Подписаться на обновления
15 декабряСуббота

usd цб 66.4337

eur цб 75.3890

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
  понедельник, 7 февраля 2011 года, 14:19

Сергей Старостин: «Песня действительно зеркало жизни…»
Признанный авторитет World Music рассуждает о современных проблемах русской народной музыки


Сергей Старостин
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог





В сегодняшней России есть определённое несоответствие в понимании того, что является народным. Дожившие до сегодняшнего дня академические хоры народной песни тоже носят название «народные», однако далеко не все эти хоры действительно исполняют подлинно народные песни.

Прозвище музыканта Сергея Старостина — Дед. Из-за сказовых голубых глаз, седой бороды да из-за любви известного российского собирателя фольклора к старинным музыкальным инструментам. Жалейки, калюки, просвирелки, пыжатки, гусли привозит этот всемирно известный исполнитель и признанный авторитет World Music из глухих русских деревень, чтобы потом колдовать с ними на международных фестивалях и совместных концертах с Инной Желанной, Аркадием Шилклопером, Михаилом Альпериным, Владимиром Волковым, Леонидом Фёдоровым, тувинскими горловиками из ансамбля «Хуун-Хуур-Ту». Зимой этому уникальному музыканту исполнилось 55 лет. «Частный корреспондент» присоединяется к многочисленным поздравлениям.

— Сергей, вы, как этномузыкант со стажем и именем и ведущий телепрограммы «Странствия музыканта», хорошо знаете ситуацию с этномузыкой в России…
— У нас существует несколько направлений этнодвижения, которые почти не смыкаются. Один из них — Российский фольклорный союз, объединяющий группы, исповедующие аутентичное народное пение.

Сергей Летов объясняет, чем импровизации отличаются от дуэтов с музыкантами. И почему с поэтами выступать проще, чем с прозаиками. И о том, почему в России так плохо с джазом.

Среди них есть действительно достойные коллективы («Казачий круг», «Народный праздник», «Веретёнце», «Терем», «Станица», «Воскресенье», «Воля!»), познающие традицию не по учебникам и книжкам, а с помощью проникновения в настоящую певческую среду, в общении с мастерами песенной культуры.

Есть другое направление — музыка для себя и иногда для сцены. В основном она базируется на представителях кельтской культуры. В России на сегодня огромный пласт кельтоманов, играющих на кельтских инструментах, слагающих кельтские баллады и чувствующих себя в этом материале прекрасно. Это вроде бы замечательно, но трудно представить, что где-нибудь в Дублине или Эдинбурге было больше групп, играющих русскую музыку на русских инструментах, чем ирландских или шотландских. Это странно!

Результат, который мы имеем сейчас, был запрограммирован подменой понятий того, что является истинной народной культурой. Историческая ошибка политики государства в области культуры в том, что корневая народная культура была дистанцирована от нескольких поколений россиян! И сделано это было намеренно.

Под видом народной уже много десятилетий существует официальная народная культура в виде многочисленных ансамблей и оркестров народной академической музыки и народных хоров.

Но любой имеющий глаза и уши, а тем более открытое сердце человек понимает, что это — суррогат. А другого в пространстве массмедиа не предлагается. При этом есть определённая категория молодых людей, которых на фальши не поймаешь…

Есть много молодёжи, которая хотела выразить себя в музыке, особенно в инструментальной, и не увидела образца, достойного подражания, в своей культуре, обратила внимание на ту культуру, которая оказалась более честна и привлекательна, нежели которую им предлагали со сцены в кокошниках и с баянами. И в такой ситуации несколько поколений выросло с чувством отторжения собственной культуры.

Есть и третье направление — музыканты, которые выражают себя через музыку, через игру на эстраде, зарабатывая музыкой на жизнь. Которые при этом не прогибаются, не работают под заказ, а делают то, что они хотят и любят.

