Подписаться на обновления
23 февраляПятница

usd цб 56.7608

eur цб 69.6341

днём
ночью

Восх.
Зах.

18+

ОбществоЭкономикаВ миреКультураМедиаТехнологииЗдоровьеЭкзотикаКнигиКорреспонденция
Религия  Инфраструктура  Работа  Образ жизни  Школа  Прозрачное
образование
 
Государство  Армия  Проекты  Дискуссии  ЧП  Спорт  Вехи  Страна детей  Москва 2.0  Антиплагиат  Профессия  Рерихи 
Ксения Володина   понедельник, 28 сентября 2015 года, 19:00

С миру по нитке — каждому на диплом
Способы проверки на оригинальность и бесчисленные обходные пути


   увеличить размер шрифта уменьшить размер шрифта распечатать отправить ссылку добавить в избранное код для вставки в блог




Не всегда просто найти баланс между противоположными желаниями: например, устроиться на хорошую работу и не прилагать для этого усилий во время обучения в университете. Но там, где бессильна воля, на выручку приходят внешние силы: например, «антиплагиаторские» программы, позволяющие проверить работы студентов на самостоятельность и честность.

«Разбавьте чужие мысли своими!», — такими словами большинство преподавателей отправляют студентов на пересдачу курсовых, рефератов и других письменных работ. Подчас переписывать «засветившуюся» работу приходится не один раз.

Написать или списать – вот в чем вопрос. С появлением программ на проверку плагиата эта дилемма стала куда серьезнее. Но если раньше списывать приходилось с различных книг и энциклопедий и выявить плагиат «на глаз» было непросто, то теперь, когда большая часть материалов для компиляции берется из всемирной паутины, найти родное место каждого информационного лоскутка гораздо легче. Так называемый patchworkplagiarism (от англ.“patchwork” – процесс создания одеял из разных лоскутков цветной ткани) можно отыскать чуть ли не в каждой второй студенческой работе.

Практика сдачи работ, бездумно скачанных с Интернета, не была секретом ни для студентов, ни для преподавателей. Достаточно напечатать титульный лист – и вперед, реферат готов. Конечно, зная о таком раскладе, преподаватель вряд ли станет тратить время на чтение материала, который, скорее всего, увидит не в двойном и даже не в тройном экземпляре. О каком чистом и прозрачном, а главное эффективном образовании может идти речь?

Чей лоскут?

Попытки решения проблемы «лоскутных одеял» вместо чистой и светлой работы разума студентов стали предприниматься с 2005 года. Сейчас существует немало различных сайтов, которые позволяют вычислить степень заимствования, а иногда и подсказать что-нибудь эдакое по стилю или орфографии. В рамках эксперимента мы попробовали «пробить» фрагмент эссе по творчеству Булгакова на различных сайтах.

«Булгаков пишет свою повесть «Собачье сердце» - пожалуй, это произведение становится наиболее яркой политической сатирой. В первой редакции повесть содержала прочти открытые намеки на некоторых политических деятелей. Большинство булгаковедов считает повесть большой сатирой на управление страной в период 1920х годов: Чугункин как Сталин, Преображенский как Ленин, Борменталь становится Троцким, ассистентка Зина – Зиновьевым и так далее. Политический подтекст соотносится с самой идеей русской революции и пробудившегося пролетариата. Шариков – самый известный собирательный образ ординарного люмпена-пролетариата, внезапно получившего непомерные права и свободы и на удивление никаких обязанностей. Булгаков планировал опубликовать «Собачье сердце» в альманахе «Недра», но абсолютно очевидно, что цензура не пропустила повесть даже в Главлит. Каменев назвал ее «острым памфлетом на современность, который печатать ни в коем случае нельзя». При обыске квартиры Булгакова все рукописи были изъяты. Однако в самиздате книга выпускалась уже с 30х годов».

«Антиплагиат»

«Антиплагиат» — это своего рода поисковая система, которая содержит в своей базе данных работы со всего Рунета. Цель программы – вычислять в тексте собственные мысли автора и лоскутки с чужих информационных одеял.

