Анна Гавальда. Утешительная партия игры в петанк. М.: Астрель: АСТ, 2009.
После выхода романа «Просто вместе», ставшего мировым бестселлером, каждая новая книга француженки Анны Гавальды просто обречена на успех. Причиной тому — закрепившаяся за ней устойчивая репутация автора лёгких и вместе с тем интеллигентных романтических историй, за которыми приятно провести вечер, отключившись от житейских забот. «Утешительная партия игры в петанк» в этом смысле не вполне типична. То есть с лидерством в списке продаж, конечно, всё в порядке, а вот рассчитывать на лёгкое сентиментальное чтение особо не стоит.
Преуспевающий архитектор сорока шести лет Шарль Баланда курсирует между Москвой (морозы, водка, разгильдяйство, воровство — всё на месте) и Парижем. В Москве — изматывающая нервы стройка, закончить которую уже, кажется, нет никаких шансов, в Париже — семья, в которой его уже не особо и ждут. Любимая женщина, красавица Лоранс, очевидным образом изменяет, её дочь Матильда с подростковым максимализмом переживает за родителей и хамит отчиму. Шарль уже не в состоянии понять, зачем ему такая жизнь. Забытый в аэропорту багаж (а зачем его искать, если через два дня очередной перелёт?), накопленная за многие месяцы усталость, проблемы в семье — казалось бы, куда уж хуже? И всё-таки. Во время невыносимого семейного ужина Шарль обнаруживает в прихожей письмо, в котором сообщается о смерти когда-то близкого ему человека.
Этого оказывается достаточно для того, чтобы мир окончательно рухнул. На протяжении последующих трёхсот страниц читателю остаётся лишь наблюдать за конвульсивными и бесплодными попытками героя что-то сделать со своей жизнью. Работа провалена, семья распалась, таившиеся долгие годы психологические проблемы всплыли на поверхность, чтобы окончательно добить Шарля. В отчаянии он решается отправиться к бывшему другу, чтобы окончательно расставить в их непростых отношениях все точки над «i». Там-то, вдали от цивилизации и Парижа, у побитого (причём не только в переносном смысле) Шарля открывается второе дыхание. Разумеется, не без помощи романтических чувств к простой деревенской девушке с кучей приёмных детишек и сельскохозяйственных забот.
Почему бы и нет, в конце-то концов. Другое дело, что поверить в такой лёгкий исход после трёхсот по-настоящему страшных в своей тупиковости страниц просто невозможно — при всём желании и непоколебимом настрое на обязательный счастливый финал. Вопрос, разумеется, не в реалистичности книги (чтобы «всё как в жизни»), а в жанровых законах, которые Анна Гавальда ненароком нарушает. В результате роман явным образом распадается на два. Первый — жёсткая история возрастного кризиса архитектора Шарля Баланды, который в сорок шесть лет понимает, что он абсолютно одинок и несчастен. А второй — та самая романтическая история замотанного жизнью парижанина, который вместе с бегством от цивилизации обретает, наконец, заслуженное личное счастье.
Читать и то, и другое разом довольно затруднительно. Вместо того чтобы благостно сопереживать счастливой love-story, читатель испытывает нешуточные экзистенциальные терзания. Уж больно щедро и детально Анна Гавальда расписывает на страницах своего романа тщету, суетность и безнадежность существования героя. И никаким финальным мановением волшебной палочки этот мрак уже не развеять.
* * *
Критика:
Лиза Новикова («Weekend»):
«Франкоязычная дамская проза представлена у нас довольно богато. Ведь вот наверняка вряд ли французы осознают разницу между, к примеру, Татьяной Толстой и Диной Рубиной. А мы уже знаем назубок, что Амели Нотомб — «плохая девчонка» французской литературы, а Анна Гавальда, соответственно, — «хорошая». Знаем, что французы доверяют терапевтическому эффекту её миниатюрных сентиментальных романов и скупают все их огромные тиражи. Ну, и мы тоже по дороге из книжного магазина уже запасаемся носовыми платками, чтобы утирать слёзы, читая её «простые и жизненные» истории».
Блогеры:
Мать-Эхидна (ejidna.livejournal.com):
«Говорят, что это «новая Франсуаза Саган». Не знаю, параллели очень условны всегда. По-моему, это просто очень хорошая молодая французская писательница, умеющая в коротких словах что-то сказать так, что за душу берёт, долго не отпускает, а когда отпустит — остаётся лёгкий аромат хороших духов и послевкусие крепкого кофе... Ну, как-то так. Чёрт, как она здорово пишет».
Читать @chaskor |