Таких немало! С большим уважением отношусь к Анжеле Манукян (проект «Волга», в котором удивительно органично сочетается прекрасный голос Анжелы и синтезированные электронные звуки и лупы). Вызывает уважение «Калашников-бэнд» — москвичи, совмещающие в своей музыке азербайджанский мугам и русскую песню. Чудесно звучит группа «Воскресение» из Липецка…

— Расскажите, пожалуйста, об объединении «Этносфера», с которым вы активно сотрудничаете.
— «Этносфера» — объединение профессиональных музыкантов, опирающихся в своём творчестве на традиционную музыку, кроме того, это глубоко симпатизирующие друг другу люди. Объединению семь лет. За это время проводились ежегодные музыкальные сессии, на которых музыканты делились творческими находками. В результате подобных встреч возникло немало новых творческих проектов уже внутри самого объединения и под его влиянием.

Благодаря «Этносфере» возник уникальный проект, в котором этносферовские музыканты играли с симфоническим оркестром, то есть вышли на академическую сцену и подняли знамя народной музыки на уровень классической культуры. Мне думается, что это серьёзный шаг по реабилитации народной культуры в глазах современной творческой интеллигенции.

— Вы ведь номинант престижной World Music Awards?
— В 2003 году Radio ВВС номинировало. Это конкурс, на котором присуждается премия лучшему музыканту, работающему в жанре World Music. Соревнование проходит по записям и по результатам концертной деятельности. Номинанты делятся по территориальному признаку — Северная Америка, Латинская Америка, Африка, Азия, Австралия, Европа. От Европы в тот год было три номинанта: португальская певица в стиле фаду Ojos de Brujo, финский баянист Kimmo Pohjonen

и ваш покорный слуга.

Победила певица из Португалии — на тот момент, я думаю, вполне заслуженно. Она концертировала довольно много, и это сыграло решающую роль. Я не в обиде. Напротив, очень рад был попасть в один ряд с замечательными музыкантами.

В прошлом году я получил Гран-при на конкурсе Еврорадио в Братиславе. Для меня это было полной неожиданностью, поскольку это неоднозначное соревнование. Участвуют как солисты, так и ансамбли, и группы. Согласитесь, есть разница, когда выступает грузинский хор, инструментальный оркестр македонской музыки или солист-одиночка. Тем не менее среди всего этого многообразия «Колыбельная-страшилка», которую я исполнил, получила Гран-при… Кстати, в самом понятии World Music заложена масса противоречий. Это одно из направлений современной музыки, в котором присутствует какая-либо этническая составляющая. Иногда достаточно, например, наличия в группе чернокожего музыканта с дредами или перкуссиониста в чалме.

При этом поток мировой музыки очень обширный: финский аккордеонист Kimmo Pohjonen считается полноправным представителем World Music, а в его музыке ничего народного нет. Но он играет на аккордеоне, ассоциирующемся с народным инструментом, и этого зачастую бывает достаточно.

— Какое место аутентичный русский фольклор занимает в мировых музыкальных рейтингах?
— Никакого. Окно в Европу прорубил этнограф-музыковед Вячеслав Щуров лет двадцать тому назад. Он заключил контракт с голландской компанией, по которому вышло около 20 дисков с аутентичными фольклорными записями. Не только русскими, там и чуваши, и мордва, и татары, и абхазцы…

Щуров специально выезжал на места и записывал. Это касается записей, которые при большом желании западный человек всё же найдёт. А в концертной жизни Европы происходит многое.

Сегодня проводятся сотни фольклорных фестивалей во всех европейских странах, и туда время от времени попадают вполне достойные коллективы и отдельные исполнители.

Так что современный европеец немного знаком с корневой российской музыкой и начинает понимать отличие увиденного и услышанного от привычных «Калинки» и «Чёрных очей».

— Вы часто бываете в различных фольклорных экспедициях. Насколько живы обряды в современной деревне?
— Чем южнее и чем севернее регионы, тем сохраннее обряды и вообще песни. Ещё несколько лет назад в Орехово-Зуевском районе вполне приличных бабушек с живым репертуаром можно было записать.

Репортаж с концерта Мухала Ричарда Абрамса в Амстердаме. Импровизация от первого до последнего звука. Фантазия на тему жизни афроамериканского населения планеты в целом и развития музыкальной культуры в частности.

При этом всегда есть шанс случайно столкнуться со свадьбой, где будут настоящие песенницы, гармонист. Но с настоящими календарными обрядами Масленицы, Троицы, Святок случайно столкнуться уже невозможно. За подобными событиями надо направленно ездить, зная, куда, когда и к кому.

