Подписаться на обновления
19 сентябряСреда

usd цб 67.7519

eur цб 79.1749

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Ольга Бурмакова   среда, 10 апреля 2013 года, 17:19

Секс, за который стоит сражаться
Способность женщины постоять за себя - условие для того, чтобы строить отношения, которые её устраивают


Кадр из фильма «Убить Билла»
   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Изнасилование и так регулярно считают комплиментом – якобы женщина настолько привлекательна, что мужчина воспылал страстью и не мог себя сдержать. Но когда насилуют толстых женщин, «некрасивых», немолодых - насильник становится добродетелем.

Мы продолжаем цикл публикаций, которые знакомят русского читателя со сборником «Да значит да», посвященным так называемой культуре согласия. В этом выпуске мы поговорим о том, как объективация женщин и восприятие их тела как «товара» или «украшения» способствует культуре изнасилования, а также познакомимся с несколькими личными историями женщин, так или иначе столкнувшихся с насилием и предлагающих разные стратегии его переживания и борьбы с ним.

Цена женщины

Джавасия Н. Харрис критически рассматривает ситуации, когда женщины демонстрируют свои тела якобы в «придающем им силы», а на самом деле маркетинговом контексте. Она признает, что немало женщин ощущают определенную власть, когда чувствуют, как мужчины восхищаются их красотой и сексуальностью, но реальна ли эта власть? Или это всего лишь обратная сторона сексуальной объективации, которая создает у женщин иллюзию, что если они будут выглядеть достаточно привлекательно для мужчин, то получат доступ к власти, которой мужчины обладают?

Харрис отмечает, что есть тонкая грань между наслаждением своим телом, которое испытывает женщина, и демонстрацией тела ради сексуального удовольствия мужчин-наблюдателей. Культура, в которой мы живем, такова, что женское тело используется как товар, продукт, объект, и нередко «качество» и «цена» этого товара определяют «цену» женщины, чье тело обсуждается, полностью игнорируя ее как личность. К сожалению, давление среды таково, что большинство женщин сами не могут до конца отделить восприятие своего тела и удовольствие, которое они сами от него получают, от культурных ожиданий, от того, насколько оно может потенциально доставить удовольствие мужчинам. [См. цикл публикаций о книге «Миф о красоте» Наоми Вульф в Часкоре.]

Такая объективация женщин, превращение их тел в товар и полное игнорирование женщины как личности, значительно облегчает путь к изнасилованию и к его оправданию. Причинить вред и подчинить себе другого человека этически сложно, но если не воспринимать его – вернее, ее – как человека, а лишь как предмет, то можно без особых зазрений совести использовать этот предмет для своего удовольствия. Харрис привлекает к этому внимание и мужчин, и женщин. В то же время она всецело поддерживает те практики, которые позволяют женщинам получать удовольствие от своего тела, от его физических способностей, без стремления удовлетворять мужчин-наблюдателей.

Как трахаться с толстой женщиной

КейтХардинг описывает сочетание двух сил: культуры изнасилования и стандартов красоты. Она регулярно пишет в своем феминистском блоге о стандартах красоты, о том, как их формирует патриархальная культура насилия и как они используются против женщин – и в качестве реакции на это регулярно получает угрозы изнасилования или пожелания быть изнасилованной. С такими угрозами сталкивается немало женщин, особенно те из них, кто смеет так или иначе выступать против доминирующей культуры. Но КейтХардинг – толстая женщина-феминистка, и поэтому ей достается специальная вариация подобных угроз, в которой изнасилование преподносится как комплимент, например: «тебе еще повезет, если какой-нибудь мужчина захочет изнасиловать такую уродину, как ты».

Предложенная феминистками второй волны модель «нет значит нет» сыграла огромную роль в изменении представлений о сексуальном насилии, позволила поднять тему доброй воли и согласия, признать, что сексуальная автономность объекта насилия нарушается. Но модель «нет значит нет» уделяет недостаточно внимания другой стороне вопроса – сексуальной воле женщины, ее активному желанию, которое в существующей культуре подавляется. В модели «нет значит нет» женщина занимает пассивную позицию, ее воля существует только в форме отказа от инициированного взаимодействия или согласия на него, в то время как женщины способны на активное сексуальное желание и собственную сексуальную инициативу. Также «нет значит нет» оставляет на периферии внимания область «серого насилия», когда не было отказа, но не было и активного согласия на происходящее – форму насилия, с который женщины сталкиваются настолько часто, что не осознают ее как таковое.

