Подписаться на обновления
29 июляВторник

usd цб 35.3457

eur цб 47.4799

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияСтрана детей
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Прозрачное образование 
Илья Раскин   среда, 1 февраля 2012 года, 09.00

Социализм - что это?
Исторически сложилось так, что я никогда не состоял ни в какой партии


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В армии меня тащили в КПСС, но я отговорился тем, что «не готов». А после и мыслей подобных ни разу не возникало. Единственная партия, к которой стараюсь, по мере сил, принадлежать – это «Партия Приличных Людей». (К сведению тех, кто не знает: это весьма массовая, мощная, разветвленная и при этом идеально законспирированная организация. Её члены безошибочно опознают друг друга по глазам). Других партий, в которых можно было бы состоять без сомнений и оговорок, я, к сожалению, просто не вижу.

Сейчас нам грозятся упрощением регистрации партий – скоро их будут, наверное, десятки. Но, боюсь, я окажусь опять лишним, беспартийным. И дело не в том, что я оцениваю партии не по политическим, а по нравственным критериям – политические убеждения у меня тоже имеются. Они, убеждения, просты и незамысловаты, но определить/объяснить/описать их на нынешнем языке практически невозможно – никто не понимает. Дело в том, что я – либеральный коммунист. Или, если угодно, коммунистический либерал. Ну, если угодно – социалист. При этом с головой у меня все в порядке, никакой шизофрении. Непорядок – с языком. Не с моим персональным, а с нашим общим, русским. (В других языках – похожие проблемы, но это проблемы не наши). Значит – язык надо менять. Или лечить. Именно так, потому что наш язык – во всяком случае, в его «общественно-политической» части – давно и тяжело болен. Это настоящий оруэлловский «новояз», доставшийся нам в наследство от СССР. Но мы, не замечая дикости языка, продолжаем на нем говорить и с важным видом несем ахинею.

Бороться с этим социализмом Штатам гораздо сложнее, чем в годы холодной войны с советским, поскольку он не навязан силой, как частично в СССР и в большей степени в Восточной Европе, а является отражением взглядов очень значительной части населения латиноамериканских стран, поэтому приходит вполне демократическим путем. Это поистине «народный», в значительной степени люмпенский социализм с огромной примесью национализма. К тому же этот социализм чаще всего не подразумевает абсурдных идеологических ограничений в повседневной жизни людей и не отменяет рыночные отношения, что значительно повышает его устойчивость.

У нас никак не может сложиться влиятельная социалистическая партия. А она нужна, и не только для того, чтобы все было «как у людей», чтобы не было стыдно перед соседями. Она нужна, как говорили когда-то, «из органических потребностей народной жизни». На этой площадке толкутся Горбачев, Явлинский, теперь Миронов, иногда заскакивает Лимонов… но как-то все не получается, не складывается. А то, что получается – как-то неубедительно. Причин тому множество, но, я думаю, главная причина – невнятность, неубедительность идеологии. В основе этой невнятности – язык, в котором подменено и перепутано все – правое и левое, частное и общественное, социализм и капитализм и еще многое, многое.

Если бы в физике (технике) термины были бы настолько же перепутаны, настолько же подменены смыслы и значения, то ни один автомобиль не поехал бы, ни одна лампочка бы не загорелась, все мосты рухнули бы. Ну, нельзя путать сопротивление и напряжение, мерить температуру в килограммах! А тут – ничего, делаем вид, что понимаем, откуда, куда и зачем движемся, хотя нас и заносит постоянно куда-то не туда.

Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам?
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Когда наши граждане (политики, журналисты, домохозяйки) говорят «социализм», то что они имеют в виду? Можно долго не гадать: они имеют в виду СССР. (Или то, что чем-то напоминает СССР – вплоть до северокорейского дурдома).

Социальное государство постсоветского типа, в определённом смысле отделённое от государственного аппарата и живущее своей негромкой жизнью, никуда не делось и сейчас. Владимир Путин, будучи президентом, предпочитал с ним не ссориться. Однако развитие экономики и связанный с ним быстрый рост доходов населения в 2002—2008 годах сделало социальное государство в его сложившемся виде обречённым на деградацию.

Есть, правда, одна загвоздочка. Уже в 20-х годах ХХ века некоторые просвещенные россияне, глядя на то, что происходит, задавались вопросом: так, а социализм здесь при чем? Ведь то, что делают большевики – это вовсе не социализм, а, скорее, прямо наоборот!? Даже Ленин, незадолго перед кончиной (пытаясь ввести НЭП) говорил о необходимости «коренного изменения всей точки зрения на социализм»… хотя никакую «точку зрения» изменить не успел. Потом эти дискуссии, насчет нашего «социализма» продолжились уже на сталинских пересылках, потом всех спорящих и сомневающихся стерли в лагерную пыль – что осталось? А осталось ровно то, что мы и сейчас слышим со всех трибун, по всем радио- и теле-каналам. Бессмертные строки «Краткого курса истории ВКП(б)». Правые, левые, задние, передние и разные прочие твердо усвоили сталинские учебники и продолжают их воспроизводить. Всенародные представления о «социализме» взяты именно оттуда.

