Подписаться на обновления
28 июляПятница

usd цб 59.4102

eur цб 69.6406

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Худлит  Острый сюжет  Фантастика  Женский роман  Классика  Нон-фикшн  Поэзия  Иностранные книги  Обзоры рейтингов 
  понедельник, 24 ноября 2014 года, 14:00

Сон и явь текста
Каждая книга существует в виде отдельного самостоятельного сна, где текст снит себя сам


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Дмитрий Дейч рассказал художнику Инне Песенке о том, что его новая книга – не дневник сновидений, а своего рода документальный роман, действие которого целиком и полностью происходит «по ту сторону» границы, отделяющей сон от яви.

Инна Песенка: Я внимательно прочла твою книжку, и первый вопрос, который у меня возник: кто это писал? Где ты был, когда эти тексты писались?

Дмитрий Дейч: Почти все эти тексты написаны в промежуточном состоянии – между сном и явью. Я и сам часто задумываюсь о том кто это писал, тем более, что у этого вопроса есть своя подоплёка, своя история.

К примеру, Ю.М.Лотман говорил, что существует зазор между тем, кто видит сон и тем, кто его рассказывает.

Сам по себе сон представляет не столько происшествие, событие, сколько - особое место, особую атмосферу, где предметы, люди, их действия, отношения между ними могут означать совсем не то, что они означают наяву, поэтому нет никакой возможности «рассказать» его таким образом, чтобы передать кому-то субъективное, «моё» содержание. Американский философ Малькольм выразился более определённо: «все наши суждения о сновидениях тотально опосредованы тем культурным языком, которым мы пользуемся».

Сновидение – чистый опыт, где наблюдается мерцание «первого» и «третьего» лица (всё, что было не со мной – помню), тут «субъект» или «персонаж» сновидения далеко не всегда совпадает с «расказчиком». Поэтому так важен вопрос «кто?» или «чей?».

То есть, если Лотман прав (а я уверен, что прав), налицо некий вариант соавторства.

В этом нет ничего необычного, ни - тем более - «мистического» или «эзотерического»: нечто подобное происходит с нами каждое утро. Просто на каком-то элементарном, бытовом уровне всё это слишком близко к коже, из тех вещей, которые настолько привычны, что давно потеряли свой блеск.

Этот зазор, эту разность потенциалов замечают только в случаях исключительных, когда по каким-то причинам на поверхность удаётся поднять материал, который имеет ценность посюстороннюю, здешнюю.

Истории про Менделеева, Кольриджа и Мак-Картни, каждый из которых успел «выудить» ОТТУДА свою собственную золотую рыбку – у всех на слуху, ну а куда менее известные истории (например, история изобретения игольного ушка, формулы бензола, модели атома, или - армянский алфавит, буквы которого Месроп Маштоц увидел во сне и успел записать по пробуждению) – всё это попахивает «слишком мистическим» и «сомнительно-эзотерическим» только потому, что мы забыли как эта рыбка ловится. И – о том, что она вообще плавает в этих пределах, что она - существует.

Инна Песенка: А она существует?

Дмитрий Дейч: В котором часу ты ложишься спать?

Инна Песенка: В час или два ночи.

Дмитрий Дейч: Задай себе этот вопрос в пол-шестого утра.

Инна Песенка: То есть, во сне?

Дмитрий Дейч: Именно.

Инна Песенка: Замечательный совет. Не уверена, что способна ему последовать. Но я задам тебе другой вопрос: а что такое сновидение?

Дмитрий Дейч: Понятия не имею.

Инна Песенка: Надо же, я была уверена, что если кто и знает...

Дмитрий Дейч: На твой вопрос столько ответов, что ни все они вместе, ни каждый из них по отдельности не способны ответить на него всерьёз, по-настоящему. Всё равно, что спросить: «что такое жизнь?» Могу предложить массу тезисов, на выбор: сновидение – это

​ бессмысленный набор фантастических образов

​ сплетение невысказанных и подавленных желаний, запретных импульсов

​ манифестация бессознательного, использующая язык символов и архетипов

​ воззвание из потустороннего мира

​ попытка решения «дневных» проблем с чёрного хода, моделирование грядущих событий, переработка и усвоение новой информации

​ или вот, к примеру, Цицерон был уверен, что есть три источника сновидений: дух самого человека, бессмертные духи, во множестве обитающие в воздухе, и боги, которые обращаются к спящим

​ и т.п.

