилась, став просто свинцовой. Ведь государство – наихудший капиталист из всех возможных. Когда-то Владимир Ильич написал трактат «Империализм как высшая стадия капитализма». Где доказывал (совершенно справедливо), что монополистический капитал – реакционный, загнивающий и т.д. Правда, через несколько лет передумал и устроил всем монополиям монополию. Получили ровно то, что и требовалось доказать – то, о чем он же и предупреждал. Да, государственный капитализм – антибуржуазен. Но вовсе не антикапиталистичен. Просто государственный капитал гробит мелких и опасных конкурентов (буржуев) всей своей мощью. Что и было сделано – большой капитал задавил малышей. Большевики решили, что победили «капиталистов», за что и отправились на лесоповал.

Кстати, сталинские (и ленинские в значительной мере) представления о «социализме» отнюдь не с неба свалились. Классики этой идейной традиции – большей частью немцы. Конечно, не Маркс с Энгельсом, совсем другие. Например, Бисмарк. Родбертус-Ягецов. Евгений Дюринг, кстати. Лассаль. Шпенглер. Последний считается, скажем так, идеологом протонацистским. Далее все понятно (ну, хотя бы, насчет национал-»социалистической» партии).

Итак: капитализм и рыночный либерализм – не одно и то же. Капитал никому не давал подписки быть непременно либеральным и гуманным.

Ну, вроде бы элементарно: при капитализме действуют две противоположные тенденции – конкуренция и монополизация. Обе – вполне «капиталистичны». Но у нас умудрились конкуренцию назвать «капитализмом», а монополию – «социализмом».

Умудрились не понять, не заметить того, что у Маркса называется частной собственностью. Не заметить того, что государство – вовсе не общество, а государственная собственность – частная, а не общественная.

По Марксу, в «экономике» никакой собственности, кроме частной вообще не бывает и быть не может. И борьба с «частной собственностью» – вовсе не национализация и огосударствливание, а преодоление власти экономики над жизнью людей. «Экономика определяет» – тезис не марксовский, а ленинский. Именно это сегодня, вслед за Лениным и «Кратким курсом», повторяют все подряд – и «коммунисты», и «либералы». «Экономика определяет» означает: господствует частная собственность. Это и есть как раз то, с чем Маркс предлагал бороться. Но у нас немного недосмотрели, недочитали, недодумали: перепутали свободу и рабство, общественное и государственное, социализм и капитализм – всего делов-то! Зато по «научному коммунизму» пятерки!

Что еще вспомним? «План» = «социализм», а «рынок» = «капитализм»? Опять-таки, из советских учебников? Сегодня это даже не смешно, хотя, в общем, все было известно уже в ХIХ веке. Уже тогда стало понятно, что «план» и «рынок» вполне нормально и эффективно сочетаются в одном и том же обществе, вполне капиталистическом. Если совсем просто: рынок – между субъектами хозяйства, «фирмами», план – внутри хозяйств, внутри цехов и заводов. Внутри – никакой конкуренции, либерализма и прочих вольностей. План и дисциплина! И «капиталистическое» планирование зачастую оказывалось куда точнее и эффективнее советского. Опять же: социализм-то здесь при чем? Если превратили всю страну в одну «фабрику», где забор предприятия совпадал с госграницей, то при чем тут социализм? Да, внутри «план» (зачастую – вполне безумный), за забором – обычный, нормальный рынок – продавали что и почем могли, покупали что и почем могли… все, как у буржуев.

Можно многое еще из наших «социалистических» идеологем вспомнить – все, на удивление, по-сталински тупо. Наверное, пока хватит.

Итак, еще раз: в СССР была установлена беспросветная власть капитала. По-моему, Сталин – главный антикоммунист ХХ века. А КПСС – партия антикоммунистическая. Как и сейчас КПРФ. Совершенно понятно, почему сегодня сторонники Зюганова таскают хоругви со Сталиным, почему они так непринужденно заигрывают с черносотенцами и клерикалами. Конечно, они – правые, а никакие не левые. Настоящие либералы куда левее, куда ближе к социализму, чем «коммунисты» советского (кубинского, корейского и т.д.) разлива.

Советская власть решала задачу индустриализации страны. Задача эта – традиционно, чисто капиталистическая. Она была решена – ракеты, балеты, тракторы и киловатты. Прогресс. Но социализм-то здесь причем? Конечно, цена нашей индустриализации была непомерной – так ведь Маркс предупреждал, что капитал за свою работу модернизации общества дешево не берет. И его (капитала) работа сопровождается непременными кризисами – так смерть СССР была как раз одним из этапов этого самого кризиса – не заметили?

