8 декабряСреда

Человеческий капитал  Данные НКО
Владимир Харитонов   среда, 5 января 2011 года, 19:00

Семь тайн космоса
Их раскрытие приведёт к революции в науке

// Reuters

В конце XIX века казалось, что в целом всё уже понятно и с устройством природы, и с её законами. Оставалось разобраться с мелкими деталями и досадными проблемами типа зачем-то открытого электрона и мелких расхождений реальной и расчётной орбиты Меркурия. Никто и не предполагал, что грядёт научная революция и появятся теория относительности, квантовая механика и атомная физика. В начале XXI века история, кажется, повторяется.

За последние 10 лет в науке накопилось уже достаточное количество загадок, решение которых может привести к очередной научной революции. Обнаруженные астрономией, физикой и науками о Земле явления, а также некоторые так и не найденные (типа монополя) настолько не вписываются в современные представления о природе, что, в случае если им не будет найдено какого-либо приемлемого объяснения в рамках существующих теорий, потребуют изменения этих теорий.

«Часкор» решил для начала выбрать семь феноменов, поиск объяснения которых может стать судьбоносным для наук о Вселенной — астрофизики и космологии.

1. Ось зла

В середине прошлого века космологи (одному из первых эта идея пришла в голову Георгию Гамову) предположили, что после Большого взрыва, породившего нашу Вселенную, должно сохраниться слабое остаточное излучение. Именно его в 1965 году обнаружили американские учёные Пензиас и Уилсон (а в 1978 году получили за это Нобелевскую премию по физике). И в общем с этим реликтовым излучением не было никаких особых проблем, пока точность приборов не достигла некоторого порога, за которым в 2005 году английские астрофизики обнаружили удивительный феномен. Картина распределения реликтового излучения, вместо ожидаемого случайного распределения чуть более и чуть менее «горячих» областей, разбросанных в произвольном порядке по Вселенной, оказалась упорядоченной в определённом направлении. Эта картина получила звонкое прозвище «оси зла», хотя, конечно, если и причинило чему-то неприятность, то только фундаментальному принципу изотропии пространства, или, проще говоря, представлению о том, что Вселенная, в сущности, одинаковая, в каком бы направлении на неё ни смотреть. Если же космическое излучение имеет какую-то ориентацию, то вместе с этим принципом придётся избавиться и от имеющихся у современной космологии представлений об истории Вселенной.

Возможно, всё не так уж страшно. Не исключено, что в однородность излучения вносит помехи какое-то не очень далёкое от нас скопление галактик. В конце концов, наблюдать Вселенную мы можем пока исключительно из окрестностей Солнечной системы, то есть изнутри нашей родной Галактики. Возможно, ясность в картину фонового излучения внесут данные, которые астрофизики получат к концу 2012 года от приборов спутника Planck, запущенного NASA.

2. Галактические пузыри

Даже в нашей Галактике есть ещё много интересного и непонятного. Последние данные с другого спутника NASA — Fermi — основательно озадачили астрономов. Рентгеновский телескоп обнаружил два гигантских (нет, не так, — ГИГАНТСКИХ) сферических образования, примыкающих к центру нашей Галактики. Их диаметр составляет около 25 тыс. световых лет, то есть два их диаметра примерно равны половине или трети диаметра Млечного Пути. Оба этих «пузыря» активно излучают в диапазоне жёсткого гамма-излучения. Если бы мы могли видеть в этом диапазоне, то «пузыри» заняли бы половину небосвода. Энергия излучения каждого из «пузырей» примерно равна взрыву сразу 100 тыс. сверхновых.

Откуда взялись эти «пузыри», астрофизики сказать не могут, осторожно предполагая пока, что они образовались в результате сверхмощных выбросов из располагающейся в центре Галактики огромной чёрной дыры. Правда, ничего подобного видеть астрономам раньше не приходилось. И представить, что за катаклизм мог оставить после себя такие яркие последствия, они пока толком не могут.

