Подписаться на обновления
24 ноябряПятница

usd цб 58.4622

eur цб 69.1783

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденцияПрозрачное
образование
Печать  ТВ и радио  Новые медиа  Медиабизнес  Стартапы  Кризис в СМИ  Информационное право  Facebook  Живой Журнал  Экономика знания  ВКонтакте  Общественное достояние  Ноосфера. Запуск 
Юрий Ревич   четверг, 19 мая 2016 года, 19:00

Семейные фотоальбомы — объект авторского права?


Фотография первого заводского экземпляра ЭВМ «Стрела»
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Проекты по истории отечественной компьютерной техники, которыми мне случилось заниматься в последнее время, опираются как на официальные архивы, так и на огромное количество воспоминаний, свидетельств, документов, опубликованных в бумажных изданиях или в Сети. Авторы таких публикаций — как правило, это ветераны отрасли, находящиеся в достаточно преклонном возрасте, — к вопросу авторских прав обычно относятся наплевательски, чаще всего, видимо, вовсе не подозревая о существовании проблемы.

Ревич Юрий Всеволодович — журналист, автор популярных книг по электронике и истории отечественных информационных технологий. Создатель сайта «История информационных технологий в СССР и России», ставшего номинантом «Вики-премии 2016».

Здесь очень много можно написать о безвыходных ситуациях, в которые эти авторы ставят создателей обзорных ресурсов, вознамерившихся донести их достижения до широкой публики. И пусть меня съедят живьем официальные издательства, но единственный, благодаря кому многие из таких источников все-таки более-менее доступны — это так называемые «пираты» из свободных библиотек, не заморачивающиеся юридической стороной дела. Такое положение едва ли можно назвать приемлемым — автор, желающий создать сайт или выпустить бумажную книгу по этой тематике, принципиально не сможет сделать их юридически чистыми. Если, конечно, не ограничится исключительно собственной болтовней «по поводу», которая по понятным причинам мало кому интересна.

Я здесь подробнее остановлюсь только на одной из проблем, связанной с историческими источниками, о которой нечасто упоминают на конференциях — она с незапамятных времен аккуратно замалчивается и полагается как бы несуществующей. Между тем именно эта проблема выводит подавляющее большинство и бумажных сборников и онлайновых публикаций (включая многие вполне респектабельные официальные издания) в серую зону авторского права. Проблема заключается в архивных фотографиях, авторские права на многие из которых еще далеко не истекли, если речь идет о второй половине ХХ века. Однако, установить их авторство оказывается чаще всего принципиально невозможным.

Фотография первого заводского экземпляра ЭВМ «Стрела», установленного в Математическом институте имени В.А. Стеклова Академии наук в 1953-54 годах. ЭВМ была строго засекреченной и ее сохранившиеся изображения можно пересчитать по пальцам одной руки. Фотопанорама предоставлена В. К. Смирновым, сотрудником ОПМ МИАН/ИПМ АН CCCP с 1954 года, с разрешением на свободное распространение, но автор ее неизвестен.


Пример из моей практики: дочери академика Сергея Алексеевича Лебедева, Екатерина и Наталья, подарили мне семейный фотоальбом в уже оцифрованном виде (причем оцифрованном весьма качественно). И подписали бумагу, согласно которой мне предоставляется право на свободное распространение фотографий из этого альбома. Парадокс состоит в том, что с точки зрения закона, они сами владеют правами только на те несколько фотографий из него, про которые точно известно, что их делал сам Сергей Алексеевич или его домашние. Потому бумагу эту можно с чистой совестью считать фикцией. Служить она может лишь для отмазки издательству, которому хочется иметь хоть что-то, что бы хотя бы морально перекладывало ответственность за теоретически возможные претензии.

Аналогичную бумагу я получил от Бориса Николаевича Малиновского, имя которого знают все, кто интересовался историей советской компьютерной техники. В его знаменитой книге «История вычислительной техники в лицах», на созданном по его идеям сайте «История развития информационных технологий в Украине» и других ресурсах десятки исторических фотографий, многие из которых является уникальными. Права на их распространение он мне с удовольствием передал, но это такая же фикция, как и в случае фотографий Сергея Алексеевича Лебедева.

Такой же фикцией являются договора, которые выставляют официальные архивы на предмет публикаций фотографий из их фондов (и, кстати, сканов многих документов тоже). По умолчанию они предлагают обычные кабальные условия (нераспространение за пределами поставленной цели, непредоставление права третьим лицам и т.п.). Нельзя тут не упомянуть «Политехнический музей», который без единого возражения согласился на мои поправки, фактически выводящие фотографии и копии документов в область права на свободное копирование (со справедливым условием ссылки на «Политех», его фонд и единицу хранения).

