Подписаться на обновления
11 декабряВторник

usd цб 66.2416

eur цб 75.7075

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Дмитрий Бавильский   среда, 21 августа 2013 года, 16:30

Случай Топорова
21 августа скончался литературный критик и переводчик, один из организаторов премии «Национальный бестселлер», колумнист «Частного корреспондента» Виктор Топоров. Мы публикуем архивный материал-исследование, посвященный творчеству нашего коллеги


Виктор Топоров // Коммерсантъ
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог






Колонки Виктора Топорова вызывают бурю эмоций. Обвинения на него сыпятся как из рога изобилия. Но правы ли его хулители? А те, кто дают скандалисту трибуну, — какой с них спрос? Чтобы разобраться в спорном явлении, «Часкор» предложил критикам и писателям, известным независимостью суждений, высказаться по поводу творчества питерского зоила.

Для этого мы попросили прозаиков и критиков ответить на три простых вопроса и теперь предлагаем ответы вашему вниманию.

1. Как вы считаете, что положительного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

2. Как вы считаете, что отрицательного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

3. Какого тона заслуживает нынешняя литература и нынешние литературные нравы?

Для участия в этом заочном круглом столе мы не выискивали сугубых сторонников деятельности Виктора Топорова: ответы респондентов были для нас непредсказуемыми, и мы даём их без какой бы то ни было правки.

Куда существеннее было представить людей, способных говорить и писать то, что они действительно думают. Вне клановых или тусовочных предпочтений. Очень уж «белый информационный шум» общества взаимного облизывания и восхищения надоел.

Да, кстати. Подобные заочные круглые столы редакция «Часкора» собирается проводить время от времени. Поэтому, пожалуйста, записывайтесь в прения внизу, сразу же после окончания этого текста. Высказывайте тем своё отношение к работам Виктора Топорова или предлагайте темы для новых обсуждений.

Кирилл Анкудинов, «Литературная Россия», «Бельские просторы»

1. Как вы считаете, что положительного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

— Иногда я задаюсь вопросом: не слишком ли жестока стратегия Топорова? Но когда я воочию вижу всю нынешнюю литературную ситуацию — протухшую, застойную, бездвижную, фактически лишённую каналов «вертикальной мобильности», безрукую, безглазую, не имеющую инструментов для осмысления самых элементарных и самых насущных вещей; когда я думаю о том, что уже несколько литературных поколений выброшены на помойку; когда я вспоминаю представителей своего поколения — спившихся, зарезанных, задушенных, сходящих с ума от невостребованности… я понимаю, что это болото «российской литературы» надо хоть как-то расшевелить. Пускай даже топоровскими жёсткими методами.

Пошлость — это банальщина, произносимая с предельным пафосом; это похабщина, умиляющаяся себе самой; это благоглупость, накачанная кумовством; вам мало или хватит?

Когда у несчастных русскоязычных литераторов из ближнего зарубежья — из нищего Таджикистана или из ледяной Эстонии — отнимают последний шанс быть замеченными, для того чтобы вручить лишний кус обожравшейся эмигрантской тусне, я на стороне Топорова, разоблачающего безобразие.

Когда два скорохвата отбирают премию Андрея Белого у её основателей, стариков, ветеранов самиздата — я на стороне Топорова, клеймящего скорохватов позором. Потому что предпочитаю быть на стороне униженных и оскорблённых, а не на стороне сытых и самодовольных.

И ещё: Топоров — государственник. Он противостоит интеллигенции, радостно готовящей «новый февраль 1917 года». Я не могу не поддержать Топорова в этом. А как человек, живущий на Северном Кавказе, не могу не поддержать его вдвойне.

2. Как вы считаете, что отрицательного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

— На мой взгляд, главный недостаток методы Топорова заключается в её политизированности.

Сейчас и без того повсюду разливанное море политической критики, то есть политического резонёрства под маркой литературной критики.

Политическое резонёрство — лёгкое и непритязательное занятие, оно не требует знаний, не предполагает предварительной психологической настройки. И оно несёт минимальный коэффициент полезного действия. Чем политизированнее текст литературного критика, тем меньше его КПД.

