12 декабряСреда

Человеческий капитал  Данные НКО
Владимир Харитонов   среда, 5 января 2011 года, 19:00

Семь тайн космоса
Их раскрытие приведёт к революции в науке

// Reuters

В конце XIX века казалось, что в целом всё уже понятно и с устройством природы, и с её законами. Оставалось разобраться с мелкими деталями и досадными проблемами типа зачем-то открытого электрона и мелких расхождений реальной и расчётной орбиты Меркурия. Никто и не предполагал, что грядёт научная революция и появятся теория относительности, квантовая механика и атомная физика. В начале XXI века история, кажется, повторяется.

За последние 10 лет в науке накопилось уже достаточное количество загадок, решение которых может привести к очередной научной революции. Обнаруженные астрономией, физикой и науками о Земле явления, а также некоторые так и не найденные (типа монополя) настолько не вписываются в современные представления о природе, что, в случае если им не будет найдено какого-либо приемлемого объяснения в рамках существующих теорий, потребуют изменения этих теорий.

«Часкор» решил для начала выбрать семь феноменов, поиск объяснения которых может стать судьбоносным для наук о Вселенной — астрофизики и космологии.

1. Ось зла

В середине прошлого века космологи (одному из первых эта идея пришла в голову Георгию Гамову) предположили, что после Большого взрыва, породившего нашу Вселенную, должно сохраниться слабое остаточное излучение. Именно его в 1965 году обнаружили американские учёные Пензиас и Уилсон (а в 1978 году получили за это Нобелевскую премию по физике). И в общем с этим реликтовым излучением не было никаких особых проблем, пока точность приборов не достигла некоторого порога, за которым в 2005 году английские астрофизики обнаружили удивительный феномен. Картина распределения реликтового излучения, вместо ожидаемого случайного распределения чуть более и чуть менее «горячих» областей, разбросанных в произвольном порядке по Вселенной, оказалась упорядоченной в определённом направлении. Эта картина получила звонкое прозвище «оси зла», хотя, конечно, если и причинило чему-то неприятность, то только фундаментальному принципу изотропии пространства, или, проще говоря, представлению о том, что Вселенная, в сущности, одинаковая, в каком бы направлении на неё ни смотреть. Если же космическое излучение имеет какую-то ориентацию, то вместе с этим принципом придётся избавиться и от имеющихся у современной космологии представлений об истории Вселенной.

Возможно, всё не так уж страшно. Не исключено, что в однородность излучения вносит помехи какое-то не очень далёкое от нас скопление галактик. В конце концов, наблюдать Вселенную мы можем пока исключительно из окрестностей Солнечной системы, то есть изнутри нашей родной Галактики. Возможно, ясность в картину фонового излучения внесут данные, которые астрофизики получат к концу 2012 года от приборов спутника Planck, запущенного NASA.

2. Галактические пузыри

Даже в нашей Галактике есть ещё много интересного и непонятного. Последние данные с другого спутника NASA — Fermi — основательно озадачили астрономов. Рентгеновский телескоп обнаружил два гигантских (нет, не так, — ГИГАНТСКИХ) сферических образования, примыкающих к центру нашей Галактики. Их диаметр составляет около 25 тыс. световых лет, то есть два их диаметра примерно равны половине или трети диаметра Млечного Пути. Оба этих «пузыря» активно излучают в диапазоне жёсткого гамма-излучения. Если бы мы могли видеть в этом диапазоне, то «пузыри» заняли бы половину небосвода. Энергия излучения каждого из «пузырей» примерно равна взрыву сразу 100 тыс. сверхновых.

Откуда взялись эти «пузыри», астрофизики сказать не могут, осторожно предполагая пока, что они образовались в результате сверхмощных выбросов из располагающейся в центре Галактики огромной чёрной дыры. Правда, ничего подобного видеть астрономам раньше не приходилось. И представить, что за катаклизм мог оставить после себя такие яркие последствия, они пока толком не могут.

3. Тёмный поток

Если в собственной Галактике мы смогли обнаружить какие-то странные пузыри, то чего ждать от тех мест Вселенной, которые мы ещё не видим и в ближайшие несколько миллиардов лет и не увидим — просто потому, что они расположены слишком далеко от нас. Если полагаться на всё тот же принцип изотропии, то ничего слишком удивительного ждать вроде бы не приходится. Но придётся.