Слово «социализм» сегодня нуждается в радикальном переосмыслении. И в результате очень даже может выясниться, что социализм у нас (и не только у нас) – вовсе не в тоталитарном прошлом, а в демократическом будущем. Только не надо про советские химеры «светлого будущего». Я ведь как раз о том, что к социализму это не имело никакого отношения.

Конечно, и Маркс сегодня должен быть серьезно осовременен, «отремонтирован»; сделать это после работ Э.В. Ильенкова и его коллег – задача вполне решаемая. Конечно, для того, чтобы пере-осмыслить, надо для начала о-смыслить. То есть, хотя бы, прочитать. Не обойтись и без «ревизии» (которая в мире идет уже давно, и, зачастую, совсем не глупо).

Наконец – немного из Маркса (нельзя же совсем без цитат).

«Одно из величайших недоразумений – говорить о свободном, человеческом, общественном труде, о труде без частной собственности. «Труд» по своей сущности есть несвободная, нечеловеческая, необщественная, обусловленная частной собственностью и создающая частную собственность деятельность. Таким образом, упразднение частной собственности становится действительностью только тогда, когда оно понимается как упразднение «труда». ... Поэтому некая «организация труда» есть противоречие. Той наилучшей организацией, которую может получить труд, является его теперешняя организация, свободная конкуренция, разложение всех его прежних мнимо «общественных» организаций» . (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с.241-242, выделение мое – И.Р.).

… Так, а я ведь не ответил на главный вопрос, вынесенный в заголовок: социализм – что это? Прошу меня извинить, но ответа здесь не будет. Просто потому, что в двух словах не получится, это тема для многих дискуссий и, наверное, на многие годы. И, что самое главное: прежде чем определяться с тем, что же такое социализм, сначала надо договориться о том, что социализмом точно не является.

Это, я думаю, крайне важно хотя бы для того, чтобы все демократические силы и течения смогли найти общий, не-сталинский, адекватный язык, говоря на котором, они смогли бы в чем-то принципиальном сойтись.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Гибрис-синдром — профессиональная деформация политических лидеров

Высокомерное поведение всегда привлекало драматургов

В книге «История болезни. Недуги государственных деятелей последнего столетия» Дэвид Оуэн анализирует связь между психическим состоянием мировых лидеров и проводимой ими политикой. Он уверен, что обладание властью порой вызывает профессиональную деформацию личности — гибрис-синдром (Hubris syndrome), слепую, враждебную здравому смыслу самонадеянность.

12.03.2014 17:30, Дэвид Оуэн


Охотник на нацистов

105 лет назад, 31 декабря 1908 года родился Симон Визенталь, австрийский еврей, всемирно-известный охотник за нацистами, переживший холокост

Узник 13 нацистских концлагерей, гуманист, правозащитник и самый известный охотник за нацистскими преступниками, Визенталь стал символом «возмездия без срока давности» и сыграл решающую роль в поимке Адольфа Эйхмана, ответственного за «окончательное решение еврейского вопроса».

31.12.2013 08:00, Дмитрий Корель


И никакого политического оттенка

Глава СПЧ о том, амнистируют ли «узников Болотной», Ходорковского и Pussy Riot

Глава совета по правам человека при президенте Россиии Михаил Федотов рассказал Юлии Таратуте и Дмитрию Казнину о том, какой будет амнистия по случаю 20-летия Конституции и почему под нее не попадут фигуранты «болотного дела».

06.12.2013 11:15


Анатомия убийства

Смерть Джонна Кеннеди как политический детектив

Джонн Кеннеди умер 23 ноября 1963 года в результате смертельного ранения. Спустя 50 лет убийство 35 президента США до сих пор считается одним из самых громких и загадочных в прошедшем столетии. К юбилею трагической даты в свет выйдет увлекательное журналистское расследование Филипа Шенона «Анатомия убийства», где параллельно с уникальными документами представлена внутренняя логика большой политики и ее жертв. T&P публикуют отрывок из книги о первых часах после трагедии и реакции на нее ближайших соратников президента его брата Роберта Кеннеди и будущего преемника Линдона Джонсона.

