Подписаться на обновления
15 ноябряЧетверг

usd цб 67.9975

eur цб 76.7556

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Литература  Кино  Музыка  Масскульт  Драматический театр  Музыкальный театр  Изобразительное искусство  В контексте  Андеграунд  Открытая библиотека 
Лилия Ященко   понедельник, 28 сентября 2015 года, 16:00

«Семирамида» – одно из чудес света


Вардуи Абрамян и Саломе Джикия
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




В рамках Большого фестиваля РНО прозвучала опера Дж. Россини «Семирамида» в концертном исполнении Российского национального оркестра, хора Академии хорового искусства им. Виктора Попова и солистов. Дирижер Альберто Дзедда (Италия). Художественный руководитель фестиваля Михаил Плетнев.

Мы увидели оперу

Вообще-то об опере, даже если она идет на театральных подмостках, принято говорить «мы слушали оперу», а не «мы смотрели оперу» – таков этикет. Однако оперу «Семирамида» Россини мы именно увидели! Хотя на сцене Концертного зала им. Чайковского было представлено ее концертное исполнение. Историю о Семирамиде, царице Ассирии, солисты преподнесли публике настолько артистично и ярко, что исторические костюмы и декорации, изображающие Вавилон – древнюю столицу мира, сами собой возникли в воображении слушателей-зрителей. Как говорил гений театральной режиссуры Петр Наумович Фоменко: «Самая надежная материя в спектакле – это воздух». Именно воздух, атмосфера тревоги, вавилонских страстей и интриг, коварства, которое не остановится ни перед чем в битве за престол, – вот самое ценное, что было воссоздано в тот вечер исполнителями «Семирамиды» – оркестром, хором и солистами. Потому-то мы можем смело говорить о том, что увидели спектакль, а не только послушали волшебную музыку Россини в прекрасном исполнении.

Это – Вавилон

Состав исполнителей абсолютно соответствовал мифу о Вавилонской башне – интернациональная команда солистов из Армении, Грузии, Польши, Италии, России. Только в данном случае Бог вовсе не разобщил людей, наделив их разными языками, напротив, объединяющий язык был найден. Им стал не столько итальянский – язык оперы и международной музыкальной терминологии, и даже не сама музыка. Сказать, что всех нас – исполнителей и слушателей – связала изумительная музыка Россини, было бы слишком банально. Создателей «Семирамиды» объединило стремление к воплощению общей идеи концерта-спектакля, к единству замысла. В том, что задуманное осуществилось, безусловно, заслуга руководителя музыкальной постановки: итальянский дирижер Альберто Дзедда – единственный в мире уникальный специалист по наследию и творчеству Джоаккино Россини, всю жизнь посвятивший исследованию и исполнению произведений своего великого соотечественника.

Тени отца Гамлета и царя Эдипа

Вот краткий пересказ либретто оперы «Семирамида», созданного по мотивам одноименной трагедии Вольтера. Подробный пересказ, со всеми коллизиями, занимает четыре страницы текста в программке. Итак, Царице Ассирии Семирамиде не нравилось, как правит государством ее муж. Почему ей это не нравилось, неизвестно – то ли царь Нин был тираном, то ли она полагала, что сама будет править лучше, то ли ее запугал и обольстил коварный Ассур в расчете завладеть троном... Как бы там ни было, Семирамида и ее возлюбленный Ассур стали заговорщиками и убили царя Нина: Семирамида приготовила яд, Ассур преподнес его жертве. Единственное, что царь Нин успел сделать перед смертью, – тайно передать верному другу своего сына, наследника престола, которого друг и вырастил под именем Арзаче вдали от Вавилона. Семирамида 15 лет не видела сына и считала его погибшим.