В 2008 году группа исследователей под руководством Александра Кашлинского, работающего в исследовательском центре NASA им. Годдарда, обнаружила, что несколько скоплений галактик движутся с необычно большой (порядка 1000 км/с) скоростью по направлению к небольшому участку звёздного неба между созвездиями Центавра и Паруса. Этот галактический поток Кашлинский назвал «тёмным», в честь загадочных тёмных материи и тёмной энергии.

Тёмная (или скрытая) материя — понятие, которое в прошлом веке понадобилось астрофизикам для того, чтобы объяснить то, что они видят. Или, точнее, то, что они НЕ видят. Впервые на странность в наблюдаемых астрономами данных ещё в 1932 году обратил внимание швейцарский астроном Фриц Цвики (Fritz Zwicky, 1898—1974). Он заметил, что скопление галактик, наблюдаемое в созвездии Волосы Вероники, вращается совсем не так, как следует из известных нам законов гравитации и механики: галактики, даже находящиеся на значительном отдалении от центра скопления, движутся примерно с теми же скоростями, что и расположенные ближе к центру.

Необычно в этом движении то, что ничего, что могло бы притягивать эти гигантские скопления звёзд, в указанном районе космоса нет. Или не видно. Возможно, что то, что их притягивает, расположено за горизонтом видимой Вселенной. Но что? Очевидно, что-то очень большое. Проблема только в том, что это «что-то очень большое» должно быть ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ. Настолько большим, что должно превышать по своим размерам всё, что современная астрономия смогла разглядеть в космосе до сих пор.

Но даже если ещё неизвестно, что это такое, проблема уже есть у космологии. Если такой космический Левиафан где-то там существует, то такие Левиафаны должны попадаться и где-то ещё. Но что-то их не видно.

Возникли даже подозрения, что, может быть, это неимоверное нечто вообще не из нашей Вселенной. Может быть, это подтверждение одной из альтернативных космологических теорий, согласно которым наша Вселенная вовсе не одинока, но рядом (хоть и не очень понятно, в каком смысле — рядом) с ней есть и другие, и какая-то соседка и притягивает к себе тысячи метагалактик?

4. Непостоянная постоянная

Видимо, мы действительно что-то не так знаем о природе. Косвенным подтверждением того, что Вселенная упорядочена неравномерно, являются последние данные, полученные австралийскими астрофизиками, которым пришло в голову сравнить данные спектрального анализа, получаемые телескопами, которые наблюдают разные области космоса. Если их вычисления корректны (а за 10 лет, прошедших с первой публикации, никто не смог опровергнуть их выводов), то одна из фундаментальных физических констант — постоянная тонкой структуры, отвечающая за один из трёх основных видов взаимодействия материи (электрослабое), — вовсе не постоянна и отношение электрического заряда к скорости света меняется в зависимости от места во Вселенной. Причём карта расположения «оси» изменений постоянной указывает примерно туда же, куда движутся и метагалактики в «тёмном потоке» Кашлинского.

Столетиями физика была уверена в том, что фундаментальные законы природы универсальны в любом, даже самом отдалённом уголке Вселенной и были одинаковы на протяжении всей её истории. И вот на тебе: австралийские астрофизики обнаружили, что значение одной из фундаментальных констант может быть различным.

Астрофизики уже требуют уточнить расчёты австралийцев, а физики негодуют, поскольку согласиться с изменчивостью констант — всё равно что заставить придумать современную физику заново. А заодно и признать, что человечество появилось и вправду в каком-то странном месте Вселенной (или в какой-то странной Вселенной), где для этого были самые подходящие условия.

5. Несимметричная гравитации

За аномалиями констант, однако, тоже не обязательно путешествовать на край света (впрочем, и со светом не всё ясно, но об этом чуть ниже). Несколько лет назад сотрудники всё того же американского NASA обратили внимание на то, что их космические аппараты летают по Солнечной системе не совсем так, как запланировано.

Инженеры, которые планируют запуски аппаратов к дальним планетам, уже давно сообразили, что помочь работе их двигателей можно, если воспользоваться притяжением ближних планет или Солнца: пролёт мимо них по правильной траектории может придать аппаратам дополнительное ускорение и существенно сократить сроки космических экспедиций и сэкономить топливо.

