Подписаться на обновления
11 декабряСреда

usd цб 63.5788

eur цб 70.3881

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Дмитрий Бавильский   пятница, 29 апреля 2011 года, 09:00

Сколько можно воспитывать детей на Иванушке-дурачке?
Николай Горькавый и Дмитрий Бавильский в диалоге месяца: почему редакторы издательств гнобят фантастические романы?


// Иван Билибин
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





Как привлечь к выпуску массовой литературы хоть немного умных людей? Нынешняя издательская политика во вред и читателям, и писателям, да и самим издательствам, плывущим по высыхающим течениям фэнтези и женских детективов. Почему книги для широкой публики нужно стерилизовать от любых признаков интеллекта?

Однажды мне попала в руки рукопись моего земляка Николая Горькавого, давным-давно живущего в Америке, — фантастический роман про астрономического Маугли — девочку-подростка, чьё детство прошло на заброшенном астероиде.

Издательство «АСТ, Астрель» любезно предоставило для публикации фрагмент рассказа «Казино» из сборника рассказов Джона Гришема «Округ Форд» (перевод с английского Наталии Рейн). В коротком жанре автор популярных «юридических» романов открывает себя читателю с другой стороны. Новая книга Гришема поступит в продажу в конце января 2011 года.

Несмотря на некоторые технические недочёты, которые легко выправляла редактура, «Астровитянка» мне понравилась. И не из-за многочисленных приключений в школе имени Гарри Поттера, сколько из-за истового просветительского пафоса, не оставлявшего сомнений — писания свои автор затеял для того, чтобы заинтересовать молодняк физикой и астрономией.

Позже мы познакомились с Николаем, главы из «Астровитянки» были опубликованы на «Топосе». И хотя рукопись ждала долгая и трудная судьба скитаний по издательским мясорубкам, теперь эта книга вышла и даже обросла культом. В чём лично для меня никакой неожиданности не оказалось.

Хотя вопросы у Горькавого, впервые столкнувшегося с издательским бизнесом, как видно из нашего диалога, остались. Попробуем на них ответить?

Н. Горькавый: Дима, мы с тобой люди с разных сторон баррикад. Ты филолог, писатель «большой литературы» и литкритик. Я физик, автор «трэшевой фантастики» и лёгкая добыча для литкритиков. Давай выходи, биться будем.

Объясни мне один момент. Согласно словарям, профессиональная обязанность филолога — изучать литературу как феномен культуры.

Культура — это всё, что отличает нашу жизнь от обезьяньего питомника, а литература — эта вся совокупность письменных текстов. Но словари умолчали о том, что литература оказалась сродни квантовой механике — наблюдатели там и там вмешались в процесс.

Страсть к предмету охватила филологов так, что они перепрыгнули заборчик, выскочили на игровое поле и перешли от созерцания и дегустации к осеменению и воспроизводству.

Филологи не стали исследовать культуру через литературу, а заполонили издательства и беспрепятственно завалили писательское поле собственными дискурсами.

Результат налицо: культуру, которая лежит за неугодными им текстами, филологи объявили бескультурьем. Литература сузилась до художественных романов, оставив за бортом научно-популярные, философские и мемуарные книги.

«Интеллектуальные» романы стали языковым томлением рефлексирующего филологического духа, лингвистической медитацией гуманитарного социума.

Интеллектуализм в литературе приравнялся к шизоидному потоку сознания, а рациональный интеллект стал изгоем. Эта аберрация вредна и для литературы, и для культуры.

Д. Бавильский: Коля, ты прав: культура всеобъемлюща, не устаю повторять определение Лотмана: «культура — обмен информацией», заметь, не буквами, не письменами, но реальной информацией, которой всегда меньше, чем слов. В том числе и письменных.

Барт чётко показал, что всё написанное делится на «произведение» и на «текст». Текст ты пишешь на своём ноутбуке, и, пока он не покинул пределов твоего жёсткого диска, пока его не прочитала твоя жена Таня, он является «текстом».

«Произведением» он становится только после того, как «выходит в люди», попадает в сети социальных отношений и из-за этого точно чешуёй покрывается коннотациями (отношениями).

Филологи не могут изучать и описывать весь корпус текстов. Это просто невозможно. Критики и литературоведы работают с текстами, попавшими в жернова межчеловеческих отношений.

