Подписаться на обновления
9 июляЧетверг

usd цб 71.2379

eur цб 80.4062

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Вячеслав Шадронов   четверг, 3 ноября 2011 года, 10:22

Смерть и чукчи
На 13-ый НЕТ и суда нет: обзор фестивальных спектаклей, наполненных пост-абсурдизмом разной степени вменяемости


«The diceman», театральная компания «Спутник Шиппинг» //netfest.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




«На дне» М.Горького, Городской театр Вильнюса, реж. О. Коршуновас. «Дети солнца» М. Горького, «Тонелгруп Амстердам», реж. И. ван Хове. «Общество», компания Йо Стромгена, Осло, реж. Й. Стромген («NET»). «Смерть и реинкарнация ковбоя», театр «Мясная лавка», реж. Р. Гарсиа. «22.13» П. Сорена. «The diceman», театральная компания «Спутник Шиппинг», реж. В. Бодо.

Фестиваль «Новый европейский театр» («NET») каждый год пытается найти нечто общее для совершенно разных спектаклей, составляющих его программы.

Прошлогодний был посвящен работам режиссеров, осуществивших постановки за пределами родных театров и стран.

Предмет внимания нынешнего, 13-го «Нета» - постабсурдистский театр. При этом первые два спектакля в афише были поставлены по пьесам классика-реалиста Максима Горького.

«На дне» М.Горького, Городской театр Вильнюса, реж. Оскарас Коршуновас

В спектакле Коршуноваса продолжительностью час с четвертью без антракта нет Луки. Он приходил, но остался лишь в воспоминаниях других действующих лиц. Их список здесь также неполный по сравнению с пьесой, да и играется только последний акт, но, правда, в нем находится место для пассажей из предыдущих трех.

Никогда так не было жалко, что заканчивается театральный фестиваль NET, — обычно в его программе есть ну один, ну два спектакля-события, остальное всё — в лучшем случае фон. А в этом году, не считая более чем сомнительной «видеоинсталляции» в Актовом зале и довольно средней «Палаты № 6» на открытии, всё просто один к одному выдающиеся проекты. Дойчес театр, Д. Гочев. Национальный театр Латвии, К. Серебренников. Театр «Народовы», Польша, И. Вырыпаев. Театр Оскараса Коршуноваса, Вильнюс, Э. Лакаскад. «Каммершпиле», А. Херманис. Театр Граца, В. Бодо. Видеоинсталляция К. Смедса.

Коршуновас как бы вынимает из горьковского текста сюжетный скелет, отсекает голову-завязку, а четвертое действие «фарширует» выдернутыми из контекста репликами, усаживая за стол, стоящий на сцене, всех горьковских героев, то есть тех из них, кого он посчитал нужным «пригласить».

Некоторым, например, Квашне, приглашения приходится ждать долго, сидя на стульях сбоку от стола. В той же стороне располагается проектор, автоматически сменяющий пейзажные слайды; левее проекции - карта Европы, а в самом левом углу сцены возвышается пирамида из пластиковых ящиков для стеклотары.

Пустыми и пока еще полными бутылками уставлен стол, сколько выпито до начала действия - остается домысливать, но и по ходу – выпито немало. Причем вместе со зрителями.

За спинами у актеров, помимо субтитров, дающих обратный перевод горьковского текста с литовского на русский, еще и электронная бегущая строка имеется. Там мелькают отдельные, вырванные из диалогов фразы того или иного персонажа, в частности, суждения о человеке, о его назначении, о правде и т.п.

Впрочем, порой актеры переходят с литовского на русский - в частности, когда предлагают зрителям выпить вместе с ними водки.

Сначала Сатин поднимает стакан «за человека». Попозже расплескивают зелье по граненым стаканам и раздают их вместе с чипсами на закусь без особых церемоний, и публика отзывается на предложение охотнее - однако прием приедается.

