Подписаться на обновления
20 маяПонедельник

usd цб 64.6327

eur цб 72.2464

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Игорь Манцов   понедельник, 10 июня 2013 года, 11:30

Сигнальные огни на болоте
Беседа с кинокритиком Еленой Михайловной Стишовой


Фото: clara-orozco/ deviantart.com
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Документальное кино компенсирует отрыв игрового кино от реальности, каковой наблюдается не только в России — весь мир с подачи Голливуда наводнен целлулоидными страстями, симулякрами, гомункулусами. Но пипл хавает, стало быть, продолжение нам гарантировано.

Манцов: Елена Михайловна, давно мы не говорили с Вами о кинопроцессе. Правда, я-то смотрю кино урывками, по случайности, а Вы систематически. Расскажите о сильных впечатлениях, о тенденциях и о том, что, может быть, вызвало тошноту.

Стишова: Блин, ну и вопросы ты задаешь! На диссертацию тянут. Если про наше кино, то впечатлений негусто. Нравится фильм Хлебникова "Долгая счастливая жизнь"- по режиссуре и по тенденции, но метафизического плана там нет, да и не нужен он там, а я только потому и люблю кино, что ему дано, как ни одному другому искусству, посылать нам сверхсмыслы помимо воли и контроля автора. Такое кино в мире практически перевелось, высокие технологии его сожрали, да, похоже, не осталось больших идей в ойкумене.

Сегодня документальные проекты куда интереснее и ярче игровых. Позавчера смотрела по телеку американского "Кеворкяна "- сильное впечатление и тяжкое. Трилогия Ульриха Зайдля была в нашем прокате. Жаль, не было «Славы блудницы» Главоггера. Это грандиозный эпос о второй древнейшей. Люблю «Антиподов» Косаковского.

Где бы я ни была, стараюсь не пропускать док-кино. Думаю, оно компенсирует отрыв игрового кино от реального, каковой наблюдается не только в родных пенатах - весь мир с подачи Голливуда наводнен целлулоидными страстями, симулякрами, гомункулусами. Но пипл хавает, стало быть, продолжение нам гарантировано.

Вернемся к метафизике. Мне очень понравилась "Елена" Звягинцева. Режиссер, от которого меньше всего ждали интереса к нашим умонепостигаемым реалиям, приблизился к ним, как никто другой из коллег-современников.

Сверхсмысл фильма уже во время просмотра сложился у меня в шевчуковскую формулу: предчувствие гражданской войны. Звягинцев - художник мистический, но именно он схватил интеграл постсоветской реальности, наконец-то навел на нее фокус, что было нерешаемой задачей для нашего кино на протяжении последних двух десятилетий. Кстати, вот тебе загадка абсолютно метафизическая, иного объяснения не имеющая.

Ты говоришь о тренде. Он обозначился у Хлебникова и Звягинцева - поворот к действительности в ее реально драматическом, социальном срезе. Социалки наше кино боялось, как черт ладана. Это как раз понятно. В свое время мы ее переели.

Правда, подобные повороты - к реальности - уже были, но развития не имели. Мне кажется, точка невозврата пройдена. Хотя и тут бабушка надвое сказала. Наше кино не зажигает! Вот почему такое ликование вокруг "Легенды №017"? В этом кино есть реальный драйв, азарт, адреналин, наконец; что бы там ни шипели адепты "хорошего вкуса".

А что реально изумляет, так это продукция типа «Елок».

Манцов: Мне очевидно, что так называемые кинематографисты распоясались. Недавно написал в фейсбуке, что «люди действия», и вдобавок без мозгов, без склонности к мысли и анализу, поработили страну, и что эти люди в разных сферах нашей теперешней жизни с одинаковым всесокрушающим успехом продуцируют/распространяют Глупость.

У Слуцкого, кстати – вот только сейчас вспомнил – был такой грандиозный стих в позднесоветскую эпоху:

Люди сметки и люди хватки
Победили людей ума,
Положили на обе лопатки,
Наложили сверху дерьма.
Люди хватки, люди смекалки
Точно знают, где что дают,
Фигли-мигли и ёлки-палки
За хорошее продают.