Собственно, литература — это и есть общественная жизнь текстов. А общественная жизнь невозможна без конвенций, приводящих к отстраиванию иерархий.

Н. Горькавый: Меня смущает одержимость филологов эстетикой и стилем языка в ущерб мысли и смыслу. Пусть главный герой Набокова насилует маленькую девочку, зато как это замечательно описано! Сартр к языку относился разумней: «Конечно, стиль делает прозу более ценной. Но мы не должны его замечать. Слова прозрачны, и взгляд проникает сквозь них, нелепо пережимать его мутными стёклами».

Язык должен служить эффективным проводником смысла; форме не следует перетягивать на себя основное внимание читателя. Язык — это актуальный объект изучения, но он несопоставим по ценности с литературой.

Размер имеет значение, литература больше филологии. Литература никогда не совпадала с влюблённостью в слова, она растёт не из языка, а из опыта и страстного желания его передать. Это не лингвистическое, а культурное явление.

Д. Бавильский: Ты, как литературный непрофессионал, путаешь принципиальное несовпадение работы языка («языков») и литературного творчества. Не все слова, организованные специальным образом, могут являться литературой…

Н. Горькавый: Конечно, я непрофессионал, но и читатель — тоже! И вот мы с ним, два непрофессионала, захотели поговорить по душам. Литература — культурный феномен, возникающий из потребности информационного обмена и общения, контакта с чужим разумом, который где-то инопланетянин.

И вот в поисках пути к читателю я прихожу в редакцию, а там сидит филолог! Он категорически не понимает, зачем я написал книгу, на одну пятую наполненную чёрными дырами и химическими реакциями, лингвистической относительностью и генетическими мутациями.

Он уверен, что если он, филолог, не понимает всей этой научной чертовщины, то и читатель не поймёт! Причём этот редактор не умеет работать ни с анкетами, ни со статистикой и даже не пытается узнать у читателя про его желания. Любой редактор, даже только что вылупившийся из института, априори знает всё про читателя, жизнь и литературу!

Я против филологического монополизма на литературу. Литературу в руки гуманитариев ни в коем случае отдавать нельзя. Что такое литература — должен решать не критик и не филолог, а читатель, причём не широтой своей массы, а глубиной и прочностью своей эмоциональной реакции.

Д. Бавильский: Читатель и выбирает то, что проскальзывает в его незамутнённое сознание и выходит из него без каких бы то ни было следов. Всё-таки есть время для песен, а есть для молитв.

У человека должны быть самые разные потребности, и не все из них могут быть удовлетворены коммерческой литературой. Хотя «бульварное чтиво», несомненно, тоже нужно.

У меня такое ощущение, что ты занимаешься отмазками собственного способа производства и совершенно не думаешь об объективности…

Н. Горькавый: Ни одна книга бесследно не проходит. Я пытаюсь «отмазать» своего читателя, которому нравятся мои книги, но которому мешают «профессионалы», которые сначала не пускали книжку в печать, а потом стали гнобить её в печати.

Но, преодолев все препятствия, десять тысяч читателей её купили, тысяч сто — прочитали. Читатель у «Астровитянки» далеко не рядовой — образованный, мыслящий, способный получать удовольствие от интеллектуальных эскапад и космологических интриг.

И мне, и читателю было интересно. «Астрель» тоже не прогадала: «Астровитянка» за три кризисных года уже вышла суммарным тиражом в 40 тысяч и сейчас готовится подарочное издание — вся трилогия в одном большом томе. Первую книгу издатель взял с опаской, заключительную — рвал из рук, не глядя.

Д. Бавильский: И чем же ты тогда недоволен?

Н. Горькавый: Почему, чёрт побери, книга почти три года болталась по филологическим судилищам и три десятка редакторов-филологов её отфутболивали?

Сколько ещё умных нестандартных книг из-за такой позиции не прошло в печать — да просто не стало создаваться из-за такой издательской безнадёги!

Звери, спасаясь от пожара, забывают свои распри и бегут сообща. Мы живём в условиях чудовищного капиталистического расслоения, когда хищные верхи уничтожают интеллигентные низы и урезают школьное образование до «рабского» минимума.

Это не я, это академик Арнольд так сказал. Я постарался сделать что-то полезное и написал книгу, которая пропагандирует интеллект и образование.

