Подписаться на обновления
15 ноябряЧетверг

usd цб 67.9975

eur цб 76.7556

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Светлана Храмова, Амстердам   пятница, 16 октября 2009 года, 09:20

Сострадание как причина бытия
«Страсти по Матфею». В новом спектакле бельгийского режиссёра и хореографа Алана Плателя не только поют, но и танцуют


Сцена из спектакля "Pitie!" // fluctuat.net
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Музыка умолкает, повисает пауза, зал взрывается аплодисментами. Бурными и продолжительными. Прошлым летом в берлинском театре Hebbel am Ufer и в Амстердаме на Holland Festival было именно так: аншлаг и овации.

Мир несовершенен, человек ущербен, а бытие бессмысленно просто потому, что все обречены. «Каждое рождение — это смертный приговор», — заявляет бельгийский хореограф Алан Платель, создатель ярких постановок — поводов для восторгов и громких скандалов, работающий в жанре hybryd dance.

Так он сам определяет танец, который придумывает для труппы актёров, выполняющих любой его каприз безоговорочно. Но Алан не капризен.

Любая несуразица, происходящая на сцене, — сполохи размышлений. Вспышки безрадостных мыслей, что сродни обиде на жизнь.

Зрелость отрицания

Созданный в июне 2008-го спектакль «Pitie!» («Смилуйся!») — это работа зрелого человека. Плателю на момент возникновения замысла перевалило за пятьдесят.

До конца Зальцбургского фестиваля ещё две недели, но его главное событие, вероятно, уже можно назвать: речь о новой постановке сочинения Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви».

Он говорит об усталости и надежде. О бессмысленности и величии. Говорит, способствуя пониманию изо всех сил. Создать собственную картину мира, излить отчаяние, будто в муках взмолиться, — неодолимый соблазн для художника, который уже знает, что будет услышан.

Спектакли Плателя становятся событием просто потому, что это вошло в привычку. С восторгом принятый на престижных фестивалях Европы VSPRS, где композитор Фабрицио Кассоль превосходно выполнил задачу, адаптировав сочинение Монтеверди для параллельного, практически независимого от музыки действия, был репетицией. Тема продолжается.

Теперь циркачи-комедианты-танцоры в пижамных костюмах или спортивных одеждах лицедействуют под музыку И.-С. Баха. В основе — оратория «Страсти по Матфею».

Вершина баховского творчества, документ-подтверждение: человек величественен. Несмотря на бренность бытия. И всё, что происходит сегодня, так или иначе происходит на фоне этой музыке.

Так же, как и на фоне сюжета об Иисусе. Платель замахнулся на сопоставление великого и низменного, на обобщение. Замысел дерзкий и противоречивый, спектакль раздражает, но взывает к сопереживанию.

По залу артисты не блуждают и бесед со зрителем не ведут, но перформанс подчёркнуто интерактивен — в этом притягательность «Смилуйся!». Хорошо ли, нет ли, но к концу спектакля нервные окончания истрёпаны ноющей болью.

Алан Платель: «Театр — открытая форма искусства, и совсем не обязательно разделять его на оперу, драму и танец. Это территория, которая позволяет пережить более сильные эмоции, нежели реальная жизнь. И я пользуюсь возможностью предоставить такую возможность. Мои спектакли могут быть жёсткими и эмоционально сложными, но я всегда хочу, чтобы в них было то, что объединит людей, находящихся на сцене, с теми, кто в зале».

Посвящение

Алан Платель настаивал, чтобы основой рекламного постера «Pitie!» стала старая почтовая открытка, которую жена Иснель прислала ему из Франции: уходит вдаль бесконечная дорога, а по обе стороны — люди в позах отправления большой нужды.

Но открытка так и не стала символом постановки, владельцы театров не согласились. Алан безуспешно объяснял, что изображённое — единственная форма человеческого единения.

Процесс очищения в образах. Священнодействие и почти молитва.

Фабрицио Кассоль: «Мы замахнулись на адаптацию «Страстей по Матфею». Вопрос неизбежен: что делать с повествованием? Мне было ясно, что Алан в той или иной форме хочет сохранить историю. Хотя бы в отголосках. Вторая проблема — что делать с Христом, как вписать образ в контекст условной хореографии, соединённой с музыкой и пением? И кто может играть эту роль? Необходимое решение открылось нам само. Мы познакомились с Сержем Какоджи из Киншасы. У него чёрная кожа и потрясающий голос. Серж и поёт, и танцует, и плачет. Играет в каждом спектакле — дублёра нет, он идеален для этой роли. Иисус в «Pitie!» — аллегория изменившегося времени…»

За столом сидят трое: Иисус, Мать и Мария Магдалина (контр-тенор, сопрано и меццо-сопрано). Тайная вечеря трансформировалась в последний ужин.