Изнасилование и так регулярно считают комплиментом – якобы женщина настолько привлекательна, что мужчина воспылал страстью и не мог себя сдержать. Но когда насилуют толстых женщин, насильник становится добродетелем, который сделал ей большую услугу, потому что больше никто ее не захочет. Толстые женщины – как и другие «негодные» женщины: «некрасивые», немолодые, с инвалидностью или даже «слишком умные» - представляются в общем представлении о привлекательности и сексе так, словно их никто не может захотеть, и поэтому они должны радоваться любому сексу, который им достается, даже насильственному. Это проявляется не только в изнасилованиях и в угрозах, но и, например, в ситуациях домашнего насилия, где мужчина постоянно говорит женщине, что она никому, кроме него, не нужна, потому что никто не захочет такую толстую уродину.

Очевидно, что эта логика абсурдна. Но ее абсурдность многое говорит о культуре, в которой мы живем. Во-первых, в ней изнасилование приравнивается к сексу и удовольствию - это стандартная подмена понятий, которая, тем не менее, указывает на серьезную проблему. Во-вторых, понятие сексуальной привлекательности в ней искажается, как обычно происходит под действием вездесущих стандартов красоты. Сексуальное влечение как таковое не руководствуется стандартами, оно индивидуально. Но стандарты красоты утверждают, что а) существует конкретный и универсальный набор параметров, который обеспечивает привлекательность, и б) каждая женщина должна быть привлекательна для всех гетеросексуальных мужчин, иначе она не привлекательна ни для кого. Хардинг рассказывает личную историю о том, как в колледже не могла даже распознать интерес, который проявлял к ней знакомый парень, потому что она была толстой, а толстых женщин никто не может хотеть. В этой ловушке оказываются все женщины, и чем дальше они от стандартов, тем хуже. Толстые женщины по этим правилам считаются априори непривлекательными ни для кого, и потому не имеют права на свои сексуальные желания – если они нежеланны, то сам факт, что кто-то до них снизошел, уже должен их радовать.

В результате, изнасилование толстой женщины (или любой другой «некрасивой» женщины) – это благотворительность, и жертва не заслуживает сочувствия, а насильник в лучшем случае подвергается насмешкам за то, что не нашел «кого получше». Примеры Хардинг демонстрируют, как несколько проявлений мизогинии взаимно поддерживают друг друга и создают атмосферу, в которой женщины лишены сексуального «я» и права на существование вне интересов мужчин, а насилие против них одобряется и оправдывается.

Квирная гетеросексуальность черных женщин и Медийный суд: страстность черных женщин и вопрос согласия

Две статьи о черных женщинах поднимают сходные темы, и поэтому объединены в этом обзоре. В первой статье Кимберли Спрингер обращается к квир-теории и к языку политических движений, предлагая черным женщинам отвоевать обратно свою сексуальную свободу. Она анализирует стереотипы о сексуальности черных женщин, как исторические, так и представленные в современной культуре. Она демонстрирует, как черные женщины оказываются перед выбором между асексуальной «черной леди» и гиперсексуальной, доступной «видеошлюхой» из репперских клипов. В результате у них не остается пространства для осознания и проявления собственной сексуальности; любые их сексуальные порывы предписаны заранее и трактуются определенным образом, и в этой ситуации речи о согласии быть не может, потому что черные женщины существуют в атмосфере, где их сексуальное поведение постоянно оценивается, и эта оценка является определяющей для восприятия их как личности.