Топоров часто увлекается политическими аспектами того или иного культурного явления в ущерб всем его другим аспектам. Притом он действует не как политолог, а как политический агитатор. Оттого возникает впечатление, что Топоров работает топором там, где можно было бы использовать более тонкие инструменты.

Тексты Топорова интересно читать, но их не хочется перечитывать, подобно тому, как нет желания второй раз смотреть карикатуры Кукрыниксов. Притом что Кукрыниксы были очень хорошими художниками.

3. Какого тона заслуживает нынешняя литература и нынешние литературные нравы?

— Не обязательно грубого. Но в любом случае точного и аналитического.

Современная российская литературная критика отстала от современной российской кинокритики и театральной критики примерно на такое же расстояние, на которое столичная журналистика отстала от журналистики провинциальной.

Столичная журналистика — инструмент решения проблем. Она существует для того, чтобы решать проблемы. А в провинции журналиста воспринимают как помесь официанта и тамады.

Точно так же современная российская кинокритика и театральная критика — решают проблемы, а современный российский литературный критик — именно что официант и тамада. И плюс к тому «профессор кислых щей», видящий свою задачу в том, чтобы изъясниться как можно более невнятно.

Иногда я вижу кинорецензию, соседствующую с литературной рецензией или с литературным обзором, и мне становится так досадно.

Две мои колонки — «Первый Поэт Москвы» и «Лауреат «Русской премии» — вызвали широкую полемику в узких кругах, что естественно. Как естественно и другое: на меня в очередной раз навешали всех собак. Не выбирая выражений…

Ну почему кинокритик, рецензируя фильм, может вскрыть все его социальные смыслы и сказать о всех его просчётах, тогда как от литературного критика ждут и требуют, чтобы он привычно хвалил и темнил?! Почему, например, Сиривля может позволить себе — вежливо, не по-топоровски — посмеяться над аристократическими претензиями постсоветской интеллигенции, анализируя «Бумажного солдата»?

А если на что-то подобное решится литературный критик, воспользовавшись свежей публикацией «либерального мэтра»? Сразу прослывёт и «вторым Ермиловым», и «подлым сервилистом», и «нерукопожатной персоной».

Топоров грубо делает ту работу, которую могли бы тонко и изящно делать — но не делают — другие литературные критики. Но лучше хоть что-то, нежели ничего…

Сергей Беляков, «Урал»

1. Как вы считаете, что положительного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

— Топоров смелый, незашоренный и неполиткорректный критик. Эти качества в наше время встречаются так редко, что их обладателю благодарный читатель готов многое простить. К тому же Топоров хорошо пишет. Доступно, остроумно, дерзко. Его легко читать. Такая критика приучает не бояться, не прятаться за скользкими политкорректными формулировками, оговорками, отступлениями.

2. Как вы считаете, что отрицательного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

— Топоров часто бездоказателен и безапелляционен. Это приближает его статьи к формату дискуссий в ЖЖ, где, как известно, важно не искусство спора, а умение ругаться. Если манера Топорова восторжествует в литературной критике, то очень скоро дискуссии выродятся в перебранку. Будет такой бесконечный чемпионат по ругани.

3. Какого тона заслуживает нынешняя литература и нынешние литературные нравы?

— Не знаю. Я стараюсь поменьше знать о литературных нравах, нервы берегу. Заслуживают ли эти нравы топоровского тона? Не берусь судить.

Михаил Бойко, литературный критик, заместитель ответственного редактора «НГ-Ex libris»

1. Как вы считаете, что положительного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

— Виктор Топоров — человек весьма одарённый, в том числе и как писатель. «Двойное дно. Признания скандалиста» — уморительно смешная, по-руссоистски откровенная и увлекательно написанная автобиография. Тянет её перечитать, а книги современных авторов редко рождают такое желание.

Топоров обладает идеальным для критика темпераментом. Мне кажется, людям с более покладистым характером, опасливым тихоням и филологическим мазохистам в критику лучше вообще не соваться. Завидую умению Топорова сжигать мосты. У него много врагов. Это хорошо.

