Подписаться на обновления
21 ноябряЧетверг

usd цб 64.0213

eur цб 70.8524

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вячеслав Шадронов   вторник, 19 июля 2011 года, 10:24

Смерть от электрошока
Премьеры первой половины Чеховского фестиваля: Доннеллан, Кастеллуччи, Жанти и Чун


Сцена из спектакля «Неподвижные пассажиры» // chekhovfest.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




«Буря» У. Шекспира, реж. Деклан Доннеллан; «Проект «J». О концепции лика Сына Божьего», реж. Ромео Кастеллуччи; «Неподвижные пассажиры», реж. Филипп Жанти; «Гроза» Цао Юй, Пекинский народный художественный театр, реж. Ксиа Чун.

Помимо гастролей зарубежных коллективов и спектаклей российской программы из числа репертуарных московских постановок, Чеховфест предлагает публике и собственные театральные проекты.

Одним из таких, «Бурей» Шекспира в постановке Деклана Доннеллана, фестиваль открывался.

Дополнительное представление не разрядило ажиотажа, хотя далеко не всех привёл в восторг результат очередного сотрудничества британского режиссёра с российскими актёрами.

«Буря» У. Шекспира, реж. Деклан Доннеллан
На сцене — песок, вёдра и ящики для стеклотары, а также потёртая шахматная доска (ближе к финалу Миранда и Фердинанд затеют игру в шахматы): остров Просперо больше смахивает на пожарный чулан, а сам волшебник (Игорь Ясулович) в мешковатых штанах на подтяжках похож на сильно пьющего сторожа.


IX Международный фестиваль имени А.П. Чехова открылся мировой премьерой. Знаменитый Франк Касторф (Театр Volksbühne на площади Розы Люксембург, Берлин, Германия) специально к фестивалю поставил и трижды показал в Театре им. Моссовета спектакль «В Москву! В Москву!». Касторфу важно не пьесу понять, а идею доказать. И он не стесняется в средствах. Его задачей было наглядно продемонстрировать, что благородные чеховские бездельники отвратительны.

Дочка его Миранда (недавняя выпускница Щепки Анна Халилулина) — совсем не девочка-колокольчик, скорее пацанка, оторва, но отец держит её до поры в чёрном теле. Калибан (Александр Феклистов) — припадочный дебил-переросток, едва говорит и чешется.

Это с одной стороны, так сказать, на дне жизни и без солнца.

С другой — преуспевшие герцоги, короли и принцы, в костюмах с иголочки — то ли топ-менеджеры, то ли крупные чиновники, неаполитанский король (Михаил Жигалов) — в генеральском мундире с орденской лентой.

То есть конфликт вроде бы переводится в социальную плоскость. Однако Ариэль и К — явление совсем из другой оперы.

В пьесе на помощь Ариэлю другие духи слетаются только в финале, но и тогда остаются персонажами внесценическими. У Доннеллана это изначально слаженная команда «людей в чёрном», целый кордебалет «ариэлей», они же инструментальный ансамбль (музыканты ходят в основном по периметру выгородки — поскольку чего-чего, а такого у Доннеллана прежде вроде бы не наблюдалось, есть основание предположить, что ноу-хау он «подсмотрел» в постановках Панкова и его «Саундрамы»(копродукция Чеховфеста с которой, кстати, также присутствует в афише 2011 года), и они же — якобы невидимые, в духе японского театра, — «техработники».

Техработники, организующие по заказу мстительного мага всевозможные каверзы для потерпевших кораблекрушение. Они, правда, в основном сводятся к тому, что «люди в чёрном» то и дело плещут на «людей в белом» водой, как в любительском цирке. Но, надо признать, выходит смешно, приём работает.

Едва увидев Миранду, Фердинанд, прежде чем узнал её имя и кто она такая, спешит с ней совокупиться.

Я ещё подумал — может, тут ключ к подходу Доннеллана, может, он хочет, чтобы, пройдя через организованные Просперо испытания, благополучные персонажи изменились, и для этого надо усугубить контраст между тем, какие они были до бури, и тем, чем стали, побродив по острову?