Так вот, практически через минуту после опубликования поста - я даже компьютер выключить не успел - является с комментариями некий человек, которого я лично не знаю, который и во френдах-то у меня не состоит, с едва ли не оскорблениями в стиле: «Печальная у Вас судьба, ничего-то в жизни не добились и теперь словами пытаетесь неудачу замазать, но не выйдет».

После-то мне объяснили, что это какой-то кинорежиссёр среднего возраста и средней руки, много лет выдающий на гора безуспешно/подражательное жанровое говнецо. Поразительно, человек отслеживает мои публикации, где я, кстати, достаточно откровенно описывал череду своих социальных провалов!

Думаю, где-то там их целая гоп-компания: унылых успешных производителей непотребства.

Его агрессивная реакция меня откровенно порадовала (после того, как узнал, что тут не досужий наблюдатель, а именно что поставщик дерьмеца на внутренний рынок): вся их социальная группа бессознательно страдает, комплексует; знают ведь цену своему художеству, а потому бесятся, бесятся по факту любой независимой экспертизы.

Я ведь про дерьмо давно перестал писать, да, в сущности, никогда и не писал, но почему-то – нищий и провинциальный, с «печальной судьбой» - вызываю у них бурную реакцию. Чего проще: не знать меня, не читать. Или читать так, как я сам себя предъявляю: в качестве среднестатистического зрителя/заказчика, давно - что важно! – не получающего за свои рецензии ни копейки.

Ан нет, тянутся ребята к правде. Бессознательно тянутся.

К фильмам мы ещё вернёмся, сейчас хотел бы предложить тему экспертизы. Думаю, основная проблема нашего теперешнего кино в том, что квалифицированная неангажированная экспертиза давно кончилась. До сих пор перечитываю рецензию Майи Туровской конца 50-х, где она весьма жёстко, но справедливо пишет про смысловые сбои – и где бы Вы думали? – в картине Калатозова/Урусевского «Летят журавли»!

Картина стала нашим единственным победителем в Канне, вдохновила десятки режиссёров на работу в советском кино, но это не помешало советским издателям и самой Туровской – перепечатать весьма жёсткую рецензию в книжке середины 60-х. Всего лишь эпизод, но весьма показательный.

Теперь же любой производитель «фиглей-миглей и ёлок-палок» культивирует борзоту после очередного закономерного провала своей дребедени. Причём обижается даже тогда, когда ты вовсе его не трогаешь, не знаешь даже его имени; всего-навсего нахваливаешь две-три картины его российских коллег/современников.

Повторюсь, даже когда выступаешь с позиции рядового неангажированного/непроплаченного зрителя/заказчика, эти – бесятся. Как выяснилось.

Самое неприятное: они и не готовы, и неспособны к сотрудничеству, как это зачастую было в советские времена. Готовы только раздувать щёки. И всё меряют баблом, социальным успехом.

Стишова: Твой негативный пафос против дерьмеца абсолютно разделяю, но признаюсь, что, насилуя себя, из последних сил пытаюсь быть корректной. Тебя особо возмущают "так называемые" режиссеры. А меня - так называемая "либеральная интеллигенция", уверенная в том, что уж она-то знает и кто виноват, и что делать.

Вымолвив сей пассаж, вступаю на минное поле, в меня летят гнилые помидоры. Наш понятийный аппарат, как ты знаешь, резко поменял привычные коннотации. Сегодня нет более опасных слов, чем либерал и патриот. Ставших к тому же антонимами. Опускаю сюжет этого лингвистического происшествия. Продолжу. Так вот, более буржуазной публики в самом вульгарном смысле этого понятия, чем те, кто присвоил себе либеральную риторику, я просто не знаю. Истоки мне ясны, но от этого не легче. Смотришь, как люди, позиционирущие себя в качестве либералов, бесстыдно ведутся на бабло, приворовывают втихаря, зачищают пространство для своих, - и аж сердце ломит.

