Подписаться на обновления
19 ноябряПонедельник

usd цб 65.9931

eur цб 74.9022

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Алексей Гершман, knife.media   суббота, 20 октября 2018 года, 13:00

Случайность или…?
Кто такие «школьные стрелки» и почему благополучные внешне дети устраивают «акты возмездия»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Школьные акты насилия становятся пугающей российской повседневностью. Почти в каждом случае «школьного террора» выясняется, что убийцы были поклонниками «Колумбайна» и играли дома в компьютерные игры. На этом всё обсуждение обычно и заканчивается — будто это главные причины того, что дети слетают с катушек.

Для того чтобы найти реальные причины девиантного поведения подростков, смотреть на их жизнь нужно гораздо шире — и гораздо внимательнее.

Во-первых, свою роль в доведении «до ручки» может сыграть сама система образования. Речь не о том, что «во всем виновата школа». К примеру, я лично знаком с ситуацией, в которой учитель физической культуры в шутливой форме назвал ученицу толстой, в результате чего она довела себя до той стадии анорексии, при которой организм стал отторгать пищу на физиологическом уровне.

Слово учителя практически всегда более весомо, чем просто слово взрослого, поэтому никакие оценочные суждения со стороны педагога недопустимы даже в шутливой форме, ведь восприниматься они могут по-разному: кто-то отшутится и через минуту про этот разговор вообще забудет, а кто-то воспримет это так близко к сердцу, что в итоге разовьет раздраженную реплику учителя в серьезный невроз.

Есть и другой аспект. Далеко не все школы наполнены энергичными педагогами-профессионалами, которые в совершенстве владеют современными методами преподавания и в целом идут в ногу со временем.

Значительная часть школьных учителей — педагоги «старой закалки», воспитанные в советское время. Они действуют по уже отработанной и «проверенной» системе, отвергающей всё новое и современное. Речь не о том, что они делают свою работу плохо. Дело в другом — ученик не чувствует, что с таким педагогом может поговорить о чем-то актуальном и важном для себя.

В результате у ребенка формируется стереотипное восприятие того, что взрослые в принципе говорят на другом языке, не способны понять современного подростка и уж тем более не могут помочь ему решить его проблемы. Таким образом, дети отсекают от себя социум взрослых людей.

Далеко не во всех образовательных учреждениях работает эффективное психологическое сопровождение. В штат учреждения может входить психолог, однако большинство опросов в школах показывают, что многие дети даже не знают о том, что такой специалист есть. И даже те, кто знает о школьном психологе, не воспринимают его как человека, с которым можно поделиться своими проблемами, и никто не будет при этом осуждать их поступки, их мысли и их личность, а, наоборот, может направить в нужную сторону.

Другой источник проблем — семья. Многие родители думают, что если ребенок не тусуется в неизвестных компаниях, сидит дома и мало кому мешает своим присутствием, значит, ему не нужно внимание, он уже достаточно взрослый, чтобы занять себя сам.

Раз уж подросток сам говорит, что внимание родителей ему не нужно, значит, так оно и есть? Увы, это ошибка. Ребенок в любом возрасте нуждается во внимании, доверии и поддержке со стороны родителей.

Если они заняты собственной жизнью и большую часть своего времени проводят на работе, ребенок остается предоставлен самому себе и, скорее всего, при этом будет чувствовать себя отчужденным от общества и никому не нужным.

Здесь также работает принцип «движения в ногу со временем»: если родители не хотят погружаться в современные технологии, интересоваться тем, что сейчас актуально, то после разговора с ними ребенок лишь еще раз убедится в том, что взрослым его не понять. Это создает барьер и мешает довериться родителям, которые вряд ли компетентны в насущных проблемах подростка — если вообще понимают, о чем идет речь.

Если мы посмотрим на возраст всех, кто приходил в школу с оружием, практически во всех случаях мы увидим подростков. Стоит напомнить, что в подростковом возрасте ведущая деятельность — общение со сверстниками.

Если ребенок в этом возрасте не чувствует своей социальной значимости, ощущает себя изгоем или переживает какие-то проблемы в общении с противоположным полом (неразделенная любовь, разрыв отношений и т. д.), если у него нет доверенных лиц как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, ему некуда деваться от нахлынувших на него чувств. Неважно, о каких чувствах идет речь — о любви, отчужденности, переживаниях по поводу учебы…

Изоляция и отчуждение человека от социальных групп может сопровождаться еще и травлей. А если ребенок становится жертвой буллинга и(или) кибербуллинга и при этом не получает поддержку, то начинает либо испытывать суицидальные мысли, потому что жизнь становится для него просто невыносимой, либо копить обиду и злость на всех, кто его окружает. На кого-то — за травлю, а на кого-то — просто за то, что этот человек не делает ничего хорошего по отношению к нему. Последствия в таком случае могут быть какими угодно.