Но у Доннеллана в спектаклях персонажи не развиваются, и развитие характеров этому режиссёру в принципе неинтересно. Зато, припоминаю, вот точно так же Солёный пытался походя овладеть Ириной в «Трёх сёстрах», то есть этот приём используется скорее по инерции, чем осмысленно.

Осмысленности вообще часто не хватает, в том числе на уровне даже не концепции, а элементарной логической последовательности действий.

Ну, скажем, раздевается Миранда по пояс и любуется на свой бюст, отражающийся в медном тазу, — допустим, могла бы и не раздеваться, но почему бы нет, в конце концов.

Однако актриса сразу одевается, а после этого начинает умываться — вот ведь странно, если уж разделась, то логичнее было бы сначала помыться голой, а потом одеться, а не наоборот.

Хотя бы как Фердинанд впоследствии — его обнажают и вовсе полностью, окатывают, пока он стоит задницей к залу, водой из ведра, прежде чем облачить в новенький костюмчик.

Цирковые, по сути, интермедии очень даже ничего: похождения Тринкуло и Стефано в компании Калибана — самые «живенькие» эпизоды постановки.

Вот только точно так же Доннеллан «оживлял» в своё время «Двенадцатую ночь», где сэр Тоби с друзьями отплясывали, распевая «По тундре, по железной дороге...».

Но тут у Доннеллана вдруг снова просыпается идейно-социальный зуд, и, когда доходит до разоблачения злодеев, обставлено это в духе московских политически процессов 1930-х годов.

Приговор оглашает «особая тройка» «ариэлей» в чёрном, и тут же под бодрую песню на фоне видеоинсталляции с колосящимися полями и уборочными комбайнами пляшут ряженые в сарафанах.

Подобные «чудеса» с видеопроекциями и клоунадой можно наблюдать и в «Буре» Стуруа, где со вкусом всё-таки получше, чем у Доннеллана. Пространство с кучками песка и жестяными вёдрами чем дальше, тем больше приобретает сходство с «галактикой Кин-дза-дза» из одноимённого фильма, но фильм представлял из себя сатиру на вполне определённый строй жизни.

Над чем смеётся Доннеллан — понять ещё труднее, нежели над чем он печалится, в его «Буре» намешано, а точнее, кучей, как после урагана, навалены все штампы, какие только может предложить современный театр.

Вот Тринкуло и Стефано попадают в модный бутик, там принимаются с фанатизмом неофитов примерять тряпьё, обзаводятся дорогими мобилами — в общем, устраивают потребительскую оргию.

В то же время Доннеллан постоянно напоминает, что все предложенные им чудеса — театральные, в какой-то момент Просперо и вовсе останавливает спектакль, в зал дают свет и Ясулович произносит хрестоматийный монолог.

А то включается запоздалый трагизм — по отъезде гостей Калибан вдруг устраивает нешуточную истерику, и Миранда, оказавшаяся неожиданно сердобольной, возвращается, чтобы утешить бедолагу, а Фердинанд старается её оторвать от чудища.

В сущности, это всё, конечно, не катастрофично, а вполне даже смотрибельно и местами мило. Главный упрёк, который Доннеллану можно предъявить всерьёз, — предсказуемость любых решений, и общих и частных, от начала до конца спектакля.

«Проект «J». О концепции лика Сына Божьего», реж. Ромео Кастеллуччи
На пресс-конференции гендиректор фестиваля Валерий Шадрин предупреждал, что на этом спектакле, как ни на каком другом, зал делится на тех, кто категорически не принимает увиденное, и на тех, кто начинает размышлять, — однозначного приятия, заметил он, скорее всего, не будет.


Однако публики в Театриуме на Серпуховке, видимо, потому и было не слишком много (зато какой публики — на второй день пришёл Анатолий Васильев), что как минимум к размышлениям все собравшиеся были готовы.

Начнём с того, что «Проект «J». О концепции лика Сына Божьего» — это первая часть диптиха главного авангардиста современной итальянской сцены Ромео Кастеллуччи. Спектакль этот балансирует на грани современного искусства и театра, он — нечто среднее между инсталляцией и сценой, игрой в искусство и искусством игры, игрой со смыслами и выявлением смысла. Отсюда и недоумение, и запах провокации, и тысячи возможных трактовок.

