Подписаться на обновления
11 декабряВторник

usd цб 66.2416

eur цб 75.7075

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Виктор Топоров   понедельник, 4 октября 2010 года, 09:04

Соколы сидят орлами
Одна мистификация и сеанс её разоблачения


// Reuters
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Ольга Славникова действительно хороший менеджер, прежде всего PR-менеджер. Себя она раскрутила с нуля и возглавляет теперь целую собственного имени PR-службу.

В «Литературной России» опубликован материал «Гордый орёл клопу не товарищ, или О критиках-насмешниках». Клопы в нём — часкоровские критики Сергей Беляков и Виктор Топоров, гордый орёл — писательница Ольга Славникова.

Краткую характеристику романа «Лёгкая голова» (точнее, конечно же, первой его половины), фактически совпадающую с беляковской и лишь уточняющую некоторые детали (в частности, вопрос об ориентации нынешней Славниковой на определённые образчики лёгкого литературного жанра), я включил в колонку «Осенняя желтизна журналов», опубликованную на сайте «Актуальные комментарии». Правда, из моего текста никак не ясно, написан он о целом романе или о его половине. Но я-то не сомневался в том, что пишу о целом. Сергея Белякова к этому времени уже ели поедом. За «ненависть к Славниковой» и за непрофессионализм, выразившийся в написании рецензии на полромана.

Речь идёт о романе Славниковой «Лёгкая голова», который и Беляков, и я оценили одинаково негативно. Почему?

У автора материала готовы простые, но заковыристые, как палец в носу, ответы.

Ответ № 1:

«О том, что уральский критик С. Беляков неровно дышит к своей знаменитой землячке О. Славниковой, известно не только в Екатеринбурге, но и давно в Первопрестольной. Я бы это списал на зависть, потому что в своей статье «Жизнь насекомых» за август 2009 года Сергей буквально смакует собранные сплетни о Славниковой. Все мотивации такого действа оставляю на совести С. Белякова. Уверен, покойнику Фрейду было бы в чём покопаться, сплошная тьма внутри беспросветная.

Мне показалось, что С. Беляков свой талант критика — это даже подчеркнул старший брат по цеху В. Топоров («…Он <С. Беляков> в самое последнее время сильно подтянулся и начал обращать на план выражения не меньшее внимание, чем на план содержания. То есть для него наконец-то стало важно не только что написано, но и как») — спускает в унитаз. Зачем это делает уважаемый критик, не совсем понятно, остаётся посоветовать С. Белякову от чистого сердца отойти от унитаза…»

Ответ № 2:

«У каждого критика всегда есть свои плюсы и минусы, впрочем, как и у любого другого источника питания, но В. Топорова в «Без конца», видать, замкнуло. Фактически вся статья посвящена не Славниковой, а её мужу — Виталию Пуханову. «…Суждение мужа о художественной прозе жены, мягко говоря, далеко не столь релевантно, как его же наверняка вполне компетентное мнение об иных её способностях и талантах (допустим, о кулинарных)».

Неповторимая красота снежинки — это не для Торопова. Ну, не нравится бородатому дядьке, что муж восхищается талантом своей жены, что пиарит её в своём ЖЖ…

В. Топоров бы восхищался В. Пухановым, если бы тот костерил свою жену?! Чувствуете, пахнет бредятиной, а если её очень много — это уже невыносимая вонь.

— Чувак, ну разве воспитанный человек полезет в чей-то чужой багаж?

— Он что, заперт?

— Да, и прилично.

Вежливость и спокойствие украшают королеву, но при этом никогда не стоит недооценивать предсказуемость тупизны».

Отмечу, что в вышеприведённом фрагменте «Орла и клопов» моя фамилия мелькнула в искажённом варианте Торопов. В дальнейшем изложении проблемы автор материала уже исключительно Тороповым меня и именует, причём явно нарочно (если бы путал не нарочно, писал бы Топоров и Торопов через раз).

Игра в анаграммы — штука вообще интересная: Топорова можно превратить в Торопова (или в Ропотова), Пуханова — например, в Хапунова. Торопов торопится, Ропотов ропщет, Хапунов хапает...