​ и т.д.

Что выберешь?

Инна Песенка: Хочешь сказать, что все варианты верны? Или наоборот – все они не имеют никакого отношения к реальности?

Дмитрий Дейч: Я думаю, всё это – слова и концепции, сновидение же – за пределами того и другого.

Инна Песенка: Каким же образом сновидение, такое непостижимое и нездешнее, может стать материалом для написания книги?

Дмитрий Дейч: Дело в том (сейчас скажу для кого-то банальную, для кого-то - крамольную вещь), что с точки зрения самого текста по большому счёту нет разницы между тем сновидением, которое мы привыкли называть «сновидением» и тем сновидением, которое мы полагаем явью.

Мы пишем – не о жизни как таковой, а о собственном осознании происходящего, собственных культурных стереотипах, о том культурном слое, где ум наш обыкновенно плещется.

Если мы способны написать роман, условно говоря, о каких-нибудь китобоях, преследующих кита за то, что он откусил кому-то ногу, и все безусловно поймут о чём речь (или будут думать, что поняли, поскольку способны представить большую белую рыбу, бурун, гарпун, ногу, погоню), то мы способны написать и о том, как превратились в дерево или были съедены муравьедом. Более того, мы можем писать и о том, что с точки зрения «посюсторонней» вообще не является событием, поскольку не предполагает действия. Не «я делал», а «мне было». Например, «...я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него...»

Разница в том, что «сновидческий» материал по-другому устроен, и совершенно непригоден сегодня для того, чтобы очаровать массового читателя.

Я не имею в виду сон как литературный приём – это как раз вещь легитимная, распространённая.

Можно сказать – вся русская литература на этом стоит. Читателю понятно о чём Вера Павловна грезит, и на бессознательном уровне он принимает приём за чистую монету, поскольку мы уверены (или – скорее - нам внушили), что сон – ночной сеанс фильма о яви, о том, что будет, когда мы проснёмся. В литературе сон персонажа служит основному сюжету. Или, как Бахтин писал о Достоевском, «сновидение в этих книгах приводит к перелому во внутренней жизни человека».

Обычно в литературе сон – не сам по себе, он всегда – о чём-то ещё.

Но сон как единственная подпорка текста (без выхода в явь, без разоблачения, без интепретации - пусть парадоксальной, иррациональной) – шаткое и сомнительное основание. С точки зрения книгопродавца – предприятие крайне рискованное. Кого интересуют чужие сны? Свои девать некуда! Нам бы историю, сюжетец!

Конечно, был Ремизов, который, кажется, осознал место и смысл сновидения, и попытался воплотить этот опыт в тексте. Но – думаю – его не услышали: на фоне основательных и «серьёзных» писателей того времени (таких как Бунин) Ремизов выглядел абсолютным фриком.

Из недавних открытий в этой области – книга Александра Пятигорского «Рассказы и сны». Любопытно, что многие восприняли эту книгу как приглашение к доморощенному анализу: «Работа читателя сближается здесь с работой психоаналитика: сквозь лабиринты метафор и ложные сюжетные ходы ему необходимо пробиться к "идейной" реальности более высокого порядка.» (Илья Калинин, «Новая Русская Книга» 2001, №3-4)

Думаю, что для самого Пятигорского не было никакого смысла в анализе, сновидения важны для него такими, каковы они есть – сами по себе, без этих дурацких плясок и биения в бубен, без интерпретации и расшифровки.

Более того, я полагаю, что сны вообще не нужно интерпретировать и анализировать, пользуясь инструментами интеллекта, существующего (или пытающегося убедить нас в собственном существовании) наяву. Куда важнее понимать «язык» самих сновидений, научиться думать его (не «на нём», а именно – «его»), жить внутри него, говорить им (не «на нём», а именно «им»), без перевода на «поэтусторонний» плоский язык.

Ведь мы проводим во сне значительную часть своей жизни (если не всю).

Инна Песенка: Если сновидения настолько близки нам, почему же я не помню большей части даже своих собственных снов? Я даже не могу понять почему мне нравится эта книга: я заворожена этими текстами, тут есть что-то важное для меня, что-то очень близкое, хотя они – абсолютно бессюжетны... даже абсурдны.

