Подписаться на обновления
21 маяВторник

usd цб 64.4888

eur цб 71.9631

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Дмитрий Бавильский   вторник, 29 ноября 2011 года, 09:48

Солярис неприкаянный
Концертное обозрение


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Концерты фестиваля «Софии с любовью!», посвящённого 80-летию Софии Губайдулиной. Открытие фестиваля «Памяти великого артиста. Посвящение Олегу Кагану». Девятая Брукнера в интерпретации Михаила Плетнёва. РНО. «Сны Минотавра» Ольги Раевой на юбилее «Ансамбля ударных Марка Пекарского».

В конце осени самые интересные концерты филармонии прошли в рамках двух музыкальных фестивалей. Во-первых, посвященного творчеству композитора Софии Губайдулиной с массой камерной и симфонической музыки (в эти дни в Москве прошло семь мировых премьер музыки Губайдулиной).

Во-вторых, фестиваля «Памяти великого артиста. Посвящение Олегу Кагану», проходящего уже в 12 раз, который открылся эталонным исполнением двух камерных ансамблей И. Брамса.

Фестивали эти организованы Московской филармонией в сотрудничестве с другими компаниями и фондами точно так же, как и концерты абонемента № 75 «Великие инструментальные концерты», в рамках которого состоялся очередной концерт «Российского национального оркестра».

Авторский вечер С. Губайдулиной. Камерный зал филармонии

Фестиваль, посвящённый 80-летию Софии Губайдулиной, начался как бы неофициально - в Камерном зале Филармонии, рассчитанном на 95 мест, но так целиком и не занятом.

Понятно, что свежесочинённую музыку у нас исполняют и тем более записывают крайне редко. Поэтому для большинства современных композиторов, пославших партитуры на конкурс, главное — даже не победа, но участие, в процессе которого опусы их будут отрепетированы и записаны на диск. Всего к сетевому голосованию допущено 13 сочинений, отобранных из двух сотен присланных заявок. После репетиции РНО, ведомым маэстро Фёдором Леднёвым, были записаны ролики, выставленные на сайте для голосования.

Концерт в рамках абонемента «Персона - композитор» (ведущий Андрей Устинов разбивает исполнение музыки вопросами к автору сочинений) прошёл в полумраке, словно бы скрадывающем возраст Софии Асгатовны.

Она, конечно, с одной стороны, божий одуванчик и божий человек, но, с другой, цепкий взгляд контролирует ситуацию и мгновенно раскладывает на значимые и незначимые составляющие окружение и всё то, что происходит.

Возраст становится заметен, когда она выходит на сцену под софиты, садится напротив ведущего и складывает руки на коленях.

Выслушав вопрос, начинает отвечать, забывая те или иные слова, хотя говорит глубоко и интересно, а вот подвопросы, увлекшись, уже не слышит.

Рассказала про новые и старые сочинения, про исполнения в Казани и в Амстердаме, хотя после вступительного слова, более похожего на оду, можно уже [от неловкости, в том числе] и не говорить.

Получается, что подробную и многочастную программу Фестиваля открыло сочинение для баяна - De profundis (1978, исполнял Иосиф Пуриц), использующее тело инструмента для извлечения характерных звуков из буквальной глубины.

Сочинение вышло эмблематичным, обобщающим композиционные и технологические признаки и других прозвучавших в этот вечер произведений.

Все они звучали агрессивно и крайне психоделически; сочетая особенности звукоизвлечения и звукоподражаний, едва ли не звуковой эксцентрики <как в мультяшках каких-нибудь> с музыкальными, точно наструганными, фразами.

Дальше была «Чакона для фортепиано» (1962, исполнял Святослав Липс) построенная постоянным нарастанием (расширением) музыкального симптома, в оплавленном мире которого обрывки связанных мелодий сочетаются с прямой, и отчего-то символически насыщенной, звуковой жестикуляцией.

Если сочинение для фортепиано и для баяна напоминают живопись немецких «новых диких» (эти наследники фовистов точно так же, как и их предшественники, не любят смешивать кричащие, но непрозрачные, густые краски), то последовавшие дальше пять из Десяти этюдов (прелюдий) для виолончели, посвящённых Владимиру Тонха (1974, который их и исполнен) отсылают к однотонным рисункам с густым, тёмным контуром и кляксами внутри.