В других случаях было хуже, но суть не в этом: музеи и архивы имеют прав на хранящиеся у них фотографии чаще всего не больше, чем те, кто их туда передавал (в случае, конечно, если они не сами авторы). И здесь не возникает противоречия с законом № 54-ФЗ «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации» и законодательством об архивах, потому что там лицом, передающим права учреждению, предполагается некий «собственник прав», который в случае фотографий обычно так и остается неустановленным. Иными словами, акт о передаче таких фотографий музею или архиву юридически некорректен, а значит, некорректны и требования этих учреждений при передаче их другому лицу.

Еще свежий пример: по этой ссылке вы можете увидеть редкие фотографии Сергея Павловича Королева в окружении членов первого Совета Главных конструкторов (полигон Капустин Яр, 1947 год). Фото мне передал специально для публикации на сайте Николай Рязанский, сын конструктора Михаила Рязанского (и, кстати, отец космонавта Сергея Рязанского). Никому не придет в голову оспорить его право так поступать. Фото, с согласия Николая Михайловича, размещены мной под свободной лицензией (как и почти все остальное на сайте), но снова возникает вопрос о юридической чистоте такого решения.

Директор НП «Викимедия РУ» Владимир Медейко обратил мое внимание на одну сторону этого вопроса, на которую я раньше не обращал внимания. Речь идет о фотографиях «на документы». Формально они также являются объектом авторского права и попытка их выделить в отдельную категорию в законодательстве, по его словам, не увенчалась успехом. Очевидных несуразностей в этом аспекте возникает много. Вот только один пример: в ФМС фото на загранпаспорт, как известно многим, теперь делает автомат. Кого там считать автором? Оператора этого автомата? Или районное отделение ФМС, где он установлен?

Любой, кто заказывал фото на паспорт, искренне считает себя его собственником, и нет никаких причин для того, чтобы как-то это мнение опровергать. Возьмите любой иллюстрированный сборник статей: их авторы без тени сомнения посылают редактору собственные официальные фото, ничуть не задумываясь о том, что формально они им не принадлежат. То есть, строго говоря, свое фото на паспорт вы вправе использовать только для передачи его в паспортный стол. В остальных случаях, очевидно, необходимо спрашивать согласия фотографа, который его сделал! Я специально заостряю проблему до абсурда — чтобы показать всю неполноту закона, оставляющего за бортом огромное большинство реальных жизненных случаев.

Интересно, что неизвестно (по крайней мере, мне неизвестно) ни одного судебного разбирательства на подобную тему. Были прецеденты в пограничных случаях: когда фото само по себе представляет собой некую культурную ценность. Может быть, самый известный такой случай относится к фото Юрия Гагарина, рапортующего об окончании своего полета, за авторством фотокорреспондента ТАСС Валерия Генде-Роте. В 2001 году дочь фотографа Татьяна Мартынова подала в суд на ИТЦ «Марка», выпустившее блок из двух марок, основанных в том числе и на этой фотографии. Но такое фото явно не относится к категории «из семейного альбома» — это действительно авторское произведение, к тому же сделанное в рамках служебных обязанностей. Потому если что тут и вызывает вопросы, то это права именно наследницы фотографа, а не предмет разбирательства вообще.

В остальном сложившееся положение дел, кажется, всех устраивает. Зайдите на сайт любой организации с достаточно давней историей — в разделе «История» вы обязательно найдете подобные фотографии, авторство которых никому и в голову не пришло пытаться устанавливать. Формально говоря, эти снимки вообще не могут попасть в общественный оборот: ни у кого в мире нет таких ресурсов, что установить авторство хотя бы нескольких десятков «семейных» фото, требующихся для иллюстрации какого-нибудь юбилейного сборника. И не просто установить, но еще и разыскать наследников фотографа, и получить от них разрешения (причем, согласно нашему закону, в письменном виде!).

Но то, что де-факто для архивных фотографий сложился особый правовой режим, ничуть не облегчает положение многочисленных издательств и ресурсов, которые волей-неволей вынуждены блюсти формальное авторское право особенно ревностно. Речь идет об образовательных проектах — издатели энциклопедий, вузовских и школьных учебников, научно-популярных книг (как и, разумеется, «Википедия» и родственные ей проекты) просто не могут себе позволить серьезные нарушения. Потому что тратиться на судебные разбирательства у них нет ни ресурсов, ни желания — особенно в ситуации, когда они заведомо окажутся неправы по закону. К счастью, многие из них на это плюют, но приемлемым такое положение все равно назвать нельзя.

Что можно было бы сделать быстро, на мой взгляд? Ввести особую категорию (назвав ее, скажем, «фотографии, имеющих историческое значение» или еще как-то) и объявить ее владельцами не авторов, а тех, у кого они де-факто оказались в личных или служебных архивах. Если в архиве какого-нибудь института находится фото его здания в 1950-х годах, то это фото считать принадлежащим институту. Если у дочерей академика Лебедева есть его фото за столом в служебном кабинете в 1961 году, то это фото считать принадлежащим дочерям Лебедева. Если в архиве Б. Н. Малиновского сохранилось фото Б. И. Рамеева, то фото считать принадлежащим Малиновскому. И так далее.