Намедни я прочитала, что Бродский, став Нобелевским лауреатом и мишенью для щедрых грантов, вдруг испугался этого денежного потока. И поставил заслон. Понимал, наверное, что от сытости дар ржавеет. Вот тебе отзвук православного нестяжательства, хотя Бродский был агностиком, далеким от любых конфессий.

Что же до экспертизы, то на этом поле работают в основном непрофессионалы. Они заполонили весь интернет. А у читателей нет критериев, они не отличают истинную аналитику от безбашенного зубоскальства. Да ладно бы юзеры, ведь даже заказчики текстов малограмотные.

Обрати внимание: экспертиза давно не нужна даже мастерам. Потому что эта экспертиза в том же Минкульте, где она могла бы стать реальной силой, - чистая условность. Непрофессиональная экспертиза решает, кому открыть финансирование. Это еще одна грань коррупции. И общественность смирилась.

Отношения внутри сообщества порушены, связка «фильм-критика» не работает. Помнишь, еще в нулевые в «Искусстве кино» была дискуссия про критику - кому и зачем она нужна? Сегодня разговор на эту тему неуместен. Тем не менее, заметь - талантливые профессионалы есть. Но общей картины сей факт не меняет. Балуясь критикой, надо иметь другую работу, которая кормит. Зарабатывать критикой, быть фрилансером - нынче это роскошь, практически никому не доступная.

Манцов: Я не согласен с Вами в том отношении, что технологии сожрали сверхсмыслы; ну, разве только у нас в России. В той же Америке кино тотально умное. Купил на пробу десяток уценённых американских картин, что называется, «из корзины», из которой даже и за копейки наш потребитель их брать не хотел. Так вот, все десять картин оказались по-настоящему классными, умными. И, кстати, это были главным образом малобюджетные вещи на тему инициации.

А здешнюю ситуацию спасла для меня лента Никоновой/Дыховичной «Портрет в сумерках», не устаю это повторять. Я же фактически перестал писать про кино, решил окончательно с этой сферой деятельности распрощаться, как вдруг попадается это фактически чудо.

И я понял тогда, что всё только начинается, что можно заново себя в этом киношном мире выстраивать.

Или вот как-то смотрел по телевизору куски из последнего фильма Никиты Михалкова, удивлялся. Это кино страшно разругано, но не описано, не разобрано, а ведь там есть любопытные намёки на новое качество кинематографического мышления! Китч, но может, нам его и надо?

Вот что Вы думаете об этом произведении? Стоит его посмотреть целиком, да ещё и обе части?

Стишова: Смотреть надо непременно все. Ведь мы все-таки профи, как никак. К тому же, ты прав, этот колосс не удостоен мало-мальского разбора. Да, там есть хорошо поставленные массовые сцены. К примеру, эпизод штурма цитадели. Людей, вооруженных палками, посылает на бой недрогнувшей рукой тот же Котов. И никакой тебе огневой поддержки. Режиссер утверждает, что опирался на свидетельства участников такого боя, настаивает на документальной праоснове всей картины.

Я не спорю - на той войне такое было, о чем мы еще не знаем, а, может, и не узнаем никогда. Да и аллюзия на Толстого большими буквами прописана: это же "дубина народной войны". К тому же эпизод можно прочитать как ссылку на былинные времена, когда палица, она же дрын, была реальным оружием. Михалков эффектно разыграл этот троп. Но не дал оснований принять дилогию как стилизацию под фольклорный эпос.

Фильм удручающе фальшив по всем статьям: и по ситуациям, и по актерским партиям. Державник, монархист, а стало быть, патриот показывает народ-богоносец как стадо трусливых фриков, годных разве что на пушечное мясо.

В авторской палитре Михалкова никогда не было такой фундаментальной для русской культуры ценности, как боль и сострадание. Это заметил и об этом написал Анатолий Эфрос, когда после «Неоконченной пьесы» молодой режиссер был на пике славы. Время показало, что этот мастер ничего не понимает про свой народ, хотя, желая быть ближе к народу, щедро продувает матерком фонограмму. Хотел казаться социально близким. Но не случилось. Интересно, читал ли он Астафьева «Прокляты и убиты»? Великий, великий роман о войне.