Рыжая Настя изливается вымышленной лав-стори, Барон вспоминает о прежней сладкой жизни, никто друг другу не верит. И мне из первого ряда тоже не очень-то верилось, что вот эти выпивающие не то на складе, не то в каптерке маргиналы что-то имеют хотя бы в прошлом - ну а о будущем и речи нет.

Поставленной проблеме «постабсурдистского театра» «На дне» Коршуноваса теме соответствует почти буквально: герои Горького дождались своего Годо-Луку. Но он ушел, а они остались, и ждать им больше нечего. И даже обманывать себя нечем, да а вспоминать - вроде бы не о чем тоже.

Остается пить и, дойдя до нужной кондиции, драться, ну или, в лучшем случае, плясать. Тише других ведет себя Татарин, «скромник» в куртке с капюшоном, скрывающим пол-лица.

Разумеется, спектакль такой формы не может ограничиваться простой констатацией безысходности, это было бы и слишком просто, и совсем скучно.

Ощущая необходимость выхода из выморочного круга застольного общения, режиссер, помимо интерактива, который с какого-то момента начинает восприниматься как натужный, искусственный, и откровенно говоря, быстро утомляет, в финале еще и выводит, подобно тени отца Гамлета, повесившегося Актера.

Он заставляет взбираться его на ящики для стеклотары и оттуда, сверху, свысока, декламировать сначала гамлетовский монолог о актерах, а затем, до кучи, еще и «Быть или не быть», причем иронической, фарсовой интонации в этот момент я не расслышал, как ни старался.

И если мгновенная, механистичная смена настроения за столом при известии о смерти Актера не вызывает сомнения, то исполненный дурного пафоса финал - и подавно.

«Дети солнца» М.Горького, «Тонелгруп Амстердам», реж. Иво ван Хове


На пресс-конференции все по-доброму веселились над режиссером, заявившим, что эта пьеса написана Горьким в 1905-м, в год взятия Зимнего.

Никакого криминала: думаю, никто из присутствовавших не смог бы сходу назвать, скажем, даты Нидерландской буржуазной революции. Тем более голландец не может знать и не способен догадаться, что целевой аудиторией передачи «Ритмическая гимнастика» в СССР были не женщины, а мужчины. Поскольку передача эта для них долгое время оставалась единственным доступным и легальным зрелищем эротического характера…

…ну да теперь об это и вспоминать смешно. Однако действие «Детей солнца» перенесено в позднесоветское время, условное и с трудом конкретизируемое.

В обстановке этого времени, между прочим, я видел по меньшей мере, все пьесы Чехова, от «Иванова» до «Вишневого сада», а также массу других произведений: прием настолько растиражированный, что когда к нему прибегают наши режиссеру, как Костя Богомолов в недавней «Чайке», им непременно делают замечание: ай-яй-яй, ну сколько можно.

В голландской версии персонажи Горького встречаются на кухне с голыми стенами. Единственной более-менее адресной приметой эпохи является черно-белый телевизор, на экране которого мультики сменяются выступлением ансамбля «Здравствуй, песня!», а марши на Красной площади - «Полем чудес» с Владом Листьевым.

Сознательный ли это ход, или голландец не знает - а с чего бы ему знать? - что когда появилось «Поле чудес», праздничные марши уже вышли из моды, а «Здравствуй, песня!» и подавно - понять трудно.

В финале первого действия к тому же изображение в «ящике» под громогласный рок становится цветным - но во втором, когда доходит до «Поля чудес», оно опять черно-белое.

А между тем старая нянька жрет прямо из огромной банки шоколадную пасту «Natella», не снившуюся советской трудовой интеллигенции и в самых сладких снах.

Не хочется думать, что труппу ван Хове спонсирует кондитерская фирма и таким образом режиссер через продакт плейсмент отрабатывает вложенные в него рекламные бюджеты, но концептуального в этой детали тоже мало.