Спрингер дает подробный обзор истории черной женской сексуальности и ее современной репрезентации в популярной культуре. Чернокожие женщины существуют в ней в двух ролях. Одна - это так называемая «иезавель», по имени развратной царицы из Библии; этот образ белые рабовладельцы и колонизаторы применяли к чернокожим рабыням, которых регулярно насиловали. Для оправдания насилия использовалось популярное мнение, что чернокожие женщины по природе своей развратны и ненасытны, «совращают» мужчин самим своим существованием и «сами этого хотят». Этот стереотип сохранился и по сей день, он представляет чернокожих женщин и девушек как развратниц и нимфоманок. Вторая роль также родом из рабовладельческого строя: это лишенные сексуальности «мамочки», которые служат белым господам, воспитывают белых девушек «приличными» и одновременно следят за поведением чернокожих «иезавелей». Современные черные женщины оказываются в ловушке между этих двух ролей: любое проявление сексуальности превращает их в «иезавель», и этот же стереотип используется, чтобы оправдывать насилие против них.

К этой же теме обращается СамхитаМухопадьяй, рассматривая то, как воспроизводящиеся в массовой культуре стереотипы о сексуальности черных женщин используются против них в судебных делах об изнасиловании. Она приводит многочисленные примеры, когда черные женщины в глазах суда и прессы оказывались «сами виноваты» в том, что их изнасиловали, потому что «всем известно», что они гораздо более раскованные и страстные, чем «приличные» белые девушки – а значит, «сами этого хотели» или «вели себя неправильно». Поддержанию этих стереотипов способствует то, что в разнообразной медийной продукции – музыкальных клипах, фильмах и т.д. – чернокожие женщины предстают полуобнаженными, сексапильными, вызывающе одетыми и двигающимися; они изображаются как сексуальные объекты и полностью соответствуют стереотипу «иезавели», и это восприятие применяется к ним и в реальной жизни.

Как это ощущается, когда, наконец, случается: реальное переживание инцеста

Лея Лакшми Пепжна-Самарасинха описывает свой личный опыт переживания травмы инцеста: многие годы, в течение которых она заново училась чувствовать свое тело, устанавливать отношения и осознавать свои желания. Ее родители вовсе не были монстрами, которыми обычно представляются родители жертв инцеста тем, кто с ними не сталкивался; у них был плохой брак и свои травмы, в том числе, возможно, такое же насилие со стороны их родителей, они так или иначе перенесли на дочь. Лея вспоминает мир, словно разделенный надвое – Настоящий и Секретный; вспоминает, как угадывала в одноклассницах тех, с кем это тоже происходило, кто так же жил как будто вне своего тела, хотя они никогда об этом не говорили, потому что об этом нельзя было говорить.

Ее период восстановления пришелся на восьмидесятые, когда многочисленные активистские и артистические проекты, наконец, стали озвучивать проблему насилия над женщинами и инцеста, превращая ее в яростный бунт. Тогда многие писали о своем личном опыте, личном переживании случившегося с ними, выплескивая эмоции. Феминистские, квирные, нью-эйджевые и другие неформальные сообщества предлагали таким, как Лея, среду для того, чтобы восстанавливаться и экспериментировать с собой, своим телом и своими переживаниями на равных. Лея вспоминает периоды, когда она много занималась сексом, и когда она вообще им не занималась; вспоминает, как прислушивалась к своим ощущениям, к тому, что желали ее душа и ее тело. Важной частью этого была возможность выразить свою ярость по поводу случившегося, по поводу общества, которое это позволяет – один из ключевых посылов радикального феминизма, который в восьмидесятых переживал свой расцвет.

Теперь Лея работает в кризисных центрах, которые помогают жертвам инцеста и насилия. Она сравнивает тот опыт снынешним, почерпнутым из своей работы в кризисном центре помощи жертвам насилия и инцеста, и хотя признает пользу кризисных центров, но одновременно критикует систему за «стерильность». Кризисные центры и психотерапия не дают пережившим насилие ощущения солидарности, свободы для выплеска эмоций, для выражения своего гнева, вызванного тем, что с ними случилось – и тем самым замалчивают происходящее, превращают его из систематической мировой драмы в личные, индивидуальные трагедии, которые и решаются только в личном порядке, словно системной проблемы тут нет.