3. Тёмный поток

Если в собственной Галактике мы смогли обнаружить какие-то странные пузыри, то чего ждать от тех мест Вселенной, которые мы ещё не видим и в ближайшие несколько миллиардов лет и не увидим — просто потому, что они расположены слишком далеко от нас. Если полагаться на всё тот же принцип изотропии, то ничего слишком удивительного ждать вроде бы не приходится. Но придётся.

В 2008 году группа исследователей под руководством Александра Кашлинского, работающего в исследовательском центре NASA им. Годдарда, обнаружила, что несколько скоплений галактик движутся с необычно большой (порядка 1000 км/с) скоростью по направлению к небольшому участку звёздного неба между созвездиями Центавра и Паруса. Этот галактический поток Кашлинский назвал «тёмным», в честь загадочных тёмных материи и тёмной энергии.

Тёмная (или скрытая) материя — понятие, которое в прошлом веке понадобилось астрофизикам для того, чтобы объяснить то, что они видят. Или, точнее, то, что они НЕ видят. Впервые на странность в наблюдаемых астрономами данных ещё в 1932 году обратил внимание швейцарский астроном Фриц Цвики (Fritz Zwicky, 1898—1974). Он заметил, что скопление галактик, наблюдаемое в созвездии Волосы Вероники, вращается совсем не так, как следует из известных нам законов гравитации и механики: галактики, даже находящиеся на значительном отдалении от центра скопления, движутся примерно с теми же скоростями, что и расположенные ближе к центру.

Необычно в этом движении то, что ничего, что могло бы притягивать эти гигантские скопления звёзд, в указанном районе космоса нет. Или не видно. Возможно, что то, что их притягивает, расположено за горизонтом видимой Вселенной. Но что? Очевидно, что-то очень большое. Проблема только в том, что это «что-то очень большое» должно быть ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ. Настолько большим, что должно превышать по своим размерам всё, что современная астрономия смогла разглядеть в космосе до сих пор.

Но даже если ещё неизвестно, что это такое, проблема уже есть у космологии. Если такой космический Левиафан где-то там существует, то такие Левиафаны должны попадаться и где-то ещё. Но что-то их не видно.

Возникли даже подозрения, что, может быть, это неимоверное нечто вообще не из нашей Вселенной. Может быть, это подтверждение одной из альтернативных космологических теорий, согласно которым наша Вселенная вовсе не одинока, но рядом (хоть и не очень понятно, в каком смысле — рядом) с ней есть и другие, и какая-то соседка и притягивает к себе тысячи метагалактик?

4. Непостоянная постоянная

Видимо, мы действительно что-то не так знаем о природе. Косвенным подтверждением того, что Вселенная упорядочена неравномерно, являются последние данные, полученные австралийскими астрофизиками, которым пришло в голову сравнить данные спектрального анализа, получаемые телескопами, которые наблюдают разные области космоса. Если их вычисления корректны (а за 10 лет, прошедших с первой публикации, никто не смог опровергнуть их выводов), то одна из фундаментальных физических констант — постоянная тонкой структуры, отвечающая за один из трёх основных видов взаимодействия материи (электрослабое), — вовсе не постоянна и отношение электрического заряда к скорости света меняется в зависимости от места во Вселенной. Причём карта расположения «оси» изменений постоянной указывает примерно туда же, куда движутся и метагалактики в «тёмном потоке» Кашлинского.

Столетиями физика была уверена в том, что фундаментальные законы природы универсальны в любом, даже самом отдалённом уголке Вселенной и были одинаковы на протяжении всей её истории. И вот на тебе: австралийские астрофизики обнаружили, что значение одной из фундаментальных констант может быть различным.

Астрофизики уже требуют уточнить расчёты австралийцев, а физики негодуют, поскольку согласиться с изменчивостью констант — всё равно что заставить придумать современную физику заново. А заодно и признать, что человечество появилось и вправду в каком-то странном месте Вселенной (или в какой-то странной Вселенной), где для этого были самые подходящие условия.

5. Несимметричная гравитации

За аномалиями констант, однако, тоже не обязательно путешествовать на край света (впрочем, и со светом не всё ясно, но об этом чуть ниже). Несколько лет назад сотрудники всё того же американского NASA обратили внимание на то, что их космические аппараты летают по Солнечной системе не совсем так, как запланировано.

