Подписаться на обновления
21 октябряПонедельник

usd цб 63.9542

eur цб 71.1299

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Диляра Тасбулатова   четверг, 14 июня 2012 года, 07:52

Скверный анекдот
Самый крупный российский кинофестиваль Кинотавр закончил свою работу


Кадр из фильма «Жить» //kinotavr.ru
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Кинотавр, самый крупный российский кинофестиваль, закончил свою работу. Гран-при, врученный президентом жюри Владимиром Хотиненко, расколол киноособщество на две неравные части: сторонники фильма «Я буду рядом» остались в меньшинстве.

…Жаль, что у нас не принято свистеть и топать ногами – как это порой делают респектабельные посетители Каннского фестиваля: иначе бы шум и ярость огласили бы зал сочинского Зимнего театра, где вот уже в 23-й раз проходит Кинотавр.

Самое смешное, что Павла Руминова, режиссера, судя по всему, средней руки, набившем руку на сериалах и коммерческой продукции, поставили выше Василия Сигарева, получившего второй по значению приз. А это такой, господа, кунштюк, как если бы «Любить по-русски» режиссера Матвеева поставили бы выше, скажем, бергмановской «Персоны». И это, не полемическое заострение стебающегося над всем и вся критика (иные из моих коллег так и думают, что мне лишь бы дембельский анекдот рассказать): вышло так, что многоуважаемое жюри само рассказало нам этот самый «дембельский», скверный, в общем-то, анекдот, проявив поразительную эстетическую глухоту. Конечно, еще страшнее было бы (хотя – кто его знает? – хрен редьки не слаще), если бы наградили, скажем, «Кококо», возвысив эту вполне коммерческую историю до уровня Гран-при. Притом, что в «Кококо», новом фильме Дуни Смирновой, нет ничего принципиально ужасного: вполне себе зрительская картина о питерской интеллигентке, приютившей хамоватую провинциалку. Чтобы не пропустить столь изящный дуэт - Анны Михалковой (интеллигентка) и Яны Трояновой (провинциалка, соответственно) - жюри мудро вручило обеим приз за лучшую актерскую игру.

Снаружи «Кинотавр» выглядит точно так же, как любое другое статусное (или просто крупное) мероприятие в России: он смотрит сквозь маленького человека равнодушным взглядом манекена в погонах и упорно отказывается какие-то потребности этого человека замечать.

Вообще надо признать, что финальный расклад (кроме главного приза, разумеется) выглядит вполне взвешенным: приз актеру, сыгравшему в радикальном «Конвое» Мизгирева, приз за сценарий «Рассказам» Михаила Сегала, да и все остальные награды свидетельствуют о профессионализме жюри (тем абсурднее основное решение – как споткнувшийся акробат, два часа удивлявший своей виртуозностью). Сама церемония закрытия – лаконичная, даже, можно сказать, аскетичная, как это принято в Европе, шла себе и шла: пока, как уже говорилось, нас не огорошили персоной триумфатора, отчего многие прямо-таки сползли со своих кресел…

Поскольку большинство читателей ни одну из вышеназванных картин не видели (и, возможно, так никогда и не увидят, за что большое спасибо системе нашего кинопроката), читать все это – что, кому, почему и зачем, думаю, не слишком интересно: арт-кино становится делом глубоко профессиональным, чуть ли не маргинальным, до которого массовому зрителю, чьи вкусы давно подпорчены и ТВ, и мейнстримом, дела нет. Замечу только вдогонку, что посоветовала бы в дальнейшем не приглашать в жюри исключительно режиссеров: известно, что эта профессия – самая эгоцентричная в мире (тут только господа писатели могли бы с ними потягаться), поэтому ждать объективного решения в этом случае бесполезно. Кроме того – уж извините за «снобизм» - ни один из членов нынешнего жюри, похоже, не «в теме»: то есть не чувствует тенденций мирового кинематографа, перспектив языка кино и – в целом – иерархии ценностей (Матвеев - Бергман, хахаха). Однако хотелось бы снять с иных подозрение в элементарной «зависти» к таланту Сигарева. После разговора с Бакуром Бакурадзе, выдающимся режиссером и честным человеком, уверена, что он руководствовался иными мотивами: возможно, просто не смог пересилить инерцию коллег.

