Специальным распоряжением временного правительства Гондураса в стране запрещены все массовые мероприятия, закрыты частные радиостанции, прекращено вещание популярных телевизионных каналов. За решёткой оказались тысячи сторонников свергнутого президента Мануэля Селайи, а исполняющий обязанности главы государства пообещал «уничтожать всех, кто пойдёт против нового порядка».
Нынешний гондурасский руководитель Роберто Мичелетти принципиально называет себя «кризисным менеджером» и «временным поверенным в делах власти». «Я — не Аугусто Пиночет, который железной рукой восстановил общественный порядок в Чили, — отметил Мичелетти в интервью единственной ныне существующей в Гондурасе радиостанции. — Моя миссия заключается в искоренении последствий правления Мануэля Селайи. Человека, демократические взгляды которого привели к хаосу и полному разрушению всех мыслимых норм законодательства».
Мичелетти, пришедший к власти в результате военного переворота и издавший указ об ограничении прав и свобод граждан, очень любит оперировать словом «закон». В гондурасской конституции отмечено, что «любое правление, если оное идёт во вред стране, должно быть низложено. Таков закон». Словосочетание «вред стране» в контексте того же «закона» можно объяснить крайне просто. Социалист Селайя оказался не в состоянии спасти экономику страны от коллапса — местная валюта лемпира только за прошедшие полтора года обесценилась втрое, а армия безработных в регионе пополнилась новыми 200 тыс. (из 6-миллионного населения) человек. «Разве после этого мы не можем навести порядок и установить свой закон?» — риторически вопросил Мичелетти.
Свои «закон и порядок» сторонники Мичелетти уже установили. Согласно информации, поступающей из Тегусигальпы, военные, представляющие интересы нового «временного правительства», провели акцию под кодовым названием «Рука правосудия». Её результатом стали аресты более 12 тыс. человек по всему Гондурасу — людей, выступивших против государственного переворота и настаивающих на продолжении демократических реформ Селайи. В уличных столкновениях против поддерживающих Селайю рабочих и фермеров были брошены элитные подразделения армии: сообщается о десятках убитых и сотнях раненых. Сам свергнутый президент по-прежнему находится в посольстве Бразилии в Тегусигальпе. «Единственное, что я могу сказать, — держитесь и верьте в торжество справедливости, — вещал он с балкона дипломатического представительства. — Скоро всё изменится к лучшему».
«Одну из самых отсталых стран в экономическом отношении Центральной Америки в частности и Ибероамерики в целом в буквальном смысле лихорадит, — утверждает старший научный сотрудник Висконсинского университета (США) Роберт Саммерс. — У свергнутого президента Селайи, считающегося защитником прав и свобод местных леворадикалов, действительно много соратников. Они открыто заявляют о необходимости начала гражданской войны и об уничтожении «любых проявлений хунты».
«Гражданская война возможна лишь в том случае, если под угрозу будут поставлены наш быт и процветание, — считает Роберто Мичелетти. — Гондурас представлен маленькой, но совершенно разобщённой структурой. Структурой, где практически у каждого есть если не автомат, то по меньшей мере пистолет. И если все пойдут друг на друга, армия возьмёт на себя функцию основного регионального миротворца. И этот день не за горами». 22 сентября нынешнего года Мануэль Селайя, которого в результате июньского военного переворота свергли с поста президента, сказал: «За мной пойдёт народ. Я в этом уверен». Селайя, нелегально вернувшийся в страну и пребывающий в посольстве Бразилии в Тегусигальпе, сделал то, чего от него ждали как противники, так и соратники, — громкое заявление. «Наша ментальность подразумевает борьбу за выживание. Че Гевара и его друзья боролись против хунты во всём Американском регионе. Пока побеждает хунта — у нас. Но так будет не всегда».
Учитывая сложившуюся ситуацию, Организация американских государств (ОАГ) исключила Гондурас из списка своих членов. «Тегусигальпа может восстановить своё доброе имя в нашей структуре лишь после того, как права и свободы граждан этой страны будут восстановлены в полной мере, — подчёркивает пресс-секретарь ОАГ Хулио Хименес. — Сейчас ситуация в Гондурасе напоминает пороховую бочку, рядом с которой пытаются зажечь спичку. В случае возгорания не выживет никто».
Как бы то ни было, 7 октября в Тегусигальпу прибудут эксперты ООН и ОАГ. Их главная задача — дать оценку процессам, проходящим сегодня в Гондурасе. Спецдокладчиков ООН особенно тревожат сообщения о нападениях на журналистов и правозащитников. Последние заявляют, что право на жизнь, свободу слова, а также запрет на пытки являются фундаментальными правами человека и должны неукоснительно соблюдаться. Селайю по-прежнему поддерживают так называемые синие воротнички — тысячи местных фермеров и шахтёров. «Нас обвиняют в подстрекательстве к мятежу только за то, что мы призываем вернуть нашего президента в должность и закончить всё это», — заявил один из сочувствующих Селайе фермер. Очередные президентские выборы в Гондурасе назначены на 29 ноября нынешнего года. На пост главы государства претендуют сразу 10 человек.
«В наших питейных заведениях в последнее время большой популярностью пользуется алкогольный напиток под названием «Слёзы Тегусигальпы», — говорит известный латиноамериканский сомелье Педро Рохас (Венесуэла). — Смесь виски, сока папайи и уксуса — идеальное сочетание того, с чем мы можем ассоциировать происходящее в Гондурасе. Дай Бог, чтобы в этой стране никогда не было новой гражданской войны. А слёзы Тегусигальпы пускай видят только в бокале».
Читать @chaskor |