Секс, за который стоит сражаться

Тему ярости и силы продолжает в радикально ином ключе Анастасия Хиггинботэм, инструктор женских курсов самообороны, которая рассказывает о том, как физическая способность постоять за себя привела ее к освобождению от насилия, пронизывавшего ее жизнь. Она утверждает, что секс – добровольный, желанный секс – стоит того, чтобы за него сражаться, в том числе и физически. Ее рассказ демонстрирует то, как женщины, которых воспитывают покладистыми, которых отучают драться и проявлять агрессию, оказываются в уязвимом положении в культуре изнасилования, где над ними все равно нависает опасность боли и насилия, постоянно, в том числе – даже в основном – от знакомых мужчин. Автор статьи воспринимает свою способность постоять за себя и словом, и делом как инструмент против культуры изнасилования и как условие для того, чтобы строить отношения, которые ее устраивают.

Почему славные парни оказываются не у дел

Джулия Серано, транссексуальная женщина, обсуждает стереотипы о мужчинах и женщинах, опираясь на свой опыт мужской и женской социализации. В центре ее внимания миф о мужчине-хищнике и женщине-жертве, и то, какие проблемы он создает для тех и для других. О проблемах женщин говорят чаще: перед ними оказывается два пути – «дева», которая не имеет права проявлять никакое сексуальное желание, чтобы не «спровоцировать» насилие, и «шлюха», которая может быть сексуальной, но за это «заслуживает» насилие. И та, и другая постоянно подвергаются объективации, сексуальному запугиванию и т.д.

В современной культуре – культуре изнасилования – многие люди, в подавляющем большинстве женщины, соглашаются на секс не из искреннего желания, а под давлением, социальным и моральным, а иногда даже экономическим или физическим. Например, от жен ожидается, что они будут «удовлетворять потребности» мужей, а в рамках ухаживания нормальным считается «уламывать» девушку. Условие активного согласия делает видимыми и недопустимыми многочисленные формы, которые принимает культура изнасилования: например, секс с человеком, который не хочет секса как такового, но соглашается, чтобы «ублажить» партнера; или «использование ситуации» - секс с тем, кто не в состоянии в данный момент принимать решения, например, пьян; илидругиемногочисленные формы принуждения, которые пока что считаются допустимыми: «уламывание», спаивание, использование положения и так далее. В этом смысле «да значит да» - это не вымученное, выжатое сквозь зубы, вытянутое обманом, принужденное «да»; это искреннее, осознанное и выраженное вслух «да» человека, который не просто соглашается на секс, но хочет его именно в данных обстоятельствах и при этом имеет все возможности безопасно сказать «нет» в любой момент. Такое, и только такое, согласие будет активным согласием, и именно оно является обязательным условием для секса в культуре согласия.

Но Серано смотрит и на другую сторону медали: рамки, в которые миф о хищнике загоняет мужчин. Она описывает другую дихотомию: «нахалы» и «славные парни». Нахалы ведут себя с женщинами развязно и высокомерно, дразнят и унижают, давят на них, чтобы «получить свое». Славные парни (настоящие, а не те, которых так называют в феминистских блогах – типы, которые заявляют, что за свое хорошее поведение заслуживают секса) действительно уважают женщин и стараются вести себя соответственно. Серано отмечает, что нахалы, как ни странно, нередко пользуются большей популярностью у женщин, чем славные парни, которых женщины считают скорее «хорошими друзьями», чем возможными любовниками.

Хотя обсуждать эту тему сложно, потому что всегда велик риск скатиться в сексистскую аргументацию – «женщинам просто нравятся плохие парни» или «агрессивные мужчины ведут себя как альфа-самцы и потому привлекают больше», Серано пытается поднять этот вопрос и подчеркнуть его важность. Она выдвигает теорию, что дело не столько в интернализированной мизогинии женщин, отдающих предпочтение нахалам, сколько в том, что в обществе в целом образ мужчины – это образ агрессора. Социализация в таком обществе приучает женщин интересоваться мужчинами агрессорами и вести себя как сексуальный объект для них; а мужчин она приучает интересоваться теми женщинами, которые ведут себя как сексуальные объекты, и обращаться с ними соответственно. Серано призывает искать способы решить эту ситуацию, в которой уважительные мужчины и женщины, отказывающиеся вести себя как сексуальные объекты, оказываются десексуализированы, а в результате стереотипы хищника и жертвы продолжают доминировать в представлениях о сексуальности.