Я думаю, что в общественном бессознательном присутствует понимание дутости многих литературных персон и фиктивности их репутаций. Но чтобы это обнаружилось, чтобы ситуация переломилось, кто-то должен выступить застрельщиком. Кто-то должен первым сказать «Ату его! Вали бездаря!». Топорову это не раз удавалось.

В отношении литераторов старшего поколения оценки Топорова чаще всего справедливы…

2. Как вы считаете, что отрицательного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

— …но этого невозможно сказать о его оценках литераторов младшего поколения. Я не пойму, зачем он тащит в литературу двух графоманов — Прилепина и Садулаева. Эти бездари уже набрали такую критическую массу, обросли таким количеством обслуживающей их литературной челяди, что справиться с ними может только критик-киллер масштаба Топорова. Но он-то их главный пиарщик!

Топоров, который много сделал для удаления тромбов в старшем литературном поколении, похоже, решил оставить в наследство поколению, к которому я принадлежу, ещё более опасные тромбы. Неужели он рассуждает по принципу «я мучился, и вы помучайтесь»?

Из-за спин бешено раскручиваемых Прилепина и Садулаева не видны десятки более талантливых литераторов их поколения. Я в прошлом году был на литературном форуме молодых писателей в Липках. Так вот, нужно видеть, как носятся с этим тандемом, сколько средств вкладывается в их раскрутку!

Не нужно обольщаться, внешне Прилепин и Садулаев — огромные, заплывшие жиром самодовольные жлобы, но в литературном отношении — это крошки Цахес с клиническим нарциссизмом. Проанализируйте их речь — невозможно слушать эти сплошные Я-Я-Я-Я-Я…

Ещё один парадокс. Литературный секретарь Букера Игорь Шайтанов и ответственный секретарь «Нацбеста» Виктор Топоров, похоже, соревнуются в выражении любви к Прилепину и Садулаеву…

Уже сейчас лучший рекламный слоган для литературного издания: «У нас не печатается сахарный прилипала!» Садулаев пока отстаёт, но и вокруг него складывается что-то вроде литературного тейпа. Ходят слухи, что именно он станет следующим лауреатом «Нацбеста». Уверен в одном: если Топоров так решил, то так оно и будет.

3. Какого тона заслуживает нынешняя литература и нынешние литературные нравы?

— По сравнению с 90-ми годами происходит откат и в литературе, и в литературной критике. Торжествует конформизм. Толстые журналы, то есть частные лавочки (закрытые акционерные общества), приватизировавшие бренды советских журналов, восстанавливают своё влияние.

В сегменте «добротного реалистического романа» и развлекательной литературы всё обстоит пока более или менее терпимо, но во всех остальных сегментах — абсолютный упадок. Литература утрачивает разнообразие, лишается «длинного хвоста», который, безусловно, был присущ ей в 90-е годы.

Меня особенно удручает уменьшение количества эпатажных, экспериментальных практик. Это тоже симптом растущего конформизма.

Мария Галина, «Новый мир»

1.Как вы считаете, что положительного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

— Цитируя Стругацких, «таких щук рождает иногда историческая эволюция и запускает в социальные омуты, чтобы не дремали жирные караси, пожирающие придонный планктон». Без него литературный пейзаж был бы гораздо беднее и скучнее.

2. Как вы считаете, что отрицательного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

— С точки зрения общей картины мира — ничего, притом что почти со всеми его оценками я не согласна. Хотя, наверное, есть какой-то счёт, который можно предъявить любому критику, работающему в такой манере.

3. Какого тона заслуживает нынешняя литература и нынешние литературные нравы?

— Не знаю, чем нынешняя ситуация отличается от всегдашней. Литераторы не самые приятные люди. Но без них, опять же, жизнь была бы беднее и скучнее.

Михаил Елизаров, прозаик

1. Как вы считаете, что положительного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

— Топоров — один из немногих критиков, оправдывающих существование этого цеха в принципе. Топоров — это всегда умно и весело. И, что самое важное, при наличии этих достоинств ещё и объективно.