Действие начинается, когда юный полководец Арзче по приказу Семирамиды прибыл в Вавилон. Перед народом и знатью Семирамида назвала имя нового царя – это Арзаче, который станет и супругом царицы. Тут разразился гром, сверкнули молнии, из усыпальницы донесся стон – это явилась Тень царя Нина, возвестившая, что Арзаче будет править при условии, что принесет искупительную жертву, а также всегда будет помнить своего отца и повиноваться его сыну Нинию. «Прощай, прощай, и помни обо мне!» – вам это ничего не напоминает? Конечно, Шекспир, «Гамлет», перевод Пастернака. Арзаче готов принести жертву, но кто ею станет? Оракул открывает юноше, что царь Нин и царица Семирамида – это его отец и мать, а Ниний, сын царя Нина, – это сам Арзаче… Оракул вручает Арзаче меч и призывает отомстить Ассуру за смерть отца. Возле брачного алтаря Арзаче признается Семирамиде, что он – ее сын и потому не может стать ее супругом. Семирамида счастлива вновь обрести сына, они заключают друг друга в объятия. Теперь Арзаче должен не только покарать Ассура, но и вымолить у богов прощение Семирамиде. Он устремляется в подземный мавзолей царя Нина, где его ждет коварный Ассур. Материнское сердце тоже влечет Семирамиду в мавзолей, чтобы защитить сына. Свершится ли акт отмщения? И кто станет искупительной жертвой?..

Как видите, «Семирамида» полна литературных реминисценций, аллюзий. Во-первых, вечная тема борьбы за трон. Во-вторых, древнегреческий миф о царе Эдипе, который был воспитан пастухом, повзрослел и, встретив однажды на дороге родного отца, царя Лая, убил его и женился на собственной матери Иокасте. Этот миф лежит в основе трагедии Софокла «Царь Эдип». И, наконец, в третьих, шекспировский «Гамлет»: мать и ее любовник Клавдий отравили ядом короля, Тень или Призрак отца Гамлета явился сыну, чтобы просить об отмщении. Принц Гамлет терзается: он любит мать и не желает ей смерти, отсюда: «Быть или не быть?» Впрочем, и Шекспир позаимствовал гамлетовскую историю из древних легенд.

И хотя в «Семирамиде» переплетаются несколько вечных сюжетов, все эти истории стары как мир и нам давно известны – ведь во времена Вольтера и Россини уже невозможно было придумать хоть сколько-нибудь новый сюжет, а сегодня и подавно! – все мы слушали оперу с наслаждением и следили за ходом событий с интересом. Для тех, кто не успел прочитать либретто в антракте, по ходу действия становилось очевидным – тревога нарастает, трагедия неотвратимо приближается, должно случиться непоправимое…

«Браво!» солистам

Партию Семирамиды исполнила Саломе Джикия (сопрано, Грузия). В певице было все прекрасно – и лицо, и одежда, и поистине царственная осанка, и, конечно же, голос – мягкий, выразительный, богатый тонкой нюансировкой в первой октаве и пронзительно звонкий, почти звенящий во второй октаве. Не знаю, понравится ли такое сравнение самой певице, но лично мне исполнительница заглавной партии напомнила Марию Каллас – своей внешней хрупкостью и внутренней силой.

Партия молодого героя Арзаче предназначена для женского голоса. Во времена Дж.Россини (1792–1868) главные партии в опере-сериа исполнялись певцами-кастратами. В истории оперной музыки есть примеры, когда мужскую роль играет женщина. Классический и хрестоматийный пример – партия Ратмира в опере «Руслан и Людмила» написана М.И.Глинкой для низкого женского голоса контральто.

Вардуи Абрамян (меццо-сопрано, Армения), исполнительница партии юного военачальника Арзаче, выполнила свою задачу блестяще. Понравилась ее манера держаться – скромно и с достоинством, а проникновенный бархатный голос покорил публику окончательно. Никто не испытывал дискомфорта от того, что красивая женщина в изысканном вечернем платье исполняет мужскую партию, играет мужскую роль. Потому что смысл, содержание происходящего поднялись над сценой словно воздушный шар. И уже не важно, какого пола перед тобой певец, – ты слышишь голоса солистов, хор, оркестр и воспринимаешь суть.

Дуэттино Семирамиды и Арзаче в первом действии – пожалуй, самый красивый и выразительный из прозвучавших в этот вечер вокальных ансамблей. Этот фрагмент в очередной раз напомнил нам, что человеческий голос воистину совершеннейший из музыкальных инструментов.

Импонировал зрителям и лирический тенор Сергея Романовского, исполнявшего партию Идрено, царя Индии. Во втором действии, когда молодой герой клянется в любви своей избраннице, подкупает искренность певца и, разумеется, вызывает уважение виртуозно исполненная им ария.