Инженеры, которые планируют запуски аппаратов к дальним планетам, уже давно сообразили, что помочь работе их двигателей можно, если воспользоваться притяжением ближних планет или Солнца: пролёт мимо них по правильной траектории может придать аппаратам дополнительное ускорение и существенно сократить сроки космических экспедиций и сэкономить топливо.

Точная сверка расчётной и реальной траекторий, однако, показала, что аппараты могут получать незапланированное ускорение. В декабре 1990 года аппарат Galileo, прежде чем отправиться к Юпитеру, использовал для разгона саму Землю. И в результате получил дополнительное ускорение, не предусмотренное графиком, которое составило 3,9 мм/с. Другой аппарат, отправленный в 1998 году к комете Шумейкеров, получил ускорение даже большее — 13,5 мм/с.

Отклонения эти невелики и, что удачно, не сказались на результатах экспедиций, но объяснить их исследователи пока не могут, во всяком случае с точки зрения обычной физики. Альтернативных объяснений, впрочем, хватает — от возможной несимметричности гравитационного поля и влияния тёмной материи до необходимости внесения поправок в теорию относительности или даже изменения точки зрения на постоянство скорости света.

6. Медленный свет

В 2005 году астрономы, работавшие с рентгеновским телескопом MAGIC в обсерватории на Канарских островах и наблюдавшие вспышку рентгеновского излучения, пришедшего из центра галактики Markarian 501, расположенной в 500 млн световых лет от нас, обратили внимание на непонятную аномалию. Гамма-кванты с высокой энергией фиксировались телескопом на 4 минуты позже, чем кванты с меньшей энергией. При этом возникали-то эти фотоны одновременно.

Если следовать специальной теории относительности, то этого не может быть. Потому что электромагнитное излучение должно распространяться в вакууме с одной и той же скоростью — скоростью света. Независимо от энергии этого излучения. Если же верить результатам наблюдений, то скорость света вовсе не является константой и зависит от энергии фотонов света.

Наблюдения с Земли подтвердили и данные с рентгеновского телескопа Fermi, который зафиксировал 20-минутное отставание жёстких гамма-лучей, которые были испущены одновременно с фотонами меньшей энергии в результате какого-то космического катаклизма, произошедшего на расстоянии 12 млрд световых лет.

Больше всего обрадовались этим результатам разработчики теории квантовой гравитации, которая, в отличие от общей теории относительности Эйнштейна, как раз и предусматривает подобные сдвиги. Впрочем, может быть, опять не обошлось без тёмной энергии. Или без голографии.

7. Гравитационный шум

Одно из следствий общей теории относительности (она же и современная теория гравитации) — наличие гравитационных волн, которые должны искривлять пространственно-временной континуум, например, в результате столкновения каких-нибудь крупных (о’кей, ОЧЕНЬ КРУПНЫХ) космических объектов, например массивных чёрных дыр.

Пока, впрочем, этих волн никто не регистрировал. Может быть, просто не удалось: в конце концов, детекторы этих волн должны быть просто очень большими. Один из таких детекторов — GEO600 — построен несколько лет назад для совместных экспериментов учёных из Великобритании и Германии вблизи Ганновера. Этот детектор тоже пока не обнаружил гравитационных волн. Но, не исключено, случайно получил доказательство другой теории гравитации.

В 2008 году физик Крейг Хоган из Национальной лаборатории им. Ферми (США) сформулировал концепцию, согласно которой наша физическая реальность является результатом проекции границ Вселенной. Он назвал это голографическим принципом. Информация, которая сосредоточена на границах Вселенной, не распределена по ней непрерывно, но состоит из «битов», размеры которых соответствуют так называемым квантам пространства. Хоган не остановился на теоретических разработках, но попытался предсказать, как его теория может быть подтверждена экспериментом: детекторы гравитационных волн должны фиксировать «шум» пространства-времени. И он послал эти расчёты группе, работающей на GEO600.

Основные положения голографического принципа были сформулированы ещё Дэвидом Бомом, соратником Роберта Оппенгеймера и Альберта Эйнштейна, в середине XX века. Согласно теории Бома, весь мир устроен примерно так же, как голограмма. Как любой, сколь угодно малый участок голограммы содержит в себе всё изображение трёхмерного объекта, так и каждый существующий объект «вкладывается» в каждую из своих составных частей.