Примеры? Далеко ходить не нужно, берем любую газету. Вот, скажем, «Независимая». Ее главный редактор К. Ремчуков предостерегает нас от увлечения «социализмом».

«Многим нашим гражданам, судя по всему, кажется подозрительным итог голосования. Они требуют или пересчета, или повторных выборов. Вероятно, полагая, что в результате этих действий доля «Единой России» может упасть ниже 50%, до 30%, например. Это будет означать, что остальные 70% достались бы трем партиям с социалистическим идейным уклоном, партиям социального популизма, сторонникам госсектора и укрепления роли государства в экономике, вплоть до национализации крупнейших предприятий и даже целых отраслей сырьевого сектора и тяжелой промышленности. …Через 20 лет после старта рыночных преобразований в Думе оказались бы представлены преимущественно антикапиталистические настроения россиян. …Прошло 15 лет. Народу голосующему по-прежнему импонируют социалистические эгалитарные грезы. Народ по-прежнему не боится идей социализма. Народу по-прежнему государственная собственность милее собственности частной, особенно в чужих руках». (К. Ремчуков: Россия в поиске идентичности. «Независимая газета», 12.12.2011г.)

Конечно, К. Ремчуков (в этом отношении) не оригинален: с его пониманием «социализма», уверен, согласились бы и А. Проханов, и В. Новодворская… Увы, все – сталинисты. Проханов – сознательно, Новодворская – бессознательно, что дела не меняет.

Российский вариант вовсе не так уникален, как может показаться на первый взгляд. Во всех современных государственных общностях подавляющее большинство голосов на выборах (70-80%) получает партократический истеблишмент. Это очень важное обстоятельство ускользает от внимания наблюдателей из-за того, что в России это большинство монополизировано не двумя «партиями власти», а одной. Слов нет, это серьезное различие, но не следует преувеличивать его значение.

Откуда взялся этот советский «социализм»? Это ведь всего лишь самоназвание советского режима (и – вслед ему – подобных, вплоть до Мао и Пол Пота). А почему мы так наивны и доверчивы, что верим самоназваниям? Если какие-то наркоторговцы объявляют себя «марксистами», то с какого перепугу наши журналисты начинают вещать о каких-то фантастических «марксистских наркобоевиках»? Ей-богу, надо же иногда голову включать!

Если В. Жириновский заявляет, что он «либеральный демократ», то что, надо ему верить, что он в самом деле либеральный и демократичный? А с чего мы взяли, что Г. Зюганов – «коммунист»? Только потому, что он сам себя так величает? Ну, помилуйте. Есть, все же, кроме идеологических масок и обманок, более объективные признаки и критерии. Если человек пытается обмануть окружающих (возможно, и самого себя), то окружающие вовсе не обязаны в этом обмане участвовать, его умножать и поддерживать.

Вещи должны называться своими именами. Это – обязательно. И фраза «а король-то голый!» – урок для всех и навсегда. Модное нынче воззрение об условности и произвольности всех словесных наименований – обычная постмодернистская туфта. Слова имеют настоящий, объективный смысл.

Невозможно переоценить вредоносность ложного языка. Он губителен в политике, экономике, судопроизводстве, семейной жизни… везде. Это, буквально, – Матрица, скрывающая и убивающая реальность (неубиенную). Это – западня. Мы в ней, правда, вполне привычно обжились, не замечая капканов, минных полей и вышек с пулеметами вокруг. Надо, господа и товарищи, отсюда выбираться. Конечно, с боями. Без этого никакая «десталинизация» не получится.

Итак. То, что было построено-устроено в СССР, называется капитализм. Именно капитализм, причем в самой его отвратительной и реакционной форме.

Чтобы прийти к этому выводу, надо всего лишь почитать Маркса – это нетрудно, он у нас издан достаточными тиражами. Конечно, мне тут же будут возражать – не надо, господа. Из текстов Маркса, мелко нарезанных, можно прийти к самым разнообразным выводам – все зависит от подбора цитат. Действительно, у Маркса далеко не все однозначно, при этом желательно различать: что является основным и принципиальным, а что – лишь отражение преходящих исторических обстоятельств.

Не удержусь, процитирую Эриха Фромма.