Кстати, в некоторых областях сейчас ведётся работа по возвращению обрядов в быт: питерская консерватория и вологодский пединститут готовят молодые кадры, которые потом работают в крупных сёлах, райцентрах. Поют, создают ансамбли, организуют на местах центры традиционной культуры, проводят традиционные праздники, как в старину.

— Словарь редких слов не пробовали составить?
— Из каждой экспедиции, как правило, что-то привожу: зацепит какое-нибудь древнее слово. Вот, к примеру, «вир» — совершенно магическое слово. Вир — дыра в земном пространстве, образовавшаяся от движения воды к солнцу. На Смоленщине оно означает нерукотворный колодец.

Если иметь в виду, что базовая часть русского языка находит свои корни в санскрите, то, опираясь на санскрит, можно объяснить значение многих древних русских слов. Каждый согласный звук имеет своё базовое значение, гласные же отражают характер отношений согласных звуков.

Так, «вир» и «свирель» находятся в непосредственной связи. Свирель — один из древнейших инструментов, имеющих сквозное отверстие. Вода «в» (одна из основ жизни), поднимающаяся из недр на поверхность к солнцу Ра, ассоциируется с верой и вербой. Здесь соединительная гласная «е» означает движение, каковым оно является в большинстве распевных русских песен.

Особенно в казачьих это хорошо слышно. Эти наблюдения можно бесконечно продолжать. Это страшно интересно, хотя и не бесспорно с точки зрения науки.

— Согласно консерваторскому диплому, вы кларнетист. Как пришли к народной музыке?
— Причудливо. Отец, мама и бабушка — выходцы из деревни. В городскую среду они окончательно не влились. Отец — тамбовский, мама — тульская. Народные напевы были рядом всегда: мама пела, отец играл на гармошке. Временами скоморошничал. Народная музыка для родителей была естественным процессом существования.

Мне также много дала бабушка по маминой линии, Елена Аввакумовна. Это был кладезь мудрости. Сам я пел с трёх лет. После второго класса стал параллельно учиться в художественной капелле Вадима Судакова, где мне выдали кларнет.

Позже поступил в консерваторское училище, затем — в консерваторию. Много слушал различной музыки, в том числе и народной. Потом запел, подражая народным певцам. Осознанно стал заниматься музыкальным народным творчеством только после первого курса консерватории. Точнее, после участия в 76-м году в фольклорной экспедиции в Рязанскую область. Знакомые с музыковедческого отделения, собственно, и пригласили в ту экспедицию. Поначалу ехал без особых помыслов, просто помочь девчонкам магнитофоны таскать. В результате был напрочь сражён диковинностью голосов народных певцов и певуний.

Экспедиция стала для меня настоящим культурным шоком, во многом переделавшим, перекроившим мою жизнь, отношение к миру. К музыке. К людям. К тому, чем я занимаюсь.

Вернувшись в Москву, понял, что не могу продолжать жить, не учитывая свои впечатления, приобретённый опыт. Тот опыт, деревенский. На всю жизнь запомнил знаменитые приокские мещёрские луга. Именно там узнал, что песня является частью более широкой народной культуры, включавшей в себя и устное народное творчество, и народную медицину, и знахарство, и народную педагогику.

Осознал и прочувствовал, что песня действительно зеркало жизни. Продолжая играть в консерватории на кларнете, стал приходить в кабинет народного творчества. (Позже был принят туда на работу лаборантом.)

В кабинете стоял шкафчик с экспонатами, привезёнными из экспедиции. Там были сельские скрипка, гусли, свирель, волынка, пыжатка, курские дудки, пастушьи трубы, владимирские рожки, флейты. Инстинктивно потянулся к рожку. Потом прочитал статью Василия Пескова «Пастух» о пастухе Сергее Осиповиче Карасильщикове — деде Серёге и, выбив командировку в Тверскую область, познакомился с ним.

Он-то и научил меня играть на жалейке, инструменте, с помощью которого пастухи издавна выгоняли коров на пастбища. Знаю этот инструмент теперь досконально. Кстати, жалейка — предок средневекового шалмея, от которого произошёл нынешний кларнет.