И что же я получил в ответ от интеллигентов, рассевшихся по редакциям фантастики, и от фантастических литкритиков? Злобную, просто неприличную ругань.

«Забыть Горькавого, как Герострата!» — хором призывают видные критики-филологи и одновременно (что очень нелогично) выдвигают меня на все антипремии.

Один главред из не очень удачливых, известный разве что изданием кулинарной книги, не постеснялся в мой ЖЖ зайти, чтобы излить свою нелюбовь.

Некоторые эстеты мотивируют своё неприятие «Астровитянки» тем, что книга написана «нелитературно», с англицизмами и т.д. У этих людей что, чутья на пожар нет?

Откройте любую российскую газету — она до отказа набита «спичрайтерами» и «ребрендингами». Почитайте новую школьную программу с доминантой физкультуры, патриотизма и религии. Астрономия запрещена (!) в школе, и уже треть россиян уверены, что Солнце вращается вокруг Земли. Гари не чуете, ребятишки?

Д. Бавильский: Клейст как-то написал, что если на мне коричневые очки, то весь мир кажется мне коричневым. Приём твоих книг формирует твоё отношение к профессиональному литературному сообществу.

Те делаешь важную методологическую ошибку, подменив частное общим. Действительно, есть проблема в том, что мы сегодня плохо понимаем, что такое литература, но это не значит, что мы должны размывать понятия, которыми оперируем, до бесконечности.

А как ты понимаешь, что такое литература?

Н. Горькавый: Я с огромным уважением отношусь к тебе и к профессиональному литературному сообществу.

Если ты, финалист «Большой книги», или букеровский лауреат писатель Михаил Бутов, или финалист «Нацбеста» писатель Павел Крусанов отозвались бы о моей книге уничижительно, то это было бы больно, но понятно — настоящие профессионалы со своим видением литературы имеют право.

Российские авторы упорно клепают стрелялки и рождают безмозглых персонажей-мечехвостов, хотя читателей от них уже тошнит: тиражи упали ниже некуда. Кто объяснит, почему издатели Дэна Брауна деньги любят, а наши издатели — нет? «Код да Винчи» стал одним из наиболее продаваемых романов в истории: он выпущен тиражом 80 млн на десятках языков. Гонорары Дэна Брауна составили 260 млн долларов ещё до экранизаций. Соглашусь с Александром Балодом: «Главная тайна, скрытая в произведениях американского писателя Дэна Брауна <…> это не загадка улыбки Джоконды <...> а секрет успеха самих произведений».

Но как раз вышеупомянутые писатели отнеслись к «Астровитянке» с интересом, выдвигая её на премии и даже пытаясь её опубликовать, за что я им и тебе весьма благодарен.

Гнобили книгу редакторы и критики массовой литературы, создатели и выпускатели такого «трэша», такого фантастического дерьма, что уже не продохнуть.

Они глубокомысленно надувают щёки, но их единственная «эстетическая» задача — найти книгу, которая сорвёт тираж. То, что они не сумели распознать в «Астровитянке» успешную книгу, — это полбеды, хотя и явный признак непрофессионализма.

Оторопь берёт от их ненависти к «чужаку». Видимо, филологи решили, что я залез на их делянку. Но в том-то и дело, что литература — не только их поле, и пора им избавиться от этой сахариновой иллюзии.

Что такое литература, давно сформулировал Фрэнсис Бэкон: «Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

Литература, как концентрат мысли, должна опираться на весь интеллектуальный продукт человеческой цивилизации — как на теорию относительности Уорфа, так и на теорию относительности Эйнштейна.

Филологи — это не культурные, это субкультурные люди. И физики тоже. А литература — это явление общей культуры, тем самым она должна создаваться представителями разных социальных слоёв, профессий и течений.

Конечно, если рассматривать литературу не как забавную фитюльку, пирсинг языка, кружавчик воскресного дня, а как социальный феномен, передающий научный и эмоциональный, этический и эстетический опыт новым поколениям.

Д. Бавильский: А прикинь, если литература — это вовсе не то, что предлагают сегодня книжные магазины, а какая-то внутренняя сосредоточенная работа по нанизыванию как можно большего количества «живых слов» друг на друга.

Литературы не бывает много, книжный супермаркет ей не заполнишь, а если заполнишь, то он прогорит.