В этой ситуации надо отдать должное и критикам. Картина «Жить» Василия Сигарева получила главный приз именно у них, таким образом доказав, что интеллектуальная составляющая чрезвычайна важна на любом фестивале, будь то Канн, Кинотавр или даже какой-нибудь провинциальный смотр. В скобках замечу, что критические баталии были довольно острыми, и «Жить» победила с перевесом всего в три голоса (стало быть, подвергалась и здесь серьезной опасности).

Все это - прошу вас таки прислушаться! – очень и очень важно для дальнейшего развития кинематографа, который в нашей стране и так существует не благодаря, а вопреки: еще немного, еще чуть-чуть, и мы будем считать эталоном вкуса какую-нибудь там «Любовь в большом городе».

…Теперь, собственно, о том, почему многие мои коллеги (и ваш покорный слуга в том числе) уехали из Сочи как оплеванные.

Что такого в этом самом Сигареве, и из-за чего стоит ломать копья? Что это за фильм, из-за которого люди чуть ли не передрались друг с другом?

Те, кто опасался (каюсь, и я в том числе), что Сигарев не переплюнет успех своего дебюта, фильма «Волчок», были посрамлены

и повержены: на сей раз этот автор преодолел некоторый герметизм собственного дебюта и снял непререкаемый, абсолютный, величайший (не побоюсь таких превосходных степеней) шедевр. Зная свой восторженный характер и склонность к некоторым преувеличениям, справилась у критиков более холодного темперамента: и что же? То же самое: сравнивают с Бергманом, пишут, что «Жить» могла бы украсить и Каннский фестиваль. Не меньше.

Само по себе все это поразительно: присутствуя при рождении чего-то невероятного, что выходит за рамки всякого разумного рассуждения, иные еще и нос воротят - типа слишком безнадежно, слишком жестоко и типа «не дает никакой надежды». На мои возражения, что, мол, и Бергман не дает никакой надежды, все отмалчиваются, пугаются и прячутся в кусты. Просто потому, что шведский гений уже вошел в пантеон великих и неприкасаемых: современники же Бергмана, шведские критики, говорили ему то же самое (одному из них он даже врезал по морде после пасквильной статейки).

Картина Сигарева, сделанная в аскетичной манере, при помощи долгих планов и почти мертвой тишины, иногда оглашаемой страшными криками – матери погибших в аварии детей и девушки, чьего возлюбленного забили до смерти случайные отморозки, - только при поверхностном пересказе может показаться «триллером». Где даже есть возвращение живых мертвецов и разговоры мертвых с живыми, где это самое возвращение мертвых, как выяснится в ближе к финалу, происходит лишь в воображении скорбящих. Есть здесь и грим – кстати, непривычно профессиональный и даже изощренный, очень мастеровитый: лица мертвых-живых со следами травм и побоев сделаны так, что возникает ощущение, что и ты сам находишься в пограничной зоне между жизнью и смертью…

То, что сделал Карл Дрейер в своем классическом шедевре «Слово» - когда силой молитвы можно буквально поднять человека из гроба, воскресить Лазаря, если следовать библейским аллюзиям, - Сигарев переиначивает: воскрешение невозможно, мертвые придут ненадолго, чтобы опять вернуться в свои могилы. Невозможно так же – метафорически, что следует из самой атмосферы повествования, - и , извините, «возродить Россию», что бы там ни говорили наши оптимисты и авторы живительных мелодрам… Невозможно жить, несмотря на заголовок (к которому я бы приставила знак вопроса), невозможно и умереть, невозможно и покаяться, и испросить совета у священника (который не хочет говорит с героиней, отворачивается от нее и ускользает): это брошенное, никому не нужное, богооставленное пространство, обитель зла, приют самого дьявола…