Конечно, можно считать, что «адекватный человек» не пойдет убивать и что убийца всегда психологически не очень здоров, а стрельба в школах — дело рук исключительно «повернутых фанатиков» «Колумбайна». Но я предлагаю не делать поспешных выводов и каждому начать с себя.

Наверняка каждый из нас в какие-то моменты испытывал трудности в своей деятельности и шел заниматься своим трудом без удовольствия, мысленно желая, чтобы эта школа/офис/предприятие сгорело, а надоедливое начальство подверглось возмездию.

Иногда все эти факторы совпадают: ребенок не видит поддержки со стороны педагога, потому что тот говорит на каком-то другом языке; не знает о работе психолога или стереотипно не доверяет ему. Если такой подросток не получает поддержки со стороны родителей, не имеет достаточно прочного контакта со сверстниками или — еще хуже — испытывает сильное эмоциональное потрясение, то это автоматически вносит его в группу риска. В итоге мы получаем очень непредсказуемую личность, которая копит стресс внутри себя и в какой-то момент может найти выход своим многочисленным переживаниям — не исключено, что достаточно радикальным способом.

Что нужно делать, чтобы избежать подростковой преступности

Вы педагог? Не критикуйте ребенка, даже в форме шутки. Дети очень восприимчивы к внешней оценке. Каким бы ни был подросток, даже если он плохо себя ведет, не стоит говорить ни ему, ни кому бы то ни было еще о том, что он — хулиган. В редких случаях данная оценка послужит мотивационным фактором для того, чтобы доказать обратное.

Скорее всего, ребенок внутренне примет ярлык, который вы на него повесили, и подстроит свое поведение под него. К тому же вряд ли еиу захочется каждое утро идти туда, где, на его взгляд, его не любят и не ценят, относятся к нему без уважения.

Осваивайте современные методики преподавания. Если вы работаете с подростками, вы обязаны быть на шаг впереди. Нужно понимать, чем живут современные дети, увлекать их за собой, показывать им дорогу и направлять в нужную сторону. Совершенствование себя как педагога — это не просто опция, а необходимость.

Что касается родителей, здесь тоже неприемлема позиция «я уже взрослый человек, мне всё это не нужно, я не хочу ни во что вникать, хочу жить спокойной жизнью». Родителю, как и педагогу, нужно не просто понимать современного ребенка, но и направлять его в современном мире в нужную сторону.

И не забывайте уделять детям внимание. Не навязывайте себя, не говорите с ним с позиции «сверху». Подростку нужен понимающий его человек. Понимание — это не назидание, не критика, не запреты. Выслушайте подростка, которому хотите помочь. Он не захочет быть искренним с тем, кто осудит его искренность.

Как понять, что что-то идет не так?

Любой родитель всегда говорит, что «мой ребенок никогда бы так не поступил», «он не такой». Чтобы не отрицать очевидное, попробуем разобраться в сигналах, которые помогут предотвратить беду.

1. Интересы и увлечения

Здесь нужно быть очень аккуратным. Если ребенок играет на компьютере в игру-шутер, это вовсе не значит, что он пойдет стрелять в реальной жизни. Важно не просто узнать, при каких обстоятельствах он заинтересовался оружием (кто из мальчиков в детстве не играл в войнушку?), но и поговорить на эту тему, рассказать про ценность жизни, о возможных последствиях и получить от разговора обратную связь. Важно обсудить и понять, видит ли он разницу между убийством компьютерной модели в игре и смертью в реальности.

Если ребенок вдохновлен расстрелами в школах, важно понять, чем они его вдохновляют, и предложить более безобидный вариант, если его ответ нас удовлетворяет («эти ребята кажутся крутыми»). Также не менее важно оценивать ситуацию здраво: если вы реально видите, что ребенка воодушевляют сцены убийства и жестокость, обычных профилактических разговоров может быть мало, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам, вполне возможно, в данном случае только они компетентны в оказании необходимой помощи.

2. Поведение и взаимодействие с другими людьми

Обратите внимание на общительность ребенка и его открытость другим людям. Если он рассказывает про своих знакомых, о том, что прочитал или увидел, делится какими-то яркими эмоциями или переживаниями, скорее всего, поводов для беспокойства нет.

Если же он достаточно скрытен, немногословен, отвечает односложно и при любой возможности старается уйти от разговоров, стоит понять причину его поведения. Возможно, ему некомфортно делиться с другими людьми конкретным переживанием. Об этом можно судить, если поведение подростка ситуативно.