Это критик, на которого невозможно обидеться за негативную рецензию; ну отругал Топоров — значит, он так считает, это его честная позиция, и к ней относишься с уважением, а вот это уже совсем редкий критический дар.

2. Как вы считаете, что отрицательного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

— Топорова слишком мало, пусть его будет больше. Хочется больше статей типа «Первый Поэт Москвы» — отличная необходимая работа.

3. Какого тона заслуживает нынешняя литература и нынешние литературные нравы?

— Писателю, пожалуй, не стоит в тонах рассуждать о литературе и нравах. Да и без тонов не стоит. Вообще рассуждать не стоит, судачить, перешёптываться: «О литература, о нравы!» Литература и нравы — это дико скучные вещи.

Вячеслав Курицын, «ПроЧтение»

prochtenie.ru

Виталий Пуханов, «Дебют»

1. Как вы считаете, что положительного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

2. Как вы считаете, что отрицательного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

3. Какого тона заслуживает нынешняя литература и нынешние литературные нравы?

— Когда-то я ценил Виктора Топорова и даже брал заочные уроки публичной смелости. Ситуация в литературе была другая: «Укус ангела» Павла Крусанова в «Октябре» мне приходилось сокращать вдвое, «Голодное время» Сергея Носова втрое. Это всё, что родина могла предложить им за их талант. Топоров локтями расталкивал путь молодым авторам. Не скажу ничего нового, но литература российская с первых шагов жива скандалом. Слава богу, кровавые жертвоприношения заменены символическими. Появились технологии имитации. Преуменьшать подвижничество Виктора Топорова в деле обострения внимания к скромным трудам современных писателей грех. Другое дело, что в последние годы Топоров работает по двойным стандартам. Вкус ему изменил навсегда или совесть — не берусь судить. Топоров назначает гениями одних и бездарями других авторов, часто при отсутствии качественных различий в творческих плодах. Объективности от него ждать нельзя. Делить литературу на «своих» и «чужих», по мне, означает литературу не любить. Я больше не верю словам Топорова, хвалит ли, ругает ли.

Вернуть литературе текущей, как её называют в Литинституте, общественное достоинство, когда голос писателя слышен и участвует в судьбе страны, трудно. Важно находиться в центре внимания, тут обязательных таланта и трудолюбия недостаточно. Тон разговора о литературе нужно выбирать предельный, не задумываясь о последствиях для себя и для читателя. Если мы общаемся со словом, то необходимо знать, где проходят границы его свободы, во всех смыслах. Кто пройдёт этот путь за писателя? Опять Пушкин? Пусть каждый говорит и поступает, согласуясь с чувством меры, вкусом, талантом и совестью. Пусть его судят за слова и поступки. Отвечают ему. Топоров должен быть Топоровым. И, если придётся, я буду отстаивать его право на слово.

Леонид Юзефович, прозаик

1. Как вы считаете, что положительного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

— Наша литература давно ни на что не влияет и мало кого интересует. На этом фоне пламенные филиппики Виктора Топорова дают мне, возможно, иллюзорное, но важное для меня ощущение, что в ней до сих пор происходит что-то необычайно значительное, раз она способна вызывать столь сильную и неподдельную страсть.

Топоров — едва ли не последний из бойцов андеграунда, сохранивший верность заветам своей молодости. Он не признаёт приличий, поскольку в той среде, из которой он вышел, это считалось неприличным.

Да, он — зоил, но без хищников травоядным грозит вымирание. Язык не поворачивается назвать его суд беспристрастным, но его пристрастия всегда по гамбургскому счёту.

Его можно упрекнуть в недопустимости тона, но не в изъянах вкуса. Жалованья он не получает, благо нигде не служит, и ни в какой формат, кроме своего собственного, вписываться не обязан.

Со своим темпераментом, эрудицией, памятью прирождённого мемуариста, публицистическим талантом Топоров яростно дует на остывшие угли, пытаясь вновь раздуть пламя былых времён. Очевидное отсутствие прагматического расчёта делает это занятие почти героическим.

2. Как вы считаете, что отрицательного несёт в себе критическая деятельность Виктора Топорова?