«Ирония истории состоит в том, что, несмотря на доступность источников, в современном мире нет предела для искажений и неверных толкований различных теорий. Самым ярким примером этого рода является то, что сделано в последние десятилетия с учением К. Маркса. В прессе, литературе и речах политических деятелей постоянно упоминается Маркс и марксизм, так же как в книгах и статьях известных философов и социологов. Создается впечатление, что ни политики, ни журналисты ни разу не прочли ни единой Марксовой строчки, а социологи и обществоведы привыкли довольствоваться минимальными знаниями текстов Маркса. И при этом чувствуют себя совершенно уверенно, ибо никто из влиятельных в этой области людей не высказывает недоумения по поводу их сомнительных, невежественных заявлений. ...

Как это стало возможным, что философия Маркса оказалась искажена до неузнаваемости, до своей полной противоположности?

Для этого есть несколько причин. И первая из них – это чистое невежество. ... Каждый считает себя вправе говорить о Марксе, не прочтя ни единой его строчки или хотя бы того минимума, который необходим, чтобы разобраться в сложной системе его мыслей и идей. ...

Вторая причина состоит в том, что русские коммунисты присвоили себе марксистскую теорию и попытались убедить мир, что они в своей теории и практике являются последователями Маркса. И хотя на самом деле все обстоит как раз наоборот, Запад согласился с их пропагандистским тезисом о соответствии русской теории и практики идеям Маркса». (Фромм Э. «Иметь или быть»)

Попытаюсь очень коротко изложить самое простое и основное (Более подробная аргументация – в моих статьях, опубликованных на сайте topos.ru под общим заголовком «Успешное построение дальтонизма в отдельно взятой стране»).

Капитализм – это вовсе не обязательно «власть капиталистов». Но обязательно – власть капитала (Что такое «капитал» – см. одноименное сочинение, а еще лучше – его первоначальный вариант, «Grundrisse»). Именно этого не поняли в свое время большевики. Взялись бороться с «буржуями», не заметив того, как за их спиной (их трудами) капитал схлопнулся с государством, отчего его власть лишь упрочилась, став просто свинцовой. Ведь государство – наихудший капиталист из всех возможных. Когда-то Владимир Ильич написал трактат «Империализм как высшая стадия капитализма». Где доказывал (совершенно справедливо), что монополистический капитал – реакционный, загнивающий и т.д. Правда, через несколько лет передумал и устроил всем монополиям монополию. Получили ровно то, что и требовалось доказать – то, о чем он же и предупреждал. Да, государственный капитализм – антибуржуазен. Но вовсе не антикапиталистичен. Просто государственный капитал гробит мелких и опасных конкурентов (буржуев) всей своей мощью. Что и было сделано – большой капитал задавил малышей. Большевики решили, что победили «капиталистов», за что и отправились на лесоповал.

Кстати, сталинские (и ленинские в значительной мере) представления о «социализме» отнюдь не с неба свалились. Классики этой идейной традиции – большей частью немцы. Конечно, не Маркс с Энгельсом, совсем другие. Например, Бисмарк. Родбертус-Ягецов. Евгений Дюринг, кстати. Лассаль. Шпенглер. Последний считается, скажем так, идеологом протонацистским. Далее все понятно (ну, хотя бы, насчет национал-»социалистической» партии).

Итак: капитализм и рыночный либерализм – не одно и то же. Капитал никому не давал подписки быть непременно либеральным и гуманным.

Ну, вроде бы элементарно: при капитализме действуют две противоположные тенденции – конкуренция и монополизация. Обе – вполне «капиталистичны». Но у нас умудрились конкуренцию назвать «капитализмом», а монополию – «социализмом».

Умудрились не понять, не заметить того, что у Маркса называется частной собственностью. Не заметить того, что государство – вовсе не общество, а государственная собственность – частная, а не общественная.

По Марксу, в «экономике» никакой собственности, кроме частной вообще не бывает и быть не может. И борьба с «частной собственностью» – вовсе не национализация и огосударствливание, а преодоление власти экономики над жизнью людей. «Экономика определяет» – тезис не марксовский, а ленинский. Именно это сегодня, вслед за Лениным и «Кратким курсом», повторяют все подряд – и «коммунисты», и «либералы». «Экономика определяет» означает: господствует частная собственность. Это и есть как раз то, с чем Маркс предлагал бороться. Но у нас немного недосмотрели, недочитали, недодумали: перепутали свободу и рабство, общественное и государственное, социализм и капитализм – всего делов-то! Зато по «научному коммунизму» пятерки!

