Подписаться на обновления
16 ноябряПятница

usd цб 66.6159

eur цб 75.5358

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Richard Poynder   четверг, 30 августа 2018 года, 13:00

Шесть вопросов об открытой науке. Часть 1
О недоверии к ученому сообществу, открытом лицензировании и «бронзовом» открытом доступе


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки Ричард Пойндер рассказал о том, какие проблемы переживает современная система научной коммуникации, может ли «бронзовый» доступ называться открытым и как различные дисциплины влияют на развитие движения.

Почему общество нуждается в открытой науке?

— Распространено мнение (по крайней мере, среди российских исследователей), что у научного сообщества есть доступ ко всем необходимым материалам. Обывателям же эта информация неинтересна, поскольку они не могут понять её и использовать. Почему общество нуждается открытой науке?

— Я полагаю, что это распространенная точка зрения среди исследователей во всем мире. Многое было сказано и написано о том, почему мир нуждается в открытой науке, но я выделяю две главные причины: прозрачность и эффективность такой практики.

Прозрачность важна уже хотя бы потому, что в настоящее время наука столкнулась с серьезным кризисом доверия. Из-за нескольких причин, в том числе из-за так называемого кризиса воспроизводимости (его также называют кризисом репликации). Помимо этого, мы наблюдаем рост недобросовестных исследований и сомнительных научных практик, что, конечно, также связано с кризисом воспроизводимости.

Недоверие к науке и ученым в обществе растет. Кроме того, люди теряют веру в профессионалов — об этом феномене заявил британский политик Майкл Гов (Michael Gove). Из-за эмоций, предрассудков и идеологии люди часто искажают факты, поэтому общество начинает сомневаться в беспристрастности ученых. Росту недоверия к ученым способствовала и полемика вокруг вакцины MMR, и ложные заявления об эффективности препаратов вроде Vioxx (в данном инциденте было также замешано научное издательство Elsevier, оно выпускало фейковые журналы с целью продвижения препаратов), и исследования по поводу генетически модифицированной пищи. К сожалению, такое недоверие к ученым может иметь серьезные последствия. Так, мы наблюдаем разрыв между общественностью и учеными по поводу креационистских концепций эволюции. Особенно он заметен в США. Кроме того, именно из-за недоверия к ученому сообществу люди не прислушиваются к предупреждениям о глобальном потеплении и изменении климата.

Повышение доверия

Мы надеемся, что открытая наука и большая прозрачность, которую она обеспечивает, повысят уровень доверия к ученым. Если бы все данные, собранные во время исследования, были бесплатно доступны онлайн, научные результаты можно было бы проверить — так люди убедились бы в достоверности проведенного исследования.

Если мы говорим о более широком понятии открытой науки, а не только об открытом доступе и открытых данных, то я должен отметить, что предварительная регистрация исследований увеличит прозрачность исследовательского процесса. Благодаря предоставлению общественности доступа к информации о тестированиях уменьшится число неэтичных практик вроде коррекции гипотез после получения результатов (англ. HARKing) и умышленной подтасовки данных (англ. P-hacking).

В некоторой степени открытая наука также поможет справиться с проблемой предпочтения позитивных публикаций — негативные или нулевые результаты сегодня куда труднее опубликовать, чем позитивные. Из-за этого многие фармацевтические компании получают возможность рекламировать некачественные препараты, поскольку уверены, что результаты их тестирований найти не удастся.

Мы также надеемся, что вскоре ученые будут открывать весь исследовательский процесс, например, посредством открытой публикации исследовательских записей (англ. open notebook science techniques), что тоже повысит прозрачность науки. Такой опыт уже был у Жан-Клода Бредли (Jean-Claude Bradley) десять лет назад.

Если бы все научные статьи и данные были бесплатно доступными онлайн (в том числе нулевые результаты), то ученым не приходилось бы тратить денежные средства впустую, на повтор уже проведенных ранее исследований. Это, разумеется, повысило бы эффективность науки. Открытые данные также позволили бы проводить смежные исследования между научными дисциплинам, что повысило бы вероятность получения положительного результата.