05.12.2013 13:00, Иван Мин


С вещами – на выход

Администрация ГУМа сообщила компании Louis Vuitton о необходимости немедленно демонтировать павильон-чемодан на Красной площади

«Чемодан – саквояж» высотой 9 и длиной 30 метро был установлен неделю назад у стен Кремля. Павильон известного бренда Louis Vuitton предназначался для выставки «Душа странствий» в рамках празднования 120-летия ГУМа с 2 декабря до 19 января 2014 года. Однако появление на Красной площади павильона-саквояжа вызвало возмущение общественности. «Частный корреспондент» собрал мнения людей о необычном павильоне

28.11.2013 10:00, Ольга Клыкова


Перевернутый мир: защита детей от классики

Роскомнадзор намерен блокировать сайты с любыми произведениями искусства эротического содержания

Эпический идиотизм этого нововведения состоит в том, что озабоченным сиськами и письками евнухам из Минкомсвязи никто ведь не разрешит вынести Данаю из «Эрмитажа», нацепить семейные трусы на Давида в Итальянском дворике и изъять в библиотеках «Тихий Дон». То есть в офлайновой физической реальности «неприличная», с точки зрения кастратов, классика останется так же доступна, как и была до сих пор.

26.11.2013 12:15, dolboeb


Суррогаты - кто они?

Против суррогатного материнства выступила депутат Елена Мизулина

Неужели депутаты и священники полагают, что люди перестанут усыновлять чужих детей и начнут широко пользоваться суррогатными услугами? Что женщины, ради карьеры, массово откажутся от вынашивания и рождения собственных детей?

11.11.2013 13:50, Лев Саламатов


Сталин будет жить

В наших беспокойных умах

Минул 52 года с того дня, как из мавзолея вынесли тело Сталина. В 1961 году эту операцию провели в обстановке абсолютной секретности. Власти всерьёз опасались народного гнева. Под покровом темноты Красная площадь была оцеплена. Накануне вечером по ней пустили военную технику, под предлогом подготовки к параду 7 ноября. А в это время у кремлёвской стены вырыли могилу, в которую перенесли останки вождя. Затем на мавзолее поспешно заменили надпись «СТАЛИН И ЛЕНИН» на прежнюю – «ЛЕНИН». По прошествии полувека мода на культ личности, а равно и на большой стиль, завоёвывает умы.

31.10.2013 09:00, Сергей Маркедонов


В чём суть победы Навального

Не станет ли власть прикармливать оппозиционера и делать из него свою новую марионетку?

Навальный на московских выборах победил, поскольку реально это были не выборы московского мэра (Собянину Кремль правдами и неправдами отдал бы мэрский пост при любом раскладе голосов), а своеобразный референдум. На нем люди высказывались по вопросу о том, насколько свое неприятие нынешнего режима они готовы ассоциировать именно с Алексеем Навальным. И его бесспорное второе место свидетельствует о явном успехе.

09.09.2013 15:50, Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге


«Хватит кормить Москву!»

Какой могла бы быть программа Навального

Основному оппоненту Сергея Собянина не стоит сводить кампанию к обещаниям повышения пенсий и изгнания мигрантов. Гонители Алексея Навального, вставшие на его защиту москвичи и чудесное освобождение героя создали отличные условия для старта его избирательной кампании на выборах мэра Москвы. До них осталось 10 дней. В какой мере воспользовался Навальный благоприятными возможностями?

28.08.2013 11:30, Борис Грозовский






 
 

Новости

Кремль отказался подтвердить сведения о новых санкциях против Запада
Однако Россия готова принять дополнительные меры, если Запад продолжит «деструктивную практику».
Больше половины россиян не могут назвать ни одной общественной организации
Также социологи выяснили, что за последние годы резко изменилось отношение россиян к ООН.
Владимир Путин выступил в Ялте
Первым делом президент поблагодарил депутатов за крымский пакет законов.
В Москве начался суд над братьями Навальными по делу Yves Rocher
Как ожидается, прокурор огласит обвинительное заключение, после чего подсудимые ответят, признают ли себя виновными.
Владимир Путин изложит парламенту свою новую стратегию в ялтинской речи
Выступление президента будет стратегическим, говорят в Кремле, и громким, ожидают в Госдуме.

