Подписаться на обновления
15 декабряСуббота

usd цб 66.4337

eur цб 75.3890

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 3 октября 2011 года, 11:17

Слияние двух солнц
Сергей Каптелев и Николай Изволов в беседе с Игорем Манцовым: «Принципиально ничему не удивляемся!»


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Сериалы – не этап развития кино, также как кино – не этап развития литературы. Телевизионный сериал это продолжение радиосериала: тв – это радио с картинками. Главное здесь – слово, любой сериал можно слушать. Здесь играют одни и те же актеры, и зрители привыкают к голосам. Телевизор бубнит – люди занимаются своими делами. Работают уши, и это нормально.

Этой беседой мы начинаем цикл бесед о славном прошлом и о весьма интригующем будущем Научно-исследовательского института киноискусства, значение которого для отечественной киномысли переоценить трудно. Сегодня говорим с одним из ведущих наших киноведов Николаем Изволовым, начальником одного из отделов.

Манцов: Какого, кстати же, отдела?

Изволов: Я имею счастье возглавлять отдел, который после долгих переименований получил название историко-теоретического.

Манцов: Поясните, что представляет из себя этот самый Научно-исследовательский институт киноискусства? Когда и почему появился, какова его теперешняя судьба?

Изволов: Сергей Михайлович Эйзенштейн создавал Институт Истории Искусств. Статус кино в то далекое время был весьма низок. Эйзенштейн был вынужден дать честное слово Игорю Эммануиловичу Грабарю, что кино является искусством. Только после этого Грабарь согласился на то, что чтобы в рамках института существовал отдел, посвященный кино.

Манцов: У мэтров был спор такого рода?

Изволов: Да, Грабарь активно отказывался признавать кино искусством. И тогда Эйзенштейн дал ему честное слово в письменном виде, что, да, кино является искусством. Институт Истории Искусств до сих пор существует под названием Института Искусствознания. А продавленный Эйзенштейном киноотдел в начале 70-х годов получил отдельное помещение по адресу Дегтярный переулок, дом 8, и выделился во Всесоюзный научно-исследовательский институт киноискусства (ВНИИК).

Вообще Дегтярный переулок с его окрестностями очень интересное и важное место! Вся знаменитая советская историко-теоретическая мысль, которая породила и советский авангард в целом, и всю науку о кино, развивалась вот в этом самом географическом треугольнике, который весь можно обойти за 5—8 минут…

Сергей Каптелев, Николай Изволов, Игорь Манцов

Манцов: Своего рода место силы?

Изволов: Пожалуй. Итак, его координаты: театр имени Ленинского Комсомола – театр «Эрмитаж» — концертный зал имени Чайковского. А если превращать все это в трапецию, то рядом обнаружится Малый Гнездиковский переулок, где с 1918 года была руководящая инстанция советского кинематографа: сначала Кинокомитет, потом Госкино. Именно там Кулешов производил свои монтажные эксперименты, именно там Дзига Вертов прыгал с грота, с двухметровой высоты, чтобы посмотреть на замедленной съемке как меняется выражение человеческого лица. Именно там принимались все судьбоносные решения для нашего кинопроизводства: и в легендарные 20е годы и позже. Именно в этих точках центра Москвы киномысль всегда и билась. А теперь бьется киноведческая.

Манцов: Итак, Институт родился в 1974?

Изволов: Да, часть сотрудников автоматически влилась из Института Искусствознания, часть призвали со стороны.

Жизнь и фильмы Мурнау. Глава из книги «Демонический экран», вышедшей в издательстве Rosеbud. Перевод Ксении Тимофеевой. Из работы одного из самых авторитетных исследователей немецкого кино мы выбрали главу, посвящённую, пожалуй, самому известному режиссёру времён экспрессионизма и его самому известному фильму. Скрывается ли за тем странным удовольствием, которое немцы испытывают от картин ужаса, гипертрофированная потребность в дисциплине?

В советское время всякая отрасль промышленности нуждалась в специальном, отраслевом научно-исследовательском институте. Очевидно, были какие-то разнарядки, и отрасль, у которой не было научно-исследовательского института почиталась за ущербную.