Сайт «Антиплагиат» позволяет зарегистрированным пользователям проверить текст в считанные минуты и, используя базовый бесплатный тариф, увидеть процент оригинальности работы и источники заимствования. Платные тарифы в свою очередь позволяют получить полный отчет по тексту, содержащий анализ каждого заимствованного фрагмента.

Скандалы вокруг платформы разгорались нешуточные. С появлением «Антиплагиата» многие студенты и преподаватели оказались в не самом выгодном положении. Студенты были лишены возможности «халявить» с работами, а некоторые преподавательские методички и монографии, попавшие под «проверку на вшивость», оказались такими же лоскутными одеялами.

Сами создатели программы не отрицают, что «Антиплагиат» — вещь несовершенная. В первую очередь она страшна своей беспристрастностью, что далеко не всегда играет на руку. Конечно, если говорить о тотальном списывании, беспристрастность «Антиплагиата» станет проверкой на честность. Но, с другой стороны, любая работа, включающая в себя теоретическую часть, будет основана на сторонних источниках, то есть будет содержать какой-то процент заимствований. С этой точки зрения оценка качества работы исключительно по процентному соотношению не всегда является справедливой. В некоторых ВУЗах, использующих «Антиплагиат» для проверки студенческих работ, пытаются как-то скоординировать действия программы: например, определяют приемлемый порог заимствований и минимальный процент оригинальности работы.

Фрагмент эссе был признан «Антиплагиатом» оригинальным на 94% – в первоисточниках были указаны доступные в сети лекции по русской литературе и некая «Новейшая русская литература», которая на поверку оказалась чьими-то вывешенными в сеть билетами для экзамена.


В расширенной платной версии, помимо списка первоисточников, можно увидеть и заимствовнные места, выделенные в тексте. Продвинутая версия предлагает полный отчет по содержанию с точки зрения наличия зимствований, цитирования и прочих радостей. Примерно так оценил расширенный «Антиплагиат» рецензию на монографию Иоффе «Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов». Почти 90% оригинальности, вычитая цитирование и несколько заимствованных строчек. Неспоримый плюс «Антиплагиата» в том, что он дает возможность выгрузить полный отчет в pdf- формате – как раз для тех случаев, когда это может понадобится преподавателю.


ETXT.RU

Этот сайт предлагает возможность скачать программу или же использовать проверку в онлайн-режиме. Кроме того, для тех, кому приходится проверять большое количество текстов в «производственном» масштабе (скажем, тем же университетам), есть возможность создания отдельного сервера. Тексты, сайты – согласно описанию, практически весь русскоязычный Интернет находится в компетенции ресурса.

Этот платный сайт оценил нашу рецензию в 97% оригинальности. В тексте заимствованные места выделяются другим цветом, однако общее состояние интерфейса оставляет желать лучшего. Etxt показал 4 ресурса, схожесть с которыми была от 1 до 3%, притом ни один из них впоследствии не встретился в других проверках.


TEXT.RU

Интересный сайт, который помимо процента заимствования каким-то магическим образом выявляет степень количества воды и «заспамленности» текста, а также находит орфографические и корректорские ошибки (вроде двойных пробелов или длинных тире). Сайт вычисляет плагиат на уровне «доливания» в предложение новых слов, изменений порядка слов и прочих косметических изменений, которые сделаны в надежде «обойти» не доведенные до ума «антиплагиаты».

Здесь наше эссе получило целых 12% воды в тексте и всего 66% оригинальности. Часть заимствований была обнаружена на сайте с кратким содержанием книги и на Википедии. Однако и здесь не обошлось без минусов: в качестве ошибки программа выдает и фамилии героев, и аббревиатуры, и общепринятые сокращения (понятие «Главлит» оказалось за гранью разумного).


Но эксперимент на этом не закончен. Ради интереса, мы попробовали пробить на сайте фрагмент Нобелевской речи Иосифа Бродского. Несмотря на то, что уникальность текста стопроцентна, вода и заспамленность взяли свое – даже обидно за Иосифа Александровича.