Тонха был единственным возрастным исполнителем; крайне важным показалось, что все губайдулинские сочинения исполняли молодые и окрылённые исполнители.

Стало понятно, почему Губайдулина неоднократно обращалась к текстам Геннадия Айги и несколько раз упоминала о нём в беседе с Устиновым. Камерные опусы её напоминают эти исчезающие - последняя остановка перед исчезновением - стихотворения, где паузы и умолчания, тире и дефисы важны так же, как и произнесённое.

Полнота звучания и переживания непереносима; как в хокку, объём достигается за счёт отдельных <точных, чётких> штрихов.

После антракта и ответа на вопросы («всё в мире звучит, каждая вещь, каждый цветок»), исполнили российскую (мировую) премьеру «Sotto vose» («Вполголоса»), написанную в прошлом году по заказу контрабасиста Александра Суслова для его ансамбля и ему же посвящённую.

Да, перед этим, София Асгатовна рассказала, что заказов на новые сочинения больше, чем она может написать; поэтому предпочтения она отдаёт нестандартным составам - тем, что ей не были ещё опробованы.

«Вполголоса» состоят из альта и контрабаса (Губайдулина настаивает на их сродственности этих двух инструментов, организующих дуальную пару, «семью«, в отличие от скрипки и виолончели, соединяющихся уже совершенно в другую родственную пару) и двух гитар.

По сути, это трио двух смычковых и одной гитары (инструменты не только не звучат здесь в унисон, но даже и полным ансамблем), поскольку вторая гитара, шуршащая и стучащая, выступает чем-то внешним по отношению к «музыке», ведущей с ней диалог.

Наиболее нарративным (связанным, узнаваемым, традиционным) здесь оказывается партия альта (Андрей Усов), вступающего в сложные взаимоотношения с очеловеченным контрабасом Александра Суслина, или же на передний план выходят перестуки между гитарой и отзывами - другой гитары или же альта; двух гитар и отложенного в сторону смычка.

Гитаристы водят по струнам, извлекая кружащие и дребезжащие звуки, и я вижу, как Губайдулина поддаётся вперед и начинает плыть в сторону извлекаемых звуков, а когда в дело вступает альт, она, подобно цветку, тянущемуся к солнцу, разворачивает в сторону альта (думаю, что её протагониста).

Это, конечно, уже что-то шире, чем просто музыка - может быть, литература звуковыми средствами или же звуковое кино (саундтрек к несуществующему мультику или же кинофильму из жизни, может быть, какого-нибудь окраинного космодрома), в котором ощущение объёма важно точно так же, как и его, объёма, наполнение.

Фильма, почти вся снятая не в фокусе или через полупрозрачное стекло, за фигуристыми краями которого, время от времени, проступают близкие (и, оттого) узнаваемые тени.

Отнюдь не тотальная (ибо тут же рассеивающаяся, мгновенно исчезающая), но, тем не менее, инсталляция; формальный эксперимент, наполненный разноцветным <нервным, колючим> кислородом.

После концерта публика не хотела расходиться, выстроилась в очередь за автографами, окружив Софию Асгатовну столь плотным кольцом, что как следует сфотографировать её не было никакой возможности.

Официальное открытие фестиваля Губайдулиной. КЗЧ

Слушателей в зале было немного, - современные сочинения лишены лепости и уюта; их слушать всё равно как на незастеленной панцирной кровати спать.

С одной стороны, странно для известнейшего в мире композитора, сочиняющего уже более 50 лет. С другой стороны, вполне понятно с точки зрения мастера, который практически никогда не обращается к традиционным музыкальным формам и инструментальным составам, не пишет симфоний, концертов и сонат в привычном понимании. 25—30 лет назад о Губайдулиной не говорили иначе как в связи с «московской тройкой», куда включали также Альфреда Шнитке и Эдисона Денисова. Сегодня очевидно, что Губайдулина — совершенно самостоятельный и, возможно, самый самобытный композитор этого круга, в наибольшей степени избежавший каких бы то ни было влияний.

София Асгатовна принимала знаки поклонения (подзатянувшиеся торжественные речи и поздравления, велеречивость ведущей) с царственной осанкой, сидя рядом с ведущим вчерашнего камерного концерта Андреем Устиновым на генеральских местах во втором ряду первого амфитеатра.