У нефтегазовой отрасли был свой институт, свой институт был у станкостроительной отрасли и так далее. Советское кино это была масштабная сфера производства и потребления. При этом у него не было своего института, кторый соотносил бы производственные задачи с линией партии. Вот этот институт и создали.

Директором его стал Владимир Евтихианович Баскаков, на тот момент уже достаточно легендарный человек. Долгое время был заместителем председателя Госкино, и много сделал для развития отечественного кинематографа. Но о нем уже много написано, сделаны телевизионные передачи.

Таким образом, институт долгое время именовался «Баскаковским». Баскаков умер около десяти лет назад, но многие и сегодня по старой памяти называют наш институт Баскаковским. Это название прилипло, и я не думаю что оно плохое. В перестройку, по результатам свободных выборов, новым директором стал сценарист, писатель и общественный деятель Алесь Адамович.

Кстати, такого мощного подраздела гуманитарного знания как киноведения нигде в мире больше нет. У нас есть, во-первых, традиции, во-вторых, мощные мыслители, которые работали в этой области начиная со 20х годов, а в-третьих старейший в мире институт кинематографии – ВГИК, в котором выделяется старейший в мире киноведческий факультет, основанный в 1946 году.

Наконец, в-четвертых, у нас есть тот самый академический научный институт, в стенах которого мы с вами сейчас и беседуем.

Везде в мире киноведы побираются на разного рода гуманитарных факультетах, будь то факультет славистики или факультет медиа теории.

Манцов: Вернемся к истории института: наступили трудные 90—е годы…

Изволов: Не хочу сказать, что это было хорошее время или плохое, это были очень сложные для института времена. Пресеклись институциональные, экономические, человеческие связи. Одновременно переструктурировался и сам институт. Например, вместе с развалом Советского Союза рухнул и весь восточно-европейский блок. Отдел института, который занимался фильмами социалистических стран, автоматически упразднился. Вместо отдела советского кино появился отдел российского кино и так далее.

Обработанность фондов и каталогизация зависят от знания иностранных языков. Как только русский язык перестал быть государственным в бывших республиках, возникли многочисленные проблемы, как языковые, так и информационные. Сбор информации, ее систематизация и накопление невероятно затруднились. До сих пор мы держимся в основном посредством старых связей.

Сегодня у нас иногда спрашивают: развиваем ли мы по-прежнему нашу науку, следуем ли традициям? Да, развиваем, да, следуем. Мы изучаем историю и теорию, мы ничего не бросили. Мы за копейки продолжаем здесь служить, служить этой самой науке. Хотя проблемы наши, повторюсь, увеличились многократно. И я думаю, что мы люди отчасти героические: не спились, не уволились, не ушли разгружать вагоны с углем, не ушли преподавать во ВГИКе. Нет, мы продолжаем заниматься академической наукой, которая, как правило, никому из современников не нужна.

Но может быть, в недалеком будущем, она кому-то понадобится.

Николай Изволов

Манцов: Давайте поговорим о недавно состоявшемся слиянии ВГИКа и НИИ киноискусства. О слиянии, так сказать, двух лун. А скорее двух солнц, двух звезд!

Изволов: Идея соединения ВГИКа и НИИКа окончательно оформилась в недрах правительства Российской Федерации. Вдобавок, президент Дмитрий Медведев сетовал на то, что слишком много защищается сомнительных или откровенно липовых диссертаций по гуманитарным дисциплинам. В 90е годы возникло огромное количество непонятных учебных заведений, как частных, так и на государственной основе. Зачастую там раздают дипломы и диссертации направо и налево. В системе точных наук контролировать качество знаний несколько проще. Гуманитарное же знание катастрофически размывается.

Общая тенденция очевидна: укрупнение, слияние учебного и научного заведений сходного профиля в рамках общей структуры, которая будет именоваться университетом.

Манцов: То есть ВГИК – теперь университет?

Изволов: На его фасаде уже значится: ВГУК . Но поскольку ВГИК это все-таки бренд, в скобочках оставили еще и прежнее название. В результате все выглядит несколько странно: ВГУК (ВГИК). Хотя, думаю, это не так важно, люди со временем разберутся.

