Подписаться на обновления
13 августаЧетверг

usd цб 73.2351

eur цб 85.9560

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Юлия Бурмистрова   среда, 4 февраля 2009 года, 12:03

Смерти нет
Стартует четвертый и последний фильм о мушкетерах. Репортаж с премьеры


Актеры Михаил Боярский и Вениамин Смехов на пресс-конференции, посвященной премьере фильма "Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини" // Фото: Юлия Бурмистрова
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог



«Возвращение мушкетеров» не сиквел. Это яркий пример того, как искусство становится неотъемлемой частью жизни, размывая границы между выдумкой и реальностью. Попытка индивидуального бессмертия.

Фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» смотрели все. Во-первых, в 1978 году смотрели вообще всё, что показывают по телевизору. Во-вторых, фильмы не о партсобраниях, а, наоборот, музыкальные, костюмированные, по классике смотрели с удвоенным интересом.

В-третьих, это действительно было попадание, как спустя 30 лет скажет Вениамин Смехов, сыгравший Атоса: «Д’Артаньяна Дюма писал с Миши, это вопрос метафизический».

Что заставляет режиссеров дважды, трижды и даже четырежды входить в одну и ту же реку, снимая продолжение за продолжением? Деньги или высокая идея?

30 лет спустя

«Д’Артаньян и три мушкетера», «Ирония судьбы» — фильмы культовые, сиквелы их подаются как подвиг, как национальная идея. Хотя их нельзя сравнивать.

«Ирония судьбы — 2» стала самым кассовым фильмом 2008 года, «Возвращение мушкетеров» — дай бог если окупится. «Иронию судьбы — 2» снял другой режиссер, главные роли сыграли другие актеры. «Мушкетеры» будто и не выходили из павильона — та же команда в полном составе, включая композитора.

Конечно, беседуя с режиссером Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем перед премьерой в кинотеатре «Октябрь», я спросила и о деньгах, и о сиквеле.

«Какие деньги? — искренне удивился Хилькевич, отмахнувшись рукой. — Боярский узнал, сколько он получает, только когда в конце фильма в кассу пришел! Он даже не спросил, какая у него будет ставка. Как и все нормальные люди, мы сомневались. Старики очень боялись, что произойдет как с «Иронией-2». Они считают, что «Ирония» не стала хитом, заодно убив первый фильм. Потому что надежды и любви там не было».

То, что актеры-старики (как они сами себя называют) сомневаются до сих пор, было видно на презентации фильма. В усталом взгляде Смирнитского (Портос), не проронившего ни слова. В неожиданно резком выступлении Смехова (Атос) на замечание журналистки о странных песенных рифмах и победе над «Комеди Клабом» — пародией на комедию.

Вскочив, он воскликнул: «Почему вы скрываетесь, почему мы не видим тех, кто спрашивает?» А его «включите свет!» напомнило Клавдия, прервавшего гамлетовскую мышеловку: «Огня! Посветите мне!» После чего замолчал, развернув табличку со своим именем белой стороной на камеры.

Неуверенность сквозила даже в пламенной речи Боярского (д’Артаньян): «Мушкетеров» будут смотреть, потому что это неумирающий роман. Люди хотят верить, что великая фантазия Дюма жива. Мушкетеры — библия для мужчин. Национальная идея — быть настоящим мужчиной, с честью, совестью и достоинством».

Сомнения проступали и в фильме о фильме, который вместо самой картины показали журналистам, предварив семиминутной нарезкой.

Фильм о фильме — всегда удар ниже пояса. Когда показывают весь процесс от беременности до родов, становишься невольным соучастником, зная, как тяжело и красиво всё происходило. Такой ход тоже выказывает сомнение.

Когда зарабатывают деньги, так не сомневаются.

Это совершенно точно.

Остается великая идея? Какая?

Единомышленники

Кроме классической четверки старых и проверенных мушкетеров, в фильме за честь дерется четверка молодых и красивых. Первое, что приходит в голову, да и не отрицается режиссером, — проблема под названием «отцы и дети». Или не проблема, а взаимодействие, взаимозависимость.

«Глупый человек выдумал проблему отцов и детей, — говорит Хилькевич. — Не может быть войны между сердцем и желудком. Дети — органическое продолжение родителей.

Беда в другом. Жили-были два идиота, попали в койку, у них родился ребенок, и они автоматически стали педагогами. Вот в чем трагедия. Не проблема отцов и детей, а проблема умных и глупых.