Первой исполнили пьесу для большого оркестра и органа «Всадник на белом коне» (2002), посвящённую Валерию Гергиеву и весьма точно выражающую его взрывной темперамент.

Очень просто было бы увидеть сейчас на сцене другого Валерия [не Полянского, дирижировавшего Академической симфонической капеллой России], бушующего внутри этого взбаламученного, взвихренного моря, которое начало было собираться водой в пересохшем колодце. Но потом сольное выступление агрессивного барабана перебило этой каше хребет, после чего оркестр точно встал на дыбы открытого, широкоформатного звучания, которого Губайдулиной оказалось мало, почему она и добавила к этой зашкаливающей экспрессии ещё и орган.

Автор считает, что «этот респонсарий придаёт мистическому действию Апокалипсиса психологическую наполненность, а земным страданиям Воплощённого Слова - высший смысл..,» который, по всей видимости, возникает в финальном перезвоне колоколов, накатывающих громкоголосой дурнотой.

Далее сыграли сочинение «Под знаком Скорпиона» (2003, вариации на шесть гексахордов для баяна и большого симфонического оркестра, посвящённую Фридриху Липсу, который и солировал), весьма отличное по структуре от предыдущего. Хотя, в этом опусе баян исполнял роль маленького органа, являясь протагонистом симфонического рассказа.

Во вчерашнем концерте уже была исполнена пьеса, написанная для баяна, его воздушных, духовых возможностей, напоминающих работу человеческих лёгких.

Вот и сегодня Фридрих Липс извлекал из баяна самые разные шепоты и крики, скрипы и потусторонние всхлипы.

А ещё он раскачивал, постоянно повторяя несколько незаконченных, обрывающихся музыкальных фраз.

Точно начав, не мог продолжить.

Точно он - Дино Салуззи, сольную импровизацию которого записали на плёнку, а потом нарезали на лоскуты и перемешали (а звучание оркестра, при этом, пустили через бобинный магнитофон задом наперёд).

И вот этот импровизированный, слегка приджазованный Салуззи, тырк-пырк, пытается сдвинуться с места и не может, а вокруг него колышется, на глазах загустевая психоделическое, символическое симфоническое желе, претерпевающее самые разные [порой, прямо противоположные] стадии приготовления, пока тишина не сцементирует этот исчезающий и расползающийся морок...

Вот тут, примерно, я и подумал, что, подобно Петрушевской, Губайдулина цепко строит биологический поток, музыкальное варево, в которое вытесняет свои фобии и страхи - ведь какими бы обнадёживающими и оптимистическими не были её декларации, по факту постоянно выходит ожидание чего-то тяжёлого и непоправимого. Не-су-светного.

Причём чем безрадостнее видения, насылаемые на нас со сцены, тем сильнее и отчётливее религиозные реалии и коннотации.

Дальше был антракт, после которого исполнили большое сочинение Виктора Суслина <человека, композитора и музыканта, сыгравшего в жизни и в творчестве Губайдулиной большую роль> «Прощай» (1982), посвящённое юбилярше и напомнившее мне сразу всех финалистов композиторского конкурса Ютьюба .

С той только разницей, что нынешние авангардисты сочиняют ершистый и колючий солярис, тогда как у Суслина он плавный и гармонически уравновешенный.

На финал концерта припасли ещё одну российскую премьеру (всего их во время фестиваля обещают семь) - симфоническую поэму «Свет конца» (2003). В ней всё тот же пульсирующий космос, цепкий и цельный, под конец уходит в перезвоны колоколов и, чуть позже, колокольчиков...

В этом диссонансно-плавающем бульоне то и дело возникают волны неимоверной красоты и мощи, но, чу, пара секунд - и они исчезают, растаивая в общем звучании...

... то есть, речь следует снова вести о работе с традиционным музыкальным рассказом и его развитием через его нарушение.

Тем более, что Валерий Полянский играет Губайдулину примерно так же, как Малера и Шостаковича - с густым, проникновенным психологизмом, совершенно не понимая стилистической разницы между тем, что сама София Асгатовна называет «романтической музыкой» и новой «архаикой», совмещающей пласты разной фактурной и стилистической выделки.