Манцов: И как эти структуры, на ваш взгляд, будут взаимодействовать?

Изволов: Представим себе структуру апельсина: много долек под общей оболочкой. Так вот университет, это оболочка, под которой сосредоточены все-таки разнохарактерные учреждения. Поэтому тонкая, прозрачная пелёночка-перегородка должна непременно сохраняться. Через тонкую полиэтиленовую пелёночку мы можем друг друга видеть, можем разговаривать…

Манцов: Можем ощупывать!

Изволов: Осязать – это непременно! «Тактильность» очень важна.

Но бактерии, которые полезны для ВГИКа, могут быть разрушительны для НИИКа и наоборот. Должен быть какой-то незримый барьер, чтобы не допустить смешения академической науки с педагогикой. Это абсолютно разные сферы гуманитарного умения что ли.

Манцов: Разные технологии?

Изволов: Да, педагогика и академическая наука – это не одно то же. Да, люди, которых учат, могут стать академическими учеными, да, академические ученые могут быть педагогами. Но просто так взять и смешать эти две категории нельзя.

Я надеюсь, что у людей, которые занимаются администрированием процесса слияния, есть понимание этой разницы.

Манцов: Сегодня наша киноиндустрия работает скорее неудовлетворительно, качество так себе. Насколько интересно вам, исследователям кинопроцесса живется в этой ситуации?

Изволов: Каждый понедельник мы имеем обыкновение собираться в кабинете 6А в отделе современного экранного искусства, которым заведует Ирина Михайловна Шилова. Там в спокойных, а иногда и в крайне неспокойных разговорах разворачивается вся история нашего кино. В нашей жизни много серьезного и много структурного, но навсегда запоминается то, что смешно и отстоит от обыденности. Обыденностью и структурами никто никогда не восхищается, а восхищаются все отступлением от обыденности: странным, необычным, диковинным.

Проблема в том, что зритель не ходит на отечественные картины, и даже на коммерческие. Известно, что наши блокбастеры проваливаются, «Обитаемый остров» и т.д. До 2008 года эта проблема хотя бы частично решалась пиар-обеспечением тех наших фильмов, которые получают призы на международных фестивалях, а у нас за эти годы было довольно много призов: три венецианских приза, берлинские, каннские, «Оскары»…

Допустим, если послушать людей, вернувшихся из армии, может сложиться впечатление, что вся армейская жизнь — сплошной анекдот, нелепица, что армия – это бесконечно забавное место, где целый день занимаются только тем, что обманывают дураков-офицеров, проделывают эксцентрические вещи и развлекаются, как могут. Я, как человек, служивший в армии, могу сказать, что все не вполне так: армия — это, прежде всего, караулы, боевые дежурства, наряды, трудная повседневность, рутина. Хотя абсурда, конечно, хватает, не зря же говорят: «Кто в армии служил, тот в цирке не смеется».

Так что работаем мы много и, надеюсь, плодотворно, но в скучном академическом режиме. Хотя в памяти в основном закрепляются веселые посиделки по понедельникам и по праздникам. И в этих разговорах даже сегодняшняя скучная и неталантливая кинематографическая действительность предстает в самом веселом, в самом выигрышном свете.

Манцов: Насколько профессия киновед сегодня востребована и престижна?

Изволов: Мне сегодня уже не обидно, а скорее смешно, когда в средствах массовой информации, в телевизоре или на радио, представляя того или иного комментатора или автора вступительного слова, для того, чтобы избежать лишних вопросов и профессионально его аттестовать, прибавляют к фамилии этого человека термин «киновед».

Боже мой, кто это? Никто среди профессионалов не знает такого человека!

В моем представлении, киновед – человек, который потратил много-много лет и сил на то, чтобы освоить действительно непростую и нетривиальную область гуманитарного знания. Между тем под названием «киновед» нам предъявляют человека, который не написал в жизни ни одной даже критической статьи!

И вот когда приходят какой-нибудь Вася Пупкин или Петя Ванькин и, представляясь киноведами, принимаются нести какую-то околесицу, я понимаю, что больше не хочу именоваться в публичном пространстве «киноведом».