Наконец, если бы все научные статьи и данные были доступными бесплатно, у нас появилась бы возможность использовать компьютеры для интеллектуального анализа текста и данных (англ. text and data mine, TDM). Компьютеры оказали бы существенную помощь исследователям, или, как утверждают некоторые специалисты, вовсе смогли бы делать научные открытия самостоятельно.

Возвращаясь к вопросу о доступе к исследованиям для широкой общественности. Я полагаю, рост гражданской науки показывает, что общество не нуждается в доступе к научным публикациям или не может их понять. Большая часть исследователей, связанных с гражданской наукой сегодня, — не более чем добровольцы для черновой работы (подсчета бабочек, жуков или птиц, просмотра фотографий галактик на компьютере), которые потом передают свои результаты ученым в лабораториях. Иными словами, «настоящей» наукой по-прежнему занимаются профессионалы. Однако я надеюсь, что граждане вскоре тоже смогут принят в этом участие — даже те, кому всего 9 лет.

Открытое лицензирование и «бронзовый» открытый доступ

— Такие базы, как Web of Science (WoS) и Scopus, теперь ставят отметки о том, находятся статьи в открытом доступе или нет, но многие издатели открывают материалы на короткий промежуток времени и потом закрывают их снова. Перемена статуса статьи с открытого на закрытый вводит в заблуждение читателей, а также создает неопределенность относительно текущего состояния открытого доступа в различных дисциплинах. Требует ли открытый доступ использования открытых лицензий? Можем ли мы назвать «бронзовый» доступ открытым?

— Вы упомянули несколько серьезных проблем. Термин «бронзовый открытый доступ» (англ. bronze OA) впервые появился в статье, опубликованной в PeerJ в 2018 году. Проблема временного перехода статей в открытый доступ (который возможен, если работа была опубликована не под лицензией) была затронута Стивеном Харнадом (Stevan Harnad) еще в 2006 году. Он назвал этот процесс «игрой в прятки с открытым доступ» (англ. peek-a-boo OA). То, что проблема 2006 года актуальна по сей день, показывает, как много проблем открытого доступа существуют в течение долгого времени и насколько трудно их разрешить.

Однако является ли «бронзовый» доступ действительно открытым, и нуждается ли открытый доступ в использовании открытых лицензий? Это зависит от вашей точки зрения, от того, что вы понимаете под открытым доступом.

Когда участники Будапештской инициативы открытого доступа (BOAI) 2002 года утвердили термин «открытый доступ» и дали ему определение, они не обозначили использование лицензии в качестве обязательного условия публикации произведений в открытом доступе. В современном определении открытого доступа не хватает двух важных характеристик — оперативности и постоянности.

Так, согласно BOAI, под «открытым доступом» подразумевается «свободный доступ к рецензируемой научной литературе через интернет и право каждого пользователя читать, загружать, копировать, распространять, распечатывать, искать полнотекстовые статьи или делать ссылки на них, проводить поиск роботами-индексаторами, вводить текст материалов как данные в программы или использовать для других законных целей при отсутствии финансовых, правовых и технических преград, за исключением тех, которые регулируют доступ к интернету». 

Хотя BOAI предполагает, что издатели «будут использовать авторское право и другие механизмы, чтобы обеспечить постоянный открытый доступ ко всем статьям, которые они публикуют», данное условие не упоминается в самом определении открытого доступа. Более того, как я сказал, ни одна конкретная лицензия там не называется.

Сегодня сторонники открытого доступа утверждают, что определение BOAI подразумевает использование наиболее свободной лицензии Creative Commons (CC BY). Но не все с этим согласны. Возможно, проблема заключается в том, что на момент встречи BOAI в 2002 году лицензий Creative Commons еще не существовало.

Однако я считаю, что более серьезная проблема — отсутствие официальной организации или фонда, которые отслеживали бы использование материалов в открытом доступе. О ней я говорил еще в 2006 году.

Такие упущения в определении открытого доступа позволяют издателям заявлять, что статьи находятся в открытом доступе, хотя в действительности это не так. Обратите внимание на определение, которое дает открытому доступу издательство Springer Nature: открытый доступ — это «бесплатный, неограниченный онлайн-доступ к результатам исследований, научным статьям и книгам. С контентом, находящимся в открытом доступе, можно ознакомиться бесплатно». Определение открытого доступа Springer Nature кажется упрощенной версией варианта, данного BOAI.