Удивительный инструмент! Диапазон — больше октавы, и интонировать на нём можно точно, как на профессиональном инструменте. Внешне простая дудочка с пятью выжженными игровыми отверстиями, пищиком и рогом! Потом освоил тростниковые пищики, разнообразные флейты, литовский бирбине, карельский мянкеле, калюку — обертоновую флейту, просвирелки, бубен, гусли.

— У вас есть весомый опыт сотрудничества с джазовыми и рок-музыкантами.
— Всё началось с сотрудничества с Аркадием Шилклопером, в ту пору игравшим на валторне, и Михаилом Альпериным, пианистом, который тогда по случаю играл на духовой гармонике. Мы познакомились в последний год существования ГДР на фестивале германо-советской дружбы. Тогда и начали музицировать вместе.

А из рок-музыкантов сотрудничал с группой «Альянс» и с Инной Желанной в проекте «Фарлендерс». Она очень талантливая! С особой харизмой и очень интересным по тембру и возможностям голосом. Недаром училась в знаменитом Ипполитовском училище. С Инной всегда приятно работать. С большим уважением к ней отношусь.

— Сколькими народными инструментами вы владеете?
— Мне кажется, что это не так важно. Главное, на мой взгляд, «что», а не «сколько». Какое-то набирается солидное количество, но я для себя не считаю этот момент важным. Убеждён, если музыкант хорошо знает конструкцию инструмента, то он может в любой момент освоить новый инструмент. Есть несколько инструментов, которые являются для меня основными. Которые со мной живут. Я отношусь к ним трепетно, как к живым существам. Затейливая история получается — музыкант и его инструменты. Когда я думаю о них хорошо — они мне отвечают хорошо. Когда я начинаю сомневаться — они тоже начинают сомневаться… Один из любимых инструментов — рожок. Инструмент, который я тоже очень люблю, — гусли. И есть различные флейты, на которых я тоже играю.

— Я большой поклонник вашего проекта «Душеполезные песни на каждый день»…
— Проект возник спонтанно. Изначально же он глубоко закономерен. C музыкантами проекта — Леонидом Фёдоровым, Андрей Котовым и Владимиром Волковым — мы много лет ходили, образно говоря, разными дорогами вокруг одних тем. Друг друга хорошо знали, но никогда не выступали вместе. Лет пять назад возникла идея совместить наш потенциал, знания и сделать программу, наиболее полно отражающую наше представление о сегодняшнем мире и наше к нему отношение.

Перед Новым годом я в качестве музыканта (голос плюс жалейка, калюки, сопелки и гусли) принял участие в концерте проекта «Живая земля» (ЦДХ). Его идея принадлежит питерскому композитору, певице и исследователю древней русской музыки Татьяне Калмыковой (голос, хомус и гудок), сочетающей традицию, аутентичное пение и импровизацию.

Проект включает в себя ряд древних славянских тем и электронную музыку. Участвуют самые неожиданные музыканты. К примеру, Александр и Татьяна Жихаревы, играющие на билах — плоских бронзовых колоколах, звучание которых близко к «музыке небесных сфер». Внимания заслуживают и Слава Magimatic, играющий на компьютерах, и Андрей Tanzu, перкуссионист, отлично знающий индийские традиции.

— Мы наблюдаем своеобразный всплеск интереса к народной музыке…
— В сегодняшней России есть определённое несоответствие в понимании того, что является народным. Дожившие до сегодняшнего дня академические хоры народной песни тоже носят название «народные», однако далеко не все эти хоры действительно исполняют подлинно народные песни.

В основном они исполняют обработки народных песен или авторские, написанные под народные. Многие занимаются просто коммерцией, используя народную песню как бренд. Замечу, у меня нормальное отношение к любому творческому подходу исполнения народной музыки, в том числе к эстрадному.

Проблема в том, что эстрадники нередко вместо искусства начинают играть в политические игры, заявляя о том, что именно они наследуют традицию, берегут её и развивают, то есть являются полноправными преемниками традиционной песни, что является, мягко говоря, неправдой.

Лучше бы они просто зарабатывали деньги, наращивали свою медийность, а не кричали по всем углам о своей спасительной миссии. Аутентики, те, кто действительно занимается аутентичной, корневой культурой, не могут делать политику — это не их нутро! А интерес к так называемой народной музыке у людей есть, верно. «Золотое кольцо», к примеру, очень востребовано.