Для Губайдулиной важны массивы разной направленности. Вот почему она так любит необычные сочетания инструментов и их групп, придающих её опусам свежесть и даже некоторую терпкость. Их сочетание друг с другом, уже даже не музыкальное, но музейно-инсталляционное. Внутри большого объёма рифмуются, баюкают и окликают друг друга, точно детали вращающегося мобиля, самые разные детали, выхваченные из самых разных сфер.

Полянский всё играет в едином ключе, драматизируя музыкальную хромату несвойственными ей качествами - и это всё равно как абстрактно безучастного Баланчина решать средствами одухотворённого и одухотворяющего драмбалета.

Но именно эта стилистическая сглаженность, сводящая разноцветные нити в единый букет лучше всего показывает и выделяет то что является главным сюжетом и конфликтом губайдулинской музыки.

А именно - поиски конца, в котором есть свет и надежда.

Точнее, свет, который должен быть, но которого, раздавленного и подавленного монументальными объёмами и зашкаливающей громкостью, нет и быть не может.

Симфонические финалы сегодня выглядели весьма декларативными и точно пришитыми белыми нитками, как если композитор понимает как должна развиваться музыкальная драматургия и развивает её в этом направлении, но век в своей красе сильнее моего нытья однако, материал автору сопротивляется, стопорится и не гнется туда, куда следует.

Ибо время наше не то [не оптимистическое] и Вера не та, не такая, как раньше, какой она была у великих, у НИХ <не отсюда ли рассыпанная по симфонической широформатности целая ослепительнейшая брукнериада, впрочем, выстреливающая холостыми>, не говоря уже о музыке <следствием>.

Это как в анекдоте - сколько самовар не собираю, а всё равно выходит автомат Калашникова; так и здесь - модернистская депрессивность, оказывающаяся едва ли не главным мерилом [измерителем] экзистенциального неблагополучия не может выскочить к финалу в белом венчике из роз.

Может быть, и хотела бы, да в рай не пускают грехи родовой травмы, опрокидывающей любые благие намерения.

И, кажется, София Асгатовна это хорошо понимает, пытаясь преодолеть формальные ограничения и ограничения, накладываемые авангардными стандартами с помощью, опять же, формальных <а других в её арсенале просто нет; иных ей просто не дано> приёмов и примочек, экспериментируя с разными составами и сочетаниями и вводя в партитуру всяческие экзотические приблуды.

Уж не знаю, показалось мне или нет, но возле финала пьесы с заклинающим и заклинательным названием «Свет конца» на периферии духовой группы зазвучали какие-то восточные инструменты, а валторны и тромбоны («образуют аккорд из абсолютно чистых натуральных звуков«) перестали метаться, что флаги на башнях и повисли безвольно, точно язык у повешенного.

Она, эта музыка, безблагостна ибо не имеет разрешения.

Не имеет выхода.

Предъюбилейный концерт ансамбля Марка Пекарского. МДК

Вне рамок юбилейной программы, четыре камерных сочинения Софьи Губайдулиной так же прозвучали и в Московском доме композиторов – в концерте, посвящённом 35-летию «Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского».

Кроме сочинений Софии Асгатовны в программу включены опусы Александра Вустина, Георгия Дорохова, Ивана Соколова, Игоря Кефалиди, а так же мировая премьера мини-оперы Ольги Раевой «Сны минотавра».

Состоящая из семи снов (китаец, экзистенциалист, солдат, который Сталина видел, Дон Жуан, Обломов и прочие персонажи) написан для актеров (они же чтецы) и квартета ударников на специально для этого случая написанные тексты Владимира Сорокина.

Так, например, звучит часть «арии» экзистенциалиста: «Комфорт телесной отъединённости, равновесие душевного примирения с самим собой, знакомый до слёз парк мазохистских аттракционов, выстроенный ещё в детстве. Как приятно войти в него снова, услышать скрип и скрежет шестерёнок. Они ждут смазки – слёз твоих. Громоздкие машины аутизма приветливо машут тебе родными ржавыми конечностями: «Здравствуй, Странник Ночи!»

Да, это же не экзистенциалист, это мазохист какой-то!

В «эпизодах» этого минималистического действа, поставленного с помощью художника Петлюры, заняты композиторы, музыканты и музыковеды Марк Пекарский, Федор Софронов, Антон Светличный, Андрей Попов, Георгий Дорохов, а так же сногсшибательная "актриса эротического жанра" (так по роли) Александра Ребенок.