 

 

Мнения

Этери Чаландзия

Москва моя

Не все воспоминания приятны, не все пережитое повторимо, но родной город – это место силы, воспринимать его иначе – обесценивать свою жизнь

Мне всегда хочется признаться в любви родному городу, но, как назло, вечно что-то мешает. Только я проникнусь нежными чувствами к столице, как вдруг дворники принимаются по весне вымазывать ядовитой краской заборы, или без предупреждения снесут старый особняк, или меняется расписание мусоровозов, и грохочущий зловонный ужас въезжает во двор в пять утра. Или опять что-то новое придумают с городскими парковками и ищи-свищи по штрафстоянкам свою голубу, а то и вовсе в канун каких-нибудь праздников глубокой ночью не подъехать к дому. Стоишь в час ночи в безнадежной пробке и дивишься, ну что за город такой?..

Умберто Эко

Умберто Эко: «Прогресс сети остановить нельзя»

Интернет существует, и никакие споры не смогут его уничтожить

В древности даже умение писать вызывало страх. А теперь дискуссии разворачиваются вокруг интернета. Если его правильно использовать, он может принести большую пользу молодежи, хотя неизбежно будут и те, кто впадает в зависимость от сети.

Денис Драгунский

Безнадежно поздно

О свойствах сверхдлинных рядов

Сереже Шаблаеву было пятнадцать лет. Он пришел с родителями к тете на именины. А у тети было пианино. И он вдруг, ни с того, ни с сего, сел и двумя руками сыграл что-то. Непонятно, что. Но очень красиво.

Сергей Удальцов

«Будем гореть и дальше»

Выступление Сергея Удальцова с «последним словом» в Мосгорсуде

Мне сегодня вспомнились прекрасные пушкинские строки: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Получилось так, что благородные порывы привели нас с Леонидом Развозжаевым на скамью подсудимых. Что же, так бывает в жизни. Но мы не сдаемся, не унываем и будем отстаивать свою невиновность до конца, как бы сложно это ни было.

Игорь Фунт

Море, «Срок», мат и др. Июль, 2014

Записки вятского лоха

Этим подзаголовком – «Записки вятского лоха» – начинаю хронологическую серию публикаций, не связанных определённой идеей, но отражающих, по моему мнению, некую мыслительную линию некой прослойки людей типа меня. Т. е. людей поживших, повидавших, повоевавших, посидевших. Разбогатевших, обнищавших, уставших, но не сдавшихся. Семейных, разведённых, счастливых и не очень. В общем, средних таких людей, которых, пройди они мимо Вас, и не отметишь ничем особо. Ведь военные шрамы и тюремные наколки прикрыты одеждой. Душевных травм и различных публичных недовольств вовсе не видать… А с лица воду не пить.

Антон Меркуров

Ограничения не спасут духовные скрепы

На любые запреты, сеть отвечает успешными решениями

«Ну что, оградят ли теперь наши власти граждан страны от экстремистов?» - примерно так был сформулирован вопрос телеканала Lifenews заданный мне в контексте обсуждения вступивших в силу поправок позволяющих Роскомнадзору блокировать без суда сайты за «экстремистскую социально опасную инфомацию, предоставляющую угрозу для общества и личности».

Михаил Эпштейн

Как обойтись без мата?

Пожалуй, закон о запрете мата в публичной сфере - единственный из принятых за последнее время в России, который вызывает у меня сочувствие. Но сам по себе запрет вряд ли может изменить ситуацию, если общество не найдет способа говорить об "этом" иначе, не выработает конструктивных альтернатив.

Дмитрий Жвания

Идея «Новороссии» — героический мундир для трусов

Почему наши люди так рьяно переживают за «Новороссию» и так безучастны к тому, что происходит в своей стране?

Ратовать за справедливость в чужом государстве, сидя дома перед монитором или даже на организованном властью митинге — дело совершенно безопасное. То ли дело бороться со своими властями. С работы погонят, а то и по башке дадут, а потом «закроют». Обличать «бандеровский фашизм», не выезжая из РФ, тоже довольно просто. То ли дело заступиться за избиваемого в подворотне дворника из Средней Азии — самого на нож посадят.

Олег Куваев

Я, человечество и НОСКИ™

По дороге познания и просветления

Человек без носков отличается от оного в носках как гордая птица тукан, парящая высоко в небесах, от жалкого, низкорослого опоссума валяющегося раздавленным на проселочной дороге.

Павел Руднев

Меняющаяся функция театра

Как современный театр отвечает (должен отвечать) на вызовы времени?

Меняющаяся социальная реальность требует изменений и от театра, причем в его первоосновах: зачем он существует, в чем его обоснование для жизни общества. Сегодня разговор о меняющейся функции театра обострился в связи с тем, что влиятельность театра на общественные умонастроения стала повышаться и театр стал совсем не таким безопасным, как в последние десятилетия.