Что еще вспомним? «План» = «социализм», а «рынок» = «капитализм»? Опять-таки, из советских учебников? Сегодня это даже не смешно, хотя, в общем, все было известно уже в ХIХ веке. Уже тогда стало понятно, что «план» и «рынок» вполне нормально и эффективно сочетаются в одном и том же обществе, вполне капиталистическом. Если совсем просто: рынок – между субъектами хозяйства, «фирмами», план – внутри хозяйств, внутри цехов и заводов. Внутри – никакой конкуренции, либерализма и прочих вольностей. План и дисциплина! И «капиталистическое» планирование зачастую оказывалось куда точнее и эффективнее советского. Опять же: социализм-то здесь при чем? Если превратили всю страну в одну «фабрику», где забор предприятия совпадал с госграницей, то при чем тут социализм? Да, внутри «план» (зачастую – вполне безумный), за забором – обычный, нормальный рынок – продавали что и почем могли, покупали что и почем могли… все, как у буржуев.

Можно многое еще из наших «социалистических» идеологем вспомнить – все, на удивление, по-сталински тупо. Наверное, пока хватит.

Итак, еще раз: в СССР была установлена беспросветная власть капитала. По-моему, Сталин – главный антикоммунист ХХ века. А КПСС – партия антикоммунистическая. Как и сейчас КПРФ. Совершенно понятно, почему сегодня сторонники Зюганова таскают хоругви со Сталиным, почему они так непринужденно заигрывают с черносотенцами и клерикалами. Конечно, они – правые, а никакие не левые. Настоящие либералы куда левее, куда ближе к социализму, чем «коммунисты» советского (кубинского, корейского и т.д.) разлива.

Советская власть решала задачу индустриализации страны. Задача эта – традиционно, чисто капиталистическая. Она была решена – ракеты, балеты, тракторы и киловатты. Прогресс. Но социализм-то здесь причем? Конечно, цена нашей индустриализации была непомерной – так ведь Маркс предупреждал, что капитал за свою работу модернизации общества дешево не берет. И его (капитала) работа сопровождается непременными кризисами – так смерть СССР была как раз одним из этапов этого самого кризиса – не заметили?

Слово «социализм» сегодня нуждается в радикальном переосмыслении. И в результате очень даже может выясниться, что социализм у нас (и не только у нас) – вовсе не в тоталитарном прошлом, а в демократическом будущем. Только не надо про советские химеры «светлого будущего». Я ведь как раз о том, что к социализму это не имело никакого отношения.

Конечно, и Маркс сегодня должен быть серьезно осовременен, «отремонтирован»; сделать это после работ Э.В. Ильенкова и его коллег – задача вполне решаемая. Конечно, для того, чтобы пере-осмыслить, надо для начала о-смыслить. То есть, хотя бы, прочитать. Не обойтись и без «ревизии» (которая в мире идет уже давно, и, зачастую, совсем не глупо).

Наконец – немного из Маркса (нельзя же совсем без цитат).

«Одно из величайших недоразумений – говорить о свободном, человеческом, общественном труде, о труде без частной собственности. «Труд» по своей сущности есть несвободная, нечеловеческая, необщественная, обусловленная частной собственностью и создающая частную собственность деятельность. Таким образом, упразднение частной собственности становится действительностью только тогда, когда оно понимается как упразднение «труда». ... Поэтому некая «организация труда» есть противоречие. Той наилучшей организацией, которую может получить труд, является его теперешняя организация, свободная конкуренция, разложение всех его прежних мнимо «общественных» организаций» . (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с.241-242, выделение мое – И.Р.).

… Так, а я ведь не ответил на главный вопрос, вынесенный в заголовок: социализм – что это? Прошу меня извинить, но ответа здесь не будет. Просто потому, что в двух словах не получится, это тема для многих дискуссий и, наверное, на многие годы. И, что самое главное: прежде чем определяться с тем, что же такое социализм, сначала надо договориться о том, что социализмом точно не является.

Это, я думаю, крайне важно хотя бы для того, чтобы все демократические силы и течения смогли найти общий, не-сталинский, адекватный язык, говоря на котором, они смогли бы в чем-то принципиальном сойтись.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Гибрис-синдром — профессиональная деформация политических лидеров

Высокомерное поведение всегда привлекало драматургов

В книге «История болезни. Недуги государственных деятелей последнего столетия» Дэвид Оуэн анализирует связь между психическим состоянием мировых лидеров и проводимой ими политикой. Он уверен, что обладание властью порой вызывает профессиональную деформацию личности — гибрис-синдром (Hubris syndrome), слепую, враждебную здравому смыслу самонадеянность.

12.03.2014 17:30, Дэвид Оуэн


Охотник на нацистов

105 лет назад, 31 декабря 1908 года родился Симон Визенталь, австрийский еврей, всемирно-известный охотник за нацистами, переживший холокост

Узник 13 нацистских концлагерей, гуманист, правозащитник и самый известный охотник за нацистскими преступниками, Визенталь стал символом «возмездия без срока давности» и сыграл решающую роль в поимке Адольфа Эйхмана, ответственного за «окончательное решение еврейского вопроса».