За последние 10—15 лет этот термин невероятно девальвировался. Раньше мне было не зазорно сказать, что я киновед и не трудно было объяснить, что это за профессия: киновед – это звучало и внушительно и гордо.

Если я сегодня представляюсь киноведом, окружающие начинают понимающе, иронически улыбаться, дескать знаем-знаем, это те, которые болтают ни о чем в телевизоре. Поэтому сегодня я предпочитаю называть себя историком кино.

Сергей Каптелев

Манцов: Обсудим проблему восприятия кино в сегодняшней России. Сегодня кино доступно, как никогда. Почти все можно купить или скачать. Это рождает в наших массах с одной стороны иллюзию полного контроля над ситуацией, дескать, мне все доступно и я, не будучи дураком, способен добывать смыслы самостоятельно.

С другой стороны, те же самые люди страшно комплексуют: смыслы, которые им удается добыть, слишком уж убогие. Действительно, не будучи дураками наши пытливые люди понимают, что хоть сколько-нибудь внятно отрефлексировать гигантский поток иностранной, да и нашей продукции, они не в состоянии.

В результате, большинство сходится на том, что западное кино – дешевка, америкосы – дебилы, и уровень самосознания нашего пытливого человека автоматически повышается: как же, Каннский фестиваль наградил ту или иную картину тем или иным почетным призом, а наш человек не поддался этому авторитетному диктату и гордо соответствующую картину заплевал. Реальной экспертизы нет, уровень провинциального снобизма повышается с каждой минутой.

Итак, наш сегодняшний зритель смотрит огромное количество кино, совершенно не переваривая его, имея наготове две-три неэффективных отмычки. Люди, которые смотрят в огромном количестве американское кино, активно его не любят, это какой-то беспрецедентный мазохизм.

Изволов: А что вас удивляет-то, не пойму?

Манцов: Допустим, если в советское время наш человек смотрел редкие американские фильмы, или французские комедии, французские фильмы «плаща и шпаги», он млел, он расцветал, он лучился счастьем. Сейчас своей ненавистью к западной культуре он словно мстит ей за свое тотально непонимание. Постсоветская Россия провалила экспертизу. Вы, Николай, так, я вижу, не считаете, поэтому я свой вопрос снимаю.

Изволов: Представьте себе ситуацию проливного дождя. На улицу невозможно выйти, но у вас есть обязательства. Вы страдаете под дождем, вы мокнете и болеете, но вы обязаны, допустим, попасть на работу. Так и зритель не выбирает той ситуации, в которую он попал.

Манцов: Вы полагаете, что наш зритель находится в сходной ситуации? У него-то какие обязательства?

Изволов: Зритель должен заполнить свой досуг. Зритель должен о чем-то разговаривать с друзьями, соседями, коллегами и родственниками. Совершенно не важно, как он оценивает все это кино, важно, что им есть о чем поговорить. Они просто потребляют какой-то продукт, а потом этот продукт используется в сфере, скажем так, душевного контакта.

То, что они ругают фильмы, это и не хорошо, и не плохо. Все равно они упражняют свой мыслительно-оценочный аппарат. Если бы они любили этот фильм, они бы обсуждали его иначе. Это нормально. Это абсолютно нормальный психологический механизм, который есть у каждого человека. Люди хотят говорить о погоде, о женщинах, о политике, точно так же они хотят говорить о книгах и о фильмах.

Кстати эти фильмы мало на что влияют. Я с удивлением узнал, что современные дети, выросшие на третьесортной американской продукции, ставят Льва Толстого выше, чем комиксы. Казалось бы, в них пихали всякую дрянь, а они выбрали Толстого.

Манцов: Ну, это не искренняя позиция, наши дети Льва Толстого не читают. Во всяком случае добровольно.

Изволов: А я знаю, что читают.

Манцов: Совершенно определенно: наши дети Толстого не читают.

Изволов: Ваши не читают, наши читают. Чем отличаемся мы, профессиональные киноведы, от вас, профессиональных критиков и обывателей? Вы, критики, обязаны удивляться тому, что вокруг вас происходит. Ваша задача – грамотно это сформулировать и эмоционально преподнести. А мы, киноведы, принципиально ничему не удивляемся.