Проблема лицензирования становится еще сложнее в случае «зеленого» открытого доступа. Поскольку издательства получают исключительные права на статьи, которые публикуют, они могут наложить на них эмбарго или отсрочить момент, когда работы должны перейти в открытый доступ. Поэтому «зеленый» открытый доступ не может гарантировать пользователю возможность ознакомиться с произведением немедленно. Более того, издатель сохраняет почти полный контроль над материалом.

Таким образом, термин «открытый доступ» может пониматься по-разному, а произведения, опубликованные в «бронзовом» открытом доступе, могут быть переведены под закрытые лицензии по желанию издателя.

— Существуют ли различия между развитием открытого доступа в научных дисциплинах? Если да, в каких именно? Например, существует полезный сервис, который активно используют физики и математики — arXiv. В то время как исследователи гуманитарных наук, по-моему, не мотивированы публиковать препринты и использовать репозитории.

— Да, между научными дисциплинами имеются различия, и я полагаю, что открытый доступ действительно должен развиваться по-разному в разных научных областях. Различия часто бывают заложены исторически. Ученые-физики распространяли препринты задолго до появления интернета, так что arXiv стал естественным продолжением практики обмена работами, что и дало преимущество этому репозиторию. С другой стороны, в инженерных науках страх кражи патентов и другой интеллектуальной собственности, по-видимому, затрудняет развитие открытого доступа.

Ученые в других областях — биологии и биомедицине — сопротивлялись даже ранним инициативам в области открытого доступа. Они закрыли сервис препринтов, который существовал еще до интернета и был разработан Национальным институтом здравоохранения США (NIH) в 1960-х годах.

Вторая инициатива NIH, направленная на создание сервиса для публикации работ по биологическим наукам, даже не была реализована. В 1999 году директор NIH Харольд Варгас (Harold Varmus) предложил создать E-BIOMED. Резкая критика со стороны издателей привела к отмене препринтов в E-BIOMED, а упрощенная версия этого сервиса была запущена PubMed Central только в 2000 году.

В некоторых случаях открытому доступу препятствует сочетание исторических и методологических различий между дисциплинами. К примеру, в гуманитарных науках особенности исследований и их основной формат — монографии — затрудняют прогресс открытого доступа. Книги не поддаются цифровому распространению столь легко, как научные статьи: они длинные и неудобные для онлайн-чтения. Помимо этого, аргументы, которые приводятся в работах ученых-гуманитариев, часто субъективны.

Наиболее важной проблемой в области открытого доступа для таких дисциплин является лицензирование. Это стало особенно очевидным, когда институты и спонсоры заявили, что произведения в открытом доступе должны распространяться под лицензией CC BY. Такое решение спровоцировало появление нескольких проблем для ученых-гуманитариев. Они стали опасаться, что неправильные переводы их работ могут нанести серьезный урон репутации авторов, что аргументы могут быть преднамеренно искажены переводчиком. По этой причине ученые-гуманитарии избегают публикации произведений не только под лицензией CC BY, но и под другими лицензиями, которые разрешают создание производных произведений. Эти проблемы рассматриваются в недавнем исследовании, опубликованном британским Королевским историческим обществом.

Кроме того, многие журналы гуманитарных наук издаются профессиональными сообществами, и их существование зависит от количества подписок. Поскольку финансирование гуманитарных наук сильно ограничено, журналы не могут взимать редакторский сбор за публикацию статьи в открытом доступе. Подробнее об этой проблеме можно прочитать здесь.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Шесть вопросов об открытой науке. Часть 2

О плате за публикацию статей и «зеленом» открытом доступе

Ричар Пойндер, журналист и исследователь концепции открытого доступа и открытой науки, продолжает рассуждать о том, почему ученые отказываются размещать научные публикации в институциональных репозиториях, какое влияние на движение окажет платформенный капитализм и как будет развиваться открытый доступ в ближайшее десятилетие.