Лучшего сюрприза к своему некруглому юбилею <смешного, тонкого, ироничного> Ансамбль ударных, под руководством легендарного Марка Пекарского вряд ли мог себе придумать!

Открытие фестиваля «Памяти великого артиста. Посвящение Олегу Кагану». Брамс. Березовский, Гутман, Мороз. КЗЧ

Это, конечно, отдельный вопрос, отчего именно И. Брамс оказывается сегодня (но только ли сегодня) в Москве самым, пожалуй, исполняемым зарубежным композитором-классиком; есть в его приспособляемости, видимо, да в сентиментальной дырявости и доходчивости то, что хочет в себе видеть среднестатистический посетитель филармонических концертов.

Совмещение сразу нескольких противоположных планов (чёрствости и задушевности, мелодичности с усложнённой многоступенчатой, многосоставной аранжировкой) делает Брамса уютным и, по-антикварному, поддерживающим самосознание на неопасно повышенном градусе.

Брамс почти всегда внешен по отношению к ситуации (исполнительской, слушательской, историко-культурной, социально-политической) и главной интригой исполнительских особенностей является это самое скольжение по границе попадания или не попадания внутрь.

Заигрывание со сгибом, танцы по наклонной плоскости.

Собственно так на концерте и играли - в первом отделении Трио для фортепиано (Борис Березовский), скрипки (Святослав Мороз) и виолончели (Наталия Гутман) № 1, а во втором к ним, для исполнения Фортепианного квартета №2 добавился ещё и альт (Эллина Пак).

Оба опуса, точно драгоценности, оказались выложены на чёрные бархатные подушечки, дополнительно подчёркивающие огранку блистательных гарнитуров, слегка запаздывающих по отношению к комнатной температуре; прохладных, если не холодных.

Трио долго подготавливали, настраиваясь и подробно рассаживаясь, укореняясь как за круглым кухонным столом для долгого разговора.

Играли сдержанно, преувеличенно внимательно друг к другу, уступая соседям первенство первого плана, для того, чтобы те, в свою очередь, переуступили эту очередность другим.

Мурлыкающее фортепиано Березовского, меланхолического романтика, чья отчуждённость [застёгнутость на все пуговицы, джентльменство] подразумевает невидимую без окуляра внутреннюю магму.

Причём чем больше сдержанности и аккуратности в подаче, тем больший накал страстей <мнимых ли, подлинных> скрывается.

Звук Гутман, тягучий и густой, сгущающийся в почти осязаемое вещество ожидания; в подёрнутый переменчивой облачностью, фон неба, встающего за городскими домами и всеми этими обыденными делами, творимыми за окнами с их неповторимым московским светом.

В этой компании только скрипке дозволительно истериковать в полный голос.

Но каждый из этих трёх был, точно из скетча в начале учебника английского языка про осколки подарочной вазы, завёрнут в свою отдельную, гофрированную бумагу.

Никакой дуэли и никто не торопится сходиться, переуступая полномочия, точно пятясь назад, в темноту; из-за чего на первый план выступает экзистенциальная пустота, зияющее отсутствие, обращённое к портрету Олега Кагана, стоящему тут же (концерт посвящён его юбилею и открывает XII фестиваль его памяти).

Фортепианный квартет начали как бы невзначай; первые такты Березовский взял, точно пробуя фортепиано для настройки, а уже через пару секунд в эту комнату вошли трое остальных.

Альт скрепивший быка и трепетную лань, позволил смычковым выступить единым фронтом, от части к части [брамсово сочинение имеет несколько вычурную, нарочитую структуру] скрепляясь в нерасторжимое более единство одного настроения на всех.

Водоотталкивающая <два «о», два «т»> подкладка, по которой фортепианные каскады Березовского скатывались, не теряя формы каждой капли, неожиданно набухла, хотя и не пропиталась влагой - Гутман осталась всё такой же невозмутимой <паркой>, делающей важную и сложную работу внутри своего обморока или омута; Березовский таким же джентельменистым, просто к скрипке добавился альт и нерв стал объёмнее.