«...Если искусство чему-то и учит (и художника – в первую голову), то именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней – и наиболее буквальной – формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности – превращая его из общественного животного в личность. Многое можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную – но не стихотворение, скажем, Райнера Марии Рильке. Произведения искусства, литературы в особенности и стихотворение в частности обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения. За это-то и недолюбливают искусство вообще, литературу в особенности и поэзию в частности ревнители всеобщего блага, повелители масс, глашатаи исторической необходимости. Ибо там, где прошло искусство, где прочитано стихотворение, они обнаруживают на месте ожидаемого согласия и единодушия — равнодушие и разноголосие, на месте решимости к действию — невнимание и брезгливость. Иными словами, в нолики, которыми ревнители общего блага и повелители масс норовят оперировать, искуство вписывает «точку-точку-запятую с минусом», превращая каждый нолик в пусть не всегда привлекательную, но человеческую рожицу».

ANTIPLAGIAT.SU

Веселенький, но не слишком функциональный сайт для проверки. Наше эссе он оценил в аж 100% оригинальности – видимо, этот сервис не видит даже Википедию.


На речь Иосифа Александровича сайт отреагировал, выдав надпись о стопроцентной уникальности. С одной стороны, это должно быть лестно, с другой – даже как-то задевает, что программы антиплагиата не могут найти Нобелевскую лекцию великого поэта на просторах Интернета.


ANEXP.RU

А вот этот ресурс становится маленьким читерством в сфере антиплагиата. Согласно информации на главной странице, создатели обещают исправить любой текст на уровне кода, чтобы ни одна система антиплагиата не смогал распознать скопированные места.

За определенную сумму ресурс копается в программе вашего текста и устанавливает требуемый процент уникальности – причем вне зависимости от системы проверки.

Начиная со второй страницы поисковика почти каждый сайт обещает не проверить отрывок, а обойти программы антиплагиата. Недобросовестные студенты так и кричат – мы окружены, но не сломлены.

DupliChecker, PaperRater,PLAGIARISMA.NET, PlagTracker

Это — наиболее популярные зарубежные платформы для проверки на плагиат. Большинство из них поддерживают несколько языков, что позволяет сканировать разные сегменты Интернета. Практически все сайты подобного типа работают по похожей схеме, выявляя откровенно скопированные места. Например, PaperRater предлагает проверку по трем направлениям: плагиат, грамматика и возможные варианты написания, например, изменения в стиле или подбор синонимов.

Для проверки этого ресурса пришлось взять один из англоязычных материалов – для большинства зарубежных сайтов поиск переводной информации пока еще остается невозможным. Реферат по экономике при проверке на PaperRater оказался на 96% оригинальным. Плюс ко всему мы получили полный расклад по оценке стиля, грамотности и построению предложений.

Вернский

Одним из самых, пожалуй, интересных проектов рунета по вопросу хранения и оптимальной передачи знаний стал проект «Вернский». «Вернский» — это, как гласит надпись на домашней странице сайта, «банк знаний и база первоисточников: архив и депозитарий учебных работ и научных исследований с проверкой на уровень заимствований». Сайт дает возможность проверить работу на степень оригинальности, а также выявить грамматические ошибки. Помимо этого, платформа представляет собой банк диссертаций, курсовых, рефератов, дипломов, научных статей, монографий и других плодов человеческой мысли.

Открытая публикация работ в совокупности с проверкой на возможный плагиат в некотором роде становится основой для роста спроса на знания, добытые личными усилиями. «Вернский» также использует ресурсы «Антиплагиата», однако, если «Антиплагиат» в первую очередь ориентирован на преподавателей и их контроль над студентами, «Вернский» делает ставку на самих студентов. Сайт позволяет авторам работ видеть, в каких объемах цитируют их интеллектуальное достояние, кто «берет в кредит», указывая ссылку, а кто крадет без следов первоисточника.

Этот академический сервис подключен к самой большой базе первоисточников в России: 60 млн. статей базы «Антиплагиата» и библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки. Проверка на «Вернском» дает максимально полный отчет по использованным в работе материалам с проверкой орфографии и читабельности текста, однако услуга эта платная – студенту потребуется выложить 100 рублей за полный отчет по всем указанным параметрам.