Движения сдержанны, вокалисты заняты скорбными речитативами философских раздумий и протяжёнными ариями созерцательного характера.

Образы предельно «отстранены» — и в начале, и на всём протяжении действа, когда певцы выйдут из-за стола и попадут в окружение то ли танцоров, то ли пациентов психиатрической клиники. В толпу безымянных.

И на деревянном возвышении, чуть позади — музыканты оркестра, каждый инструмент в количестве одной единицы. Своего рода мелодии Ноева ковчега. Музыканты будут спасены.

В течение более чем двухчасового перформанса на африканце Серже Какоджи — майка с ярким постером Христа. Нечто подобное можно нынче купить на базаре — на спине, груди, даже на длинных рукавах повторен рисунок: ниспадающие светлые волосы, скорбный лик. Эстетика грубого кича, к концу второго часа к майке привыкаешь. Христос на майке белокожий, разумеется.

Кожа и плоть

Так могло бы называться это представление. Мечущиеся в попытках преодолеть отчаяние и одиночество люди. Хватающиеся за соломинку плотских наслаждений как за спасительную надежду.

Интервью английского хореографа Мэтью Боурна, который не первый раз становился гостем Чеховского фестиваля. Однако нынешнего его приезда ждали с особенным нетерпением, как чуть ли не главную звезду этого года. Почему?

Алан: «Кожа, плоть постоянно обнаруживают потребность ощущать другого человека. Это чувственная сторона жизни, соприкосновение — причина зачатия. «Плоть от плоти моей», — говорит мать о сыне».

Декорация спектакля — свисающие коровьи шкуры — подчёркивает мотив действа.

Одна из первых сцен в спектакле — дуэт, который трудно назвать любовным. Даже «имитация сексуального контакта», пожалуй, слишком нежно будет.

Объятия, касания, но — актёры с отвратительными гримасами на обезображенных сладострастием лицах будто пытаются искромсать друг друга, выдрать куски плоти.

В записках по поводу постановки Алан подчёркивает, что сексуальный контакт видится ему актом творческим. Каждый человек настолько индивидуален, что синхронные движения в танце неуместны в принципе.

Каждый движется куда хочет и как хочет. Довлеет стилистика неподконтрольной импровизации, пусть и тщательно отрепетированной.

Анархия гуманизма

Образ Матери — смысловой центр постановки. Мать как начало начал, как опора и утешение. Хореограф и адепт радикального искусства, по первому образованию педагог-дефектолог, заплутался в собственных установках, тема для него мучительна.

Рождение ребёнка — смертельный приговор, и не иначе. Мать обязана занять место Сына на кресте, а не оплакивать. В крайнем случае — должна умереть вместе с ним.

Если этого не произошло — она и не мать вовсе, а мать-убийца. Платель метафоризирует образ Матери Иисуса, хотя в оратории Баха партия Марии вообще отсутствует.

Кроме того, за музыкальную основу взята только одна ария из баховской оратории — «Смилуйся, Господи». Пусть общий смысл при этом не так глубок, как у Баха, но цель у авторов не создание театрального текста, конгениального великой музыке, но спектакля, адекватного времени.

В оркестре — смешение тем и разноголосица: отголоски африканских, азиатских, восточных мелодий и просто уличных песенок, даже мюзикла.

На сцене — актёры с белой, жёлтой и чёрной кожей. Power of now: вавилонское столпотворение, никто никого толком не слышит и не видит.

Выражения лиц меняются поминутно, гримасы сочувствия сменяются маской безразличия, непонимание давит любую попытку достучаться до чужой судьбы.

Не разделяй, но властвуй

Время от времени произносятся — четвёртой сюжетной линией, отдельно от действа, от музыки и пения — слоганы спектакля: «Что ты чувствуешь сейчас?»; «Я люблю вас всех». Но застревает в памяти один: «Я благодарен моей семье за любовь и заботу. Остальные могут целовать меня в задницу».

Навязчиво часты пластические обращения к «Снятию с креста» и «Оплакиванию». В первой четверти спектакля дразнилкам на темы великих сюжетов посвящено минут пятнадцать: мы видим группы, воспроизводящие темы всем известных шедевров живописи, артисты повторяют позы, пародируют выражения лиц.

Демонстрируют: отчаяние легко меняется на восторженность, упоение — на ненависть, вера — на отрицание. Гуттаперчевые лица артистов готовы воспроизвести любую эмоцию.