Отдельный вопрос к главному редактору «Литературной России» Вячеславу Огрызко, его заместителю Илье Колодяжному и редактору отдела критики Роману Сенчину:

— Вы что, ребята, не знаете, как пишется моя фамилия? Или вообще не заглядываете в публикуемые в собственном еженедельнике материалы?

Про клопов-критиков читатель, надеюсь, всё уже понял. Но как быть с орлом? Он же (см. выше) неповторимой красоты снежинка, сиречь орлица.

«В девятом номере журнала «Знамя» опубликована первая часть нового романа Ольги Славниковой «Лёгкая голова». Умный и очень забавный роман, который понравится всякому, кто обладает хоть чуточку затейливым чувством юмора, но вдруг обнаружилось, что у некоторых критиков оно отсутствует или, к сожалению, может быть, и присутствует, но в извращённой какой-то форме: агрессировали по полной».

«Умный и очень забавный роман, который понравится всякому, кто...» — это не описание романа и даже не его оценка, а всего-навсего неуклюжий рекламный слоган.

Причём рекламируется, напомню, ещё не законченный публикацией роман — откуда ж тебе, горе-натуралист, знать, понравится он кому-нибудь или нет?

Однако сразу же за столь изощрённым «анализом» следует категорический вывод:

«Если соединить глубину Мартина Эмиса, изощрённость Владимира Набокова и сюрреалистический цинизм Берроуза, то получится Ольга Славникова. Она уже давно завоевала своё место на литературном олимпе, и с этим всем нам, в том числе прежде всего господам С. Белякову и В. Торопову, придётся смириться, нравится нам это или нет».

И ничуть не менее косноязычный оргвывод:

«С. Беляков в «Насекомых», да и в «Господах», вместе с В. Тороповым завидуют популярности писательницы Славниковой, её выходу на европейский олимп. Забыли господа критики, что путь к успеху — это извлекать максимум пользы из минимума ошибок, и если Славникова, в отличие от господ критиков, хороший менеджер в своём театре, так за что её упрекать?!»

Ольга Славникова действительно хороший менеджер, прежде всего PR-менеджер. Себя она раскрутила с нуля и возглавляет теперь целую собственного имени PR-службу. А что взяла в штат услужливого дурака и поставила перед ним задачу пиарить никудышный роман — это, пожалуй, её первый серьёзный прокол. Не считая, разумеется, самого факта публикации (да и написания) заведомо никудышного романа.

Потому что сотрудник её и супруг, которому уже было справедливо указано, что его номер в оценке литературного творчества жены шестнадцатый (на что сама Славникова отреагировала очень болезненно. Судя по всему, приняв это устойчивое фразеологическое сочетание за какой-то произведённый на основании сплетен подсчёт), в матримониально-пропагандистском раже ступил на коварную (для него) стезю литературной мистификации.

МИСТИФИКАЦИИ!!!

О ней мы сейчас и поговорим.

Материал о гордой орлице и презренных критиках-клопах без изменений и без указания на первоисточник перепечатан «Литературной Россией» с самодеятельного (на уровне драмкружка в ПТУ) сайта «Живая литература».

Там же, кстати, было поначалу (15 сентября) размещено кичливое интервью Славниковой (сейчас оно уже убрано, чтобы появиться в «Независимой газете»), в котором она пеняет «клопам» нескромным интересом к ЖЖ её мужа и вместе с тем грозит им страшным судом со стороны блогосферы.

Хотя блогосфера поклонников Славниковой, да и наша литературная блогосфера в целом, — это скорее блохосфера.

Интервью у Ольги Славниковой взял вроде бы (!) некто Артур Акминлаус. Он же выступил с материалом об орлице и клопах. О факте публикации материала в «Живой литературе» я узнал опять-таки из похвальбы в ЖЖ у Виталия Пуханова, в комментах к которой вроде бы (!) материализовался и сам Акминлаус.

Материализовался и рассказал о себе.