Н. Горькавый: Дима, ты говоришь о литературе в том смысле, к которому привык. Ты — писатель-художник, который имеет свой уникальный инструментарий работы с «живым словом».

Я так не умею и уже никогда не научусь. Но под литературой в культуртрегерском смысле нужно понимать весь спектр выпускаемых книг, потому что он востребован всем спектром читателей.

Эти книги реально заполняют огромные книжные супермаркеты. И пора российским издателям понять, что интеллектуальная, познавательная компонента в современных книгах исключительно важна.

Если копнуть статистикой, то мы увидим, что на мировом книжном рынке нон-фикшн и образовательный сектор процветает. Крупнейшая сеть американских магазинов Barnes & Noble предлагает около 60 категорий художественных книг.

А категорий нехудожественных книг можно купить триста! Раздел «твёрдой научной фантастики» насчитывает почти 5 тыс. наименований. А «невыдуманных» книг об «учёных, изобретателях и натуралистах» предлагается свыше 6 тысяч!

Фэнтези и женских детективов продаётся по 20 тыс. наименований, а книг по социологии или по физике, где лидируют научно-популярные книги Хокинга, — в два раза больше! Так что, будем пустые любовные романчики считать литературой, а глубокие книги о Вселенной — нет?

Д. Бавильский: Интересно, а как ты представляешь беллетристический текст о строении Вселенной? «Открылась бездна, звёзд полна» умному достаточно, Коля!

Н. Горькавый: Не-е-ет, Дима, некоторым умным нужны ещё и детали! Вот как ты представляешь беллетристический текст с детальным описанием работы автозавода, или авиадиспетчерской, или крупного отеля?

А именно на эти темы Артур Хейли написал свои известные романы, весьма увлекательные и познавательные. Общий тираж книг Хейли — 170 млн.

Почему же невозможны художественные книги с погружением в строение Вселенной? Кстати, Хокинг с дочерью уже написали для детей именно такую книгу — «Джордж и тайны Вселенной». С реальными фотографиями галактик и марсианского рассвета.

Многие нравы литературного мира удивительны для меня, постороннего. После «Сердца Пармы» я считаю Алексея Иванова выдающимся писателем России. Но именно его литкритики провозглашали графоманом, а толпа редакторов не пускала в печать. Даже став знаменитым, он скандально не заслужил главных литературных премий. Так где литература — где Иванов и «Парма» или где литкритики и сотоварищи?

Д. Бавильский: А мне вот Иванов не кажется большим писателем, представляешь? Кажется переоценённым и не заслуживающим внимания. Так что в твоих глазах, вероятно, я тоже являюсь странным литкритиком, выстраивающим свои построения от балды, а не от реальных читательских желаний.

Я внимательно читал твою «Астровитянку» и, если помнишь, высказывал тебе массу претензий по языку, который необходимо было редактировать. Прислушался ли ты к моим рекомендациям?

У тебя ведь совсем иные задачи, не такие, какие ставит перед собой «обычный» прозаик: тебе куда важнее просвещение и передача определённой суммы научных знаний, тогда как прозаик работает над общим полем, достигая своих целей не через конкретику, но через суггестию и прочие литературные приёмы.

Знаешь, есть школы, которым важно запихнуть в ученика определённую сумму знаний, а есть — отвечающие за общую наладку систем мышления…

Н. Горькавый: Ты имеешь право на своё мнение, но грубая ругань тебе несвойственна. А именно об этом речь. Ты редкий филолог: как и главный редактор «Астрели», ты сумел увидеть в «Астровитянке» нечто интересное и способствовал её продвижению, а главу из третьей книги опубликовал в журнале «Топос».

И ты не препятствовал выпуску книги Иванова. Главная проблема в том, что в большинстве «массолитовских» редакций сидят односторонние и, мне кажется, озлобленные люди.

Натолкнувшись на текст, не совпадающий с их представлением о литературе, они сразу испытывают негативные чувства. «Сердце Пармы» настолько густо замешано на историко-этнографическом материале, что напомнило мне леоновский «Русский лес», по научному содержанию тянущий на докторскую по лесоведению.

Такие книги непросто воспринимать людям определённого склада ума, поэтому я бы рекомендовал издателям прореживать редакторов-филологов и разбавлять их технарями, особенно в редакциях научной фантастики.