Убить мизогинию: личная история любви, насилия и стратегий выживания

Кристина МецлиТзинцун делится своей историей эмоционального и физического насилия, на примере которой показывает, что даже хорошее знание феминистской теории, отрефлексированный опыт родителей и радикальная позиция не всегда спасают женщин от повторения цикла насилия – настолько глубоко оно укореняется в душе. Она выросла, наблюдая, как ее белый отец бил и оскорблял мать-мексиканку, и поклялась никогда не оказываться на месте своей матери.

Отношения между мужчинами и женщинами в опыте и историях ее окружения всегда были построены на насилии: мужчины изменяли, били, оскорбляли, а женщины терпели это, поскольку другого выхода не было. Основной ценностью женщины было ее тело и ее невинность. С раннего возраста Кристина стремилась понять окружающую реальность и проблемы цветных женщин, к числу которых она принадлежала, и искала способы исправления системы насилия – в основном через радикальный феминизм.

Тем не менее, когда она встретилась с мужчиной, который называл себя «радикальным феминистом», то не сразу смогла распознать цикл насилия под прикрытием «общих» взглядов и интересов и заявляемого «уважения» к женщинам. Этот мужчина неоднократно обманывал ее (например, сказал, что проверялся, и у него нет венерических заболеваний, и в результате заразил сразу несколькими), изменял ей, преследовал после расставаний и тому подобное. Однако даже понимая, что происходит, Кристина не сразу нашла в себе силы расстаться с ним окончательно и несколько раз возобновляла отношения: она обнаружила, что повторяет сценарий поведения своей матери, пытаясь «спасти» и «перевоспитать» мужчину, несмотря на насилие в их отношениях.

Интеллектуального понимания систематических проблем культуры насилия оказалось недостаточно, чтобы преодолеть ее глубоко укоренившиеся структуры. Многие сильные и самостоятельных женщины попадаются в такие ловушки, потому что насильственные сценарии отношений слишком распространены и обычны, и вся культура поддерживает насильников в такой ситуации, а альтернативу порой просто трудно представить. Рассказ Кристины заканчивается тем, как она учится использовать этот негативный опыт для того, чтобы помочь себе и другим женщинам в индивидуальной и политической борьбе за свободу от насилия. Ее история еще раз демонстрирует, что проблемы культуры насилия должны решаться не на личном, а на общесоциальном уровне, так как это систематическая беда всего общества, которая воспроизводится из поколения в поколение.

Материал подготовлен в рамках программы "Гендерная демократия" Фонда им. Генриха Бёлля.




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



Брак — это уважение

На чём строится семейное счастье

Супружество — взаимное служение. Наливать всегда 2 чашки чая, оставить последний кусок пирога, положить нужное число сахарных кубиков в кофе, принести жене цветочки; дать поспать другому и развлекать в это время ребенка; молча убрать то, что валяется, — все эти "бытовые мелочи", в которых нет места эгоизму, — основа крепкого брака и здоровой психики обоих супругов. И да, если заметили это служение, — не стесняйтесь благодарить.

18.09.2018 16:00, Екатерина Рогачева, facebook.com/rogachevaev


Времени в обрез

Зачем знать стоимость каждой вашей минуты

Автор блога A Life of Productivity Крис Бейли настоятельно рекомендует определить цену вашего времени, чтобы не тратить его впустую.

18.09.2018 09:00, ideanomics.ru


Улучшатели и достигаторы

Нужен ли вам коуч и как выбрать подходящего

После громкого визита в Россию Тони Роббинса вокруг фигуры коуча возникло много дискуссий — от шуток про «простые истины» в твиттере до судебного иска от девушки, которая заявила, что после его выступления впала в депрессию. Индустрия подобных тренингов в России еще очень молодая и чаще всего ассоциируется с такими персонажами, как Роббинс, или обыкновенными мошенниками. В то же время на Западе коучинг укоренен в разных профессиональных сферах. И Россия, несмотря на все недоверие, неизбежно движется по тому же пути: ведущие вузы уже готовят специалистов по коучингу, а бизнес-среда отсеивает неквалифицированные кадры. T&P разобрались, кому нужны услуги коуча, как не прогадать с выбором и почему в работе с консультантом важно соблюдать личные границы.