В «Семирамиде» композитор Россини будто специально постарался сочинить для главных героев наисложнейшие партии, которые под силу лишь вокалистам-виртуозам. Сыграть такое на инструменте, скажем на фортепиано, не составит труда, но выпевать все эти вокализы и трели шестнадцатыми нотами, да еще и в высоком темпе – с этим можется справиться лишь тот, кто блестяще владеет голосовой техникой. И все вокалисты справились достойно.

По моему субъективному мнению, лучшими солистами были все-таки наши. Под «нашими» я подразумеваю тех, чья вокальная школа имеет крепкие советские корни – Ереван, Тбилиси, Москва. И если такие имена как Саломе Джикия, Вардуи Абрамян и Сергей Романовский не слишком хорошо знакомы широкой публике, то это лишь оттого, что, во-первых, солисты достаточно молоды, во-вторых, они чаще выступают на Западе, нежели в Москве. Например, Сергея Романовского уже слышали с подмостков миланского театра Ла Скала.

Стоит особо отметить итальянского певца Паоло Пеккьоли (бас, Италия), исполнителя партии Ассура, чей итальянский язык стал эталоном для остальных солистов и слушателей. К чести исполнителей других сольных партий надо сказать, что их итальянский не сильно отличался от идеального произношения носителя языка. Певец был несколько робок в первом действии, зато во втором продемонстрировал точное, великолепное соединение вокального и драматического мастерства. Что, собственно, и ценится в вокалистах более всего – способность не только спеть, но и вжиться в образ. Его герой Ассур – образ архетипический, этакий вселенский Яго, воплощение коварства и зла.

В этот вечер в Концертном зале им. Чайковского присутствовали тонкие знатоки вокальной музыки, знающие цену каждому звуку и вздоху, каждой ноте, каждой трели, понимающие уровень сложности исполняемого произведения. Поэтому почти после каждой прозвучавшей арии из зала слышались возгласы «Браво!».

Словом, в этот вечер все было прекрасно, кроме…

Оперу – до трех часов ночи!

Во время исполнения первого действия зрители смотрели на сцену с абсолютно блаженными лицами, словно медитировали. Первое действие закончилось в 21:00. И вот, начиная с середины второго действия, когда люди поняли, что до конца оперы еще минимум час, некоторые осторожно потянулись к выходу. Почему? Не понравилась «Семирамида», менее известная, нежели знаменитые шедевры Россини «Севильский цирюльник» и «Сорока-воровка»? Нет! Творения «божественного маэстро», как называл его Гейне, уже не подлежат обсуждению. Может, исполнение было не на уровне? Отнюдь. Российский национальный оркестр давно стал синонимом высочайшего качества исполнения. Кроме того, этот коллектив отличается особым уважением к солистам: оркестр может предстать в роли деликатного и изысканного аккомпанемента певцу или инструменталисту, тем самым демонстрируя свою виртуозность. Потому что скромный и якобы незаметный аккомпанемент – тоже высокое искусство.

Хор Академии хорового искусства им. Виктора Попова выступал в этот вечер в роли царской гвардии, знатных чужестранцев и простых горожан. Именно благодаря хору мы ощутили: вот если бы действительно поставить «Семирамиду» в театре – масштабное получилось бы полотно! Сведение хора и оркестра – кропотливая работа, требующая не только максимум внимания со стороны хористов и оркестрантов, но еще и длительного времени. Но в дни фестиваля много времени на репетиции не отводится, особенно если такая звезда как дирижер Альберто Дзедда приезжает в Москву всего на несколько дней. Разучить свои партии по отдельности и свести все за две-три репетиции – вот показатель высокого профессионализма. Что и было сделано: хор и оркестр в части музыкальной выразительности и звукового баланса звучали идеально.