И потом, эта, мягко говоря, неудача дороговато обошлась налогоплательщикам.

Про «Портрет в сумерках» с тобой совпадаю. Кстати, мало кто заценил это кино. Мы не считываем смыслы, у нас не укорененные. Увы, мышление у нас глубоко феодальное. В последние годы архаизация нарастает со страшной скоростью. Поэтому я не уверена, что этот неробкий росток прорастет. Разве что сама Никонова разовьет неблизкий нам дискурс в новой работе.

Манцов: Мне странно, что Вы, оценив «Портрет…» наперекор общественности, следом употребляете местоимения «мы» и «у нас»!

Зачем склеиваться? Вот лично Вы, Елена Михайловна Стишова, - считываете смыслы, и мышление у Вас, получается, не феодальное. Ну, а если лично у Вас в сознании смыслы укоренились, не давайте же ИМ шанса - макнуть себя лицом в ту архаику, которая для НИХ естественна, непостыдна.

Что касается Михалкова. Меня настолько впечатляет лютая солидарная злоба общественности по отношении к нему – человеку вроде бы верноподданному, но парадоксально/героическим образом ни с кем не склеившемуся – что я стал почитать его за бога индивидуализма.

Слава Михалкову, Богу Русского Индивидуализма!

Никита Сергеевич, будьте верны одному себе и одной своей программе, какою бы она ни была!!

Хотя, конечно, он делает одну вещь, которая мне решительно неприятна: лезет куда-то в Прошлое, в царское или советское, да всё равно; и к тому же просаживает большие деньги, давая повод обвинять себя в растратах. Ему, по совести, надо бы делать чуточку злые, вроде «Родни», копеечные картины о российской современности!

Делать быстро, одну за другой; быстрее даже Сокурова. Вот пусть Сокуров теперь подсаживается со своей тотальной культурологией книжной на бюджеты, а Михалкову надо бы подсаживаться на парадоксально/гротесковые современные сюжеты!

Но не понимает он, не понимает. Я его за это непонимание сам иногда ненавижу. Он ведь профессиональнее всех тутошних нынешних; только взялся бы за современные сарказмы – сорвал бы банк.

Стишова: Не боись, никто меня не макает. А по поводу "мы" - ты прав. Дань нашему гребаному "коллэктивизму", нашей соборности. "Я" у нас не приветствуется. Считай, так сработал аппарат стихийного конформизма.

Теперь к нашему герою. Понимаешь, публика чует его невыносимую фальшь. С некоторых пор его фильмами восхищаются лишь две категории зрителей: льстецы, от него зависящие, или люди с безупречно дурным вкусом. Ведь он имитирует все, кроме злобы. Это у него искренне выходит.

Беда в том, что Никита Сергеевич всерьез проникся своей мессианской ролью в русской культуре и, боюсь, не только в культуре. Бери шире. На соловьевском «Поединке» он не постеснялся показать клип с обширными цитатами из «Цитадели». В контексте клипа Михалков-Котов это Тот, Кто спасет Россию, прямо Георгий Победоносец. Он-то и снесет голову дракону либерализма, погубителю всего нашего святого. Как с таким самоощущением снимать что-то иное, окромя нетленки-эпохалки?

Манцов: Думаю, нужно бороться за Художника, ориентировать его. Возвращаюсь к началу нашего собеседования: проблемы с экспертизой, кинематографисты настолько поверили себе и в себя, что караул. И те поверили, которые ничего кроме дерьмецца никогда не производили и не произведут, и реально сильные творцы вроде Михалкова поверили тоже.

А всё-таки, повторюсь, мне нравится, что он вызывающе – один против почти что всех. Очень нравится!

Но Вы ждёте чего-нибудь от кинематографа российского для себя лично? В экзистенциальном, что ли, ключе Вы его воспринимаете? Или отсматривать его образчики – такая профессиональная повинность, и только?