Однако спектакль Кастеллуччи, в отличие от показанной четыре года назад на «Территории» Tragedia Endogonidia, только формально придуман непросто: на стыке драмы, перформанса и цирка, натурализма и мистериальности; концептуально же он внятный, если не сказать простой.

Из 45 минут более получаса публика наблюдает, как на фоне лика Божьего (увеличенная репродукция изображения, приписываемого Антонелло да Мессины) в хайтековском интерьере средних лет сын, которому, очевидно, надо на работу или по делам, меняет подгузники обделавшемуся отцу.

Старый папа наложил под себя раз, пока смотрел телевизор в наушниках, — сын его подмыл, почистил как смог прекрасный диван, убрал на полу, только оделся — папа снова отличился, и снова надо убирать, потом ещё...

Эта часть, по внутренней хронологии спектакля основная, строится на принципах театральной клоунады, с характерной повторяемостью действий, на приёме градации, усиления.

Так, в третий раз по отцу уже буквально течёт дерьмо, старик просит прощения, но сын не выдерживает, срывается на крик, до этого их малозначительные диалоги даже не транслируются в синхронном переводе (в программки была вложена бумажка с подстрочником, но без него легко можно обойтись).

Вторая, короткая часть — трансформация лика Божьего: он приходит в движение изнутри, изображение размывается и исчезает, и на обнажившемся металлическом заднике проступают вырезанные и подсвеченные слова: «Ты мой пастырь» — на английском.

Причём после глагола связки стоит отрицательная частица, но почему-то не подсвечена, что можно понимать двояко: и как то, что не озвучивается, но подразумевается, и как то, что подлежит негласному отрицанию.

Если не считать этого последнего момента, то замысел режиссёра, на поверхностном, по крайней мере, уровне, очевиден.

Очевидно и то, что шокировать избранная им форма может тех, кто до сих пор ходил только во МХАТ имени Горького.

Я, например, сразу припомнил показанный на Чеховфесте аж в 2003 году спектакль Марталера «Прекрасная мельничиха», где куча абсолютно голых мужиков разного возраста хотя и не гадила под себя, зато ползала по сцене, распевая Шуберта, — а это в чём-то посильнее будет, чем имитация непроизвольного испражнения.

С другой стороны, для Кастеллуччи обгадившийся старик — всего лишь метафора, а у нас такие старики зачастую сидят в театральных залах и, между прочим, первые вам скажут: «Какая гадость! Что за пошлость-бездуховность, чернуха-порнуха! А как же великый русскый психологическый театр — ведь это храм, и зачем нам этот загнивающий Запад, когда у нас такие традиции!» — и, доказывая свою правоту, лишний раз обкакаются от натуги.

«Неподвижные пассажиры», реж. Филипп Жанти
В «Неподвижных пассажирах», как в «Крае земли» и «Болилоке», показанных на предыдущих Чеховфестах, разворачивается картина метафизического путешествия.


Персонажи странствуют по тряпочным, поддуваемым снизу вентиляторами волнам, потом их выбрасывает на картонный берег, где вскоре обнаруживаются светящиеся башни небоскрёбов и вертящееся колесо обозрение, а дальше — облака из полиэтилена и снова пустынный берег...

Но в «Крае земли» фантастические существа, которые встречались на пути странникам, оставляли ощущение столкновения с настоящим чудом.

В «Болилоке» на первый план выходила психоаналитическая подоплёка путешествия. «Неподвижные пассажиры» — это в ещё большей степени, чем тоже неровный и не слишком целостный «Болилок», набор сценок.

Некоторые из них сделаны просто феерически — бесконечные трансформации образов, голова на блюде, младенцы в коробках (тельца из поролона, головы живых актёров), десант пупсиков-парашютистов и т.д.

Некоторые сцены предсказуемы и однообразны, чем ближе к финалу, тем явственнее чувство, что режиссёр повторяется, причём не только по отношению к другим своим работам, но и внутри данной постановки.

Чудеса из плёнки и картона — это как раз здорово, по-хорошему наивно и трогательно.

Когда голые тела начинают заворачивать в полиэтиленовую плёнку облаков, как до этого заворачивали в плотную бумагу, это уже вызывает вопросы, зачем так (у Кастеллуччи хотя бы понятно зачем, а здесь не очень).