Дмитрий Дейч: Я думаю, тут нет ничего абсурдного. Тут присутствует логика, но - иная. Тут даже есть сюжет, но это – сюжет именно сновидения, а не яви.

Традиционное понимание сюжета опирается на социальную модель происходящего: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, постпозиция - всё это моделирует ход образного мышления человека в «реальной» жизни, в действительности: и вот, читатель пойман на крючок, он увлекается текстом, способен «войти» в него, пользуясь этими инструментами как ключами. Это – определённый тип культурного мышления, который не говорит, но подразумевает: смотри, жизнь тоже так устроена.

Жизнь, конечно, устроена не так, но сознание, вернее – современный нам культурный, социальный слой сознания – так именно и устроен. Хлопоты – результаты. Кровь – любовь. Опасность – счастливое избавление. Свои – чужие. Процветание – смерть.

Нам позарез нужен катарсис, и любая история, любой сюжет подразумевает катарсис, иначе мы просто не понимаем «о чём это». Произведение, не желающее играть по этим правилам, автоматически отсеивается как «невнятица», «сумбур вместо музыки». «Книга ни о чём». «Фильм ни о чём». Нет катарсиса - (дозу, дозу мне дайте!) - нет ничего.

Сон устроен по-другому. Сюжеты яви его чаще всего не интересуют, они как бы не «играют» на этом поле, не движутся. «Во сне всё буквально» - говорит Пятигорский. Всё – катарсис.

Инна Песенка: Но если это так, какой же смысл в толковании сновидений?

Дмитрий Дейч: Никакого. Вернее, смысл есть, но он редко связан с самим сновидением. Вот классический случай: Карлу Великому приснился обнажённый мальчик, который спас его от смерти и попросил в награду одежду. Епископ (такой средневековый Фрейд, ага) разъяснил сон наилучшим образом: мальчик во сне – манифестация святой души, которая таким образом намекает, что пора чинить крышу собора.

Пора чинить крышу: вот в чём дело! «Денег дайте» - замечательная интерпретация любого сновидения.

Конечно, не всё упирается в деньги, но по большому счёту толкование сновидений мне представляется действием, которое правильнее было бы назвать не «толкованием», а «гаданием». Можно гадать по бараньей лопатке или по трещинам в черепашьем панцире. Такое гадание вполне способно принести результаты, но не потому, что черепаха знает будущее, а потому, что явь устроена нелинейно, иррационально. Будущее – там, где его ищут, в том числе – на поверхности черепашьего панциря.

Для того, чтобы оценить масштабы этой иррациональности, представь себе, что до сих пор существуют народы (не деревни, не города, а целые народы - хакасы, например), которые живут двумя жизнями. Одну из них они проживают наяву, другую – во сне. При этом, сны у них не похожи на сны образованного горожанина, у которого натуральный калейдоскоп – как во сне, так и наяву (сегодня одно, завтра другое). Из ночи в ночь эти люди проживают «вторую жизнь» в привычном, знакомом из прошлых сновидений пространстве, у них имеются «сновидческие» семьи, к которым они каждую ночь возвращаются, тамошняя работа, обстоятельства, социум. Короче говоря, полноценная жизнь. Вторая. Или – наоборот – первая.

Инна Песенка: Звучит как фантастика или сказка. Или один из твоих снов.

Дмитрий Дейч: А вот ничего подобного. Существует масса научных исследований этого феномена. Из последних советую прошлогоднюю монографию Евгения Рабиновича «Сны Пробуждённых», книга вышла в университетском екатеринбургском издательстве.

Инна Песенка: Перекликается с названием твоей книжки.

Дмитрий Дейч: Название, кстати, я тоже увидел (услышал?) во сне. Но вернёмся к тому как тебе увиделись эти тексты.

Инна Песенка: Они похожи на разноцветные камушки, которые иногда подбираешь на пляже. Они – ни для чего, но их можно бесконечно долго рассматривать, они прекрасны и совершенно бесполезны в хозяйстве. Ну и конечно, иллюстрации! Свету Дорошеву я знаю давно, она училась у меня одно время, и я с изумлением и гордостью смотрю сейчас на эту книгу, думая о том, что, возможно, частичка моего собственного опыта здесь тоже в каком-то виде присутствует. Книга - из тех, что приятно держать в руках.