Конечно, я постарался учесть твои замечания, но выше головы не прыгнешь — я не писатель, а учёный. Ты зря полагаешь, что «Астровитянка» была призвана «запихнуть» в читателя некую сумму фактов.

Она должна была вызвать интерес к знаниям, к астрономии, биологии и кибернетике. Именно так — «наладить системы мышления»: показать, что наука — интереснейшее занятие, а деление наук условно и объекты реального мира выламываются из любой классификации наук.

Благодаря успеху «Астровитянки» издательство согласилось дальше рисковать и собирается опубликовать сборник моих «научных сказок» для младших школьников.

Это будет попытка захода на цель с противоположного курса: я беру научно-популярную историю и стараюсь насытить её художественностью до превращения в увлекательное повествование.

Сколько можно воспитывать детей на Иванушках-дурачках? А если попробовать читать детям на ночь сказки про реальных учёных и изобретателей?

Сборник будет называться «Звёздный витамин», он должен служить интеллектуальным витамином-катализатором для младших школьников.

Такая книга нарушает каноны и привлечёт на мою голову новую порцию ругани, но я достаточно прочен на зуб. Впрочем, уже привлекла — с ноября прошлого года мои «сказки» публикуются в каждом номере журнала «Наука и жизнь»; после истории о Кнорозове уже послышались голоса — «чего этот астрофизик берётся за лингвистику!».

Да потому что никто из специалистов даже не пытается рассказать детям про расшифровку иероглифов майя, а это такая увлекательная история — просто сказка!

Дима, мы очень разные люди и, согласно дискуссионным канонам, должны хрипло спорить. Но вот я читаю твоё интервью в «Экслибрисе»: «Литература перестала говорить правду о человеке. Она не сообщает мне ничего нового, ничему не учит, практически не даёт пищи к размышлению. Происходит тотальное разрушение и подмена критериев. Всё золото, что блестит» — и полностью соглашаюсь. Кто-то из нас литературный перебежчик. Ты или я?

Д. Бавильский: Я говорил немного о другом. Мне важны художественные обобщения, выполненные с помощью определённого инструментария, не такого, как у тебя.

Даже в фигурном катании есть спортивные танцы, а есть танцы на льду, где главная оценка ставится за артистизм. Давай не путать приятное с полезным.

Н. Горькавый: Мне тоже важны художественные обобщения, сделанные писателями «большой литературы». Но я-то говорю о филологах-эстетах, сидящих по редакциям говнофантастики и несущих прямую ответственность за отсутствие озона в масслитературе.

Одна редакторша из детской редакции «Эксмо» отфутболила мою «Астровитянку» очень пренебрежительно. Ещё бы — она выпускница Литинститута, пишет любовные книжки для подростков — есть такие омерзительные серии «Только для девчонок».

«Её вид вызывал генитальную тревогу» — это из аннотации к её книжице. Дима, откуда взялись эти литературные профессионалки? Могут ли старшие товарищи по филологическому цеху с ними что-нибудь сделать?

Может, какой кодекс — если не чести, то приличий — принять, где растолковать, что не всем можно торговать? Вот если астроном даёт слабину на астрологию (такой единичный случай я знаю), то его разносят по кочкам (лично разносил), беспощадно уничтожают за профессиональное слабоумие.

Как привлечь к выпуску массовой литературы хоть немного умных людей? Нынешняя издательская политика во вред и читателям, и писателям, да и самим издательствам, которые плывут по высыхающим течениям фэнтези и женских детективов и не способны к прогнозу читательского ожидания, не говоря уж о целенаправленном создании спроса.

Почему книги для широкой публики нужно стерилизовать от любых признаков интеллекта? Жюль Верн и Хейли, Велтистов и Булычёв — это ведь тоже литература ширпотреба, то есть широкого потребления, но она не только востребована, но и очень познавательна.

Весь фокус фигурного катания (и культуры тоже) — что при всех судейских понтах истинные судьи сидят на трибунах. Все ледовые, культурные и писательские шоу делаются для публики, а не для судей.

Критики и рефери лишь элемент, рычаг этого шоу, но они часто забывают об этом и искренне верят, что спортсмены и писатели танцуют только для них.

Надо ломать замшелые издательские стереотипы и учиться смотреть на литературу по-новому — книга не только быстро меняет материальные носители, её культурная функция эволюционирует ещё быстрее.