Дети не могу существовать без родителей, как и родители без детей. Об этом картина. Умерший д’Артаньян на том свете обращается к Господу с просьбой вернуть их на землю, чтобы помочь детям. Для себя он не стал бы просить».

А на вопрос о том, что же все-таки побудило снять не экранизацию, как предыдущие три фильма, а именно фантазию, не раздумывая отвечает: «Толчок дал Боярский — он хотел умереть сам и убить всех остальных, потому что в этом катарсис и бессмертие.

Я тогда отказался, Миша обиделся, но идею не оставил. Обращался к разным сценаристам. Но, видимо, у меня негласная монополия на мушкетеров — ни у кого не вышло».

Его слова всё расставляют по местам — он создатель, мушкетеры его дети, пусть уже старые, а некоторые еще и пьющие. Он не может их убить, скорее умрет сам.

И два предыдущих продолжения 1992 и 1993 годов тем более не ради денег и славы, а ради жизни. И новая фантазия тоже ради жизни. Он дал себе право дописать Дюма, ведь это и его герои, его дети.

Боярский — актер, д’Артаньян — его звездный час, его Гамлет, его счастье и несчастье одновременно, потому что крест на всю жизнь. Он готов и стремится умереть, чтобы поставить точку, вознестись и вместе с тем освободиться.

Молодой и крепкий Хилькевич не может принять такой точки зрения. Должны пройти годы, 30 лет, нужно прожить жизнь, чтобы найти компромисс, чтобы самому захотелось поставить точку.

«Я еще тогда сказал Боярскому, что если придумаю, как совместить его желание смерти с моим, что они не умрут никогда, мы снимем этот фильм. Иначе — никогда, — Хилькевич говорит порывисто, видно, что он и сейчас выступает против смерти персонажей. — Пять лет назад стал пробовать писать сценарий. Но всё сложилось после того, когда понял, как соединить жизнь и смерть, — дети. Да, мушкетеры в начале фильма все умирают — страшной, неестественной смертью. Но возвращаются ради детей. Возвращаются с теми же силами и задором, как и 30 лет назад. Вот только тело изменить нельзя, но они снова молоды, через смерть молоды».

Я смотрю на Хилькевича, на то, как загораются его глаза, и понимаю, что он снял не про детей и отцов, он снял про старость и смерть. Он не пошел на компромисс, уступив и убив героев. Наоборот — он отрицает смерть, отрицает старость. Свою, личную. Аккуратно спрашиваю его о старости.

Если бы молодость знала

«Старости нет! Старость — это лень мозга! — почти выдает себя Хилькевич. — Вы знаете, ведь всё повторилось. До смешного. До дней. До момента съемок. Повторилось и у стариков, и у молодых. Время не движется. На этом фильме я потерял веру, что всё меняется».

Это очень откровенно для 73-летнего человека. Мне становится неловко от такой правды, мне до нее еще лет сорок жить. Сбиваю себя и его вопросом о том, как снимался фильм, есть ли разница между 1978 и 2008 годом.

«На первом фильме был океан советского идиотизма, — подхватывает Хилькевич любимую тему. — Мы покупали реквизит, он стоит сто рублей, а наличными можно только пять. Нужно было изворачиваться, выдумывать не существующий, чтобы собрать сумму. И всё это словами не пересказать. Сейчас всё проще, лучше. К тому же мы снимали самой плохой в мире камерой — «Конвас-автомат». Она давала все виды брака. Снимали по 12 дублей в надежде, что хоть один не будет бракованный. Бюджет был 140 тыс. рублей, 20 дней на серию. А я сейчас три месяца один фильм снимал».

Для меня это новое, ведь есть миф, как в советское время можно было снимать и ставить хоть год. Спрашиваю его об этом.

«В советское время были генералы от кино, — объясняет Хилькевич. — Они делали что хотели, снимали долго, получали государственные деньги. Остальные были в жутком положении. Особенно на Одесской студии — сжатые сроки, мало денег. Вообще всё плохо было. Вонючие плинтусы — запах мочи ел глаза. А сейчас заходишь на Одесскую студию — приятно смотреть, дышать, в туалетах можно делать хирургические операции — так стало чисто. Всё изменилось к лучшему.

Трудней стало, да. Но если вы имеете дарование и есть возможность работать, у вас не отнялись руки и ноги... Хотя даже это — сейчас изобрели мышку для абсолютно неподвижных людей. Они языком крутят мышку и могут печать любой текст. Возможности любые, только надо из кожи лезть. Не привыкли? А я привык. Поэтому вижу, что стало лучше. Меня никто не душит, не вырезает песню Высоцкого из фильма «Туфли с золотыми пряжками» только за то, что там есть слово «кофе». В стране нет кофе, народ будет раздражать. Страна Лимония и театр абсурда».