Еще труднее догадаться, что объединяет людей, собравшихся на этой абстрактной кухне. Для Горького принципиальное значение имеет социальный статус персонажа, но тут все уравнены «советским» равенством, Протасов и Егор выглядят одинаково по-люмпенски.

В первом действии, объединяющем два акта, вялотекущие диалоги время от времени оживляются нехитрыми спецэффектами со взрывами, дымом и мыльной пеной в раковине (судя по запаху, скорее шампунь) - Протасов экспериментирует на дому.

После антракта на протяжении двух оставшихся авторских актов взрывов не было, зато по белым стенам пошли видеозарисовки. Режиссер придумал и кое-что помимо - например, Егор заходит на кухню с железной трубой (у Горького это полено), чтобы учинить драку, но не обнаружив никого, плюет в хозяйский чайник, размешивает плевок ложкой, ложку облизывает – и это запоминается.

Хорошие, но несколько безликие актеры играют чем ближе к финалу, тем острее. В последнем акте они используют элементы клоунады, но это, оживляя зрелище, мало что в нём проясняет.

А потом начинается «штурм Зимнего» - стены у кухонки хлипкие, ее изнутри и трубой пробивают, и носком ботинка, но народное возмущение буквально взламывает их снаружи. Ошметки картона разлетаются по сцене под гремящий во всю мочь «Интернационал» в сопровождении кинохроники с Ким Ир Сеном, арабскими и африканскими вожаками, в проекции на остатки стен.

После этого уже и обращение актрисы с авансцены напрямую в зал не кажется слишком вульгарным. Но если снова вернуться к теме «постабсурдистского театра», заданной нынешним НЕТом, то «пост» в данном случае придется понимать не как следующий шаг вперед после абсурда, но как шаг назад, к доабсурдисткому театру, реалистическому, политическому.

Вопреки расхожему мнению, пьесы Горького, и «Дети солнца» в особенности, не сводятся к проблематике социально-политического характера. Эта пьеса - в том числе и о т.н. «русской интеллигенции», и неудивительно, что последнюю ее московскую постановку осуществил главный спец по этой теме Адольф Шапиро. Причём в Малом театре.

Что любопытно, спектакль Шапиро даже в технологическом отношении вышел более продвинутым, чем голландский, зачисленный по статье «новый европейский театр».

Тем более, что и Малый театр ныне видеопроекций также не чурается - не говоря уже об осмысленности происходящего на сцене. Голландский Протасов - нелепый плешивый очкарик, за дымом из колб не замечающий своей жены, «чудак» в самом примитивном смысле слова (у Горького же и «чудаки» - понятие в значительной степени политизированное, социально маркированное)

Собственно, о мелких семейно-любовных разборках этот спектакль и поставлен. Задним числом подтягивая решение режиссера к театру абсурда, можно привязаться к «Бреду вдвоем» Ионеско, где семейная свора также заканчивается обрушением стены в результате массовых беспорядков неопределенной природы и целей за пределами квартиры - но я не думаю, что эта ассоциация порадовало бы Иво ван Хове, а про Горького в данном контексте лучше и вовсе не вспоминать.

«Общество», компания Йо Стромгена, Осло, реж. Йо Стромген («NET»)


Оба спектакля, которые Стромген привозил на «НЕТ» раньше, как и «Общество», были исполнены в жанре театральной клоунады с участием персонажей, локализованных в замкнутом пространстве того или иного типа, и игрались на несуществующем языке.

NET — фестиваль «авторский», его афиша знакомит нас не только с определёнными тенденциями, но и с взглядом конкретных людей, отбирающих названия в афишу, на эти тенденции. Что может быть общего между благонравным Евгением Гришковцом и спектаклем под названием «Оргия толерантности», который даже в либеральной Европе способен вызвать скандальную реакцию?

В отличие от «Госпиталя» и «Монастыря», тип пространства, представленный в «Обществе», не предполагает спекуляций на модных в Европе темах.