Наша рецензия набрала на «Вернском» 94% оригинальности. Однако, в отличие от «Антиплагиата», «Вернский» не разглядел цитирований, а потому некоторые цитаты были представлены как заимствования с других сайтов или книг. Стоит отметить, что сайт предоставил полный отчет по материалу в течение двух минут – как только прошла оплата. Как и в «Антиплагиате», на «Вернском» существует возможность скачать отчет и, при необходимости, отдать преподавателю с гордым «Я сам!»


За границей подобные серверы уже существуют и работают довольно давно: например, польский сервер Plagiat.pl функционирует уже больше 10 лет. Проверка на этом сайте является обязательным условием для допуска выпускников к защите дипломной работы, а результаты проверки сразу же ложатся на преподавательский стол.

Turnitin.com — еще один зарубежный аналог «Вернского». Этот ресурс используется в 126 странах мира, доступен на 15 языках и сотрудничает с ведущими международными университетами и колледжами. На данный момент платформа хранит 300 миллионов студенческих работ со всего земного шара, осуществляет проверку по 20 миллиардам Интернет-сайтов, тысячам журналов, статей, книг и других возможных источников информации. Для некоторых ВУЗов проверка на этом сайте также стала обязательной.

Я востребован, следовательно, я существую

Не секрет, что высшее образование всегда было напрямую связано с тем, насколько студент способен работать самостоятельно. В отличие от школы, университет — это место, где преподаватели и студенты работают скорее как коллеги, нежели как тьюторы и их ученики. Однако развитие Интернета показало, что всё чаще студенты делают вид, что работают самостоятельно, нежели действительно работают. Ценность курсовых, дипломных и исследовательских работ стремительно падает, ведь исследования, которые, по сути, не больше, чем фикция, не стоят ничего.

Собственно, отсюда вытекает вполне закономерное явление: на выходе из университета биржа труда видит не самостоятельных и «укомплектованных» специалистов, а редкостных умельцев создать видимость выполнения любой возложенной обязанности, ничего при этом не имея за душой. Дипломы, которые не читались ни выпускниками, ни их преподавателями, гордо отправляются пылиться рядом с шансами прилично трудоустроиться на рынке труда.

Такие программы, как «Антиплагиат» и «Вернский», стали первыми серьезными шагами к исправлению ситуации тотальной фальсификации данных. Суть этих преобразований состоит не только в тотальной проверке всех выпускных работ, но в первую очередь в контроле качества дипломов, возможности их дальнейшего использования в трудоустройстве и общем развитии научной сферы.

В конце концов, каждый выпускник мечтает о приличной должности, работе по специальности и приемлемых деньгах на жизнь. Проект направлен на то, чтобы дать шанс талантливым студентам найти свое место на рынке труда, изначально находясь в контакте с работодателями и их требованиями. Опубликованная выпускная работа, качественная и самостоятельно продуманная и написанная, стала бы удачным приложением к резюме. Иначе говоря, цель всех программ, начиная от антиплагиаторских серверов и заканчивая полномасштабным государственным проектом «Востребованное образование» — это не контроль, а создание возможности для дальнейшей интеграции в сферу специальности.


Публикация в рамках информационной кампании о проекте «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».




ОТПРАВИТЬ:       



 




Статьи по теме:



«Мама, я хочу в Гарвард»

Кого ждут в лучших университетах мира

Оксфорд, Кембридж, MIT, Стэнфорд и университеты Лиги Плюща — лучшие мировые вузы, которые много лет держатся в первых строчках международных рейтингов. По статистике, только 5–7% абитуриентов в итоге становятся их студентами. Среди выпускников этих вузов — известные политики, успешные бизнесмены и нобелевские лауреаты, но что нужно делать российскому школьнику, чтобы — для начала — хотя бы поступить в желанный зарубежный университет?