17.09.2018 16:00, Наташа Федоренко, theoryandpractice.ru


Зов адюльтера

Почему измены случаются даже в идеальных парах?

Моногамия в действительности есть подавление инстинктов, говорил Фрейд. Но именно это является необходимым условием существования цивилизации. Американский психолог Дэвид Бараш в газете "Эль Мундо" утверждает, что естественной является полигамия, а моногамию он считает мифом. В своих исследованиях он даже обнаружил генетическую предрасположенность к измене.

16.09.2018 09:00, Сара Поло (Sara Polo), inosmi.ru


Не везёт!

5 причин, мешающих хорошим людям находить хороших партнеров

Не везет в любви? Майкл и Сара Беннет, авторы бестселлера «Забей!» и только-только-с-пылу-с-жару-вышедшей новинки «Забей на любовь» вывели пять причин, которые мешают хорошим людям находить хороших партнеров.

10.09.2018 09:00, Майкл Беннет, «Альпина.Медиа»


«Cвобода от любимого — это одиночество»

Спасут ли ваш брак открытые отношения

«Мы за открытый брак! Зачем ограничивать партнера? Я уверена в нем, мы самые близкие люди! Он любит только меня, а романы на стороне лишь помогают нам разжечь костер», — бодро рапортуют женщины. Мужчины согласно кивают: «Да, мы такие. Не скучные, а свободные юные хиппи, и все, кто с нами не согласен, — злые зануды».

08.09.2018 09:00, Анна Уткина, matrony.ru


Как интернет изменил знакомства и отношения

Плюсы и минусы онлайн-дейтинга

Сайты и приложения для знакомств пользуются сейчас неслыханной популярностью. Люди практически перестали знакомиться в реальной жизни и перешли в сеть. Издание The Economist выпустило статью о том, как изменились романтические отношения в эпоху интернета и как дейтинг-сервисы зарабатывают на отчаявшихся найти партнера пользователях.

03.09.2018 13:00, Анна Самойдюк, rb.ru


Миллионер из трущоб

Об иллюзии состоятельности

«В четыреста десятом ночью бушевали настоящие индийские страсти»,- слышу ранним утром по мобильному телефону голос дежурного менеджера. «Решаем, что делать с последствиями». А дело было так. Семейная пара с сыном приехала в Петербург из Индии, на двое суток. И арендовала в «Гельвеции» два стандартных «коннекта» (смежных номера). Семнадцатилетний отпрыск поселился отдельно от родителей. Воспитанный и интеллигентный юноша, он везде сопровождал старших, долго беседовал с отцом за ужином. И в деталях расспрашивал менеджеров по работе с гостями о главных достопримечательностях северной столицы.

02.09.2018 09:00, Юнис Теймурханлы для журнала«Сноб»


Голод — не «шведка»

«Шведский стол» как проверка воспитания

«Че встал как пень? И пялишься на еду? Ложи все подряд!», — услышал я за спиной зычный женский голос. Семья из пяти человек удобно расположилась на завтраке — за большим столом, прямо у основного стола «шведки» (шведского стола). «Тащи сюда вон тот поднос. Тут разберемся, че нам есть, а че понадкусывать», — смеялась гостья. Мужчина воспринял команду жены буквально. Рванул к краю стола, прихватив полупустой поднос с мясной нарезкой. И принялся накладывать на него все подряд.

18.08.2018 09:00, Юнис Теймурханлы для журнала «Сноб»


С жиру бесятся

«Мы стали теми, кому мелок жемчуг, и это не худшее, что могло произойти»

Мне шестнадцать. Начался первый семестр первого курса. У меня новенькая зачетка без единой тройки, одни джинсы, два свитера, черная краска для волос и черный карандаш для глаз. Мне шестнадцать, я ничего не знаю о жизни вне школы и не представляю, что дальше. Все сложится само собой.