Вспоминаю, что бюджет фильма 5 млн долларов и еще 4 млн на рекламу. Немалые деньги, которые нужно суметь раздобыть и желательно окупить. Спрашиваю про продюсера, про прокат.

«Я не искал инвестора, — нехотя отвечает Хилькевич, ему неинтересно снова про деньги. — Писал сценарий для себя и был уверен, что фильм не увидит свет. Появлялись люди с деньгами, что-то предлагали, но было видно, что они хотят заработать на мушкетерах, им фильм неинтересен. А ведь самое главное в этой истории — любовь. Мне жена говорила: «Ты сам не ищешь, сам не двигаешься, под лежачий камень...» А я отвечал: «Если Господь не захочет, фильма не будет».

Продюсер

Олег Чамин появился сам. Для него это был вопрос счастья, а не заработка. Он удивительный человек, новый Мамонтов. «Ведь я снял три фильма, — объясняет он. — То, что будет в кинотеатрах, — час пятьдесят, больше прокатчики отказываются брать. Режиссерская версия — два часа двадцать минут…»

Олег обещает ее каким-то образом показать. И телевизионная четырехсерийная версия, совсем другая, снятая почти параллельно. Она будет через два года.

«К прокату не имею никакого отношения и с ужасом смотрю на мышиную возню, — выражение лица Хилькевича резко меняется. — Какие-то жуткие интриги. Фильм будет идти в «Каро», прокатывает «Централ Партнершип». Ведь понятно, что многие захотят посмотреть на новых мушкетеров. «Каро» как бы в обиде. На «Октябре» не висит реклама. Еще какие-то истории. Это отвратительно, вызывает гнев и блевотину. Не хотелось, чтобы с этим фильмом происходило то, что сейчас происходит».

Спрашиваю про его другую, основную профессию — он ведь художник.

Что дает художник режиссеру и наоборот?

«Все режиссеры гении, а я не знаю, как вести себя с гениями. Профессия художника дает твердое понимание, что ты не гений, — откровенно признается Хилькевич. — Смотришь на Веласкеса, да Винчи, Пикассо и сразу понимаешь — ты не гений. Отсюда критичность к своей работе. В профессии режиссера такого почти нет. «Я так вижу» — универсальный ответ. Ему говорят: «Ты говно снял», а он: «Нет, это шедевр. Вы не так поняли». А художник сразу видит, что есть над чем поработать.

Когда я первый раз посмотрел готовый фильм, три дня летал на крыльях от счастья. Чаще всего мои фильмы оказываются хуже, чем задумываю. «Возвращение мушкетеров» оказался лучше, чем я о нем думал. Это хороший законченный фильм. Он получился больше чем просто вхождение в молодость».

Я вижу, что Хилькевич устал. Ему еще надо дать сто пятьдесят интервью в ближайшие дни. Надо пережить премьеру, первые реакции зрителей и критиков.

Но задаю вопрос, на который заранее знаю ответ, но чувствую, что ему хочется это рассказать, произнести вслух, потому что это самое главное — что происходило в последний съемочный день.

«Последний день был во Львове. Весь съемочный период нас окружала любовь, — на глазах у Хилькевича блестят слезы. — Пришли все те, кто снимался в массовке в 1978 году. Никакой разницы в странах, не было Украины и России, были люди. Последний съемочный день окончился всеобщим ревом. Мушкетеры, молодые артисты, зрители — все плакали. Это было большое человеческое единение и счастье».

«Возвращение мушкетеров» не сиквел. Приключенческая книга для подростков стала основой для жизни группы людей. Они дрались, дружили, любили, а потом старели вместе с ней. Всё же фильм не об отцах и детях, не о старости и смерти, а всего лишь о жизни. Конкретной и публичной.

Какое это имеет отношение к киноискусству и по каким меркам судить фильм — другой вопрос.

Г. Юнгвальд-Хилькевич и М. Боярский о фильме «Возвращение мушкетеров»




ОТПРАВИТЬ:       



 






Надо видеть

Любимые фильмы Вуди Аллена

Публикуем список must see фильмов по версии Вуди Аллена. Какие картины повлияли на комика, скептика, невротика, ловеласа и великого режиссера?