07.02.2018 13:00, Марина Рунович


7 мифов о языках и их научное разоблачение

Правда ли, что детям проще выучить иностранный язык, а французский красивее немецкого

Давайте начистоту: лингвистика явно не относится к разряду точных наук. Строить теории о лексике, звуках и «врожденной грамотности» проще, чем о ядерной физике, поэтому филологи то и дело сталкиваются с нелепыми спекуляциями и гипотезами сумасшедших всех мастей. Борьба с мифами о языках началась не так давно и пока ведется из окопов научных статей с ограниченным доступом и немногочисленных профессиональных блогов о лингвистике. Но как же приятно время от времени выходить на свежий воздух с табличкой «Опровергнуто!».

17.01.2018 13:00, Оксана Калмыкова для knife.media


Всем нравится идея образования для взрослых

Осталось понять, что мы имеем в виду

Про взрослых, которые учатся всю жизнь, я начала думать летом, когда захотела поработать в проекте «ЧТД: Что и требовалось доказать». В тот момент он только-только возник, но уже обрел имя и концепцию благодаря главному редактору «Мела» Никите Белоголовцеву. Ход мысли отцов-основателей, в общем, понятен: у нас есть прекрасный «Мел», почему бы не сделать в пару к нему проект об образовании для взрослых. Само собой, человеческим языком.

19.12.2017 13:00, Ксения Киселева, главный редактор ЧТД


Деньги против знаний

Смогут ли крупнейшие научные издательства работать по модели открытого доступа

С момента, когда сфера научной периодики стала осваивать интернет-пространство, ее участники разделились на два лагеря. Для одних современные технологии стали возможностью сделать знания более доступными, другие же восприняли их как способ увеличения заработка. К первым относятся ученые. Они заинтересованы в том, чтобы их исследования распространялись как можно шире. Ко вторым – компании, для которых научная периодика является прежде всего бизнесом.

04.12.2017 16:00, Алена Глазунова


Первые научные шаги

Советы начинающим исследователям

Многие из тех, кто решил заняться наукой, испытывают трудности во время написания своей первой научной статьи. С чего начать? Как подобрать подходящую тему? Где можно опубликовать свою научную статью? Отвечаем на все вопросы и поэтапно разъясняем план действий вместе с Григорием Прутцковым, доцентом факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

03.12.2017 18:00, Наталья Глухова


Поделиться с миром

Нужно ли студентам публиковать свои ВКР и где это лучше сделать

За последние 5 лет вышло несколько законопроектов об обязательной публикации дипломных работ, научных исследований и диссертаций. Появилось и множество интернет-платформ, на которых любой исследователь может опубликовать свою научную работу на определенных условиях. Рассказываем, где и как это можно сделать.

30.11.2017 19:00, Евгения Рассказова


Жизнь науки в киберпространстве

Как трансформируются научные журналы в XXI веке

К 2020 году результаты всех европейских научных исследований, финансируемых за счет государства, появятся в открытом доступе. Решение было принято в 2016 году в рамках проекта общеевропейской инициативы Innovation Principale. Переход к системе открытого доступа – главная тенденция 21 века в сфере научной периодики. Она обоснована олигополией научных издательств «большой пятерки» на рынке и активным развитием информационных технологий.

29.11.2017 19:00, Алена Глазунова


Ради общественного блага, славы и денег

Конкурсы ВКР и диссертаций в России

Научную деятельность в России стимулируют как могут: кнутом, пряником, законопроектами и солидными грантами. Один из инструментов мотивации – конкурсы ВКР и диссертаций. Дипломы идут в профессиональное портфолио, у студентов и молодых ученых появляется возможность предстать перед экспертами и получить денежный приз на реализацию собственного проекта.

28.11.2017 16:00, Ольга Кареева


Написал – опубликуй

Где и как выпускники Европы публикуют свои дипломные работы

Многие зарубежные университеты признают важность открытого доступа и предоставляют своим студентам возможность публиковать дипломные работы на различных порталах. Это не только способствует развитию науки, но и делает саму образовательную систему прозрачнее. Студентов такая политика мотивирует создавать более качественные научные материалы, при этом значительно повышается как цитируемость работ, так и рейтинг университета. Рассказываем, где публикуют свои ВКР студенты из Чехии, Германии, Италии и Швеции.