Стишова: Игорь, окстись, это иллюзия, что Михалков один против всех. Он с власть предержащими, с богатыми и знаменитыми, с теми, у кого сила. Что же до профессионального сообщества. Не стану об этом, сказано уже.

Есть такой тип личности, для кого все окружающее человечество делится на две группы: на тех, кто зависит от него, и на тех, от кого зависит он. Первую группу требуется максимально расширить, вторую сократить до минимума. Про авторитеты, про уважение, привязанности и прочие сантименты речь не идет. Какими же способами ты хочешь бороться за Художника, вернуть его на путь истинный?

Об ожиданиях. Жду, когда творцы перестанут бояться реальности, овладеют ею и вознесутся над ней.

Про экзистенциальное кино. Да практически весь Балабанов, исключая «Жмурки» и «Мне не больно», - кино экзистенциальное. Звягинцев к такому кино расположен. Сигарев, Федорченко, Мамулия, Лозница - они еще скажут свое слово. И будет тебе, Игорь, счастье!

Манцов: А мне наоборот, очень нравились у Балабанова именно «Жмурки» с «Мне не больно»! Может, только они и нравились; впрочем, со временем всё нужно перепроверять/пересматривать.

Счастье, впрочем, не в кино. Мне и с этим, нынешним нашенским, средней паршивости – неплохо. Я же ведь в него не влипаю.

Я иногда в американское или, там, британское кино влипаю. Вот где счастья-то немеряно!

Кстати, вчера президент Владимир Путин провёл совещание по проблемам киноиндустрии. Власть озаботилась: даём, дескать, деньги, даём, а кино хреноватое, дерьмоватое по большей части кино!

Скоро и приоритеты, и тренды поменяются. Скоро поменяется всё. Жизнь в России застоялась, стала попахивать. Болото попытаются ликвидировать. Какая-то движуха непременно начнётся. Надеюсь, ситуация не станет глупее, чем была. Куда уж глупее-то?




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля

Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любопытных и многообещающих новинок мирового авторского кино.

18.05.2019 19:00, Павел Орлов, tvkinoradio.ru


Любовь и смерть

7 фильмов о простых людях в Великую Отечественную войну

Фильмы про Великую Отечественную войну — стратегически важный жанр отечественного кино. Десятилетиями советские и российские кинематографисты снимали фильмы-эпопеи, в которых крупными мазками изображали события, проложившие путь к Победе. Однако показать не величие, а трагедию войны лучше всего удается картинам о личных историях обычных людей. Вместе с журналом «Искусство кино» T&P собрали 7 фильмов о том, как война повлияла на судьбу простых советских граждан.

11.05.2019 19:00, theoryandpractice.ru


Дорогу осилят

Уикендовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

06.05.2019 19:00, Александр Чанцев


Новая волна

20 течений, изменивших кинематограф

Любой, кто интересуется кино, наверняка слышал о французской новой волне и может быть даже смотрел что-то из Годара. Но даже те, кто смотрел условного Пак Чхан Ука или Ким Ки Дука зачастую не знают, что и они принадлежат каждый к своей волне, а таких волн кинокритика насчитывает множество и география их весьма широка: от весьма кинематографичных стран вроде Италии и США, до вполне неожиданных в подобном списке Румынии или Ирана. Попробуем разобраться в происхождении этих волн и что «нового» они принесли в мировой кинематограф.

04.05.2019 19:00, cameralabs.org


Юрий Быков: «Я бы талант поменял на смелость»

Режиссер о человечности и принятии своего пути

С Юрием Быковым я познакомилась на съемках сериала «Спящие», где работала ассистентом по работе с актёрами. Каждому, кто следит за творчеством Быкова, известно, что этот режиссер снимает в основном мужское кино, поэтому девчонке поработать с таким мастером — большая удача, но также и проблема. Помимо всего прочего, меня жутко интересовало, насколько честность и человечность, транслируемые в его работах, соответствуют его внутреннему миру и не является ли это обычным пиар-ходом.