Подозреваю, что финал, где случайный персонаж, беременная женщина, медленно и деловито закрывает свой светящийся огоньками и гирляндами киоск, сделан чуть ли не иронически. Жить? Постараться жить? Остаться жить? Ради будущего? Сам Сигарев не дает ответа: отмалчивается…

Единственное, что он говорит (он, впрочем, и не обязан трепаться о том, о сем, он не лектор общества «Знание») – что фильм рос из него и в нем, менялся и вот наконец вырос до того, до чего вырос…

А вырос он, как уже было сказано, до того, что его автор, начинающий, в общем-то, режиссер, создал на пустом месте целый мир со своими законами, со своей Вселенной, со своим отчаяньем, со своей великой Любовью – к этой ужасной стране, где правит неконтролируемое Зло, которому нет конца и края…

Не только фильмы, но и сами персонажи «Кинотавра» представляли собой интересную смесь чисто петербургской «изнурительной» вежливости с отнюдь не «изнурительным» московским хамством: отличить участника фестиваля от местной урлы порой не представлялось возможным. Для этой самой «урлы» и, как ни странно, кое для кого из кинокритиков, видимо, и был показан фильм «Бабло», лидер всех на свете рейтингов и чуть ли не культовая картина фестиваля.

Вырос до того, что форма неотделима от содержания, в который раз доказав, что разделение это условно и что никакой такой «драматургии» отдельно не существует, а что есть только художественная правда, толкающая мертвецов в объятия живых. Правда, меняющая правила, когда условное становится безусловным. И тогда забитый до смерти любимый человек вдруг постучит вечером тебе в окошко, чтобы посидеть с тобой, поговорить – о том, как темно и холодно в могиле… И тогда погибшие дети вернутся, целехоньки-живехоньки, чтобы провести с тобой целую счастливую ночь – и ты будешь всю эту ночь мыть их, прижимать к себе, смазывать им раны, чтобы наутро, отверзнув погреб, куда ты их спрятала, чтобы их вновь не похоронили, их обнаружили мертвее мертвого…

Что тут скажешь?

Что мы присутствуем при рождении нового гения, нового Андрея Платонова – с его нерасчленяемой магией русской жизни?

Что в 19 столетии русский гений непременно был аристократом по рождению (от Пушкина до Толстого), а искусство – гуманистическим?

Что мы ждали именно вот такого – иначе не скажешь – вопля, такого упования, такого страстного желания «жить», которое идет сквозь толщу земли, из-под могильных камней?

Ей-богу, не знаю.

Знаю только одно – неисповедимы пути – гения в том числе.

На таком могучем фоне фестивальная лотерея выглядит просто смехотворно: в конце концов, не устаю повторять, ни Фолкнер, ни Джойс не удостоились Нобелевской, а Бергман – золота Канна.

Какое это имеет значение?

Да никакого.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Ограничение сознания влияет на вашу свободу

Подборка культовых фильмов, после которых вы начнете жить иначе

Представляем список фильмов, в которых показано, как конфайнмент (удержание, ограничение свободы) — даже временный — действует на сознание человека при различных условиях.

19.10.2019 19:00, cameralabs.org


Тяжелые шутки

Разбор нашумевшего «Джокера»

«Это самый тяжелый фильм», «это самые пронзительные шутки», «это жизнь в ее прямом воплощении». Такие отзывы мы слышим от людей, выходящих из кинотеатра после просмотра фильма «Джокер». Ему пророчат «Оскар», он самый обсуждаемый, после него плачут и уходят в депрессию. Посмотрели, что говорят об этом кино пользователи социальных сетей.

15.10.2019 19:00, Редакция "Частного корреспондента"


Подкинуть дров для осенней хандры

Самые пронзительные фильмы

Для человека абсолютно естественно желание испытывать всю гамму чувств — от предельной радости до предельной грусти. Если вы соскучились по фильмам с глубоким смыслом, искренним сюжетом и широкой палитрой эмоций, то эта подборка — для вас.