31.12.2013 08:00, Дмитрий Корель


И никакого политического оттенка

Глава СПЧ о том, амнистируют ли «узников Болотной», Ходорковского и Pussy Riot

Глава совета по правам человека при президенте Россиии Михаил Федотов рассказал Юлии Таратуте и Дмитрию Казнину о том, какой будет амнистия по случаю 20-летия Конституции и почему под нее не попадут фигуранты «болотного дела».

06.12.2013 11:15


Анатомия убийства

Смерть Джонна Кеннеди как политический детектив

Джонн Кеннеди умер 23 ноября 1963 года в результате смертельного ранения. Спустя 50 лет убийство 35 президента США до сих пор считается одним из самых громких и загадочных в прошедшем столетии. К юбилею трагической даты в свет выйдет увлекательное журналистское расследование Филипа Шенона «Анатомия убийства», где параллельно с уникальными документами представлена внутренняя логика большой политики и ее жертв. T&P публикуют отрывок из книги о первых часах после трагедии и реакции на нее ближайших соратников президента его брата Роберта Кеннеди и будущего преемника Линдона Джонсона.

05.12.2013 13:00, Иван Мин


С вещами – на выход

Администрация ГУМа сообщила компании Louis Vuitton о необходимости немедленно демонтировать павильон-чемодан на Красной площади

«Чемодан – саквояж» высотой 9 и длиной 30 метро был установлен неделю назад у стен Кремля. Павильон известного бренда Louis Vuitton предназначался для выставки «Душа странствий» в рамках празднования 120-летия ГУМа с 2 декабря до 19 января 2014 года. Однако появление на Красной площади павильона-саквояжа вызвало возмущение общественности. «Частный корреспондент» собрал мнения людей о необычном павильоне

28.11.2013 10:00, Ольга Клыкова


Перевернутый мир: защита детей от классики

Роскомнадзор намерен блокировать сайты с любыми произведениями искусства эротического содержания

Эпический идиотизм этого нововведения состоит в том, что озабоченным сиськами и письками евнухам из Минкомсвязи никто ведь не разрешит вынести Данаю из «Эрмитажа», нацепить семейные трусы на Давида в Итальянском дворике и изъять в библиотеках «Тихий Дон». То есть в офлайновой физической реальности «неприличная», с точки зрения кастратов, классика останется так же доступна, как и была до сих пор.

26.11.2013 12:15, dolboeb


Суррогаты - кто они?

Против суррогатного материнства выступила депутат Елена Мизулина

Неужели депутаты и священники полагают, что люди перестанут усыновлять чужих детей и начнут широко пользоваться суррогатными услугами? Что женщины, ради карьеры, массово откажутся от вынашивания и рождения собственных детей?

11.11.2013 13:50, Лев Саламатов


Сталин будет жить

В наших беспокойных умах

Минул 52 года с того дня, как из мавзолея вынесли тело Сталина. В 1961 году эту операцию провели в обстановке абсолютной секретности. Власти всерьёз опасались народного гнева. Под покровом темноты Красная площадь была оцеплена. Накануне вечером по ней пустили военную технику, под предлогом подготовки к параду 7 ноября. А в это время у кремлёвской стены вырыли могилу, в которую перенесли останки вождя. Затем на мавзолее поспешно заменили надпись «СТАЛИН И ЛЕНИН» на прежнюю – «ЛЕНИН». По прошествии полувека мода на культ личности, а равно и на большой стиль, завоёвывает умы.

31.10.2013 09:00, Сергей Маркедонов


В чём суть победы Навального

Не станет ли власть прикармливать оппозиционера и делать из него свою новую марионетку?

Навальный на московских выборах победил, поскольку реально это были не выборы московского мэра (Собянину Кремль правдами и неправдами отдал бы мэрский пост при любом раскладе голосов), а своеобразный референдум. На нем люди высказывались по вопросу о том, насколько свое неприятие нынешнего режима они готовы ассоциировать именно с Алексеем Навальным. И его бесспорное второе место свидетельствует о явном успехе.

09.09.2013 15:50, Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге


«Хватит кормить Москву!»

Какой могла бы быть программа Навального

Основному оппоненту Сергея Собянина не стоит сводить кампанию к обещаниям повышения пенсий и изгнания мигрантов. Гонители Алексея Навального, вставшие на его защиту москвичи и чудесное освобождение героя создали отличные условия для старта его избирательной кампании на выборах мэра Москвы. До них осталось 10 дней. В какой мере воспользовался Навальный благоприятными возможностями?