27.04.2019 19:00, Анна Шкиль


Неутомимые «Мстители»

Гид по 41-му Московскому международному кинофестивалю

В 2018 году из-за футбольного чемпионата мира ММКФ сдвинули с июня на апрель 2019. Новые даты проведения прижились ── 41-й по счёту фестиваль откроется 18 апреля и продлится ровно неделю. Зрителей ждут предпремьерный показ заключительного эпизода блокбастера «Мстители: Финал», ретроспективы итальянского, венгерского и турецкого кино, программы Одесской киностудии, Ленфильма и ВГИКа, отмечающих 100-летие, а также спецпоказ считавшейся утраченной дебютной ленты Дзиги Вертова «Годовщина революции».

20.04.2019 16:00, Павел Пересветов


Говорите, вас слушают!

20 фильмов, построенных на гениальных диалогах

Искусство построения диалога – одно из самых непростых умений, которым необходимо овладеть сценаристу. Из-за недостатка информации события фильма могут остаться непонятыми, а избыток информации в диалоге лишает зрителя всякого интереса. На самом деле кинематограф богат картинами, в которых основной упор сделан на речевых актах героев. Мы предлагаем список 20 фильмов, которые фильммейкеры построили почти исключительно на диалогах персонажей. О визуальной составляющей и актёрском мастерстве тоже не забыли.

05.04.2019 19:00, Cameralabs


10 культовых фильмов, которые признали шедеврами мирового кино

Рейтинг неподражаемых картин

Зачастую культовые фильмы ассоциируются с низкосортными полуночными размышлениями эксцентричных режиссёров, работы которых — за очень немногими исключениями — трудно назвать настоящими шедеврами.

30.03.2019 19:00, cameralabs.org


Весенний киногид

5 самых ожидаемых кинопремьер весны

В детстве каждый из нас смотрел захватывающие мультфильмы. А теперь в мультипликационных героев превращаются звезды полнометражного кино. Этой весной нарисованные сказки станут реальностью. Кроме того, зрителей порадуют ремейки знаменитых фильмов. «Частный корреспондент» рассказывает о самых громких премьерах весны.

23.03.2019 19:00, Еркнапешян Марианна


«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса

Прототипом главного героя — газетного медиа-магната Чарльза Фостера Кейна, послужил Уильям Рэндольф Херст, который придумал «желтую журналистику» и в свое время создал целую медиа-империю. К моменту съемок Херст уже знал о планах Уэллса и попытался силами своих СМИ помешать выпустить картину. Впрочем, молодому режиссеру удалось доснять материал и отправить его в прокат, пусть и без планируемого размаха.

22.03.2019 19:00, Мария Молчанова, diletant.media






 

Новости

Нидерланды победили на Евровидении
Победу в международном песенном конкурсе «Евровидение-2019» одержал Дункан Лоуренс из Нидерландов, который исполнил композицию Arcade.
Умер композитор Евгений Крылатов — автор «Крылатых качелей» и «Колыбельной Умки»
Композитор Евгений Крылатов умер на 86-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила его дочь Мария Крылатова.
Creative Commons запускает сервис по поиску бесплатного контента
После более чем двух лет бета-тестирования начал свою работу сервис поиска CC Search, куда уже сейчас включено более 300 миллионов свободных изображений.
Эрмитаж запустил свою Академию — там можно бесплатно изучать искусство и историю
Государственный Эрмитаж запустил собственный образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия». Сейчас на сайте собрано более 100 бесплатных текстов и видео по истории и искусству.
Умер Георгий Данелия
В Москве в возрасте 88 лет умер кинорежиссер Георгий Данелия, сообщает «Новая газета» со ссылкой на его родных.

 

 

Мнения

Сергей Васильев

«Так проходит мирская слава…»

О ситуации вокруг бывшего министра Михаила Абызова

Есть в этом что-то глобально несправедливое… Абызов считался высококлассным системным менеджером. Именно за его системные менеджерские навыки его дважды призывали на самые высокие должности.

Сергей Васильев, facebook.com

Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский

Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.