Но если такое поведение сохранно, значит, дело уже не просто в актуальных эмоциях. Обратите внимание и на манеру разговора — дружелюбно, прохладно/нейтрально или достаточно грубо. Может, он замкнут настолько, что не общается ни с кем. В этом случае самое главное — вовремя направить подростка за помощью к специалистам.

Как следует поступать?

Никогда не разговаривайте с подростком с позиции силы: «Я учитель, делай как я говорю, — и точка», «Я — родитель, я сказал — нельзя, значит, нельзя». Простые запреты без объяснения причины результата не дадут. Не пытайтесь читать переписку ребенка с другими людьми, нельзя садиться за его компьютер и заходить в социальные сети с его страницы.

Социальные сети и активность в них — это личное пространство человека. Никто не любит, когда в него вторгаются без спроса. Поступая таким образом, мы не создаем контроль, а лишь портим взаимоотношения с подростком, который впоследствии станет еще более скрытным. Дети нуждаются в справедливости — точно так же, как и взрослые.

Оценивайте ситуацию объективно. Мы не в состоянии решать все трудности, с которыми сталкиваемся. Обращаться за помощью — вполне нормально. Ненормально — избегать этой помощи. Поэтому старайтесь держать руку на пульсе и в случае необходимости обращайтесь за помощью к компетентным специалистам.

Гершман Алексей Олегович — педагог-психолог, г. о. Луховицы

Источник: knife.media




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Побег на Шри-Ланку

Как я стала учительницей посреди океана

Я лежала на больничной койке и не понимала, что дальше. За несколько дней до этого, на девятнадцатом году жизни, я совершила попытку суицида. Желудок страшно болел, и так будет еще долгое время. У меня есть любящая семья, но уже нет любимого человека. Я нашла дело всей жизни, но работа с девяти до девяти превратилась в рутину. На пять неудачных проектов приходится всего один вин-вин. Отражение в зеркале поменяло свои контуры: некогда стройные ноги бегуньи стали намного ленивее. И в какой-то момент я почувствовала себя уставшей слабачкой без малейшего желания и смысла продолжать. Но даже в таком деле, как самоубийство, ничего не получилось.

30.10.2018 09:00, Катя Малашок, thedevochki.com


«Он все время тыкал в меня стволом»

Захват заложников в ростовской школе, произошедший за 11 лет до Беслана

В 1993 году в ростовской школе №25 раздались автоматные очереди. 30 учеников и учительница оказались в заложниках, 15 из них погрузили в автобус, а потом в вертолет, который хотели сбить в воздухе, но этого не произошло, и все дети остались живы. Это был первый террористический акт против школьников, уроки которого никак не повлияли на обеспечение безопасности учебных заведений. Потом был Беслан, страшное 3 сентября 2004, когда погибли сотни детей.

29.10.2018 13:00, Полина Ефимова, codaru.com


«Меня отпускали на учебу, а я работал ночью»

Как совмещать магистратуру и работу

Пойти в магистратуру все чаще решают те, кто даже не задумывался о втором высшем из-за работы. Пары по вечерам и субботам, прикладные знания и возможность поступить на бюджет привлекают многих, но с легкостью совмещать карьеру и учебу выходит не у каждого. Как отпроситься из офиса в пять вечера, договориться с преподавателем об отработках и прогуливать грамотно — T&P посоветовались с экспертами и работающими магистрами и составили инструкцию для тех, кто вернулся в университет, но не готов увольняться.

08.10.2018 13:00, Соня Емельянова, theoryandpractice.ru


Оксфорд для всех желающих

Как устроен первый блокчейн-университет

Криптовалюты перестали бить рекорды, блокчейн больше не сенсация — теперь это просто технический инструмент. Например, для образования. Джошуа Брогги, в прошлом преподаватель философии из Оксфорда, запускает первый блокчейн-университет. Его проект Woolf обещает сократить бюрократическую волокиту, организовать учащимся личные занятия с лучшими профессорами мира и выдавать степени европейских университетов студентам, проживающим далеко за пределами ЕС. В начале октября Брогги выступит в Москве на конференции EdCrunch. T&P поговорили с ним и узнали, как Woolf решает проблему государственной аккредитации, где провести лабораторную, обучаясь онлайн, и почему проект — помощник, а не конкурент традиционных вузов.

25.09.2018 13:00, Maria Mikhantieva, theoryandpractice.ru


Письма из России

Cтудент из Франции о том, зачем приезжать учиться в МГИМО, чтобы понять русский народ

«Теории и практики» продолжают разговаривать с иностранцами, которые приехали учиться в Россию, и узнавать, зачем они это сделали и какие чувства у них оставил полученный опыт. В материале — студент из Франции, который благодаря своему происхождению увлекся концепцией национальности, мечтал понять русского человека и освоить русский язык.