Манцов: Это понятно, но добровольно в массе своей дети Толстого не читают. От чего, кстати, он не становится хуже. Как говорит мой друг Касаткин, если любовь к Толстому – индивидуальная перверсия, а не навязанный социумом ритуал, это прекрасно, и такой человек заслуживает глубочайшего уважения.

Изволов: Я не сказал «любят», я сказал «ставят выше».

А вот в кабинет входит доблестный сотрудник нашего отдела Сергей Кирилович Каптерев, прошу любить и жаловать. Уже пять лет он украшает наш отдел. Между прочим, человек закончил Нью-Йоркский Университет, факультет истории кино, защитил там диссертацию, но работает не в Америке, а здесь. Что-то, видимо, ему показалось здесь более интересным, чем там.

Николай Изволов

Каптерев: (с ходу включаясь) Просто если я умру со дня на день, пусть это случится на Родине!

И, кстати, до революции фигура Толстого была важнее фигуры царя.

Изволов: Сергей, мы тут про судьбу Института киноискусства, а ты нам про Льва Толстого.

Манцов: Сергей, что вы можете сказать нам о сегодняшней судьбе кинематографа?

Каптерев: Кино появилось тогда, когда уже был придуман марксизм. Это была четкая система манипуляции. Я, например, рад, что российского кино больше нет, как нет и французского, как нет и американского — в плане художественных ценностей…

Манцов: Как это нет?! Я смотрю мало американского кино, но даже я замечаю, что там каждая вторая современная картина – шедевр, а каждое первая – незаурядна.

Каптерев: По моему мнению, шедевров там немного. Может быть «Джеймс Бонд»? Но это продукт, чье производство началось еще в 1961 году – и он в основе своей не американский. Он с тем или иным успехом возобновляется, но эта не новая продукция.

Переживать о том, что отечественное кино плохое — не стоит, его просто нет. И никто в этом не виноват. Традиционное кино тесно связано с понятием бюджета. Все это было давным-давно придумано на больших голливудских студиях. Как только индустриальная эпоха закончилась, кино себя во многом исчерпало.

Капитализм, буквально по Марксу, создал себе, из своих недр, конкурента – коммунистическую систему. Единственно для того, чтобы было с кем соревноваться. Создание коммунизма в недрах капитализма – это не что иное, как воплощение идеи конкуренции. Сами создали себе конкурента, чтобы эффективней развиваться. Сейчас соревноваться не с кем. Кино и здесь, и там умерло.

Манцов: Не стану спорить, по-моему, современное американское, да и европейское кино – прекрасны.

А что вы думаете про многочисленные и очень качественные американские сериалы?

Каптерев: Ну, это же не кино, а телевидение.

Манцов: Неважно. Это некая новая медийная форма, которую и полезно, и интересно обсуждать. Огромно количество наших людей на эти сериалы подсажено. Причем любопытно, что они единодушно клянут американское кино и столь же единодушно воспевают американские сериалы.

Каптерев: Именно, это иная медийная форма.

Манцов: То есть вы считаете, что киноведение не должно его учитывать и рассматривать?

Каптерев: Там другая система ценностей, другая подача материала.

Изволов: Друзья, вы все перепутали. Сериалы – это не этап развития кино, также как кино – не этап развития литературы. Телевизионный сериал, Сережа, это продолжение радиосериала, потому что телевидение – это радио с картинками. Главное на телевидение – это слово, любой телевизионный сериал можно слушать. В телевизионном сериале играют одни и те же актеры, и зрители привыкают к голосам. Телевизор бубнит – люди занимаются своими делами. Работают уши, и это нормально.

Помните, раньше были радиопостановки. Разливался голос Бабановой: «Оле Лукойе!».

Сергей Каптелев

Манцов: Незабываемое! А какие были с ней «Маленький принц» и «Дориан Грей»!

Изволов: А радиоволшебник Николай Литвинов: «Сейчас, дружок, я расскажу тебе сказку».