28.08.2013 11:30, Борис Грозовский






 
 

Новости

Судимым людям могут запретить усыновлять детей
Пока же запрет на усыновление распространятся только на обвиняемых и осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления ряда категорий.
В России создают систему мониторинга межконфессиональных и межнациональных отношений
Глава Минрегионразвития поручил провести отбор 7-9 пилотных регионов для апробации системы.
В молдавском законе заменят понятия «отец» и «мать»
В Закон об охране здоровья внесли поправки, которые вводят фомулировку «один из родителей».
Христианские лидеры Латвии обеспокоены пропагандой гей-браков и тем, что учащиеся меняют пол
Руководители христианских конфессий Латвии заявили, что молодежи страны навязывают аморальные идеи в рамках так называемого полового воспитания.
Детям могут разрешить самим защищать свои права в судах
Законопроект Минюста с поправками в Гражданский процессуальный кодекс выставлен на публичное осуждение.

 

 

Мнения

Сергей Удальцов

«Будем гореть и дальше»

Выступление Сергея Удальцова с «последним словом» в Мосгорсуде

Мне сегодня вспомнились прекрасные пушкинские строки: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Получилось так, что благородные порывы привели нас с Леонидом Развозжаевым на скамью подсудимых. Что же, так бывает в жизни. Но мы не сдаемся, не унываем и будем отстаивать свою невиновность до конца, как бы сложно это ни было.

Денис Драгунский

Ромео и Джульетта

Подари мне на прощанье

Она вошла в дом и почувствовала запах табака. Непривычный. Терпкий и тухлый одновременно. Поняла: сигара.
Кто курил сигару?
Она еще раз потянула носом. Кто курит сигару?
Вошла в комнату деда. Старик сидел в кресле у стола. На столе стояла бутылка виски. В пепельнице лежала дымящаяся сигара.

Игорь Фунт

Море, «Срок», мат и др. Июль, 2014

Записки вятского лоха

Этим подзаголовком – «Записки вятского лоха» – начинаю хронологическую серию публикаций, не связанных определённой идеей, но отражающих, по моему мнению, некую мыслительную линию некой прослойки людей типа меня. Т. е. людей поживших, повидавших, повоевавших, посидевших. Разбогатевших, обнищавших, уставших, но не сдавшихся. Семейных, разведённых, счастливых и не очень. В общем, средних таких людей, которых, пройди они мимо Вас, и не отметишь ничем особо. Ведь военные шрамы и тюремные наколки прикрыты одеждой. Душевных травм и различных публичных недовольств вовсе не видать… А с лица воду не пить.

Антон Меркуров

Ограничения не спасут духовные скрепы

На любые запреты, сеть отвечает успешными решениями

«Ну что, оградят ли теперь наши власти граждан страны от экстремистов?» - примерно так был сформулирован вопрос телеканала Lifenews заданный мне в контексте обсуждения вступивших в силу поправок позволяющих Роскомнадзору блокировать без суда сайты за «экстремистскую социально опасную инфомацию, предоставляющую угрозу для общества и личности».

Михаил Эпштейн

Как обойтись без мата?

Пожалуй, закон о запрете мата в публичной сфере - единственный из принятых за последнее время в России, который вызывает у меня сочувствие. Но сам по себе запрет вряд ли может изменить ситуацию, если общество не найдет способа говорить об "этом" иначе, не выработает конструктивных альтернатив.

Дмитрий Жвания

Идея «Новороссии» — героический мундир для трусов

Почему наши люди так рьяно переживают за «Новороссию» и так безучастны к тому, что происходит в своей стране?

Ратовать за справедливость в чужом государстве, сидя дома перед монитором или даже на организованном властью митинге — дело совершенно безопасное. То ли дело бороться со своими властями. С работы погонят, а то и по башке дадут, а потом «закроют». Обличать «бандеровский фашизм», не выезжая из РФ, тоже довольно просто. То ли дело заступиться за избиваемого в подворотне дворника из Средней Азии — самого на нож посадят.

Олег Куваев

Я, человечество и НОСКИ™

По дороге познания и просветления

Человек без носков отличается от оного в носках как гордая птица тукан, парящая высоко в небесах, от жалкого, низкорослого опоссума валяющегося раздавленным на проселочной дороге.

Павел Руднев

Меняющаяся функция театра

Как современный театр отвечает (должен отвечать) на вызовы времени?

Меняющаяся социальная реальность требует изменений и от театра, причем в его первоосновах: зачем он существует, в чем его обоснование для жизни общества. Сегодня разговор о меняющейся функции театра обострился в связи с тем, что влиятельность театра на общественные умонастроения стала повышаться и театр стал совсем не таким безопасным, как в последние десятилетия.