Устарели взгляды на массовую книгу как на развлечение; любая книга должна успеть помочь человеку выжить в этом сложном мире, должна его чему-то обучить, что-то подсказать, чем-то восхитить.

Высокообразованные люди, которые избирательно пропускают в печать и сами клепают примитивные книги, апеллирующие не к мозгу, а к физиологии, — это враги человеческой расы и культуры. Пусть лучше идут на панель — там замыкание на физиологию вполне естественно.

Д. Бавильский: Твои вопросы риторические. Хороших редакторов так же мало, как хороших писателей. Или врачей. Или кондитеров. Будем пытаться в силу своих сил исправлять эту ситуацию, ты — писать умную фантастику и просветительские сказки для детей, а я — всячески тому содействовать. Может быть, наконец что-нибудь и сдвинется с мёртвой точки?

Беседовал Дмитрий Бавильский




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Обыкновенное чудо» Марка Захарова

Чудо в ленте происходит почти случайно, намекая зрителю, что настоящему обыкновенному чуду волшебные атрибуты не нужны

28 сентября на 86-м году жизни скончался режиссер и художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров. Неделю назад Марк Захаров попал в одну из московских клиник в тяжелом состоянии. Режиссер плохо чувствовал себя на протяжении нескольких дней. Народный артист СССР Марк Захаров известен кинозрителям по картинам «Формула любви», «Двенадцать стульев», «Убить дракона», «Дом, который построил Свифт», «Тот самый Мюнхгаузен». Вспоминаем один из самых известных фильмов режиссера — «Обыкновенное чудо».

29.09.2019 20:58, Мария Молчанова, diletant.media


Из записной книжки Евгения Весника

Записки профессионального актера

Хорошему артисту необходимо быть наблюдательным, подмечать мелочи, которые можно использовать в своем искусстве. Актер Евгений Весник в этом отношении был человеком уникальным. Одних походок у него в арсенале более шестидесяти. Когда, к примеру, к нему обратился артист Николай Гриценко с просьбой помочь выбрать походку для Каренина, Весник предложил ему «иноходца»: это когда одновременно выступают вперед левая нога и левая рука, затем правая нога и правая рука... Эту походку Весник подсмотрел у композитора С. Прокофьева, у администратора ЦДРИ и у одного из артистов цирка. После съемок Гриценко позвонил Веснику, поблагодарил и признался, что едва он начинал идти «иноходью», как мгновенно и легко настраивался на роль, что очень важно для всякого артиста.

29.09.2019 19:00, izbrannoe.com


Химия еды

Эксперименты великого химика

Дмитрий Иванович, выросший на вольном деревенском воздухе под Тобольском, всю жизнь помнил, как в доме пахло матушкиными пирогами, только что вынутыми из печи. И потому томился в городе, подумывая о доме в деревне, семейном гнезде, где носились бы дети и где можно было бы отдохнуть душой и телом. Забот Менделеев не боялся — трудолюбием отличались оба его родителя, наградив им младшего сына сверх всякой меры.

28.04.2019 19:00, Инна Садовская, story.ru


Товарищ Саахов, дантист Шпак и Карабас-Барабас

Вспоминаем лучшие работы выдающегося актера

На 97 году жизни скончался актёр, народный артист СССР Владимир Этуш. По словам его дочери Раисы, причиной смерти стали проблемы с сердцем. За свою жизнь Этуш сыграл более 60 разных ролей в театре, ещё десятки — в кино. Советского зрителя он удивлял широтой своего репертуара: ему одинаково удачно удавалось изобразить как комедийных, так и трагических персонажей.

11.03.2019 19:00, Иван Штейнерт, diletant.media


Воспламеняющие ухо

Языковые конфликты по Максиму Кронгаузу

«Известно, что язык должен нас объединять. Не менее часто мы сталкиваемся с тем, что язык нас разъединяет», — с этих слов начал свой доклад на конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» лингвист Максим Кронгауз. В своем выступлении он рассказывал о конфликтах, источником которых можно назвать «сам язык», и о том, как их можно классифицировать. На выступлении ученого побывала корреспондент «Чердака», а после задала лингвисту несколько вопросов.