— Как известно, наши недостатки — продолжение наших же достоинств. Как говорил Конрад Лоренц, нельзя отцепить от поезда последний вагон на том основании, что его сильно болтает.

Бескомпромиссность Топорова как критика имеет и оборотную сторону. Он спрашивает с писателя, как командир с подчинённого, не желая учитывать обстоятельства, помешавшие выполнить боевую задачу.

Прощать он не умеет, и даже вежливость — не его добродетель. Он слишком быстро переходит от текста к личности автора, а то и вообще минует эту стадию.

Текст нечасто способен вызвать у него столь же бурные эмоции, как автор, и тут нередко начинается бой без правил. Его репутация скандалиста связана с нежеланием подчиняться условностям, но система норм, ограждающих нас от хаоса, не может состоять только из идеальных правил. Все они связаны друг с другом, и, разрушая одни, Топоров невольно расшатывает другие.

3. Какого тона заслуживает нынешняя литература и нынешние литературные нравы?

— Нынешние литературные нравы по сравнению с советскими — совершенно вегетарианские, ибо ставки несравнимы. Обличать их бессмысленно, поскольку фигуранты занимаются этим делом главным образом из любви к искусству. Материальные блага такая любовь приносит в редчайших случаях, подтверждающих общее правило.

Что касается литературы как таковой, то лишь за последнее время я с огромным интересом прочёл «Каменный мост» Александра Терехова, «Беглеца» Александра Кабакова, «АD» Германа Садулаева, «Мёртвый язык» Павла Крусанова и новую повесть Ксении Букши (в рукописи).

Говорить о вещах такого уровня следует прежде всего с уважением. Критикам неплохо бы помнить, что писатель не может вступиться за свой текст и ответить им в той же иронически-снисходительной манере, которую многие представители этой профессии считают единственно достойной.

Притом что большинство из нас теоретически на это вполне способно.




ОТПРАВИТЬ:       



 






Chick lit, lad lit и fratire

Как литература начала делиться по половому признаку

В 1992 году книга психолога Джона Грэя «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» стала мировым бестселлером. Потрясенное человечество сдалось теории Грэя мгновенно: ему, наконец, разъяснили то, что оно давно подозревало. Мужчины и женщины настолько не похожи в мышлении и поведении, что это почти два разных вида! Это стало логичным завершением второй волны феминизма, усилив уже существующий раскол между полами. Культура, всегда отражающая перемены в обществе, не замедлила откликнуться. С конца XX века популярная художественная литература начала всё сильнее делиться по половому признаку.

03.12.2018 13:00, Елена Кушнир, knife.media


Артур Конан Дойл. «Любящее сердце»

Рассказ о долгой настоящей любви

Врачу с частной практикой, который утром и вечером принимает больных дома, а день тратит на визиты, трудно выкроить время, чтобы подышать свежим воздухом. Для этого он должен встать пораньше и выйти на улицу в тот час, когда магазины ещё закрыты, воздух чист и свеж и все предметы резко очерчены, как бывает в мороз.

02.12.2018 19:00, izbrannoe.com


«И душой закрытый, и стихи у него муть какая-то»

Иосиф Бродский в воспоминаниях жителей Коноши и деревни Норинской

В 1964 году Иосиф Бродский был осужден за тунеядство, приговорен к пяти годам принудительного труда в отдаленной местности и сослан в Коношский район Архангельской области, где поселился в деревне Норинская. В интервью Соломону Волкову Бродский назвал это время самым счастливым в своей жизни.

25.11.2018 19:00, izbrannoe.com


Какие ваши годы?

Сколько лет было героям русской литературы

Какими вы представляете себе литературных героев? Взрослые, многое пережившие, они решают сложные нравственные вопросы, меняют свои и чужие судьбы. А пытались ли вы когда-нибудь узнать, сколько лет этим людям? Оказывается, многие из них по современным меркам совсем юны.