06.08.2018 09:00, Елена Алчанова, thedevochki.com






 

Новости

Сотрудники «Почты России» будут оказывать медпомощь
Российские почтальоны смогут оказывать первичную медпомощь.
Неженатых мужчин в России в 2 раза больше, чем незамужних женщин
К таким выводам можно прийти на основе данных опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), пишут РИА «Новости». Опрос показал, что холостяков в стране 16%, тогда как незамужних женщин - всего 7%.
В библиотеке обсудили вопросы открытого доступа к научной информации
6 сентября в Научной библиотеке состоялся семинар «Российские университеты – открытой науке», первый в цикле просветительских семинаров в рамках проекта «Национальный агрегатор открытых репозиториев российских университетов» (НОРА) в Красноярске. Он собрал более ста преподавателей, учёных, студентов и представителей библиотек.
Создатели фильма “Ампир V” объявляют о старте ICO
Кинокомпания “Квадрат” проводит первый в России открытый ICO для фильма “Ампир V” по роману Виктора Пелевина.
Подведены итоги проекта Ресурсный центр «Научный корреспондент»
В сборник по итогам вошли все основные документы проекта, включая выводы по итогам исследований и мероприятий, обзорный отчет и ключевые материалы, опубликованные в СМИ.

 

 

Мнения

Иван Бегтин

Слабость и ошибки

Выйти из ситуации без репутационных потерь не удастся

Сейчас блокировки и иные ограничения невозможно осуществлять без снижения качества жизни миллионов людей. Информационное потребление стало частью ежедневных потребностей, и сила государственного воздействия на эти потребности резко выросла, вызывая активное противодействие.

Владимир Яковлев

Зло не должно пройти дальше меня

Самое страшное зло в этом мире было совершено людьми уверенными, что они совершают добро

Зло не должно пройти дальше меня. Я очень люблю этот принцип. И давно стараюсь ему следовать. Но с этим принципом есть одна большая проблема.

Мария Баронова

Эпохальный вопрос

Кто за кого платит в ресторане, и почему в любой ситуации важно оставаться людьми

В комментариях возник вопрос: "Маша, ты платишь за мужчин в ресторанах?!". Кажется, настал момент залезть на броневичок и по этому вопросу.

Николай Подосокорский

Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Дмитрий Волошин

Три типа трудоустройства

Почему следует попробовать себя в разных типах работы и найти свой

Мне повезло. За свою жизнь я попробовал все виды трудоустройства. Знаю, что не все считают это везением: мол, надо работать в одном месте, и долбить в одну точку. Что же, у меня и такой опыт есть. Двенадцать лет работал и долбил, был винтиком. Но сегодня хотелось бы порассуждать именно о видах трудоустройства. Глобально их три: найм, фриланс и свой бизнес.

«Этим занимаются контрабандисты, этим занимаются налетчики, этим занимаются воры»

Обращение Анатолия Карпова к участникам пресс-конференции «Музею Рериха грозит уничтожение»

Обращение Анатолия Карпова, председателя Совета Попечителей общественного Музея имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов, президента Международной ассоциации фондов мира к участникам пресс-конференции, посвященной спасению наследия Рерихов в России.

Марат Гельман

Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Владимир Шахиджанян

Заново научиться писать

Как овладеть десятипальцевым методом набора на компьютере

Это удивительно и поразительно. Мы разбазариваем своё рабочее время и всё время жалуемся, мол, его не хватает, ничего не успеваем сделать. Вспомнилось почему-то, как на заре советской власти был популярен лозунг «Даёшь повсеместную грамотность!». Людей учили читать и писать. Вот и сегодня надо учить людей писать.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin

Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev

Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Александр Чанцев

Вскоре похолодало

Уикэндовое кино от Александра Чанцева

Радость и разочарование от новинок, маргинальные фильмы прошлых лет и вечное сияние классики.

Ясен Засурский

Одна история, разные школы

Президент журфака МГУ Ясен Засурский том, как добиться единства подходов к прошлому

В последнее время много говорилось о том, что учебник истории должен быть единым. Хотя очевидно, что в итоге один учебник превратится во множество разных. И вот почему.