Точная сверка расчётной и реальной траекторий, однако, показала, что аппараты могут получать незапланированное ускорение. В декабре 1990 года аппарат Galileo, прежде чем отправиться к Юпитеру, использовал для разгона саму Землю. И в результате получил дополнительное ускорение, не предусмотренное графиком, которое составило 3,9 мм/с. Другой аппарат, отправленный в 1998 году к комете Шумейкеров, получил ускорение даже большее — 13,5 мм/с.

Отклонения эти невелики и, что удачно, не сказались на результатах экспедиций, но объяснить их исследователи пока не могут, во всяком случае с точки зрения обычной физики. Альтернативных объяснений, впрочем, хватает — от возможной несимметричности гравитационного поля и влияния тёмной материи до необходимости внесения поправок в теорию относительности или даже изменения точки зрения на постоянство скорости света.

6. Медленный свет

В 2005 году астрономы, работавшие с рентгеновским телескопом MAGIC в обсерватории на Канарских островах и наблюдавшие вспышку рентгеновского излучения, пришедшего из центра галактики Markarian 501, расположенной в 500 млн световых лет от нас, обратили внимание на непонятную аномалию. Гамма-кванты с высокой энергией фиксировались телескопом на 4 минуты позже, чем кванты с меньшей энергией. При этом возникали-то эти фотоны одновременно.

Если следовать специальной теории относительности, то этого не может быть. Потому что электромагнитное излучение должно распространяться в вакууме с одной и той же скоростью — скоростью света. Независимо от энергии этого излучения. Если же верить результатам наблюдений, то скорость света вовсе не является константой и зависит от энергии фотонов света.

Наблюдения с Земли подтвердили и данные с рентгеновского телескопа Fermi, который зафиксировал 20-минутное отставание жёстких гамма-лучей, которые были испущены одновременно с фотонами меньшей энергии в результате какого-то космического катаклизма, произошедшего на расстоянии 12 млрд световых лет.

Больше всего обрадовались этим результатам разработчики теории квантовой гравитации, которая, в отличие от общей теории относительности Эйнштейна, как раз и предусматривает подобные сдвиги. Впрочем, может быть, опять не обошлось без тёмной энергии. Или без голографии.

7. Гравитационный шум

Одно из следствий общей теории относительности (она же и современная теория гравитации) — наличие гравитационных волн, которые должны искривлять пространственно-временной континуум, например, в результате столкновения каких-нибудь крупных (о’кей, ОЧЕНЬ КРУПНЫХ) космических объектов, например массивных чёрных дыр.

Пока, впрочем, этих волн никто не регистрировал. Может быть, просто не удалось: в конце концов, детекторы этих волн должны быть просто очень большими. Один из таких детекторов — GEO600 — построен несколько лет назад для совместных экспериментов учёных из Великобритании и Германии вблизи Ганновера. Этот детектор тоже пока не обнаружил гравитационных волн. Но, не исключено, случайно получил доказательство другой теории гравитации.

В 2008 году физик Крейг Хоган из Национальной лаборатории им. Ферми (США) сформулировал концепцию, согласно которой наша физическая реальность является результатом проекции границ Вселенной. Он назвал это голографическим принципом. Информация, которая сосредоточена на границах Вселенной, не распределена по ней непрерывно, но состоит из «битов», размеры которых соответствуют так называемым квантам пространства. Хоган не остановился на теоретических разработках, но попытался предсказать, как его теория может быть подтверждена экспериментом: детекторы гравитационных волн должны фиксировать «шум» пространства-времени. И он послал эти расчёты группе, работающей на GEO600.

Основные положения голографического принципа были сформулированы ещё Дэвидом Бомом, соратником Роберта Оппенгеймера и Альберта Эйнштейна, в середине XX века. Согласно теории Бома, весь мир устроен примерно так же, как голограмма. Как любой, сколь угодно малый участок голограммы содержит в себе всё изображение трёхмерного объекта, так и каждый существующий объект «вкладывается» в каждую из своих составных частей.