Стоит выехать в хорошую погоду на пленэр — и можно услышать, как Надя Кадышева звучит из колонок многих машин. Только надо понимать, что это мало связано с корневой русской традицией. Это русский шансон. Общество наше давно разделилось на множество групп, которые слушают ту или иную музыку… Качественная фольклорная музыка востребована в определённой среде. Но с теми, кого раскручивают массмедиа, практически невозможно конкурировать.

В эфире — тотальное засилье однотипного, безлико звучащего продукта. Бесконечное прокручивание однообразных мелодий засоряет пространство вокруг нас. Для того чтобы услышать истину, надо очистить себя — начиная с души…

В музыке много ценного, но это зачастую проходит мимо человека, мимо его жизни по многим причинам. Зачастую человек сам обрекает себя на потребление суррогатных музыкальных продуктов. Правда, в последнее время в московских клубах (к примеру, в ДОМе) появились фольклорные дискотеки с участием традиционных музыкантов.

Их ведут люди, прекрасно знающие народную хореографию и способные научить любого двигаться в традиционном танце. Они вызывают больший интерес у самой разной публики.

— Вы известный музыкант, успешный городской житель и — свой среди деревенских. С кем вы себя идентифицируете?
— Прежде всего хочу передавать те сокровенные знания, которые частично постиг от старшего поколения, от мастеров традиционной культуры.

Я отдаю себе отчёт в том, что человек, живущий городской суетой, с этими знаниями мимоходом не столкнётся. Для погружения в среду нужно эту среду искать, находить и быть в ней, хотя бы какое-то время. Счастлив, что на мою жизнь выпало немало потрясающих деревенских встреч с потрясающими людьми, простыми и гениальными одновременно.

Жаль, что грядущему поколению на эти встречи почти не осталось никаких шансов. Если есть желание познать этот неведомый уходящий мир со всеми его загадками, надо спешить это делать. Несуетно, вдумчиво, осмысленно.

С большим трудом идентифицирую себя в современном обществе. Мне не очень понятно, на какую полочку в современном мегаполисном супермаркете положить свой «товар».

Правда, с годами, видя нарастающий интерес не только взрослой публики, но и молодёжной творческой аудитории к тому, что делаю в разных сферах, не могу не радоваться. А по способу выражения себя в жизни я музыкант. Человек ни к селу ни к городу.

Беседовала Юлия Горячева




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Незамеченное убийство массовой культуры

О том, почему сегодня деление на массовую и элитарную культуру безнадёжно устарело, и что пришло ему на смену

Идея разделить культуру на массовую и элитарную появилась в первой половине XX века. Тогда концепция хорошо уживалась с новыми явлениями вроде телевидения. Позже, в 60-80-х годах, данная идея эволюционировала в концепцию объединённой массово-элитарной культуры. И это тоже выглядело логично: тогдашние реалии окончательно смешали классы, и бедняк с зарплатой $100 мог покупать ту же туалетную бумагу, что и богач с зарплатой $5000.

03.06.2018 13:00, Антон Седнин, newtonew.com


Богиня судьбы

15 апреля 1949 года родилась Примадонна российской сцены Алла Пугачёва

Она родилась не в рубашке, а в мантии таланта. Кроме этого, Господь окропил ее силой земного притяжения. Это и есть та магия, которая неподвластна остальным землянам. В значении имен у Аллы есть семь вариантов перевода. Один из них гласит: «Значение неясно». Точнее о Пугачевой и не скажешь.

15.04.2014 21:00, Михаил Шабашов


Жак Брель. Гениальность неизлечима

8 апреля 1929 года родился выдающийся шансонье, бард, поэт, актёр и режиссёр

Десятилетие между двадцатыми и тридцатыми годами минувшего века сыграло большую роль в развитии французской песни, которая и по сей день имеет массу поклонников по всей планете, даже среди тех, кто знает по-французски не больше дюжины слов.

08.04.2014 08:00, Георгий Осипов


Трансцендентность советской анимации

Хит-парад мультипликационного наследия

На фоне любого тотального беспредела, который творился на русской земле, во все времена люди умудрялись творить. Все, кто вырос на мультфильмах советского времени, понимают, что анимация СССР не имеет не только аналогов, но и срока годности. Советские мультфильмы можно и нужно смотреть всем в любом возрасте и пространстве, независимо от семейного положения и социального статуса. Их можно не только смотреть, ими можно гордиться! Арт-группа Doping-Pong собрала удивительные и проникновенные шедевры советской анимации, которые знакомы далеко не всем. А стоило бы!