26.11.2017 16:00, Наталья Глухова


Культура свободного обмена

Перспективы открытой науки обсудили на Культурном форуме

17 ноября в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума на площадке СПбГУ состоялся круглый стол «Open Access: новая культура публикации, доступа и защиты научной информации». В мероприятии приняли участие представители Общества Макса Планка, Минкультуры РФ, Минобрнауки РФ, университетов, библиотек и некоммерческих организаций.

25.11.2017 13:00, Агент Ноосферы






 
<font size=2>Прозрачное<br>образование</font>

Новости

Менее 10% российских вузов публикуют выпускные квалификационные работы выпускников
Ассоциация интернет-издателей опубликовала исследование «Практика и платформы открытой публикации учебных работ в российских вузах».
Публикация ВКР для специалистов и магистров станет обязательной
Внесен законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О рекламе" и статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», в соответствии с которым предполагается обязательная публикация выпускных работ студентов специалитета и магистратуры.
Проект «Научный корреспондент» представлен на конференции «Антиплагиата»
27 октября в Липецке в рамках международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2017», проводимой компанией «Антиплагиат», состоялась презентация проекта «Научный корреспондент». Об инициативе по открытой публикации выпускных квалификационных работ студентов российских вузов рассказал президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
Продолжается прием заявок на участие в Общероссийском гражданском форуме-2017
V Общероссийский гражданский форум «Диалог. Солидарность. Ответственность» пройдет 25 ноября в Москве, в гостинице «Космос». В этом году Форум будет посвящен теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Прием заявок продолжится до 5 ноября. Подать заявку можно здесь.
Открыт набор в Зимнюю школу университета КГИ
Какие темы федеральной и региональной повестки определят наше ближайшее будущее? С какими вызовами стране и гражданскому обществу придется столкнуться в скорой перспективе? Куда могут быть приложены усилия городов и территорий в лице активной части российского общества? Зимняя Школа Университета КГИ приглашает вас вместе с экспертами обсудить эти и многие другие вопросы 13-16 декабря 2017 года в подмосковном Звенигороде.

 

 

Мнения

Ирина Левова, Глеб Шуклин

Паралич знания

Как спасти образование и науку в России?

Сегодня в России нет баз данных научных публикаций. Более половины научных изданий даже не оцифрованы и остаются недоступны для студентов и преподавателей из других вузов, не говоря уже о простых гражданах. А в западные базы крайне редко попадают статьи российских учёных. Иногда какому-то из российских вузов выделяют средства на доступ к западной базе, что воспринимается учёными как праздник: база тут же «сливается» и далее распространяет бесплатно. За это доступ университета надолго блокируется.

Артемий Никитов, заместитель Генерального директора ФГУП "ЦАГИ"

Copy-Paste

Почему плагиат можно и нужно побеждать

В последнее время много говорится о необходимости борьбы с плагиатом в студенческих и научных работах, о катастрофическом положении дел в этом вопросе и предлагаются различные, в том числе экзотические методы борьбы.

Иван Засурский

Победить плагиат легко

Реформу образования важно начать с общедоступности учебных и квалификационных работ

Новый кабинет министров, по всей видимости, сможет начать глубокие реформы в науке и образовании, однако об их содержании пока приходится только догадываться. Тем не менее тема общедоступности учебных и квалификационных работ уже стала предметом консенсуса среди экспертов, а АСИ собирается обратиться в правительство с конкретными предложениями, которые поддержит и Сколково.

Юлия Эйдель

Эпидемия прозрачности: теперь дипломы!

Скандалы с диссергейтами покажутся вам цветочками

Новостной ажиотаж вокруг Минобрнауки этой весной впечатляет. Истории с диссергейтами перешли в плоскость медийно-судебных разбирательств с чиновниками-диссертантами, информационных атак против министра Ливанова в СМИ и блогерских вбросов. На этой неделе тема дополнилась проверкой из прокуратуры с последующим увольнениям сотрудников ВАКа и отставкой замминистра Федюкина. Но главная новость Минобранауки прошла мимо первых полос...