 

Календарь

Юлия Горячева

Зворыкин — муромский отец телевидения

17 июля (29-го по новому стилю) 1889 года родился Владимир Козьмич Зворыкин, изобретатель телевидения

В отечественных средствах массовой информации теперь часто упоминается имя выдающегося русского инженера-изобретателя Владимира Зворыкина, большую часть жизни прожившего в США. Его имя вспоминается всякий раз, когда заходят разговоры о необходимости для России технологических инноваций.

Олег Давыдов

Хитрость духа

Почему князь Владимир крестил Русь

28 июля православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира, в крещении Василия. С 2010 года День Крещения Руси празднуется на государственном уровне. Крестившись сам, Владимир затем крестил своих поданных, отсюда пошла русская православная цивилизация. В том числе и ее проблемы, возможно, связанные с некоторыми свойствами характера Владимира Святославича, прозванного в былинах Красно Солнышко.

Александр Храмчихин

Ходили мы походами

Ко Дню Военно-морского флота России

Советские моряки приобрели опыт, недоступный подавляющему большинству представителей других видов ВС СССР. Они не красили одуванчики в зеленый цвет, не занимались сельхозработами, а постоянно находились на передовой, в готовности в любой момент начать боевые действия против очень сильного и умелого противника.

Виктория Шохина

Смерть поэта, или Finita la comedia

27 (15) июля 1841 года в грозу был убит на дуэли Михаил Лермонтов

Дуэль Лермонтова и Мартынова (равно как и дуэль Пушкина и Дантеса) преломляется в нашем национальном сознании довольно своеобразно. Всё кажется, что наши знаменитые дуэли — не поединки равных, а нечто вроде запланированного расстрела. Что Мартынов (и Дантес) никак не мог быть человеком достойным; он ничтожество и т.п. По такой логике Лермонтову надо было стреляться разве что с Пушкиным (тем более что им обоим дуэли нравились). В крайнем случае с Гоголем.

Олег Давыдов

Жизнь и либидо Карла Юнга

26 июля 1875 родился Карл Густав Юнг

Миф Карла Густава Юнга многообразен: происхождение от самого Гёте и болезненные отношения с Фрейдом, открытие архетипов коллективного бессознательного и пикантные истории с женщинами, эпохальные тексты и заклинания духов. Дух Юнга и сегодня подмигивает нам.

Сергей Кузнецов

За флажки

25 июля 1980 года скончался Владимир Высоцкий

Когда говорят о Высоцком, сразу вспоминают похороны: Москва, почти полностью зачищенная по случаю Олимпиады, собрала на Таганской площади многотысячную толпу — не то тридцать, не то сорок тысяч человек. Еще вспоминают гастроли Таганки в Набережных Челнах: все окна были раскрыты, в каждом окне — магнитофон и в каждом магнитофоне — Высоцкий. А сам он шел, немного сутулясь, по улице. Любимов потом скажет — как гладиатор.

Георгий Осипов

Чёрное золото на серебряных струнах

25 июля 1980 года умер Владимир Высоцкий

Мы спокойно вышли из кабака. Был тихий июльский вечер. Оперуполномоченный произвёл изъятие вполне деликатно (мамаша посетовала: «Как же я теперь «Чонкина» будут слушать?») и даже предложил отвезти меня обратно в ресторан, на работу. В кабине «газика» было темно, он стал вертеть ручку настройки и попал на финал песни, сами понимаете чьей. После чего голос с акцентом (это был «Голос Америки») сообщил: «…скончался в Москве от сердечного приступа».

Олег Давыдов

Эльга, Эльга

Нимфа как источник коммуникации

Ольга умерла 24 июля 969 года, официально канонизирована в первой половине XIII века, но почитать как святую её стали значительно раньше, уже при её внуке Владимире Крестителе.

Виктория Шохина

Хемингуэй: перевод с американского

115 лет назад, 21 июля 1899 года, родился самый знаменитый писатель из США

Хемингуэй — звезда мирового масштаба. He-man, Папа Хэм. Его слава не знала границ. Его книги цитировались, как Новый Завет. Его жизнь обсуждалась на каждом (литературном) перекрёстке. Его именем называли рестораны и бары. В Советском Союзе культ Хэма возникал дважды: в чугунные 1930-е и бархатные 1960-е.

Олег Давыдов

Сон на Казанскую

Палладиум империи

21 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь явления чудотворного образа иконы Божией Матери в 1579 году в Казани. История её обретения и дальнейшего символического покровительства русской политике представляет собой настоящую загадку, способную пролить свет на историческую судьбу России.