Продюсер Ян Стрин после генеральной репетиции воскликнул: «Так много ассоциаций! Думаешь о смене цивилизаций, о смысле страдания, о давящем бессилии. О жажде действия, о благородстве, о стремлении созидать. О том, что мир бесконечен… Это посвящение времени!»

Ассоциации побуждаются, но критики сходятся во мнении: не найден эквивалент музыке, вокальные партии вписаны в действие небрежно, исполнители напоминают сброд разбойников и комедиантов.

Но разве можно, вторгаясь в «Страсти по Матфею», создать нечто, по уровню соответствующее первоисточнику? Бах умер. И все мы умрём, это предопределено и неизбежно: в конце спектакля артисты по очереди заклеивают друг другу веки прозрачными кусочками ткани. Трагедия смерти настигнет каждого.

Сострадание Алан Платель трактует как высшее проявление духовности. В тексте, готовящем зрителя к восприятию, — цитата из Фомы Аквинского: «Я предпочитаю чувствовать сострадание, понимать значение этого мне не нужно».

Фабрицио Кассоль: «Я вижу «Pitie!» как версию страстей по Матфею. Даже если убрать музыку. Танец имеет собственную историю…»

В конце «Смилуйся!» Серж Какоджи застывает на помосте, чёрная кожа артиста сливается с фоном декорации, лицо театрального персонажа не прочитывается.

Но майка с постером Христа выхвачена лучом прожектора и кичевым флагом реет над сценой. Артисты постепенно исчезают. Будто выморочное наваждение закончилось.

Ярко освещённые подмостки пусты. Оркестр на возвышении продолжает играть. Уже нет африканских или азиатских мотивов. Чистота стиля эпохи позднего барокко.

Только сейчас мы слышим, как прекрасна музыка. Катарсиса нет, уж больно утомило мельтешение беспрерывно гримасничающей толпы. Но некое успокоение посещает.

Свет постепенно гаснет, сцена погружается во мрак. Оркестр продолжает играть. Публика зачарованно слушает, никто не пытается даже позу переменить.

Зрители и музыканты остаются в полной темноте. Когда музыка умолкает, повисает долгая пауза — и зал взрывается аплодисментами. Бурными и продолжительными. Во всяком случае, прошедшим летом в берлинском театре Hebbel am Ufer и в Амстердаме на Holland Festival было именно так: аншлаг и овации.

Алан Платель: «Театр — открытая форма искусства, и совсем не обязательно разделять его на оперу, драму, танец. Я убеждён, что всегда обращаюсь к интимной сфере — и к обществу одновременно. Прежде я помещал людей в их социальный и политический подтекст и создавал образы, которые запросто могут быть взяты с улицы. Теперь я делаю это путём выворачивания людей наизнанку».




ОТПРАВИТЬ:       



 






Тяжёлое ремесло невесомых танцовщиц

Чего стоит успех балерины

Редкий человек не слышал о том, как тяжело стать профессиональной балериной: выносить многочасовые репетиции, жёсткий режим, постоянную конкуренцию. Тем более трудно справляться с этим начинающим балеринам. Бывшие ученицы балетных студий и хореографических школ вспоминают, с какими трудностями им пришлось столкнуться в училищах.

11.11.2018 16:00, Татьяна Копенкина


Вацлав Нижинский

«Золотой век» русского балета

Вацлав Нижинский – великий танцовщик и хореограф начала XX века, слава и трагическая судьба которого тесно переплетена с золотым веком русского балета. Он стал одним из первых танцовщиков-мужчин в мире, чьи балетные партии смогли затмить славу многих прим того времени. Его пластичность и артистическая харизма, благодаря которым Нижинского называли человеком-птицей, принесли ему известность на всю Европу. О его жизненных коллизиях ходят целые легенды: снимают фильмы, пишут романы, ставят драматические и балетные спектакли и все это связано с разными периодами, безусловно, многогранного творчества.

14.01.2018 19:00, Мария Молчанова для «Дилетанта»


Родину себе не выбирают?

Вопреки всем предчувствиям и пророчествам, премьера балета «Нуреев» в Большом театре все-таки состоялась

Пусть и со второй попытки, уже в отсутствие режиссера. Ее отмена летом вызвала резонанс однозначно более мощный, чем если бы спектакль удалось выпустить в штатном режиме. Почему не удалось – вопрос отдельный, есть официальная версия (неготовность работы к показу на публике), есть множество альтернативных, по нынешней моде конспирологических, с углублением в тайны кремлевского двора и секреты патриаршего подворья.