Каптерев: Лично меня не интересует генезис, происхождение сериала как жанра. Были хорошие сериалы, которые делали люди из кино: «Менты» Рогожкина, Светозарова…

Манцов: Я говорю про американские сериалы, наши меня как-то не очень вдохновляют.

Каптерев: На них, к сожалению, у меня нет времени – считаю, что в российском контексте они смотрятся не очень убедительно.

Манцов: Дело хорошее. А все-таки к содержательному обсуждению американских сериалов мы в «Часкоре» достаточно скоро вернемся. Николай, подытожим, каковы же перспективы нашего киноведения как науки?

Изволов: Киноведение, а тем более наше, не закончится никогда. Всегда будет нужна академическая наука, ибо человечество не может просто взять и перестать изучать окружающий мир. Это не возможно.

Манцов: А ВГИК не перемелет академический институт в нечто более прикладное?

Изволов: Как пойдет эволюция, предсказать никто не может, но я думаю, объединение пойдет на пользу обеим структурам. Мы, историки, избегаем оценочного суждения, когда речь идет о статистическом накоплении данных. Должно пройти время, чтобы мы увидели, какое решение и насколько было правильным.

Я помню, как в 80е годы тогдашние советские мультипликаторы боролись за то, чтобы их называли аниматорами. Они говорили: «Во всем мире используют слово анимация, «анима» — это же душа. Мы же одушевляем наших персонажей своим дыханием, мы – живые боги».

Прошло время, их стали называть «аниматорами». А после перестройки народ начал активно ездить в Турцию. И тут выяснилось, что подавляющее число населения называет аниматорами тех, кого раньше именовали «массовиками-затейниками». Люди, которые 10 лет жизни положили на то, чтобы превратиться из мультипликаторов в аниматоров, теперь пребывают в культурном шоке и пытаются вернуться обратно в мультипликаторы.

Манцов: Хорошая метафора. То есть последствия наших деяний непредсказуемы?

Изволов: Но мы все равно должны и будем бороться.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Классик поп-арта

Работы Дэвида Хокни, самого дорогого художника из ныне живущих

15 ноября аукционный дом Christie’s провел торги в Нью-Йорке. По итогам аукциона британский художник Дэвид Хокни, один из самых влиятельных деятелей искусства ХХ века, стал самым дорогим художником из ныне живущих. Покупатель, который захотел остаться анонимным, приобрел его картину «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» за $90,3 миллиона.

04.12.2018 19:00, buro247.ua


5 украденных шедевров живописи, которые до сих пор не найдены

Ван Гог, Вермеер и Пикассо

Шедевры искусства часто становятся жертвами нападений. В «Мону Лизу» швырялись камнями, Ивана Грозного с сыном исчертили ножом, в Матисса тыкали карандашом, картину Рембрандта «Даная» облили кислотой и порезали для большей убедительности. Люди, совершавшие эти поступки, придерживались своих личных целей, религиозных и политических убеждений или же просто страдали от различных психических расстройств. Но чаще всего людьми движет банальная жажда наживы, ради которой они совершают похищения известных полотен.

28.10.2018 19:00, Евгения Башурина, fraufluger.ru


Ещё одного «неизвестного Рембрандта» нашёл голландский арт-дилер

О картине «Пустите детей приходить ко мне»

Фигура на заднем плане навела арт-дилера Яна Сикса на мысль об истинном авторе картины, которую приписывают «Нидерландской школе». Он увидел автопортрет Рембрандта на полотне под названием «Пустите детей приходить ко мне» и более четырёх лет искал подтверждение своей догадке. Исследование и реставрация работы привели его к удивительным открытиям.

08.10.2018 19:00, artchive.ru


Трагедия весёлого человека

Художник Константин Коровин

Друзья художника Константина Коровина восхищались не только его талантом, но и тем, каким беззаботным, легким человеком он был. Всеобщий любимец и душа общества, он пел, играл на гитаре, рассказывал байки. Его и Константином-то никто не называл — только Костенькой. «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен... — вспоминал Михаил Нестеров. — То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть... В нем была такая смесь хорошего с „так себе“... Все его „качества“ покрывались его особым, дивным талантом живописца». Он никогда не терял ощущения радости жизни — хотя жизнь Константина Коровина не была простой, а значительную ее часть можно назвать даже трагичной.