Ему, оказывается, 22 годика. Родился он в Литве, вырос в Польше, живёт и работает (крупным специалистом по юридическому консалтингу) в Канаде — и как раз оттуда взялся защищать Славникову от беляковских, а Славникову и Пуханова — от топоровских нападок!

Славникова. Смерть ей к лицу: раньше писатели одушевляли мёртвый мир, сравнивая неживое с живым. У Славниковой всё наоборот. Как ни странно, находятся читатели, которых не отпугивает её художественный мир.

Он и по-русски не очень умеет (русский у него неродной), но с часкоровскими критиками готов вступить в бесстрашную схватку.

Иностранец, он и Никола Буало философом именует, он и бородатую еврейскую хохму автору «Поэтического искусства» приписывает, он и Шекспира на пару с Михаилом Эдельштейном поминает («…Мне же хочется ещё раз напомнить господам критикам Михаила Эдельштейна: «Нет плохих писателей, есть критики, которые ставят писателей не на их место». Вот это просто моя любимая формула, и просто абсолютно так…»), он и в литературном закулисье не только Екатеринбурга, но и Первопрестольной разбирается, он и фамилию Топоров пишет с середины текста как Торопов.

И главное, нет ему другого дела: вот всё на белом свете (а особенно Славникова) ему там в Канаде нравится, а Беляков с Тороповым не нравятся!

Что там говорил в таких случаях Станиславский?

НЕ ВЕРЮ!!!

«Не так давно Андрей Рудалёв написал, что собирается заверстать новую газету, сетевую «Литературку», предложил поучаствовать. Я, сославшись на общую задроченность жизнью, отложил разговор в долгий ящик. Сил и времени на новые проекты, увы, нет. Сегодня нашёл в Сети вот этот материал: «Гордый орёл клопу не товарищ, или О критиках-насмешниках». Похоже, Рудалёву удалось запустить «газету». Искренне поздравляю с начинанием, правильно, что не стали дожидаться, пока старшие поднимут свои старпёрские зады. Всё нужно делать самим, внутри поколения. Молодому критику, автору статьи о Славниковой, в любой действующей газете оборвали бы крылышки и лапки, как мухе, а в особо бдительных изданиях ещё бы и пару абзацев дописали, как пририсовывают усики и рожки на театральных афишах тихие хулиганы. Не стану делать замечаний по тексту из принципа. Со многим можно не согласиться, русский у молодого человека явно не первый язык, но всё с годами исправится: профессионализм придёт вместе с одышкой и животом. Начало хорошее: начинающий критик покусывает матёрых коллег по цеху. Интересно, станут ли собаки-медалисты огрызаться? Я бы на их месте отмолчался…»

Этим постом подлинный автор «Орлицы и клопов» выдал себя с головой.

    1. Указал на предложение «поучаствовать» на сайте «Живая литература», сделанное лично ему — и отнюдь не отвергнутое, а лишь отложенное в долгий ящик.

    2. Дал гиперссылку на этот нераскрученный сайт.

    3. «Сегодня нашёл в Сети вот этот материал» — но не нашёл на том же сайте интервью, якобы взятого у Славниковой тем же «молодым критиком».

    4. А значит, убрал это интервью как лишний раз выдающее самого мистификатора с головой.

    5. Поздравил самого себя «с начинанием».

    6. С ходу определил, что «русский у молодого человека явно не первый язык» (задача в принципе неразрешимая, если только сам не пишешь текст, кося под нерусского малолетку, из канадского далека впутавшегося в московско-уральские дрязги).

    7. Посетовал на «непроходимость» хвалебных текстов о Славниковой в серьёзные СМИ.

    8. Лягнул лишний раз меня (старпёр, одышка, живот).

    9. Дал «старым собакам-медалистам» дружеский совет отмолчаться.

    10. Продолжил ту же неуклюжую игру с мнимым Акминлаусом в комментах (заинтересовавшиеся могут удостовериться сами).

    11. Наконец, разместил дополнительную отмазку в самом тексте, на который дал ссылку: «На всякий случай извещаю господ критиков — я не являюсь членом «Дебюта» или Липок. Они сами по себе, я сам по себе, и в такой гармонии нам хорошо и комфортно», — пишет мнимый Акминлаус.