А зрители маленькими группами по 2-3 человека, словно бы извиняясь, продолжали покидать зал… Эх, во времена Россини в оперу съезжались богатые люди, слушали музыку спокойно и расслабленно, зная, что каждого у парадного подъезда театра ждет запряженный лошадьми экипаж. Они не задумывались о том, как будут добираться домой, когда закроется метро…

Быть может, в будущем в исключительных случаях – например, когда опера идет 4 часа – начинать концерт в 17:00, например? Отчаянные меломаны, заполнившие в тот вечер зал, бросят все свои дела и примчатся на концерт к любому указанному часу. А вот когда международного уровня солисты поют, глядя в спину уходящей публике, – это нехорошо. Впрочем, те, кто были не готовы четыре часа воспринимать прекрасное, могли бы уйти в антракте, чтобы не мешать остальным! Ведь хрупкая, воздушная художественная ткань оперного спектакля от этого разрушается…

Однако, несмотря на редкие хождения по залу, настоящим меломанам ничто не помешало получить удовольствие от оперы. Они готовы были слушать «Семирамиду» хоть до трех часов ночи! Самые преданные зрители, а их было большинство, самозабвенно внимали звукам и паузам, а по окончании представления устроили исполнителям 15-ти минутную овацию.

Кого принесли в жертву?

Чем же закончилось четырехчасовое действо? Семирамида погибла от руки собственного сына, который случайно и смертельно ранил ее в кромешной тьме подземного мавзолея, желая сразить Ассура, убийцу своего отца.

Семирамида, какой ее исполняет изящная и красивая Саломе Джикия, вовсе не воинственная и властолюбивая царица Вавилона. Ее героиня женственная и нежная. Но, окруженная со всех сторон врагами, запуганная ими, ставшая жертвой придворных интриг, она мечется как трепетная лань в поисках защитника и находит его лишь в лице собственного сына. Но… боги не простили Семирамиде убийство мужа, их кара оказалась более чем жестокой. При такой трактовке царица вызывает сострадание и жалость, и эту печаль несет в себе чудесная музыка Россини, которая при первом же прослушивании легко ложится на слух и вызывает блаженство. А когда в финале торжественно звучат хор и оркестр, нам всем в этом хоре чего-то не хватает. Ах, да! Не хватает звонкого голоса Семирамиды…

Всем известно, что «Висячие сады Семирамиды» – одно из несохранившихся семи чудес света, о котором осталась лишь легенда. Так и о концертном исполнении оперы Джоаккино Россини «Семирамида» на Большом фестивале РНО нам остались только приятные воспоминания – легкие как воздух, тонкие как аромат цветов.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Тяжёлое ремесло невесомых танцовщиц

Чего стоит успех балерины

Редкий человек не слышал о том, как тяжело стать профессиональной балериной: выносить многочасовые репетиции, жёсткий режим, постоянную конкуренцию. Тем более трудно справляться с этим начинающим балеринам. Бывшие ученицы балетных студий и хореографических школ вспоминают, с какими трудностями им пришлось столкнуться в училищах.

11.11.2018 16:00, Татьяна Копенкина


Вацлав Нижинский

«Золотой век» русского балета

Вацлав Нижинский – великий танцовщик и хореограф начала XX века, слава и трагическая судьба которого тесно переплетена с золотым веком русского балета. Он стал одним из первых танцовщиков-мужчин в мире, чьи балетные партии смогли затмить славу многих прим того времени. Его пластичность и артистическая харизма, благодаря которым Нижинского называли человеком-птицей, принесли ему известность на всю Европу. О его жизненных коллизиях ходят целые легенды: снимают фильмы, пишут романы, ставят драматические и балетные спектакли и все это связано с разными периодами, безусловно, многогранного творчества.

14.01.2018 19:00, Мария Молчанова для «Дилетанта»


Родину себе не выбирают?

Вопреки всем предчувствиям и пророчествам, премьера балета «Нуреев» в Большом театре все-таки состоялась

Пусть и со второй попытки, уже в отсутствие режиссера. Ее отмена летом вызвала резонанс однозначно более мощный, чем если бы спектакль удалось выпустить в штатном режиме. Почему не удалось – вопрос отдельный, есть официальная версия (неготовность работы к показу на публике), есть множество альтернативных, по нынешней моде конспирологических, с углублением в тайны кремлевского двора и секреты патриаршего подворья.

09.12.2017 16:00, Вячеслав Шадронов


Смеюца морщинки на синем сене

В Электротеатре Станиславский завершились премьерные показы пятиактного оперного триллера “Сверлийцы”

Художник Герман Виноградов сравнил спектакль с волшебной пилюлей, погружающей практически в психоделический трип, но изготовленнной при этом разрешенным законодательством способом. Опера действительно напоминают сон, сладкий обморок, во время которого попеременно оживает прошлое и будущее, играет атональная музыка, текст застревает в памяти поэтическими всполохами и окончаниями “ца” вместо “тся” и “ться”, а смыслы то и дело ускользают, ибо “Сверлийцы” - не предъявление смыслов, а скольжение по ним.