Вот персонажи бегут, а вместе с ними — человекообразный муляж из кручёной бумаги, сначала пустой и голый, как голем или мумия, потом — в рыцарских доспехах, далее — в современном деловом костюме...

Жанти одновременно рассказывает и историю человеческой цивилизации, и конкретную, личную человеческую историю, но кажется, что на протяжении полуторачасового спектакля он делает это несколько раз слишком однотипными средствами.

С какого-то момента зрелище перестаёт удивлять и начинает утомлять, а ближе к финалу уже просто ждёшь, когда же оно закончится.

«Гроза» Цао Юй, Пекинский народный художественный театр, реж. Ксиа Чун
Пекинский народный театр создан по образу и подобию Московского художественного, в плане «омхачивания» и китайского театрального искусства тоже, но зрелище, предложенное в «Грозе», если уж искать ему московские аналоги, напоминает не Малый, а скорее уж доронинский МХАТ, где такие же вот нелепости также пытаются играть всерьёз, со значением.


Пьеса «Гроза» не имеет прямого отношения к одноимённой драме Островского, но создавалась под очевидным влиянием европейской драматургии — Ибсена, О'Нила, Горького.

С народно-китайской, однако, спецификой.

В результате на сцене в гиперреалистических декорациях разыгрывается умопомрачительная в своей мыльно-сериальной нелепости история.

У богача, владеющего шахтами, есть два сына, старший, 30-летний, прижитый вне брака, влюблён в служанку, в неё же влюблён и младший, рождённый последней женой господина.

Служанка влюблена в старшего, у него же когда-то была связь со второй женой отца, но теперь он хочет жениться на служанке, а мачеха по-прежнему мечтает о пасынке — но это лишь начало.

Интрига начинает по-настоящему разворачиваться, когда навестить служанку-дочь приезжает мать, — вдруг выясняется, что она же — мать старшего сына господина, которая пыталась покончить с собой, но выжила.

Выжил также и его младший брат, который теперь работает на шахтах отца и организует там забастовки, не зная, что владелец шахт — его отец.

Пока речь идёт о семейных перипетиях, о любви молодых людей, не знающих, что они брат и сестра по матери, можно найти над чем посмеяться (хотя китайская часть зала воспринимала всё всерьёз, со слезами на глазах).

Но дальше дело доходит до борьбы за права трудового народа — и тут уж туши свет.

Семейные тайны раскрываются на фоне непрекращающейся грозы, грома, молнии и дождя, что, надо думать, по китайским понятиям глубоко символично.

Герои погибают от удара током — но не молнии небесной, а неудачно схватившись за электропровод.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Хозяйка красного дома

Гундареву боялись за острый язык

Наталья Гундарева производила впечатление человека, который может всё, и оно было недалеко от истины. Но как ей удавалось делать больше, чем другие?

04.11.2019 19:00, Ирина Кравченко, story.ru


Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева


Проще сложного

Гарольд Пинтер в постановке Сергея Газарова

На премьере театра Современник «Не становись чужим» мне больше всего запомнилась реакция публики. Пустые места появились в зале уже после антракта; во время второго действия зрители устремились к выходу почти непрерывным потоком; а на поклонах решительный и демонстративный исход «некультурных» посетителей было не остановить.

18.03.2018 16:00, Татьяна Ратькина


Посмотри на меня

«Заповедник», СТИ, режиссер Сергей Женовач

Сергей Женовач продолжает серию спектаклей по знаковой прозе советского периода. Недавно была «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова, до того – «Москва –Петушки» по В. Ерофееву. А теперь вот Довлатов. Режиссер выбирает мистические книги о природе страны Советов, о подлинных пружинах ее жизни.

21.02.2018 16:00, Татьяна Купченко


В стране глухих

«Бетховен» в театре «Практика»

Судьба Людвига ван Бетховена – подарок для режиссера. Сын придворного певца, затмивший королей своей славой. Любимец публики, стремившийся к одиночеству. Гениальный композитор, безуспешно боровшийся с глухотой. Эти парадоксы так и просятся на сцену.

17.02.2018 16:00, Татьяна Ратькина






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.