Кофейня, а точнее, закрытый клуб любителей кофе, потому что на публичное заведение это место мало похоже - локус идеологически нейтральный, казалось бы.

Однако стоит обнаружиться использованному чайному пакетику, и кофеманы, вернее сказать, кофеманьяки, учиняют друг другу взаимный допрос с пристрастием на предмет, как бы это выразиться, лояльности избранному пути, избранной культуре, пусть это и касается якобы всего лишь употребления напитка, к тому же безалкогольного.

Здесь даже портрет председателя Мао, вслед за пакетиком из-под чая, найденный на обратной стороне ящика стола, служит уликой не политических, а гастрономических пристрастий. Но лишь поначалу.

Дело заходит далеко, и вот уже стойка с кофейными чашками опрокинута, на майках персонажей - красные звезды, на заднике - революционный китайский плакат. Сцена застелена полотнищем с иероглифами, и слышится гул самолетов-бобмардировщиков (а вот это уже для Стромгена самоповтор)…

…хотя перед тем старенький радиоприемник играл шлягеры французского шансона из репертуара Шарля Азнавура, в том числе франкоязычную версию «Двух гитар», под которую шел, может быть, наиболее эффектный в плане комической пантомимы номер представления: жуэ, гитаре, жуэ пур муа...

Кстати, вымышленный язык, на котором играют актеры у Стромгена, похоже, каждый раз новый, и этот, в «Обществе» - ближе всего к французскому.

«Общество» если не остроумнее, то определенно веселее «Госпиталя» и «Монастыря», при том что легкость, с которой персонажи шоу меняют собственную культуру на чуждую, да еще и агрессивную (пускай речь идет все-то о выборе между кофе и чаем), к веселью не особенно располагает.

«Смерть и реинкарнация ковбоя», театр «Мясная лавка», реж. Родриго Гарсиа


«Приятного отдыха» - желала всякому входящему в ДК ЗИЛ тетенька-билетерша, и на нее косились с подозрением, потому что знали, куда шли.

Слышал, накануне, на первом спектакле все было по-другому, публика богатая, приезжавшая на дорогих машинах, которые приходилось оставить далеко за забором. На второй попали в основном студенты и представители продвинутой театральной общественности.

Меня, честно говоря, удивил относительно мирный характер так называемой «провокации» Родриго Гарсиа. Без трусов два артиста бегают не с самого начала и не постоянно, а только время от времени. И с живыми цыплятами в коробке ничего совсем ужасного не делают, а когда ближе к концу подкладывают к ним в стеклянный ящик кошку, то цыплята, к этому времени утомленные жестким гитарным роком и сбившиеся в кучки по углам, мирно отдыхают.

Кошка тоже на них не реагирует, в общем, и кошки сыты, и цыплята целы, и благодарные зрители добродушно аплодируют, несмотря на отсутствие традиционных поклонов, а за час пятнадцать ушло ну может пять человек, ну семь от силы. Это ерунда, в пределах статистической погрешности, с антрепризных комедий тоже уходят.

Драка в кожаных масках с бубенцами на рифах бас-гитар, подключенных к колонкам, большого впечатления не произвела. Доводилось слышать звуки и более громкие, и более отвратительные. А что касается голых мужиков - так нечего и вспоминать, к примеру, «Прекрасную мельничиху» Марталера (которую, кстати, привозил не продвинутый «NET», а самый что ни на есть Чеховский фестиваль, и аж в 2003-м), если уж у Додина в «Короле Лире»... - а МДТ ведь называют последним русским репертуарным психологическим театром.

Беготня по залу без трусов с нахлобучиванием на избранных зрителей ковбойских шляп и упражнение с механическим быком на заднем плане, подобные которым можно видеть в салунах из фильмов про Техас (но таким образом «ковбойский» мотив еще и сомкнулся у испанцев с «тореодорской») прошла во всех смыслах мимо меня. Не люблю, когда артисты шарятся между зрителей, и не так важно, сколько при этом на них тряпок надето.