Пика дачное застолье интеллигентных и воспитанных людей достигло пика в скерцо (вторая часть), дополнительно укрепившись в третьей (адажио), чтобы начать скотомизироваться в финальном аллегро.

Но вот что важно. Увидев в афише концерт, составленный из двух камерных опусов, я обрадовался и поспешил, решив: уж лучше будет мало музыки, чем много.

И если есть выставки одного шедевра, то отчего не делать небольшие программы, тем более, если сам Брамс и набор исполнителей подталкивают нас к выводам о прелестях домашнего или же, на худой конец, салонного исполнительства?

Два камерных сочинения при таком освещении можно рассмотреть «на крупном плане», закопавшись внутрь трактовки, не торопясь прожить и пережевать услышанное. Перебирая переживания.

Однако, устроители концерта, подделываясь под представления местной публикой о прекрасном, не удержались и добавили в концерт дополнительные номера, сдвинув жанр (и, соответственно, форму переживания) куда-то вбок.

Солянка не получилось такой ухабистой, как это вышло на концерте памяти Рудольфа Баршая, однако, чистоты эксперимента не соблюли. Увы.

А счастье было так возможно.

Бетховен. Брукнер. РНО. Плетнёв. Луганский. БЗК

Обычно нервный Николай Луганский, сегодня был ровным и спокойным. И Пятый концерт для фортепиано с оркестром Л. Бетховена сыграл как какой-нибудь романтический стандарт (если бы такие, подобно джазовым форматам, водились бы).

Но в этот вечер все ждали не Бетховена, а Брукнера, композитора с масштабами, близкими творческим претензиям Михаила Плетнёва. Однако…

Симфонии Брукнера у нас играются редко (интерпретируются ещё реже), поэтому сравнение с записями (у меня Фуртвенглер и Йохум, комплект Курта Мазура я кому-то подарил) неизбежно, хотя записи и мирволят неправильному масштабированию, искажающему ожидания.

Нынешний репертуар, подбираемый Михаилом Плетнёвым, словно отчаянно (слепой не заметит) сигнализирует о демонстративной метафизической отмороженности.

Дирижёр и художественный руководитель ведёт диалог со своими преданными слушателями через мерцающую зону инобытия, декларируемого не только в афише, но и щедро расцветающего внутри симфонического соляриса.

Заглядывать в бездну, аукаться с инферальностями («Манфред» Чайковского), фиксироваться на поминальных мессах (от «Реквиема» Верди на сентябрьском фестивале РНО и «Немецкого реквиема» Брамса к «Реквиему» Моцарта, который репетируется в эти дни), выкладывая из отдельных ледышек самое что ни на есть холодное словечко в мире.

Даже в бисквитнейшем «Лебедином озере» находя отчётливый потусторонний привкус. В Москве теперь не сыщешь музыкальных метафизиков, равных Плетнёву. Если в этой последовательной работе имелся элемент позиционирования, оно дирижёру удалось стопроцентно - на концерты РНО сегодня идут, прежде всего, за глубиной и грандиозностью разворачивающихся в музыке картин.

За музыкальным визионерством, которое Брукнеру присуще едва ли не в большей степени, чем всем остальным композиторам, вместе взятым.

Одно посвящение предсмертной Девятой Господу Богу чего стоит!

Болезный Брукнер помог РНО эффектно войти в исполнение, ещё более эффектно выйти, оборвав плетение грандиозных кружев на полуслове [Девятая, как известно, не закончена; композитор умер не записав последней части]...

... в сердцевинке же умирающий Брукнер метался по подушке в приступе харизматической горячки; и, подобно любому яростно влюблённому человеку, уязвленному и перерождённому этой страстью, впадая в мгновенные перепады от эйфории до чёрнейшей меланхолии: «Я царь – я раб – я червь – я бог!»

Обычно Плетнёв чётко расставляет акценты, уверенно <оттого, и столь заразительно> утверждает; в нынешнем исполнении Девятой этой твёрдости, ставшей уже для Плетнёва привычной <фирменной>, не прослеживалось.

Не точки, но многоточия и запросы вместо ответов.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Фаррух Закиров: «Сцену надо заслужить»

Специальное интервью с артистом накануне его дня рождения

Верится с трудом, но в юности будущий руководитель ансамбля «Ялла» Фаррух Закиров на полном серьезе считал, что у него нет яркого голоса. 16 апреля Фарруху Каримовичу исполняется 73 года. Во время интервью в канун дня рождения мне удается спросить его: «Почему?». Ответ: «Я понимал, что от природы оперного певца из меня не выйдет».