02.07.2018 13:00, Эльмира Какабаева, theoryandpractice.ru


За стенами Кембриджа

Как учатся и учат в одном из лучших университетов Великобритании

Кембридж и Оксфорд — старейшие учебные заведения в Великобритании. При этом даже не все англичане знают, как организовано это «оксбриджское» образование. Докторант факультета социологии в Кембридже Ольга Зевелёва устроила mel.fm небольшую «экскурсию» по вузу и рассказала, как там учат социологов.

27.06.2018 13:00, Ольга Зевелёва, mel.fm


Пушкина в школе превращают в набор неживых штампов

Как вернуть к нему интерес?

Произведения Александра Сергеевича Пушкина мы изучаем чуть ли не все 11 лет школы. Потом, спустя годы, так и не понимаем, почему Пушкин — «наше всё». О том, как школа не объясняет, а только убивает интерес детей к главному русскому поэту, — учитель литературы Александр Закуренко.

12.06.2018 19:00, Александр Закуренко, mel.fm


Богатые и бедные за одной партой

О социальном неравенстве

Мы и сами не заметили, как оказались в мире, где есть богатые и бедные. Это случилось на памяти буквально одного поколения. Только что наши родители перезанимали друг у друга до получки, а мы перешивали мамины юбки на модные майки – и вот уже один имеет недвижимость на Гавайях, а другой живет все в той же хрущевке и старые модные майки на всякий случай не выбрасывает. У всех сложилось по-своему: разные профессии, разные семьи супруга/супруги, разные устремления – всё это после 40 лет принесло разные финансовые плоды.

11.06.2018 13:00, Инна Карпова, matrony.ru


Свобода дилетанта

Напутственные речи выпускникам от Барака Обамы, Джоан Роулинг и Джеффа Безоса

В начале лета у выпускников школ и вузов начинается новая жизнь. Как найти дело, которым хотелось бы заниматься всю жизнь, не теряя мотивацию и вдохновение, — T&P собрали напутственные речи выпускникам от тех, кто смог ответить для себя на эти вопросы и достиг своих целей.

26.05.2018 16:00, theoryandpractice.ru


Легко отвлекаетесь, когда учитесь?

Используйте задания-ориентиры

Мне нравится игра про белых медведей. Суть игры простая: не думайте про белых медведей. Первый, кто про них подумает — проиграл. Это игра-обман, потому что в нее невозможно играть. Пытаясь не думать про белых медведей вы думаете про них, а потому проигрываете. Урок, который преподает эта игра: сложно контролировать поток собственных мыслей. Что еще хуже — часто вы вообще не можете повлиять на ход мыслей напрямую. Заставлять себя сосредоточиться на чтении книги или лекции не особо работает.

14.05.2018 09:00, Влад Сиваков, Скотт Янг, brainhack.me






 

Новости

Nintendo отсудила у владельцев пиратских сайтов 12 миллионов долларов
Минувшим летом компания Nintendo подала иск против нелегальных сайтов с ROM-образами классических игр. И, судя по последним данным, выиграла дело. На самом же сайте опубликовано извинение и совет перейти на официальный сайт Nintendo, если пользователям нужны легальные копии игр.
НОРА вернулась в Сибирь
7-8 ноября в Тюменском государственном университете прошла серия семинаров в рамках проекта Национальный агрегатор открытых репозиториев российских университетов. Представители НЭИКОН рассказали студентам, сотрудникам университета и библиотекарям об открытой науке, новых тенденциях в научной коммуникации, а также о проекте НОРА.
В России зафиксировали рост социального неравенства
Несмотря на то, что в 2017 году в России зафиксировали самый низкий с 2006 года уровень социальной дифференциации, с 2018 года неравенство опять начало расти, сообщается в отчете института «Центр развития НИУ Высшая школа экономики».
Петербургские ученые запустили первое исследование, которое определит распространенность аутизма у детей и подростков
Исследование проводит лаборатория Междисциплинарных исследований детства СПбГУ. Она собирается выяснить на примере одного района Санкт-Петербурга, сколько детей, живущих там, имеет расстройство аутистического спектра (РАС). Это позволит сделать прогноз по распространению аутизма во всей стране.
НОРА представлена в Твери
22-23 октября в Тверском государственном университете прошла серия семинаров в рамках проекта Национальный агрегатор открытых репозиториев российских университетов, в рамках которой представители НЭИКОН рассказали студентам, сотрудникам университета и библиотекарям об открытой науке, новых тенденциях в научной коммуникации, а также проекте НОРА.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.