08.08.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Как развивалась цензура в кинематографе СССР

Подробно и поэтапно

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — утверждала советская власть, для которой кинематограф стал инструментом пропаганды, а для режиссеров — каторжной работой. Власти проверяли сценарии, контролировали работу съемочных групп, а сами фильмы проходили многочисленные проверки перед показами. Однако потом советский кинематограф вышел на новый уровень, и фильмы превратились из агитационных инструментов в произведения искусства. Т&Р рассказывают, как развивалась цензура в СССР и кто и как запрещал фильмы.

05.08.2020 19:00, Любовь Карась для T&P


Отдохнуть после работы

15 фильмов с закрученным сюжетом

Все мы, поклонники детективов, любим не просто интересный, а лихо закрученный сюжет и абсолютно неожиданную развязку. Не знаете, какую детективную историю посмотреть сегодня? Смело вооружайтесь чашкой горячего чая, печеньем, устраивайтесь поудобнее и выбирайте: мы представляем вам подборку неголливудских фильмов, многие из которых не так широко известны, однако точно сумеют удивить.

04.08.2020 19:00, cameralabs.org


Елена Денисьева: отдавшая жизнь за любовь Тютчева

Измена, отлучение и закономерная болезнь

Елене Денисьевой удалось покорить сердце Фёдора Тютчева. Они так и не поженились, но эта история любви сильно повлияла на жизнь обоих.

03.08.2020 21:00, Арина Харитонова, diletant.media


Для киногурманов

10 культовых фильмов для домашнего просмотра

Само явление «культовое кино» возникло благодаря таким лентам, как «Крот» (1970) Алехандро Ходоровского и «Шоу ужасов Рокки Хоррора» (1975) Джима Шармэна. Просто появляются картины, вокруг которых образуется сплочённая группа почитателей и это не зависит от оценки критиков или от отклика у общей массы аудитории.

25.07.2020 18:00, cameralabs.org


К просмотру: после рабочего дня

10 фильмов, пронизанных аналитической психологией Карла Юнга

Идеи Карла Юнга оказали глубокое влияние на современную культуру. Теории и мысли основателя аналитической психологии вдохновили писателей-романистов, авторов комиксов и даже разработчиков видеоигр.

20.07.2020 19:00, cameralabs.org


День сурка — кино на вечер

Надо видеть: любимые фильмы Мишеля Гондри

Образцы сюрреализма, «чистой поэзии», романтического и социального кино — смотрим топ любимых фильмов главного фантазера и экспериментатора европейского арт-хауса Мишеля Гондри.

11.07.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


10 лучших комедий в истории кино

От Чаплина до Бората

Разбираемся, что необходимо хорошей комедии с помощью субъективного списка выдающихся картин в жанре смешного.

05.07.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Физкультпривет грибов!

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

04.07.2020 19:00, Александр Чанцев


Надо видеть

Любимые фильмы Сета МакФарлейна

Один из ведущих комедиографов современности, автор «Гриффинов», «Американского папаши» и «Третьего лишнего», делится списком своих любимых и полезных для просмотра картин. И, о боже, там нашлось место не только комедиям!

27.06.2020 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru






 

Новости

Единственную уцелевшую рукопись Шекспира опубликовали в сети
Сотрудники Британской библиотеки опубликовали в сети оцифрованную рукопись пьесы «Сэр Томас Мор» — это единственный уцелевший подлинник, на страницах которого можно увидеть почерк знаменитого английского поэта и драматурга.
Умер итальянский композитор Эннио Морриконе
Итальянский композитор, аранжировщик и дирижер Эннио Морриконе умер в возрасте 91 года. Об этом пишет la Repubblica в понедельник, 6 июля.
Умер актер Виктор Проскурин
Он известен по ролям в фильмах «Большая перемена» и «Выйти замуж за капитана».
Variety (США): от «Унесенных ветром» отказалась HBO, и фильм стал хитом продаж Amazon
Компания HBO изъяла оскароносный фильм «Унесенные ветром» из открытого доступа за «расистские образы». Одновременно с этим фильм взлетел на вершину рейтинга Amazon. Представитель HBO заявил Variety, что оставлять фильм в широком доступе без «обличения предрассудков» безответственно.
Netflix выложил в открытый доступ документальные фильмы о бедности, расизме и несправедливости
Стриминговый сервис Netflix выложил на YouTube десять документальных фильмов, среди них — отмеченные критиками Our Planet и Babies. Об этом сообщается в блоге компании.

 

 

Мнения

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.