15.04.2019 21:00, Данара Курманова


Антон Батагов: «Другое измерение бытия»

Композитор-минималист об Иоганне Себастьяне Бахе

Иоганн Себастьян Бах — автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени — родился 21 марта 1985 года. Одно из его самых значимых достижений — создание "Хорошо темперированного клавира", благодаря которому гармония стала одной из основ классической музыки. Спустя 334 года искусственный интеллект от Google проанализировал произведения Баха, и позволил создать свою музыку каждому пользователю. А мы публикуем беседу с композитором и исполнителем Антоном Батаговым о музыке Баха.

21.03.2019 10:24, Дмитрий Бавильский


Царь Борис

К юбилею пианиста Бориса Березовского

4 января пианисту Борису Березовскому исполняется 50 лет. Юбилей — повод написать портрет всемирно известного музыканта и сказать ему добрые слова от лица коллег, родных и поклонников. От имени последних я и пишу.

04.01.2019 17:01, Лилия Ященко


Дыхание дерева

Звуковые ландшафты саунд-арта

Историк звукового искусства Константин Дудаков-Кашуро рассматривает способы взаимодействия саунд-художников с миром природы: как они прислушиваются к взмахам крыльев бабочки, падающим снежинкам и пению разрезанных пополам древних валунов.

04.12.2018 13:00, Константин Дудаков-Кашуро, iskusstvo-info.ru


«Люди стояли под дождем и слушали музыку»

В Татарстане завершился фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге»

Выдающийся пианист современности так скромен, что не скажет о себе: «Я провёл грандиозный, незабываемый фестиваль, аналога которому нет в России». Впечатлениями поделились звёздные участники форума, который за четыре дня, с 12 по 15 июля, посетили более 40 000 зрителей.

24.07.2018 19:00, Лилия Ященко


30 лет Камерному оркестру Игоря Лермана

Игорь Лерман: «Власти города считали, что слово «камерный» пришло из уголовного мира»

Поводом для интервью стал предстоящий с 12 по 16 июля фестиваль «Летние вечера в Елабуге», где главными героями будут пианист Борис Березовский и Камерный оркестр Игоря Лермана, отмечающий в 2018 году 30-летие.

15.06.2018 20:00, Лилия Ященко


За флажки

Семидесятые годы были не только удивительно спокойным десятилетием в русской истории ХХ века — это было время убожества и скудости. Высоцкий выламывался из него, стоял поперек. Два «мерседеса» и жена-француженка так же возмутительны, как недельные запои, заграничные диски, готовность качать права и дать в морду.

08.02.2018 16:00, Сергей Кузнецов


Возвращение «Возвращения»

XXI фестиваль камерной музыки «Возвращение», Рахманиновский и Малый залы Московской консерватории, 9 – 15 января 2018 года

Фестиваль камерной музыки «Возвращение», недавно прошедший уже в двадцать первый раз, без сомнений можно назвать одной из добрых московских музыкальных традиций. Цикл из четырёх концертов, раз за разом «возвращающийся» в столицу, несомненно, получил признание у слушателей — билеты раскупаются за несколько месяцев до начала фестиваля, залы на самих концертах переполнены.

28.01.2018 16:00, Артем Пудов


Унесённые ветром революции…

Концерт Бориса Березовского

В ушедшем 2017 году многие концерты были посвящены 100-летию Октябрьской революции. Не стал исключением и клавирабенд Бориса Березовского: пианист преподнёс публике программу поистине аристократическую.

05.01.2018 16:00, Лилия Ященко


Оркестр с молодёжным задором

Московский молодёжный камерный оркестр успешно выступил на фестивале во Франции

Париж перед Рождеством сказочно прекрасен! Именно таким, волшебным и сверкающим, его увидели юные оркестранты Московского молодёжного камерного оркестра, прекрасно выступившие на фестивале «Артистические семьи и династии» / Lignée d'Artistes, который вот уже пятый год подряд проходит в городке Таверни, что в 22 километрах от Парижа.

30.12.2017 16:00, Лилия Ященко






 

Новости

Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.
Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.