 

Календарь

Сергей Маркедонов

Парад, переходящий в распад

СССР погиб не в Беловежской пуще

В конце августа — начале сентября 1991 года словосочетание «парад суверенитетов» стало одним из самых популярных тогда ещё в нашей общей стране Советском Союзе. В самом деле, стремительное обретение независимости бывшими союзными республиками 19 лет назад напоминало «триумфальное шествие советской власти» в октябре — ноябре 1917 года. Столь быстрой была суверенизация на рубеже лета и осени 1991 года.

Глеб Давыдов

Гламур и смерть

19 августа 1883 года родилась великая Габриель Коко Шанель

Она провела ревизию мужского гардероба с целью креативных заимствований в женский. Она сделала модной короткую женскую стрижку и придумала «шляпку-колокольчик». Она выпустила первые в мире искусственные духи…

Александр Головков

Император лоскутной Европы

Значение Наполеона для Франции, Европы и России

245 лет назад, 15 августа 1769 года, в городе Аяччо на острове Корсика, принадлежавшем Французскому королевству, появился на свет человек, чьё влияние мир ощущает на себе до сих пор. Так сложилось, что в особенности это влияние распространилось на Францию и Россию. Ну и на всю Европу тоже.

Александр Соколянский

Вудсток: инвентаризация легенды

45 лет назад, 15 августа 1969 года, начался легендарный рок-фестиваль

Вудсток был не родовой мукой, а предсмертным блаженством хип-культуры. Если угодно, сильнейшим её оргазмом: испытав его, она умерла от счастья, а умерев, благополучно вписалась в истеблишмент.

Андрей Лебедев, Париж

Вудсток-1969: ко дню рождения мифа

Сходство между космическими полётами и рок-музыкой не только временнóе, но и во многом сущностное

Любим ли мы Вудсток-69 — мы, никогда на нём не бывавшие, но с волнением относящиеся к эпохе, его породившей? Можно с уверенностью сказать, что мы любим кино о нём.

Алексей Соколовский

Ауробиндо, аватар с подвохом

15 августа 1872 года родился Шри Ауробиндо Гош — выдающийся индийский йогин, поэт, философ и революционер

Сказать, что Ауробиндо был необычным человеком, — значит, почти ничего не сказать. Многие верили и верят, что он был воплощением Бога на Земле, аватаром Кришны. Сам мыслитель, будучи в высшей степени скромным, на этот счёт всегда отнекивался.

Пятая авеню

190 лет назад, 2 августа 1824 года, в Нью-Йорке открылась Пятая авеню, ставшая местом расположения самых фешенебельных магазинов, а в последствии и многих достопримечательностей

Именно 5 авеню по праву считается визитной карточкой Америки, так же как во Франции – Елисейские поля. Также она является отправной точкой для начала отсчета других улиц, имеющих численные названия и приставку west или east в зависимости от расположения – к западу или востоку от Пятой авеню. Таким образом, улица служит важным ориентиром для гостей и туристов города.

Андрей Гончаров

«Зачем мне адвокат? Я возьму с собой в суд лягушку»

185 лет назад, 13 августа 1829 года, родился Иван Михайлович Сеченов

Открытие механизмов, которые управляют психической жизнью человека, этот необычайно важный раздел науки о жизни мозга, начинается с трудов Ивана Михайловича Сеченова. Сеченов, а позже Павлов, Введенский, Ухтомский, Бехтерев и другие русские ученые создавали физиологию высшей нервной деятельности.

Алексей Соколовский

Шпионка в запасе

12 августа 1831 года родилась Елена Петровна Блаватская, писательница и путешественница, основательница Теософского общества

Национальная гордость (того же сорта, которая создала миф о том, что наш шоколад самый лучший, а часы самые точные) ставит её в один ряд с такими серьезными учеными, как Н. К. Рерих или сэр Джон Вудрофф. В опьянении кажущейся величиной её фигуры (внушительной лишь в буквальном смысле) Елену Петровну называют не только медиумом, ясновидящей, путешественницей и талантливой писательницей, но и пророчицей, духовным лидером своего времени, философом, знатоком Востока.

Борис Соколов

Россия и Латвия: От Рижского договора к Московскому

94 года назад в Риге был подписан первый советско-латвийский договор, до недавнего времени сохранявший актуальность

11 августа 1920 года в Риге в результате четырёхмесячных переговоров был подписан первый межгосударственный договор между Россией и Латвией, лишь двумя годами ранее ставшей независимой. Попытка советизации Латвии, предпринятая Москвой после германской революции и аннулирования Брестского мира.