Михаил Побирский

Реальный гонзо

18 июля 1937 года родился Хантер Томпсон, американский писатель и журналист, основатель гонзо-журналистики

Гонзо — это особый метод препарирования происходящего с помощью подручных средств: печатная машинка, наркотики, некий сумбур в голове, при котором реальность склонна к причудливым искажениям. Гонзо — это тот последний, кто выходит на своих двоих из ирландского пивного заведения, гонзо — это тот, кто продержался последним.

Александр Головков

Ужасная благодать атомной бомбы

16 июля 1945 года в местности Алмогордо штата Нью-Мексико была взорвана первая атомная бомба

«Я стал смертью, разрушителем миров» — эту фразу из Бхагават-гиты процитировал в день первого атомного взрыва Роберт Оппенгеймер, научный руководитель работ по созданию атомной бомбы. Его явно мучили угрызения чувствительной интеллигентской совести, обеспокоенной судьбами человечества.

Илья Миллер

Снова время деконструкции

15 июля 1930 года родился французский философ Жак Деррида

За последние 30 лет имя Жак Деррида упоминалось в книгах, журналах, лекциях и кулуарных беседах чаще любого другого современного философа. В 80—90-е он стал объектом фильмов, мультфильмов и по крайней мере одной рок-песни, о нём издано практически равное количество как льстивых, так и бранных статей, и его перу принадлежат одни из самых сложных и труднопреодолимых философских работ своего времени.

Ольга Балла

Теория одиночества

15 июля 1892 года родился немецкий философ и писатель Вальтер Беньямин

27 сентября 1940 года к французско-испанской границе в Восточных Пиренеях подошла группа людей из оккупированной Франции. Они надеялись, перейдя границу, перебраться из Испании в США. Испанская полиция остановила их. Граница была закрыта. Беженцам предложили вернуться. Между вишистской Францией и Третьим рейхом действовало соглашение, в соответствии с которым немецких эмигрантов — а то были именно они — надлежало высылать на родину. В ночь на 28 сентября в гостинице один из беженцев отравился морфием. Пограничники были потрясены. Остальных его товарищей по несчастью на следующий же день пропустили в Португалию. Самоубийцу звали Вальтер Беньямин.

Борис Кагарлицкий

К дню рождения Французской революции

Как полёт духа и торжество разума привели к кровавой бане и новой империи

14 июля Великой французской революции исполняется 220 лет. Дата вроде бы почти круглая, но на юбилей никак не тянет. А с другой стороны, как повод для разговора подходит вполне. И разговор этот особенно актуален именно у нас в России, где до сих пор не могут разобраться с итогами другой революции — Октябрьской.


 

Интервью

Когда раздается: «Наших бьют!»

Разговор с Александром Марковым, доктором биологических наук, лауреатом премии «Просветитель», и.о. завкафедрой биологической эволюции биофака МГУ, ведущим научным сотрудником Палеонтологического института РАН не мог не коснуться событий вокруг Украины

У нас есть несколько врожденных психологических модулей, на которых строится наша мораль. И парохиальный альтруизм, из которого растет ксенофобия, враждебность к чужакам, — это только один из них. К ним же относится и чувство справедливости, защита и забота о слабых, о детях, о тех, кто нуждается в помощи, — это уже индивидуализирующие основы морали, которые только и могут противостоять националистическому, патриотическому угару. Если мы хотим погасить эти воинственные страсти, чтобы не разгорелась действительно кровавая бойня, то нужно вспомнить, что по обе стороны живые люди, нормальные, и там, и там. И всех можно понять, но надо что-то человеческое о них рассказывать, чтобы сохранить понимание.

Владимир Каганский: «Мне повезло обнаруживать лакуны»

Владимир Каганский – фигура в отечественном интеллектуальном пространстве столь же яркая, сколь и спорная, если не сказать – проблематичная, даже конфликтная. Он многих раздражает, не со всеми находит общий язык, поскольку говорит на своём, во многом собственноручно созданном – на культурной значимости которого, впрочем, настаивает и умеет её обосновать.

Борис Акунин: «Мне стало тяжело и неприятно находиться в стране из-за разгара шовинизма и ура-патриотизма»

В интервью корреспонденту DW Никите Жолкверу известный писатель Борис Акунин сравнил сегодняшнюю ситуацию в России со временем между двумя русскими революциями

В работе прошедшей 15-17 июня в столице федеральной земли Бранденбург ежегодной германо-российской конференции "Потсдамские встречи" принимал участие известный российский писатель Григорий Чхартишвили, более известный под своим литературным псевдонимом Борис Акунин. На конференции он читал отрывок из своей книги "Черный город", действие которой происходит в канун Первой мировой войны. Видит ли писатель параллели с сегодняшней ситуацией?