20.07.2015 09:30, Артур Гранд


Пышный праздник эпохи барокко

«Сон в летнюю ночь», новая постановка Музыкального театра республики Карелия, баррокальный балет-феерия на музыку Ф. Мендельсона подробно разбирает природу человеческого конфликта. Рассказывает о том, как важен в отношениях каждый пустяк, ведь из мелочей и рождается большая ссора. Запутанная шекспировская история кажется очень современной – ведь в ней ощущается иронический, пресыщенный, усталый внутренний разлад нашей эпохи.

09.06.2015 16:00, Ольга Погодина-Кузмина


«В натуре безупречный»

«Титий безупречный» А.Маноцкова в Камерном театре им. Б.Покровского, реж. В.Мирзоев, дир. А.Кашаев

В основе либретто - пьеса Максима Курочкина, а полноформатная двухактная опера на современный постмодернистский текст по определению не может не отдавать пародией. К тому же «Титий безупречный» - это еще и «спектакль в спектакле».

07.04.2015 13:00, Вячеслав Шадронов


При участии солдат и мирного населения

Европейское в параллель с национальным: две оперные премьеры в Мадриде. «Театро Реаль» и «Театр Сарсуэлы»

Известные мадридские музыкальные театры привлекают постановщиков, хорошо известных в Москве. Именно поэтому последние испанские премьеры интересно смотреть на фоне московских спектаклей.

05.03.2014 16:00, Вячеслав Шадронов


Слово о любви Игоревой

Самая громкая оперная премьера сезона в Большом театре продемонстрировала торжество мультикультурности

Нынешний «Князь Игорь» не менее авангарден, чем «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова, звучавшего на открытии исторической сцены, продолжая линию на модернизацию русских классических опер.

21.06.2013 11:05, Дмитрий Бавильский


Лондон. Февраль тринадцатого. Балет

Впечатления

Рассказом о Королевском национальном театре Англии я начал публиковать заметки о недавних лондонских театральных впечатлениях. Сегодня драматический театр уступает место Его Величеству Балету. Я приглашаю вас в Королевский оперный театр Англии (Ковент-гарден), где вот-вот поднимется ярко-красный занавес и начнется вечер одноактных балетов в исполнении артистов Королевского балета (The Royal Ballet).

13.03.2013 11:25, Сергей Элькин


Наталья Осипова: «Идти вперед и развиваться!»

Самая необычная балерина нашего времени о любимых партиях и любимых театрах

О том, как начиналась карьера, о романтизме и выносливости, Большом и Михайловском театрах, Ратманском и многом другом – в эксклюзивном интервью, записанном в США.

23.01.2012 12:52, Сергей Элькин, Чикаго






 

Новости

Умер Стэн Ли
Сооснователь Marvel Comics Стэн Ли умер в возрасте 95 лет, передает портал TMZ со ссылкой на дочь покойного.
XXII ежегодный Фестиваль камерной музыки «Возвращение» проводит краудфандинговую кампанию
Концерты должны состояться в Московской консерватории 8, 10, 12 и 14 января.
Российский фильм «Ампир V» первым в мире выходит на криптобиржу, листинг подтвердила EXMO
Первым в мире кинопроектом, который прошел листинг на крупнейшей в Восточной Европе криптобирже EXMO, стал фильм Виктора Гинзбурга “Ампир V” (2019) по роману Виктора Пелевина. Об этом было официально объявлено сегодня, 8 ноября, на конференции по блокчейну и криптовалютам Blockchain Life 2018 в Санкт-Петербурге.
Умер создатель мультфильмов «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля» Давид Черкасский
В Киеве умер советский и украинский художник-мультипликатор, режиссер и сценарист Давид Черкасский. Об этом в фейсбуке сообщил его друг Александр Меламуд.
IPChain представила первую биржу интеллектуальной собственности IPEX и краудинвестинговую платформу CO-FI
Ассоциация IPChain (Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности) презентовала первую в мире биржу интеллектуальной собственности IPEX и первую в России цифровую краудинвестинговую платформу для кредитования под залог интеллектуальной собственности CO-FI.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.