20.11.2018 19:00, culture.ru


Приключения Льюиса Кэрролла в России

Записки о трудностях перевода, ссорах с извозчиками и вкусных обедах

Английский писатель, математик, логик, философ и диакон Льюис Кэрролл, известный прежде всего по книгам «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», в 1867 году посетил Россию: побывал в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде и подробно описал дорожные впечатления в дневнике. Мы выбрали из него несколько любопытных фрагментов.

19.11.2018 19:00, izbrannoe.com


Читать? А зачем?

Открытость к диалогу с миром

У Довлатова есть такая история, как кто-то, отчаявшись, что ребенок не читает, воскликнул: «ну как можно жить, не читая «Преступление и наказание»!» — получил мгновенный ответ от художника и остроумца Вагрича Бахчаняна: «Можно. Вот Пушкин не читал Достоевского — и ничего». Можно не читать «Преступление…», скажу шепотом: «Можно и Пушкина не читать», потому что не в чтении дело — а в открытости к диалогу с миром, в желании выйти за пределы своего представления о жизни, в желании понять другого.

09.11.2018 19:00, Татьяна Морозова


Книгу вроде «Лолиты» сегодня было бы невозможно издать

Порнография или шедевр?

Автор в «Экспрессен» перечитывает «Лолиту», успевшую стать классикой, и рассуждает о том, что сегодня появление такого романа было бы невозможно. Хорошо это или плохо? С одной стороны, «Лолита» — вдохновенная исповедь педофила. С другой — удивительная лингвистическая сокровищница, пусть сам Набоков и сокрушался, что вынужден довольствоваться «второсортным английским» вместо русского.

30.10.2018 19:00, Ян Градвалль (Jan Gradvall), inosmi.ru


«Какое счастье жить в одно время с Толстым!»

Воспоминания современников о писателе

Как Лев Толстой охотился на медведя и чуть не погиб, заливался слезами, слушая Чайковского, работал в поле и редактировал свои произведения. Портал «Культура.РФ» собрал воспоминания современников о писателе — субъективные и трогательные.

18.09.2018 19:00, Татьяна Григорьева, culture.ru


Образование в семье Набоковых

Самое счастливое детство начала ХХ века

Основным источником вдохновения для Владимира Набокова всегда оставался он сам. Его инструментами были языковое чутьё, которое делало возможным игру слов и смыслов, свобода неожиданных ассоциаций и память, позволявшая доставать из запертых комнат и подвергать тщательной инвентаризации мельчайшие детали. Автор щедро одаривал героев романов собственными воспоминаниями и деталями жизненного пути, смутными ощущениями и мыслями, а в автобиографиях, русской и английской, описал собственное взросление.

11.09.2018 19:00, Алиса Загрядская, newtonew.com


Предотвращенная дуэль Пушкина

Как писатель Лажечников отговорил Пушкина драться

В среду 27 января 1837 года, в половине пятого вечера, секунданты прибыли на назначенное место. Погода была мрачной, дул сильный ветер. Место дуэли было непригодным — слишком много глубокого снега. Решено было расчистить полоску, длиною ровно в 20 шагов — именно с такого расстояния должны были стреляться два обезумевших родственника — Пушкин и Дантес.

10.09.2018 19:00, Андрей Р., moiarussia.ru






 

Новости

100 лучших песен года по версии The Guardian
The Guardian представила список из 100 лучших песен года, который составили музыкальные обозреватели газеты. Всего в жюри вошло 50 критиков.
ICO-кампания фильма «Ампир V» успешно завершена

Hard Cap достигнут за несколько дней до окончания сроков проведения ICO
При сумме сбора 3,360,000 EUR собрано 32175 ETH, что на момент завершения ICO равнялось 3,506,801 EUR. Фильм поддержали 145 инвесторов. ICO-кампания проведена при технической поддержке WebMoney Transfer.

В Москве впервые пройдет масштабная выставка Фриды Кало и Диего Риверы
В Москве впервые проведут масштабную выставку работ Фриды Кало и Диего Риверы. Она пройдет в «Манеже» c 21 декабря по 12 марта.
Бондарчук презентовал платформу для соинвестирования в кино
Первым проектом на BeProducer станет фильм «Притяжение-2».
Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.