Забавнее показались эпизоды с «японкой» в кимоно - но они транслировались через видео из-за кулис. И очень понравился финал со смертью и реанимацией слоеного сдобного рогалика - тоже, увы, показанного через видео, но все равно это здорово придумано: булочку укладывают, делают ей массаж сердца, укол, но она уходит, мы ее теряем, остается только накрыть рогалик салфеткой и потушить свет; это, кроме шуток, очень мило.

Все это, если связывать происходящее на сцене и вокруг нее с заглавием спектакля, видимо, относится к «смерти» и продолжается минут сорок.

Далее наступает черед «реинкарнации», и одетые в костюмы, шляпы, при темных очках, развалясь на пляжных лежаках, исполнители ведут квазифилософический диалог о юморе, сексе. Ну, то есть несут примерно такую же претенциозную ерунду, какую можно услышать в каждой второй современной европейской пьесе.

Но если, к примеру, у Давида Бобе в спектаклях примерно такого же сорта тексты подаются всерьез, то здесь меланхолично философствующие ковбои задают не вполне внятный, но достаточно очевидный иронический контекст для озвученного ими (по-русски - через субтитры) претенциозного бреда, и это - тоже достоинство «Смерти и реинкарнации ковбоя».

Жалко только, что спектакль, явно задуманный как провокация и рассчитанный на шок как единственно правильную реакцию, никого не шокирует, ничего не провоцирует - со своим шок-шоу Родриго Гарсиа опоздал лет на 40 минимум, а по-хорошему, дадаисты с сюрреалистами, а да и ленинградские обэриуты из своих далеких 1920-х его не только опередили, но и обогнали.

«22.13», моноспектакль Пьерика Сорена


Герой спектакля, как и его автор - художник. Один день из жизни творца, как и, следует думать, всякий его день, полон тревог и забот, связанных с предстоящими проектами, а точнее, мучительным поиском свежих идей.

Нельзя сказать, что у героя совсем нет идей, были и есть, некоторые из них он демонстрирует. Например, проект унитаза для галереи, который впоследствии трансформировался в урну и дал побочный эффект в виде очков специфического дизайна, в форме унитазных сидений с откидывающимися крышками (идея настолько хороша, что фото в этих очках воспроизводится в буклете на страничке, посвященной спектаклю). Или «перформанс», где на виртуальном огне в сымитированных специальным устройством огнях пламени автор сжигает книги по искусству.

В мастерской постоянно раздаются телефонные звонки и включается автоответчик, с ним общаются звонящие - в основном тоже, понятно, по художественным делам.

Например, просят прислать автопортрет для выставки - еще одна идея приходит в голову художнику: он фотографирует себя на цифровую камеру, затем задирает майку, расстегивает и чуть приспускает брюки, а на свое тело накладывает готовое цифровое изображение лица, совмещая рот с пупком, а подбородок с лобковыми волосами, и снова фотографирует.

В видеоскетчах герой сталкивается с другими персонажами в исполнении того же актера - выполнено это не на уровне Аркадия Райкина, конечно, но забавно, а главное, во многом точно.

Современный художник, что называется, «не сеет, не пашет»; он придумывает, и чем неожиданнее, веселее, провокативнее его «придумки», тем больше успех.

При этом, будучи современным художником, герой спектакля постоянно размышляет о сущности того, что называется «современным искусством», не осуждая коллег, благо принадлежит к тому же кругу, но и не придумывая псевдоискусствоведческих отмазок.

Проект «22.13» подкупает прежде всего адекватностью - качеством редким и для современного театра, и для современного искусства. Как отличить концептуальное творение, отражающее «духовный поиск» создателя, от гаджета для китайского ресторана?

На конкретных примерах (те же виртуальные языки пламени, или видео крошечного танцовщика, пляшущего в настоящем аквариуме с живыми рыбками) Сорен показывает сходство того и другого - но и обозначает и границу между ними, которая, как и следует, проходит внутри художника.