06.03.2018 13:00, Алиса Веселкова, chrdk.ru


Памяти Эльдара Рязанова

29 ноября 2015 года умер российский режиссер Эльдар Рязанов

Он снял около тридцати художественных фильмов, большинство из которых стали по-настоящему всенародно любимыми. Вот уже 40 лет вся страна встречает Новый год под любимую «Иронию судьбы». Фильмы Эльдара Александровича разлетелись на многочисленные крылатые выражения и цитаты. И вряд ли найдется на постсоветском пространстве человек, который хоть раз в жизни не сказал: «Какая гадость эта ваша заливная рыба».

30.11.2015 15:51


Разомкнуть характеристики человека

Этой осенью филолог, философ, историк и теоретик культуры Александр Марков выпустил книгу, само заглавие которой – «Теоретико-литературные итоги первых пятнадцати лет XXI века», сама заявленная постановка в ней основных вопросов вызывающе контрастировали с её на удивление небольшим объёмом в 122 страницы.

06.11.2015 18:00, Ольга Балла


Творческая личность и поведение

5 ноября исполнилось 75 лет со дня рождения Дмитрия Пригова

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940 - 16 июля 2007) был разнообразно одарен и деятелен: поэт, романист, эссеист, художник, инсталлятор, акционист, искусствовед... Он пел, декламировал, снимался в кино, писал статьи, выступал с докладами на конференциях, он был всем, чем может быть творческая личность в современной художественной культуре. Но в нем было еще нечто, точнее, некто – сама творческая личность как не только субъект, но и предмет творчества. «Дмитрий Александрович Пригов» – создание художника-человекотворца Дмитрия Александровича Пригова.

05.11.2015 17:00, Михаил Эпштейн


Александр Чанцев: «Самая маленькая пуговица на сюртуке из снов»

Этой весной вышла книга постоянного автора «Частного корреспондента» Александра Чанцева «Когда рыбы встречают птиц: книги, люди, кино», объединяющая эссе, литературную критику, статьи о кино и музыке, авторские беседы с писателями, учеными, журналистами и музыкантами. Писатель Дмитрий Дейч (Тель-Авив) поговорил с автором о дзэнских практиках, эстетике политики, японской телесности, чтении в эпоху Фейсбука и о том, как все же устроена эта книга.

27.08.2015 14:50, Дмитрий Дейч – Александр Чанцев


Николай Кононов: «Индивидуальные формы языка никому неподвластны»

Беседа с утонченным стилистом, прозаиком, поэтом и арт-критиком из Санкт-Петербурга Николаем Кононовым

Поэзия важнее всего, она одна – способ всеобъемлющего понимания, без нее все остальное – сумерки и недоступность, острова безопасности, банальность. В ней заключен язык, и она сама его порождает, посему проза и все другое – проистекают только из нее.

13.07.2015 18:00, Александр Чанцев






 

Новости

Умер художественный руководитель Ленкома Марк Захаров
Умер художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров.
«Викимедиа РУ» подготовила рекомендации по «Открытому наследию»
В рамках проекта «Открытое наследие», выполняемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в 2018—2019 годах НП «Викимедиа РУ» совместно с Ассоциацией интернет-издателей проведено исследование причин, препятствующих публикации в открытом доступе культурного наследия России.
Подведены итоги второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019»
Подведены итоги и награждены победители и призёры второго этапа конкурса «Общественное достояние — 2019», проходившего с 1 июня по 14 июля 2019 года. Призовой фонд мероприятия, проводившегося некоммерческим партнёрством «Викимедия РУ» в рамках проекта Ресурсный центр «Открытое наследие» за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, составил 201 000 рублей.
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» про писателя Владимира Сорокина
Вышел трейлер документального фильма «Сорокин трип» — о русском писателе, драматурге и художнике Владимире Сорокине. Картина появится в прокате с 12 сентября.
Ресурсный центр «Открытое наследие» в Анапе
1 августа 2019 года в стенах Центральной библиотеки города Анапа прошла презентация ресурсного центра «Открытое наследие» для представителей библиотечного сообщества муниципального образования города-курорта Анапа. Пред представителями 29 филиалов Централизованной библиотечной системы выступили представители НП Викимедиа РУ Станислав Александрович Козловский и Дмитрий Александрович Жуков.

 

 

Мнения

Иван Засурский

Мать природа = Родина-Мать

О происходящем в Сибири в контексте глобального экологического кризиса

Мать природа — Родина-мать: отныне это будет нашей национальной идеей. А предателем будет тот, кто делает то, что вредит природе.

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.