Виталий Пуханов ведь и впрямь не член «Дебюта» — он ответственный секретарь этой литературной премии, работающий под началом у собственной жены.

Услужливый супруг, как и сказано.

Итак, в сухом остатке:

    1) услужливый супруг занялся заведомо гиблым делом — защитой романа собственной жены;

    2) делом вдвойне гиблым, потому что заведомо плох сам роман;

    3) не умея ни анализировать, ни комментировать, ни спорить по существу, принялся пускать пузыри в одну сторону и сыпать оскорблениями из фрейдистской, в его скромном разумении, сферы в другую;

    4) понимая, что выглядит при этом нелепо, спрятался за маску, лярву, личину, за Акминлауса;

    5) напечатался на сайте с нулевой популярностью: выдал на-гора интервью с женой, потом фельетон про орлицу и клопов (а интервью на всякий пожарный убрал);

    6) разрекламировал эту публикацию у себя в ЖЖ и пристроил тот же текст в «Литературную Россию», где его — по тамошнему плюрализму, переходящему в иных случаях в ротозейство, — напечатали не читая;

    7) однако проделал всё это со всегдашней неуклюжестью, которую супружеская услужливость не только не отменяет, но, напротив, усугубляет;

    8) подставил себя, подставил жену-писательницу, выставил сладкую парочку «нечленов «Дебюта» на всеобщее посмешище;

    9) лопухнулся.

«В. Торопов феноменально способный к очернительству критик. Его принцип критиканства незатейлив: ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики», — с неожиданной для него прозорливостью, хотя и со своим непременным косноязычием написал Акминлаус.

Но даже если ты, никто (и звать тебя никак), захочешь, трусливо выдав себя за кого-то другого, запеть якобы чужим голосом, Торопов с его феноменальной способностью к очернительству всё равно вытащит тебя на свет божий.

Вытащит за уши.

И нечего наводить тень на плетень (или, как пишешь ты сам, «наводить тень на лунный день»)!




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Chick lit, lad lit и fratire

Как литература начала делиться по половому признаку

В 1992 году книга психолога Джона Грэя «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» стала мировым бестселлером. Потрясенное человечество сдалось теории Грэя мгновенно: ему, наконец, разъяснили то, что оно давно подозревало. Мужчины и женщины настолько не похожи в мышлении и поведении, что это почти два разных вида! Это стало логичным завершением второй волны феминизма, усилив уже существующий раскол между полами. Культура, всегда отражающая перемены в обществе, не замедлила откликнуться. С конца XX века популярная художественная литература начала всё сильнее делиться по половому признаку.

03.12.2018 13:00, Елена Кушнир, knife.media


Артур Конан Дойл. «Любящее сердце»

Рассказ о долгой настоящей любви

Врачу с частной практикой, который утром и вечером принимает больных дома, а день тратит на визиты, трудно выкроить время, чтобы подышать свежим воздухом. Для этого он должен встать пораньше и выйти на улицу в тот час, когда магазины ещё закрыты, воздух чист и свеж и все предметы резко очерчены, как бывает в мороз.

02.12.2018 19:00, izbrannoe.com


«И душой закрытый, и стихи у него муть какая-то»

Иосиф Бродский в воспоминаниях жителей Коноши и деревни Норинской

В 1964 году Иосиф Бродский был осужден за тунеядство, приговорен к пяти годам принудительного труда в отдаленной местности и сослан в Коношский район Архангельской области, где поселился в деревне Норинская. В интервью Соломону Волкову Бродский назвал это время самым счастливым в своей жизни.

25.11.2018 19:00, izbrannoe.com


Какие ваши годы?

Сколько лет было героям русской литературы

Какими вы представляете себе литературных героев? Взрослые, многое пережившие, они решают сложные нравственные вопросы, меняют свои и чужие судьбы. А пытались ли вы когда-нибудь узнать, сколько лет этим людям? Оказывается, многие из них по современным меркам совсем юны.