Константин Деревянко

Государство, бизнес, общество — социальное партнерство

В рамках реализации национальной программы поддержки и развития чтения

На недавнем съезде Российского книжного союза было сказано немало правильных слов о поддержке книгоиздательской отрасли, однако носили они по преимуществу общий характер. Попробуем разобраться в складывающейся ситуации с конкретными цифрами в руках – чтобы сделать соответствующие выводы и выдвинуть конкретные предложения.

Николай Горькавый

Олигархи — марионетки учёных

С чем ассоциируются «новые технологии»? С айподами, плазменными экранами и прочими гаджетами. Это хорошие деревья, но не лес. Кроме создания удобств и комфорта, современные технологии выполняют ещё две функции — возможно, более важные, чем первая. Сумма технологий обеспечивает социальную пластичность и права личности.

Екатерина Сальникова

Потерянные и ищущие

«Школа» и Lost завершились

На днях завершились два культовых сериала — «Школа» и Lost. Какой из них больше ассоциируется с понятием потерянного поколения, сказать трудно. Персонажи потеряны более, нежели создатели, которые тоже потеряны.

Ольга Шнырова

Раздельное обучение

Выгоды и риски

В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Елена Дунаева

Буквы разные писать учат в школе?

Естественная типология родителей

Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Ян Левченко

Победить классный час

Сказка о потерянном времени и воспитании патриотизма

Школа — не университет, где иные преподаватели могут вернуться к середине сентября. В школе начинают как следует. С самого что ни на есть классного часа, либретто которого сочиняют в министерстве образования и директивно рассылают по всей стране. В этом году мне довелось ознакомиться с методическими рекомендациями по организации классного часа, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Календарь

Олег Давыдов

Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс

Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Максим Медведев

Фриц Ланг. Апология усталой смерти

125 лет назад, 5 декабря 1890 года, родился режиссёр великих фильмов «Доктор Мабузе…», «Нибелунги», «Метрополис» и «М»

Фриц Ланг являет собой редкий пример классика мирового кино, к работам которого мало применимы собственно кинематографические понятия. Его фильмы имеют гораздо больше параллелей в старых искусствах — опере, балете, литературе, архитектуре и живописи — нежели в пространстве относительно молодой десятой музы.

Игорь Фунт

А портрет был замечателен!

5 декабря 1911 года скончался русский живописец и график Валентин Серов

…Судьба с детства свела Валентина Серова с семьёй Симонович, с сёстрами Ниной, Марией, Надеждой и Аделаидой (Лялей). Он бесконечно любил их, часто рисовал. Однажды Маша и Надя самозабвенно играли на фортепьяно в четыре руки. Увлеклись и не заметили, как братик Антоша-Валентоша подкрался сзади и связал их длинные косы. Ох и посмеялся Антон, когда сёстры попробовали встать!

Юлия Макарова, Мария Русакова

Попробуй, обними!

4 декабря - Всемирный день объятий

В последнее время появляется всё больше сообщений о международном движении Обнимающих — людей, которые регулярно встречаются, чтобы тепло обнять друг друга, а также проводят уличные акции: предлагают обняться прохожим. Акции «Обнимемся?» проходят в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

Илья Миллер

Благодаря Годара

85 лет назад, 3 декабря 1930 года, родился великий кинорежиссёр, стоявший у истоков французской новой волны

Имя Жан-Люка Годара окутано анекдотами, как ни одно другое имя в кинематографе. И это логично — ведь и фильмы его зачастую представляют собой не что иное, как связки анекдотов и виньеток, иногда даже не скреплённые единым сюжетом.

Денис Драгунский

Революционер де Сад

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Александр Головков

Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

Александр Головков

Зигзаги судьбы Маршала Победы

1 декабря 1896 года родился Георгий Константинович Жуков

Его заслуги перед отечеством были признаны официально и всенародно, отмечены высочайшими наградами, которых не имел никто другой. Потом эти заслуги замалчивались, оспаривались, отрицались и снова признавались полностью или частично.