12.10.2019 19:00, cameralabs.org


Мэрилин Монро и ее английский роман

Семь дней и ночей с Мэрилин: есть ли в этой истории правда?

В 2000-м году британский писатель и режиссер Колин Кларк выпустил книгу «Моя неделя с Мэрилин»: в ней описывается короткий роман между американской актрисой и им самим. Эта удивительная история об увлечении Монро молодым ассистентом режиссера позже стала сценарием фильма «Семь дней и ночей с Мэрилин». Романтическая мелодрама, которая, как утверждают создатели, основана на реальных событиях, рисует весьма идиллическую картину: хрупкая, одинокая и несчастная Мэрилин находит кратковременное утешение в лице совсем юного, «зеленого» и восторженного Кларка. Их весьма невинный роман, если верить писателю, длился всего лишь около недели и закончился, конечно же, разлукой. Что же действительно произошло за кулисами съемок «Принца и танцовщицы», и была ли Мэрилин Монро увлечена английским юношей?

06.10.2019 19:00, Дарья Александрова, diletant.media


Психология на грани

Подборка фильмов с неожиданным концом

Есть фильмы, которые не собирают полные залы и лежат далеко не в каждой домашней коллекции, но тем не менее заслуживают особого внимания.

05.10.2019 19:00, cameralabs.org


Что не так с фильмом «Щегол»

Разбираем один из самых обсуждаемых фильмов месяца

Мы одними из первых посмотрели экранизацию одной из важнейших книг современности «Щегол». При всем уважении к автору романа Донне Тартт и режиссеру Джону Краули мы заметили, что что-то в «Щегле» неправильно. Попытаемся разобраться, что именно пошло не так.

28.09.2019 19:00, tvkinoradio.ru


Истинно британские фильмы

Европейское кино с особым шармом

Традиции и известная на весь мир актёрская школа сделали британский кинематограф обособленным от остального европейского. Лишь неосведомлённые кинолюбители, говоря об английском кино, представляют себе помпезные сцены, в которых аристократы пьют чай, заедая его печеньем. В реальности оно гораздо сложнее стереотипных определений.

21.09.2019 19:00, cameralabs.org


Выдающиеся персонажи и черный юмор

15 комедий, которые не оставят вас равнодушными

Большинство комедий созданы, чтобы задавать лёгкое настроение, но не все. Есть фильмы, относящиеся к категории чёрных комедий. Среди них попадаются картины, вошедшие в списки культовой классики, например, «Смертельное влечение», «Доктор Стрейнджлав», «Фарго». В них показаны ужасные преступления и страшные люди, но нет подлости. Есть сатира, хоть и мрачная.

14.09.2019 19:00, cameralabs.org


Позвони мне, позвони

О съемках легендарного «Карнавала», который тогда легендой не казался

«Я не верю в лёгкие жизни, — считала режиссёр Татьяна Лиознова. — Человеку всё даётся трудом... Главное — это способность выстоять во всех трудностях и пройти дальше...» «Ради этого «пройти» она дралась, хамила, была чудовищем», — вспоминают о ней некоторые коллеги. Другие спорят: «Была волевой — да, но ради дела!» А вот какой помнит Лиознову её соавтор, сценарист Анна Родионова.

10.09.2019 19:00, Анна Родионова, story.ru


«Шоу начинается, господа!»

Фильмы гениального Боба Фосса

Возможно, вы не слышали о Бобе Фоссе, но вы точно знакомы с его фирменным стилем, который повлиял на всех — от Майкла Джексона до создателей современных мюзиклов. Его сексуально заряженная хореография обладает невероятно чувственной энергетикой. Сформировав собственный уникальный танцевальный стиль, Фосс смог стать новатором и навсегда изменить взгляды на искусство Бродвея. Более того, его инновационный подход к танцу и умение передать энергию сквозь объектив стали предвестниками эпохи MTV и ярких музыкальных клипов.

07.09.2019 19:00, cameralabs.org






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.