04.02.2014 13:15, Арт-группа Doping-Pong


8 несправедливо закрытых сериалов

Как-будто кто-то убил пару ближайших друзей

На днях стало окончательно известно, что американский телеканал ABC закрывает сериал «Вернуться в игру», несмотря на неплохие рейтинги и появляющихся фанатов. По этому поводу мы выбрали восемь несправедливо закрытых сериалов, которые можно перезапустить хоть сейчас.

26.12.2013 17:30


«Голос» vs «Рашн банька». Апория

Нужен русский голос!

Изначально содранный с голландской придумки, певческий турнир, конечно же, «чиста русским» никогда не станет. Да и номера поются в основном на иностранном. Что нисколько не умаляет отечественных песенных шедевров. Поэтому и сохранится чудная, будоражащая народные массы телеинтрига аж до нового, 2014 года.

13.11.2013 17:30, Игорь Фунт


Cолнце вместо лампы

12 ноября 1935 года родилась Людмила Гурченко

Гурченко и на восьмом десятке продолжала мыслить как дебютантка, всё пробовала что-то новое, экспериментировала. Не всегда удачно, если честно, и тем не менее — как будто напрашиваясь на критику, заслуженную в том числе, но ей, насколько я могу судить, живое, актуальное отрицание было приятнее восхищения по инерции.

12.11.2013 09:39, Вячеслав Шадронов


Sex, drugs & rock’n’roll советского культурного наследия

Музыкальные сокровища нации

В нашу редакцию пришла любопытная посылка в виде трех провокационных хит-парадов советской музыки, кинематографа и анимации. Таким образом Дмитрий Мишенин и его коллеги по арт-проекту Doping-Pong, известного картинами с пионерками и скандальной олимпийской рекламой, решили поделиться с общественностью источниками своего вдохновения. А заодно напомнить, а для многих впервые открыть потаенную, с элементами психоделии, секса и прочих подцензурных вещей, абсолютно неочевидную для советского времени часть культурного наследия СССР.

06.11.2013 16:00, Арт-группа Doping-Pong


Оливейра и Авиллар

10 декабря в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» выступят фаду-певица Паула Оливейра и джазовый пианист Луиз Авиллар

«Удивительный дуэт импровизационного джазового пианиста и фолк-певицы соединил фаду и джаз, традицию и новую музыку. Так, силами дуэта древняя португальская музыка обретает современное звучание, ничуть не утратив оригинальности.

07.12.2012 11:55


А был ли Голос?..

Российские голоса были, есть и будут... Взгляд из зрительского далека, с той стороны экрана.

Профи-музыканты своё слово ещё произнесут. Я же попробую выразить личное отношение к нашумевшему уже в эфире конкурсу, аналогу голландского «The Voice», – отношение человека, как и сотни сограждан любящего музыку и неравнодушного к талантливым людям, ищущим свой путь в запутанных дебрях шоу-бизнеса. В общем, скажем прямо, любительское отношение.

30.11.2012 12:12, Игорь Фунт






 

Новости

100 лучших песен года по версии The Guardian
The Guardian представила список из 100 лучших песен года, который составили музыкальные обозреватели газеты. Всего в жюри вошло 50 критиков.
ICO-кампания фильма «Ампир V» успешно завершена

Hard Cap достигнут за несколько дней до окончания сроков проведения ICO
При сумме сбора 3,360,000 EUR собрано 32175 ETH, что на момент завершения ICO равнялось 3,506,801 EUR. Фильм поддержали 145 инвесторов. ICO-кампания проведена при технической поддержке WebMoney Transfer.

В Москве впервые пройдет масштабная выставка Фриды Кало и Диего Риверы
В Москве впервые проведут масштабную выставку работ Фриды Кало и Диего Риверы. Она пройдет в «Манеже» c 21 декабря по 12 марта.
Бондарчук презентовал платформу для соинвестирования в кино
Первым проектом на BeProducer станет фильм «Притяжение-2».
Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.