 

Интервью

Александр Привалов: «Школа умерла – никто не заметил»

Покуда школой не озаботится общество, она так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов

Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Разговор шёл о подлинных целях реформы образования, о том, какими знаниями и способностями обладают в реальности выпускники последних лет, бесправных учителях, заинтересованных и незаинтересованных родителях. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.

«Антиплагиат» и осетрина второй свежести

Константин Рудаков: «Моральный климат в среде авторов и исполнителей заимствованных диссертаций ужасный. В такой атмосфере не рождается полноценный научный труд»

«Антиплагиат» выполняет простую задачу – поиск источников заимствования в проверяемом тексте. Но вокруг системы ходят слухи и разгораются споры, её продолжают демонизировать, представляют как орудие борьбы политиков и чиновников, и даже как инструмент сексуальных домогательств преподавателей к студенткам. Писатель Михаил Лифшиц поговорил с Константином Рудаковым, чл.-корр. РАН и профессором ВМиК МГУ,стоявшим у истоков этой истории.

Игорь Федюкин: «Многие российские диссертации не выдерживают критики»

Замминистра образования о профессиональных стандартах научного сообщества и о том, почему российские ученые не стремятся участвовать в международном научном процессе

В Министерстве образования и науки Игорь Федюкин занимается научно-технической политикой, международными отношениями и вопросами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Недавно именно вопросы аттестации приковали всеобщее внимание в связи со скандалами вокруг диссертаций новоиспеченного директора Колмогоровской школы при МГУ Андрея Андриянова, политиков Владимира Тора и Владимира Бурматова.

Тина Канделаки: «Политика и блогинг — это разные вещи»

Двойные тарифы ГИБДД и гражданское общество в Рунете

Канделаки работает на телевидении, ведёт активную деятельность в Общественной палате РФ, читает лекции о развитии интернета в РГГУ и руководит собственной продюсерской компанией. В интервью Тина рассказала, на чьей она стороне в истории с «кремлёвским червём», что стало с традициями чёрного пиара и как победить коррупцию в России.

«Необходимо отказаться от самой идеи производства винтиков для социальной машины»

Интервью с Дэвидом Грибблом, учителем с многолетним стажем, писателем, активистом свободного образования

Основные принципы свободного образования — уважение и вера в детей. Свободный выбор занятий. Равноправные отношения между детьми и взрослыми. Дети и учителя вместе несут ответственность и принимают участие во всех школьных делах.

Татьяна Клячко: «Учиться всю жизнь не роскошь, а необходимость»

О непрерывном образовании, неакадемических и вымирающих профессиях

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко рассказала «Часкору» о том, что нам ещё учиться и учиться.

Учитель Лада Сыроватко: «Новый курс возвращает учителя к роли наставника и собеседника»

Учителя возлагают большую надежду на новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО (2006), обладатель медали им. Ушинского за вклад в методическую науку Лада Викторовна Сыроватко поделилась мнением о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» в своём интервью «Частному корреспонденту».

Элеонора Бараль: «Наша задача — сделать всё, чтобы они чувствовали, что этот мир — это их мир»

Уникальный опыт московской школы № 299, где 15 лет практикуют инклюзивное образование без всяких государственных программ

Инклюзивное образование, то есть обучение детей с различными физическими отклонениями в классах обычных общеобразовательных школ, в нашей стране только развивается. И все проблемы, связанные с ним, интересуют как педагогов, так и родителей особых детей. А проблем множество. Это и обучение учителей, и работа с родителями, и техническое оснащение школ специальным оборудованием, а главное — подготовка той среды, в которую попадут дети-инвалиды.

Дмитрий Крымов: «Театр художника. Художник театра…»

Театр ищет выход из кризиса в новых формах

«Театр художника» ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов. Во главу угла здесь ставятся визуальные символы, воздействующие на зрителя сильнее текста пьесы или актерской игры. Лидером такого художественного театра является Дмитрий Крымов.