Галина Велданова

Хождение по радостям

10 августа 1865 года, родился композитор Александр Глазунов

Он был у судьбы в любимчиках. Как будто она решила поставить эксперимент, может ли счастливый человек стать настоящим художником и что поймут в его творениях не охваченные экспериментом сограждане.

День рождения дедушки «Марка»

70 лет назад, 7 августа 1944 года, был запущен первый американский программируемый компьютер «Марк I»

Первую американскую ЭВМ разработал и построил в 1941 году гарвардский математик Говард Эйксон при сотрудничестве четырёх инженеров компании IBM, по заказу которой и проводились работы. Компьютер был создан на основе идей английского математика Чарльза Бэббиджа, придумавшего первую аналитическую вычислительную машину ещё в средине 19-го столетия. Официальный запуск «Марк 1» был проведён после успешных тестов 7 августа 1944 года.


 

Интервью

Людмила Улицкая: «Мы Европе не подходим…»

Лауреат Европейской премии о книге памяти Горбаневской, закате русской культуры, и о том почему Россия – всё-таки, не Европа

Именно великая русская культура, солнце которой закатилось, более всего свидетельствует о том огромном потенциале, который был бесславно потрачен на полях революции и двух мировых войн, каждая из которых -следствие безумия, эгоизма и тщеславия политиков. Впрочем, как и во внутренних битвах с собственным народом, уже в СССР.

«Мне было интересно узнать, почему они могут, а мы нет»

Данил Криворучко о том, чем отличаются американские дизайн-студии от российских

Наш герой — арт-директор и FX-специалист нью-йоркской компании Charlex Данил Криворучко. До начала работы в США Данил работал в московских студиях YellowDog, Red Square Design и Nile, а также придумал концепт фирменного стиля для конкурса «Евровидение» в Москве и принимал участие в создании знаменитого ролика «Чикен Шейк» для «Макдоналдс».

«День воскрешения Лазаря – наш профессиональный праздник»

Врач-реаниматолог Центральной клинической больницы Московской Патриархии имени святителя Алексия Борис Зиновьевич Белоцерковский считает, что в работе реаниматолога немало радости

Попасть в реанимацию для больного — страшный опыт. Часто это значит, что его жизнь висит на волоске. Но в реанимацию приходят и для того, чтобы работать каждый день бок о бок со смертью. Однако врач-реаниматолог Центральной клинической больницы Московской Патриархии имени святителя Алексия Борис Зиновьевич Белоцерковский считает, что в работе реаниматолога и радости тоже немало. Он рассказал о своем выборе и сомнениях, о пациентах, о смерти и отношении к ней.

Много денег Цукерберга, второй пузырь и слежка спецслужб

Интервью с сооснователем Viber

Viber все чаще называют звездой белорусского IT. О том, как белорусско-израильский мессенджер набрал 370 млн пользователей без единого маркетолога, рассказал сооснователь Viber Игорь Магазиник.

Когда раздается: «Наших бьют!»

Разговор с Александром Марковым, доктором биологических наук, лауреатом премии «Просветитель», и.о. завкафедрой биологической эволюции биофака МГУ, ведущим научным сотрудником Палеонтологического института РАН не мог не коснуться событий вокруг Украины

У нас есть несколько врожденных психологических модулей, на которых строится наша мораль. И парохиальный альтруизм, из которого растет ксенофобия, враждебность к чужакам, — это только один из них. К ним же относится и чувство справедливости, защита и забота о слабых, о детях, о тех, кто нуждается в помощи, — это уже индивидуализирующие основы морали, которые только и могут противостоять националистическому, патриотическому угару. Если мы хотим погасить эти воинственные страсти, чтобы не разгорелась действительно кровавая бойня, то нужно вспомнить, что по обе стороны живые люди, нормальные, и там, и там. И всех можно понять, но надо что-то человеческое о них рассказывать, чтобы сохранить понимание.

Владимир Каганский: «Мне повезло обнаруживать лакуны»

Владимир Каганский – фигура в отечественном интеллектуальном пространстве столь же яркая, сколь и спорная, если не сказать – проблематичная, даже конфликтная. Он многих раздражает, не со всеми находит общий язык, поскольку говорит на своём, во многом собственноручно созданном – на культурной значимости которого, впрочем, настаивает и умеет её обосновать.