По случайному (или не очень) совпадению команда учёных в Ганновере как раз пыталась разобраться с шумом, который постоянно фиксировал детектор. На удивление, параметры этого шума совпали с предсказанными Хоганом. Проверить, действительно ли шум в детекторе вызывается самим пространством-временем, или его причина какая-нибудь более прозаическая, можно будет только после завершения работ по доводке оборудования, которые должны завершиться в 2011 году. А пока шум никуда не делся и внятного объяснения — помимо голографического принципа — ему у учёных нет.

P. S. Если вы обратили внимание, загадки больших масштабов часто связаны с явлениями масштабов мельчайших — уровня элементарных частиц. О том, с чем пытается разобраться современная физика элементарных частиц, — в следующей статье.

Жена убийцы

Или изобретателя химоружия

Она первой из женщин защитила докторскую по химии в Германии. Но бросила науку ради карьеры мужа. А тот вскоре изобрел химоружие. После первого испытания удушающего хлора Клара Иммервар застрелилась. После новостей, что пестицидом «Циклон-Б» уничтожали евреев в концлагерях, покончил жизнь самоубийством и ее сын.

15.05.2018 13:00, Ганна Руденко, jewish.ru

Мистика или наука?

Как разные альтер-эго могут обладать разными умениями

Как в одном теле может жить несколько личностей, которые при «смене вахты» еще и наделяют это тело новыми способностями? И что вообще такое расщепление личности или диссоциативное расстройство идентичности? Нейроучёные нашли ответы.

30.04.2018 13:00, Анна Умеренко, newtonew.com

Он, она и их гормональные всплески

История отношений с научным подстрочником

Любовь — чувство самое настоящее. Такое же настоящее, как голод, радость или боль. И, соответственно, как у всякого другого настоящего чувства, у любви есть не только чувственно переживаемая нами сторона, но и «обратная» — нейрофизиологическая. Со сравнительно недавнего времени мы можем рассказывать истории о любви, вооружившись уже не только способностью поэтически описывать феномены, данные нам в непосредственном опыте субъективности, но и сверяясь с результатами экспериментов нейрофизиологов, равно как с теориями психологов и эволюционных биологов. Например, вот так.

09.04.2018 13:00, Даниил Кузнецов, chrdk.ru

«Мозг гуманитария»

Можно ли заставить себя полюбить математику?

Оксфордский профессор математики Маркус дю Сатой уверен, что «нематематического склада ума» не существует. По его словам, математика — в первую очередь способность видеть шаблоны в окружающем мире, а это для нас ключевой навык. T&P опубликовали отрывок из книги журналистки Кэролайн Уилльямс «Мой продуктивный мозг. Как я проверила на себе лучшие методики саморазвития и что из этого вышло» — о том, почему базовое понимание математики встроено в наш мозг и как заставить себя решать задачи, если ненавидишь цифры еще со школы.

02.04.2018 13:00, theoryandpractice.ru

Цена открытия

Почему останки Марии Кюри покоятся в свинцовом гробу, а к ее личным вещам нельзя прикасаться еще полторы тысячи лет

О заслугах физика Марии Кюри знает весь мир. Именно ей принадлежит открытие радия и полония, свою жизнь она посвятила изучению радиоактивности. Научная деятельность принесла ей известность, дважды она была удостоена Нобелевской премии, но и стала причиной ее трагической гибели. Тело Кюри погребено во французском Пантеоне в специальном свинцовом гробу, и на то есть весомая причина.

20.03.2018 19:00, kulturologia.ru

Холодный, как лимонад

Что такое крионика и можно ли найти бессмертие в жидком азоте

Прошло более полувека с того дня, когда в Калифорнии крионировали тело первого человека, охладив его до температуры ниже -70 градусов Цельсия. Этим человеком стал Джеймс Бедфорд, профессор психологии Калифорнийского университета. Бедфорд, неизлечимо больной раком, откликнулся на предложение Крионического общества Калифорнии, которое обещало бесплатно заморозить тело первого добровольца после его смерти. С тех пор тело Бедфорда пребывает в охлажденном состоянии в жидком азоте в ожидании, когда наука разовьется настолько, что сможет подарить ему еще один шанс на жизнь.

