Семён Лопато. Ракетная рапсодия. М.: Гелеос, 2010.
Сергею, учёному-радиоэлектронщику с собственным бизнесом, вдруг предлагают сказочный заказ от профильного министерства. Он подозревает, что речь идёт о банальном распиле, но нет — работа честная. Только чтобы она ему досталась, надо выполнить небольшое незаконное поручение на территории Белоруссии. Риск того стоит, но опасность окажется куда серьёзней предполагаемой. В результате осторожному предпринимателю и примерному семьянину придётся поступиться чуть не всеми проверенными жизнью принципами.
Роман неведомого Семёна Лопато с самого начала подкупает традиционной манерой письма: этакой лирической обстоятельностью, принятой в молодой прозе шестидесятых. Да и тема, в сущности, старомодная: работа и судьба. Тридцатипятилетний профессионал попадает в сложную ситуацию и переживает меняющий его кризис. Сюжет, однако, оказывается непредсказуемым, гадать о том, что будет дальше, приходится до последних страниц. Начавшись как производственная история, роман то приобретает сатирические оттенки, то плотно заезжает в шпионскую авантюру и криминал, а потом вдруг оборачивается эротической мелодрамой и разражается вдобавок страстной речью о предательстве родины. Притом что вся эта жанровая неопределённость оказывается ему к лицу, а история получается хоть и необычной, но цельной.
Автор берёт дотошностью, он фиксирует происходящее как внимательный наблюдатель: увидел, пошёл, сказал, сделал, подумал, не оставляя неясностей, но и не впадая в тяжеловесность. Однако ещё важней бытописательской цепкости его компетентность. Сложно усомниться, что автор сам работал в бывшем почтовом ящике, не раз бродил по министерским этажам и знает, как делаются дела в ФСБ. Первой половине романа не откажешь в убедительности ни по одному пункту, так что даже когда там начинаются события не очень, скажем так, вероятные, запас доверия всё равно не иссякает вплоть до финала.
Трудно сказать, в чём видит главную задачу рассказчик: угодить читателю увлекательными поворотами или высказать выношенное. И что важнее для автора — возрастной кризис героя, превращающий сексуальное приключение в перемену судьбы, или его карьерный успех, зависящий с какого-то момента от умения быстро бегать и переносить тяжести. Или печальные раздумья о единстве братских народов. В «Ракетной рапсодии» можно увидеть метафору сразу нескольких тем — от экзистенциальных до общественно-политических. Причём легко заметить, что не из конъюнктурного расчёта залезает Семён Лопато во всякие скользкие области. Это видно хотя бы по тому, как его прозу начинает в отдельные моменты нести. То в сцене любви втроём, то в монологе о расставании рассказчик вдруг сбивается с обычного ровного ритма и, позабыв рассудочность, выдаёт страницу потока сознания без фраз и абзацев. У него вообще не разберёшь, где вдохновение, а где расчёт. Поэтому и всему роману не поставишь сразу диагноз. Считать ли его продуманной конструкцией и воплощением стратегии успеха? Или перед нами выстраданный итог многолетних раздумий? Рискованный опыт? Беспроигрышный вариант?
Очевидно, впрочем, что как честная, нагруженная смыслами и нестыдная беллетристика роман заслуживает похвалы. Не так много подобных книг выходило в последние годы, и в ряд между «Асфальтом» Гришковца и «Жизнь удалась» Рубанова «Ракетная рапсодия» встаёт без натяжки.
Читать @chaskor |