При таком подходе немудрено поверить в искренность переживаний персонажа и, чего почти никогда не случается, сопереживать герою на сцене, не забывая при этом над ним - и вместе с ним - посмеиваться. Важно также, что катастрофический дефицит в искусстве свежих идей при перенасыщенности арт-пространства «творцами» и их «творениями» - есть одна из основных тем постановки.

В «22.13» нет агрессии, нет показушного стремления перечеркнуть, разрушить или даже поколебать сложившуюся систему, есть лишь рефлексия, и это рефлексия изнутри.

Даже если Сорен как драматург и режиссер при этом не предлагает никаких откровений ни по части формы, ни по существу вопроса, его внятный, толковый спектакль, помимо прочего, с использованием ясного, точного текста вместо обычной для европейского театра претенциозной белиберды и смотрится с интересом, и позволяет возвращаться к нему мысленно снова.

«Чукчи» П. Пряжко, театр «Сцена-Молот», Пермь, реж. Филипп Григорьян


Никто лучше Григорьяна не чувствует за внешней социалкой и не передает условную, поэтическую природу текстов Пряжко - в «Третьей смене», в «Поле», и в пермских «Чукчах».

В «Чукчах» это особенно важно, поскольку драматург работает с анекдотами про чукчей, которые, разумеется, в последнюю очередь отражают менталитет и быт реальной малой народности, а в первую - характер народности куда более распространенной на территории от тайги до британских морей.

Помимо вполне очевидного и довольно плоского вывода, что все мы немножко чукчи, ожидающие подачек с вертолета, Филипп вместе с художником Галей Солодовниковой (она же - соавтор серебренниковского «Золотого петушка» в Большом) выстраивают, инфернальный, по сути апокалиптический, мир.

Но в апокалипсисе у Григорьяна нет катастрофизма: ну был конец света и прошел, а жизнь продолжается. У него безликие, на манер мумий, забинтованные фигуры «с песьими головами».

А точнее, в волчьих и оленьих масках, но с глазами-очками от противогаза, и в трениках с лампасами, соседствуют с персонажами в париках, одетыми по моде конца XIX -начала XX века, и чуть ли не викторианской Англии. Плюс характерные для «чукотских» анекдотов рефрены - чай пить, пряники есть, что закономерно вызывает ассоциации с безумным чаепитием.

Миша и Маша - нормальная чукотская семья (Миша у Григорьяна превратился в писателя, стучащего на старенькой машинке). Степан - чукча, вернувшийся из Афгана. Андрей - заезжий филолог.

Все они, и филолог не исключение, знай себе повторяют «однако», «маленько» да «хорошо». У Григорьяна и без того фантасмагорическая характерология превращается в настоящий морок.

Мало того, что вояка Степан выглядит, как оживший памятник «советскому воину», а филолог говорит с кавказским акцентом, так еще ко всему происходящему присоединяется «чебурашка» - маленькое существо, тоже без лица, но с огромными ушами, в красной олимпийке.

Эпизод, где Маша проходит вдоль задника под арию Дидоны из оперы Перселла в электронной обработке, а «чебурашка» едет на шлейфе ее платья с тортом в руках, сам по себе прекрасен настолько, что даже не будь он привязан к действию в целом, смотреть бы на него и наслаждаться.

«The diceman», театральная компания «Спутник Шиппинг», реж. Виктор Бодо


Год назад Виктор Бодо неожиданно прогремел со своим «Часом, когда мы не знали друг о друге». «Дайсмен» - спектакль явно менее бесспорный, но более вторичный.

Подкупает в нем прежде всего качества текста, насколько можно оценить его через субтитры. Тем более, что проектор пару раз по ходу отказывался работать.

В спектакле присутствует и внятный сюжет - тоже немало. Представление начинается как театрализованный суд над психиатром, а превращается в подобие психодрамы.