Ивар Максутов

Необратимые процессы

Тяжелый и мучительный путь общества к равенству

Любая дискриминация одного человека другим недопустима. Какой бы причиной или критерием это не было бы обусловлено. Способностью решать квадратные уравнения, пониманием различия между трансцендентным и трансцендентальным или предпочтениям в еде, вине или сексуальных удовольствиях.

Александр Феденко

Алексей Толстой, призраки на кончике носа

Александр Феденко о скрытых смыслах в сказке «Буратино»

Вы задумывались, что заставило известного писателя Алексея Толстого взять произведение другого писателя, тоже вполне известного, пересказать его и опубликовать под своим именем?

Игорь Фунт

Черноморские хроники: «Подогнал чёрт работёнку»...

Записки вятского лоха. Июнь, 2015

Невероятно красивая и молодая, размазанная тушью баба выла благим матом на всю курортную округу. Вряд ли это был её муж – что, впрочем, только догадки. Просто она очень напоминала человека, у которого рухнули мечты. Причём все разом и навсегда. Жёны же, как правило, прикрыты нерушимым штампом в серпасто-молоткастом: в нём недвижимость, машины, дачи благоверного etc.

Марат Гельман

Четыре способа как можно дольше не исчезнуть

Почему такая естественная вещь как смерть воспринимается нами как трагедия?

Надо просто прожить свою жизнь, исполнить то что предначертано, придет время - умереть, но не исчезнуть. Иначе чистая химия. Иначе ничего кроме удовольствий значения не имеет.

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship»

О роли дефицита и избытка в медиа и не только

В презентации швейцарского футуриста Герда Леонарда (Gerd Leonhard) о будущем медиа есть замечательный слайд: кролик окружен обступающей его морковью. Надпись гласит: «Будь готов к избытку. Распространение, то есть доступ к информации, больше не будет проблемой…».

Михаил Эпштейн

Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Игорь Фунт

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

«Простаквашинское» уныние Полины Гагариной

Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся.

Петр Щедровицкий

Социальная мечтательность

Истоки и смысл русского коммунизма

«Pyccкиe вce cклoнны вocпpинимaть тoтaлитapнo, им чyжд cкeптичecкий кpитицизм эaпaдныx людeй. Этo ecть нeдocтaтoк, npивoдящий к cмeшeнияи и пoдмeнaм, нo этo тaкжe дocтoинcтвo и yкaзyeт нa peлигиoзнyю цeлocтнocть pyccкoй дyши».
Н.А. Бердяев

Лев Симкин

Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Энрико Диндо: «Главное – оставаться собой»

20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.

В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами. Перед концертом нам удалось немного поговорить.

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

Василий Голованов: «Путешествие начинается с готовности сердца отозваться»

С писателем и путешественником Василием Головановым мы поговорили о едва ли не самых важных вещах в жизни – литературе, путешествиях и изменении сознания. Исламский радикализм и математическая формула языка Платонова, анархизм и Хлебников – беседа заводила далеко.

Дик Свааб: «Мы — это наш мозг»

Всемирно известный нейробиолог о том, какие значимые открытия произошли в нейронауке в последнее время, почему сексуальную ориентацию не выбирают, куда смотреть молодым ученым и что не так с рациональностью

Плод осознанного мыслительного процесса ни в коем случае нельзя считать продуктом заведомо более высокого качества, чем неосознанный выбор. Иногда рациональное мышление мешает принять правильное решение.

«Триатлон – это новый ответ на кризис среднего возраста»

Михаил Иванов – тот самый Иванов, основатель и руководитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». В 2014 году он продал свою долю в бизнесе и теперь живет в США, открыл новый бизнес: онлайн-библиотеку саммари на максимально полезные книги – Smart Reading.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

«Самое большое зло, которое может быть в нашей профессии — участие в создании пропаганды»

Правила журналистов

При написании любого текста я исхожу из того, что никому не интересно мое мнение о происходящем. Читателям нужно само происходящее, моя же задача - максимально корректно отзеркалить им картинку. Безусловно, у меня есть свои личные пристрастия и политические взгляды, но я оставлю их при себе. Ведь ни один врач не сообщает вам с порога, что он - член ЛДПР.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.