09.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


«Семирамида» – одно из чудес света

В рамках Большого фестиваля РНО прозвучала опера Дж. Россини «Семирамида» в концертном исполнении Российского национального оркестра, хора Академии хорового искусства им. Виктора Попова и солистов. Дирижер Альберто Дзедда (Италия). Художественный руководитель фестиваля Михаил Плетнев.

28.09.2015 16:00, Лилия Ященко


Смеюца морщинки на синем сене

В Электротеатре Станиславский завершились премьерные показы пятиактного оперного триллера “Сверлийцы”

Художник Герман Виноградов сравнил спектакль с волшебной пилюлей, погружающей практически в психоделический трип, но изготовленнной при этом разрешенным законодательством способом. Опера действительно напоминают сон, сладкий обморок, во время которого попеременно оживает прошлое и будущее, играет атональная музыка, текст застревает в памяти поэтическими всполохами и окончаниями “ца” вместо “тся” и “ться”, а смыслы то и дело ускользают, ибо “Сверлийцы” - не предъявление смыслов, а скольжение по ним.

20.07.2015 09:30, Артур Гранд


Пышный праздник эпохи барокко

«Сон в летнюю ночь», новая постановка Музыкального театра республики Карелия, баррокальный балет-феерия на музыку Ф. Мендельсона подробно разбирает природу человеческого конфликта. Рассказывает о том, как важен в отношениях каждый пустяк, ведь из мелочей и рождается большая ссора. Запутанная шекспировская история кажется очень современной – ведь в ней ощущается иронический, пресыщенный, усталый внутренний разлад нашей эпохи.

09.06.2015 16:00, Ольга Погодина-Кузмина


«В натуре безупречный»

«Титий безупречный» А.Маноцкова в Камерном театре им. Б.Покровского, реж. В.Мирзоев, дир. А.Кашаев

В основе либретто - пьеса Максима Курочкина, а полноформатная двухактная опера на современный постмодернистский текст по определению не может не отдавать пародией. К тому же «Титий безупречный» - это еще и «спектакль в спектакле».

07.04.2015 13:00, Вячеслав Шадронов


При участии солдат и мирного населения

Европейское в параллель с национальным: две оперные премьеры в Мадриде. «Театро Реаль» и «Театр Сарсуэлы»

Известные мадридские музыкальные театры привлекают постановщиков, хорошо известных в Москве. Именно поэтому последние испанские премьеры интересно смотреть на фоне московских спектаклей.

05.03.2014 16:00, Вячеслав Шадронов


Слово о любви Игоревой

Самая громкая оперная премьера сезона в Большом театре продемонстрировала торжество мультикультурности

Нынешний «Князь Игорь» не менее авангарден, чем «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова, звучавшего на открытии исторической сцены, продолжая линию на модернизацию русских классических опер.

21.06.2013 11:05, Дмитрий Бавильский


Лондон. Февраль тринадцатого. Балет

Впечатления

Рассказом о Королевском национальном театре Англии я начал публиковать заметки о недавних лондонских театральных впечатлениях. Сегодня драматический театр уступает место Его Величеству Балету. Я приглашаю вас в Королевский оперный театр Англии (Ковент-гарден), где вот-вот поднимется ярко-красный занавес и начнется вечер одноактных балетов в исполнении артистов Королевского балета (The Royal Ballet).

13.03.2013 11:25, Сергей Элькин






 

Новости

Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.
XXII ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» проводит краудфандинговую кампанию
Концерты должны состояться в Московской консерватории 8, 10, 12 и 14 января.
Российский фильм «Ампир V» первым в мире выходит на криптобиржу, листинг подтвердила EXMO
Первым в мире кинопроектом, который прошел листинг на крупнейшей в Восточной Европе криптобирже EXMO, стал фильм Виктора Гинзбурга “Ампир V” (2019) по роману Виктора Пелевина. Об этом было официально объявлено сегодня, 8 ноября, на конференции по блокчейну и криптовалютам Blockchain Life 2018 в Санкт-Петербурге.
Умер создатель мультфильмов «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля» Давид Черкасский
В Киеве умер советский и украинский художник-мультипликатор, режиссер и сценарист Давид Черкасский. Об этом в фейсбуке сообщил его друг Александр Меламуд.
IPChain представила первую биржу интеллектуальной собственности IPEX и краудинвестинговую платформу CO-FI
Ассоциация IPChain (Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности) презентовала первую в мире биржу интеллектуальной собственности IPEX и первую в России цифровую краудинвестинговую платформу для кредитования под залог интеллектуальной собственности CO-FI.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.