02.10.2018 19:00, izbrannoe.com


8 реальных мест с известных картин, которые вы можете посетить сегодня

Кафе Ван Гога и мост Моне

Вы хотели когда-нибудь почувствовать себя персонажем известной картины? Оказаться «внутри» знаменитого произведения искусства? Оказывается, это возможно! Посмотрите на эту подборку реальных мест, которые были запечатлены на известных картинах и сохранились до сих пор.

24.09.2018 19:00, izbrannoe.com, mymodernmet.com


Не Леонардо!

Эксперт из Оксфорда бросил вызов атрибуции «Спасителя Мира» стоимостью в 450 млн долларов

Почти через девять месяцев после того, как картина «Спаситель Мира» установила планетарный рекорд, будучи продана за 450 млн долларов США, ведущий искусствовед из Оксфорда заявил, что её автор — не Леонардо да Винчи. Мэтью Ландрес, эксперт по творчеству гения итальянского Возрождения, считает, что значительную часть работы выполнил ученик художника Бернардино Луини. Собственные работы этого живописца обычно оцениваются примерно в миллион долларов.

13.08.2018 19:00, artchive.ru


Как в реальности выглядели женщины с портретов Пикассо

И какие отношения были у них со знаменитым художником

Портреты любимых женщин Пикассо составляют немалую часть наследия чрезвычайно плодовитого, а также любвеобильного художника. Однако узнавали ли себя дамы на этих портретах?

05.08.2018 19:00, izbrannoe.com


Загадка в раме

Картина XVII века рассказала историю семьи, потерпевшей крах

После нескольких лет исследований картина «Сокровища Пастона» вновь предстала перед зрителями в Норидже. Рядом выставлена часть изображённых на ней диковинок, которые удалось проследить и заимствовать для экспозиции. Учёные прочли ноты в руках маленькой бледной девочки и впервые воспроизвели записанную мелодию, а также обнаружили, что полотно предсказало крах одной из некогда самых богатых семей Англии.

08.07.2018 19:00, artchive.ru


Почему Микеланджело ходил в рваных сапогах

Скряга или обделенный гений?

Мы привыкли к тому, что преуспевающие художники, писатели и музыканты, как правило, очень богатые люди. Но так было не всегда — прежде чем сложился свободный рынок произведений искусств, художники во всем зависели от своих покровителей и заказчиков. Впрочем, некоторым это и в те времена не мешало наживать сказочные богатства. Об одном таком титане эпохи Возрождения рассказывает историк и ведущий телеграм-канала «Пиастры!» Артем Ефимов.

30.06.2018 19:00, Артем Ефимов, nplus1.ru


Рисунок в рисунке

Скрытые секреты обнаружили исследователи на картинах Пикассо

Реставраторы из Художественной галереи Онтарио завершили трёхлетнее исследование картины «Суп» Пабло Пикассо из коллекции учреждения. Оно не только пролило свет на многочисленные вопросы, давно волновавшие учёных, но и выявило значительные изменения в композиции, углубив познания о «голубом периоде» художника с 1901 по 1904 годы.

09.06.2018 19:00, artchive.ru






 

Новости

100 лучших песен года по версии The Guardian
The Guardian представила список из 100 лучших песен года, который составили музыкальные обозреватели газеты. Всего в жюри вошло 50 критиков.
ICO-кампания фильма «Ампир V» успешно завершена

Hard Cap достигнут за несколько дней до окончания сроков проведения ICO
При сумме сбора 3,360,000 EUR собрано 32175 ETH, что на момент завершения ICO равнялось 3,506,801 EUR. Фильм поддержали 145 инвесторов. ICO-кампания проведена при технической поддержке WebMoney Transfer.

В Москве впервые пройдет масштабная выставка Фриды Кало и Диего Риверы
В Москве впервые проведут масштабную выставку работ Фриды Кало и Диего Риверы. Она пройдет в «Манеже» c 21 декабря по 12 марта.
Бондарчук презентовал платформу для соинвестирования в кино
Первым проектом на BeProducer станет фильм «Притяжение-2».
Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.