24.02.2018 16:00, Александр Ершов для nplus1.ru

По гороскопу лев, по жизни овен

Почему люди до сих пор верят в астрологию

Давайте признаемся честно — кто из нас хотя бы однажды не заглядывал в свой гороскоп, пусть даже просто из любопытства? Астрология давно перестала считаться серьезной наукой и в нашем обществе обычно воспринимается как невинное шарлатанство. Однако остается вопрос, на который не так-то легко найти ответ: почему астрология до сих пор так популярна? И как в одном обществе уживаются достижения в области генетики или искусственного интеллекта и вера в то, что положение планет и звезд на небе определяет судьбу человека?

18.02.2018 09:00, Кристина Уласович для nplus1.ru

Сочинение и наука

Как исследования учёных могут дополнить классиков художественной литературы

Многие привычные для нас понятия в психологической литературе почти не встречаются. Например, смелость и трусость. Для психолога смелость — это преодоление страха с помощью волевых усилий. В каком-то смысле такое поведение противоестественно: страх — это предупреждение об опасности, сигнал спасаться. Поэтому испытывать страх нормально. Человек боится, но берёт себя в руки и действует, достигает своей цели — это и называют волевым усилием, силой воли. Только она и позволяет встать утром после пары часов сна, несмотря на явные сигналы организма, что ему требуется отдых.

30.12.2017 13:00, Евгения Береснева, Андрей Константинов, Светлана Скарлош, Григорий Тарасевич для «Кота Шрёдингера»

Нескучный Джимми

Честный рассказ нобелевского лауреата о 70 годах в науке

Что такое жизнь в биологическом смысле, американский учёный и нобелевский лауреат Джеймс Уотсон выяснил чуть больше 60 лет назад, открыв структуру молекулы ДНК. А вот что такое жизнь в бытовом понимании: череда случайностей, удач и провалов? От чего зависит жизненный сценарий: от окружения, от поступков человека или от его генов? Об этом Уотсон размышляет до сих пор. Этим летом знаменитый учёный приезжал в Россию. И вместо того чтобы рассказывать о молекулярной биологии и генетике, прочитал откровенную и, пожалуй, поучительную лекцию о своей жизни «Семьдесят нескучных лет в науке». Получилось захватывающе. «Кот Шрёдингера» публикует выдержки из его выступлений в Санкт-​Петербургском госуниверситете и Институте биоорганической химии РАН.

26.11.2017 13:00, Кот Шрёдингера

Правило 10 тысяч экспериментов

Секрет Цукерберга, Безоса и Эдисона

Майкл Симмонс, колумнист Forbes и автор бестселлеров о продуктивности, считает, что экспериментирование приносит больше пользы, чем долгие часы работы. Rusbase перевели его заметку о стратегии успешной деятельности.

11.11.2017 13:00, Майкл Симмонс

Либком-2018: открытый доступ и открытые данные
27 ноября в рамках Двадцать второй международной конференции «Либком-2018» состоялся специальный семинар «Открытый доступ и открытые данные», на котором эксперты представили и обсудили актуальные инициативы в сфере открытой науки и российские проекты, нацеленные на её развитие.
Авторское право для НКО: как не нарушить чужие права и защитить свои
10 октября в Москве прошел мастер-класс «Авторское право для НКО», который провела Елена Шерстобоева, доцент департамента медиа НИУ ВШЭ, доктор наук (PhD) в области коммуникаций, один из ведущих российских юристов в области медиа и развлекательных индустрий с 12-летним опытом работы.
В Кирове прошел семинар для НКО по работе с открытыми данными
Эксперты АНО «Информационная культура» провели в Кирове семинар «Дата-коммуникации для НКО». Мероприятие прошло в рамках «Академии СОНКО (социально-ориентированных некоммерческих организаций)», который организуют Кировское общество «Знание» и Кировский региональный ресурсный центр поддержки НКО.
Данные некоммерческих организаций как богатый ресурс для дата-журналистов
19 ноября в НИУ ВШЭ для студентов магистерской программы «Журналистика данных» прошла открытая лекция «Данные некоммерческих организаций как богатый ресурс для дата-журналистов».
В Воронеже состоялся семинар «Как небольшой НКО работать с большими данными»
13 ноября эксперты АНО «Информационная культура» провели в Воронеже семинар «Как небольшой НКО работать с большими данными». Мероприятие прошло в сотрудничестве с Ресурсным центром поддержки некоммерческих организаций Воронежской области, Центром гражданской взаимопомощи в Воронеже и Университетом КГИ.