Дмитрий Дейч: Для меня это очень важно. Книга – прежде всего – предмет, вещь. Текст можно скачать в интернете, но для того, чтобы мне захотелось купить книгу, она должна быть «правильно» издана. И тут, конечно, целиком и полностью заслуга Светланы Дорошевой, которая не только нарисовала эту книжку, но и сделала дизайн, а так же издателя, Василия Зезина, который не пожалел ресурсов, чтобы книга была издана на «правильной» бумаге, в «правильном» переплёте и продавалась в «правильных» местах.

Всё так, как и должно быть во сне – сразу, вдруг, и наилучшим образом. И это при том, что многие из моих друзей, среди которых - профессиональные издатели, писатели, журналисты, были уверены, что книжку эту ждёт непростая издательская судьба.

Инна Песенка: Быть может, это потому, что вы с ними – из разных снов?

Дмитрий Дейч: Или потому, что каждая книга существует в виде отдельного самостоятельного сна, где текст снит себя сам, и чем меньше там «меня», «моего» и «для меня», тем выше вероятность того, что судьба книги сложится по законам её собственного – непостижимого и несказуемого - сновидения.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Затонувший корабль Дворца дожей

Отрывок из «Музея воды, венецианского дневника эпохи твиттера»

Фрагмент, посвященный Дворцу дожей является частью подробного путеводителя, составленного Дмитрием Бавильским из собственных твитов, выписок из классических травелогов (от Гете и Рескина до Муратова и Ипполитова), а так же авторских эссе, посвященных восприятию искусства современным человеком.

25.11.2015 19:00, Дмитрий Бавильский


Мандельштам и Мережковские

В издательстве "Аграф" готовится к выходу в свет книга статей Н. Ваймана о Мандельштаме, "Любовной лирики я никогда не знал"

Связь с Мережковскими была особенно важна для Мандельштама: в центре интересов круга литераторов, философов и богословов, объединенных в Религиозно-философское общество, были проблемы христианства вообще и русского православия в частности, ставшие в ту пору определяющими для юного поэта; к тому же, Мережковские были тесно связаны с рядом видных эсеров, в том числе с Савинковым, а партия эсеров была идеологическим увлечением Мандельштама еще с дней его ранней юности.

29.10.2015 16:00, Наум Вайман


Горизонты новых идей

«Нон-фикшн – это факты, а не фантазии; правда, а не вымысел; мысли, а не эмоции»

Нон-фикшн – самый быстрорастущий сегмент российского книжного рынка. Всего за несколько лет документальная проза, мемуарная и научно-популярная литература обогнали по популярности классику и беллетристику. Почему читатели сегодня выбирают нон-фикшн; книги какой тематики наиболее популярны среди россиян; отразился ли кризис на издании научно-популярной литературы и каковы тенденции развития книжного рынка в России, Про обществу рассказал генеральный директор издательства «Альпина нон-фикшн» Павел Подкосов.

19.08.2015 19:00, Вадим Любимов


Кашкин плодил тексты, подобно мечущей икру рыбе

Отрывки из биографии «Старика Б.У. Кашкина» (Евгения Малахина), собранной и изданной художником и перформером из «Синих носов»

Отрывок из биографии легендарного «панк-скомороха», стоявшего у основ уральского андеграунда, любезно предоставлена «ЧасКору» автором монументального исследования, представленного на этой неделе в Екатеринбурге.

04.06.2015 13:30, Александр Шабуров


Иосиф Бродский в метафизическом романе

О книге Владимира Соловьева ««Иосиф Бродский. Апофеоз одиночества» (из-во «РИПОЛ-классик», Москва, май 2015 г.)

В мае 2015 года в издательстве РИПОЛ-классик ( Москва) вышла книга Владимира Соловьева «Иосиф Бродский. Апофеоз одиночества». Выход книги приурочен к 75-летию великого поэта. Несмотря на то, что это юбилейное издание Владимир Соловьев, близко знавший Иосифа Бродского с ленинградских времен, дает портрет поэта без юбилейного глянца, без «бронзы многопудья» и без «мраморной слизи». Цель книги - спасти реального, живого, знакомого, близкого, любимого еще с питерских времен человека из-под завалов памятника, который должен быть разрущен, как Карфаген.