Герой-врач - благополучный семейный человек, в своей работе использующий метод «дайс-терапии»: он предлагает подбрасывать кубик и в зависимости от числа, которое выпадет, выбирать ту или иную стратегию поведения, причем с поступками зачастую весьма эксцентричными.

Это до поры весело, но приводит к серьезным последствиям. Дайс-терапия, вопреки обычному стремлению психиатров собрать личность воедино, единую личность разрушает, взамен делая человека свободным.

Ценность такой свободы и исследуется в спектакле. К сожалению, средствами на уровне студенческого КВН, с элементами синхробуффонады, транс-шоу и прочими нехитрыми примочками, которые не только утомляют, но и отвлекают.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Конфетти над гробом

«Счастливые дни» в Мастерской Петра Фоменко

Безупречно. Описывать театральную постановку этим тяжеловесным, пафосным словом мне не хотелось и не приходилось очень давно. Но для «Счастливых дней» Мастерской Петра Фоменко трудно подобрать другое определение. Безупречность в данном случае не похвала, не констатация исключительных достоинств, а просто исчерпывающая характеристика.

15.03.2020 16:00, Татьяна Ратькина


Над пропастью во лжи

«Кошка на раскаленной крыше» в Московском театре юного зрителя

«В чем она — победа кошки на раскаленной крыше?» На этот вопрос герои пьесы Теннесси Уильямса отвечают по-разному. Для большинства из них залог успеха в том, чтобы держаться до последнего: за наследство умирающего отца, как Гупер (Дмитрий Супонин) и Мэй (Алена Стебунова). За иллюзию семейного благополучия, как Мама Поллитт (Виктория Верберг). За тлеющую обреченную страсть, как Мэгги (София Сливина), или за угасающую жизнь, как несгибаемый Папа (Валерий Баринов). О том, что победа может быть в отказе от добровольной пытки (а заодно от самой жгучей мечты), догадывается только Брик (Андрей Максимов), но это знание он предпочитает топить в виски.

07.01.2020 16:00, Татьяна Ратькина


Клоунесса

Актриса Евдокия Германова — о тех отчаянных моментах, которые подстёгивают менять жизнь к лучшему

Спрашиваю: «Первые воспоминания — какие?» Отвечает: «Мне нет и года. Самолёт. Летим с мамой к папе в экспедицию. Взлёт. Всех придавливает к земле. И вдруг в этот момент на глазах у изумлённых пассажиров из люльки появляется голова и тельце девочки! Вопреки закону притяжения я впервые встала на ноги! С тех пор это ощущение сопровождало меня всю жизнь. Чем хуже, тем я сильнее».

08.12.2019 19:00, Мария Сперанская, story.ru


Хозяйка красного дома

Гундареву боялись за острый язык

Наталья Гундарева производила впечатление человека, который может всё, и оно было недалеко от истины. Но как ей удавалось делать больше, чем другие?

04.11.2019 19:00, Ирина Кравченко, story.ru


Смертельные игры

«Король Лир» в Мастерской Петра Фоменко

«О том мы плачем, что пришли на сцену этого Всемирного театра дураков». Эта цитата из «Короля Лира» не так растиражирована и популярна, как классическое «Весь мир — театр», но не менее интересна и точна. Дело тут не только в философской глубине, но и в том, что в этом емком высказывании Шекспир если и не раскрывает секрет своих пьес, то, по крайней мере, называет главные ингредиенты художественной смеси, которая не теряет силы на протяжении веков.

11.05.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Я без других

«Обломов» в Театре имени Вл. Маяковского

«Что такое обломовщина?» — этот вопрос, задаваемый с гневной или трагически серьезной интонацией, смутно припоминают даже те, кому ничего не говорят фамилии Добролюбова и Гончарова. Звучное слово, емкое понятие разрослось до стереотипа и заслонило породившие его тексты. Обломовщина пережила и главного героя произведения, и сам роман Ивана Александровича Гончарова. Работая над собственным «Обломовым», Миндаугас Карбаускис едва ли стремился исправить эту историческую несправедливость. Тем не менее, в его постановке нашлось место и для характера, и для типажа, и для лиризма, и для социальной критики.