Таким образом можно вывести из серой зоны и музеи с официальными архивами, и создателей образовательных проектов, и публикаторов исторических ресурсов и еще многих других, кому требуется право на воспроизведение исторических фотографий. Конечно же, спрашивать разрешение у одного источника, которому по справедливости эти фото принадлежат, будет неизмеримо проще, чем выполнять неподъемную работу по розыску безымянных любителей-фотографов или их наследников. Которые, заметьте, большей частью и не претендуют на какие-то там авторские права и охотно такое разрешение бы дали, если бы знали, что оно от них требуется.

Источник: nooregistry.ru




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Новые радости и инициативы

Nooregistry.ru: о книгах, исландцах и неделе открытого доступа

85 тысяч исторических документальных фильмов, архив американских журналов по архитектуре и онлайн экскурсии по 50 музеям мира – в подборке профильного журнала Nooregistry.ru, вместе с последними новостями об авторском праве и о борьбе исландцев за принятие конституции, написанной самими исландцами.

20.11.2016 15:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: пираты среди нас!

О новых ресурсах открытого доступа, пиратах и инициативах

Как исландские интернет-пираты стали влиятельными политиками, почему молодые люди предпочитают пиратские интернет-ресурсы, и как упорно правообладатели сражаются за свои права – об этом в дайджесте профильного сайта Nooregistry.ru.

20.10.2016 16:00, Дарья Новаторова


Nooregistry.ru: открытые источники всего на свете

Самое интересное из мира авторского права

Редкие цветные фотографии старинного Парижа, карта мест, где проходили съёмки популярных отечественных фильмов, сатирические журналы 1905-1917 гг., 3000 иллюстраций произведений Шекспира и свежие новости авторского права – это и многое другое в подборке материалов профильного сайта Nooregistry.ru.

30.09.2016 16:00, Дарья Новаторова


Лёд тронулся!

Шаги на пути к обществу знания определены

Мир меняется быстрее, чем законодательство – особенно когда старый порядок вещей отстаивают сложившиеся индустрии, не желающие подстраиваться под новые условия игры. Однако ситуацию пора менять, и можно начать с очевидного – решения проблемы сиротских произведений, возвращения советского общественного достояния в этот правовой статус и создания новой информационной инфраструктуры открытого доступа.

29.09.2016 17:00, Дарья Рязанова



Интернет по-оруэлловски

Почему законодательство в интернет-среде все больше напоминает антиутопию

Начиная с 2012 года в сфере ограничения и регулирования интернет-пространства был принят ряд законов, вызвавших серьезный резонанс как среди правозащитников и экспертов, так и среди рядовых пользователей. Несколько законов стали наиболее обсуждаемыми, и отголоски этих дискуссий звучат до сих пор.

27.09.2016 19:00, Ксения Володина


Безграничная свобода

Nooregistry.ru: открытое и бесплатное на просторах интернета

Редкие цветные фотографии начала 20 века, советские иллюстрации книг Толкина, более 300 документальных фильмов и виртуальные прогулки по Нью-Йорку: профильный сайт Nooregistry.ru подготовил очередную подборку ресурсов, которые выкладывают интересный материал в открытый доступ.

24.09.2016 20:00, Дарья Новаторова


Рим в 1890 году

Цветные фотографии в открытом доступе

Колизей, Фонтан Треви и многие другие знаменитые места Вечного города в конце 19 века можно увидеть в цвете благодаря фотохромной технологии и Библиотеке Конгресса, выложившей редкие фотографии в открытый доступ.

23.09.2016 19:00, Josh Jones


Ценность открытой науки

Что такое «открытая наука» и почему она необходима для человечества

Точка зрения: «Исследователи сталкиваются с трудностями в процессе работы. Статьи могут отозвать из-за ошибок, результаты исследований могут оказаться невоспроизводимыми, методы часто нестандартизированы, а опубликованные работы недоступны. Необходимо найти решение этим проблемам».

22.09.2016 19:00, Daniel Saraga, phys.org


Кому нужен открытый доступ?

Ответы на ключевые вопросы

Под термином «открытый доступ» традиционно понимается практика публикации отрецензированных научных статей в свободном доступе бесплатно и для всех желающих. Для кого и зачем это нужно – в кратком познавательном обзоре от opensource.com.

21.09.2016 19:00, nooregistry.ru






 
Общественное достояние

Новости

Нью-Йоркский Метрополитен-музей передал 375 тысяч оцифрованных произведений в общественное достояние
The Metropolitan Museum of Art объявил о передаче всех изображений произведений из своей коллекции, являющихся общественным достоянием, под лицензию полного отказа от авторских прав - CC߀.
Третьяковка в интернете
На сервисе "Яндекс.Карты" появились панорамные снимки всех залов Третьяковской галереи, открытых для посетителей.

 

 

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.