По случайному (или не очень) совпадению команда учёных в Ганновере как раз пыталась разобраться с шумом, который постоянно фиксировал детектор. На удивление, параметры этого шума совпали с предсказанными Хоганом. Проверить, действительно ли шум в детекторе вызывается самим пространством-временем, или его причина какая-нибудь более прозаическая, можно будет только после завершения работ по доводке оборудования, которые должны завершиться в 2011 году. А пока шум никуда не делся и внятного объяснения — помимо голографического принципа — ему у учёных нет.

P. S. Если вы обратили внимание, загадки больших масштабов часто связаны с явлениями масштабов мельчайших — уровня элементарных частиц. О том, с чем пытается разобраться современная физика элементарных частиц, — в следующей статье.

Мои гены заставили меня сделать это?

Нейробиологические доказательства в суде: как генетика может помочь избежать смертной казни

Развитие агрессивного поведения почти на 50% зависит от наследственности. Но не менее важны и социальные факторы: триггером даже для тех людей, которые, возможно, предрасположены к насилию, служит жестокое обращение с ними в детстве, считают исследователи. Кстати, эти данные уже используются в судах, ведь если человек не может полноценно контролировать себя из-за генетических особенностей и жестокого обращения в детстве, возможно, он заслуживает более мягкого наказания.

07.12.2021 19:00, Соня Вередина, knife.media

Наш собственный космос: что мы узнали об океане за последние 10 лет

За всю историю исследования в космосе побывали более 500 человек. В океан на глубину более 10 километров спускались всего трое. Мы до сих пор знаем о Мировом океане и его обитателях недопустимо мало.

27.11.2021 14:00, Анастасия Михалева, naked-science.ru

Природную ДНК превратили в устойчивый биопластик

Группе китайских химиков удалось разработать устойчивый биопластик на основе природной ДНК. Полученный материал устойчив к сильному охлаждению, органическим растворителям и различным деформациям, однако быстро размягчается под действием воды. Кроме того, ученые нашли способ повторно использовать их материал и эффективно разлагать с помощью доступных ферментов. Работа опубликована в Journal of the American Chemical Society.

22.11.2021 14:00, Михаил Бойм, nplus1.ru

20 фактов о ГМО

Цыплята с зубами, зелёные поросята и генотерапия

ГМО — слово из трёх букв, много лет внушающее обывателям ужас. Давайте победим страх перед генной инженерией вместе? Перед вами — 20 фактов, которые, надеемся, приблизят многих к понимаю, что ГМО — это не страшно, а порой ещё и вкусно.

31.10.2021 19:00, Екатерина Шутова, Александр Панчин (scinquisitor), 22century.ru

Ученые перевернули будущее ключевых морских экосистем в XXI веке с ног на голову

Согласно недавнему докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата, к 2100 году будет потеряно более 99% рифообразующих кораллов. Новая работа показывает неожиданный результат: все окажется совсем не так.

26.10.2021 09:00, Александр Березин, naked-science.ru

Яркость Земли снизилась из-за изменений климата

Как показало исследование ученых из США и Испании, потепление океанской воды привело к тому, что наша планета стала более «тусклой»

Работа опубликована в журнале Geophysical Research Letters. Коэффициент отражения Земли — фундаментальный климатический параметр. Его и измерили ученые из Технологического института Нью-Джерси (США) и Института астрофизики Канарских островов (Испания) при помощи солнечной обсерватории Big Bear за период с 1998 по 2017 год.

04.10.2021 09:00, Ольга Иванова, naked-science.ru

Впервые в мире искусственный синтез крахмала из CO2 превосходит природу

Превращение CO2 в крахмал для экономии земли и воды

Крахмал — важный материал для всего, начиная от выпечки хлеба и заканчивая производством бумаги, и можно многое сделать, если рационализировать способы его производства.

02.10.2021 14:00, econet.ru

Есть ли у растений чувства?