02.03.2019 16:00, Татьяна Ратькина


Триумф «Славы»

Петербургский Большой драматический театр им. Г. Товстоногова показал в Москве спектакль Константина Богомолова «Слава» по пьесе сталинского лауреата 1930-х годов Виктора Гусева. Сенсационная постановка спустя несколько месяцев после премьеры вызвала новую волну восторгов и споров, при этом мало кто знает, что почти одновременно с Богомоловым в Москве на Новой сцене МХТ свою эскизную версию той же пьесы представил режиссер Михаил Рахлин.

01.02.2019 18:00, Вячеслав Шадронов


Осторожно, гештальты закрываются

Премьерный спектакль Бутусова

Премьерой, которой откроется в сентября новый сезон МХТ им. Чехова, станет первая после многолетнего перерыва постановка на сцене Художественного театра режиссера Юрия Бутусова «Человек из рыбы» по пьесе современного автора Аси Волошиной.

16.07.2018 16:00, Вячеслав Шадронов


В пространстве ожидания

«В ожидании Годо» в Театре имени Вахтангова

Сэмюэл Беккет по праву считается родоначальником театра абсурда. Самое известное его произведение – пьеса «В ожидании Годо» – описывает схематичных персонажей в искусственной ситуации. И полностью состоит из бессвязных диалогов. Но в этом нагромождении неясностей и нелепостей можно без труда различить реалистичную, почти будничную картину человеческой жизни, подчиненной привычкам и страху.

14.06.2018 16:00, Татьяна Ратькина


О божьем даре и яичнице

Премьера в Театре Российской Армии

«Омлет» — вещь, обманчивая в своей простоте, как, собственно, и сам омлет «по фирменному рецепту», который в самом деле готовят актеры в процессе спектакля. Можно элементарно получить удовольствие от «вкусно» закрученной истории и актерского куража, с которым эта история разыгрывается, а можно попытаться всмотреться вглубь, ловя и складывая реминисценции и многочисленные авторские подсказки в объемный пазл.

17.05.2018 16:00, Светлана Остужева






 

Новости

Умер итальянский композитор Эннио Морриконе
Итальянский композитор, аранжировщик и дирижер Эннио Морриконе умер в возрасте 91 года. Об этом пишет la Repubblica в понедельник, 6 июля.
Умер актер Виктор Проскурин
Он известен по ролям в фильмах «Большая перемена» и «Выйти замуж за капитана».
Variety (США): от «Унесенных ветром» отказалась HBO, и фильм стал хитом продаж Amazon
Компания HBO изъяла оскароносный фильм «Унесенные ветром» из открытого доступа за «расистские образы». Одновременно с этим фильм взлетел на вершину рейтинга Amazon. Представитель HBO заявил Variety, что оставлять фильм в широком доступе без «обличения предрассудков» безответственно.
Netflix выложил в открытый доступ документальные фильмы о бедности, расизме и несправедливости
Стриминговый сервис Netflix выложил на YouTube десять документальных фильмов, среди них — отмеченные критиками Our Planet и Babies. Об этом сообщается в блоге компании.
Проект «Выпускники и наставники» представлен в РАНХиГС в Москве
22 февраля в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), что на Проспекте Вернадского в Москве, состоялась презентация проекта «Выпускники и наставники». Это уже третий проект некоммерческого партнёрства «Викимедиа РУ», поддержанный Фондом президентских грантов. Само же партнёрство занимается поддержкой проектов фонда Викимедиа на территории России, самый известный из которых — Википедия.

 

 

Мнения

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Иван Засурский

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

Петр Щедровицкий

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.