31.08.2018 13:00, Richard Poynder


От открытости к качеству

Почему в информационном обществе так важен открытый доступ

«Научный корреспондент» был запущен 3 года назад, с тех пор к проекту присоединилось уже 12 университетов. Рассказываем тем, кто не успел принять участие, в чем смысл проекта и почему открытая публикация выпускных квалификационных работ имеет критическое значение для российской системы высшего образования.

30.08.2018 16:00, Ольга Кареева


«Денег всегда не хватает. Это закон денег»

Интервью с исполнительным директором НЭИКОН о будущем информационного обеспечения науки

Александр Кузнецов: «На наш взгляд, та система доступа к научной информации, которая существует сейчас, несправедлива. Идея открытого доступа не потому хороша, что всё бесплатно и доступно, а потому, что она более честная».

29.08.2018 13:00, Наталия Трищенко


Оперативность, защищённость, качество

Руководитель ГПНТБ России Яков Шрайберг о ключевых условиях развития открытого доступа к науке

Несмотря на то, что открытый доступ уже стал одной из ключевых тенденций развития научной коммуникации, многие его аспекты всё ещё вызывают вопросы и недоверие со стороны научного и библиотечного сообщества. О том, чего не хватает для развития открытой науки сейчас, «Частному корреспонденту» рассказал генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России Яков Леонидович Шрайберг.

27.08.2018 16:00, Наталия Трищенко


Следующее поколение ученых

Интервью с президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским

Наука должна состоять из молодых людей, у которых есть амбициозные проекты, которые стараются на основании источников, экспертизы, данных, общения с практиками выстраивать новую картину мира, искать ошибки в традиционных теориях и делать новые открытия – формировать картину мира ХХI века.

25.08.2018 19:56, Наталия Трищенко


Человек, который вышел из пещеры к свету

Как, когда и почему образование стало для нас ценностью

Мы привыкли к тому, что быть образованным — это правильно. Хорошо, модно и полезно, практически как быть богатым и красивым. Точнее, даже не так — мы привыкли к тому, что это нормально. А вот необразованный человек вызывает у нас недоумение: сразу хочется задать ему вопрос, как же его так угораздило и на что он будет теперь жить. Но на то и существует наука история, сдувающая пыль с прошлого, чтобы лучше понимать настоящее и не без опаски заглядывать в будущее. Как, когда и почему книжное слово и образование превратилось в одну из базовых ценностей?

25.08.2018 13:00, Игорь Лужецкий, knife.media


Научные стратегии

Российские университеты нарастили количество научных публикаций, но снизили их качество

Времена тотального доминирования китайцев в «мусорных» журналах, публикующих за деньги любую «научную» работу, могут остаться в прошлом.

23.08.2018 13:00, chrdk.ru


От образования до развлечений

15 лучших подкастов об образовании и науке

Издание The Mission составило подборку из 15 подкастов о технологиях в образовании, методах обучения, а также интересных взглядах на историю и другие науки.

22.08.2018 16:00, Вероника Елкина, rusbase.com


Образовательные реформы: Гонконг

Открытое образование в Китае

50 лет назад в Гонконге было только два университета и несколько профессиональных училищ. В начале 90-х правительство взяло курс на превращение города-государства в мировой центр науки и образования. Теперь гонконгские институты по праву считаются одними из самых динамично развивающихся. Edutainme разобрался в азиатских тонкостях и узнал, что можно взять на вооружение.

21.08.2018 13:00, Дарья Сухарчук, edutainme.ru


Культура фейка

Ученый Андрей Зорин о том, как проверять факты и каким должно быть образование

Нельзя выбрать профессию на всю жизнь, формула «работать по специальности» давно устарела, обязательных знаний в эпоху интернета не существует, а главная проблема сегодняшних студентов — как отличить факт от фейка, считает литературовед и историк, профессор Оксфордского университета Андрей Зорин. В интервью «Теориям и практикам» он рассказал, что делать с переизбытком информации, какие факультеты должны умереть и почему его исследование эмоциональной культуры касается именно образованного человека.

20.08.2018 16:00, Ильнур Шарафиев, theoryandpractice.ru






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Школьники пострадали в Волоколамске из-за выброса газа на свалке «Ядрово»
Ведомости: более 200 человек собрались у больницы и требуют ввести режим ЧС в школах и детских садах.
Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.