03.06.2015 16:30, Геннадий Кацов


Сказать почти то же самое. Опыты о переводе

Отрывок из новой книги Умберто Эко

Умберто Эко — знаменитый итальянский писатель, автор бестселлеров «Имя розы» и «Маятник Фуко», всемирно известный специалист по семиотике, историк культуры; его книги переведены на десятки языков. В книге «Сказать почти то же самое» Эко обращается к теме перевода — главным образом художественных произведений — и подытоживает свои многолетние наблюдения. Эта книга — скорее, совокупность практических рекомендаций, которые касаются извечных трудностей и «подводных камней» в работе переводчика. Значительную ее часть составляют примеры конкретных переводческих решений, что позволяет сравнивать подход их авторов к задачам интерпретации. К тому же книга дает немало пищи для размышлений каждому любителю литературы независимо от того, владеет ли он иностранными языками.

02.06.2015 16:00, Умберто Эко


Свобода воли, которой не существует

Отрывок из книги

«Частный корреспондент» предлагает отрывок из книги Сэма Харриса «Свобода воли, которой не существует», вышедшей в конце апреля в издательстве «Альпина Паблишер». В ней известный американский ученый и философ Сэм Харрис ставит под сомнение, казалось бы, незыблемый постулат о свободе воли. Аргументированно и с помощью ярких примеров Харрис доказывает, что на самом деле свободы воли нет, но эта истина нисколько не разрушает нашу мораль и не преуменьшает важности политической и социальной свобод.

04.05.2015 10:30, Сэм Харрис


Франция в свое удовольствие. В поисках утраченных вкусов

Глава из книги, выходящей в издательстве АСТ CORPUS

Джон Бакстер однажды купил на развале старинное меню, изучил его и задумался о том, сколько знаменитых некогда французских блюд теперь почти негде даже попробовать. Его книга — путешествие в поисках утраченных вкусов Франции. Это не сборник рецептов, а увлекательный рассказ о том, где готовят настоящее кассуле, как сделать экладу из мидий, кто еще решается зажарить быка на вертеле. Впрочем, и рецепты имеются.

03.05.2015 10:00, Джон Бакстер


Лев в тени Льва

Отрывок из книги

В 1869 году в семье Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых родился третий сын, которому дали имя отца. Быть сыном Толстого, вторым Львом Толстым, — великая ответственность и крест. Он хорошо понимал это и не желал мириться: пытался стать врачом, писателем (!), скульптором, общественно-политическим деятелем. Но везде его принимали только как сына великого писателя, Льва Толстого-маленького. В шутку называли Тигр Тигрович. В итоге – несбывшиеся мечты и сломанная жизнь. Любовь к отцу переросла в ненависть... История об отце и сыне, об отношениях Толстого со своими детьми в новой книге Павла Басинского, вышедшей в издательстве АСТ.

14.04.2015 15:30, Павел Басинский


Бескорыстная отрицательность

В издательстве «Алетейя» выходит книга нашего постоянного автора Александра Чанцева

«Когда рыбы встречают птиц: люди, книги, кино» - книга почти мультимедийная, ведь в ней сокрыто множество опций. В разделе «интервью» можно поучаствовать в авторских беседах с писателями, учеными, журналистами и даже рок-звездами. Эссе о музыке (от новой классической музыки до U2) заставят, возможно, включить проигрыватель и прибавить звук. А статьи о кино – Вендерса и Пазолини, Аристакисяна и Одзу – вспомнить вечное сияние классики и разделить радость от фильмов недавних.

18.03.2015 16:30, Андрей Бычков






 

Новости

Восьмой "Гарри Поттер"
Новая книга о Гарри Поттере выйдет в России в ноябре
От создателя Гарри Поттера
Джоан Роулинг пишет новую книгу для детей
ММКВЯ снова в Москве
Московская международная книжная ярмарка откроется сегодня на ВДНХ
Признание Форсайта
Один из самых известных британских авторов шпионских романов Фредерик Форсайт признал, что более 20 лет был агентом службы британской внешней разведки
"50 оттенков серого" останутся на полках
Кибовский опроверг сообщения о запрете книг в московских библиотеках

 

 

Мнения

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.