20.11.2018 19:00, culture.ru


Приключения Льюиса Кэрролла в России

Записки о трудностях перевода, ссорах с извозчиками и вкусных обедах

Английский писатель, математик, логик, философ и диакон Льюис Кэрролл, известный прежде всего по книгам «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», в 1867 году посетил Россию: побывал в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде и подробно описал дорожные впечатления в дневнике. Мы выбрали из него несколько любопытных фрагментов.

19.11.2018 19:00, izbrannoe.com


Читать? А зачем?

Открытость к диалогу с миром

У Довлатова есть такая история, как кто-то, отчаявшись, что ребенок не читает, воскликнул: «ну как можно жить, не читая «Преступление и наказание»!» — получил мгновенный ответ от художника и остроумца Вагрича Бахчаняна: «Можно. Вот Пушкин не читал Достоевского — и ничего». Можно не читать «Преступление…», скажу шепотом: «Можно и Пушкина не читать», потому что не в чтении дело — а в открытости к диалогу с миром, в желании выйти за пределы своего представления о жизни, в желании понять другого.

09.11.2018 19:00, Татьяна Морозова


Книгу вроде «Лолиты» сегодня было бы невозможно издать

Порнография или шедевр?

Автор в «Экспрессен» перечитывает «Лолиту», успевшую стать классикой, и рассуждает о том, что сегодня появление такого романа было бы невозможно. Хорошо это или плохо? С одной стороны, «Лолита» — вдохновенная исповедь педофила. С другой — удивительная лингвистическая сокровищница, пусть сам Набоков и сокрушался, что вынужден довольствоваться «второсортным английским» вместо русского.

30.10.2018 19:00, Ян Градвалль (Jan Gradvall), inosmi.ru


«Какое счастье жить в одно время с Толстым!»

Воспоминания современников о писателе

Как Лев Толстой охотился на медведя и чуть не погиб, заливался слезами, слушая Чайковского, работал в поле и редактировал свои произведения. Портал «Культура.РФ» собрал воспоминания современников о писателе — субъективные и трогательные.

18.09.2018 19:00, Татьяна Григорьева, culture.ru


Образование в семье Набоковых

Самое счастливое детство начала ХХ века

Основным источником вдохновения для Владимира Набокова всегда оставался он сам. Его инструментами были языковое чутьё, которое делало возможным игру слов и смыслов, свобода неожиданных ассоциаций и память, позволявшая доставать из запертых комнат и подвергать тщательной инвентаризации мельчайшие детали. Автор щедро одаривал героев романов собственными воспоминаниями и деталями жизненного пути, смутными ощущениями и мыслями, а в автобиографиях, русской и английской, описал собственное взросление.

11.09.2018 19:00, Алиса Загрядская, newtonew.com


Предотвращенная дуэль Пушкина

Как писатель Лажечников отговорил Пушкина драться

В среду 27 января 1837 года, в половине пятого вечера, секунданты прибыли на назначенное место. Погода была мрачной, дул сильный ветер. Место дуэли было непригодным — слишком много глубокого снега. Решено было расчистить полоску, длиною ровно в 20 шагов — именно с такого расстояния должны были стреляться два обезумевших родственника — Пушкин и Дантес.

10.09.2018 19:00, Андрей Р., moiarussia.ru






 

Новости

100 лучших песен года по версии The Guardian
The Guardian представила список из 100 лучших песен года, который составили музыкальные обозреватели газеты. Всего в жюри вошло 50 критиков.
ICO-кампания фильма «Ампир V» успешно завершена

Hard Cap достигнут за несколько дней до окончания сроков проведения ICO
При сумме сбора 3,360,000 EUR собрано 32175 ETH, что на момент завершения ICO равнялось 3,506,801 EUR. Фильм поддержали 145 инвесторов. ICO-кампания проведена при технической поддержке WebMoney Transfer.

В Москве впервые пройдет масштабная выставка Фриды Кало и Диего Риверы
В Москве впервые проведут масштабную выставку работ Фриды Кало и Диего Риверы. Она пройдет в «Манеже» c 21 декабря по 12 марта.
Бондарчук презентовал платформу для соинвестирования в кино
Первым проектом на BeProducer станет фильм «Притяжение-2».
Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.