Биологи — о боли в корешках, трипе гороха и лесной солидарности

Еще Дарвин выдвинул гипотезу, что кончики корней выполняют у растений роль мозга. Однако после него еще целое столетие никто не пытался изучать растительный аналог нервной системы. Небольшой группе современных биологов удалось доказать, что растения способны к зрению, чувствуют боль и наркотическое опьянение. Почему эта область знаний окружена завесой молчания и каких успехов достигла она в последние годы, пишет журнал Nautilus.

22.09.2021 19:00, Роман Шевчук, knife.media

Blood, sweat and tears

Жильё на Марсе из подручных материалов

Материаловеды университета Манчестера решили учесть все доступные будущим поселенцам на Луне и Марсе ресурсы и предложили использовать в качестве строительного материала смешанные с реголитом биологические вещества из человеческого организма. Из моделированного внеземного грунта удалось получить связанные человеческим белком биокомпозиты, поддающиеся 3D-печати. В статье в Materials Today Bio представлено несколько изготовленных таким методом деталей, которые выдержали сжатие более чем на 300 процентов.

19.09.2021 14:00, Сергей Шапиро, 22century.ru

Отражение эпохи

Советская научная фантастика: поэтика социального воображения

Интернет-издание «Частный корреспондент» публикует цикл материалов о лучших работах, участвовавших в конкурсе «Путь в науку». В новом исследовании автор проанализировал, как развивалась советская научная фантастика и что из себя представляет этот феномен.

26.08.2021 21:46, Ксения Тюнина, nauchkor.ru

Состоялся суд по делу об экстрадиции Александра Гусева

Продолжается многолетнее преследование русского учёного, запускавшего в космос "Буран"
16 ноября рассмотрели дело об экстрадиции Александра Гусева. Ученый продолжает сидеть под арестом в местном изоляторе. Несмотря на медицинские показания, состояние его здоровья никак не отслеживается.

Bloomberg: Путина удалось убедить в реальности климатических рисков
Теперь проблема климатических изменений займет приоритетную позицию в президентской повестке.
В работе Facebook, Instagram и WhatsApp произошли сбои

В работе Facebook, Instagram и WhatsApp произошли масштабные сбои соединения с сервером
В работе Facebook, Instagram и WhatsApp зафиксировали масштабные сбои, свидетельствуют данные сайта Downdetector, который отслеживает неполадки на популярных интернет-ресурсах.

В Telegram появился чат-бот, помогающий написать ВКР
Ассоциация интернет-издателей запустила Telegram-бот SciencePaper, который поможет определиться с темой исследования, ответит на самые популярные вопросы по ходу написания диплома и поделится ссылками на полезные научные ресурсы.
Компания ОПК стала партнером конкурса «Путь в науку — 2021»
Участвовать в номинации ОПК могут выпускники из 40 российских вузов.

Редакция «Частного корреспондента»

Почему «Часкор» позеленел?

Мы долго пытались написать это редакционное заявление. Нам хотелось уместить в него 12 лет работы, 45 тысяч статей (и даже чуть больше), несколько редакций и бесконечность труда и сил. А еще – постараться объяснить нашим читателям происходящие изменения.

Виталий Куренной

Традиционные ценности и диалектика критики в обществе сингулярности

Статья Николая Патрушева по поводу российских ценностей интересна сама по себе, но также вызвала яркий отклик Григория Юдина, который разоблачает парадигму «ценностей», трактуя ее, видимо, как нечто сугубо российско-самобытное, а само понятие «ценность» характеризует как «протухшее». Попробую выразить тут свое отношение к этой интересной реплике, а заодно и прокомментировать характер того высказывания, по поводу которого она появилась.

Пора начать публиковать все дипломы и диссертации!

Открытое письмо президента Ассоциации интернет-издателей, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ивана Ивановича Засурского министру науки и высшего образования Российской Федерации Валерию Николаевичу Фалькову.

«Пик распространения эпидемии в России ещё не наступил»

Самой большой опасностью в условиях кризиса является непоследовательность в принятии решений. Каждый день я вижу, что эта непоследовательность заражает все большее число моих товарищей, включая тех, кто в силу разных обстоятельств работает в административных системах.